Научная статья на тему 'Анализ эффективности решения задачи n тел на различных вычислительных архитектурах'

Анализ эффективности решения задачи n тел на различных вычислительных архитектурах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
499
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧА N ТЕЛ / ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССОРЫ / ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРЫ / N-BODY SIMULATION / GRAPHICS PROCESSORS / GPU / PARALLEL PROGRAMMING / COMPUTATIONAL ARCHITECTURES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Адинец А. В.

Рассматриваются реализации решения задачи N тел на различных вычислительных архитектурах: графических процессорах AMD и NVidia, процессорах CELL, многоядерных процессорах, кластерных системах. Для реализации используются технологии C$, SPU-C++, SSE, OpenMP, MPI, а также их комбинации. Для различных архитектур наблюдается различие производительности тривиальной и оптимизированной версий в 5 10 раз. Также показывается, что повышение производительности на разных архитектурах достигается использованием одних и тех же или сходных оптимизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Адинец А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING THE EFFICIENCY OF N-BODY SIMULATIONS ON DIFFERENT COMPUTATIONAL ARCHITECTURES

N-body simulation is the process of modeling the behavior of a system of particles with long-distance interactions between them. Different variants of such simulation are used in astronomy and molecular dynamics, where particles interact by means of gravitational and molecular forces, respectively. N-body simulation has a very large computational complexity, because O(N2) interactions needs to be computed for a system of N particles at each simulation step. Parallel computations and supercomputers are therefore required for such simulation. In this paper, a variety of architectures are used for N-body simulations: AMD and NVidia graphics processors, CELL and multicore processors, computer clusters. Programming tools used are C$, C++, SPU-C++, SSE, OpenMP, MPI and their combinations. For all architectures, the difference of 5-10 times between a trivial and an optimized version is observed. It is also demonstrated that similar optimizations can be used on different architectures in order to increase performance.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности решения задачи n тел на различных вычислительных архитектурах»

Информационные технологии Вестник Hижeroрoдcкoro университета им. Н.И. Лобачевского1 2009, № 5, с. 219-229

УДК 519.688

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ N ТЕЛ НА РАЗЛИЧНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРАХ*

© 2009 г. А.В. Адинец

Научно-исследовательский вычислительный центр Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова

[email protected]

Поступила в редакцию 28.04.2009

Рассматриваются реализации решения задачи N тел на различных вычислительных архитектурах: графических процессорах AMD и NVidia, процессорах CELL, многоядерных процессорах, кластерных системах. Для реализации используются технологии C$, SPU-C++, SSE, OpenMP, MPI, а также их комбинации. Для различных архитектур наблюдается различие производительности тривиальной и оптимизированной версий в 5 - 10 раз. Также показывается, что повышение производительности на разных архитектурах достигается использованием одних и тех же или сходных оптимизаций.

Ключевые слова: задача N тел, графические процессоры, параллельное программирование, вычислительные архитектуры.

Введение

Задача N тел является задачей расчета эволюции поведения системы из N тел, которые взаимодействуют при помощи некоторых сил [1]. Эта задача возникает при численном моделировании процессов в различных областях науки: молекулярной динамике, астрономии, жидкостной динамике, электростатике. При этом силы, действующие между частицами в модели, как правило, имеют дальнодействую-щий характер. Если количество частиц N, то количество взаимодействий между ними, которые необходимо учитывать, растет как O(N2). Это обусловливает высокую вычислительную сложность задачи.

Помимо тривиального алгоритма взаимодействия, существуют различные приближенные схемы [2]. В среднем они позволяют снизить сложность с O(N2) до O(N log N) или даже O(N), однако имеют худшие показатели точности. Не для всех имеются оценки ошибки сверху. Более того, для расчета взаимодействия в скоплениях близко расположенных частиц часть этих методов все равно использует взаимодействие типа «каждый с каждым» внутри скопления. А поскольку общее число частиц может быть достаточно большим, размер среднего скопления также оказывается большим. Что также требует

* Статья рекомендована к печати программным комитетом Международной научной конференции «Параллельные вычислительные технологии 2009» (http:// agora.guru.ru/pavt).

много вычислительных ресурсов для расчета O(N2) взаимодействий, где N в этом случае является размером скопления.

Таким образом, для решения задачи N тел в любом случае требуются большие вычислительные ресурсы. В настоящее время существует целый ряд высокопроизводительных вычислительных архитектур. Прежде всего, это традиционные центральные процессоры, а также построенные на их основе вычислительные кластеры. Далее идут системы на основе процессоров CELL BE [3], а также графические процессоры [4]. Наконец, для решения задачи N тел, взаимодействующих по гравитационному закону Ньютона, созданы специальные аппаратные решения, к примеру семейство систем GRAPE

[5].

