Научная статья на тему 'Анализ эксплуатационной надежности передвижной электрифицированной машины'

Анализ эксплуатационной надежности передвижной электрифицированной машины Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
166
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аккумуляторная батарея / интенсивность отказов / отказ электрооборудования / передвижное средство / тепличный комплекс / ток разряда / условия эксплуатации / эксплуатационная надежность / электропривод / accumulator battery / failure rate / electrical failure / mobile vehicle / greenhouse complex / discharge current / Operating conditions / operational reliability / electric drive

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бакиров Сергей Мударисович, Ищенко Антон Павлович

Введение. Широкое распространение передвижных электрифицированных машин (ПЭМ) в сельском хозяйстве способствует снижению трудовой нагрузки человека и ускорению рабочих процессов. Однако на практике данные машины не отрабатывают свой ресурс и часто выходят из строя. Это связано с воздействием климатических условий на электрическую часть передвижного средства. Для выяснения причин раннего выхода из строя необходимо собрать данные и выявить причинно-следственные связи отказов. Материалы и методы. Анализ показателей надежности передвижных электрифицированных средств (AGRO S1, Benomic Easykit, Skyman, ТТЭ-1) проводился на основе данных тепличных хозяйств АО «Совхоз-Весна», ООО «РЕХН», СПК «Воронежский тепличный комбинат», ГУП ВОСХП «ЗАРЯ». Результаты и обсуждение. В тепличных хозяйствах используются как рельсовые, так и безрельсовые передвижные электрифицированные машины, которые состоят из следующих основных элементов: конструкция машины, аккумуляторный источник питания и электропривод. ПЭМ выходят из строя по нескольким причинам: снижение номинальной зарядной емкости аккумуляторной батареи, окисление контактов по всей схеме соединения, перегрузка электропривода, увлажнение обмоток электродвигателя. В результате анализа установлено, что основными причинами выхода из строя являются перегрузка электропривода – 21 %, снижение номинальной зарядной емкости – 29 %, следствием которых является ограниченная мощность электропривода и неправильная зарядка аккумуляторной батареи. Заключение. При обосновании параметров электропривода и разработке новых схем управления и защиты можно сократить интенсивность отказов в 2,85 раз. А также разработка новых средств контроля и управления токами разряда и заряда аккумуляторов позволит сократить интенсивность отказов аккумуляторной батареи в 4,9 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бакиров Сергей Мударисович, Ищенко Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the operational reliability of the portable electric machine

Introduction. the widespread use of mobile electrified machines in agriculture helps to reduce the workload of a person and accelerate work processes. However, in practice, these machines do not work out their resource and often fail. This is due to the impact of climatic conditions on the electrical part of the vehicle. To determine the causes of early failure, it is necessary to collect data and identify the cause-and-effect relationships of failures. Materials and Methods. analysis of reliability indicators of mobile electrified vehicles (AGRO S1, Benomic Easykit, Skyman, TTE-1) conducted on the basis of data from greenhouses AO «Sovkhoz-Vesna», LLC «REHN», SPK «Voronezh greenhouse plant», GUP VOSHP «ZARYA». Results and discussion. in greenhouses, both rail and trackless mobile electrified machines are used, which consist of the following main elements: machine structure, battery power source and electric drive. Mobile electrified machines fail for several reasons: a decrease in the nominal charging capacity of the battery, oxidation of contacts throughout the connection diagram, overload of the electric drive, moistening of the motor windings. As a result of the analysis, the main reasons for the failure are the overload of the electric drive – 21 %, the decrease in the nominal charging capacity – 29 %, which result in a limited power of the electric drive and incorrect charging of the battery. Conclusion. When justifying the parameters of an electric drive and developing new control and protection schemes, it is possible to reduce the failure rate by 2.85 times. And also in the development of new means of monitoring and controlling the discharge and charge currents of batteries, it will reduce the failure rate of a battery by 4.9 times.

Текст научной работы на тему «Анализ эксплуатационной надежности передвижной электрифицированной машины»

05.20.02 УДК 62-835

DOI: 10.24412/2227-9407-2021 -3 -70-80

Анализ эксплуатационной надежности передвижной

электрифицированной машины

С. М. Бакиров, А. П. Ищенко

Саратовский ГАУ имени Н. И. Вавилова, г. Саратов, Россия * [email protected]

Аннотация

Введение. Широкое распространение передвижных электрифицированных машин (ПЭМ) в сельском хозяйстве способствует снижению трудовой нагрузки человека и ускорению рабочих процессов. Однако на практике данные машины не отрабатывают свой ресурс и часто выходят из строя. Это связано с воздействием климатических условий на электрическую часть передвижного средства. Для выяснения причин раннего выхода из строя необходимо собрать данные и выявить причинно-следственные связи отказов.

