ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
А. Г. Верник
АНАЛИЗ ЭПОХИ «WEB 2.0» И USER GENERATED CONTENT КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
В статье рассказывается об эпохах развития интернет-пространства: начиная с давно пройденной «Web 1.0», заканчивая официально не наступившей «Web 4.0». Автор говорит об особенностях каждого из этапов, затрагивая тему User Generated Content - контента, созданного интернет-пользователями. В статье автор сосредотачивается на описании эпохи «Web 2.0» и говорит о проектах, появившихся в этот временной отрезок: это социальные сети, которые стали феноменом в интернет-коммуникации. Большая часть описанных проектов сегодня является одними из наиболее популярных ресурсов в мире.
Ключевые слова: социальная сеть, Интернет, контент, Web 2.0, User Generated Content, Ви-кипедия, Живой Журнал, MySpace, Facebook, YouTube.
Развитие Интернета принято делить на этапы, имеющие общее название «Web».
Общепризнанным этапом является «Web 1.0», существовавший с момента появления Глобальной сети до начала 2000-х годов. Четкого определения у этого времени нет, принято считать, что в этот период входит все, что существовало до начала «Web 2.0».
С приходом эпохи «Web 2.0» интернет-пользователи получили возможность создавать контент читаемых сайтов. Проектами этого времени являются «Википедия», MySpace, Facebook, YouTube. Первым этот термин употребил Т. О'Рейли в своей статье «Что такое Web 2.0» в 2005 году [18].
Т. Флю, профессор в области средств массовой информации и коммуникации на факультете творческих разработок Университета Квинсленда в Брисбене, описывает разницу между «Web 1.0» и «Web 2.0» так: «...развитие от персональных страниц до блогов и блог-агрегаторов, от простой публикации материалов до участия и обсуждения, от контента сайта, как результата больших инвестиций - к интерактивному процессу накопления информации, и от систем управления контентом (CMS) до систем, основанных на ссылочных тегах (folksonomy)» [8]. В эту эпоху контент интернет-сайтов создавался их владельцами, а посетители проектов были исключительно читателями, не имевшими возможность повлиять на происходящие процессы.
По мнению некоторых специалистов, этот этап также подошел к концу: теперь его место
занял «Web 3.0», где главное место занимают комментарии пользователей и их рекомендации. Этот термин был использован руководителем Netscape.com (браузер с одноименным названием был пионером в области интернет-браузеров в начале развития Интернета [4]) Дж. Калаканисом в собственном блоге в 2007 году [27].
По мнению автора статьи, эпоха «Web 3.0» также подходит к концу: с 2014 года, когда в продажу поступили очки Google Glass [20], а в 2015-м году в продажу поступят Apple Watch [5], стало возможным говорить о начале «Web 4.0» - интернета вещей. Носимые гаджеты (wearable gadgets) способны изменить взаимодействие пользователя с Сетью. Особенностью нового этапа развития является дополненная реальность, реализация которой также возможна с помощью гаджетов.
User Generated Content (UGC, пользовательский контент, созданная пользователями информация) - это термин, являющийся одной из основ «Web 2.0». Именно UGC стал основой развития нового этапа Сети.
Для этой эпохи характерна зависимость содержания веб-проекта от поведения его читателей и участников: как правило, наполнение ресурса осуществляют сами пользователи, причем делают это совместно, учитывая мнения друг друга. Этот процесс получил название «Peer Production» (англ. peer - равный). Для подобной коммуникации необходимо соблюдение трех моментов: все участники должны быть равны и иметь одинаковые возможности
по управлению контентом, изменения видны всем читателям и, наконец, создание контента является прозрачным для всех участников - изменения видны сразу после их внесения (либо проверки модератором). Появление на интернет-страницах «обратной связи» (форумы, чаты, онлайн-консультанты) также являет собой практический переход от «Web 1.0» к «Web 2.0».
Признаком новой эпохи стало появление блогов - в 2007 году в мире ежедневно появлялось более 1,6 млн записей в блогах [7]. По мнению специалистов, социальные сети (Facebook, VK) также относятся к эпохе «Web 2.0», но автор статьи считает, что эти проекты являются яркими представителями эры 3.0, поскольку именно рекомендации контента стали одним из основных направлений маркетинга и продаж.
