Научная статья на тему 'Анализ факторов формирования конкурентоспособности предприятия'

Анализ факторов формирования конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4454
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОДУКЦИЯ / МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емадаков Р. Ю.

Введение. Исследование конкурентоспособности предприятия является отдельной большой темой, разработка которой обеспечивает понимание диалектики взаимосвязи и взаимообусловленности конкурентоспособности продукции и предприятия. Цель. Анализ и систематизация факторов формирования конкурентоспособности предприятия. Материалы и методы. Исследование реализуется в рамках системно-диалектической методологии. Основным исследовательским приемом является монографическое описание с последующими анализом и синтезом, на основе которых формируются собственные авторские предположения и предложения. Результаты исследования, обсуждения. Рассмотрена система факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности предприятия. Уточнено определение понятия «конкурентоспособность предприятия». Дана характеристика конкурентоспособности предприятия как интегрального параметра в системе управления функционированием и развитием предприятия. Определено соотношение конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия. Представлена структурная модель уровней формирования конкурентоспособности предприятия. В данной статье предложенная система факторов формирования конкурентоспособности предприятия дана в дополненном и переработанном виде по сравнению с предыдущими публикациями. Дополнительно приводятся характеристики и авторское видение влияния отдельных групп факторов. Сформировано первоначальное представление о структурной модели уровней формирования конкурентоспособности предприятия, соединяющее предложенную систему факторов формирования конкурентоспособности предприятия с теорией конкурентных преимуществ М. Портера. Осуществлены некоторые новые обобщения и выводы, характеризующие «конкурентоспособность предприятия» как экономическую категорию. Заключение. Управление конкурентоспособностью предприятия интегрирует всю совокупность факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия и ее результаты. Конкурентоспособность предприятия следует рассматривать, как комплексную характеристику способности предприятия реагировать на изменение рыночной ситуации и использовать эти изменения с целью создания конкурентных преимуществ. Целью управления конкурентоспособностью предприятия, таким образом, является обеспечение долгосрочного, устойчивого положения предприятия на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов формирования конкурентоспособности предприятия»

УДК 339.137.2

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Р. Ю. Емадаков

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

ANALYSIS OF COMPETITIVENESS FORMATION FACTORS OF THE ENTERPRISE

R. Yu. Emadakov

Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola

Введение. Исследование конкурентоспособности предприятия является отдельной большой темой, разработка которой обеспечивает понимание диалектики взаимосвязи и взаимообусловленности конкурентоспособности продукции и предприятия. Цель. Анализ и систематизация факторов формирования конкурентоспособности предприятия. Материалы и методы. Исследование реализуется в рамках системно-диалектической методологии. Основным исследовательским приемом является монографическое описание с последующими анализом и синтезом, на основе которых формируются собственные авторские предположения и предложения. Результаты исследования, обсуждения. Рассмотрена система факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности предприятия. Уточнено определение понятия «конкурентоспособность предприятия». Дана характеристика конкурентоспособности предприятия как интегрального параметра в системе управления функционированием и развитием предприятия. Определено соотношение конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия. Представлена структурная модель уровней формирования конкурентоспособности предприятия. В данной статье предложенная система факторов формирования конкурентоспособности предприятия дана в дополненном и переработанном виде по сравнению с предыдущими публикациями. Дополнительно приводятся характеристики и авторское видение влияния отдельных групп факторов. Сформировано первоначальное представление о структурной модели уровней формирования конкурентоспособности предприятия, соединяющее предложенную систему факторов формирования конкурентоспособности предприятия с теорией конкурентных преимуществ М. Портера. Осуществлены некоторые новые обобщения и выводы, характеризующие «конкурентоспособность предприятия» как экономическую категорию. Заключение. Управление конкурентоспособностью предприятия интегрирует всю совокупность факторов, оказывающих влияние на деятельность

Introduction. The study of enterprise competitiveness is a separate big topic, the development of which provides an understanding of the dialectics of interconnection and interdependence of the competitiveness of products and enterprises. The purpose is to analyze and to systematize the factors shaping the competitiveness of the enterprise. Materials and methods. The research is carried out within the framework of system-dialectical methodology. The main research technique is a monographic description with subsequent analysis and synthesis, on the basis of which the author's own assumptions and proposals are formed. Results, discussion. The system of the factors influencing formation of competitiveness of the enterprise is considered. The definition of "enterprise competitiveness" is specified. The characteristic of competitiveness of the enterprise as an integral parameter in the system of management of functioning and development of the enterprise is given. The ratio of competitiveness of production and competitiveness of the enterprise is defined. The structural model of levels of formation of competitiveness of the enterprise is presented. In this article the offered system of factors of formation of competitiveness of the enterprise is given in the supplemented and processed form in comparison with the previous publications. In addition, the characteristics and author's vision of the influence of individual groups of factors are given. An initial view of structural model of levels of formation of competitiveness of the enterprise is formed, connecting the proposed system of factors of formation of competitiveness of the enterprise with the theory of competitive advantages by M. Porter. Some new generalizations and conclusions characterizing "competitiveness of the enterprise" as an economic category are carried out. Conclusion. Management of competitiveness of the enterprise integrates all set of the factors influencing activity of the enterprise and its results. Enterprise competitiveness should be seen as a comprehensive description of the enterprise's ability to respond to changes in the market situation and use these changes to create competitive

предприятия и ее результаты. Конкурентоспособность предприятия следует рассматривать, как комплексную характеристику способности предприятия реагировать на изменение рыночной ситуации и использовать эти изменения с целью создания конкурентных преимуществ. Целью управления конкурентоспособностью предприятия, таким образом, является обеспечение долгосрочного, устойчивого положения предприятия на рынке.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, предприятие, продукция, маркетинг, инновации, управление.

advantages. The purpose of managing the competitiveness of the enterprise, therefore, is to ensure a long-term, stable position of the enterprise in the market.

