Предпринимательство и маркетинг
УДК 330.342.3/4
А.Б. Крутик, А.В. Бабкин
АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИОННОМ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАЧИНАНИЙ
Исследование предпринимательства на протяжении всего времени его существования постоянно наталкивается на противопоставление, с одной стороны, предпринимательской деятельности и трудовой, а с другой - предпринимательских функций и функций капитала. Противостояние труда и капитала, характерное для периода первоначального накопления, обусловило развитие социально-политического подхода к исследованию этих категорий.
Любые самые абстрактные теоретические построения отражают явления и процессы, наблюдаемые в реальной экономической деятельности. В период формирования рыночной системы координации, в условиях генезиса капитализма и связанного с ним первоначального накопления капитала собственность, предприимчивость и управление зачастую персонифицировались в капиталисте. В дальнейшей эволюции наука и хозяйственная практика разделяют это единое образование на собственников капитальных активов, управляющих и предпринимателей. Возникающие и непрерывно развивающиеся институциональные формы их взаимодействия и формы производственных организаций отражают как разграничение, так и интеграцию указанного триединства.
Исследование данного процесса проводится с разных позиций, каждая из которых отражает объективно существующую взаимосвязь между рынком и капитализмом. Главное действующее лицо капиталистической системы - буржуазия, главное лицо рынка - предприниматель.
Предпринимательство принимает черты массового явления в период генезиса капита-
лизма. Политическая экономия буржуазного общества не разграничивает понятия «капиталист» и «предприниматель», молчаливо соединяя их в неразрывное целое и специально не разъясняя, относится ли труд предпринимателя к производительным видам труда и соответственно источникам богатства.
Самый известный критик капитализма и буржуазной политической экономии К. Маркс, структурируя капитал, указал на различия капитала-собственности и капитала-функции. Функционирующий капиталист в марксистской теории и есть тот предприниматель, который персонифицирует отношения, связанные с организацией, управлением и контролем за хозяйственным процессом.
В этот период была широко распространена трехфакторная теория производства (Жан-Батист Сэй) [1], которая не выделяла предпринимательство как отдельный фактор производства, а считала его объединяющим началом, соединяющим в процессе производства труд, капитал и землю. Задача предпринимателя усматривалась в соединении факторов для производства экономических благ и организации хозяйственного процесса. Теория факторов производства предполагает наличие рынка всех производственных ресурсов, в том числе и рынка предпринимательских способностей. Доход предпринимателя рассматривается как его заработная плата. Спрос и предложение на рынке предпринимательства формируются под воздействием различных факторов.
Предложение предпринимательских способностей формируется в условиях ограниченности
и редкости таких качеств предпринимателя, как опыт, морально-этические установки, деловые связи и т. д. Относительно более высокое вознаграждение предпринимательской деятельности связано с большей редкостью, уникальностью предпринимательских способностей по сравнению с другими характеристиками рабочей силы.
Максимизация прибыли фирмы трактуется как эквивалент вопроса об умении предпринимателя находить эффективные решения. На автоматизм процесса принятия решений указывают и такие исследователи, как Махлуп и Фридман, которые отмечают, что бизнесмены не всегда считают, прежде чем принять решение, и не всегда «решают», прежде чем действовать. «Они думают, что очень хорошо знают свое дело и их усилия часто рутинны, но рутина основывается на принципах, которые однажды были рассмотрены и выбраны так, что потребность в сознательном выборе со временем снизилась» [2].
Как и институционалисты, представители эволюционной теории полагают, что знание, которым обладают принимающие решения субъекты, является несовершенным, а решения принимаются в условиях неопределенности. Принимающие решения субъекты способны находить только локальный оптимум, при этом они или имитируют поведение других субъектов, или обучаются и создают новые правила принятия решения.
Как мы уже отмечали, многие специалисты считают возможным объединить институциональные и эволюционные теории фирмы, обозначив существование институционально-эволюционного подхода к исследованию [3].
Интерес специалистов к проблемам, связанным с возникновением и функционированием предприятий, настолько велик, что в этой области наблюдается достаточно разнообразный набор концепций и соответственно различные варианты их классификации.
