DOI 10.47576/2949-1878_2023_12_66 УДК 338.4
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕРВИС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО В АРЕНДУ СПЕЦТЕХНИКУ И ОБОРУДОВАНИЕ
Филатов Владимир Владимирович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, [email protected]
Михайлова Анна Евгеньевна,
кандидат технических наук, доцент экономики, учета и анализа хозяйственной деятельности, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Золкин Александр Леонидович,
кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ), Самара, Россия, [email protected]
Бузулуцкая Марина Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, Россия, Москва, [email protected]
В статье рассмотрены вопросы моделирования и анализа сервис-процессов предприятия, предоставляющего в аренду спецтехнику и оборудование в современных социально-экономических условиях. Показано, что моделирование сервис-процессов способствует целостному представлению о функционировании фирмы, а именно о том, какие процессы протекают на предприятии, как организованна работа в подразделениях предприятия, каким образом оно взаимодействует с поставщиками, заказчиками и иными организациями. Описание сервис-процессов верхнего уровня позволяет понять основы деятельности предприятия, увидеть полную картину того, что происходит на предприятии, определить границы процесса. Анализ данного инструмента помогает выявить проблемные области при выполнении бизнес-операций.
Ключевые слова: финансовая устойчивость; моделирование; сервис-процессы; предприятие; аренда спецтехники и оборудования.
UDC 338.4
ANALYSIS OF FINANCIAL STABILITY AND MODELING OF SERVICE PROCESSES OF AN ENTERPRISE THAT RENTS SPECIAL EQUIPMENT AND EQUIPMENT
Filatov Vladimir V.,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art); Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, [email protected]
Mikhailova Anna E.,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Accounting and Analysis of economic activity, St. Petersburg State Forestry University named after S. M. Kirov, St. Petersburg, Russia, mikhailovaae@ ya.ru
Zolkin Alexander L.,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and Computer Engineering, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics (PGUTY), Samara, Russia, [email protected]
Buzulutskaya Marina V.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management in Energy and Industry, National Research University Moscow Power Engineering Institute, Russia, Moscow, [email protected]
The article deals with the issues of modeling and analysis of service processes of an enterprise that provides special equipment and equipment for rent in modern socio-economic conditions. It is shown that the modeling of service processes contributes to a holistic view of the functioning of the company, namely, what processes are taking place at the enterprise, how the work is organized in the divisions of the enterprise, how it interacts with suppliers, customers and other organizations. The description of top-level service processes allows you to understand the basics of the company's activities, see the full picture of what is happening at the enterprise, determine the boundaries of the process. The analysis of this tool helps to identify problem areas when performing business operations.
Keywords: financial stability; modeling; service processes; enterprise; rental of special machinery and equipment.
В настоящее время современным предприятиям необходимо постоянно заниматься совершенствованием собственной деятельности. Для этого требуется разработка новых технологий и способов ведения бизнеса, а также введения новейших, более результативных подходов управления и организации работы. Предприятие, которому необходимо выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствоваться во всех отношениях, включая моделирование сервис-процессов [8].
Сервис-процесс - это любая операционная или административная система, которая преобразует ресурсы в желаемые результа-
ты. Процесс представляет собой законченную, содержательную, временную и логическую последовательность операций, то есть элементарных действий, необходимых для обработки экономически важного объекта [13].
Моделирование сервис-процессов представляется одним из методов увеличения качества и эффективности предприятия. Данный метод базируется на описании процесса через разные элементы (действия, данные, события, материалы и т. д/), которые неразделимы в процессе. Как правило, моделирование сервис-процессов обрисовывает логическую взаимосвязь всех элемен-
тов процесса от его начала до конца внутри предприятия [5].
Располагая формой деятельности предприятия, всеми его сервис-процессами, направленными на определенную цель, можно определить возможность его улучшения. Исследование предприятия как бизнес-модели - это удобный способ ответа на вопрос, что необходимо и достаточно для достижения конкретной установленной цели [15].
Что же такое моделирование сервис-процессов? Это один из способов повышения эффективности деятельности предприятия. Он основан на методе управления процессами: процесс определяется его внутренними элементами - действиями, данными, событиями, материалами. Полученное описание дает возможность глубоко понять сервис-процессы, увидеть их возможности для усовершенствования и эффективно организовать взаимодействие всех участников.