Знаковым проектом в сфере «Web 2.0» стала «Википедия» - свободная онлайн-энцикло-педия, предлагающая пользователям создавать статьи об окружающем мире самостоятельно. Запущенный в начале 2000-х [15] при участии Дж. Уэйлса и Л. Сэнгера, этот проект быстро завоевал популярность среди интернет-пользователей. В данный момент в русскоязычном разделе энциклопедии содержится более 1,1 млн статей [6], а в англоязычном - более 4,5 млн статей [24]. Главной особенностью «Ви-кипедии» является возможность свободного редактирования опубликованных статей, что позволяет содержать информацию в актуальном виде в режиме реального времени. За каждый из разделов энциклопедии отвечает модератор, на котором лежит ответственность за актуализацию контента. Признанием заслуг и качества этого веб-проекта служит исследование журнала Nature, в котором констатируется факт более высокой актуальности информации в «Википедии», чем в печатном издании «Encyclopedia Britannica»: по мнению авторов статьи, качество информации в «Википедии» ничем не уступает печатному аналогу [9].
Другим знаковым проектом времен «Web 2.0» стала блог-платформа Livejournal.com («Живой журнал»), основанная в 1999 году американским программистом Брэдом Фицпа-триком [1]. В 2007 году платформу приобрела отечественная компания «СУП Медиа» [13], объединившаяся в 2013 году с холдингом «Рамблер» в совместное предприятие - «Рамблер-Афиша-СУП» [14]. В рамках этого сервиса каждый желающий может создавать собствен-
ный блог, добавлять в него записи и обсуждать их со своими читателями. Платформа целиком состояла из журналов пользователей - административный ресурс в ней был сведен к минимуму. По данным статистики LiveJournal.com на конец 2012 года, в «Живом Журнале» было зарегистрировано более 40 млн пользователей, из них активных - около 1 % [23]. В России «Живой журнал» используется видными деятелями политики и искусства, а также общественными объединениями. Личные блоги со временем стали частью новых социальных сетей - Facebook, VK, Twitter.
Третий проект эпохи «Web 2.0» - социальная сеть MySpace. Проект был основан в 2003 году [12], во время эпохи 1.0, но сумел встроиться в реалии нового времени и привлек на свой сайт большое количество известных музыкантов - именно этот фактор стал основным для набора аудитории. Миллионы пользователей зарегистрировались на MySpace для добавления любимого исполнителя в друзья. MySpace является примером неудачного маркетинга: к моменту написания этой статьи сеть уже не является популярным ресурсом Интернета. По данным Alexa.com, проект упал с пятого места в списке самых популярных сайтов в мире в 2009 году до 1283 места в 2014 году [16]. По мнению многих, причиной падения популярности этого ресурса стала социальная сеть Facebook [2]. Для сравнения: к концу 2014 года на MySpace был 51 млн ежемесячных посетителей [16] против 1,2 млрд у Facebook [3].
Четвертый проект эпохи «Web 2.0» - социальная сеть Facebook. Сегодня это крупнейшая социальная сеть в мире, в которой зарегистрировано более 1,32 млрд человек [21]. Именно эта социальная сеть, появившись в условиях «Web 2.0», ознаменовала переход к «Web 3.0». Репосты сообщений, культура кросспостинга, оценки постов («лайки») - все это появилось в Facebook.
