- расширение программы субсидиарной поддержки для организаций на разработку цифровых платформ и программных продуктов с целью дальнейшего внедрения на предприятиях добывающей промышленности, благодаря чему увеличится рынок сбыта цифровых технологий и привлекутся новые участники.
Таким образом, многие компании используют цифровые каналы для связи с клиентами, продажи продуктов и услуг, а также установления контактов с партнерами и поставщиками. Понимая цифровую экономику, предприниматели могут выявлять новые возможности для бизнеса и разрабатывать стратегии для достижения успеха в этой быстро меняющейся среде. Более того, цифровая экономика характеризуется инновациями и быстрыми изменениями. Предприниматели, которые могут идти в ногу с данными разработками, адаптируясь к новым технологиям и бизнес-моделям, с большей вероятностью добьются успеха в этой среде.
Источники:
1. 21 преимущество и недостатка цифровых технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yocover.com/advantages-and-disadvantages-of-digital-technology (дата обращения: 01.03.2023).
2. Данилкина Ю.В. Использование цифровых технологий в принятии управленческих решений / Ю.В. Данилкина // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С.69-73.
3. Иремадзе Э.О. Информационные технологии в управлении / Э.О. Иремадзе // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 3 (67). С.32-36.
4. Одинцов Б.Е. Современные информационные технологии в управлении экономической деятельностью (теория и практика): учеб пособие / Б.Е. Одинцов. М.: Инфра-М, 2023. 373 с.
5. Пантелеева А.П. Совершенствование экономического анализа и операционной аналитики в процессе внедрения технологий цифровой экономики / А.П. Пантелеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. N° 2. С.200-209
6. Пашук Н.Р. Влияние цифровизации на принятие управленческих решений / Н.Р. Пашук // Фундаментальные исследования. 2022. № 8. С.100-107.
2. Развитие предпринимательства: концепции, цифровые техологии, эффективная система: монография / Под ред. М.А. Эскиндарова. М.: Дашков и К, 2020. 605 с.
3. Смирнов Э.А. Управленческие решения: учебник / Э.А. Смирнов. М.: Инфра-М, 2022. 362 с.
4. Цифровизация: практические рекомендации по переводу бизнеса на цифровые технологии / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 252 с.
5. Экономический анализ в условиях цифровизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edrj.ru/article/10-12-22 (дата обращения: 01.03.2023).
EDN: TQTWMN
О.В. Тахумова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.V. Takhumova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
M.C. Косян - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.S. Kosyan - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia; Д.Д. Емельянов - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.D. Emelyanov - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ANALYSIS OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. В статье проанализированы основные направления экономического развития агропромышленного комплекса Краснодарского края в условиях влияния глобальных экономических факторов и внешних экономических санкций; раскрыты особенности развития АПК края, его состав, роль в обеспечении импортозамещения и продовольственной безопасности, основные направления отрасли, структура АПК, уровень экономического развития. В исследовании проанализированы производственные показатели АПК края, показан состав крупный производитель по ряду сельскохозяйственной продукции, удерживающий лидерские позиции по объемам производства Краснодарского края и уровень реакции на внешние и внутренние вызовы с целью решения данных проблем. В работе проведена оценка государственной поддержки АПК края в целях устойчивого экономического развития и преодоления кризисных моментов, проанализирован объем сельскохозяйственной продукции региона, финансирование программы инвестиционной поддержки, основные тренды Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края в сфере АПК и краевой программы поддержки отрасли, доказан устойчивый рост экономического состояния АПК края на основе экономических показателей, раскрыты проблемы развития аграрного производства и пути их преодоления.
Abstrakt. The article analyzes the main directions of economic development of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory under the influence of global economic factors and external economic sanctions; reveals the features of the development of the agro-industrial complex of the region, its composition, role in ensuring import substitution and food security, the main directions of the industry, the structure of the agro-industrial complex, the level of economic development. The study analyzes the production indicators of the agro-industrial complex of the region, shows the composition of a large producer for a number of agricultural products, holding a leading position in terms of production volumes of PCs of the Krasnodar Territory and the level of response to external and internal challenges in order to solve these problems. The study analyzes the state support of the agro-industrial complex of the region for sustainable economic development and overcoming crisis moments, analyzes the volume of agricultural products of the region, financing of the investment support program, the main trends of the Strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory in the field of agriculture and the regional program of support of the agro-industrial complex, proves the steady growth of the economic condition of the agro-industrial complex of the region on the basis of economic indicators, disclosed problems of agro-industrial complex development and ways to overcome them.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, инновации, инвестиции, логистика, объем производства сельскохозяйственной продукции, отрасли сельского хозяйства.