Материалы и методы. Анализ показателей надежности передвижных электрифицированных средств (AGRO S1, Benomic Easykit, Skyman, ТТЭ-1) проводился на основе данных тепличных хозяйств АО «Совхоз-Весна», ООО «РЕХН», СПК «Воронежский тепличный комбинат», ГУП ВОСХП «ЗАРЯ».

Результаты и обсуждение. В тепличных хозяйствах используются как рельсовые, так и безрельсовые передвижные электрифицированные машины, которые состоят из следующих основных элементов: конструкция машины, аккумуляторный источник питания и электропривод. ПЭМ выходят из строя по нескольким причинам: снижение номинальной зарядной емкости аккумуляторной батареи, окисление контактов по всей схеме соединения, перегрузка электропривода, увлажнение обмоток электродвигателя. В результате анализа установлено, что основными причинами выхода из строя являются перегрузка электропривода - 21 %, снижение номинальной зарядной емкости - 29 %, следствием которых является ограниченная мощность электропривода и неправильная зарядка аккумуляторной батареи.

Заключение. При обосновании параметров электропривода и разработке новых схем управления и защиты можно сократить интенсивность отказов в 2,85 раз. А также разработка новых средств контроля и управления токами разряда и заряда аккумуляторов позволит сократить интенсивность отказов аккумуляторной батареи в 4,9 раз.

Ключевые слова: аккумуляторная батарея, интенсивность отказов, отказ электрооборудования, передвижное средство, тепличный комплекс, ток разряда, условия эксплуатации, эксплуатационная надежность, электропривод.

Для цитирования: Бакиров С. М., Ищенко А. П. Анализ эксплуатационной надежности передвижной электрифицированной машины // Вестник НГИЭИ. 2021. № 3 (118). С. 70-80. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-3-70-80

Introduction. the widespread use of mobile electrified machines in agriculture helps to reduce the workload of a person and accelerate work processes. However, in practice, these machines do not work out their resource and often fail. This is due to the impact of climatic conditions on the electrical part of the vehicle. To determine the causes of early failure, it is necessary to collect data and identify the cause-and-effect relationships of failures.

Analysis of the operational reliability of the portable electric machine

S. M. Bakirov, A. P. Ishchenko*

Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov, Saratov, Russia

*Familiename@yandex. ru

Abstract

© Бакиров С. М., Ищенко А. П., 2021

в ®

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Materials and Methods. analysis of reliability indicators of mobile electrified vehicles (AGRO S1, Benomic Easykit, Skyman, TTE-1) conducted on the basis of data from greenhouses AO «Sovkhoz-Vesna», LLC «REHN», SPK «Voronezh greenhouse plant», GUP VOSHP «ZARYA».

Results and discussion. in greenhouses, both rail and trackless mobile electrified machines are used, which consist of the following main elements: machine structure, battery power source and electric drive. Mobile electrified machines fail for several reasons: a decrease in the nominal charging capacity of the battery, oxidation of contacts throughout the connection diagram, overload of the electric drive, moistening of the motor windings. As a result of the analysis, the main reasons for the failure are the overload of the electric drive - 21 %, the decrease in the nominal charging capacity - 29 %, which result in a limited power of the electric drive and incorrect charging of the battery. Conclusion. When justifying the parameters of an electric drive and developing new control and protection schemes, it is possible to reduce the failure rate by 2.85 times. And also in the development of new means of monitoring and controlling the discharge and charge currents of batteries, it will reduce the failure rate of a battery by 4.9 times.

Keywords: accumulator battery, failure rate, electrical failure, mobile vehicle, greenhouse complex, discharge current, Operating conditions, operational reliability, electric drive.

For citation: Bakirov S. M., Ishchenko A. P. Analysis of the operational reliability of the portable electric machine // Bulletin NGIEI. 2021. № 3 (118). P. 70-80. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-3-70-80

Введение

Передвижные электрифицированные машины (ПЭМ) активно используются на современных тепличных комплексах как основной инструмент технологического процесса. Конструкцию ПЭМ изготавливают для конкретного производственного направления и технических задач теплиц. Так к особенностям конструкции ПЭМ можно отнести функции рабочей платформы (фиксированная высота, изменение высоты вручную и использование гидравлического механизма), а по способу передвижения - с электроприводом и без него. Основная задача данных машин заключается в повышении производительности труда при ручной обработке тепличных растений [1].

Некоторые теплицы, как правило небольших размеров, обходятся без таких электрифицированных машин. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, некоторые теплицы не имеют между рядами направляющих рельсов (тепловых регистров), что усложняет управление и, соответственно, конструкцию ПЭМ. Во-вторых, приобретение и обслуживание таких машин приводит к повышению себестоимости продукции. На теплицах небольшой площади в целом' не возникает потребности оперативного сбора или обработки растений. Поэтому ПЭМ применяются на крупных площадью более 1 га и современных теплицах.