Пятый проект эпохи «Web 2.0» - видеохостинг YouTube.com. Основанный в 2005 году, этот портал стал крупнейшим ресурсом подобного направления в мире [28]. Изначально YouTube задумывался как удобное средство знакомства пользователей: авторы предполагали, что сервис выйдет на лидирующие положения в этой нише. Но YouTube стал использоваться для закачки и просмотра совершенно разного видео, так как использование сервиса было достаточно простым. Изначально основными пользователями YouTube были
пользователи из США. Кроме того, именно в США появился безлимитный доступ в Интернет, позволяющий абонентам интернет-провайдеров не задумываться о количестве потребленного интернет-трафика. На заре своего развития YouTube воспринимался специалистами и посетителями как очередной сайт с расширенными возможностями для развлечений. Всерьез эту разработку никто не воспринимал до ключевого момента в развитии всего видеоконтента в Интернете: в ноябре 2006 года YouTube был куплен компанией Google за 1,65 миллиарда долларов [11]. После приобретения YouTube тогдашний исполнительный директор Google Э. Шмидт в своем выступлении пообещал, что данная сделка будет «одной из многих инвестиций» Google в онлайновое видео и что это «лишь начало интернет-видеореволюции» [10].
Стоит отметить, что в 2006 году мало кто верил в успех подобной сделки: в то время к сервису YouTube было огромное количество претензий у правообладателей в связи с неправомерным размещением видеоконтента пользователями ресурса. Показательна статья в одном из наиболее популярных отечественных интернет-изданий тех лет - «Вебпланете». 10 октября, в преддверии грандиозной сделки, на ресурсе вышла статья «Google плюс YouTube: кому настала труба?» [10]. В ней говорится о сомнительной пользе покупки для Google.
Подобные настроения отражали многие материалы авторитетных изданий: слишком туманным было будущее видеохостинга. Например, 28 сентября 2006 года крупнейшее американское интернет-издание CNET опубликовало интервью с миллиардером М. Кьюбаном, ветераном эпохи «доткомов». Материал был озаглавлен выдержкой из интервью с Кьюба-ном, где он заявил следующее: «Only a "moron" would buy YouTube» [14]. В дословном переводе на русский язык фраза звучит следующим образом: «Только "идиот" купит YouTube».
YouTube сегодня - самый известный и популярный сервис, предоставляющий услуги видеохостинга. Пользователи могут добавлять, просматривать, комментировать и оценивать видеозаписи. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, включая ви-деоблоги. Проект был основан в феврале 2005 года тремя бывшими работниками известной платежной системы PayPal [26].
YouTube является ярким примером грамотного интернет-проекта, который набрал популярность благодаря тому, что появился в нужное время - на заре развития социальных сетей. Нет сомнений и в том, что именно простота и удобство использования вывели YouTube в лидеры рынка интернет-телевидения. В настоящее время YouTube является третьим в мире сайтом по посещаемости [25].
Главная причина высокой популярности YouTube - возможность просмотра видеороликов ресурса на любой странице в Интернете. Именно YouTube первым реализовал окно собственного плеера, которое может быть вынесено за пределы родительского сервиса. Сегодня уже никто не удивляется окну онлайн-плеера, которое находится на стороннем сайте.
К началу 2014 года ежемесячное количество уникальных посетителей YouTube превысило 1 млрд человек, более 40 % видео просматривалось с мобильных устройств, а каждый час на сервис загружалось более 100 часов видео [22]. Учитывая количество интернет-пользователей во всем мире, которое в 2014 году превысило 3 млрд человек [17], можно говорить о том, что каждый третий пользователь в мире раз в месяц смотрит видео, размещенное на YouTube.
Наконец, слово «YouTube» стало нарицательным: так называют любой сервис, предлагающий возможность посмотреть видео онлайн.
Автор статьи отмечает актуальность и перспективность крупнейших проектов: YouTube сегодня является и рекомендательным сервисом (особенность эпохи «Web 3.0»), при этом его внедрение неизбежно на носимых гаджетах («Web 4.0»). Изменяемость сервисов и их адаптация под современные требования Сети являются залогом долгого времени работы на высокотребовательном рынке интернет-проектов.
Список литературы
1. Вопрос №4 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.livejournal.eom/support/faq/4. html (дата обращения: 17.09.2014).
2. Голицына, А. Цукерберг испугался Instagram [Электронный ресурс] / А. Голицына. - URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/ 1626176/1_mlrd (дата обращения: 24.09.2014).
3. Ежемесячная аудитория Facebook превысила 1,2 миллиарда пользователей [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta.ru/ news/2014/01/30/somenumbers/ (дата обращения: 11.12.2014).
