АНАЛИЗ ФИРМ КОНКУРНЕТОВ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЛАНДШАФТНЫХ УСЛУГ В ГОРОДЕ ЙОШКАР-ОЛА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Т.М. Егошина, преподаватель В.Г. Лежнина, преподаватель Е.Н. Павлова, студент Лесохозяйственной техникум (Россия, г. Йошкар-Ола)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10656
Аннотация. В данной работе представлены результаты анализа четырех ландшафтных организаций конкурентов города Йошкар-Ола Республики Марий Эл по результатам анкетирования. Исследование проводилось на основе малой выборки. Опрос включил в себя десять тематических блоков и дал разностороннее представление о способностях исследуемых фирм. Установлена наиболее конкурентно способная организация, оказывающая ландшафтные услуги в городе Йошкар-Ола республики Марий Эл.
Ключевые слова: рынок, конкуренция, маркетинговые исследования, опрос, анкетирование, социальное мнение, ландшафтные услуги, дизайн.
Конкуренты - фирмы или физические лица, выступающие в качестве соперника. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, фирма может оценить и постоянно укреплять свой производственный и маркетинговый потенциал, цели, действующую и перспективную стратегию. В условиях рыночных отношений каждая фирма, каждый предприниматель должны иметь свою стратегию, найти главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Анализ конкуренции - всегда актуальное и важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков, и используемое для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта.
Появление в стране свободного рынка недвижимости повлекло за собой возникновение совершенно новых для России сфер услуг, среди которых в первую очередь нужно упомянуть такую область деятельности как дизайн ландшафта. Занятия ландшафтным дизайном требуют практически уникального сочетания знаний и навыков из самых различных дисциплин — инженерных, дизайнерских, архитектурных, ботанических и целого ряда других. Рынок ландшафтных услуг очень привлекателен своими высокими темпами роста [1]. Ландшафтное-строительство - это один из видов искусства, требующий от
его создателей профессиональных знаний и творческого подхода к деятельности в данной области. Российский рынок услуг в области ландшафтного дизайна начал формироваться немногим более десяти лет назад.
Социальный опрос представляет собой опрос различных групп людей, имеющих разный социальный и общественный уровень. Опрос формирует общественное мнение [2, 3]. Анкетирование является самым распространенным инструментом сбора первичных данных при проведении маркетингового исследования. Анкета содержит ряд разнообразных вопросов, требующих тщательного продумывания для получения необходимой, достоверной и полной информации от клиентов организации. При контроле качества товаров в экономических исследованиях эксперимент может проводиться на основе малой выборки [4].
Объектами исследования стали 4 фирмы г. Йошкар-Олы республики Марий Эл: ФГБОУ ВО ПГТУ Ботанический сад-институт, ООО Ландшафтное бюро «Варвара-грин» Ландшафтная компания «Green Star», студия ландшафтного дизайна «Landy's». Анкетирование проходило в рамках 10 блоков: местоположение, имидж компании, квалификация кадров, товарное предложение, продвижение това-
ра/услуги, наличие собственного посадочного материала, WEB-активность, логотип, положение бренда, соотношение качество/количество. На рисунке изображен
график анализа четырех фирм конкурентов в сфере ландшафтных услуг г. Йошкар-Ола.
16
14
ю
14
* / ''А
10 10 10 10 10 / .•> 9«2.. 9 '/ у\ / у \ / / А. \ 7 ХЛ f 10 X'v
ft. /о / ^^^^^ я • / ••• — *" — ^ «» 9 л »»с . • • • •• а X.9 s Л %
\ д / >/-/ / • * ^ 7
/ V / \ [ч5/
Л \\ /
х У
ж
Л
Ж
.9
Ж
л
Г
ß
<4°
гсР
---ФГБОУ ВО ill 1 У Ботанический сад-ннстнтут ......(XX) Ландшафтное бюро "Варвара-грин"
.Ънлтпафтная компания «Green Star» - «Landy's»
Рисунок. График анализа фирм конкурентов в сфере ландшафтных услуг г. Йошкар-Ола,
республика Марий Эл
По итогам анализа, исследуемые фирмы-конкуренты набрали от 60,7% до 85,5% голосов опрошенных респондентов. ООО Ландшафтное бюро «Варвара-грин» как конкурент находится на лидирующих позициях, набрав 85,5%. Они имеют достаточно высокие показатели по всем исследуемым блокам, кроме наличия собственного посадочного материла. БСИ ПГТУ проигрывает по местоположению и WEB-активности, но вне конкуренции по наличию и ассортименту посадочного материала.