Таблица 1. Структура затрат на производство 1 кг продукции Table 1. Cost structure for the production of 1 kg of products

№ Наименование статьи затрат / Огурец / Томат / Цветы /

Cost item name Cucumber Tomato Flowers

2

3

4

5

6

7

8

Доля капиталовложений в строительство конструкции теплицы* /

The share of investment in the construction of the greenhouse structure

Обслуживание конструкции теплицы / Greenhouse construction maintenance

Заработная плата персоналу / Staff salaries

Затраты на электроэнергию поддержания микроклимата /

Electricity costs for maintaining the microclimate

Затраты на полив и удобрения / Watering and fertilizing costs

Доля капиталовложений в передвижные электрифицированные

машины*/ Share of investment in mobile electrified machines *

Обслуживание передвижных электрифицированных машин /

Maintenance of mobile electrified machines

Прочие затраты / Other costs

17 % 18 % 16 %

11 % 12 % 10 %

22 % 20 % 21 %

12 % 12 % 13 %

15 % 18 % 15 %

5 % 5 % 5 %

6 %

5 %

* - указаны средние значения долей капиталовложений, так как с каждым годом Источник: составлено авторами на основании данных 1 2 3 4

12 % 10 % они снижаются

4 % 16 %

1

Выполненный анализ полученных данных с крупных тепличных комплексов Саратовской, Волгоградской, Воронежской областей показывает, что доля затрат на приобретение и обслуживание ПЭМ в структуре себестоимости продукции составляет порядка 8-11 % (таблица 1).

Как видно из таблицы, доля эксплуатационных затрат на ПЭМ изменяется в зависимости от вида продукции. Это связано с нагрузкой при использовании ПЭМ для производства конкретной продукции. В затраты на обслуживание входят затраты на техническое обслуживание и ремонт, а также затраты на электроэнергию, потребляемую электрифицированными машинами и на выполнение профилактических работ этих машин.

Анализ завышенных эксплуатационных затрат (показатель статьи затрат п. 7 из таблицы 1) показывает, что значительная часть затрат приходится на приобретение запасных частей для ПЭМ, выполнение частых текущих и капитальных ремонтов. Как показывают исследования, при заявленном сроке службы передвижных электрифицированных машин в 5-8 лет [2; 3; 4; 5; 6] базовые элементы служат в 2,5-3,0 раза меньше этого срока. Предприятия несут убытки и вынуждены повышать цену на выпускаемую продукцию.

Поэтому цель данной работы - выявить причины скоротечного выхода из строя базовых элементов ПЭМ и оценить их эксплуатационную надежность.

Материалы и методы

В тепличных комплексах создают благоприятные условия для продуктивного роста растений, но такие условия оказывают негативные воздействия на используемую технику, в том числе на передвижные электрифицированные машины и средства. Например, влажность внутри теплицы может колебаться в пределах от 70 до 100 %, что приводит к увлажнению изоляции элементов электропривода, окислению открытых и малозащищенных контактных соединений, коррозии металлов и т. п. Использование различных минеральных удобрений для роста и здоровья растений создает химически активную среду, которая снижает диэлектрическую прочность и приводит к разрушению изоляции электрических устройств.

Воздействия негативных факторов в большей степени оказывают влияние на электрическую часть передвижных машин, которая состоит из электропривода, элементов его управления, а также источника питания (рисунок 1). В качестве источника питания используют кабельное питание и аккумуляторную батарею. В большинстве тепличных комплексов на территории РФ не предусматривается кабельное подключение, поэтому в существующих электрифицированных машинах преимущественно применяются аккумуляторные источники питания. В качестве преобразователей электрической в механическую энергию вращения используются двигатели постоянного тока.

Рис. 1. Блок-схема взаимосвязи элементов электрической части ПЭМ Fig. 1. Block diagram of the interconnection of the elements of the electrical part of the PEM

Источник: составлено авторами

Как правило, ПЭМ комплектуются общепромышленными электродвигателями и элементами автоматического и ручного управления. Специального оборудования для ПЭМ пока не выпускается. Поэтому заложенный запас прочности электрических элементов в тяжелых условиях [7] эксплуатации оказывается недостаточным.

При эксплуатации этих машин возникает большая разница между конструктивной и эксплуатационной надежностью. Причины отказов передвижных электрифицированных машин могут быть как механические, так и электрические (таблица 2). Причем работоспособность такая машина теряет после отказов электрической части.

Как видно из таблицы 2, частыми причинами отказов ПЭМ являются неисправности в электроприводе [8] и источнике питания. Электропривод передвижных электрифицированных машин согласно [8; 9; 10] является многоэлементной системой, в которую входит электродвигатель, устройство передачи, система его управления и сети питания и управления.

Аккумуляторная батарея, как источник энергии для электропривода, зависит от статических и динамических характеристик присоединенной нагрузки. Поэтому следует рассмотреть более подробно причины отказов этих элементов.