4. Платов, А. Netscape: история побед и поражений [Электронный ресурс] / А. Платов. - URL: http://www.nestor.minsk.by/kg/2007/47/ kg74712.html (дата обращения: 05.09.2014).
5. Продажи Apple Watch начнутся лишь весной 2015 года [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta.ru/news/2014/11/03/applewatch/ (дата обращения: 05.11.2014).
6. Статистика [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Служебная:Статистика (дата обращения: 25.10.2014).
7. Татарников, О. Блогосфера: состояние и перспективы [Электронный ресурс] / О. Татарников. - URL: http://compress.ru/article. aspx?id=17260 (дата обращения: 12.09.2014).
8. Flew, T. New Media [Text] / T. Flew. - Oxford : Oxford University Press, 2008. - 340 p.
9. Giles, J. Special Report Internet encyclopaedias go head to head [Electronic resource] / J. Giles. - URL: http://www.nature.com/nature/jour-nal/v438/n7070/full/438900a.html (дата обращения: 15.09.2014).
10.Google плюс YouTube: кому настала труба? [Электронный ресурс]. - URL: http:// webplaneta.info/interview/business/2006/10/10/ gootube.html (дата обращения: 26.10.2014).
11.Google Closes Acquisition of YouTube [Electronic resource]. - URL: http://googlepress. blogspot.ru/2006/11/google-closes-acquisi-tion-of-youtube_13.html (дата обращения: 13.08.2014).
12.Justin Timberlake tries to bring Myspace back [Electronic resource]. - URL: http://www.cb-snews.com/news/justin-timberlake-tries-to-bring-myspace-back/ (дата обращения: 19.11.2014).
13.LiveJournal угодил в СУП [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kommersant.ru/ doc/831892 (дата обращения: 23.10.2014).
14.Mark Cuban: Only a 'moron' would buy YouTube [Electronic resource]. - URL: http:// news.cnet.com/2100-1026_3-6121034.html (дата обращения: 20.08.2014).
15.Meyers, P. Fact-Driven? Collegial? This Site Wants You [Electronic resource] / P. Meyers. - URL: http://www.nytimes.com/2001/09/20/ technology/fact-driven-collegial-this-site-wants-you.html (дата обращения: 19.10.2014).
16.Myspace.com Site Overview [Electronic resource]. - URL: http://www.alexa.com/siteinfo/ myspace.com (дата обращения: 29.09.2014).
17.Number of Internet Users 2014 [Electronic resource]. - URL: http://www.internetlives-tats.com/internet-users/ (дата обращения: 22.09.2014).
18.O'Reilly, T. What Is Web 2.0 [Electronic resource] / T. O'Reilly. - URL: http://www.oreil-ly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 15.01.2014).
19.Rambler объединяется с ЖЖ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cnews.ru/news/ top/index.shtml?2013/03/28/523955 (дата обращения: 14.11.2014).
20.Rubin, B. Google Glass Materials Cost $152, IHS Says [Electronic resource] / B. Rubin. - URL: http://online.wsj.com/news/article_ email/ SB100014240527023045361045795597 13699773426-lMyQjAxMTA0MDEwMzExND-MyWj (дата обращения: 04.10.2014).
21.Rushton, K. Facebook now has as many users as China has people [Electronic resource] / K. Rushton. - URL: http://www.telegraph.co.uk/ technology/facebook/11194049/Facebook-profits-pass-1bn-as-more-users-log-on-every-day.html (дата обращения: 08.10.2014).
22.Social Media Stats 2014 [Electronic resource]. - URL: http://www.slideshare.net/Social-Strand/social-media-stats-2014 (дата обращения: 08.09.2014).
23.Statistics [Electronic resource]. - URL: http://www.livejournal.com/stats.bml (дата обращения: 11.11.2014).
24.Statistics [Electronic resource]. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Special:Statistics (дата обращения: 19.10.2014).
25.The top 500 sites on the web [Electronic resource]. - URL: http://www.alexa.com/topsites (дата обращения: 03.10.2014).
26.Watching YouTube [Electronic resource]. - URL: http://www.entrepreneur.com/arti-cle/168764 (дата обращения: 11.01.2014).