По местоположению офиса фирмы набрали от 4% (БСИ) до 10% («Варвара-грин»). По имиджу и репутации компании самый положительный показатель имеет
БСИ. Каждая фирма имеет высокие баллы по квалификации кадров. Товарное предложение респонденты оценили от 40% («Landy's») до 90% (БСИ и «Варвара-грин») баллов. В плане продвижения своих услуг «Варвара-грин» и БСИ являются основными конкурентами для других фирм, которые в данном блоке не набрали баллов. Свой посадочный материал имеет только БСИ, остальные фирмы исследования не конкуренты в данном блоке. По WEB-активности БСИ (50 баллов) отстал от конкурентов, которые набрали по 95 («Green Star» и «Landy's» и «Варвара-грин») баллов, логотипы и положение бренда все имеют достаточно хорошие. Соотношение «качество/количество» на-
брано от 30 («Landy's») до 80 («Варвара- ландшафтной фирмы и потратили до 9,3 грин») баллов. тыс. руб. за сотку, 80% заинтересованы в
По итогам общего анкетирования 80% создании «зимнего» сада. Согласно анке-опрошенных могли бы потратить на услу- тированию, для укрепления позиций на ги ландшафтных фирм от 1,5 до 9,3 тыс. рынке ландшафтных, можно заняться соз-руб. за сотку, имея участки земли от 1,5 до данием водоемов и автополива, так как на 30 соток. Чем больше земли, тем больше сегодня данная услуга очень востребована. человек готов в нее вложить средств. Сре- Кроме того, можно предложить организо-ди респондентов 20% человек вовсе не вать собственные питомники и выращи-предполагают подобные траты. В среднем вать свой собственный акклиматизирован-респонденты знают 3 и более фирм, 80% ный посадочный материал, что сущест-имеют зем.участки в среднем по 13,2 со- венно поднимет показатели качества услу-тки, 70% воспользовались бы услугами ги.
Библиографический список
1. Анализ рынка ландшафтного дизайна России - новинки и современные идеи -http://landshaftnyi-dizayn.mydiz.ru/analiz-rynka-landshaftnogo-dizajna/ [дата обращения 11.11.2018].
2. Маркетинговое агентство «Zoom Market» - https://www.mazm.ru/article/a-1902.html [дата обращения 26.02.2019]
3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. - 6-е изд. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -716 с.
4. Студфайл. Малая выборка - https://studfiles.net/preview/5438397/page:10/ [дата обращения 26.02.2019]
5. Теодоронский, В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры / В.С. Теодоронский, Е.Д. Садо, В.А. Фролова. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. - 352 с.
6. Карасев, В.Н. Урбоэкология и мониторинг городских насаждений: учебное пособие / В.Н. Карасев, М.А. Карасева. - Йошкар-Ола: МГТУ, 2009. - 184 с.
7. Таран, И.В. Зеленое строительство в малых городах / И.В. Таран, А.М. Агапова. -Новосибирск: Наука, 1987. - 199 с.
8. Нефёдов, В.А. Городской ландшафтный дизайн: учеб. пособие. - СПб.: Любавич, 2012. - 320 с.
ANALYSIS OF COMPANIES IN THE SPHERE OF RENDERING LANDSCAPE SERVICES IN YOSHKAR-OLA CITY OF THE REPUBLIC OF MARI EL
T.M. Hishoshina, lecturer V.G. Lezhnin, lecturer E.N. Pavlova, student Forestry College (Russia, Yoshkar-Ola)
Abstract. This paper presents the results of an analysis of four landscape organizations of competitors in the city of Yoshkar-Ola of the Republic of Mari El based on the results of a survey. The study was conducted on the basis of a small sample. The survey included ten thematic blocks and gave a versatile understanding of the capabilities of the studied firms. Established the most competitive organization providing landscape services in the city of Yoshkar-Ola of the Republic of Mari El
Keywords: market, competition, marketing research, survey, questioning, social opinion, landscape services, design.