Keywords: competition, competitive advantages, competitiveness, enterprise, products, marketing, innovation, management.

Введение. В одной из предыдущих публикаций [3], посвященной анализу факторов формирования конкурентоспособности продукции, мы анонсировали постановку вопроса о необходимости исследования соотношения конкурентоспособности продукции и предприятия-производителя. При этом исследование конкурентоспособности предприятия является отдельной большой темой, разработка которой и обеспечивает понимание диалектики взаимосвязи и взаимообусловленности конкурентоспособности продукции и предприятия. Проблематика анализа конкурентоспособности предприятий, как отдельной темы научных исследований, актуализируется в мире в конце 1970-х годов на фоне значительного обострения конкуренции в условиях глобального рынка (в отечественной науке и в практике внешнеэкономической деятельности в данный период начинают актуализироваться вопросы конкурентоспособности продукции, а вопросы собственно конкурентоспособности предприятия появляются в широком научном дискурсе только в 1990-х годах). С этим периодом связано и появление работ наиболее авторитетного эксперта в данной области - профессора Гарвардского университета Майкла Портера. В работах Портера подробно рассмотрены вопросы теории международной конкуренции и конкурентоспособности компаний на мировом рынке; представлена теория отраслевой конкуренции и конкурентоспособности отраслей. Идеи М. Портера в этих вопросах имеют фундаментальный характер, и, как кажется, объективно и очень результативно показывают сущность данных вопросов и практически единодушно поддерживаются профильным научным сообществом во всем мире, являясь основой для реализации других самосто-

ятельных исследований. Однако на этом фоне необходимо отметить, что круг вопросов собственно конкурентоспособности предприятия как отдельной хозяйственной единицы и субъекта экономической конкуренции в работах М. Портера освещается менее подробно. Это не случайно, поскольку в портеровской модели «для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг)» [10, с. 51]. Позиция М. Портера в вопросах конкурентоспособности предприятия (в авторской терминологии - «фирмы»), как нам видится, заключается в его теории конкурентных преимуществ, согласно которой позицию фирмы в отрасли определяют два вида конкурентных преимуществ [10, с. 55-56] - преимущество в уровне затрат (более низкие издержки) и дифференциация продукции. Более низкие издержки означают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Под дифференциацией понимается способность обеспечения покупателя большей ценностью в виде нового качества товара, его особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания, что позволяет запрашивать более высокие цены. Нисколько не сомневаясь в позиции М. Портера, разделяя ее в целом и по существу и не подвергая ее здесь критическому анализу, нам вместе с тем кажется необходимым более широкий по содержанию подход как к самому категориальному пониманию конкурентоспособности предприятия, так и к анализу процесса ее формирования.

Цель работы - анализ и систематизация факторов формирования конкурентоспособности предприятия.

Решаемые задачи, направленные на достижение цели: 1) выявление, описание и критический анализ различных факторов, которые могут оказывать влияние на формирование конкурентоспособности предприятия; 2) структуризация факторов формирования конкурентоспособности предприятия; 3) уточнение содержания понятия «конкурентоспособность предприятия».

Материалы и методы. Исследование реализуется в рамках системно-диалектической методологии. Основным исследовательским приемом является монографическое описание с последующими анализом и синтезом, на основе которых формируются собственные авторские предположения и предложения. Подробно ряд начальных этапов проведенного анализа представлен в нескольких наших предыдущих работах (см., напр.: [4; 5, с. 120-137]). В данной статье предложенная система факторов формирования конкурентоспособности предприятия дана в дополненном и переработанном виде по сравнению с предыдущими публикациями. Дополнительно приводятся характеристики и авторское видение влияния отдельных групп факторов. Сформировано первоначальное представление о структурной модели уровней формирования конкурентоспособности предприятия, соединяющее предложенную систему факторов формирования конкурентоспособности предприятия с теорией конкурентных преимуществ М. Портера. Осуществлены некоторые новые обобщения и выводы, характеризующие «конкурентоспособность предприятия» как экономическую категорию.

Результаты исследования, обсуждения. Теория конкурентных преимуществ М. Портера объективно показывает, что лидерство в отрасли и мировое лидерство на соответствующих товарных рынках обеспечивается названными выше конкурентными преимуществами - преимуществом в уровне затрат (более низкие издержки) и дифференциацией продукции, - которые в свою очередь базируются на «нововведениях» [10, с. 63] как на источниках создания конкурентных преимуществ. Нововведениями могут являться: улучшение технологии, совершенствование способов ведения дел, изменение товара или производственного процесса, новый подход к маркетингу, новые методы распространения товара и новые концепции сферы конкуренции.

