АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ
Н.Ю. ФЕОФАНОВ
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Существенное увеличение суммы средств, оборачивающихся в российском клубном футболе, послужило объективным ускорителем наметившегося в последние годы роста спортивного уровня отечественного чемпионата. Окончательное становление профессионального футбола в РФ привело к тому, что на смену чисто потребительским финансовым интересам клубов пришли интересы бизнес-характера. Многие известные профессиональные футбольные клубы (ПФК) реорганизовались в частные спортивные организации, в связи с чем перед их руководителями теперь ставятся задачи не только турнирного положения, но и финансовых результатов (подобные задачи не снимаются и с клубов, находящихся под региональной, муниципальной, ведомственной и прочей юрисдикцией, так как в большинстве случаев величины средств, выделяемых из бюджета соответствующих структур на функционирование клуба, недостаточно).
Отмечаемый в последние годы рост собственной части доходов российских клубов указывает на постепенную адаптацию бизнес-процессов в футболе. Однако пока только сравнительно малое число клубов высшего дивизиона российского чемпионата — премьер-лиги могут говорить об окупаемости затрачиваемых средств на уровне 20—40% и более, притом что суммарный годовой бюджет всех ПФК только премьер-лиги составляет около 6 млрд руб. Таким образом, становится очевидной существующая сейчас для ПФК проблема образования прибыли, т.е. получения положительного финансового результата по итогам деятельности. Наличие данной проблемы во многом усугубляется крайне низким уровнем обеспеченности отрасли новым научно-методическим материалом, особенно в сфере экономики. Отсюда разработка методического подхода к анализу финансовых результатов ПФК может служить качественным инструментом в деле по увеличению клубами уровня окупаемости своей деятельности.
Важной особенностью, которую следует учитывать при разработке новой методики анализа, является наличие расхождений в составе пока-
зателей финансовых результатов ПФК согласно двум видам финансовой отчетности, составляемой клубами: по финансовой отчетности, формируемой клубами, согласно требованиям российского законодательства в области бухгалтерского учета, с одной стороны, и финансовой отчетности, формируемой клубами для прохождения ежегодной процедуры лицензирования, проводимой Российским футбольном союзом (РФС). Формы, введенные РФС, существенно отличаются от традиционных, а принципы их построения и состав показателей во многом учитывают особенности футбольной отрасли, а также ориентированы на европейские правила ежегодного лицензирования клубов, устанавливаемые Европейским футбольным союзом (УЕФА).
В силу этого формируемая методика анализа финансовых результатов для российских ПФК должна главным образом опираться на состав и сущность показателей, представленных в формах отчетности, заполняемых для прохождения процедуры ежегодного лицензирования. Однако по некоторым моментам данная отчетность не удовлетворяет требованиям высокой информативности, поэтому в подобных ситуациях для целей экономического анализа следует применить симбиоз показателей, представленных в традиционной отчетности и отчетности по лицензированию, что будет показано далее в ходе комментариев к каждому из этапов анализа.
В целом для удовлетворения задач высокой информативности данных, необходимых для принятия эффективных управленческих решений, методика анализа финансовых результатов ПФК должна состоять из следующих этапов:
1) общая оценка состава, динамики и структуры финансовых результатов;
2) анализ величины расходов клуба на оплату труда;
3) анализ результатов от прочей операционной и внереализационной деятельности;
4) анализ использования прибыли;
5) анализ показателей рентабельности и эффективности деятельности.
Данные, полученные по итогам первого этапа анализа, дают общее представление о величине прибыли или убытка ПФК, показывают изменение укрупненных показателей финансовых результатов за период. Преобладание в составе затрат клубов статьи расходов на оплату труда (в среднем 65—70%) и существенное влияние с ее стороны на конечный финансовый результат требует выделить отдельный этап анализа для оценки данного объекта.
Далее следует оценить изменения, произошедшие в составе показателей по прочим (не основным) видам деятельности ПФК. Проведение анализа использования прибыли клубов не является столь очевидным в силу убыточности их деятельности. Однако очевидный рост окупаемости затрат ПФК и постепенный процесс перехода клубов в частное владение служат причинами для разработки методики данного этапа во многом с прицелом на будущее.
Заключительным этапом анализа должно стать обобщение данных, говорящих об итоговых результатах деятельности клубов, в рамках которого рассчитываются показатели рентабельности и окупаемости, а также показатели эффективности работы ПФК по отдельным направлениям.
Также необходимо отметить, что внешние пользователи информации в большей степени заинтересованы в данных, получаемых по результатам анализа первого и последнего этапов. В то же время информация по другим объектам анализа финансовых результатов для указанной группы лиц менее интересна. Исключение может составлять анализ использования прибыли в случае рентабельного функционирования футбольного клуба, особенно когда клуб является акционерным обществом и его акции выставлены на торги. В данных о расходах на оплату труда, а также данных о прибыли (или убытке) от операционной и внереализационной деятельности в первую очередь заинтересовано руководство клуба.
Кроме этого, следует указать, что, по мнению автора, проведение часто используемых в методиках анализа финансовых результатов организаций этапов факторный анализ прибыли от продаж и маржинальный анализ прибыли не является необходимым для ПФК. Проведение факторного анализа прибыли от продаж в классическом его понимании применительно ко всей основной деятельности клуба не принесет качественной информации в силу экономической сущности многих видов основной деятельности (так как на-
иболее значительные обороты клубов связаны со спонсорскими контрактами, рекламой, продажей прав на телетрансляции и на использование своего логотипа). Данный этап анализа может быть применим только к финансовым результатам, достигнутым клубом в реализации билетов и сфере «торговля и общественное питание».
Применение маржинального анализа прибыли для футбольных клубов также является мало возможным, так как весьма проблематично определить показатель объема производства или потенциальной производственной мощности для футбольного клуба. Отсюда разграничение затрат на переменные и постоянные также будет носить условный характер, а переменность тех или иных видов расходов будет зависеть главным образом от амбициозности спортивных задач, ставящихся перед клубом.
Информационной базой анализа должны являться: бухгалтерский баланс (форма 1); отчет о прибылях и убытках (форма 2); отчет об изменениях капитала (форма 3); бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, формируемые клубами для прохождения обязательной ежегодной процедуры лицензирования; документы, составляемые планово-экономическим отделом футбольных клубов; статистические показатели игроков команды.
