Научная статья на тему 'Анализ финансово-экономической деятельности учреждений образования'

Анализ финансово-экономической деятельности учреждений образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2688
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВіТНЯ ДіЯЛЬНіСТЬ / УПРАВЛіННЯ / ВНЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ВУЗ / EDUCATIONAL ACTIVITY / MANAGEMENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтун А. А.

Образовательная деятельность является наиболее специфичной отраслью национальной экономики, для которой характерны свои отличительные черты. Следовательно, для анализа финансовой деятельности государственного высшего учебного заведения необходимо использовать методику анализа, которая бы учитывала механизм функционирования и управления высшей школой, различные по своей природе финансовые ресурсы вузов, а также многообразие видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Educational activity is the most specific industry of national economy which the distinguishing features are characteristic for. Consequently, for the analysis of financial activity of state higher educational establishment it is necessary to use the method of analysis, which would take into account the mechanism of functioning and management by high school, financial resources of institutes of higher different on the nature, and also variety of types of activity.

Текст научной работы на тему «Анализ финансово-экономической деятельности учреждений образования»

УДК 378.3

А. А. КОВТУН, Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта» (Республика Беларусь)

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Освггня дшльшсть е найбшьш специфiчною галуззю нацюнально! економiки, для яко! характернi сво! вщмшш риси. Отже, для аналiзу фшансово! дiяльностi державного вищого учбового закладу необхщно ви-користовувати методику аналiзу, яка б враховувала механiзм функцюнування i управл1ння вищою школою, рiзнi за своею природою фiнансовi ресурси вузiв, а також рiзноманiття видiв дiяльностi.

Educational activity is the most specific industry of national economy which the distinguishing features are characteristic for. Consequently, for the analysis of financial activity of state higher educational establishment it is necessary to use the method of analysis, which would take into account the mechanism of functioning and management by high school, financial resources of institutes of higher different on the nature, and also variety of types of activity.

Образовательная деятельность является наиболее специфичной отраслью национальной экономики, для которой характерны свои отличительные черты. Следовательно, для анализа финансовой деятельности государственного высшего учебного заведения необходимо использовать методику анализа, которая бы учитывала механизм функционирования и управления высшей школой, различные по своей природе финансовые ресурсы вузов, а также многообразие видов деятельности.

Источником анализа финансово-экономической деятельности учреждения образования (вуза) служат следующие документы финансовой отчетности:

- баланс исполнения сметы расходов (форма № 1);

- отчет об исполнении сметы расходов учреждений (форма № 2);

- отчет об исполнении сметы расходов и доходов внебюджетных средств организаций, финансируемых из бюджета (форма № 4);

- отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования (форма № 3-11);

- данные статистических сборников и др.

Анализ финансово-экономической деятельности даже в условиях развитой рыночной экономики обязательно производится с учетом поправок на инфляцию. В условиях же переходной экономики без этого не обойтись вовсе, так как финансовые отчеты предприятий о результатах хозяйственной деятельности, финансовом состоянии и использовании прибыли могут оказаться источником необъективной информации.

Анализ финансово-экономической деятельности вуза в соответствии с требованиями экономического стандарта может проводиться с точки зрения:

1. Структуры капитала (аспект финансирования).

2. Структуры имущества (аспект инвестирования).

3. Структуры капитала и имущества во взаимосвязи, для получения информации о платежеспособности и финансовой устойчивости университета.

4. Доходов, прибыли и рентабельности.

5. Уровня заработной платы и ее динамики по категориям персонала вуза.

1. Структура капитала любого вуза в настоящее время представляет собой смешанное финансирование - бюджетное и внебюджетное. Их соотношение можно установить согласно формам № 2 и № 4 финансовой отчетности вуза.

2. Структура инвестирования представляет в основном расходы по содержанию вуза для обеспечения нормальных условий для обеспечения учебного процесса и проведения научно-исследовательских работ по хоздоговорам и госбюджетной тематике.

3. Организация считается платежеспособной, если сумма текущих активов больше или равна ее внешней задолженности, т. е.

АТ = Звнеш , (1)

где Ат - сумма текущих активов, тыс. руб.;

Звнеш - внешняя задолженность, тыс. руб.

К текущим активам относятся запасы, затраты, денежные средства, расчеты и прочие активы

Ат = З + Д, (2)

где З - запасы и затраты, тыс. руб; Д - денежные средства, расчеты и прочие активы, тыс. руб.