Однако, по нашему мнению, теория конкурентных преимуществ М. Портера еще не определяет (за исключением описания типичных причин

нововведений [10, с. 64-66] и факторов удержания конкурентных преимуществ [10, с. 68-72]), а какие же факторы в свою очередь будут детерминировать наличие и динамику названных источников создания конкурентных преимуществ. Также теория конкурентных преимуществ М. Портера, по нашему мнению, не позволяет в полной мере провести системный анализ процесса формирования конкурентоспособности предприятия (являясь, при этом, его важнейшей идейной составляющей) по следующим обстоятельствам:

- во-первых, она фиксирует некое положение status quo отрасли, в котором лидерство действительно обеспечивается либо более низким уровнем издержек, либо дифференциацией продукции;

- во-вторых, названные конкурентные преимущества, а точнее, их уровень, определяют позицию фирмы в отрасли, в диапазоне, например, «аутсайдеры - лидеры», но не объясняют, таким образом, конкурентоспособность аутсайдеров, а уместно говорить, что и они будут обладать соответствующим уровнем конкурентоспособности, поскольку так или иначе присутствуют на рынке;

- в-третьих, данная теория соотносится с некоторым «чистым» или приближенным к нему рыночным состоянием, не испытывающим влияния нерыночных факторов, что само по себе уже не универсализирует ее в масштабе всех существующих типов экономических моделей и их разновидностей;

- в-четвертых, не учитываются и особенности таких отличных от «чистой» конкуренции, но при этом вполне «рыночных» типов структур, как олигополия и монополистическая конкуренция.

В связи с этим нам видится необходимым отдельный, обособленный подход к анализу и систематизации как можно большей совокупности факторов формирования конкурентоспособности предприятия. Некоторые из этой совокупности факторов могут прямо соотноситься с теорией М. Портера; некоторые - показывать те или иные особенности, возникающие в разных типах рыночных структур; некоторые - показывать потенциальные возможности и угрозы, которые могут влиять на динамику конкурентоспособности; некоторые - попросту характеризовать предприятие как хозяйственно-экономическую единицу и т. д.

Основное гносеологическое (и, как следствие, практическое) значение подобного подхода состоит в систематизации факторов формирования конкурентоспособности предприятия, что дает

возможность удобно использовать их при анализе и управлении формированием и динамикой конкурентоспособности предприятия. Это обстоятельство (в соответствии с логикой известного выражения Картезия: «Порядок освобождает мысль»), как нам кажется, уже само по себе освобождает нас от необходимости дальнейшей аргументации обоснованности предлагаемого подхода. Однако и в процессе индуктивного наблюдения за практикой

Производственно-технологические

- наличие необходимых производственных мощностей и возможностей для их увеличения;

- уровень производительности труда;

- контроль качества продукции (работ, услуг);

- возможности (резервы) снижения себестоимости продукции (работ, услуг);

- возможности расширения, модернизации производства и освоения новых товаров;

- ритмичность производства;

- обеспеченность сырьем и материалами;

- уровень (качество) применяемых технологий;

- эффективность НИОКР и инноваций

Организационные

- соответствие предприятия требованиям конъюнктуры с точки зрения возможной необходимости дифференциации и (или) диверсификации производства и корпоративной интеграции;

- надежность и эффективность системы распределения продукции;

- надежность и эффективность каналов поставки сырья и материалов;

- качество взаимодействия с внешней средой, в т. ч. связи с общественностью и управление корпоративным имиджем

Финансово-экономические

- финансовая устойчивость;

- удовлетворительная структура активов;

- платежеспособность и финансирование текущих операций и инвестиций;

- инвестиционная привлекательность;

- кредитоспособность;

- рентабельность

Государственное регулирование

- участие государства в уставном капитале;

- прямая и косвенная финансовая поддержка;

- статус официального государственного подрядчика, поставщика или уполномоченного;

- приоритетное право пользования государственной собственностью и ресурсами;

- политика льготного налогообложения;

- ускоренная амортизация основных средств;

- концессии, партнерства, совместные проекты

и интервьюирования руководителей предприятий мы сталкиваемся с достаточно частыми ситуациями незнания, неучета и непредвидения отдельных факторов, очевидно влияющих на конкурентоспособность предприятия, что дополнительно показывает нам необходимость подобного рода обобщений. На нижеследующем рисунке представлена разработанная нами система факторов формирования конкурентоспособности предприятия.