На первом этапе оцениваются общая динамика и структура финансовых результатов (прибыли) предприятия. Здесь необходимо помнить, что виды доходов и расходов согласно руководству РФС по лицензированию клубов отличаются от видов доходов и расходов, изложенных в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Исходя из отчетности по лицензированию для деятельности футбольного клуба характерно наличие следующих видов доходов и расходов:
• доходы и расходы от обычных видов деятельности (которые применительно к футбольным
клубам правильнее называть основными);
• прочие операционные доходы и расходы;
• финансовые доходы и расходы;
• чрезвычайные доходы и расходы.
Таким образом, происходит выделение отдельной строкой сумм, полученных или уплаченных по финансовой деятельности клуба, и отсутствуют суммы внереализационных результатов, характерные для отчетности обычных коммерческих организаций. Кроме этого, если состав расходов от обычной деятельности клубов идентичен традиционному составу данных показателей (аморти-
зация, материальные затраты, расходы на оплату числе определяя отклонения в структуре данных
труда, отчисления на социальные нужды, прочее), то состав доходов от обычной деятельности клубов неоднороден и включает в себя суммы доходов от работы клуба в различных сферах:
- продажа билетов;
- реклама;
- права на трансляцию;
- трансферы футболистов;
- торговля и общественное питание;
- доходы от сдачи в аренду.
Данные особенности необходимо учесть при составлении формы аналитической таблицы для оценки динамики и структуры финансовых результатов футбольного клуба и формировании выводов.
В ходе анализа необходимо рассмотреть, какие изменения происходили по основным статьям доходов и расходов футбольного клуба, в том
показателей. Кроме того, аналитические таблицы справочно должны содержать информацию о достигнутых клубом за сезон спортивных результатах (место в чемпионате, стадия в национальном кубке и еврокубке (если клуб участвовал в розыгрыше евротурниров)). Это позволит проследить, каким образом происходили изменения в турнирных и финансовых показателях футбольного клуба, выявить взаимозависимости (табл. 1).
Прежде всего необходимо проанализировать общие результаты по трансферной деятельности ПФК (одному из определяющих для клуба направлений деятельности), при этом следует помнить, что в зависимости от философии развития клуба или на отдельных этапах его существования могут наблюдаться как положительные, так и отрицательные результаты. Чаще всего высока и вели-
Таблица 1
Оценка состава и динамики финансовых результатов ПФК, тыс. руб.
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. Общее отклонение Общий темп роста, %
Выручка от продажи билетов 385 469 403 18 104,7%
Реклама и спонсорство 6 780 7 034 7 530 750 111,1%
Права на трансляцию - - - - -
Трансферы 300 305 890 590 296,7%
Торговля и общественное питание 58 84 92 34 158,6%
Доходы от сдачи в аренду - - - - -
Прочие операционные доходы - - - - -
Итого доходов ... 7 523 7 892 8 915 1 392 118,5%
Стоимость материалов 1 387 1 427 1 458 71 105,1%
Расходы на персонал, в т.ч. 33 247 33 669 33 873 626 101,9%
Заработная плата игроков 1-ой команды 25 670 26 091 26 340 670 102,6%
Амортизация и списания 378 378 378 0 100,0%
Права на трансляцию - - - - -
Трансферы 1 084 2 518 2 320 1 236 214,0%
Торговля и общественное питание 10,5 11,3 14,7 4,2 140,0%
Прочие операционные расходы 8914 9121 9320 406 104,6%
Итого расходов ... 45 020,5 47 124,3 47 363,7 2 343,2 105,2%
Прибыль (убыток) до выплаты
процентов и налогообложения -37498 -39232 -38449 -951,2 -
Финансовый доход - - - - -
Финансовые расходы - - - - -
Чрезвычайные доходы - - - - -
Чрезвычайные расходы - - - - -
Налоги - - - - -
Чистая прибыль (убыток) -37 498 -39 232 -38 449 -951,2 -
Справочно:
Место в национальном чемпионате 5 4 4 Х Х
Стадия в национальном кубке 1/16 1/8 1/16 Х Х
Стадия в еврокубке - - - Х Х
чина оборота по данному виду деятельности. При рассмотрении результатов от трансферной работы особое внимание следует уделять расходным статьям, где отражаются суммы затрат на приобретение и аренду футболистов, включая плату агентам и скаутам, а также прочие расходы в связи с трансферами. Кроме этого, к данной статье необходимо относить так называемые подъемные расходы при подписании нового игрока по свободному трансферу (т.е. когда игрок не связан обязательствами с каким-либо другим клубом). При этом к доходам по трансферам относятся только доходы по приобретению или аренде футболистов.
Для клуба, проводящего перед сезоном или в ходе сезона усиление или обновление состава, сумма расходов по трансферам будет весьма высока. В российской футбольной премьер-лиге существуют примеры затрат на приобретение футболистов в сумме около 20 млн дол. за сезон. В целом для различных клубов размеры трансфер-ных расходов неодинаковы и могут варьироваться от 0 до указанных 20—25 млн дол. При этом нулевые расходы по трансферам не могут являться свидетельством финансовых затруднений клуба. Такое положение может наблюдаться, когда, к примеру, кадровый состав команды полностью удовлетворяет тренерский штаб, и руководство может успешно решать стоящие перед командой задачи в нынешнем виде.
Внезапная распродажа известных игроков может свидетельствовать о серьезных финансовых проблемах клуба. Необходимо помнить, что вместе с доходами по трансферам клуб в данном случае получает и экономию по зарплате проданных футболистов. В то же время наблюдаемые из сезона в сезон постоянно или с определенной периодичностью высокие суммы доходов по трансферам могут указывать на особенности клуба и его политики. Для многих ПФК продажи своих лучших игроков являются объективным способом существования, в этом случае уровень трансферных затрат, как правило, невысок (указанные клубы стремятся приобретать перспективных недорогих футболистов).
В составе расходов футбольного клуба особое внимание необходимо уделить показателю размера заработной платы и окладов футболистов команды как наиболее емкой из статей расходов в составе финансовых результатов, значение которой зачастую в несколько раз превышает общую сумму доходов для российских футбольных клубов.
Рост основных статей дохода футбольного
клуба (за исключением трансферных доходов в силу оговоренных выше особенностей) всегда оценивается положительно. В то же время увеличение общих расходов нельзя оценить однозначно как негативное явление. Здесь особенно важно проследить динамику спортивных результатов клуба и выявить, чем могло быть продиктовано повышение затрат и насколько оно оправдано.