Внешняя задолженность определяется по данным пассива баланса:

Звнеш = ДФО + РПП,

(3)

стью, если

Алр > з

'ВНЕШ,

(4)

превращаются в наличные деньги необходимо определить оборачиваемость счетов дебиторов (Осд):

где ДФО - долгосрочные финансовые обязательства (прочие источники и заемные средства), тыс. руб.; РПП - расчеты и прочие пассивы, тыс. руб.

Наличие запасов (особенно государственных) не означает реальной платежеспособности вуза, так как в условиях рыночной экономики запасы незавершенного производства, готовой продукции и других товарно-материальных ценностей при банкротстве организации могут оказаться труднореализуемыми для погашения внешних долгов (часть их просто неликвидна, но по данным баланса значится как запасы).

Вуз обладает реальной платежеспособно-

Осд — В / Зд

(6)

где В - выручка (доходы) от реализации платных услуг, тыс. руб.; Зд - дебиторская задолженность, тыс. руб.

Чем выше показатель оборачиваемости, тем быстрее дебиторская задолженность превращается в наличные деньги.

Повышение (снижение) уровня платежеспособности устанавливается по изменению показателя оборотного капитала (оборотных средств).

Оборотный капитал (Коб) рассчитывается следующим образом:

Коб Ат Зв

(7)

где Алр - легкореализуемые активы, тыс. руб.

К легкореализуемым активам относятся денежные средства и дебиторская задолженность и в какой-то степени (за исключением излишних и залежалых запасов) производственные запасы. Поэтому необходимо сделать уточняющий расчет и рассчитать реальную платежеспособность вуза, т. е. определить соответствие легкореализуемых активов внешней задолженности. В том случае, если в составе производственных запасов нет излишних и ненужных, легкореализуемые активы определяются по формуле:

Алр — Пз + МБП + Дс + Зд, (5)

где Пз - производственные запасы, тыс. руб.; МБП - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, тыс. руб.; Дс - денежные средства, тыс. руб; Зд - дебиторская задолженность, тыс.

руб.

Высокие темпы дебиторской задолженности могут свидетельствовать о том, что вуз активно использует стратегию ссуд для потребителей своих услуг. Кредитуя их, вуз фактически делится с ними частью своего дохода, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.

В расчетах показателей платежеспособности, ликвидности, оборотного капитала (средств) участвует дебиторская задолженность и запасы. В зависимости от того, насколько быстро они превращаются в наличные деньги, находится финансовое положение предприятия, его платежеспособность. Для оценки ситуации насколько быстро дебиторская задолженность

Разница между текущими активами и внешней задолженностью даст представление о размерах оборотного капитала вуза.

Оборотный капитал состоит из тех видов имущества, которые полностью расходуются в течение одного хозяйственного оборота и совершают полный оборот или несколько оборотов. Источниками его образования являются: увеличение чистого дохода, долгосрочных обязательств и др.

Наиболее надежными партнерами считаются те предприятия и организации, у которых значительный оборотный капитал, поскольку они могут отвечать по своим обязательствам, увеличивать масштабы своей деятельности.

Ориентиром для оптимизации размера оборотного капитала является его сумма, равная половине краткосрочных обязательств. Привлечение заемных средств для осуществления хозяйственной деятельности может иметь разную эффективность, которая зависит от рационального формирования структуры используемых источников средств.

Исследуя структуру оборотных активов вуза, следует обратить внимание, что скорость оборота оборотных активов является одной из качественных характеристик проводимой в вузе финансовой политики: чем скорость оборота выше, тем выбранная стратегия эффективнее. Для определения тенденций оборачиваемости оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости (Коок):

об . (8)

Коок — В / К,

Таким образом, можно сделать вывод о высокой скорости оборота оборотных средств ву-

за и эффективной его стратегии.

Рыночные условия хозяйствования заставляют предприятия и организации в любой период времени иметь возможность срочно возвратить краткосрочные долги.

Анализ способности вуза выполнять срочные обязательства (Ссо) можно установить из следующего соотношения:

Ссо Коб / Звн . (9)

Отношение оборотного капитала ко всей внешней задолженности позволяет установить способность вуза выполнять срочные обязательства. Это отношение должно стремиться к единице. Неблагоприятно как низкое, так и высокое соотношение. Превышение рассчитанного коэффициента единицы на конец периода свидетельствует о неправильном формировании финансов в вузе, использовании им «дорогостоящих финансов». Оптимальное значение коэффициента Ссо — 1.

