УДК 1::34
Паршина Наталья Валентиновна
АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
Parshina Natalya Valentinovna
ANALYSIS OF THE PHILOSOPHICAL AND LEGAL VIEWS ON LEGAL THOUGHT DEVELOPMENT
Резюме:
Политическая философия берет свое начало в работах Платона и Аристотеля. Марк Туллий Цицерон в своих выступлениях обозначил факт существования естественного права. Развитие философской мысли в эпоху Возрождения было тесно сопряжено с изучением литературных памятников античности, пострадавших в результате распада Римской империи. Эпоха Нового времени считается периодом, когда сложилось подлинное правосознание, отличное от существовавших ранее религиозного и нравственного. У истоков развития права стояли М. Лютер (изучал взаимодействие права и веры), Т. Гоббс (автор «теории общественного договора»), Дж. Локк (обосновал обладание всех людей правом на жизнь, свободу и собственность), Ж.-Ж. Руссо (ратовал за устранение правительства в лице магистров в пользу осуществления законотворчества самим народом, без посредствующего механизма).
С то чки зрения философии марксизма, классовое деление, существующее в обществе, провоцирует возникновение беспорядков и конфликтов, обусловливает постоянную борьбу за власть между буржуазией и пролетариатом. К. Маркс утверждал, что наступление бесклассового общества подразумевает исчезновение каких бы то ни было законов. Автор описывает два обстоятельства, которые способствовали возникновению философии права. Во-первых, это дифференциация мононорм, то есть расщепление единого права на юридические нормы морали, корпоративные нормы, нормы-обычаи. Во-вторых, развитие духовно-интеллектуальной жизни общества, утверждение силы разума.
Ключевые слова:
философия права, античный период, эпоха Возрождения, марксизм, теория права, историческое развитие.
Summary:
Political philosophy has its origins in the works of Plato and Aristotle. Marcus Tullius Cicero in his speeches denoted existence of the natural law. Development of philosophy during the Renaissance period was closely connected with the study of literary monuments of antiquity, aggrieved after the collapse of the Roman Empire. The era of the New Age is a period when the true sense of justice was developed; it was different from pre-existing religious and moral ones. The originators of the law development were M. Luther (he studied the interaction of law and religion), T. Hobbes (the author of the “social contract theory"), J. Locke (who substantiated the right of all people to life, liberty, and property), J.-J. Rousseau (he advocated the elimination of the government represented by masters in favor of the law-making by the people, without the mediating mechanism).
From the perspective of the Marxism philosophy, the society stratification triggers emergence of unrests and conflicts, causes a constant struggle for power between the bourgeoisie and the proletariat. K. Marx argued that the advent of a classless society implies the disappearance of any laws.
The author describes two factors that contributed to the rise of the philosophy of law. Firstly, it is differentiation of mono-rule, i.e. splitting of a single law into legal norms of morality, corporate rules, and custom regulations. Secondly, it is the development of the spiritual and intellectual life of the society, adoption of the power of the mind.
Keywords:
philosophy of law, ancient period, Renaissance, Marxism, theory of law, historical development.
Ускорение общественных процессов и связанная с ним возрастающая изменчивость современного социального пространства становятся характерными чертами нынешней эпохи.
В наши дни человечество сможет преодолеть центробежные и дробящие силы прагматической и индивидуалистической направленности только в том случае, если право, отражающее общее благо как главный критерий социальной справедливости, станет основой функционирования и развития всей общественной системы.
В космоцентричной философии эпохи античности, изучавшей первосущность бытия как основу универсального блага, ценностное содержание права сводилось к воплощению им «мира идей» (Платон) и «нечувственной сущности» (Аристотель) в земной жизни. Из подобного видения начала развиваться концепция различения права и юридического закона (римские юристы Гай, Папиан, Павел, Ульпиан, Модестин).
Политическая философия зародилась в период Платона и получила новое развитие в философии Аристотеля. В то время она включала в себя размышления о происхождении политических институтов, понятиях, используемых для интерпретации и организации политической жизни.
