COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MAIN ACTIONS OF BENCH PRESS
IN THE SPORTS EQUIPMENT AND WITHOUT IT USING AN EXAMPLE OF A HIGHLY-SKILLED ATHLETE
K.G. Terzi
A comparative analysis of the main actions in the performance of the bench press on the bench by a high-qualified sportsman with the use of sports equipment and without it is presented. An experiment is described that allows you to evaluate the influence of sports equipment on the change in biomechanical characteristics during the exercise.
Key words: bench press, equipment, technique of execution, competitive exercises, phase structure.
Terzi Konstantin Grigoryevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, 88konstantin16@mail. ru, Russia, Malakhovka, Moscow State Academy of Physical Culture (MGAFC)
УДК 796.332:796.015.154
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ
Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, А.Д. Дугблей
Представлены результаты анализа уровня общей и специальной физической подготовленности футболистов с целью рациональной структуризации тренировочного процесса и формирования у игроков высокой физической работоспособности, обеспечивающей успешную соревновательную деятельность.
Ключевые слова: футболисты, физическая подготовленность, соревновательная деятельность, тренировочный процесс.
Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в футболе, заключается в том, что высокая результативность игроков различного профиля строится на оптимальном соотношении технического мастерства и физической работоспособности [1, 2]. Поиск средств и методов, в наиболее полной мере способствующих решению данной проблемы, является основой многочисленных исследований по формированию уровня физической подготовленности [3, 4]. В виду того, что к 15-16 годам у футболистов сильно различается уровень отдельных составляющих физической подготовленности, связанных с соответствующим игровым амплуа, и своих пиковых значений данная тенденция достигает в возрасте 18-19 лет [1, 5], непосредственно перед переходом во взрослые команды.
При оценке уровня физической подготовленности необходимо проводить объективный анализ всех составляющих тренировочного процесса, среди которых необходимо отметить следующие:
1. Выбор средств и методов определяется требованиями, которые лежат в основе подготовки игроков различных амплуа. Например, нападающие в ходе игры в целом выполняют большое количество ускорений в зоне максимальной мощности на короткие дистанции, у полузащитников количество коротких рывков меньше, однако они выполняют значительное количество более протяженных ускорений и большой объем перемещений во время игровой деятельности в зонах умеренной и большой мощности, что требует от них высокого уровня проявления общей и специальной выносливости. Среди требований, предъявляемым к физической подготовленности защитников, следует отметить выполнение больших объемов скоростно-силовой работы (прыжки, ускорения) и различных силовых элементов [6-8]. Вратари должны обладать высоким уровнем координационных возможностей и скоростно-силовых качеств, специальной выносливости, гибкости.
2. Установлено, что суммарное расстояние, выполняемое с субмаксимальной интенсивностью у квалифицированных футболистов достигает 2000-3000 м [5, 6]. Согласно данным ряда исследований [9], 15-летние футболисты на тренировочных занятиях выполняют практи-чески «взрослые» параметры нагрузки: 1500-2000 м. Суммарный объем перемещений за игру у игроков 15-17 лет практически достигает показателей взрослых и превышает рубеж в 10 км [3]. Если сравнить показатели объема передвижений на различных скоростях у футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства и команд мастеров, можно констатировать значительное сходство в показателях двигательной активности [6].
3. Функциональные возможности подростков существенно отличаются от показателей взрослых, прежде всего из-за того, что в возрасте 15-17 лет еще происходят гормональные и структурные изменения организма, связанные с переходом к взрослому состоянию, что напрямую влияет на развитие физических качеств - именно данный период является наиболее предпочтительным для развития силы, поскольку абсолютный рост тела замедляется и изменяется соотношение мышечного и жирового компонента, в пользу первого.
Все указанные выше позиции предъявляют определенные требования к уровню физической подготовленности футболистов данного возраста.
Методы и результаты исследования. Для оценки уровня физической подготовленности было отобрано 80 испытуемых, возрастом от 15 до 17 лет, имеющие стаж спортивной подготовки не менее 6 лет, мужского пола. Для определения уровня физической подготовленности были сформированы два блока тестовых заданий, в первый из которых входили упражнения на оценку общей физической подготовки - наклон вперед, бег на 30 м с высокого старта, прыжок в длину с места, челночный бег 4*9 м.
Во втором блоке были представлены задания, характеризующие
специальную физическую подготовку - длинная передача на точность (в обозначенные зоны, на расстоянии в 30 м для 15-летних и 40 м для спортсменов 16-17 лет, размеры зон 2*2 м и 3*3 м), вбрасывание мяча на дальность, челночный бег 4*9 м с мячом, обводка стоек и удар в створ ворот на время.