Keywords: agro-industrial complex, innovations, investments, logistics, agricultural production volume, agricultural industries.
Актуальность исследования обусловлена тем, что экономическое развитие агропромышленного комплекса (далее - АПК) является приоритетным направлением национального социально-экономического развития. АПК в целом является отраслью, деятельность которой находится в зоне рисков природного и климатического характера. Экономический анализ развития аграрного производства является важным для того, чтобы разработать приоритеты конкурентоспособности развития отрасли на мировом рынке. На данном этапе развития АПК функционирует в условиях глобальных процессов в экономических системах. Современная глобальная экономика выступает объединяющим фактором, при которой повышается взаимодействие и взаимозависимость между субъектами, размещенных на различных территориях, в различных хозяйственных сферах. Глобализация экономической системы приводит к качественным изменениям, которые способствуют либерализации внешнеэкономических связей, формированию международного рынка труда, уменьшения барьеров между пересечением государственных границ. Формируется единое мировое экономическое пространство, которое приводит к тому, что в нем задействованы все субъекты современного мирового хозяйства, противоречия между которыми обостряются. Практически нет ни одной сферы деятельности, которую не затронула бы в настоящий момент глобализация экономики. Современная экономика действуют в условиях мирового информационного общества, в котором активизируются взаимосвязи между участниками рынка, возникают новые условия организации инновационной деятельности и выхода на международные рынки. При этом усиливается уровень интеграции и концентрация капитала. Для экономического состояния АПК глобальные процессы проявляются в расширении возможностей для сбыта продукции, но также и в условиях появления на национальном рынке сельскохозяйственной продукции импортного производства по более низким ценам.
Актуальность исследования определена также и тем, что сельскохозяйственная отрасль будучи основой для экономического роста национальной экономики в целом, остается в большинстве случаев не получателем дотаций, а их источником. Вместе с тем проблематика исследования обусловлена тем, что уровень производства в АПК часто не может обеспечить процессы внедрения новых технологий и модернизации, требует государственной поддержки в целях устойчивого экономического развития. Уровень производства большинства предприятий сферы АПК находится на том уровне, который осложняет модернизацию производства и внедрение инноваций. Государственное регулирование деятельности является важным для организации экономической деятельности субъектов хозяйственных отношений в целях предотвращения кризисов и иных экономических деформаций. Государство использует различные методы экономического и административного прямого и косвенного регулирования в целях достижения устойчивого экономического развития АПК, повышения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. В пределах проблемного поля данного исследования проведено изучение уровня экономического развития регионального АПК Краснодарского края и анализ государственной поддержки уровня экономического развития краевого АПК.
Агропромышленный комплекс России в целом - это основное звено в обеспечении импортозамещения и продовольственной безопасности государства, которое может быть обеспечено в условиях высоких темпов роста и повышения эффективности деятельности. Темпы развития сельского хозяйства определяют развитие как промышленной, так и социальной сферы страны. Структура АПК представлена на рисунке 1:
Агропромышленный комплекс
1 1 1 1
сельекохочяйсj вен ные предприятия перерабывающне предприятия создание средств производства материальных ресурсов логистика и инфраструктура
Рисунок 1 - Структура агропромышленного комплекса
Серьезное влияние факторов внешнего давления и санкций является одновременное и сдерживающим фактором, и фактором развития. Имеющие в своей основе международные политические взаимоотношения, внешние санкции ограничивают развитие сельского хозяйства. На развитие АПК влияют финансовые санкции (блокировка валютных резервов России на зарубежных счетах, закрытие сегментов рынка капитала, отсутствие возможности работы с платежной системой SWIFT из-за отключения части банков от системы, приостановка деятельности платежных систем Visa и Mastercard). Предприятия АПК потеряли возможности взаимодействовать с зарубежными партнерами. Возникли торговые и логистические проблемы, обусловленные тем, что некоторые транспортные и логистические компании прекратили деятельность на территории РФ, что приводит к нарушению сроков доставок комплектующих деталей и товаров. Возникает необходимость поиска новых партнеров и рынков сбыта. Влияние макроэкономических показателей на развитие АПК в современных условиях можно отразить в виде схемы (рисунок 2).