Анализируя финансовые и спортивные результаты, можно выявить, на какой стадии своего развития находится клуб. Рост спортивных результатов, сопровождающийся значительным увеличением суммы расходов и несущественным увеличением (либо его отсутствием) доходов, как правило, наблюдается в ситуации начального этапа становления клуба (как клуба вообще или кардинально нового этапа развития) или существенных вложений в инфраструктуру. В то же время формирование необходимого кадрового состава и организация соответствующего уровня инфраструктуры позволит клубу постепенно снизить темпы роста затрат, а улучшение турнирных показателей станет сопровождаться в гораздо большей мере приростом суммы доходов. В этом смысле показателен пример российского ПФК ЦСКА в период 2001—2005 гг. (прошедшего поэтапно все стадии и сформировавшегося на данный момент как известный в Европе клуб, имеющий узнаваемый брэнд).
В целом в случае существенного игрового и турнирного прогресса финансовые показатели среднестатистического футбольного клуба, находящегося на стадии становления, более склонны ухудшаться (темп роста расходов, потраченных для достижения результата, превысит темп роста доходов). Извлечение выгоды в полном объеме от улучшения спортивных результатов доступно только экономически развитым клубам. Однако футбольный клуб может добиться улучшения турнирных показателей и без значительных финансовых вливаний, т.е. прирост расходной части бюджета будет невысок. Такой путь можно назвать интенсивным, достигнутым за счет повышения общего уровня игры команды и отдельных ее футболистов.
Далее необходимо проанализировать изменения, произошедшие в структуре доходов и расходов профессионального футбольного клуба. В целом исходя из тенденций, складывающихся сейчас на европейском футбольном рынке, можно говорить о том, что оптимальной структурой собственных доходов клуба (в том случае, если
клуб не делает четкого акцента на продажу своих футболистов) должна являться следующая:
1) продажа прав на трансляции — 35—40%;
2) реализация билетов — 20—25%;
3) спонсоры и реклама — 20—25%;
4) реализация атрибутики, общественное питание и прочее — 15—20%.
В то же время для большинства российских клубов характерна в достаточной степени аномальная структура, где около 80% доходной части бюджета составляют деньги спонсоров и рекламодателей. На данный момент времени сравнительно малое число российских клубов премьер-лиги отличаются более близкой к оптимальному структурой доходов. Отметим, что получение доходов от продажи прав на трансляции в размере 40% от общей суммы дохода для российских клубов любого ранга на данный момент является невозможным в силу неразвитости медийного рынка в РФ.
В процессе анализа структуры следует все же отделять доходы от спонсорства и доходы от рекламы, так как в российских условиях достаточно часто спонсором клуба становятся не из экономических выгод, а за счет административного давления (особенно это характерно для периферийных клубов низших дивизионов). В то же время рекламу можно назвать гораздо более объективным источником дохода, образующимся в результате непосредственных действий менеджмента клуба.
Переходя к анализу структуры расходов, отметим, что главное внимание необходимо уделять размеру доли затрат по заработной плате игроков команды и их изменениям (как отмечалось ранее, нормальным можно считать положение, когда доля данной статьи расходов не превышает 60—65%).
Наличие высокого значения удельного веса трансферных расходов обычно указывает на то, что в анализируемом сезоне было совершено либо дорогостоящее приобретение известного игрока, либо определенное обновление состава.
Приступая ко второму этапу анализа — оценке расходов ПФК на оплату труда, прежде всего
необходимо рассмотреть, как итоговая сумма распределена по группам игроков и сотрудников клуба, и определить динамику изменений (табл. 2). Здесь особое внимание следует обращать на темп роста зарплат управляющего аппарата клуба. В том случае, если при отсутствии реального расширения инфраструктуры ПФК рост величины затрат на оплату труда персонала «управление и торговля» превышает на 5—10% (или более) общий темп роста затрат по зарплате, то можно говорить о необоснованности такого повышения менеджментом клуба своих окладов. В целом нормальной может считаться ситуация, когда темп роста зарплат футболистов 1-й команды несколько превышает общий темп роста расходов на оплату труда.
Исходя из практики, наиболее серьезную долю (около 70% и более) в составе расходов клуба на оплату труда приходятся расходы по зарплате игроков 1-й команды. Состав расходов по зарплате футболистов включает в себя следующие виды выплат:
- основной оклад;
- премиальные за проведенные матчи;
- премиальные за положительные текущие результаты в матчах;
- премиальные за высокие конечные результаты в турнирах.
Оценку изменений показателей расходов ПФК на оплату труда футболистов целесообразно проводить в привязке к данным турнирной статистики клуба, так как общие конечные результаты участия в турнирах и конкретные результаты матчей будут непосредственно отражаться на суммах соответствующих статей премиальных. Если анализируемый клуб принимает участие в евро-кубках, то следует учитывать спортивные показатели клуба и в данных турнирах (табл. 3).
Низкая доля премиальных за проведенные матчи и текущие результаты указывает на то, что в клубе используется непрогрессивная система оплаты труда игроков, при которой доход футбо-
Таблица 2
Анализ состава и динамики расходов ПФК на оплату труда, тыс. руб.
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. Общее отклонение Общий темп роста, %
1. Игроки и персонал футбольной команды, в том числе: 30 002 30 549 30 715 713 102,4%
а) футболисты 1-й команды 25 670 26 091 26 340 670 102,6%
б) футболисты «дубля» 2 314 2 118 1 945 -369 84,1%
в) тренерский штаб 2 018 2 340 2 430 412 120,4%
2. Персонал — торговля и управление 3 245 3 120 3 158 -87 97,3%
всего расходов... 33 247 33 669 33 873 626 101,9%
Таблица 3
Анализ состава и структуры расходов ПФК по оплате труда футболистов
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. Общее отклонение
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
1. Основной оклад 14 812 57,7% 14 715 56,4% 14 777 56,1% -35 -1,6%
2. Премиальные за проведенные матчи 4 569 17,8% 4 488 17,2% 4 636 17,6% 67 -0,2%
3. Премиальные за положительный исход матчей 6 289 24,5% 6 888 26,4% 6 927 26,3% 638 1,8%
4. Премиальные за высокие конечные результаты в турнирах - - - - - - - -
Справочно:
Место в национальном чемпионате (исходы матчей) 5-е место 54 очка (15-9-6) в 30 матчах 4-е место 57 очков (14-14-2) в 30 матчах 5-е место 49 очков (14-7-9) в 30 матчах Х Х
Стадия национального кубка (исходы матчей) 1/16 финала 1/8 финала 1/16 финала Х Х
листов формируется главным образом за счет четко установленного в контракте размера основного оклада, никак не зависящего от спортивных результатов игрока или команды в целом. В Европе и России сейчас происходит процесс перехода к системе оплаты труда, при которой наибольший удельный вес имеют текущие виды премиальных. В этом случае игроки мотивированы показывать максимальные результаты, чтобы получать высокие доходы. В целом, принцип такой системы оплаты труда можно сформулировать так: есть результат — есть доход. Прогрессивная система во многом позволяет ПФК сэкономить на собственных затратах в случае неудовлетворительных показателей команды в турнирах.