Понятие «моделирование» имеет два ключевых значения. Во-первых, моделирование относится к процессу структурирования модели в исходное представление (образ), отражающее ее наиболее важные особенности и характеристики [6]. Если модель была построена, то под моделированием понимают процесс изучения (рассмотрения) функционирования системы или, точнее, ее модели. Основной целью моделирования сервис-процессов становится описание реального хода сервис-процессов предприятия [11]. В ходе этого необходимо определить, каков результат процесса, кем и какие действия были предприняты, каковы его процедуры, каков поток документов во время выполнения процесса, а также надежность процесса (вероятность сбоя), а также как он может быть расширен (изменен) в перспективе [3].
Можно выделить следующие основные преимущества процессного подхода в части выделения сервис-процессов:
Во-первых, сервис-процессы являются одним из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса; технология описания сервис-процессов обеспечивает прозрачность всех сервис-операций, позволяет проводить анализ возможных последствий ошибок на определенном этапе работы и устранить ошибки [10]. Концепция и пути совершенствования сервис-процессов направ-
лены на осуществление предельно быстрых, «прорывных» изменений в рамках отдельного сервис-процесса. Это требует сосредоточения внимания на выявлении, понимании и совершенствовании действий, происходящих в рамках основных процессов [4].
Во-вторых, в процессном подходе происходит смещение акцентов с управления отдельными ресурсами и, следовательно, центрами затрат компании на управление сервис-процессами, связывающими деятельность взаимодействующих подразделений предприятия [14]. Такой процессный подход к управлению бизнесом позволяет сосредоточиться на достижении конечного результата процесса, повысить уровень координации операций, резко ускорить сервис-процессы и улучшить качество работы [2].
Итак, на сегодняшний день существует довольно много методов моделирования сервис-процессов. Эти методы относятся к разным типам моделирования и позволяют сосредоточиться на разных аспектах. Они содержат как графические, так и текстовые инструменты, позволяющие визуализировать основные составляющие процесса и давать точные определения параметров и взаимосвязей элементов [7].
Моделирование сервис-процессов способствует целостному представлению о функционировании фирмы, а именно о том, какие процессы протекают на предприятии, как организованна работа в подразделениях предприятия, каким образом оно взаимодействует с поставщиками, заказчиками и иными организациями.
Предприятие ООО «Колтранс» зарегистрировано в 2021 г. и занимается арендой и лизингом строительной техники и оборудования в Московском регионе. Согласно анализу активов баланса, общая сумма активов (имущества) ООО «Колтранс» на конец анализируемого периода по состоянию на 1 января 2023 г. уменьшилась по сравнению с началом анализируемого периода: по сравнению с данными на 1 января 2022 г. активы и валюта баланса уменьшились на 50,9 %, абсолютная величина которых составила 2,549 млн руб. Это в значительной степени связано с уменьшением дебиторской задолженности. В последнем анализируемом периоде снижение дебиторской задолженности составило 1,365 млн руб. (43,96 %) и на конец
анализируемого периода уже достигло 1,740 млн руб.
В течение анализируемого периода у предприятия не было внеоборотных активов: оборотные активы, составлявшие на 1 января 2022 г. 5,008 млн руб., уменьшились на 2,549 млн (снижение на 50,899 %). Это соответствует 100 % общей структуры активов. Уменьшение оборотных активов на конец анализируемого периода по сравнению с базовым начальным периодом произошло в большей степени за счет снижения дебиторской задолженности (-43,96 %). В период с 1 января 2022 г. по 1 января 2023 г. запасы уменьшились на 1,041 млн руб., что является значительным снижением.
Заметное снижение дебиторской задолженности на 1,365 млн руб. произошло в период с 1 января 2022 г. по 1 января 2023 г., что является положительным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции (работ, услуг). По состоянию на 1 января 2022 г. дебиторская задолженность составляла 62 % оборотных активов, а на 1 января 2023 г. - 70,76 %. На протяжении всего исследуемого периода дебиторская задолженность демонстрировала значительную величину (более 25-27 % оборотных активов): в период с 1 января 2022 г. по 1 января 2023 г. оборотные активы предприятия уменьшились на 1,365 млн руб. за счет снижения дебиторской задолженности. Свободные денежные средства предприятия в этот период уменьшились на 143 тыс. руб. и составили 719 тыс. руб.
Анализ обязательств проводится с целью выявления внутренних финансовых резервов для восстановления платежеспособности, долгов, которые могут быть оспорены или списаны, а также возможности реструктуризации условий исполнения задолженности [17]. Уменьшение суммы задолженности в анализируемом периоде обусловлено снижением краткосрочной задолженности. Пассивы баланса на 1 января 2023 г. состоят из собственного капитала и резервов и краткосрочных обязательств: так, собственный капитал составляет 11,22 % от общей суммы имущественных ресурсов предприятия, а краткосрочные обязательства - 88,78 %.