Кадры и управление

- обеспеченность кадрами (персоналом) нужной квалификации и эффективность системы повышения квалификации персонала;

- эффективность мотивации труда персонала;

- уровень (качество) менеджмента и эффективность системы управления предприятием;

- адаптивность руководства к изменениям внешней среды;

- качество используемой управленческой информации;

- качество (эффективность, адекватность) принимаемых управленческих решений

Маркетинговые

- эффективность проведения товарной и ценовой политики предприятия;

- собственный опыт в организации и проведении маркетинговых исследований;

- поддержка систем распределения и продвижения продукции (работ, услуг);

- эффективность организации деятельности маркетинговых подразделений и ее результатов;

- эффективность разработки и реализации маркетинговых стратегий;

- интегрирующая функция маркетинга

Конкурентоспособность продукции

- экономические факторы;

- потребительские факторы;

- организационные факторы;

- нормативные параметры;

- экологические факторы;

- индивидуальные факторы;

- репутация предприятия

Барьеры входа в отрасль

- эффект масштаба;

- превосходство в уровне затрат;

- дифференциация продуктов;

- ограниченный спрос;

- уровень начальных капитальных затрат;

- неразвитость рыночной инфраструктуры;

- экономические и институциональные барьеры;

- административные ограничения;

- вертикальная интеграция

Система факторов формирования конкурентоспособности предприятия / System of factors of formation of competitiveness of the enterprise

Диалектически «встраивая» (или, точнее, «подстраивая») данную систему факторов формирования конкурентоспособности предприятия в общую логику теории конкурентных преимуществ М. Портера, мы представляем возможным говорить о структурной модели уровней формирования конкурентоспособности предприятия. В этой модели, таким образом, можно рассматривать данную систему факторов формирования конкурентоспособности предприятия в качестве своего рода третьего уровня параметров формирования конкурентоспособности предприятия. Соответственно, конкурентные преимущества являются параметрами первого уровня, а нововведения - второго. Эта взаимосвязь, конечно, не является строго детерминированной (и детерминирующей) и имеет в большей степени характер познавательного приема (структурной модели), который может быть назван, например, «"дерево" параметров формирования конкурентоспособности предприятия».

Соответственно, далее также можно говорить и о существовании четвертого уровня данной модели, а именно, о параметрах самих этих факторов, т. е. об условиях, причинах, требованиях, ограничениях, инструментах, способах, средствах и механизмах формирования каждого из приводимых на рисунке факторов.

Подобное деление до четвертого уровня можно считать предельным, достаточным для понимания, в общем, всего процесса формирования конкурентоспособности предприятия, поскольку, говоря о параметрах самих факторов, мы выходим уже на уровень практической операционной деятельности.

На представленном рисунке расположение групп факторов имеет произвольный характер и в данном своем варианте продиктовано исключительно редакционно-оформительскими соображениями. Мы на данный момент не усматриваем еще возможности полноценно формализовать (визуализировать) и моделировать взаимную обусловленность между разными группами факторов в рамках какого-то определенного механизма или алгоритма (хотя интуитивно предполагаем наличие здесь возможности для построения структурно-функциональной модели и начинаем предвосхищать ее вид). Это, однако, вовсе не означает, что влияние всех перечисленных факторов всегда одинаково. Мы считаем, что в каждый момент времени конкурентоспособность предприятия будет обеспечиваться определенной комбинацией

факторов, названной нами ранее «организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия» (см., напр.: [5, с. 136-137, с. 171]), и в этой комбинации значимость разных факторов (степень их влияния), очевидно, может быть различна. Но эта логика усматривается нами в случае «положительного» влияния на конкурентоспособность предприятия, когда уровень конкурентоспособности условно фиксируется в области положительных значений. В случае же «отрицательного» влияния обнаруживается иная характеристика: переход уровня конкурентоспособности предприятия в область отрицательных значений может быть вызван как комбинацией различных факторов, так и влиянием всего лишь одного фактора (зачастую случайного или незначительного - флуктуация).

Перейдем к непосредственной характеристике каждой из групп факторов.

Здесь предварительно необходимо отметить, что мы условно подразделяем их на «внешние» и «внутренние». К внешним факторам мы относим группы «Барьеры входа в отрасль» и «Государственное регулирование». Соответственно, остальные шесть групп - к внутренним факторам. Говоря о внешних факторах, мы имеем в виду, что это либо условия внешней среды, либо наличие внешних субъектов (лиц, принимающих решения). Говоря об условности этого деления, мы имеем в виду, что в некоторых случаях само предприятие может выступать здесь субъектом принятия решений, влиять на формирование соответствующих условий. Рассматривая различные факторы, мы во многих случаях делаем акцент на эффективность, поскольку с точки зрения влияния на конкурентоспособность предприятия в этих случаях будет иметь значение не объем какого-либо фактора, а его результативность (сравнительная эффективность). Так, например, фактор «Эффективность НИОКР и инноваций»: для нас очевидно, что именно эффективность НИОКР и инноваций может быть фактором конкурентоспособности предприятия, а не сами НИОКР и инновации, как таковые, когда они могут не давать положительных результатов, а только отвлекать финансовые ресурсы. Аналогичным образом следует понимать и, например, фактор «Эффективность проведения товарной и ценовой политики предприятия»: ясно, что не сами товарная и ценовая политики, как таковые, будут влиять на конкурентоспособность предприятия, а положительные

результаты их реализации. Степень подробности в характеристике каждой из групп факторов будет различна, и связана либо с разной необходимостью пояснения собственно авторской позиции, либо с доступностью понимания механизмов влияния данной группы на конкурентоспособность предприятия.