Данные макроэкономические факторы являются теми, что существенно влияют на развитие новых направлений в экономической деятельности АПК: внедрение инновационных технологий, повышение уровня инвестиционных проектов, повышение конкурентоспособности АПК.
основные проблемы отрасли АПК в условиях внешних санкций
I
изменение логистических цепочек снижение уровня взаимодействия с зарубежными партнерами проблемы с поставкой комплектующих для технических средств и производственных линий
Рисунок 2 - Проблемы АПК в условиях санкций
Российские сельхозпредприятия в целом находятся в активном развитии, что является результатом оперативных мер поддержки АПК со стороны государства. В начале 2022 года РФ заняла пятое место по величине добавленной стоимости в мировом рейтинге (4,4 трлн рублей), а также занимает седьмое место по объему инвестиций в АПК. Показатели развития отрасли представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели развития АПК РФ
Показатель 2019 2020 2021
Объем продаж по отрасли, млрд руб. 5801,40 6110,80 7572,3
Инвестиции в основной капитал АПК, млрд руб. 844,2 855,9 769,3
Рентабельность активов 4,7 6,1 6,6
Доля в валовом внутреннем продукте (ВВП), % 3,4 3,6 4,5
Проанализируем уровень экономического развития АПК Краснодарского края и уровень реакции на внешние и внутренние вызовы с целью решения данных проблем. Для анализа экономического развития АПК основными аналитическими показателями являются следующие:
- влияние макроэкономических показателей на развитие отрасли;
- влияние внутренних экономических факторов на развитие АПК;
- эффективность использования ресурсов развития: земельных ресурсов, трудовых ресурсов, анализ использования основных средств, финансовые результаты деятельности;
- внедрение инновационных технологий в АПК;
- создание конкурентных преимуществ, повышение конкурентоспособности и т.д.
Краевой АПК Краснодарского края - это ключевой элемент национального аграрного комплекса, лидер в сфере сельского хозяйства на федеральном уровне. Это самый крупный производитель по ряду сельскохозяйственной продукции, удерживающий лидерские позиции по объемам производства зерна, плодов и ягод, сахарной свеклы, плодов и ягод, при этом по производству грибов и винограда - у края второе место, по производству молока - третье место, по производству скота и птицы на убой (в живом весе) входит в пятерку лидеров [7]. По данным Краснодарстата, посевная площадь края в 2022 году составила 3745,2 тыс. гектаров. По данным Красно-дарстата, посевные площади сельскохозяйственных культур в 2022 году составили чуть меньшие показатели по сравнению с 2021 годом в отношении пшеницы и озимых (95,3 %), кукурузы (97,7 %), при этом рост посевных площадей составил 116,5 % технических культур по сравнению с 2021 г., 101% - картофеля и овощебахчевых культур. Край входит в состав лидеров регионов по экспорту зерна [7].
По итогам 2022 года объем производства сельхозпродукции в крае увеличился почти на 10 % по сравнению с 2021 годом и составил 15,5 млн тонн (рисунок 3).
Объем производства сельхозпродукции в Краснодарском крае
1|1!Ш
■ 2022 Ю-!, Ь£ЭТЬ 104,90« 121,90% 10Ё.70Й. 119,НКЙ
Рисунок 3 - Объем производства сельхозпродукции в Краснодарском крае
Пшеницы собрано - 10,6 млн тонн, подсолнечника на зерно - 1,3 млн тонн, сахарной свеклы - 10,8 млн тонн, картофеля - 457,5 тыс тонн, овощей закрытого и открытого грунта - 822,6 тыс. тонн [7].