По состоянию на 1 января 2023 г. собственный капитал составил 276 тыс. руб. За анализируемый период собственный капи-
тал значительно увеличился на 183 тыс. руб. (196,77 %). На конец анализируемого периода нераспределенная прибыль была распределена в структуре собственного капитала предприятия. Баланс на начало и конец периода включает нераспределенную прибыль. Нераспределенная прибыль увеличилась на 183 тыс. руб. и составила 266 тыс. руб.
Кредиторская задолженность на 1 января 2023 г. по сравнению с 1 января 2022 г. умень -шилась на 2,732 млн руб. и составила 2,183 млн руб. В 2022 г. эта величина кредиторской задолженности составляла 98,14 % всех активов предприятия, а на 1 января 2023 г. порядка 88,78 %. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в течение исследуемого периода оставалось неизменным, причем кредиторская задолженность превышала дебиторскую как на начало, так и на конец анализируемого периода: на 1 января 2022 г. дебиторская задолженность составляла 63,17 % от кредиторской, а на 1 января 2023 г. 20,29 % кредиторской задолженности не покрывалось дебиторской задолженностью. При этом на 1 января 2022 г. кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 58,3 %, а на 1 января 2023 г. - на 25,5 %.
Уменьшение активов на 2,549 млн руб. сопровождается одновременным уменьшением обязательств на 2,732 млн руб. Поскольку платежеспособность зависит от покрытия обязательств предприятия его активами, то тот факт, что обязательства предприятия уменьшились в большей степени, чем стоимость ее активов, привел к изменению соотношения текущих обязательств и текущих активов, что привело к улучшению платежеспособности.
В период с 1 января 2022 г. по 1 января 2023 г. уровень общей ликвидности снизился на 0,107 до уровня показателя 1,126. Это свидетельствует об увеличении финансового риска, связанного с тем, что предприятие владеет финансовыми ресурсами, а также активами, из которых она может направлять средства для покрытия расходов на свою деятельность. В то же время в отчетном периоде свободные денежные средства для развития бизнеса уменьшаются.
Значение коэффициента абсолютной ликвидности за период с 1 января 2022 г. по 1 ян -варя 2023 г. увеличилось на 0,154 до уровня
показателя 0,329. Иными словами, предприятие повысило свою платежеспособность до рекомендуемого уровня и смогла сразу погасить текущие обязательства, хотя и использовало 17,5 % денежных средств на счете по состоянию на 1 января 2022 г. и 32,9 % на 1 января 2023 г. Среднее значение коэффициента абсолютной ликвидности по отрасли, к которой относится ООО «Колтранс», соответствует показателю 0,348 по состоянию на 1 января 2023 г. Таким образом, абсолютная ликвидность предприятия ниже среднего значения по отрасли.
Значение коэффициента текущей ликвидности на 1 января 2023 г. составило 1,126, увеличившись на 0,107 по сравнению с 1 января 2022 г. Иными словами, платежеспособность улучшилась, и на 1 января 2023 г. отрасль была способна погасить 112,6 % своих текущих обязательств при оценке оборотных активов по балансовой стоимости против 101,9 % по данному показателю на 1 января 2022 г.; среднее значение данного показателя по отрасли на 1 января 2023 г. составляет 1,214. Таким образом, текущая ликвидность ниже среднеотраслевого значения; на конец периода по состоянию на 1 января 2023 г. анализируемый показатель коэффициента маневренности функционального капитала снизился, что свидетельствует об улучшении структуры баланса предприятия.
Доля оборотных средств в активах определяется для анализа показателей деятельности предприятий одной отрасли. Нормативные значения устанавливаются на оптимальные, исходя из отраслевых особенностей сервис-процессов [18]. Как правило, приветствуется отношение оборотных средств к активам не менее 50 %. Приветствуется также увеличение этого показателя, измеренное за разные периоды времени: в ООО «Колтранс» отношение оборотных средств к активам на протяжении анализируемого периода уменьшалось от 0 % до 100 %. В течение анализируемого периода уровень данного показателя достиг оптимального для предприятия значения: среднеотраслевая доля ликвидных активов на 1 января 2023 г. составила 34,5 %, что на 65,5 % ниже, чем у ООО «Колтранс». Рассчитанный коэффициент восстановления платежеспособности на 1 января 2023 г., учитывая текущую тенденцию, должен увеличиться в ближайшие
полгода на ООО «Колтранс» свидетельствует об отсутствии реальной возможности восстановления платежеспособности для предприятия.