Марк Туллий Цицерон был самым известным «новым человеком» в римской политике. Его выступления и письма имели важный политический и часто философский интерес. Цицерон, обычно придерживавшийся умеренного скептицизма в общих философских вопросах, обратил внимание на ряд идей стоиков в разработке собственных этических и политических учений.
В частности, он подчеркнул роль естественного родства для общества и доказал существование естественного права.
В эпоху Возрождения стали доступны многие ранее не известные литературные памятники Древней Греции и Рима, что серьезным образом повлияло на развитие философской мысли. Основной целью развития философии в период Возрождения было изучение найденных «останков» античности, которые представляли собой бесценный источник и которым был причинен огромный ущерб в результате падения Римской империи.
Один из ярчайших представителей философии Нового времени - Мартин Лютер. Его основная философско-правовая концепция была посвящена взаимодействию права и веры, а в качестве ключевого положения лютеранства была обозначена независимость светской власти от папства. Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти на естественное, а не на божественное право. Естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, по Лютеру, находятся вне юрисдикции государства.
В эпоху Нового времени произошла радикальная смена приоритетов в философско-правовой проблематике. Соотношение религии и права, церковной и светской власти отодвинулось на периферию научных исследований западноевропейских мыслителей. На передний план выдвинулись собственно проблемы общества, государства и права. Фактически именно в Новое время и сложилось подлинное правосознание, отличающееся от нравственного и религиозного сознания. Идейный и интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального.
Томас Гоббс в настоящее время расценивается как один из немногих действительно политических философов, чей шедевр «Левиафан» по значимости приравнивается к политическим трудам Платона, Аристотеля, Локка, Руссо, Канта. Гоббс прославился благодаря своей «теории общественного договора» - методу обоснования политических принципов и договоренностей по апелляции к соглашению, которые будут вноситься соответствующими свободными и равными людьми.
Гоббс предложил некоторые умеренные прагматичные основания, обосновывающие преимущества монархии над другими формами правления, а также утверждал, что эффективное правительство, независимо от своей формы, должно иметь абсолютный авторитет, его полномочия не должны быть ни разделены, ни ограничены. Полномочия законодательства, вынесение судебного решения, исполнение, налогообложение, война решений связаны таким образом, что потеря одного может помешать эффективной реализации остальных, например, законодательство без толкования и применения не будет служить для регулирования поведения [1].
Джон Локк является одним из самых влиятельных политических философов современного периода. В «Двух трактатах о государственном правлении» он утверждал, что люди по природе свободны и равны, «все рождены для пользования одними и теми же благами природы и для употребления одних и тех же способностей» [2]. По мнению Локка, все без исключения люди обладают правом на жизнь, свободу и собственность, независимо от законов того или иного общества.
Жан-Жак Руссо, видный философ, литературный деятель и композитор эпохи Просвещения, в своей работе «Общественный договор» изложил основы легитимного политического порядка в рамках классического республиканизма.
Руссо утверждал, что суверенитет должен находиться в руках народа, и провел четкое различие между сувереном и правительством. Французский философ был уверен в необходимости устранения правительства, которое лишь играло роль посредствующего механизма и состояло из небольшой группы граждан - магистров. Он выражал протест против идеи о том, что народ должен осуществлять суверенитет через представительное собрание, и предлагал делать это напрямую [3].
Ярким направлением развития философии права является философия марксизма. По своим исходным основаниям марксистская теория права - это онтологическая концепция. Она исходит из того, что нельзя разрывать и противопоставлять сущее и должное, факт и норму, фактические и надстраивающиеся над ними правовые отношения. В этом плане марксизм противоположен юридическому позитивизму с его отождествлением права с правопорядком (законом), нормативным приказом суверена и в конечном счете - с произволом.
Особая разработка правовых проблем в рамках субъект-объектных отношений была осуществлена И. Кантом. Право в своей моральной основе неотделимо от трансцендентального субъекта и определяется И. Кантом как закон практического разума и категорический императив.
Концепция Маркса и Энгельса в своей теоретической, в том числе философской, трактовке права отнюдь не отрицает его связи с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, а также не считает право лишь функцией экономического процесса.