27.Web 3.0, the «official» definition [Electronic resource]. - URL: http://calacanis. com/2007/10/03/web-3-0-the-official-definition/ (дата обращения: 07.09.2014).
28.YouTube overtakes Facebook as the web's biggest social network [Electronic resource]. -URL: http://www.brafton.com/news/youtube-overtakes-facebook-webs-biggest-social-network (дата обращения: 05.09.2014).
A. Vernik
ANALYSIS OF WEB 2.0 AND USER GENERATED CONTENT AS A PLATFORM FOR SOCIAL NETWORKS APPEARANCE
This article describes periods of Web evolution: starts with Web 1.0, which has already finished and ends with Web 4.0, which is actually have not started yet. Author speaks about features of every stage, describing User Generated Content - content, that users making themselves. Author focuses at the description of Web 2.0 and speaks about projects, appeared at this period of time: these are social networks; they became a phenomenon for the communication on the Internet. Most part of described projects are one of the most popular resources in the world nowadays.
Keywords: social network, Internet, content, Web 2.0, User Generated Content, Wikipedia, Livejournal, MySpace, Facebook, YouTube.
References
1. "Vopros №4" [=Question #4], in: Ghivoy ghurnal [=Livejournal], available at: http://www.live-journal.com/support/faq/4.html, accessed 17.09.2014 (in Russ.).
2. Golicyna, A. "Cukerberg ispugalsja Instagram" [=Zuckerberg is afraid of Instagram], in: Ve-domosti [=News], available at: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1626176/1_mlrd, accessed 24.09.2014 (in Russ.).
3. "Ezhemesjachnaja auditorija Facebook prevysila 1,2 milliarda pol'zovatelej" [=Monthly users of Facebook is higher 1,2 billion], in: Lenta.ru [=Lenta.ru], available at: http://lenta.ru/news/2014/01/30/ somenumbers, accessed 21.10.2014 (in Russ.).
4. Platov, A. "Netscape: istorija pobed i porazhenij" [=Netscape: history of victories and fails], in: Nestor.minsk.by [=Nestor.minsk.by], available at: http://www.nestor.minsk.by/kg/2007/47/kg74712. html, accessed 05.09.2014 (in Russ.).
5. "Prodazhi Apple Watch nachnutsja lish' vesnoj 2015 goda" [=Apple Watch's sale will begin at spring 2014 only], in: Lenta.ru [=Lenta.ru], available at: http://lenta.ru/news/2014/11/03/applewatch/, accessed 05.11.2014 (in Russ.).
6. "Statistika" [=Statistics], in: Wikipedia [=Wikipedia], available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Cny»:e6HaH:OraTHCTHKa, accessed 25.10.2014 (in Russ.).
7. Tatarnikov, O. "Blogosfera: sostojanie i perspektivy" [=Blogs: state and prospects], in: Compress. ru [=Compress.ru], available at: http://compress.ru/article.aspx?id=17260, accessed 12.09.2014 (in Russ.).
8. Flew, T. (2008) New Media, Oxford University Press, Oxford, 340 p.
9. Giles, J."Special Report Internet encyclopaedias go head to head", in: , available at: http://www. nature.com/nature/journal/v438/n7070/full/438900a.html, accessed 15.09.2014
10."Google pljus YouTube: komu nastala truba?" [=Google plus YouTube: who is over?], in: Webplaneta [=Webplaneta], available at: http://webplaneta.info/interview/business/2006/10/10/gootube. html, accessed 26.10.2014 (in Russ.).
11. Google Closes Acquisition of YouTube, available at: http://googlepress.blogspot.ru/2006/11/ google-closes-acquisition-of-youtube_13.html, accessed 13.08.2014.
12.Justin Timberlake tries to bring Myspace back, available at: http://www.cbsnews.com/news/jus-tin-timberlake-tries-to-bring-myspace-back/, accessed 19.11.2014.
13."LiveJournal ugodil v SUP" [=Livejournal falled into SUP], in: Kommersant [=Businessman], available at: http://www.kommersant.ru/doc/831892, accessed 23.10.2014 (in Russ.).