Коэффициент финансирования собственных оборотных средств за анализируемый период увеличился на 9,3 процентных пункта до 11,2 %. Это свидетельствует о том, что производственная деятельность не могла быть прервана в начале периода, а финансовая устойчивость была на пределе в конце периода. Это означает, что собственные средства предприятия ликвидны, большая их часть вложена в оборотные активы, а не в основные средства или другие внеоборотные активы. В то же время коэффициент обеспеченности собственными средствами свидетельствует о достаточной финансовой устойчивости предприятия.
В анализируемом периоде доля средств, предназначенных для погашения задолженности, не изменилась и составила 100 %. Это говорит о том, что ООО «Колтранс» имеет возможность расплатиться с кредиторами и обеспечить бесперебойную работу. К концу анализируемого периода доля средств, предназначенных к выплате, в общей сумме средств, направленных на погашение краткосрочной задолженности, увеличилась на 12 процентных пунктов и составила 29,2 % от общей суммы оборотных активов предприятия.
В анализируемом периоде показатель коэффициента промышленной собственности снизился. Максимальное значение коэффициента 0,208 было достигнуто 1 января 2022 г., а минимальное значение 0 - 1 января 2023 г. На начало последнего анализируемого периода постоянные активы отсутствовали. Оценив значения коэффициентов структуры долгосрочных инвестиций за весь анализируемый период, можно сделать вывод, что предприятие не использует внеоборотные активы для осуществления своей деятельности.
Уровень коэффициента автономии за анализируемый период увеличился на 0,093 и составил 0,112. Значение данного показателя свидетельствует о том, что обязательства предприятия не могут быть покрыты за счет собственных средств. Увеличение данного показателя свидетельствует о незначительном росте финансовой независимости, по-
вышении гарантии погашения долга предприятия и увеличении вероятности того, что предприятие сможет справиться с непредвиденными обстоятельствами, возникающими в условиях рыночной экономики.
В период с 1 января 2022 г. по 1 января 2023 г. доля долгосрочного долга в структуре заемного капитала составляет 0 %, что говорит о том, что финансирование расходов по оборотным активам, которые гарантируют текущую деятельность предприятия, превышает финансирование внеоборотных активов. Это снижает финансовую устойчивость предприятия и обусловливает необходимость увеличения удельного веса оборотных активов в структуре баланса. К концу анализируемого периода показатель коэффициента прогнозирования банкротства увеличивается на 0,093, что делает финансовое положение предприятия более устойчивым и снижает ее финансовый риск.
По состоянию на 1 января 2023 г. ООО «Колтранс» не достигло состояния абсолютной ликвидности баланса, как это было в течение анализируемого периода. В начале анализируемого периода предприятие не обладала достаточной ликвидностью. Поэтому на самый последний момент времени предприятие не смогло бы улучшить свою платежеспособность. Однако следует отметить, что будущая ликвидность отражает избыток платежеспособности. В то же время в ближайшем будущем ликвидность может увеличиться, и наличие собственных ликвидных активов, являющееся минимальным условием финансовой устойчивости, сохраняется.
За отчетный период доходы организации снизились на 8,432 млн руб. и составили 4,592 млн руб. При этом доходы от обычной деятельности уменьшились на 8,432 млн рублей (64,9 %).
В течение отчетного периода в структуре доходов предприятия преобладали доходы от обычной деятельности. Его удельный вес составил 100 %. Расходы ООО «Колтранс» уменьшились на 8,558 млн руб. и составили 4,362 млн руб. Расходы по текущей деятельности уменьшились на 8,554 млн руб. (66,29 %), процентные расходы были равны нулю, а прочие расходы уменьшились на 4 тыс. рублей (23,53 %).
В отчетном периоде расходы на текущую деятельность составляли 99,7 % в структуре
затрат предприятия. За анализируемый период предприятие увеличило валовую прибыль: увеличение прибыли от оборота на 122 тыс. руб. произошло за счет увеличения валовой прибыли от оборота. Увеличение общей бухгалтерской прибыли на 126 тыс. руб. связано с увеличением на 96,83 % прибыли, полученной от продаж, и увеличением на 3,17 % прочих доходов и разниц в расходах. В отчетном периоде факторами, повлиявшими на формирование чистого результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия, стали: увеличение прибыли до налогообложения -124,75 %, увеличение налоговых платежей из прибыли - 24,75 %. Запас финансовой устойчивости на 2022 г. имеется. Рентабельность активов на начало и конец анализируемого периода составляла 6,2 %.