Таблица 2. Причины отказов ПЭМ Table 2. Reasons for PEM failures

Наименование узла / Node name

АО «Совхоз-

Весна» (Саратовская область) / AO «Sovkhoz-Vesna» (Saratov region)

ООО «РЭХН» (Саратовская

область) / LLC «REHN» (Saratov region)

СПК «Воронежский тепличный комбинат» (Воронежская область) / SPK «Voronezh greenhouse plant» (Voronezh region)

ГУПВОСХП

«ЗАРЯ» (Волгоградская область) / GUP VOSHP «ZARYA» (Volgograd region)

Электропривод / Electric drive

Аккумуляторная батарея / Accumulator battery Обрыв проводов / Broken wires 4 Катки / Rollers

Крепление кабины / Cab fixing

Подшипники валов / Shaft bearings 7 Прочие / Others Источник: составлено авторами.

1

2

3

5

6

22 %

30 %

10 % 10 % 5 %

5 % 10 %

20 %

35 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 % 10 % 3 %

8 % 10 %

18 %

30 %

8 % 14 % 10 %

5 % 13 %

17 %

33 %

15 % 6 % 8 %

6 % 15 %

Таблица 3. Причины частого выхода из строя электропривода Table 3. Reasons for frequent failure of the electric drive

№ п/п

Причина отказа / Rejection reason

Доля отказа / Refusal rate

Следствие отказа / Consequence of refusal

Доля отказа / Refusal rate

Перегрузка / Overwork

44 %

Увлажнение / 2 25 %

Wetting

Заклинивание 3 передачи / 31 % Gear jamming

Источник: составлено авторами.

Перегорание силовых контактов электродвигателя / Burnout of power contacts of the electric motor Перегорание контактов вторичных цепей блока управления / Burnout of contacts of secondary circuits of the control unit Межвитковые замыкания обмотки электродвигателя / Turn-to-turn closures of the motor winding Окисление контактов / Oxidation of contacts Перегорание силовых контактов электродвигателя / Burnout of power contacts of the electric motor Перегорание контактов вторичных цепей блока управления / Burnout of contacts of secondary circuits of the control unit Межвитковые замыкания обмотки электродвигателя /

Turn-to-turn closures of the motor winding Перегорание силовых контактов электродвигателя / Burnout of power contacts of the electric motor Перегорание контактов вторичных цепей блока управления / Burnout of contacts of secondary circuits of the control unit Межвитковые замыкания обмотки электродвигателя / Turn-to-turn closures of the motor winding

7 %

2 %

35 % 12 % 1 %

2 %

9 %

2 %

2 %

27 %

В зависимости от типа привода может использоваться редукторная, ременная или цепная передача крутящего момента на приводной вал. Ре-

дукторная передача, как правило, имеет корпус и защищена от механических воздействий. Ременная и цепная передачи подвержены большему риску

1

внешнего дополнительного механического воздействия из-за попадания в передачу различных посторонних предметов (листья и стебли растений, укрывной материал, шпагат и т. д.). В таких ситуациях увеличивается нагрузка электропривода, на которую, как правило, не рассчитан электродвигатель. Также нагрузка электропривода зависит от

места установки двигателя, особенностей катков или колес, поверхности межрядного покрытия. Выделим частые причины отказов электропривода (таблица 3).

Следствием указанных причин становятся отказы базовых элементов электродвигателей или систем управления (рисунок 2).

а / а б / b

Рис. 2. Внешний вид следствий отказов электропривода ПЭМ: а) замыкание элемента блока управления, б) электропривод с межвитковым замыканием, в) электропривод с перегоревшими контактами Fig. 2. The appearance of the consequences of failures of the electric drive PEM: a) closing the control unit element, b) electric drive with turn-to-turn closure, c) an electric drive with burnt out contacts Источник: составлено авторами

Результаты и обсуждение

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что электродвигатель в составе электропривода ПЭМ подвержен частым перегрузкам - около 71 % случаев, что приводит к межвитковым замыканиям обмотки якоря или статора (для двигателей постоянного тока смешанного или независимого возбуждения). Вместе с этим в составе схем управления электроприводом всех известных модификаций таких машин отсутствует защита от перегрузки электродвигателя.

Повлиять на причины отказов (из таблицы 3) сложно из-за многоукладности технологического процесса (влажность, частые перегрузки и т. п.). А ликвидировать следствия отказов возможно путем учета действующих факторов на двигатель и обоснования параметров электропривода, а также разработки схемы и устройства защиты электропривода от перегрузок. Предположим, что предлагаемые технические мероприятия снизят негативное воздействие на межвитковую изоляцию до нормальных условий эксплуатации, тогда предварительно можно

оценить существующий и возможный уровень надежности [11; 12; 13] электропривода показателем интенсивности отказов (рисунок 3).