14."Mark Cuban: Only a 'moron' would buy YouTube", in: Cnet.com, available at: http://news.cnet. com/2100-1026_3-6121034.html, accessed 20.08.2014
15.Meyers, P. "Fact-Driven? Collegial? This Site Wants You", in: Nytimes.com, available at: http:// www.nytimes.com/2001/09/20/technology/fact-driven-collegial-this-site-wants-you.html, accessed 19.10.2014
16."Myspace.com Site Overview", in: Alexa.com, available at: http://www.alexa.com/siteinfo/ myspace.com, accessed 29.09.2014
17."Number of Internet Users 2014", in: Internetlivestats.com, available at: http://www.internetlives-tats.com/internet-users/, accessed 22.09.2014
18.O'Reilly, T."What Is Web 2.0", in: Oreilly.com, available at: http://www.oreilly.eom/pub/a/ web2/archive/what-is-web-20.html, accessed 15.01.2014
19."Rambler ob'edinjaetsja s ZhZh" [=Rambler is uniting with Livejournal], in: Cnews [=Cnews], available at: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2013/03/28/523955, accessed 14.11.2014 (in Russ).
20.Rubin, B. "Google Glass Materials Cost $152, IHS Says", in: Wsj.com, available at: http://on-line.wsj.com/news/article_email/SB10001424052702304536104579559713699773426-lMyQjAxM-TA0MDEwMzExNDMyWj, accessed 04.10.2014
21.Rushton, K."Facebook now has as many users as China has people", in: Telegraph.co.uk, available at: http://www.telegraph.co.uk/technology/facebook/11194049/Facebook-profits-pass-1bn-as-more-users-log-on-every-day.html, accessed 08.10.2014.
22."Social Media Stats 2014", in: Slideshare.net, available at: http://www.slideshare.net/Social-Strand/social-media-stats-2014, accessed 08.09.2014.
23."Statistics", in: Livejournal.com, available at: http://www.livejournal.com/stats.bml, accessed 11.11.2014.
24."Statistics", in: Wikipedia, available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Special:Statistics, accessed 19.10.2014.
25."The top 500 sites on the web", in: Alexa.com, available at: http://www.alexa.com/topsites, accessed 03.10.2014
26."Watching YouTube", in: Entrepreneur.com, available at: http://www.entrepreneur.com/arti-cle/168764, accessed 11.01.2014.
27."Web 3.0, the «official» definition", in: Calacanis.com, available at: http://calacanis. com/2007/10/03/web-3-0-the-official-definition/, accessed 07.09.2014.
28."YouTube overtakes Facebook as the web's biggest social network", in: Brafton.com, available at: http://www.brafton.com/news/youtube-overtakes-facebook-webs-biggest-social-network, accessed 05.09.2014.
С. А. Панюкова, В. В. Федотовский, А. А. Яшина ИНФОГРАФИКА. ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ЕЕ ЕДЯТ?
Родившись в конце ХХ века, как один из результатов информационной революции, постоянно развиваясь на протяжении уже 25 лет, инфографика стала одним из самых модных, актуальных и влиятельных видов визуальной культуры. В данной работе мы попытаемся подробней рассмотреть этот способ визуализации и определить его место и значение в современной системе коммуникации.
Ключевые слова: инфографика, визуализация, журналистский текст.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, несмотря на широкий спектр применения инфографики, ей довольно часто пренебрегают или же применяют неграмотно. Возникает необходимость раскрыть основные принципы и законы инфографики и объяснить людям задачи этого направления. Благодаря этому мы сможем получить грамотную визуализацию текста и упростить восприятие и запоминание данных.
Вопреки расхожему мнению, информационный дизайн и инфографика в частности имеют достаточно долгую историю. Её изучением и периодизацией занимались многие эксперты, например «отец инфографики» Эдвард Таф-ти и автор «Handbook of Data Visualisation» Майкл Фрэндли.
Подробней остановимся на истории инфо-графики [12]. Первые ее предтечи встречаются еще в Средние века и даже в Античности.