На Кубани ежегодно производится более 1 млн тонн сахара-песка, около 500 тыс. тонн масла растительного и 900 млн условных банок плодоовощных консервов, более 300 тыс. тонн круп. Всего вырабатывается свыше 2,5 тыс. наименований продовольственных товаров [7].
Рисунок 3 - Удельный вес производства Краснодарского края в сфере АПК РФ
Таким образом, в Краснодарском крае сформирован высокий уровень условия для развития АПК края, основанный на уникальных природных ресурсах и климатических особенностях, а также исторически сложившихся и разработанных разнообразных формах организации хозяйствования: коллективные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, корпорации, группы компаний. К наиболее развитым отраслям перерабатывающего сельскохозяйственного производства относятся следующие (рисунок 4) [7].
отрасли перерабатывающего сельскохозяйственного производства
масложир
овая (более 40 предприят нй)
плодовоов ощеконсе
рвиая (почта 1,4 млрд банок ежегодно)
1
мукомоль
бная (10 сахарная
крупнейш (16
их сахарных
предприят заводов)
ий края)
винодельч еская (86 предприят ий и 14?
КФХ
иивовов аренная (3 млн декалит ров пива)
мясоперер абатываю щая (14 крупных и средних предприят ий)
Рисунок 4 - Отрасли перерабатывающего сельскохозяйственного производства
Динамика экономического развития предполагает инновационную систему процессов интенсивных инноваций, определяющих экономический подъем. Экономическое развитие АПК края является приоритетным направлением государственной социально-экономической политики. На уровне региона реализуется Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края, в которой сформулированы основные стратегические приоритеты поддержки экономики АПК.
Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края является основным механизмом стратегического планирования и экономического развития АПК. В Стратегии на основании методов математического моделирования и анализа практического материала разработаны прогнозные сценарии и сформирована система экономико-математических моделей, взаимосвязанных между собой на уровне социально-экономического развития территории. Основными мероприятиями являются:
- формирование бренда территории,
- реализация механизмов маркетинга территории,
- поддержка инновационных проектов,
- формирование умного и экологизированного агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность страны;
- создание уникальных кубанских продуктов,
- создание лучших условий для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки,
- создание конкурентоспособных отраслей и продуктов,
- приоритет местных компаний на рынке,
- повышение уровня производительности труда,
- развитие логистических цепочек и транспортных магистралей, в том числе, товарно-транспортно-логи-стических комплексов.
Эффективная деятельность по управлению территорией определяется грамотной и успешной организацией системы управления, ключевым механизмом которой является выстраивание маркетинговых коммуникаций. В условиях системных трансформаций экономической ситуации необходима реализация инновационного подхода к управлению маркетингом территорий. Реализация механизмов маркетинга территории предусмотрена в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края. Основными элементами комплекса маркетинга территории в соответствии с концепцией традиционного маркетинга являются цена, продукт, продвижение и распределение (рисунок 5) [4].
В рамках Стратегии реализуется строительство новых аэровокзальных комплексов аэропортов Краснодар (Пашковский) и Геленджик; развитие порта Тамань; развитие морской портовой инфраструктуры морских портов Азово-Черноморского бассейна и др. Реализуются проекты по созданию логистических хабов и транспортных комплексов: центральная экономическая зона с высоким уровнем транспортной доступности с развитым АПК в формате многоступенчатой сельскохозяйственной переработки (транспортно-логистическая и экономическая основа «Краснодарского пояса»). В Восточной экономической зоне формируется территория инновационного транспортного и промышленного потенциала [2].
Рисунок 5 - Элементы комплекса территориального маркетинга Механизмы экономической поддержки АПК Краснодарского края представлены на рисунке 6 [1].
Рисунок 6 - Механизмы экономической поддержки развития АПК Краснодарского края
Механизмы реализации экономической поддержки АПК края реализуются через государственную программу Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия».
Государственная программа определяет основные задачи развития сельского хозяйства [2] (рисунок 7).
Рисунок 7 - Задачи государственной программы Краснодарского края по развитию АПК
К основным механизмам господдержки АПК относятся следующие:
- повышение уровня объема кредитования на модернизацию производства;
- цифровые технологии в сфере производства и управления;
- инфраструктурное развитие;
- селекция и производство конкурентоспособных сортов сельхозкультур;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
- поддержка МСП в сфере АПК;
- научно-исследовательская деятельность в сфере АПК [2].