Аккумуляторная тяговая батарея, согласно [14; 15; 16; 17], используемая в качестве основного источника питания электропривода, характеризуется степенью возможного разряда, числом пусков, числом циклов заряд-разряд, а также номинальным напряжением и номинальной зарядной емкостью. Из таблицы 2 видно, что аккумуляторные батареи в 1,2 раза чаще отказывают, чем электропривод, и к тому же являются неремонтопригодными и подвержены замене.

Согласно [15] и данным исследований эксплуатации ПЭМ, основной причиной раннего выхода из строя одного из двух последовательно соединенных аккумуляторов, установленных для питания электропривода, является полная или частичная потеря условий синхронизации [18; 19]. Например, при питании электропривода от 24 В используются два последовательно соединенных аккумулятора по 12 В.

О 2 4 6 8 10

Рис. 3. Изменение интенсивности отказов электропривода при существующем и возможном способе эксплуатации Fig. 3. Change in the failure rate of an electric drive with the existing and possible method of operation

Источник: составлено авторами

В процессе эксплуатации первый аккумулятор приобретает большую скорость разряда, чем второй, так как по пути наименьшего сопротивления у него ток разряда выше. С течением некоторого времени напряжение первого аккумулятора становится на некоторую долю меньше, что недопустимо по первому условию синхронизации источников тока,

работающих на одну нагрузку. Происходит так, что первый аккумулятор на разницу напряжения (ЭДС) становится дополнительной нагрузкой для второго аккумулятора [20; 21; 22; 23]. Усиливает эту несинхронность процесс зарядки аккумуляторной батареи. В результате это приводит к выходу из строя одного аккумулятора (рисунок 4).

Рис. 4. Расположение двух последовательно соединенных аккумуляторов в ПЭМ Fig. 4. Location of two series-connected batteries in PEM Источник: составлено авторами.

В зависимости от режима эксплуатации ПЭМ количество циклов для каждой машины отличается, следовательно, состояние всех АКБ будет разным. Последовательное соединение выдвигает ряд требований к аккумуляторам, так они должны быть

одного типа и возраста, иметь одинаковую номинальную емкостью и быть одинакового производства.

Износ аккумуляторов зависит от следующих причин (таблица 4).

Таблица 4. Причины скоротечного износа аккумуляторов Table 4. Causes of rapid battery wear

Наименование причины / Name of reason

Следствие / Consectary

Доля отказа АКБ / Battery failure rate

Постоянное состояние недозаряда /

Permanent state undercharging Нарушение параметров и режимов заряда / Violation of parameters and charge mode Несвоевременность заряда / Failure to charge Источник: составлено авторами

Снижение емкости батареи / Decreased battery capacity Снижение емкости батареи; выделение химически активных веществ / Decreased battery capacity; release of chemically active substances Снижение емкости батареи / Decreased battery capacity

38 %

16 %

46 %

На основе этих данных разработка новых средств контроля и управления токами разряда и заряда аккумуляторов в составе аккумуляторной

батареи позволит повысить уровень эксплуатационной надежности. Предварительная оценка изменения уровня надежности представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Изменение интенсивности отказов аккумуляторов при существующем и возможном способе эксплуатации Fig. 5. Change in the failure rate of batteries with the existing and possible method of operation

Источник: составлено авторами

Заключение

Таким образом, анализ эксплуатационной надежности передвижных электрифицированных машин показал, что большая часть отказов приходится на электропривод и аккумуляторную батарею, до 65 % числа всех отказов. В электроприводе частой причиной отказов является перегрузка, что к 8 году эксплуатации формирует показатель интен-

сивности отказов до 0,4 год-1. При обосновании параметров электропривода и разработке новых схем управления и защиты можно сократить интенсивность отказов в 2,85 раз. А также при разработке новых средств контроля и управления токами разряда и заряда аккумуляторов позволит сократить интенсивность отказов аккумуляторной батареи в 4,9 раз.

1 Тепличный комплекс АО «Совхоз-Весна» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://s-vesna.ru (дата обращения 20.10.2020).

2 Тепличный комплекс ООО «РЕХН» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://synapsenet.ru/searchorganization/ organization/1036403200020-ooo-rehn (дата обращения 10.09.2020).

3 Тепличный комплекс СПК «Воронежский тепличный комбинат» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.votk.ru (дата обращения 20.10.2020).

4 Тепличный комплекс УП ВОСХП «ЗАРЯ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gupzarya.ru (дата обращения 18.10.2020).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левченко Г. В., Андреев Н. А. Использование мобильных устройств для тепличного производства сельскохозяйственных культур // Наука и образование - 2014. Саратов, 2014. С. 44-47.

2. Ларионов В. И. Повышение эффективности использования сельскохозяйственной техники на современном этапе // Актуальные вопросы аграрной науки. 2015. № 15. С. 49-57.