Ликвидность - это способность оборотных средств превращаться в наличность, необходимую для нормальной финансово-хозяйственной деятельности.

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) представляет собой отношение всех текущих активов (Ат) к краткосрочным обязательствам (Кк):

Ктл — Ат / Кк , (10)

где Кк - краткосрочные обязательства, тыс. руб.

Если отношение меньше единицы, это означает, что внешние обязательства нечем оплатить. Если отношение превышает единицу, то это говорит о большой сумме свободных средств, которыми располагает вуз, и использовании им «дорогостоящих» активов. Дорогостоящими активы считаются потому, что прибыль с текущих активов, получаемая вузом, должна быть выше процентных ставок за заемные средства. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности Ктл — 1,7. В этом случае можно сделать вывод о том, что вуз обеспечен оборотным капиталом для осуществления своей деятельности и своевременной оплаты срочных обязательств.

Показателями, также характеризующими платежеспособность, являются финансовая устойчивость и финансовая независимость.

Финансовая устойчивость представляет собой соотношение собственного (Кс) и заемного капитала (Кз). Если заемный капитал больше собственного, то предприятию грозят финансовые затруднения. Чаще всего в вузах заемных источников оборотного капитала нет,

а временно свободные денежные средства размещаются на депозитных счетах.

Финансовая независимость определяется как отношение собственного капитала (Кс) к активам (А):

ФН — Кс / А. (11)

Вуз обладает высоким уровнем финансовой независимости при ее значении близком к единице. Это свидетельствует о том, что в вузе как некоммерческой организации увеличение собственного капитала происходит не столько за счет прибыли, сколько за счет создания фондов, автоматически формируемых по мере приобретения соответствующих видов активов и постановки их на учет.

4. Доходы, прибыль, рентабельность.

В процессе анализа финансово-экономической деятельности учреждения образования необходимо оценить размеры доходов вуза в целом и по подразделениям и выявить динамику показателей.

Количество обучающихся - это основной показатель, от которого зависят доходы и прибыль учреждений образования, т. к. образовательная деятельность - основная. Доходы от образовательных услуг растут пропорционально росту количества студентов.

Повышение доходов вуза вызывают рост прибыли и уровня рентабельности. Основными путями повышения доходов вуза, а вместе с тем и увеличения прибыли, являются полное удовлетворение потребностей населения в данного вида услугах, создание наиболее благоприятных условий для обучения студентов, повышение качества и конкурентоспособности услуг и т. д.

Главной целью любого предприятия является максимизация прибыли, и вузы - не исключение.

Прибыль представляет собой чистый доход предприятия и является разностью между валовым доходом (выручкой от оказания услуг) и общими издержками.

Прибыль выступает не только в качестве главного результата внебюджетной деятельности вуза, но и источника удовлетворения потребностей, как самого вуза, так и общества в целом. Прибыль служит источником расширения производственных возможностей, а также материального стимулирования работающих, удовлетворения их социальных запросов и формирования бюджетных и внебюджетных фондов.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характе-

ризующих конечные результаты деятельности вуза (как и любого предприятия). Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов вуза, покрываемых за счет прибыли.

Источником образования прибыли являются доходы, полученные от образовательной деятельности, прочих видов услуг и внереализационные доходы.

Прибыль от тех видов услуг, которые зависят от количества студентов - образовательные услуги - увеличивается пропорционально росту студентов. В ее структуре наибольший удельный вес, как правило, прибыль от обучения студентов на платной основе.

Прибыль по остальным видам услуг зависит от других факторов (объем работы по каждому виду различный: в типографии - объем полиграфических услуг, в столовой - объем услуг общественного питания и т. д.). Анализ каждого вида достаточно трудоемкий процесс, для которого необходимо привлекать специалистов из этих подразделений, знающих специфику их расчетов.

Чистая прибыль вуза направляется на образование фонда материального поощрения (40 % чистой прибыли) и фонда производственного и социального развития (60 % чистой прибыли).

На величину чистой прибыли влияют общие расходы вуза, которые включают в себя:

- расходы (текущие расходы и капитальные расходы;

- налоги и отчисления;

- платежи в бюджет из прибыли.

Обычно наибольший удельный вес в общих расходах вуза занимают расходы (текущие расходы и капитальные расходы), которые имеют тенденцию к увеличению.