Важным направлением экономического развития АПК края является реализация стратегических проектов по повышению инвестиционной привлекательности сельхозпредприятий края. В рамках подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» производится повышение уровня введения в действие новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе (рисунок 8) [2].
В целом, в Краснодарском крае фиксируется активный рост инвестиций в основной капитал, увеличивается база для собственных доходов. Показатель темпов прироста инвестиций планируется на уровне 5,4 % в 2023 году.
Важное значение придается повышению конкурентоспособности предприятий АПК. В связи с этим стратегическим направлением в развитии экономики в сфере АПК края является маркетинг территории и создание неповторимых, единственных видов торговых марок сельскохозяйственных продуктов, которые станут марочным капиталом и брендом территории. Поиск конкурентных преимуществ формирует создание основной компетенции, с источниками конкурентного преимущества, применимости к различным видам сбыта, создание уникального продукта. Для этого реализуются проекты по разработке дизайна продукции, созданию уникальных рецептов, продвижения товаров и выхода на новые рынки [5].
Финансирование подпрограммы "Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК"
6278568,8
II
_Ц_| ■ общая сумма финансирования 6278568,8
■ федеральный бюджет 5604141,7
■ краевой бюджет 674427,1
Рисунок 8 - Финансирование подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК»
Для хозяйств края характерно повышение экономического уровня развития через реализацию инновационных наукоемких технологий в сотрудничестве с научными организациями края. Так, в ряде хозяйств реализуется инновационный проект повышения экономической эффективности растениеводства через работу спутниковых цифровых технологий. Так внедряются технологи точного земледелия, в основе которых - использование специализированного программного обеспечения, снимков из космоса, показателей агрохимического обследования полей через датчики на сельхозтехнике. Ожидаемый экономический эффект - повышение урожайности зерновых на 3-5 центнер с одного гектара при одновременном сокращении издержек на 5-10 %. Проект «Биологи-зированная технология выращивания кукурузы на зерно, обеспечивающая получение конкурентоспособной продукции и сохранение окружающей среды» обеспечивает воспроизводство плодородия пахотных земель. Экономический эффект - повышение урожайности кукурузы до 6,6 т/га. Проект апробирован в крупных АО и КФХ Динского, Брюховецкого, Выселковского, Ленинградского, Каневского, Приморско-Ахтарского и Кущевского районов Краснодарского края. Экономический эффект проекта «Новый способ повышения урожая и качества плодов яблони при использовании органической системы выращивания» увеличивает количество урожая и размер плодов через препарат нового поколения «Хелат Налив», повышает в яблоках элементы антиоксидантной системы [8].
Повышение уровня производительности труда является важным показателем высокого экономического уровня сельхозпредприятия. Производительность труда складывается из трудоемкости и выработки (рисунок 9) [6].
Рисунок 9 - Состав производительности труда
Важным фактором снижения затрат на труд является внедрение технологий бережливого производства. Эффективность труда складывается из сокращения трудозатрат при таком же уровне объема произведенной продукции. В Краснодарском крае внедряются элементы бережливого производства в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Экономический анализ АПК Краснодарского края показал устойчивое развитие сферы АПК, которое позволяет удерживать лидирующие позиции отрасли на федеральном уровне и выполнять важную роль в обеспечении импортозамещения и продовольственной безопасности. Вместе с тем фиксируются внутренние проблемы, которые осложняют модернизацию сельскохозяйственного производства и внедрение инноваций: уровень развития материально-технической базы, экстенсивный способ развития производства, недостаточный уровень нормативно-правовой базы.
Экономическая устойчивость АПК края обеспечивается на уровне государственной поддержки. Основные меры господдержки определены на уровне Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края и краевой государственной программы по поддержке АПК. Приоритетами программ является повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства и реализация инновационных и наукоемких проектов.
Источники:
1. Национальный проект «Мой бизнес» // https://мойбизнес.рф/project.
2. Закон Краснодарского края о стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года от 21 декабря 2018 года № 3930-кз // https://www.economy.gov.ru/material/file/e4e8b9ddede078a93f60f5e7a08fce28/krasnodar.pdf
3. Государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Электронный ресурс: https://newmsh.krasnodar.ru/ activity/gospodderzhka/ gosudarstvennye-programmy/121543 4.