3. Папков Б. В., Осокин В. Л. Теоретические основы надёжности и эффективности электроснабжения. Старый Оскол, 2019. 592 с.

4. Болатбиев А. К., Миркина О. Н. Управление затратами как фактор влияния на финансовые результаты деятельности предприятия // Теоретические и прикладные аспекты научных исследований. 2017. С. 8-13.

5. Некрасов А. И., Некрасов А. А., Сырых Н. Н. Научное обоснование прогнозирования и контроля технического состояния сельских электроустановок // МНИЖ. 2016. № 10-2 (52). С. 93-94.

6. Халина Т. М., Стальная М. И., Еремочкин С. Ю. К вопросу об эффективном использовании мобильных машин в АПК // Достижения науки и техники АПК. 2017. № 3. С. 76-80.

7. Каменев Ю. Б., Чунц Н. И., Леонов В. Н., Штомпель Г. А. Оценка возможности эксплуатации свинцо-во-кислотных аккумуляторов в режиме постоянного недозаряда и высокоскоростного заряда // Электрохимическая энергетика. 2011. Т. 11. № 1. С. 33-38.

8. Бурков А. Ф., Катаев Е. В., Кувшинов Г. Е., Чупина К. В. Анализ надёжности электродвигателей, используемых в современных электроприводах // Электроника и электротехника. 2017. № 1. C. 1-6.

9. Богатырев Н. И. Повышение эффективности средств электромеханизации для АПК // Научный журнал КубГАУ. 2005. № 09. C. 1-14.

10. Козярук А. Е., Жуковский Ю. Л., Бабурин С. В., Коржев А. А., Кривенко А. В. Диагностика и оценка остаточного ресурса электромеханического оборудования, работающего в тяжелых условиях, по электрическим параметрам // Записки Горного института. 2011. С. 161-166.

11. Воробьев В. А., Андреев С. А. Использование размеченных графов при оценке показателей надежности электроприводов сельскохозяйственных машин // Агроинженерия. 2018. № 1 (83). С. 59-63.

12. Оськин С. В., Тарасенко Б. Ф. Надежность технических систем и экологический, экономический ущербы в сельском хозяйстве // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 101. С. 985-1004.

13. Халина Т. М., СтальнаяМ. И., Еремочкин С. Ю. Выбор типа электропривода для электрооборудования фермерских хозяйств при однофазном электроснабжении // Известия ВУЗов. Проблемы энергетики. 2012. № 5-6. С. 38-45.

14. Шаманов Р. С., Лахно А. В., Новиков Е. В. Проблемы эксплуатации и обслуживания автотракторных аккумуляторных батарей // Наука без границ. 2020. № 4 (44). С. 61-66.

15. Галушкин Д. Н., Галушкин Н. Е. Разряд щелочных аккумуляторов // Электрохимическая энергетика. 2007. Т. 7. № 2. С. 99-102.

16. Таганова А., Федоров А., Сарапов С. Современные анализаторы качества и технического состояния аккумуляторов и батарей // Компоненты и Технологии. 2007. № 71. С. 112-115.

17. Балагура А. С., Кочев А. В. Показатели надежности аккумуляторных батарей тягового подвижного состава // Сборник научных трудов ДонИЖТ. 2016. № 41. C. 61-65.

18. Сметанкин Г. П., Бурдюгов А. С., Плохова Т. В. Ускоренный заряд герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей асимметричным током и его влияние на ресурс // Электрохимическая энергетика. 2012. № 1. С. 25-32.

19. Иншаков А. П., Федотов Ю. Б., Десяев С. С., Байков Д. В. Проблема мониторинга и балансировки аккумуляторных батарей транспортных средств // Вестник МГУ. 2016. Т. 21. № 1. С. 41-49.

20. Helling F., Glück J., Singer A., Pfisterer H., Weyh T. The AC battery - A novel approach for integrating batteries into AC systems // Electrical Power and Energy Systems. 2019. № 104. P. 150-158.

21. Беднарский В. В., Лайко Д. В., Ревяко С. И. Повышение надёжности свинцовых аккумуляторов сельскохозяйственных машин // Advanced Engineering Research. 2018. № 1. С. 110-117.

22. Дувинг В. Г., Казаринов И. А., Бурашникова М. М. Устройство для заряда сульфатированного свин-цово-кислотного аккумулятора импульсным асимметричным током // Электрохимическая энергетика. 2012. № 1. С. 21-24.

23. Иншаков А. П., Федотов Ю. Б., Десяев С. С., Байков Д. В. Проблема мониторинга и балансировки аккумуляторных батарей транспортных средств // Вестник МГУ. 2016. № 1. С. 40-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления статьи в редакцию 11.01.2021, принята к публикации 8.02.2021.