Все испытания непосредственным образом связаны с критериями, указанными в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» и примерными тренировочными программами для этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Тестовые задания обоих блоков выполняли игроки всех амплуа.
При проведении разминки, предшествующей выполнению тестовых испытаний, участники исследования выполняли 12 -минутный бег, призванный смоделировать усредненные параметры беговой работы. Оценка аэробных возможностей определялась по преодоленному рас -стоянию и величине ЧСС. В целом результаты соответствуют возрастным нормам. В табл. 1 представлены данные тестовых испытаний, характе-ризующие уровень общей физической подготовки испытуемых.
Таблица 1
Анализ уровня общей физической подготовки
№ п/п Тест Диапазон рез-тов Группа №1 (15 лет, п=17) Группа №2 (15 лет, п=19) Группа №3 (16 лет, п=22) Группа №4 (17 лет, п=22)
Количество, показавших результат, %
1 Наклон вперед, см -10-0 - 1 / 5 - -
1-5 6 / 35 10 / 55 1 / 5 1 / 5
6-10 5 / 29 5 / 27 5 / 22 5 / 22
свыше 11 2 / 11,7 3 / 16 13 / 59 11 / 50
2 Бег на 30 м, с 3,50-3,99 1 / 5,8 - - -
4,0- 4,59 12 / 70 9 / 47 21 / 95 22 / 100
4,6- 4,99 3 / 17 7 / 36 1 / 5
5,0- 5,50 1 / 5,8 1 / 5 - -
3 Прыжок в длину с места, см 181- -189 3 / 17 1 / 5 - -
190- -200 2 / 11,7 2 / 10 3 / 13 -
201- -210 8 / 47 5 / 27 4 / 18 3 / 13
211- -220 5 / 29 3 / 16 1 / 5 -
221- -230 1 / 5,8 2 / 10 5 / 22 6 / 27
231- -240 - 1 / 5 3 / 13 7 / 31
241- -250 1 / 5,8 2 / 10 5 / 22 4 / 18
свыше 250 - 1 / 5 - 2 / 10
4 Челночный бег 4*9 м, с 8,00- -8,59 1 / 5,8 - - -
8,60- -9,09 7 / 41 - - 3 / 13
9,10- -9,59 5 / 29 3 / 16 8 / 36 7 / 31
9,60-10,09 1 / 5,8 11 / 57 12 / 54 5/ 22
10,10-10,50 1 / 5,8 3 / 16 1 / 10 2/ 10
Примечание: при нарушении техники выполнения либо при падении во время испытания результат не засчитывался.
Оценка уровня специальной физической подготовки представлена в
табл. 2.
Таблица 2
Анализ уровня специальной физической подготовки
№ п/п Тест Диапазон рез-тов Группа №1 (15 лет, п=17) Группа №2 (15 лет, п=19) Группа №3 (16 лет, п=22) Группа №4 (17 лет, п=22)
Количество, показавших результат, %
1 Вбрасывание на дальность, м 13,0 -13,99 1 / 5,8 2 / 10 - -
14,0 -14,99 3 / 17 1/ 5 -
15,0 -15,99 3 / 17 - - -
16,0 -16,99 2 / 11,7 6 / 31 2 / 10 2 / 10
17,0 -17,99 2 / 11,7 5 / 27 1 / 5 -
18,0 -18,99 2 / 11,7 2 / 10 2 / 10 5 / 22
19,0 и > 1 / 5,8 3 /16 16 / 72,7 8 / 36
2 Челночный бег 4*9 м с мячом, с 9,0-9,99 - 3 / 16 8 / 36 3 / 13
10,0 -10,99 7 / 41 11 / 57,8 12 / 54 12 / 54
11,0 -11,99 7 / 41 3 / 16 1 / 5 2/ 10
12,0 -12,99 3 / 17 1 / 5 - -
13,0 и > - - - -
3 Обводка стоек и удар в створ ворот, с 5,0- 5,99 - - - 4 / 18
6,0- 6,99 - 5 / 27 5 / 22 8 / 36
7,0- 7,99 5 / 29 6 / 31 5 /22 2 / 10
8,0- 8,99 6 / 35 4 / 21 4 / 18 1 / 5
9,0- 9,99 4 / 23,5 3 / 16 1 / 5 -
10,0-10,99 3 / 17 - - -
4 Длинная передача на точность Попал 9/ 52,9 7/ 36,8 8 / 36 2 / 10
Не попал 8 / 47,1 12 / 63,2 14/ 63,6 20 / 90
Примечание: при нарушении техники выполнения либо при падении во время
испытания результат не засчитывался.