4. Арженовский И.В. Маркетинг регионов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
5. Бутов В.И., Игнатов Г.В., Кетова Н.П. Основы региональной экономики : учеб. пособие. М.; Ростов на/Д, 2000.
6. Курнышева И. Р. Особенности человеческого капитала российской экономики в конкурентном мире. М.: Синергия, 2018.
7. Краснодарский край в цифрах: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2022.
8. Научные проекты в сфере АПК // Электронный доступ: https://msh.krasnodar.ru/deyatelnost/activities/nauka-apk/ekonomika-apk/kreimer-tenekov/.
EDN: TQXVQL
А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.A. Khramchenko - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.В. Качур - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.V. Kachur - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia; Д.А. Спаниди - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрныйуни-верситет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.A. Spanidi - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА IMPACT OF THE CORONAVIRUS INFECTION ON SMALL AND MEDIUM sized BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION. STATE SUPPORT MEASURES FOR ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. Пандемия внесла масштабные изменения во многие общественные сферы, в том числе и экономическую. Больше всего коронавирус затронул деятельность небольших предприятий из-за уязвимого характера, что привело к банкротству и снижению деловой активности многочисленного числа организаций в России. Актуальность данной работы состоит в том, что МСП является приоритетным направлением развития национальной экономики нашей страны, именно из-за этого государство пытается стабилизировать положение малого бизнеса в столь сложной ситуации и ищет пути выхода из кризисного периода. В данной статье рассматривается воздействие коронавируса на малое и среднее предпринимательство, меры государственной поддержки, оказанные в период пандемии, их эффективность, а также дальнейшие пути развития небольших предприятий и организаций. Кроме того, был проведен анализ изменения количества предприятий, показателей безработицы, а также рассмотрена динамика деловой активности организаций.
Abstract. The pandemic caused widespread changes in many public spheres, including the economy. The coronavirus has affected the activities of small businesses the most because of its vulnerable nature, leading to bankruptcy and a decline in business activity for a large number of organisations in Russia. The relevance of this paper is that SMEs are a priority for the development of our country's national economy, which is why the government is trying to stabilise small businesses in such a difficult situation and looking for ways out of the crisis period. This article examines the impact of the coronavirus on small and medium-sized enterprises, the state support measures provided during the pandemic, their effectiveness, and the way forward for small businesses and organisations. In addition, changes in the number of enterprises, unemployment rates and the dynamics of business activity of organisations have been analysed.
Ключевые слова: безработица, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, индекс RSBI, ликвидность, платёжеспособность, финансовая устойчивость.
Keywords: unemployment, small and medium-sized enterprises, state support, RSBI index, liquidity, solvency, financial
stability.
Иногда в мире происходят непрогнозируемые события, коренным образом влияющие на все сферы общественной жизни, в том числе и на экономическую. Вирус COVID-19 в большей степени затронул сектор малого и среднего бизнеса (МСБ), так как он является наиболее уязвимым из-за ограниченного запаса капитала, недостатка финансирования, квалифицированных кадров и т.д. Малое и среднее предпринимательство столкнулось с такими реальными проблемами, как: падение спроса на производимую и реализуемую продукцию, нарушение логистических цепочек, необходимость в сокращении штата сотрудников из-за нехватки денежных средств, а также рост долговых обязательств. В связи с этими обстоятельствами убыточные предприятия вынуждены были закрыться, а те, которые ограничивали количество производимых товаров и услуг, столкнулись с уменьшением объёма продаж [12].
Согласно опросу, проводимого аппаратом уполномоченного при президенте РФ по защите прав потребителей, основными сферами, которые столкнулись с падением спроса, являются:
1. Туризм и гостиничный бизнес. В целях предотвращения распространения вируса власти государств были вынуждены уменьшить поток людей, желающих посетить другие страны, путём сокращения количества международных рейсов. Эта отрасль была серьезно настроена против COVID-19, повлекшая за собой задержку движения, закрытие границ. В связи с этим, большинство компаний сократили свою активность или закрыли полностью.