Предпринимательский подход к исследованию фирмы основан на изучении предприятий с точки зрения роли предпринимателя, т. е. с позиций идентификации таких аспектов поведения индивидуумов и производственных организаций, которые можно определить как пред-
принимательские. Согласно такому подходу, не все предприятия являются «предпринимательскими». Вместе с тем предпринимательский бизнес связывается не только с индивидуумом, но и с группами. Выделяют индивидуальные и коллективные предпринимательские структуры. Предпринимательство как феномен рынка структурируется по таким уровням, как микро-, макро- и мезопредприниматели, которые в предпринимательских теориях фирмы имеют своеобразное содержание. Макропредприниматели руководят внешними связями предприятий с другими организациями и населением, а также с деловой, административной и технологической средой. Мезопредпринима-тели - это те, кто управляет схемами и материально-финансовыми потоками внутри фирм, в их компетенции находятся также инновации. Микропредприниматели проявляют свою активность на уровне внутрипроизводственных микрозвеньев, вплоть до рабочего места [4].
А. Маршалл отмечал наличие такой специфической нематериальной формы капитала, как деловые способности, профессионализм, деловые связи (имидж), доверие к личности. Знания А. Маршалл считал мощным двигателем производства, причем он разделял технические знания и другие виды, необходимые для осуществления производства. «В подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем все менее существенны по сравнению с такими ... качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, находчивость, осторожность и настойчивость в осуществлении цели» [5]. Предпринимательские способности А. Маршалл, по сути, рассматривает как элемент капитала, закладывая тем самым основы последующего формирования теорий человеческого капитала. «Способности человека так же важны в качестве средств производства, как и любой другой вид капитала».
Данное высказывание классика может послужить основанием для еще одной дискуссии по поводу содержательности и корректности использования определенных терминов и понятий, а также недопустимости их смешения или противопоставления. Опыт такого рода обсуж-
дений представляется малоплодотворным. По нашему мнению, смешение (и смещение) используемых в науке понятий обусловлено взаимопроникновением многих экономических явлений и процессов, противопоставление которых условно и относительно в любом сравнительном анализе. Множественность способов и форм классификации экономических явлений обусловлена как многогранностью наблюдаемых процессов, так и исследовательскими приоритетами. Последние, в свою очередь, зависят от времени и места, в которых экономические отношения наблюдаются, а также от исследовательских традиций.
Интеллектуальное предпринимательство сегодня связано с новой экономикой и определяет ее. Степень его развития достигла такой отметки, когда уже уместно говорить о принципиальном отличии современной экономики от старой, развивающейся на базе природно-сырьевых и промышленно-производственных ресурсов. Теперь одним из важнейших ресурсов становится интеллектуальный ресурс, и лица, им обладающие, становятся востребованными как никогда. Вложения в интеллект, способный неограниченно проявляться, окупаются быстро, поскольку поднимают на новый уровень конкурентоспособность предпринимательства. Именно взаимосвязь интеллекта и конкурентоспособности становится двигателем инновационной деятельности. А результаты инновационной деятельности выражаются в повышении качества продукта.
Свойство знаний накапливаться и обновляться делает интеллектуальный ресурс особенным. Любые машины и оборудование имеют определенный срок службы и степень износа, при этом требуют постоянного обслуживания и постоянных вложений. Человеческий ресурс в этом плане более вынослив и способен при тех же постоянных вложениях меняться качественно, утрачивая ненужное и приобретая полезное.
Не следует, безусловно, данные характеристики человеческого ресурса воспринимать буквально как еще один объект нещадной эксплуатации. Здесь речь лишь о том, что интеллект в человеке является потенциалом, представляющим интерес для вложений.
Знания и опыт определяют уровень компетентности работников и становятся интеллектуальным ресурсом - источником предпринимательской деятельности. Несмотря на то что обладатель интеллектуальных ресурсов, по сути, является их собственником, в рамках российского менталитета с трудом приживается понимание того, что результаты интеллектуальной деятельности отдельного индивида уникальны и, следовательно, могут быть конкурентоспособны и успешно проданы.