1. Конкурентоспособность продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурентоспособность продукции (работ, услуг), очевидно, является центральным элементом формирования конкурентоспособности предприятия, без которого уровень конкурентоспособности предприятия не может фиксироваться в зоне положительных значений. Успешная реализация продукции обеспечивает получение дохода, формирование финансовых результатов, создает условия для формирования и маневрирования фондами финансовых средств. Без всего этого оказывается невозможным ни текущее, ни перспективное функционирование организации. Подробно различные аспекты формирования конкурентоспособности продукции рассматривались в ряде наших предыдущих публикаций (см., напр.: [3; 5, с. 101-119]). Конкурентоспособность продукции оказывает прямое, непосредственное, интенсивное влияние на конкурентоспособность предприятия. На данную группу факторов, соответственно, будут оказывать влияние все остальные группы внутренних факторов.

2. Кадры и управление.

Значение и влияние данной группы фактором можно интерпретировать по-разному. Так, с одной стороны, в составе данной группы можно наблюдать факторы, разнохарактерные по способу и силе (интенсивности) воздействия на конкурентоспособность предприятия. Например, такой фактор как «эффективность системы повышения квалификации персонала» можно рассматривать как косвенный фактор с опосредованным неинтенсивным влиянием. Напротив, такой фактор как «качество (эффективность, адекватность) принимаемых управленческих решений» является прямым, активным фактором с непосредственным интенсивным влиянием. С другой стороны, интересен общий механизм влияния данной группы факторов на конкурентоспособность предприятия. Во-первых, они являются факторами интегрирующего воздействия на все остальные группы факторов, поскольку управление в целом можно рассматривать здесь в качестве системообразующего признака (функции). Во-вторых, при прочих

равных условиях (при положительном уровне и влиянии всех остальных факторов), именно факторы этой группы, независимо от других, способны переводить конкурентоспособность предприятия в область отрицательных значений, и вообще приводить к прекращению существования предприятия.

3. Производственно-технологические факторы.

Влияние данной группы факторов имеет многосторонний характер. С одной стороны, они непосредственно влияют на продукцию, ее качество, потребительские свойства и себестоимость. С другой стороны, непосредственно влияют на конкурентоспособность предприятия, определяя возможности стратегического управления и адаптации к изменениям конъюнктуры. Кроме того, данные факторы влияют на группу финансово-экономических факторов: например, проблемы с поставкой сырья и материалов и неритмичность производства могут еще не влиять на конкурентоспособность продукции, но оказывают влияние на оборачиваемость оборотных средств, платежеспособность, себестоимость и финансовые результаты.

4. Финансово-экономические факторы.

В данную группу мы относим разнообразные факторы (точнее подгруппы факторов, поскольку каждая из них содержит соответствующий набор экономических показателей), которые будут характеризовать отдельные элементы финансового состояния предприятия и конечную эффективность его деятельности. Названия элементов этой группы в большинстве своем отражают стандартные направления финансового анализа деятельности предприятия, и в связи с этим оказываются понятны без дополнительных пояснений. Некоторое исключение составляет фактор «удовлетворительная структура активов», который мы вводим для дополнительной качественной характеристики того, насколько существующая структура активов способна удовлетворять текущим потребностям в деятельности предприятия и управлению его инновационным развитием, поскольку стандартные приемы анализа платежеспособности и финансовой устойчивости не выявляют здесь качественные нюансы. Таким образом, оценка этого параметра, по нашему мнению, проводится неформализованным экспертным путем. Особенностью данной группы факторов в целом будет то обстоятельство, что они: с одной стороны, могут влиять на конкурентоспособность предприятия непосредственно и интенсивно, даже

при положительных значениях прочих факторов (например, непредвиденный кассовый разрыв); с другой стороны, неудовлетворительное финансовое состояние влияет на все остальные группы внутренних факторов, ухудшает их динамику, и таким образом, уже косвенно, но комплексно воздействует на отрицательную динамику конкурентоспособности предприятия в целом. Кроме того, качественное состояние всех остальных групп внутренних факторов влияет на финансово-экономические факторы. То есть мы наблюдаем здесь взаимообусловленный характер влияния. Помимо собственно внутренних факторов подобную взаимообусловленность можно усматривать и в связи с группой «Государственное регулирование».

5. Организационные факторы.

В данную группу мы объединили факторы, которые характеризуют различные аспекты организации взаимодействия предприятия с наиболее значимыми элементами внешней среды, главным образом, в рамках «цепочки ценности». В первую очередь речь идет об организации надежной и эффективной системы каналов поставки сырья и материалов, т. е. об организации работы с поставщиками ресурсов, потребляемых в процессе производства. Выделяя данный фактор отдельно, мы, с одной стороны, отмечаем его очевидную практическую значимость, а с другой стороны, акцентируем внимание на том, что данный фактор может оказывать непосредственное интенсивное влияние на конкурентоспособность предприятия. Наш практический исследовательский опыт содержит примеры наблюдения за деятельностью предприятий, которые, обладая хорошей производственно-технологической базой и хорошей востребованностью продукции, с явными перспективами роста рынка, были вынуждены прекращать свою деятельность, реорганизовываться или перепрофилироваться в результате проблем с поставками сырья и материалов. Аналогичным образом формируется актуальность и влияние на конкурентоспособность предприятия такого фактора, как «надежность и эффективность системы распределения продукции». В данном случае (при, скорее, опосредованном влиянии через конкурентоспособность продукции) названный фактор будет оказывать интенсивное воздействие на конкурентоспособность предприятия. Предприятие может выпускать продукцию с высокими потребительскими характеристиками, но ее реальная рыночная конкурентоспособность будет зави-