Далее следует оценить эффективность расходов ПФК на оплату труда членов команды. Общую эффективность затрат клуба по зарплате игроков и тренеров команды можно определить путем расчета показателя стоимости одного турнирного балла (СТБ) национального чемпионата. Национальный чемпионат для любого ПФК любой страны является главным соревнованием, фактически клубы создаются именно для участия в нем. А результаты, достигаемые ПФК в национальном первенстве, являются первейшей характеристикой турнирных достижений клуба.
Сумма основного оклада и премий за текущие результаты
СТБ =------------(1)
Число набранных в чемпионате очков (баллов)
Отметим, что показатель СТБ возможно рассчитывать и по зарплате исключительно футболистов. Не включение сумм премиальных за
конечные результаты в турнире в расчет показателя СТБ (отметим, что под премиями за текущие результаты для целей расчета коэффициентов понимается сумма премиальных за проведенные матчи и премиальных за положительные текущие результаты в матчах) связано с тем, что они, как правило, не включаются в бюджет при его планировании и выплачиваются за счет премии, полученной в свою очередь клубом от спонсоров или организаторов турнира.
Таким образом, чем меньше значение показателя, тем меньше средств было потрачено футбольным клубом для приобретения одного очка. Однако нельзя рассматривать СТБ отдельно от занятого клубом места в чемпионате. Только в случае положительной динамики занятого клубом места уменьшение СТБ следует признать как характеризующее повышение эффективности затрат клуба по оплате труда. На практике, как правило, клубы, занимающие высокие места в турнирной таблице, имеют почти в 2—2,5 раза более высокий показатель СТБ. Это объясняется тем, что бюджет клубов-лидеров обычно в 3—5 раз больше бюджета клубов-аутсайдеров, а очковый разрыв между ними в чемпионате в целом не превышает соотношения в 2—3 раза. Необходимо также отметить, что добиваться достаточно высоких спортивных результатов при сравнительно невысоком значении СТБ могут клубы, обладающие хорошей системой подготовки молодых игроков и (или) эффективной скаутской системой.
Значительные суммы расходов по оплате труда, осуществляемые клубами, претендующими на высокие места, во многом объяснимы
тем, что данные ПФК ставят задачи занятия как можно более высокого места во всех турнирах, которыми, кроме национального чемпионата, являются национальный кубок и европейские кубковые турниры (участие в последних особенно престижно). В то время как сфера интересов клубов-середняков и аутсайдеров в целом ограничивается только чемпионатом с задачами попасть в восьмерку или не вылететь в низшую лигу. Решение клубами-лидерами высоких задач на многих фронтах априори заставляет их тратить большее количество средств на игроков и их зарплаты. Поэтому более объективным становится расчет показателя стоимости одного положительного исхода (СПИ) во всех официальных турнирах.
Сумма основного оклада и премий за текущие результаты
СПИ =-------------(2)
Число положительных исходов матчей
Присутствие в знаменателе формулы (2) общего числа положительных исходов встреч (победы и ничьи) объясняется регламентом проведения кубковых соревнований, где значение ничейного результата выше значения аналогичного результата в «гладком» первенстве (согласно решению ФИФА в круговых турнирах с 1994 г. за победу присуждается 3 очка (ранее 2 очка), за ничью — 1 очко, за поражение — 0 очков). В розыгрыше же национальных кубков или еврокубков футбольный клуб, фактически сведя оба матча со своим соперником вничью, может оказаться победителем по большему числу мячей, забитых на чужом поле, т.е. решить задачу даже без наличия выигрыша в одном из матчей. А в случае одноматчевого раунда кубковых состязаний согласно регламенту клубы, фактически сыграв вничью, выявляют команду, проходящую дальше, в серии послематче-вых пенальти.
Однако показатели СТБ и СПИ характеризуют общую эффективность расходов клуба на оплату труда. Современному менеджменту ПФК необходимо предоставить инструмент, с помощью которого стало бы возможным оценить эффективность затрат по заработной плате отдельных футболистов команды. При этом классическим приемом анализа расходов организаций по зарплате является сравнение темпов их роста с темпами роста производительности труда.
Следует отметить, что в данном аспекте перед менеджментом клуба стоит одна из самых серьезных проблем — как определить вклад того или иного футболиста в общий успех команды, т.е. фактически найти объективный показатель фут-
больной производительности труда игрока. До недавнего времени возможным решением указанной проблемы могло быть применение оценок, выставляемых футболистам за каждый матч газетными спортивными изданиями. Однако такой подход слишком субъективен. Появление на рубеже XXI в. различных систем определения полезности действий игроков на поле позволяет произвести объективную оценку их вклада. Ведь на основании показателей системы путем присвоения каждому из них определенного статистического веса возможно выведение агрегирующего коэффициента общей полезности.
В российском футболе все больше клубов прибегает к услугам подобных систем, отсюда менеджмент ПФК получает возможность определить производительность труда футболистов, увязать ее с уровнем зарплаты, т.е. оценивать эффективность расходов на оплату труда. Кроме этого, общий коэффициент полезности может служить важным инструментом контрактирования футболистов. В целом судить об эффективности расходов на оплату труда того или иного игрока можно на основании расчета показателя стоимости единицы игрового балла (СИБ).
СИБ = Сумма гоиовоги оизада и премий за текущие результаты (3) Среднегодовое значение общего коэффициента полезности
Для расчета общекомандного СИБ следует определить общую сумму основных окладов и текущих премий всех игроков, а также вычислить средний по команде коэффициент полезности. Применение данного показателя менеджментом клуба должно зиждиться на принципе осмотрительности, ведь исходя из априорной сущности СИБ игрок, получающий в 2 раза большую зарплату, должен и на поле приносить команде в 2 раза большую полезность. Однако футболист может вносить иной вклад в деятельность клуба. Его популярная личность может служить источником потенциального дохода для ПФК путем продаж именной атрибутики и дополнительного числа болельщиков на стадионе и у телевизора. Не учитываются и моральные качества игрока, который возможно является так называемым лидером раздевалки, и многие другие факторы. Однако это касается «звезд» и «суперзвезд», которых в нашем футболе немного. В остальных же случаях слишком высокие показатели СИБ отдельных футболистов и команды в целом могут говорить о неэффективности затрат. В таком случае менеджмент клуба имеет полное право провести пересмотр по-
ложений договоров с игроками команды.