Второй блок тестовых испытаний по оценке уровня специальной физической подготовки выявил ряд особенностей, показывающих преобладание технической составляющей спортивной подготовки, а именно, выделением основного времени тренировочных занятий на владение мячом, над развитием физических качеств. Прежде всего, это касается результатов в челночном беге 4*9 м с мячом и в обводке стоек и ударе в створ ворот. Практически все испытуемые успешно справились с данным испытанием.
Однако поскольку высокий уровень координации в равной степени необходим во всех выполняемых действиях, результаты длинной передачи на точность показали неудовлетворительные результаты, равно как и недостаточное развитие мышц спины и верхней конечности в целом определили низкие показатели в тесте «вбрасывание на дальность».
Проведенное тестирование позволило выявить наиболее остро стоящие вопросы физической подготовки спортсменов, которые планируют продолжить спортивную карьеру в профессиональных клубах либо в сборных командах. Оперативное внесение коррекций в тренировочный план позволит нивелировать указанные выше недочеты и положительно поставить вопрос о дальнейшей спортивной карьере.
Выводы
1. Анализ тренировочной и соревновательной деятельности футболистов позволил определить основные требования к уровню физической подготовленности футболистов разной игровой специализации, учет которых необходим при осуществлении рациональной физической подготовки. В особенности это касается специальной выносливости, проявляющейся, прежде всего, в выполнении больших объемов скоростно-силовой работы, и упражнений на ловкость и гибкость. Повышение уровня силовых качеств в данном возрасте должно быть связано с выполнением физическим упражнений с собственным весом и сопротивлением партнера, занятия с дополнительным отягощением, прежде всего, со штангой, необходимо строго дозировать.
2. Полученные данные свидетельствуют о том, что физическая подготовка большинства футболистов, принявших участие в исследовании, не соответствует требованиям федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» на данном этапе. Для изменения сложившейся ситуации, при планировании тренировочного процесса необходимо уделять физической подготовке больше времени, в особенности в подготовительном периоде. Рационально построенный тренировочный процесс, с поставленным акцентом на развитие не только техники выполнения определенных элементов, но и на совершенствование уровня физических качеств, в оптимальной мере позволяет сформировать требуемый уровень спортивной формы.
3. Расширение доли физической подготовки требует выделения соответствующего времени в процессе подготовки, однако эффект полученный в результате этого в полной мере отвечает задачам спортивной подготовки - планомерному и комплексному улучшению всех сторон физической подготовленности футболистов.
Список литературы
1. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. М.: Олимпия Пресс, 2007. 272 с.
2. Гордон С.М. Спортивная тренировка: науч.-метод. пособие. М.: Физическая культура, 2008. 256 с.
3. Матвеев Л. П. Теория и практика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физическая культура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. 544 с.
4. Селуянов В.Н. Современные подходы в системе физической подготовки: монография. М.: АСТ, 2010. 254 с.
5. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации: монография. М.: Физическая культура, 2007. 352 с.
6. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. 56 с.
7. Чесноков Н.Н., Морозов А.П. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва: метод. пособие. М., 2016. 136 с.
8. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П. Управление спортивной подготовкой высококвалифицированных спортсменов: монография. М., 2017. 248 с.
Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зам. генерального директора, nnch01@,mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Морозов Антон Павлович, канд. пед. наук, начальник науч-метод. отдела, nnch01@,mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Дугблей Аллан Джоакимович, канд. пед. наук, зам. директора, nnch01@,mail. ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Моском-спорта
COMPREHENSIVE SCRUTINY OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS LEVEL
DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AT THE STEP DEVELOPING
N.N. Chesnokov, A.P. Morozov, A.D. Dugblay
The results of the analysis of the level of general and special physical readiness of football players are presented with the purpose of rational structuring of the training process and formation of high physical working capacity for players, which ensures successful competitive activity.
Key words: football players, physical readiness, competitive activity, training
process.
Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy general director, nnch01@mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Morozov Anton Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, head of Scientific and methodical Department, nnch01@mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Dugblay Allan Djokimovich, candidate of pedagogical sciences, deputy director, [email protected], Russia, Moscow, Sport and Physical Society "Youth of Moscow" Moscomsport