сеть от того, как организована дистрибьюция и насколько эффективны используемые каналы товародвижения. Здесь же мы отдельно выделяем такой, как кажется, слабо формализуемый фактор, как «соответствие предприятия требованиям конъюнктуры с точки зрения возможной необходимости дифференциации и (или) диверсификации производства и корпоративной интеграции», понимая и признавая некоторую громоздкость и, возможно, аморфность самого этого названия. Данным фактором мы хотим показать значимость готовности предприятия, как сложноорганизован-ной системы, адаптировать свою производственную программу к изменению рыночных факторов. Кроме того, речь идет и о готовности (способности, возможности) к осуществлению различных форм вертикальной корпоративной интеграции, потребность в чем может становиться актуальной в разные периоды длинных циклов. Состояние данного фактора и его динамика оцениваются неформализованным экспертным путем. В состав данной группы мы включаем такой фактор, как «качество взаимодействия с внешней средой, в т. ч. связи с общественностью и управление корпоративным имиджем». В современных условиях значение данного фактора еще более усиливается за счет увеличения объемов информационных потоков, повышения степени открытости и скорости распространения информации, появления сетевых информационных систем.

6. Маркетинговые факторы.

Факторы данной группы можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, это технологические элементы операционной деятельности, связанные с выполнением маркетинговых целей и функций; с другой стороны, это общая комплексная философия маркетинга, которая должна интегрировать все виды деятельности предприятия. Оба этих аспекта, и более узкий, и более широкий, идейно сближают данную группу факторов с предыдущей группой. В связи с этим необходимо отметить, что рассмотрение корпоративного имиджа предприятия в качестве производной несколь -ких составляющих соответствует современному пониманию роли маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятия и выделению в качестве основной его функции интегрирующей функции. Интеграционный маркетинг особое внимание уделяет субъектам рынка, оказывающим влияние на деятельность предприятия. Основной принцип классического маркетинга -

ориентированность на рынок - в рамках интеграционного маркетинга трактуется не только как ориентированность, собственно, на клиента, но и как ориентированность на все остальные группы влияния - на персонал, поставщиков, партнеров по сбыту, конкурентов. При этом конечная эффективность маркетинга зависит от степени интеграции отдельных мероприятий и эффективности координации между ними. По нашему мнению, понимание маркетинга именно как «философии» деятельности организации в рыночной среде подтверждает обоснованность выбранного нами метода изучения конкурентоспособности предприятия как системы взаимосвязанных факторов и рассмотрения организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности как системы реально применяемых в практике деятельности предприятия факторов конкурентоспособности, являющихся элементами данного механизма.

7. Государственное регулирование.

В данном случае, как видно по набору факторов на рисунке, мы не рассматриваем государственное регулирование вообще (общеэкономическое или отраслевое). Это будет оказываться совокупностью общих фоновых факторов, влияющих на всех участников рынка (отрасли). Хотя при внимательном рассмотрении и этот аспект государственного регулирования может быть выявлен как фактор конкурентоспособности при сравнительном межотраслевом анализе. Мы, в большей степени, акцентируем внимание на различные возможные институциональные (формальные и неформальные) способы и формы взаимоотношений, использование которых может обеспечивать формировании конкурентных преимуществ у некоторых участников рынка (отрасли).

8. Барьеры входа в отрасль.

Включение данной группы факторов в общую систему факторов формирования конкурентоспособности предприятия видится нам если не необходимым, то возможным. Определенная условность рассмотрения здесь данной группы факторов обуславливается тем, что это фоновые факторы, в одинаковой степени оцениваемые для всех действующих на каком-то рынке (в какой-то отрасли) предприятий. Таким образом, с позиций анализа формирования конкурентоспособности этих предприятий данная группа факторов не будет иметь значения. Однако, если исходить из того, что экономическая конкуренция разворачивается не только

на товарных рынках, но и на рынках капитала и иных производственных факторов, то необходимость рассмотрения данной группы не вызывает сомнений. Барьеры входа в отрасль, таким образом, оказывают положительное влияние на конкурентоспособность действующих предприятий, по сравнению с потенциальными конкурентами. Подобное понимание влияния факторов этой группы, как нам кажется, вполне согласуется и с широко известной «расширенной концепцией соперничества» М. Портера [10, с. 53], в которой одной из действующих сил является «угроза появления новых конкурентов». Концепция барьеров входа в отрасль является широко известной и достаточно хорошо проработанной. Мы, со своей стороны, не внося в ее содержание ничего нового, подробно проанализировали ее по различным источникам (см. подробнее: [5, с. 20-27]) и включили наиболее значимые виды барьеров в состав предложенной системы факторов формирования конкурентоспособности предприятия.

Рассмотренная система факторов, а также проведенный ранее критический анализ существующих определений понятия «конкурентоспособность предприятия» (см. подробнее: [4; 5, с. 120-122]) позволяют уточнить и дополнить предметное значение данного понятия. По нашему мнению, «конкурентоспособность предприятия» следует определять как способность в производственно-технологической, финансово-экономической и организационной сферах обеспечивать выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции, используя обладание конкурентными преимуществами и имея потенциальные возможности для удержания или достижения конкурентных преимуществ в будущем при изменении рыночной конъюнктуры и запросов потребителей.