Путь от осознания своего потенциала до стадии его проявления в виде продукта, обладающего определенной стоимостью, требует инвестиций. Поскольку интеллектуальный ресурс здесь рассматривается как инновационный, то и интеллектуальные инвестиции следует считать инновационными, представляющими собой долгосрочные инвестиции в нематериальные активы, предназначенные для расширения научно-технического потенциала как отдельного индивидуума, так и целого предприятия, занимающегося предпринимательской деятельностью [7]. Особенность современной инновационной деятельности заключается в ее реализации в виде группового творческого процесса, а не индивидуального. Это обусловлено усложнением техники и технологий, обслуживание и освоение которых эффективнее и быстрее производить в коллективе специалистов, нежели каждому по отдельности.
Развитие предпринимательства в направлении повышения уровня интеллектуальной инновационной деятельности возможно только при активизации всего комплексного инновационно-инвестиционного процесса. Техника, основанная на принципиально новых технологических решениях, должна быть востребована производителями, т. е. необходимо создание адекватной для освоения такой техники производственной базы. Речь, в первую очередь, идет об обновлении основного капитала компаний, о соответствующих для этих целей финансовых ресурсах - без данной базы развитие интеллектуального потенциала существенно осложняется. Инвестиции следует вкладывать не просто в предпринимательскую деятельность, а в инновационное воспроизводство [3, 6].
Оптимальные условия для активизации инновационного потенциала предприятия и его перехода от факторной стадии конкурентного развития к инновационной стадии, совмещенной с инвестиционной стадией, достижимы только при наличии разработанной политики [8]. Данная политика должна представлять собой комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех предпринимательских единиц в системе предприятия с целью активизации инновационной деятельности, повышения эффективности вложения вовлеченных в развитие интеллектуального потенциала инвестиционных ресурсов и решения социальных проблем. Такая политика является важным рычагом воздействия как на внутреннюю экономическую среду предприятия, так и на интеллектуальную творческую деятельность его предпринимательских единиц при переходе на инновационный путь развития. Это особый путь развития инновационного предприятия, адекватный новому этапу становления общества постиндустриального периода, его новой технологической базе, новому циклу научно-технического прогресса. Для достижения наиболее перспективных и результативных изменений, позволяющих предприятию выйти на новый уровень конкурентного существования, необходим поэтапный переход его хозяйственных систем к этому типу развития.
Эффективная политика предприятия должна строиться в соответствии со следующими основными требованиями:
- совершенствование нормативного обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности;
- открытость и предсказуемость инновационно-инвестиционной политики для работников предприятия, сосредоточение инновационно-инвестиционной политики на стратегических направлениях предпринимательских программ предприятия;
- организация взаимодействия предпринимательских единиц в рамках предприятия с целью мобилизации их интеллектуальных ресурсов в инновационные инвестиции;
- создание равных условий осуществления хозяйственной деятельности в рамках предприятия для всех интеллектуальных предпринимательских единиц, способствующих эффективному размещению интеллектуального ресурса и устойчивому экономическому развитию.
Осознание управленческим аппаратом инновационного предприятия новой идеологии внедряемых механизмов, а именно идеологии развития потенциала интеллектуальных ресурсов, будет содействовать росту конкурентоспособности как отдельно взятых предприятий, ведущих предпринимательскую деятельность, так и российского инновационного предпринимательства в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шумпетер, И. Теория экономического развития [Текст] / И. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. -С. 176, 180.
2. Махлуп, Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористические и управленческие [Текст] / Ф. Махлуп // Теории фирмы. - СПб.: Экономическая школа, 1995. - С. 83.
3. Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности [Текст] : учеб. пособие / А.Б. Крутик, М.В. Ре-шетова. - 3-е изд. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 320 с.
4. Нельсон, Р. Эволюционная теория экономических изменений [Текст] / Р. Нельсон, С. Уинтер. - М.: Финстатинформ, 2000. - С. 26, 31, 35.
5. Маршалл, А. Принципы политической эконо-
мии [Текст]. - Т. 3 / А. Маршалл. - М., 1984. - С. 211-212.
6. Крутик, А.Б. Дерегулирование и превентивные меры в экономике России [Текст] : монография / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. - СПб.: Астерион, 2008. -С. 110-115.
7. Бабкин, А.В. Анализ подходов и методов оценки инновационного потенциала предприятия [Текст] / А.В. Бабкин, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». -2009. - № 2(75), т. 2. - С. 193-204.
8. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12(62). - С. 170-176.