Информация об авторах: БАКИРОВ СЕРГЕЙ МУДАРИСОВИЧ,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Инженерная физика, электрооборудование и электротехнологии»

Адрес: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова», 410056, г. Саратов,

ул. Советская, 60

E-mail: [email protected]

Spin-код: 4834-8429

ИЩЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ,

аспирант кафедры «Инженерная физика, электрооборудование и электротехнологии»

Адрес: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова», 410056, г. Саратов,

ул. Советская, 60

E-mail: [email protected]

Spin-код: 3748-2808

Заявленный вклад авторов: Бакиров Сергей Мударисович: научное руководство, анализ и дополнение текста.

Ищенко Антон Павлович: написание окончательного варианта текста, поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCE

1. Levchenko G. V., Andreev N. A. Ispol'zovanie mobil'nyh ustrojstv dlya teplichnogo proizvodstva sel'sko-hozyajstvennyh kul'tur [The use of mobile devices for production of greenhouse crops], Nauka i obrazovanie - 2014. [Science and education - 2014], Saratov, 2014, pp. 44-47.

2. Larionov V. I. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya sel'skohozyajstvennoj tekhniki na sovre-mennom etape [Improving the efficiency of using agricultural machinery at the present stage], Aktual'nye voprosy agrarnoj nauki [Topical issues of agricultural science], 2015, No. 15, pp. 49-57.

3. Papkov B. V., Osokin V. L. Teoreticheskie osnovy nadyozhnosti i effektivnosti elektrosnabzheniya [Theoretical foundations of the reliability and efficiency of power supply], Staryj Oskol, 2019, 592 p.

4. Bolatbiev A. K., Mirkina O. N. Upravlenie zatratami kak faktor vliyaniya na finansovye rezul'taty deyatel'nosti predpriyatiya [Cost management as a factor influencing the financial results of an enterprise], Teoreticheskie i prikladnye aspekty nauchnyh issledovanij [Theoretical and applied aspects of scientific research], 2017, pp. 8-13.

5. Nekrasov A. I., Nekrasov A. A., Syryh N. N. Nauchnoe obosnovanie prognozirovaniya i kontrolya tekhni-cheskogo sostoyaniya sel'skih elektroustanovok [Scientific substantiation of forecasting and monitoring the technical condition of rural electrical installations], MNIZH [International research journal], 2016, No. 10-2 (52), pp. 93-94.

6. Halina T. M., Stal'naya M. I., Eremochkin S. Yu. K voprosu ob effektivnom ispol'zovanii mobil'-nyh mashin v APK [On the question of the effective use of mobile machines in the agro-industrial complex], Dostizheniya nauki i tekhniki APK [Achievements of science and technology of the agro-industrial complex], 2017. No. 3. pp. 76-80.

7. Kamenev Yu. B., Chunc N. I., Leonov V. N., SHtompel' G. A. Ocenka vozmozhnosti ekspluatacii svin-covo-kislotnyh akkumulyatorov v rezhime postoyannogo nedozaryada i vysokoskorostnogo zaryada [Evaluation of the possibility of operating lead-acid batteries in the mode of constant undercharge and high-speed charging], Elektrohi-micheskaya energetika [Electrochemicalpower engineering], 2011, Vol. 11, No. 1, pp. 33-38.

8. Burkov A. F., Kataev E. V., Kuvshinov G. E., Chupina K. V. Analiz nadyozhnosti elektrodvigatelej, ispol'zuemyh v sovremennyh elektroprivodah [Analysis of the reliability of electric motors used in modern electric drives], Elektronika i elektrotekhnika [Electronics and electrical engineering], 2017, No. 1, pp. 1-6.

9. Bogatyrev N. I. Povyshenie effektivnosti sredstv elektromekhanizacii dlya APK [Improving the efficiency of electromechanics for the agro-industrial complex], Nauchnyj zhur-nal KubGAU [Scientific journal KubSAU], 2005, No. 09, pp. 1-14.

10. Kozyaruk A. E., Zhukovskij Yu. L., Baburin S. V., Korzhev A. A., Krivenko A. V. Diagnostika i ocenka ostatochnogo resursa elektromekhanicheskogo oborudovaniya, rabotayushchego v tyazhelyh usloviyah, po elektrich-eskim parametram [Diagnostics and assessment of the residual life of electromechanical equipment operating in severe conditions by electrical parameters], Zapiski Gornogo instituta [Notes of the Mining Institute], 2011, pp. 161-166.

11. Vorob'ev V. A., Andreev S. A. Ispol'zovanie razmechennyh grafov pri ocenke pokazatelej nadezhnosti el-ektroprivodov sel'skohozyajstvennyh mashin [The use of labeled graphs in assessing the reliability indicators of electric drives of agricultural machines], Agroinzheneriya [Agroengineering], 2018. No 1 (83). pp. 59-63.