Очевидно, что подобного рода определения, стремящиеся уточнить смысл общих категорий с достаточно ясными предельными дефинициями (в нашем случае «конкурентоспособность» как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам) для производных категорий, составляющих их объем понятия (в нашем случае «конкурентоспособность предприятия»), характеризуются некоторой многосложностью, которая может показаться избыточной. Надеемся, что в нашем случае это - необходимая, неизбежная и вполне умеренная «плата» за попытку уточнить и дифференцировать смыслы соответствующего корпуса понятий.

Заключение. Наряду с вышеизложенным материалом нам представляется возможным осуществить также и ряд следующих выводов и обобщений, характеризующих «конкурентоспособность предприятия» как экономическую категорию.

1. Конкурентоспособность предприятия, как и конкурентоспособность продукции, имеет относительный характер. Однако природа этой относительности совершенно иная. Если относительность конкурентоспособности продукции обуславливается потребительским выбором (предпочтениями), во всем многообразии влияющих на него факторов, то относительность конкурентоспособности предприятия обуславливается непосредственным соперничеством между конкурирующими предприятиями, и, таким образом, выражается в занимаемом предприятиями положении на рынке (в отрасли), устойчивости и длительности сохранения этого положения во времени, и в направлениях и динамике изменения этого положения.

2. Конкурентоспособность предприятия является величиной многофакторной, и в долгосрочном периоде, в условиях свободного рынка и конкурентных взаимоотношений его участников, будет определяться комбинациями различных факторов. В связи с этим, по нашему мнению, совершенно нецелесообразно пытаться отождествлять конкурентоспособность предприятия с удовлетворением «потребности покупателей лучше, чем соперники», как это представлено, например, у Ж.-Ж. Ламбе-на [8, с. 8] и в ряде других источников. Подобный подход соотносится непосредственно с определением конкурентоспособности продукции, где данное обстоятельство, действительно, имеет решающее значение. В случае же с определением конкурентоспособности предприятия этого будет явно недостаточно, поскольку, несмотря на то, что конкурентоспособность продукции и удовлетворение потребностей покупателей лучше, чем конкуренты являются важнейшими составляющими формирования конкурентоспособности предприятия, но решающее значение (как на текущую, так и на перспективную конкурентоспособность) могут оказывать совершенно иные факторы. Таким образом, нам представляется возможным утверждать, что без конкурентоспособной продукции предприятие не может быть конкурентоспособным, но наличие конкурентоспособной продукции еще не предопределяет (не тождественно, не детерминирует) конкурентоспособности самого предприятия.

3. В условиях свободного рынка и конкурентных взаимоотношений его участников именно конкурентоспособность (а не, например, рентабельность, эффективность или долю рынка) следует считать интегральным параметром (целевой функцией) всей системы управления предприятием. Рентабельность, эффективность или долю рынка здесь следует рассматривать в качестве соподчиненных целей и/или индикаторов конкурентоспособности предприятия. С позиций системного подхода и диалектической логики, по нашему мнению, именно управление конкурентоспособностью предприятия интегрирует всю совокупность факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия и ее результаты.

4. Соответственно, необходимо рассматривать конкурентоспособность предприятия не только с позиции наличия конкурентных преимуществ в данный момент времени, но и с позиции возможности удержания или возможного использования конкурентных преимуществ в будущем при изменении ситуации на рынке (в отрасли). Данное обстоятельство позволяет обоснованно определять конкурентоспособность предприятия не как дискретную величину, характеризующую позицию предприятия на рынке (в отрасли) в отдельный момент времени, а как комплексную характеристику способности предприятия реагировать на изменение рыночной ситуации и использовать эти изменения с целью создания конкурентных преимуществ. Целью управления конкурентоспособностью предприятия, таким образом, является обеспечение долгосрочного, устойчивого положения предприятия на рынке (в отрасли).

Подводя итог, отметим, что, начав исследование ряда вопросов экономической конкуренции и конкурентоспособности предприятия в 1998 году, мы сформировали некоторые элементы первоначальной основы своих представлений к 2001 году, опираясь, таким образом, на корпус источников, сложившийся преимущественно в 1990-е годы. Работая над данной публикацией и осуществляя анализ различных источников, вышедших за прошедший с этого времени период (в рамках доступных нам средств и путей получения информации было дополнительно проанализировано более 130 источников), мы убедились, что сказанные когда-то Джоном Нейзбиттом известные слова: «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний», увы, оказались пророческими: количество источников увеличилось экспоненциально,

а качество - обратно пропорционально этому. Мы, впрочем, воспринимает эту ситуацию только как некоторое усложнение процесса поиска информации, поскольку продолжают активную творческую деятельность большинство крупных исследователей, начинавших разработку вопросов конкуренции и конкурентоспособности еще с конца 1980-х годов, и есть удачные примеры институционализации их деятельности, позволяющие лучше знакомиться с ее результатами.

Литература

Целый ряд новых для нас работ (напр.: [1; 2; 6; 7; 9; 11]) актуализируют и освещают интересные исследовательские пласты информации. Работа над данной публикацией дала нам дополнительную возможность начать осмыслять логику взаимосвязи и взаимообусловленности между группами факторов в предложенной системе факторов формирования конкурентоспособности предприятия, результаты чего, надеемся, найдут отражение в следующих публикациях.

