Научная статья на тему 'Анализ финансовых результатов деятельности производственного предприятия'

Анализ финансовых результатов деятельности производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2724
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ / ДОХОДИ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лузина Татьяна Витальевна, Фролова Ирина Ивановна

В статье дана характеристика счетов и показан бухгалтерский учет доходов и расходов по обычным видам деятельности и прочих доходов и расходов на предприятии, ведущим разработку и производство приборов для нефтегазовой промышленности. Предложены рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лузина Татьяна Витальевна, Фролова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансовых результатов деятельности производственного предприятия»

УДК 657

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Лузина Татьяна Витальевна, к.пед.н., доцент экономический факультет ЧОУ ВО "Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)" Фролова Ирина Ивановна, к.соц.н., доцент факультет менеджмента и инженерного бизнеса, студент ЧОУ ВО "Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)"

В статье дана характеристика счетов и показан бухгалтерский учет доходов и расходов по обычным видам деятельности и прочих доходов и расходов на предприятии, ведущим разработку и производство приборов для нефтегазовой промышленности. Предложены рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности компании.

Ключевые слова: бухгалтерский учёт, доходи и расходы предприятия, резервы повышения уровня рентабельности.

Актуальность совершенствования бухгалтерского учета финансовых результатов предприятия обусловлена заинтересованностью всех стейкхолдеров и пользователей учетной информации о существующих и прогнозных результатах деятельности компании:

- руководители должны демонстрировать достаточную компетентность через достижение высокого уровня финансовых результатов;

- акционеры компании нацелены на получение хороших дивидендов на вложенный капитал;

- государство проявляет интерес в повышении финансовых результатов по причине того, что доходная часть бюджета формируется в том числе за счет налога на прибыль.

Следует отметить роль ответственности бухгалтеров за правильное ведение учета финансовых результатов и своевременное обеспечение учетной информацией всех пользователей для оценки существующего положения дел с целью совершенствования финансового результата

Финансовые результаты деятельности компании определяются суммой полученной прибыли. Анализ и оценка финансовых результатов работы проводится путём сопоставления полученных доходов с расходами. Доходы являются основным источником существования предприятия, которые формируют прибыль. Прибыль является основным финансовым показателем деятельности компании на рынке.

Чистая прибыль или убыток - конечный финансовый результат слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.

По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Конечный результат отчетного периода показывает сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период.

К счету 90 «Продажи» в компании развернуты субсчета:

- субсчет 90.1 «Выручка». На нем учитывается поступление активов, признаваемых выручкой;

- субсчет 90.2 «Себестоимость продаж». Учитывает себестоимость продаж, по которым на субсчете 90.1 «Выручка» признана выручкой;

- субсчет 90.3 «Налог на добавленную стоимость». На нем учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);

- субсчет 90.9 «Прибыль (убыток) от продаж». Субсчет предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) за отчетный период.

Для учета прочих доходов и расходов в организации на счете 91 «Прочие доходы и расходы» открыты субсчета:

- субсчет 91.1 «Прочие доходы». Предназначен для отнесения активов, признаваемых прочими доходами;

- субсчет 91.2 «Прочие расходы». Используется для отнесения прочих расходов;

- субсчет 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период.

На предприятии учет доходов и расходов от обычных видов деятельности и учет прочих доходов и расходов ведется в соответствии с требованиями законодательства России по бухгалтерскому учету доходов и расходов по обычным видам деятельности и учету прочих доходов и расходов.

Итак, бухгалтерский учет анализируемой компании на данный момент организован достаточно качественно. Основной акцент необходимо сделать на отслеживании изменений, происходящих в области бухгалтерского учета и представления отчетности, и корректировать в соответствии с ними учетную политику организации. В качестве рекомендаций по совершенствованию учета на предприятии следует отметить, что повышение квалификации работников бухгалтерии, как один из важнейших факторов, влияющих на качество ведения бухгалтерского учета, необходимо осуществлять не менее одного раза в год. Это обуславливается постоянными изменениями в налоговом законодательстве РФ, изменениями норм применяемых для целей бухгалтерского учета, внесениями изменений и дополнений в действующие положения по бухгалтерскому учету. Можно отметить, что на предприятии вследствие некорректного ведения налогового учета (не используются налоговые регистры) могут возникать ошибки, следовательно, необходимо

организовать ведение налогового учета с применением регистров налогового учета.

Также в качестве рекомендаций по совершенствованию учета доходов и расходов предприятия предлагается следующее:

1. Открыть дополнительные субсчета к счету 91 «Прочие доходы и расходы» с использованием позиционного порядка кодирования счетов аналитического учета прочих доходов и расходов.

2. В целях расширения сервисных возможностей автоматизированного способа ведения бухгалтерского учета перейти на программу «1С: Бухгалтерия» версия 8.3. Предлагаемый комплекс программ позволяет решать весь спектр задач организации как бухгалтерского, так и налогового учета. Система формирует полный набор стандартных отчетов, пользователь имеет возможность самостоятельно создать любую форму отчетности, не прибегая к помощи программиста.