Одним из минусов применения СИБ является невозможность сравнения значений данного показателя для игроков различных команд и внутриотраслевого сравнения для клубов, ведь, как правило, ПФК используют неодинаковые системы сбора информации о тактико-технических действиях футболистов.
Для определения экономической выгоды для ПФК от осуществленных расходов на оплату труда членов команды можно воспользоваться традиционным показателем — величиной выручки на один рубль расходов, который в данном случае можно назвать зарплатоотдачей команды (ЗО). При этом из общей выручки ПФК следует вычесть размер доходов от аренды, которые не имеют прямой зависимости от выступлений команды.
ЗО = Общая выруока — Доходы по аронде (4)
Сумма годового оклада и премий за текущие результаты
Отметим, что прохождение каким-либо из российских клубов значения данного показателя в область больше 1 будет означать, что ПФК нашел методы, с помощью которых данные затраты клуба стали окупаться, что в свою очередь является важной предпосылкой достижения общей окупаемости деятельности футбольного клуба.
Прежде чем приступить к третьему этапу методики — анализу финансовых результатов ПФК от прочих видов деятельности, необходимо произвести ряд корректировок. Как уже отмечалось ранее, внереализационных доходов и расходов в составе отчетности по лицензированию футбольных клубов нет. В то же время несмотря на присутствие показателей «прочих операционных результатов» в структуре форм финансовых отчетов клубов, заполняемых ими для прохождения процедуры лицензирования, состав статей данного раздела финансовых результатов ПФК кардинально отличается от изложенных в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (табл. 4).
По данным сравнения очевидно полное расхождение в составах операционных результатов. Отметим, что прочие операционные результаты форм по лицензированию содержат в себе как общие для российских организаций статьи прочих операционных и внереализационных результатов, так и специфические, характерные только для данной отрасли, статьи прочих доходов и расходов. Таким образом, нам следует определить, в каких статьях финансовой отчетности по лицензированию находят свое отражение суммы по конкрет-
ным видам прочих операционных и внереализационных результатов по ПБу (табл. 5). При этом надо помнить, что для клубов характерны следующие виды доходов и расходов: основные, прочие операционные, финансовые и чрезвычайные.
В итоге доходы и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также доходы, полученные в результате совместной деятельности, и проценты, полученные (выплаченные) за предоставление в пользование денежных средств, являясь видами финансовой деятельности организаций, в отчетности по лицензированию ПФК должны отражаться в составе статей, соответственно, «Финансовый доход» и «Финансовые затраты».
Отметим, что в целом структура доходной и расходной частей форм по лицензированию весьма противоречива. Так, расходы по трансферам, затраты по аренде, расходы, связанные с рекламой и правами на трансляцию, относятся к составу прочих операционных расходов при том, что аналогичные статьи доходов выделены как основные. Имеется аналогичное расхождение и в отнесении доходов и расходов по аренде активов и предоставлением за плату прав, связанных с интеллектуальной собственностью. Данные доходы относятся к основным, а в свою очередь указанные расходы отражаются в составе прочих операционных расходов по статье «Затраты по аренде».
Оставшиеся виды прочих операционных результатов по ПБу должны отражаться в составе статьи «Прочие» прочих операционных доходов и расходов форм по лицензированию. Следует отметить, что и все виды внереализационной деятельности по ПБУ должны находить свое стоимостное выражение в составе рассмотренной выше статьи «Прочие» форм по лицензированию ПФК.
В результате можно говорить о том, что отнесение расходов футбольного клуба к основным и прочим операционным согласно отчетности, составляемой при лицензировании, базируется не на экономической сущности показателей, а в большей степени на их априорном удельном весе в общей сумме затрат, т.е. несущественные по размеру статьи относятся к прочим операционным. Отсюда доходы и расходы по одному конкретному виду деятельности клуба зачастую относятся к разным категориям финансовых результатов.
Отметим, что сущность чрезвычайных доходов и расходов для футбольного клуба аналогична обычным организациям: это доходы и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.
Таблица 4
Сравнение состава показателей прочих операционных результатов согласно ПБУ и Правилам лицензирования футбольных клубов
Положения по бухгалтерскому учету в РФ Правила лицензирования футбольных клубов
Доходы Расходы Доходы Расходы
Аренда активов и предоставление за плату прав, связанных с интеллектуальной собственностью Аренда активов и предоставление за плату прав, связанных с интеллектуальной собственностью От аренды игрока в национальную сборную Расходы на проведение соревнований
Плата при приеме на работу Заполнение стадиона
Клубные соревнования УЕФА Билетные кассы, обеспечение безопасности, медицинское обслуживание
По вкладам в уставный капитал других организаций По вкладам в уставный капитал других организаций Членские взносы
Взносы третьих лиц
В результате совместной деятельности От продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств Пожертвования Расходы на оплату работы судей
Субсидии и гранты
От продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств Непрофессиональные и молодежные соревнования Представительские расходы
Проценты за предоставление в пользование денежных средств Компенсация соперникам
Другие секторы Сбор, взимаемый национальной ассоциацией
Проценты за предоставление в пользование денежных средств Прочее
Оплата услуг кредитных организаций Транспортные расходы, тренировочные лагеря и размещение в отеле
Прочие Отчисления в оценочные резервы
Права на трансляцию (ТВ, радио, Интернет и др.)
Прочие
Трансферы
Плата за аренду футболистов
Плата агентам и скаутам футболистов
Прочие расходы в связи с трансферами
Реклама
Торговля и общественное питание
Затраты по аренде
Управление
Непрофессиональные и молодежные соревнования
Другие секторы
Прочее
Таким образом, в ходе анализа результатов ПФК от прочих видов деятельности оцениваться будут следующие виды доходов и расходов: а) доход:
- финансовые (доходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; доходы, полученные в результате совместной деятельности; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств);
- прочие операционные (доходы, относящиеся к данной группе, согласно правилам лицензирования (см. табл. 4) и доходы от реализации
В итоге для целей анализа целесообразно выделить из состава прочих операционных расходов ПФК расходы по трансферам, торговле и общественному питанию, а также по реализации прав на трансляции, и рассматривать их в качестве основных, что уже было показано при составлении формы аналитической таблицы к первому этапу анализа (см. табл. 1). В то же время расходы по рекламе и аренде можно признать прочими операционными, так как доходы по данным видам деятельности клубов не обусловливаются расходами.