Рентабельность оборотного капитала на конец анализируемого периода (2022 г.) не изменилась и составила 4,9 %. Это свидетельствует о достаточной ликвидности производимых предприятием товаров и ее эффективных взаимоотношениях с потребителями. Рентабельность собственного капитала на конец анализируемого периода (2022 г.) осталась неизменной и составила 99,7 %. В конце анализируемого периода прибыль на рубль, затраченный на производство и реализацию продукции, составила 5,6 %, что на 4,7 процентных пункта выше, чем в начале периода (2022 г.). Таким образом, эффективность производственной деятельности (окупаемость затрат) повысилась: в 2022 г. прибыль на рубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг составила 5,6 % по сравнению со среднеотраслевым показателем за этот период, равным 31,3 %. Прибыль от продаж на рубль ниже среднего уровня. Данный показатель может стать основанием для проведения налоговой проверки, и этот риск необходимо оценить.
Окупаемость затрат к концу анализируемого периода увеличилась на 3,6 коп. чистой прибыли на рубль общих затрат. К концу анализируемого периода (2022 г.) рентабельность производства возрастет. В рассматриваемом случае рентабельность продаж за весь анализируемый период увеличилась на 4,4 %, что, безусловно, является положительным результатом. На конец анализируемого периода валовая прибыль в процентах от оборота увеличилась на 4,4 % до 5,3 %.
По состоянию на 1 января 2023 г. по сравнению с 1 января 2022 г. финансовое положение предприятия значительно улучшилось. Финансовая устойчивость оценивается как абсолютная, при этом резервы и расходы значительно меньше источников финансирования. Абсолютная финансовая устойчивость характеризуется высоким уровнем рентабельности предприятия и отсутствием нарушений финансовой дисциплины.
Финансовая устойчивость отражает тот факт, что доходы стабильно превышают расходы и способствуют бесперебойному процессу производства и реализации продукции за счет свободного управления средствами предприятия и их эффективного использования [19]. Таким образом, финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является ключевым элементом общей устойчивости предприятия [20].
Моделирование сервис-процесса начинают с построения существующей модели организации работы, которая позволяет выявить его «узкие» места и недостатки [16]. По окончании моделирования от модели сервис-процесса ожидают получить следующую информацию [9]: какие работы необходимо выполнить для достижения желаемого результата; какова последовательность выполнения этих работ; какие управляющие механизмы воздействуют на сервис-процесс; какие ресурсы необходимы для выполнения каждой из работ в рамках сервис-процесса. Существует несколько способов описания сервис-процессов: текстовый; табличный; графический [12].
В качестве элементов описания сервис-процессов могут быть использованы различные схемы, нотации - это простая блок-схема, схема IDEF0 [1]; ВРМ^ таблицы описания сервис-процессов: верхнего уровня, основного, карточки сервис-процесса; текущие и будущие карты создания ценности.
Проанализируем сервис-процессы организации ООО «КолТранс». Это строительная организация, которая занимается арендой специализированной техники и оборудования, а также оказывает услуги строительного характера - монтажные и электромонтажные работы, возведение стен зданий, и прочую земляную и фундаментную деятельность.
Основным видом деятельности ООО «КолТранс» является сдача в аренду специализированной техники. Поэтому в качестве основного сервис-процесса в организации выбрано предоставление спецтехники в аренду. Его можно разделить на несколько сервис-подпроцессов: поступление заявки от клиента; консультация с менеджером; составление и заключение договора; оплата аренды и транспортировки; доставка техники на объект; выполнение работ на объекте и возвращение техники на базу предприятия.
Процесс начинается со звонка клиента на специальный номер предприятия с запросом на предоставление в аренду определенного вида техники. Далее происходит консультирование по предоставляемым услугам, заказчик вместе с менеджером обсуждают все детали заказа и приходят к удовлетворяющим всех условиям сотрудничества. После заполняется шаблон договора менеджером и отправляется клиенту для согласования всех условий предоставления услуги и его подписания.
В это время осуществляется расчет стоимости аренды техники и доставки ее к месту выполнения работ, суммируются все расходов. Далее заказчику необходимо перечислить денежные средства на расчетный счет арендодателя. После выполнения данной процедуры к оговоренному дню техника доставляется на объект заказчика, где оператор техники проводит работы под руководством специалистов, предоставляемых заказчиком. По окончании периода эксплуатации спецтехника возвращается на стоянку предприятия. Процесс заканчивается.