"Редакция 3.0 программы «1С: Бухгалтерии 8» ПРОФ использует новые возможности знакомой пользователям платформы «1С:Предприятие 8.2». Одно из них - работа через Интернет с использованием «облачного» сервиса: программа запускается не на компьютере пользователя, а через веб-браузер с сайта, предоставляющего такой сервис. При этом пользователю гарантируется безопасное хранение учетных данных на этом сайте с полным сохранением конфиденциальности. Такую модель работы также называют «облачным» сервисом"[1].

Главной целью анализа финансовых результатов компании является выявление основных факторов, определяющих конечный размер прибыли и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы. Для анализа финансовых результатов используются следующие методы анализа: горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, факторный.

В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, финансовое состояние на предприятии, ведущим разработку и производство приборов для нефтегазовой промышленности, ухудшилось, об этом свидетельствует снижение показателей финансовой деятельности предприятия, так выручка уменьшилась на 13050 тыс. руб. или на 63,5%. Снижение выручки в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, вызвано уменьшением объемов производства и продаж, в связи с ликвидацией одного из направления деятельности предприятия (производство мебели), также на уменьшение выручки повлиял мировой кризис. Прибыль от продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 1752 тыс. руб. или на 41,8%, чистая прибыль уменьшилась на 403 тыс. руб. или на 27,4%.

В 2016 году произошло некоторое улучшение финансового состояния предприятия, так выручка от продаж увеличилась по сравнению с 2015 годом на 7127 тыс. руб. или на 31,4%, что указывает на некоторую стабилизацию положения предприятия на рынках сбыта. Себестоимость продаж выросла в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 7007 тыс. руб. или на 32,7%. Темп роста себестоимости 2016 года по отношению к 2015

году увеличился. Увеличение темпа роста себестоимости в 2016 году связано с более высокой покупной ценой материалов для изготовления продукции по сравнению с 2015 годом. Факт увеличения отрицательно характеризует деятельность предприятия, однако учитывая то, что он пропорционален увеличению выручки от продаж, назвать эту тенденцию негативной нельзя. В 2016 году валовая прибыль увеличилась по сравнению с 2015 годом на 120 тыс. руб. или на 9,5%. Темп роста валовой прибыли в анализируемом периоде положительный, что связано с более высоким темпом роста выручки по сравнению с себестоимостью. Этот факт характеризует деятельность организации как эффективную. Чистая прибыль увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 125 тыс. руб. или на 31%. Темп роста чистой прибыли в 2016 году выше, чем в 2015 году, этот факт является положительным аспектом деятельности организации.

В результате факторного анализа прибыли установлено, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. За счет увеличения объема продаж прибыль анализируемой компании увеличилась на 201 тыс. руб. За счет увеличение отпускных цен прибыль увеличилась на 3562 тыс.руб. В 2016 году возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения удельного веса рентабельных изедлий в структуре проданной продукции (прибыль недополучена в размере 3 тыс. руб.) и роста себестоимости, отрицательное воздействие которой составило 3640 тыс. руб. В 2016 году, как показывают данные исследования, поведение прибыли на предприятии стабилизируется, что оказывает решающее влияние на безубыточную деятельность.

Анализ использования прибыли организации показал, что наибольшую долю прибыли организация использует на производственное развитие. В

2014 году сумма капитализированной прибыли составила 565 тыс. руб., в

2015 году в связи с уменьшением объемов производства и реализации продукции, сумма капитализированной прибыли составила 176 тыс. руб. В

2016 году наблюдается рост до 241 тыс. руб., что является положительным показателем деятельности предприятия, так как нераспределенная прибыль предприятия, фактически не участвуя в дальнейших операциях, тем не менее, является фондом для финансирования приобретения основных средств и других капитальных вложений. На выплату дивидендов также используется значительная часть прибыли. В 2014 году сумма дивидендных выплат составила 534 тыс. руб., в 2015 году произошло уменьшение до 119 тыс. руб. в связи с нестабильным положением предприятия. Однако в 2016 году сумма дивидендных выплат увеличилась по сравнению с 2015 годом на 46 тыс. руб. и составила 165 тыс. руб. Это один из признаков того, что работа предприятия стабилизируется и в него выгодно вкладывать капитал.

Необходимо направить политику предприятия на более эффективное увеличение и улучшение использования чистой прибыли. Рыночные

условия определили приоритетные направления ее использования. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей работников.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается понижение рентабельности всей реализованной продукции на 0,9%, что характеризуется отрицательно. Общая рентабельность за 2016 год составила 2,2%. Наблюдается понижение общей рентабельности в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 3,2%, что является результатом отрицательного влияния операционных и внереализационных доходов и расходов. Рентабельность продаж по чистой прибыли за 2016 год составила 1,8%. Рентабельности продаж по чистой прибыли в 2016 году по сравнению с 2015 годом не изменилась, что нельзя характеризовать ни положительно, ни отрицательно.