основных средств и иных активов, отличных от денежных средств);
- внереализационные доходы (доходы, относящиеся к данной группе, согласно ПБУ 9/99). б) расход:
- финансовые (расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, полученные в результате совместной деятельности; проценты, уплаченные за предоставление в пользование денежных средств; оплата услуг кредитных организаций);
- прочие операционные (расходы, относящиеся к данной группе, согласно правилам лицензирования (см. табл. 4), за исключением расходов по трансферам, торговле и общественному питанию и продаже прав; расходы от реализации основных средств и иных активов, отличных от денежных средств; отчисления в оценочные резервы);
- внереализационные расходы (расходы, относящиеся к данной группе, согласно ПБУ 10/99). Переходя непосредственно к анализу, следует
отметить, что среди финансовых видов деятельности необходимо особое внимание уделить по-
Раскладка статей прочих операцион
казателям расходов по уплаченным клубом процентам за использование денежных средств. К другим видам финансовой деятельности ПФК в основном не прибегают.
Традиционно наиболее емкие для большинства производственных предприятий статьи результатов от реализации основных средств и иного имущества в отчетности футбольных клубов, как правило, не обладают серьезными величинами. Существенный оборот по данному виду деятельности может наблюдаться, когда клуб находится в неблагоприятном финансовом положении и путем реализации своего имущества пытается его выправить. Однако к данному пути улучшения финансового состояния клубы прибегают в последнюю очередь. Футбольные клубы, испытывающие финансовые трудности, прежде всего начинают распродажу своих игроков. К тому же зачастую большинство российских ПФК, особенно первого и второго дивизионов, не имеют в собственности значимых объектов основных средств (стадион, тренировочная база и т.д.), которые находятся на балансе местных властей.
Таблица 5
[х и внереализационных результатов
Виды доходов и расходов согласно ПБУ Статья в отчетности по лицензированию
Прочие операционные доходы:
аренда активов и предоставление за плату прав, связанных с интеллектуальной собственностью Ст. "Доходы от сдачи в аренду" (основные доходы)
по вкладам в уставный капитал других организаций Ст. "Финансовый доход"
в результате совместной деятельности Ст. "Финансовый доход"
от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств Ст. "Прочие" (прочие операционные доходы)
проценты за предоставление в пользование денежных средств Ст. "Финансовый доход"
прочие Ст. "Прочие" (прочие операционные доходы)
Внереализационные доходы Все ст. "Прочие" (прочие операционные доходы)
Прочие операционные расходы:
аренда активов и предоставление за плату прав, связанных с интеллектуальной собственностью Ст. "Затраты по аренде" (прочие операционные расходы)
по вкладам в уставный капитал других организаций Ст. "Финансовые затраты"
от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств Ст. "Прочие" (прочие операционные расходы)
проценты за предоставление в пользование денежных средств Ст. "Финансовые затраты"
оплата услуг кредитных организаций Ст. "Прочие" (прочие операционные расходы)
отчисления в оценочные резервы Ст. "Прочие" (прочие операционные расходы)
прочие Ст. "Прочие" (прочие операционные расходы)
Внереализационные расходы Все ст. "Прочие" (прочие операционные расходы)
В составе прочих операционных доходов клуба существенную роль играют суммы, полученные в качестве пожертвований, взносов, субсидий и грантов. В ходе анализа необходимо определить источники, из которых получены данные средства, и под какие цели они были предоставлены.
В целом следует отметить, что для клубов, не выступающих в еврокубках, общая сумма прочих операционных доходов, как правило, невелика.
Переходя к оценке прочих операционных расходов, особого внимания заслуживает наиболее емкая статья «Транспортные расходы, тренировочные лагеря и размещение в отеле». Сумма данных расходов занимает 10—15% бюджета для любого клуба и может называться обязательной, имеющей место быть в любом случае. Отметим, что общая величина данной статьи будет снижаться по мере рассмотрения футбольных клубов от премьер-лиги к клубам низших дивизионов. Однако следует выделить определенное исключение, характерное для российского первенства. Для клубов первого дивизиона величина именно транспортных расходов может превышать величину аналогичных расходов клубов премьер-лиги, так как география первого дивизиона простирается от Калининграда до Дальнего Востока, в то время как премьер-лига много лет была представлена преимущественно европейской частью России. Лишь за последние два сезона картина несколько изменилась, и на момент сезона 2006 г. в составе премьер-лиги присутствуют команды из Томска и Владивостока.
В процессе анализа, по мнению автора, следует отдельно рассматривать каждую из составных частей рассматриваемой статьи прочих операционных расходов, т.е. выделять транспортные расходы, расходы на проведение тренировочных лагерей и расходы на размещение в гостиницах и отелях. Подобная детализация увеличит информативность результатов анализа, что, учитывая большой удельный вес общей статьи данных расходов, может позволить специалистам клуба выявить источники экономии средств.
При выявлении больших сумм расходов, связанных с компенсациями соперникам, указывающих на частые нарушения клубом регламента соревнований, следует определить конкретные причины допущенных нарушений и принять меры по их устранению.
Расходы клубов на рекламу, как правило, невелики. Однако на отдельных этапах своего развития клуб может проводить агрессивную рек-
ламную политику в целях привлечения к себе большего внимания со стороны болельщиков и СМИ, в этом случае суммы соответствующих затрат будут весьма высоки.
В том случае, если футбольный клуб арендует необходимые для нормального хода хозяйственного или, что чаще, соревновательного процесса площади и объекты основных средств на возмездной основе, то величина затрат на аренду может оказаться значительной (особенно в случае аренды стадиона у другого владельца). Однако если необходимые клубу объекты находятся в собственности местных властей, то они, как правило, предоставляются в пользование клубу безвозмездно в качестве поддержки местного спорта. Такие ситуации характерны для клубов периферии.
Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить отдельно по каждому их виду. По большей части данная группа финансовых результатов имеет отношение к нарушениям финансово-хозяйственной дисциплины и недостаткам постановки учетной работы в футбольном клубе. В ходе анализа внереализационных результатов с наибольшим вниманием следует рассмотреть причины образования кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, а также причины, по которым футбольным клубом были произведены уплаты штрафов, пеней и неустоек. При этом важно помнить, что в данном случае уплаченные суммы штрафных санкций связаны с ведением клубом его хозяйственной деятельности, в то время как штрафные санкции за нарушение регламентов соревнований учитываются в составе прочих операционных расходов по статье «Компенсации соперникам».
Финансовые результаты футбольного клуба от основных видов деятельности и прочей операционной и внереализационной деятельности формируют показатель прибыли (убытка) до налогообложения. Даже несмотря на то, что все российские клубы на данный момент времени являются убыточными, постепенный рост окупаемости их затрат, а также переход ПФК в частное владение и заявления менеджеров ведущих клубов о том, что в ближайшие годы ПФК, зарегистрированные в формы ОАО, проведут первичное размещение своих акций на бирже, могут служить объективными причинами включения этапа анализа использования прибыли ПФК в общую методику анализа финансовых результатов.
За счет прибыли, полученной клубом, в первую очередь производится выплата налогов в
бюджет (федеральный, субъектов РФ и местный) и другие аналогичные платежи, в том числе санкции со стороны налоговых органов. При этом величина прибыли до налогообложения уменьшается на сумму доходов в виде дивидендов по обыкновенным акциям, процентов, полученных по государственным ценным бумагам, а также на сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий и налоговых льгот.
В том случае, если у футбольного клуба после осуществления всех выплат остается в распоряжении чистая прибыль (что может стать вполне реальным для российских клубов в ближайшие 5 лет), то собственниками может приниматься решение о ее капитализации в полном объеме или распределении в определенных долях по следующим направлениям:
- в резервный капитал;
- в фонд накопления;
- в фонд потребления;
- на выплату доходов учредителям, дивидендов по акциям — в акционерных обществах;
- на благотворительные цели.
Разработка стратегии использования чистой прибыли — одна из важных задач финансового менеджмента клуба, особенно в том случае, если клуб является акционерным обществом. При распределении чистой прибыли необходимо соблюдать оптимальные пропорции между капитализируемой и потребляемой частями. Это позволит обеспечить:
- необходимый объем инвестиций для повышения спортивных результатов и развития инфраструктуры клуба;
- необходимую норму доходности на инвестированный капитал собственникам клуба.
В процессе анализа для футбольных клубов, зарегистрированных в форме ОАО, важно рассмотреть их дивидендную политику, которая оказывает существенное влияние как на изменения в структуре капитала, так и на общую инвестиционную привлекательность клуба. Высокие дивидендные выплаты по акциям указывают на успешность работы футбольного клуба и на то, что в него выгодно инвестировать капитал. Однако если политика выплаты больших дивидендов проводится на фоне недостаточных инвестиций в команду и собственную инфраструктуру клуба, это может привести к негативным последствиям. В процессе анализа необходимо рассмотреть динамику дивидендных выплат, а также провести расчет показателей курса акций клуба и чистой прибыли на одну акцию.
При проведении анализа показателей рентабельности и эффективности деятельности ПФК, учитывая специфичность отрасли, для всесторонней характеристики работы футбольного клуба традиционные показатели рентабельности необходимо дополнить расчетом ряда других коэффициентов, в том числе комбинированного характера, т.е. учитывающих как финансовые, так и спортивные (турнирные) результаты, достигнутые клубом за период. Поэтому общий состав показателей эффективности деятельности ПФК должен состоять из трех разделов:
- показатели рентабельности (окупаемости) затрат, оборота и капитала;
- частные показатели рентабельности (окупаемости) и эффективности работы в отдельных
сферах или сегментах деятельности;
- комбинированные показатели.
При расчете первой группы коэффициентов в качестве показателя эффекта могут применяться: прибыль до налогообложения (Пдн), чистая прибыль (ЧП) или чистый денежный поток (ЧДП), включающий чистую прибыль и амортизацию отчетного периода.
В первую группу показателей входят три коэффициента, характеризующие наиболее общую эффективность деятельности футбольного клуба. Это показатели рентабельности затрат, рентабельности продаж и рентабельности капитала (активов).
Рентабельность затрат (Лз) исчисляется как отношение показателя эффекта к общей сумме затрат (З) клуба за период:
Я = ПдП/ З; Я = ЧП/З; Я = ЧДП/З. (5)
Она показывает, какую сумму прибыли имеет клуб с каждого рубля, затраченного на осуществление хозяйственного и соревновательного процессов. Применительно к российским клубам, демонстрирующим пока отрицательные конечные финансовые результаты, целесообразнее применять показатель окупаемости затрат, рассчитываемый как отношение суммы выручки ПФК к сумме затрат.
Рентабельность продаж (Япр) определяется как отношение показателя эффекта к сумме полученной выручки (В):
Я = П /В, Я = ЧП/В, Я = ЧДП/В. (6)
пр дн' ' пр / ' пр ^ / \ /
Она характеризует сумму прибыли, приходящуюся на 1 руб. выручки (оборота). При одинако-
вой величине прибыли показатель рентабельности продаж будет тем меньше, чем большим будет размер оборота клуба.
Рентабельность активов (капитала) рассчитывается делением показателя эффекта на среднегодовую величину активов ПФК (А).
\ = ПдИ/А, ^ = ЧП/А, ^ = ЧДП/А. (7)
Она показывает сумму прибыли, заработанную клубом на 1 руб. располагаемых активов. При анализе следует учитывать, что для клубов, имеющих на своем балансе существенную величину основных фондов (стадион, тренировочная база, медицинский центр и т.д.), размер рентабельности активов может быть в несколько раз ниже аналогичного показателя клубов, использующих основные фонды, находящиеся на балансе местных властей.
В процессе анализа необходимо выявить динамику рассмотренных показателей и при возможности провести межхозяйственные сравнения с другими клубами дивизиона (лиги).
Ко второй группе показателей относятся: рентабельность продаж сферы торговля и общественное питание; зарплатоотдача общая; рентабельность трансферных продаж; текущая трансферная эффективность. Данные коэффициенты детализируют информацию о достигнутых результатах в отдельных сферах и сегментах деятельности футбольного клуба.
Показатель рентабельности продаж сферы торговля и общественное питание ^пр(то)) рассчитывается путем деления чистой прибыли (ЧП(то)) от продаж в данной сфере на размер выручки (В(то)) от торговли и общественного питания:
^р(То) ЧП(то)/ В(то).