12. Os'kin S. V., Tarasenko B. F. Nadezhnost' tekhnicheskih sistem i ekologicheskij, ekonomicheskij ush-cherby v sel'skom hozyajstve [Reliability of technical systems and ecological, economic damage in agriculture] // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Scientific journal KubSAU], 2014, No. 101, pp. 985-1004.

13. Halina T. M., Stal'naya M. I., Eremochkin S. Yu. Vybor tipa elektroprivoda dlya elektrooborudova-niya fermerskih hozyajstv pri odnofaznom elektrosnabzhenii [Selection of the type of electric drive for electrical equipment of farms with single-phase power supply], Izvestiya VUZov. Problemy energetiki [Izvestiya VUZov. Energy problems], 2012, No. 5-6, pp. 38-45.

14. Shamanov R. S., Lahno A. V., Novikov E. V. Problemy ekspluatacii i obsluzhivaniya avtotraktornyh ak-kumulyatornyh batarej [Problems of operation and maintenance of automotive batteries], Nauka bez granic [Science without borders], 2020, No. 4 (44), pp. 61-66.

15. Galushkin D. N., Galushkin N. E. Razryad shchelochnyh akkumulyatorov [Discharge of alkaline batteries], Elektrohimicheskaya energetika [Electrochemicalpower engineering], 2007, Vol. 7, No. 2, pp. 99-102.

16. Taganova A., Fedorov A., Sarapov S. Sovremennye analizatory kachestva i tekhnicheskogo sostoyaniya akkumulyatorov i batarej [Modern analyzers of quality and technical condition of accumulators and batteries], Kom-ponenty i Tekhnologii [Components and Technologies], 2007, No. 71, pp. 112-115.

17. Balagura A. S., Kochev A. V. Pokazateli nadezhnosti akkumulyatornyh batarej tyagovogo podvizhnogo sostava [Indicators of reliability of traction rolling stock storage batteries], Sbornik nauchnyh trudov DonIZHT [Collection of scientific works DonIZHT], 2016, No. 41, pp. 61-65.

18. Smetankin G. P., Burdyugov A. S., Plohova T. V. Uskorennyj zaryad germetichnyh nikel'-kadmievyh akkumulyatornyh batarej asimmetrichnym tokom i ego vliyanie na resurs [Accelerated charging of sealed nickel-cadmium batteries with asymmetric current and its effect on resource], Elektrohimicheskaya energetika [Electrochemical power engineering], 2012, Vol. 1, pp. 25-32.

19. Inshakov A. P., Fedotov Yu. B., Desyaev S. S., Bajkov D. V. Problema monitoringa i balansirovki akkumulyatornyh batarej transportnyh sredstv [The problem of monitoring and balancing vehicle batteries], Vestnik MGU [Moscow University Bulletin], 2016, Vol. 21, No. 1, pp. 41-49.

20. Helling F., Glück J., Singer A., Pfisterer H., Weyh T. The AC battery - A novel approach for integrating batteries into AC systems, Electrical Power and Energy Systems, 2019, No. 104, pp. 150-158.

21. Bednarskij V. V., Lajko D. V., Revyako S. I. Povyshenie nadyozhnosti svincovyh akkumulyatorov sel'skohozyajstvennyh mashin [Improving the reliability of agricultural machinery lead-acid batteries], Advanced Engineering Research, 2018, No 1, pp. 110-117.

22. Duving V. G., Kazarinov I. A., Burashnikova M. M. Ustrojstvo dlya zaryada sul'fatirovannogo svin-covo-kislotnogo akkumulyatora impul'snym asimmetrichnym tokom [A device for charging a sulfated lead-acid battery with an asymmetric pulse current], Elektrohimicheskaya energetika [Electrochemical power engineering], 2012, No 1, pp.21-24.

23. Inshakov A. P., Fedotov Yu. B., Desyaev S. S., Bajkov D. V. Problema monitoringa i balansirovki akkumulyatornyh batarej transportnyh sredstv [The problem of monitoring and balancing vehicle batteries], Vestnik MGU [Bulletin MSU], 2016, No 1, pp. 40-49.

The article was submitted 11.01.2021, accept for publication 8.02.2021.

Information about the author: BAKIROV SERGEY MUDARISOVICH,

Dr. Sci.. (Engineering), associate professor of the chair «Engineering physics, electrical and electrotechnology»

Address: Saratov State Vavilov Agrarian University, 410056, Saratov, Sovetskaya street, 60

E-mail: [email protected]

Spin-code: 4834-8429

ISHCHENKO ANTON PAVLOVICH,

postgraduate student

postgraduate student of «Engineering physics, electrical and electrotechnology» Address: Saratov State Vavilov Agrarian University, 410056, Saratov, Sovetskaya street, 60 E-mail: [email protected] Spin-code: 3748-2808

Contribution of the authors: Sergey M. Bakirov: scientific guidance, analysis and addition of the article text.

Anton P. Ishchenko: writing the final version of the text, search for analytical materials in Russian and international sources.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.