1. Бахтеев Ю. Д., Белякова В. А. Концепция стратегического маркетинга как основа управления конкурентоспособностью предприятий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 2 (30). С. 232-245.

2. Воронов Д. С., Криворотов В. В. Методика повышения конкурентоспособности предприятия // Проблемы развития территории. 2017. № 5 (91). С. 59-74.

3. Емадаков Р. Ю. Анализ факторов формирования конкурентоспособности продукции // Вестник Поволжского государст -венного технологического университета. Сер.: Экономика и управление. 2017. № 4 (36). С. 15-27. 2017.

4. Емадаков Р. Ю. Методические подходы к формированию конкурентоспособности предприятия // Анализ и управление в социально-экономических системах: межвузовский сборник статей. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2002. Ч. 1. С. 9-23.

5. Емадаков Р. Ю. Экономическая конкуренция и конкурентоспособность предприятия (теоретико-методологический анализ): монография / предисл. Н. В. Максимец. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. 208 с.

6. Курова Г. М. Детерминантность конкурентоспособности // Вестник Костромского государственного университета. 2013. № 4. С. 66-70.

7. Кучина Е. В., Баева Д. А. Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия в условиях нестабильной экономической среды // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 149-159.

8. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. 589 с.

9. Латынцева М. Б. Факторы развития конкурентоспособности предприятия // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2016. № 4. С. 92-100.

10. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

11. Milskaya E. A. Innovation as a key factor of competitive advantages // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics no. 1-2 (163). 2013. P. 84-88.

References

1. Bakhteev Yu. D., Belyakova V. A. Kontseptsiya strategicheskogo marketinga kak osnova upravleniya konkurentosposob-nost'yu predpriyatii [Concept of strategic marketing as a basis for the management of enterprises' competitiveness]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences, 2014, no. 2 (30), pp. 232-245. (In Russ.)

2. Voronov D. S., Krivorotov V. V. Metodika povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya [Technique of increasing enterprise competitiveness]. Problemy razvitiya territorii = Problems of territory's development, 2017, no. 5 (91), pp. 59-74. (In Russ.)

3. Emadakov R. Yu. Analiz faktorov formirovaniya konkurentosposobnosti produktsii [Technique of increasing enterprise competitiveness]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Ser.: Ekonomika i upravlenie = Bulletin of the Volga State University of Technology. Series: Economics and Management, 2017, no. 4 (36), pp. 15-27. (In Russ.)

4. Emadakov R. Yu. Metodicheskie podkhody k formirovaniyu konkurentosposobnosti predpriyatiya [Methodical approaches to the formation of enterprise competitiveness]. Analiz i upravlenie v sotsial'no-ekonomicheskikh sistemakh: mezhvuzovskii sbornik statei = Analysis and management in socio-economic systems: interuniversity collection of articles, Ioshkar-Ola: Mariiskii gosudar-stvennyi tekhnicheskii universitet, 2002, ch. 1, pp. 9-23. (In Russ.)

5. Emadakov R. Yu. Ekonomicheskaya konkurentsiya i konkurentosposobnost' predpriyatiya (teoretiko-metodologicheskii analiz): monografiya [Economic competitiveness and enterprise competitiveness (theoretical and methodological analysis)]. Predisl. N. V. Maksimets. Ioshkar-Ola: Povolzhskii gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet, 2017, 208 p. (In Russ.)

6. Kurova G. M. Determinantnost' konkurentosposobnosti [Determinants of competitiveness]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Kostroma State University, 2013, no. 4, pp. 66-70. (In Russ.)

7. Kuchina E. V., Baeva D. A. Metodicheskie osnovy otsenki konkurentosposobnosti predpriyatiya v usloviyakh nestabil'noi ekonomicheskoi sredy [Methodical bases of an estimation of competitiveness of the enterprise in the conditions of an astable economic environment]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, no. 4, pp. 149-159. (In Russ.)

8. Lamben Zhan-Zhak. Strategicheskii marketing. Evropeiskaya perspektiva [Strategic marketing. European perspective]. Saint-Petersburg: Nauka, 1996, 589 p. (In Russ.)

9. Latyntseva M. B. Faktory razvitiya konkurentosposobnosti predpriyatiya [Factors for the development of enterprise competitiveness]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 92-100. (In Russ.)

10. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya: per. s angl. [International competition]. Ed. by D. Shchetinina, Moskow: Mezhdu-narodnye otnosheniya, 1993, 896 p. (In Russ.)

11. Milskaya E. A. Innovation as a key factor of competitive advantages. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, no. 1-2 (163), 2013, pp. 84-88.

Статья поступила в редакцию 30.11.2017 г.

Submitted 30.11.2017.

Для цитирования: Емадаков Р. Ю. Анализ факторов формирования конкурентоспособности предприятия // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 68-78.

Citation for an article: Emadakov R. Yu. Analysis of competitiveness formation factors of the enterprise. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 68-78.

Емадаков Роман Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Roman Yu. Emadakov, Ph. D. (Economics), Associate Professor, Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.