(8)
Указанный сегмент работы клуба априори должен приносить прибыль и не быть убыточным. И если в целом деятельность клуба может не окупаться, то реализация атрибутики в специализированных магазинах и продажа продовольственных товаров на стадионе всегда ведется по ценам, значительно превышающим себестоимость изготовления атрибутики и цену покупки продовольственных товаров соответственно. В среднем цены на атрибутику превышают в 1,5 раза ее себестоимость. При этом чем выше разность между себестоимостью и ценой продажи, тем больше стоимость и престиж брэнда футбольного клуба.
Цены на товары продовольственного характера, продаваемые во время матчей, также существенно выше их покупной стоимости в среднем на 20—40%. Таким образом, рентабельность продаж (торговля и общественное питание) в условиях невозможности общего рентабельного функционирования клубов приобретает особую важность, так как может рассматриваться в качестве косвенного показателя престижа и популярности клуба. Однако делать выводы об успешности работы клуба по данному направлению, только основываясь на уровне рентабельности, было бы неправильно. Высокий уровень рентабельности должен подтверждаться большими оборотами, что указывало бы на существующий спрос на атрибутику и услуги общественного питания. Достаточно высокая рентабельность при низком обороте говорит о незначительном спросе со стороны болельщиков (потребителей) вследствие слишком высоких цен, малой привлекательности ассортимента и пр.
Расчет показателя общей зарплатоотдачи должен продемонстрировать степень окупаемости расходов клуба на оплату труда всех наемных работников. Для производственных и коммерческих предприятий ситуация, когда уровень выручки на одного работника был бы меньше уровня расходов по зарплате на одного работника, указывал бы на неэффективное ведение бизнеса. В то же время сейчас в российском футболе это является практически нормой, как уже говорилось, расходы на оплату труда составляют около 65% бюджета клуба при уровне окупаемости затрат не выше 40%. Безусловно, от руководства клубов требуются решения, способные повлиять на оба рассматриваемых значения: несколько снизить расходы по зарплате и значительно повысить размер дохода.
Показатель зарплатоотдачи общей (ЗОоб) рассчитывается путем деления итоговой суммы выручки футбольного клуба (В) на величину затрат по оплате труда (ЗПоб):
ЗОоб = В/ЗП
об
(9)
Результат показывает размер общей выручки клуба, приходящийся на 1 руб. средств, потраченных на оплату труда игроков и сотрудников. Значение показателя ЗОоб > 1 указывает на возросшую отдачу средств по зарплате, т.е. сумма выручки превысила совокупную величину зарплат, и должно оцениваться положительно.
Далее рассмотрим показатели, применимые к сфере трансферных сделок, осуществленных
клубом. Для оценки эффективности трансферных продаж можно ввести показатель рентабельности (Ятр). Рентабельность трансферных продаж должна рассчитываться как отношение цены, по кото-
предыдущему клубу (Ятр = 0), а также когда при-
обретенный по значительной цене и имевший высокую зарплату игрок через несколько лет продается за сумму, существенно меньшую цены
рой игрок был продан другому клубу (В ), к сумме приобретения (как правило, по таким сделкам Я
тр-
расходов, понесенных при покупке этого игрока ранее (складывающейся из общей суммы транс-ферной цены покупки, платы агентам и скаутам, а также величины «подъемных» для игрока (если имели место)) (Зтр) и величины зарплаты и индивидуальных бонусов за текущие результаты за все время выступления футболиста в клубе (ЗПи). Для игроков, являющихся воспитанниками клуба, знаменатель будет представлять из себя совокупность затрат по зарплате за время выступлений и затрат по их воспитанию в клубе.
Ят = В /(З + ЗП ).
тр тр тр и
(10)
тр
составляет 0,2—0,4).
В дополнение к рассмотренному показателю можно применять показатель текущей трансфер-ной эффективности (ТТЭ), рассчитываемый как отношение совокупности текущих трансферных стоимостей (ТТС) каждого из футболистов команды к стоимости их приобретения или воспитания (Зт).
ТТЭ = ТТС/З .
(11)
Ятр > 1 указывает на то, что игрок был продан по цене, превысившей суммарную величину затрат, понесенную клубом на его приобретение и содержание. Для расчета общекомандного Ятр за период необходимо сложить размеры вырученных средств при продаже игроков и суммы затрат по ним. К минусам указанного показателя следует отнести сложности определения суммы затрат на воспитание собственных молодых футболистов, а также то, что он учитывает только прямую финансовую сторону вопроса. Футболист может оправдать или приумножить величину вложенных в него клубом средств косвенными путями: за счет привлечения на стадион дополнительных болельщиков; реализации дополнительного количества атрибутики; привлечения новых спонсоров и рекламодателей; увеличения общего внимания к клубу и, наконец, непосредственной спортивной отдачи на поле. Поэтому при анализе результатов расчета показателей Ятр следует детально рассматривать каждую отдельную сделку. Большое влияние также будет оказывать и возраст футболиста, например, при продаже «звездного» игрока, находящегося на склоне своей карьеры, нельзя выручить существенной суммы средств. Отрицательными результатами трансферной политики клубов можно однозначно считать случаи, когда игрок переходит в другой клуб по «свободному трансферу», т.е. без уплаты каких-либо средств
К минусам показателя ТТЭ следует отнести уже упоминавшиеся сложности при определении затрат на воспитание своих игроков, а также большой разброс в значениях рыночных цен на того или иного футболиста в разных источниках информации. Однако в целом значение общекомандного ТТЭ > 1 указывает на увеличение стоимости футболистов за время их выступления в клубе и должно оцениваться положительно.
В третью группу включены комбинированные показатели, объединяющие в себе экономическую и спортивную составляющие деятельности футбольного клуба. Это коэффициенты, рассмотренные ранее для характеристики эффективности расходов на оплату труда: стоимость единицы игрового балла (СИБ), стоимость единицы турнирного балла в чемпионате (СТБ) и стоимость одного положительного исхода (СПИ). В рамках анализа эффективности деятельности ПФК данные показатели следует рассчитывать, используя общую величину затрат. Уменьшение величины указанных коэффициентов говорит о повышении эффективности произведенных затрат в плане игровой отдачи и достигнутых турнирных результатов.
Таким образом, внедрение разработанной методики анализа финансовых результатов ПФК позволит их руководству получать максимум информации о ходе деятельности, финансовых результатах клуба и факторах, на них влияющих, что может стать существенным базисом в процессе решения клубами задач окупаемости своих расходов.