Классовые противоречия внутри общества создают конфликты и беспорядки, и, следовательно, право (и государство) начинает искать пути для решения этого конфликта. В этих условиях невозможно избежать столкновения между господствующим классом, наделенным властью, и другими классами. Законы, устанавливаемые государством, служат для подавления и предупреждения вероятных нарушений.
C марксистской точки зрения развития права, буржуазия и пролетариат являются двумя классами, участвующими в борьбе за власть. Общества, в которых буржуазии позволяется формулировать законы, можно с уверенностью назвать несправедливыми обществами.
Капиталистическое общество создает неравные права, основанные на собственности. Энгельс объясняет это так: «Презрение к существующему социальному порядку наиболее заметно в его крайней форме - форме преступлений против закона» [4, с. 153].
Идеи Маркса о законе были выражены в «Манифесте Коммунистической партии», который он опубликовал в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом в 1848 г. В этой работе Маркс утверждает, что «права, морали, религии являются не более чем буржуазными предрассудками, за которыми скрываются буржуазные интересы» [5].
Закон является лишь надстройкой. В действительности же он служит интересам тех, в чьих руках находятся бразды правления в любом обществе, кто осуществляет «диктатуру». Поскольку идея закона была истолкована Марксом как неизменно орудие классового господства, то он утверждал, что пришествие бесклассового общества подразумевает исчезновение всех законов. Таким образом, в своей главной работе «Коммунистическая теория права» (1955) философ права Г. Кельзен утверждает, что «антинормативный подход к социальным явлениям является важнейшим элементом марксистской теории в целом и марксистской теории права в частности» [6, с. 64]. Маркс считал, что закон возникает из классовых конфликтов, и пришел к выводу, что потребность в законе прекратит свое существование с появлением бесклассового коммунизма. Такое обещание беззакония, способного якобы привести к «совершенной справедливости», было правильно истолковано Кельзеном как «утопические пророчества» [7, с. 60].
В соответствии с марксистско-ленинской концепцией, в основе возникновения права, его функционирования и неизбежного отмирания лежат классово-экономические причины.
Право, которое выступает в большинстве случаев в виде законов и правосудия, представляет собой нормативный и ценностный регулятор жизни общества, вплотную связанный с воздействием на людей, их взаимодействием с властью.
Существуют два исторических обстоятельства, которые подготовили предпосылки для возникновения духовно-интеллектуальных форм освящения права и, следовательно, формирования (при наступлении всего комплекса необходимых условий) особой науки - философии права.
Первое - это дифференциация единых мононорм - обычаев при переходе общества от первобытного состояния к цивилизации, их расщепление, выделение наряду с юридическими нормами (правом) морали корпоративных норм, собственно норм-обычаев. Особо существенным в рассматриваемом отношении оказалось выделение в духовной жизни общества морали, ставшей основой особой отрасли знаний - этики. Мораль (этика) вошла в идеологизированном и частично мифическом виде в состав религии. Именно здесь наметились первые подходы к мировоззренческому освящению права, утверждению в жизни общества своего рода некоего «общего знаменателя» в таком освящении в виде этического (религиозно-этического) обоснования действующего права.
Второе обстоятельство, подготовившее формирование философии права, - это развитие духовно-интеллектуальной жизни общества, все большее утверждение во всех проявлениях жизнедеятельности людей силы разума, особенно в тех его проявлениях, когда он не замутнен и не искажен импульсами и химерами подсознания, темных инстинктов и страстей. Сверкнув как вековое озарение в античности, сила разума в полной мере раскрылась в возрожденческой культуре и особенно - в эпоху Просвещения [8, с. 45].
Ссылки:
1. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 2002. 503 с.
2. Локк Дж. Два трактата о правлении. Сочинения : в 3 т. М., 1988. Т. 3. 405 с.
3. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права / пер. с фр. А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова. По изд.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с фр. М., 1998. 416 с.
4. Schneewind J.B. The Invention of Autonomy : History of Modern Moral Philosophy. Cambridge, 1997. 149 p.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 4.
6. Кельзен Г. Чистое учение о праве: введение в проблематику науки о праве // Российский ежегодник теории права. 2011. № 4. С. 430-511.
7. Там же.
8. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1998. 169 с.