Как показал факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности продаж все показатели имеют отрицательную тенденцию, а так же указывают на неэффективную работу предприятия. Низкие показатели рентабельности производства говорят о неспособности организации и плохом контроле уровня затрат, а также о неэффективности ценообразования. Рентабельность продаж на предприятии, ведущим разработку и производство приборов для нефтегазовой промышленности, свидетельствует о слабой окупаемости реализуемой продукции.

По итогам исследования выявлены резервы повышения уровня рентабельности всем изделиям. Резерв повышения уровня рентабельности по изделию датчик глубины составляет 3,21%, по изделию манометр устьевой - 3,68%, по изделию таймер уличного освещения - 14,37%, по изделию прибор скважинный - 3,17%.

На основе проведенного анализа резервов повышения уровня рентабельности предприятия можно сделать выводы о том, что на исследуемом предприятии имеются следующие резервы повышения уровня рентабельности:

- увеличение объема производства и продажи выпускаемой продукции;

- снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Для совершенствования существующего положения дел предлагаются следующие рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности на предприятии, ведущим разработку и производство приборов для нефтегазовой промышленности:

- обозначить в организационной структуре предприятия основные центры затрат и центры ответственности;

- изучить опыт и внедрить системы управленческого учета затрат в разрезе каждого центра ответственности, центра затрат, а также по отдельным группам товарной продукции;

- улучшить рекламную деятельность за счёт проведения рекламных акций, оптимизации затрат на рекламные мероприятия;

- пересмотреть организацию работы по росту объема производства и сбыта продукции, что позволит оптимизировать издержки и снизить цену на производимую продукцию и повысит ее конкурентоспособность;

- организовать регулярный контроль за работой оборудования, своевременной его наладкой с целью недопущения снижения уровня качества выпускаемой продукции;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке персонала, повышению уровня его квалификации;

- организовать непрерывное повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности труда;

- использовать на практике системы депремирования персонала компании при нарушении трудовой или технологической дисциплины;

- осуществлять мониторинг за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

Реализация предложенных рекомендаций и системная организация на предприятии службы финансового менеджмента позволят повысить эффективность деятельности компании, увеличить прибыль от основной деятельности и укрепить позиции компании на рынке.

Список литературы

1. Преимущества «1С:Бухгалтерия 8.3» - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://lc.nav-it.ru/technology/lc-bookkeeping/, свободный (дата обращения 03.04.2017).

2. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

3. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.

4. Современные направления развития банковского дела: молодежный банкинг/ Куваева Ю.В., Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Черных А.Ю.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 151-156.

5. О роли банков в новой индустриализации/ Куваева Ю.В., Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Черных А.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 156-161

6. Проблемы взаимодействия банков с клиентами/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Черных А.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 330-335

7. Внебюджетные фонды как компоненты социальной защиты в Российской федерации/ Пайкович П.Р., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 259-266.

8. Экономическое содержание и назначение государственных внебюджетных фондов/ Пайкович П.Р., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 266-271.

9. Сущность и характеристика мирового рынка золота/ Горохов А.А., Пайкович П.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 81-87.

10. Структура и особенности мирового рынка золота/ Горохов А. А., Пайкович П.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 87-93.

11. Финансы и кредит/ Пайкович П.Р.// Москва, 2015.

12. Бюджетная система РФ/ Пайкович П.Р.// Курск, 2017.

13. Бюджет как инструмент государственного регулирования экономики/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 81-86.

14. Пути повышения эффективности управления государственным долгом/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 235-240.

Frolova Irina Ivanovna, Candidate of Sociological Sciences, docent

Kazan innovative university named after V. G Timiryasov (IEML)

[email protected]

Luzina Tatiana Vitalievna, candidate of pedagogical Sciences, docent

Kazan innovative university named after V. G Timiryasov (IEML)

ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS OF MANUFACTURING ENTERPRISES

In the article the characteristics of the accounts and shows the accounting of income and expenses under ordinary activities and other income and expenses in the enterprise, leading the development and manufacture of devices for oil and gas industry. Proposed recommendations for improving the financial performance of the company.

Keywords: accounting, income and expenses of the company, the reserves of increase of level of profitability.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГА

В СФЕРЕ УСЛУГ Мажикенова Ж.К., магистрант (e-mail: [email protected]) Садуов А.Ж., д.э.н., профессор Карагандинский государственный университет имени Е.А.Букетова, Казахстан

В данной статье раскрываются основные приемы и технологии маркетинга, имеющих особое значение для сферы услуг.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинг в туризме, внутренний маркетинг, кастомизация, управление, персонал, услуга, цена, продукт, баланс, спрос, предложение.

Маркетинг в туризме - это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.

Основными приемами и технологиями маркетинга, имеющих особое значение для сферы услуг, в том числе туристических являются:

Внутренний маркетинг — это использование практических приемов маркетинга применительно к персоналу, обслуживающему внешних клиентов, с целью привлечения и удержания ценных для компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.