В последнее время наблюдается уменьшение удельного веса сумм налогов и платежей в бюджет из прибыли. Это объяснятся тем, что высшие государственные учебные заведения освобождены от начисления и уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, кроме взносов по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты и платежей в Государственный фонд содействия занятости, в части средств, полученных от оказания образовательных услуг указанных в Перечне образовательных услуг, оказываемых государственными высшими учебными заведениями и попадаю-

щих под льготное налогообложение, утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Государственного налогового комитета Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г. № 61/114/129.

Одним из важнейших показателей, характеризующих успешную деятельность вуза, являются показатели рентабельности, которые тесно связаны с понятием прибыли.

Функционирование вуза, как и любого предприятия, зависит от его способности приносить достаточный уровень дохода (прибыли), которая влияет и на платежеспособность. Рентабельность характеризует прибыльность, доходность вуза. Чем выше рентабельность, тем больше вуз имеет прибыли.

Оценка рентабельности вуза производится с помощью системы следующих показателей оценки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- прибыльности хозяйственной деятельности;

- эффективности управления вузом.

К основным показателям прибыльности хозяйственной деятельности, которые характеризуют отдачу капитала, относятся общая рентабельность вуза, чистая рентабельность вуза, рентабельность собственного капитала.

Общую рентабельность капитала (Я^) вуза можно определить из соотношения

Я = (Пб / А) ■ 100, (12)

где Пб - балансовая прибыль, тыс. руб.

Для оценки деятельности вуза важное значение имеет чистая рентабельность капитала

вуза, которая определяется следующим образом:

Я = (Пч / А) ■ 100, (13)

где Пч - чистая прибыль вуза, тыс. руб.

Рентабельность собственного капитала

можно определить

Якс = (Пч / Кс) ■ 100. (14)

В составе показателей, характеризующих эффективность управления можно выделить рентабельность оказанных услуг (доходная прибыль) и общую прибыльность продаж.

Рентабельность оказанных услуг определяется по формуле

Яу = (Пб / Сп) ■ 100, (15)

где Сп - полная себестоимость оказываемых платных услуг, тыс. руб.

Общая прибыльность продаж рассчитывается следующим образом:

Япр — (Пб / В) ■ 100, (16)

где В - выручка от реализации платных услуг (доходы от оказания платных услуг), тыс. руб.

Величина показателя рентабельности собственного капитала дает представление о том, как работает собственный капитал. Если, например, рентабельность собственного капитала составила менее 2 %, то это говорит о низкой отдаче и есть смысл подумать о том, чтобы положить эти средства на депозитный счет в банке для получения большей отдачи.

Рост и высокий уровень рентабельности оказанных услуг означает эффективное управление и ведение хозяйства.

Рост прибыльности продаж говорит о том, что из каждого рубля выручки определенная часть (согласно расчетам) оставалась в распоряжении вуза и направлялась на его финансирование.

5. Анализ труда и заработной платы

Анализ численность персонала вуза за счет бюджетных источников финансирования согласно штатному расписанию, структуры его расходов по оплате труда и их динамики производится согласно форме № 3-11. В вузах применяется повременно-премиальная форма оплаты труда персонала.

Изменения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава показывает о том, что значительный рост заработной платы осуществляется за счет повышения ее тарифной части. Дифференциация, предусмотренная в сетке тарифных разрядов и соответствующих коэффициентов, осуществляется по признаку сложности выполняемых работ. Учет в зарплате других факторов ее дифференциации - условий труда, напряженности труда, значимости сфер его приложения, количественных и качественных результатов труда -осуществляется при помощи других элементов оплаты труда. По отношению к ним тарифная ставка (оклад), как оплата за норму труда, является основой формирования всей зарплаты.

Тарифные ставки административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного вузов устанавливаются, исходя из того, что максимальная сложность их труда сочетает в себе функции специалиста, так и организатора всего коллектива. Средняя заработная плата этой категории включает служебные оклады и доплаты, которые зависят от эффективности работы. Одной из главнейших задач в реформировании зарплаты на нынешнем этапе развития экономики является создание механизма рыночного регулирования заработной платы, формирующего ее как цену рабочей силы на рынке труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арзякова О. Н. Рынок образовательных услуг и его анализ / О. Н. Арзякова, Е. В. Морозов // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. - 2001. - № 3. - С. 44-47.

2. Бычкова Г. М. Инновационный механизм повышения эффективности высшего образования в Беларуси. - Мн.: Право и экономика, 2004. -219 с.

3. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша. Г. К. Оноприенко; Под ред. В. Я. Хрипача. - Мн.: Эконопресс. 2000. - 464 с.

Надшшла до редколеги 20.06.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.