Для понимания работы с функциональным моделированием рассмотрим пример схемы нотации IDEF0 сервис-процесса предоставления в аренду спецтехники, который представлен на рис. 1 [3].
Из рис. 1 видно, что входящая стрелка -«Заявка клиента» - это вводные, которые ставят определенную задачу и необходимы для начала работы. Управляющими механизмами для предоставления в аренду спецтехники будут: «Бланк заявки», «Нормативные акты», «Договор с организацией», «Нормативные документы по работе со спецтехникой».
В качестве «Механизмов» выступают сотрудники организации, а именно: админи-
Рисунок 1 - Схема нотации IDEF0 основного процесса предоставления в аренду спецтехники в ООО «КолТранс»
стратор, менеджер, бухгалтер, водитель-оператор, а также непосредственно заказчик, который обратился в организацию для аренды спецтехники. Результатом деятельности является оказанная услуга, представленная на схеме в виде исходящей стрелки.
Также помимо графического представле-
ния для большей структурированности сервис-процессы можно описывать в табличной форме. Чтобы более детально понять работу организации, рассмотрим модель сервис-процессов верхнего уровня в ООО «Кол-Транс», представленного в табл. 1.
Таблица 1 - Описание сервис-процессов верхнего уровня в ООО «<КолТранс»
Процесс Описание БП Ответственный (владелец процесса) Входы Выходы
Поиск клиентов, продвижение услуг Размещение рекламных баннеров, участие в различных строительных выставках Менеджер Создание рекламы Получение заявки от клиента
Связь с клиентами Обзвон клиентов, присылающих заявки на почту, консультирование непосредственно в офисе предприятия Администратор База клиентов, оставивших заявки на почте, консультирование на ресепшене Формирование заказа
Заключение договора Заключение договора с клиентом на предоставление услуг по аренде техники, перевозке грузов, подписание договора Менеджер Заполнение шаблона договора Подписание договора клиентом
Закупка спец. техники/запасных частей Поиск поставщиков, оформление договоров по поставкам, контроль закупок Специалист по снабжению Составление плана закупки Приобретение необходимой техники/запчастей
Техническое обслуживание и ремонт машин Технический осмотр машин, своевременный ремонт и устранение возникающих неполадок Механик Обслуживание техники по графику Ремонт техники по необходимости
Охрана и безопасность Обеспечение безопасности на территории стоянки техники Сотрудник охраны Осмотр стоянки по графику Осмотренная стоянка
Оплата коммунальных и иных услуг Оплата аренды помещения, Интернета; плата за воду, электроэнергию Менеджер Счета на оплату Получение чека
Экономический отдел Расчет оплаты труда сотрудникам организации, контроль за расходованием средств бюджета, ведение отчетности, отчисление налогов Главный бухгалтер Формирование бюджета Анализ деятельности организации
Общее руковод- Обеспечение эффективности дея- Директор Анализ деятель- Формирова-
ство организацией тельности организации в целом, осу- ности организа- ние отчет-
ществление контроля за качеством ции ности
работы сотрудников
В данном случае описание представлено строками, в которых содержится название операции, ее краткое описание, информация о владельце процесса, а также входы и выходы. Как видно из табл. 1, на предприятии ООО «КолТранс» существуют следующие сервис-процессы:
- «закупка спецтехники/запасных частей» - поиск поставщиков, оформление договоров по поставкам, контроль закупок;
- «техническое обслуживание и ремонт машин» - технический осмотр машин, своевременный ремонт и устранение возникающих неполадок;
- «охрана и безопасность» - обеспечение безопасности на территории стоянки техники;
- «оплата коммунальных услуг» - оплата аренды помещения, Интернета; плата за воду, электроэнергию;
- «бухгалтерская и финансовая деятельность» - расчет оплаты труда сотрудникам организации, контроль за расходованием средств бюджета, ведение отчетности, отчисление налогов и т.д.
Наиболее важными в этом перечне являются «закупка спецтехники/запасных частей», «техническое обслуживание и ремонт машин», «охрана и безопасность», «бухгалтерская и отчетная деятельность», так как от выполнения данных процессов будет зави-
сеть эффективность основного сервис-процесса.
Описание сервис-процессов верхнего уровня позволяет понять основы деятельности предприятия, увидеть полную картину того, что происходит на предприятии, определить границы процесса. Анализ данного инструмента помогает выявить проблемные области при выполнении бизнес-операций.
Таким образом, тема данного исследования является довольно актуальной, поскольку в современном мире предприятия должны регулярно находить способы для того, чтобы быть востребованными, невзирая на огромное число конкурентов на рынке производства товаров и услуг. В этом случае моделирование сервис-процессов наиболее реалистичным образом позволяет выбирать и контролировать способы улучшения организационной деятельности без необходимости проведения реальных экспериментов.
Стоит также отметить, что моделирование и анализ сервис-процессов предприятия является наиболее важным инструментом руководителей для результативного управления, а также эффективным средством оптимизации деятельности предприятия, увеличения прибыли и успешного развития. Однако все эти цели возможно будет достичь только путем предоставления компетентного объяснения и последовательной реализации.
Список источников _
1.Алалыкина К. В., Логунова Н. Ю. К вопросу внедрения методологии функционального моделирования IDEF0 на предприятиях пищевой промышленности // Проблемы и перспективы устойчивого развития промышленности в XXI веке: от теории к практике : материалы студенческой конференции / под ред. А. А. Добровольского [и др.]. СПб., 2022. С. 5-8.
2.Алалыкина К. В., Логунова Н. Ю. Методы и средства управления бизнес-процессами предприятий пищевой отрасли // Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием: социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. М., 2021. С. 91-97.
3.Андрианова Ю. В., Логунова Н. Ю. Инструменты процессного подхода к управлению бизнес-процессами предприятия пищевой отрасли // Сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием: социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. М., 2021. С. 84-90.
4.Андрианова Ю. В., Женжебир В. Н. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий в сфере торговли и услуг // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности. М., 2022. С. 168-173.
5.Варакса Ю. Е., Логунова Н. Ю. Функциональное моделирование производственных процессов предприятий хлебобулочной промышленности в нотации IDEF0 / Сборник научных трудов международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы стратегического управления развитием промышленности» III Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». М., 2021. С. 44-48.
6.Егоян Э. А., Логунова Н. Ю. Моделирование и анализ бизнес-процессов предприятий общественного питания // Сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием: социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. М., 2021. С. 98-104.
7.Косенкова М. Д., Плохоцкая П. В., Политова Р. В. Требования к регламентам бизнес-процессов организации сферы услуг // Всероссийская научной конференции молодых исследователей «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития». 2019. С. 198-201.
8.Лунева У. В., Политова Р. В. Улучшение бизнес-процессов обеспечения качества обслуживания предприятия спортивной индустрии // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития. М., 2023. С. 108-111.
9.Нагайцева А. А., Логунова Н. Ю. К вопросу анализа элементов бизнес - системы и реинжиниринга бизнес-процессов // Ориентиры социально-экономического развития регионов и управленческие технологии. сборник научных трудов по итогам проведения круглого стола. М., 2022. С. 112-117.
10.Недосугова В. А., Чаава Д. М., Политова Р. В. Должностные инструкции и бизнес-процессы в ресторанном бизнесе // Всероссийская научной конференции молодых исследователей «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития». 2019. С. 54-58.
11.Николаев А. Е., Политова Р. В. Влияние документооборота на оптимизацию бизнес-процессов // Всероссийская научной конференции молодых исследователей «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития». 2019. С. 74-78.
12.Политова Р. В. Классификация бизнес-моделей организации и маркетинговые инструменты их применения // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2021. С. 156-163.
13.Политова Р. В. Факторы устойчивого развития организации и их классификация для применения в бизнес-моделях // Экономические механизмы стратегического управления развитием промышленности» III Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук» : сборник научных трудов международного научно-технического симпозиума. М., 2021. С. 31-38.
14.Политова Р. В. Классификация ограничений проверки бизнес-процессов // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса / Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина. М., 2019. С. 128-134.
15.Першукова С. А., Политова Р. В. Совершенствование бизнес-процессов современного предприятия // Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности. 2019. С. 156-158.
16.Политова Р. В. Оптимизация регламентации бизнес-процессов организации сферы услуг // Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности. 2019. С. 159-163.
17.Симонова В. А. Анализ нормативных и фактических значений финансовых коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости в промышленности // Тенденции и тренды в сфере бизнес-аналитики : сборник научных трудов по итогам проведения круглого стола. М., 2022. С. 129-136.
18.Методика анализа эффективности активов и оптимизации их структуры на предприятиях текстильной промышленности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2022. № 1 (397). С. 85-91.
19.Симонова В. А. Формирование эффективной структуры активов предприятия // Экономические науки. 2009. № 61. С. 232-236.
20.Симонова В. А., Томм В. А. Нормативные значения финансовых коэффициентов как основа формирования структуры баланса промышленных предприятий // Современные гуманитарные исследования. 2013. № 4 (53). С. 29-34.
References _
1. Alalykina K.V., Logunova N.Yu. On the issue of implementing the methodology of functional modeling of IDEF0 at food industry enterprises. In the collection: Problems and prospects of sustainable industrial development in the XXI century: from theory to practice. Materials of the student conference. Edited by A.A. Dobrovolsky [et al.]. St. Petersburg, 2022. Рр. 5-8.
2. Alalykina K.V., Logunova N.Yu. Methods and means of managing business processes of food industry enterprises. In the collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of young researchers with international participation: Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization. Moscow, 2021. Рp. 91-97.
3. Andrianova Yu.V., Logunova N.Yu. Tools of the process approach to the management of business processes of the food industry enterprise. In the collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of young researchers with international participation: Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization. Moscow, 2021. Рp. 84-90.
4. Andrianova Yu.V., Zhenzhebir V.N. Reengineering of business processes of enterprises in the field of trade and services. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Moscow, 2022. Рp. 168-173.
5. Varaksa Yu.E., Logunova N.Yu. Functional modeling of production processes of bakery industry enterprises in IDEF0 notation. Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium «Economic mechanisms of strategic management of industrial development» of the III International Kosygin Forum «Modern problems of engineering sciences». Moscow, 2021. Pp. 44-48.
6. Egoyan E.A., Logunova N.Yu. Modeling and analysis of business processes of public catering enterprises. In the collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of young researchers with international participation: Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization. Moscow, 2021. Pp. 98-104.
7. Kosenkova M.D., Plokhotskaya P.V., Politova R.V. Requirements for regulations of business processes of the organization of the service sector. In the collection: All-Russian scientific conference of young researchers «Economics today: current state and prospects of development». 2019. Pp. 198-201.
8. Luneva U.V., Politova R.V. Improving business processes to ensure the quality of service of a sports industry enterprise. In the collection: Economics today: the current state and prospects of development. Moscow, 2023. Pp. 108111.
9. Nagaytseva A.A., Logunova N.Yu. On the analysis of elements of the business system and reengineering of business processes. In the collection: Guidelines for the socio-economic development of regions and management technologies. collection of scientific papers on the results of the round table. Moscow, 2022. Pp. 112-117.
10. Nedosugova V.A., Chaava D.M., Politova R.V. Job descriptions and business processes in the restaurant business. In the collection: All-Russian scientific conference of young researchers «Economics today: current state and prospects of development». 2019. Pp. 54-58.
11. Nikolaev A.E., Politova R.V. The influence of document flow on the optimization of business processes. In the collection: All-Russian scientific conference of young researchers «Economics today: current state and prospects of development». 2019. Pp. 74-78.
12. Politova R.V. Classification of business models of the organization and marketing tools for their application. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service: Current issues of economics, commerce and service. Moscow, 2021. Pp. 156-163.
13. Politova R.V. Factors of sustainable development of the organization and their classification for application in business models. Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium «Economic mechanisms of strategic management of industrial development» of the III International Kosygin Forum «Modern problems of engineering sciences». Moscow, 2021. Pp. 31-38.
14. Politova R.V. Classification of business process verification constraints. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service: Current issues of economics, commerce and service. Kosygin Russian State University. Moscow, 2019. Pp. 128-134.
15. Pershukova S.A., Politova R.V. Improving business processes of a modern enterprise. In the collection: Economic mechanisms and management technologies of industrial development. 2019. Pp. 156-158.
16. Politova R.V. Optimization of regulation of business processes of the organization of the service sector. In the collection: Economic mechanisms and management technologies of industrial development. 2019. Pp. 159-163.
17. Simonova V.A. Analysis of normative and actual values of financial liquidity coefficients and financial stability in industry. In the collection: Trends and trends in the field of business analytics. collection of scientific papers on the results of the round table. Moscow, 2022. Pp. 129-136.
18. Simonova V.A., Kvach N.M., Makarova N.S., Androsova I.V., Javadov T.A., Shiltsova A.V. Methods of asset efficiency analysis and optimization of their structure at textile industry enterprises. News of higher educational institutions. Technology of the textile industry. 2022. No. 1 (397). Pp. 85-91.
19. Simonova V.A. Formation of an effective asset structure of the enterprise. Economic sciences. 2009. No. 61. Pp. 232-236.
20. Simonova V.A., Tomm V.A. Normative values of financial coefficients as the basis for the formation of the balance sheet structure of industrial enterprises. Modern humanitarian studies. 2013. No. 4 (53). Pp. 29-34.