Данная статья рассматривает реализацию наиболее ресурсоемкой части задачи N тел -расчета взаимодействия частиц «каждый с каждым» - на различных современных вычислительных архитектурах. Для каждой архитектуры рассматривается несколько реализаций, от самой простой к более эффективной, с указанием используемых оптимизаций. Анализируются факторы, влияющие на производительность.

Задача N тел позволяет также оценить эффективность компилятора для данной архитектуры на вычислительно емких, но нетривиальных задачах. Для различных архитектур проводится сравнение эффективности решения на них данной задачи.

Данная статья организована следующим образом. В разделе 1 дается математическая фор-

мулировка задачи N тел и краткий обзор методов ее решения. В разделе 2 приводится описание и сравнение современных вычислительных архитектур: графических процессоров, процессора CELL, а также обычных процессоров и кластерных систем на их основе. В разделе 3 для каждой из архитектур рассматриваются особенности реализации вычислительного ядра задачи N тел и оптимизации, применяемые программистом или компилятором. В разделе 4 приводятся результаты вычислительных экспериментов. При этом сравниваются оптимизированные и неоптимизированные версии программы для одной и той же архитектуры, обсуждается эффективность решения данной задачи. В заключении кратко суммируются основные результаты статьи.

1. Задача N тел

В задаче N тел взаимодействие вычисляется отдельно между парами частиц, а сила, действующая на каждую частицу (i-частицу) является суммой вкладов отдельных частиц (j-частиц), которые на нее действуют. Каждая частица характеризуется набором параметров, таких как масса или заряд. Кроме того, каждая частица характеризуется скоростью vi и положением ri. Задачей ядра вычисления взаимодействия является расчет ускорения, которые частица получает в результате влияния на нее других частиц:

1 N =-1 Z f

w>

(1)

' j=i,j*i

где f,i - сила, с которой /'-частица действует на

/-частицу. При этом сила взаимодействия двух частиц вычисляется по некоторому закону и зависит, вообще говоря, от их взаимного положения, скорости, а также характеристик частиц. Примеры потенциалов взаимодействия приведены в [1]. Для гравитационного взаимодействия, на основании формулы (1), имеем:

-(rj- ri)-

(2)

/=и* |Г, - г,.|

Непосредственные вычисления по формуле (2) являются достаточно ресурсоемкими: для N частиц объем вычислений растет как О(^). Поэтому помимо прямых методов для эффективного моделирования используются и более сложные схемы, позволяющие сократить объем вычислений.

Прямые схемы [6] для интегрирования обычно используют схему Эрмита, которая

требует вычисления не только ускорения, но и его производной по времени. Для каждой частицы поддерживается собственное значение времени и шага по времени, которое округляется до ближайшего значения на дискретной сетке, обычно экспоненциальной. В качестве шага по времени берется минимальный шаг из всех частиц. При этом положение и скорость обновляются только для тех частиц, для которых настало время, т.е. текущее время равно их шагу по времени плюс время частицы.

Древовидные схемы [7] позволяют сократить сложность вычислений до O(N log N). В этом случае влияние дальних групп тел вычисляется приближенно как взаимодействие с центром масс. Точность такой схемы оказывается ниже, и для некоторых реальных астрономических конфигураций ее использование может привести к неограниченным ошибкам в симуляции. Более того, при использовании данной схемы требуется вычислять взаимодействие между группами частиц, число которых может быть достаточно большим.

Мультипольные схемы [2] обладают ограниченной масштабируемостью при реализации на параллельных архитектурах. Сеточные методы, решающие уравнение Пуассона на сетке при помощи преобразования Фурье, требуют использования адаптивных сеток для достижения эффективности.

Анализ эффективности решения задачи N тел ранее проводился на различных вычислительных архитектурах. Рассматривались традиционные процессоры [8], кластеры на их основе [9] и графические процессоры [10, 11]. Публикации по использованию процессора CELL BE для решения гравитационной задачи N тел автору статьи неизвестны. Однако кластер Roadrunner на базе процессоров CELL использовался для моделирования межмолекулярного взаимодействия с короткодействующим потенциалом [12]. Помимо этого, автору неизвестны работы, где проводилось бы сравнение реализации задачи N тел на достаточно большом количестве архитектур.

2. Целевые архитектуры и средства программирования

2.1. Графические процессоры. Современные графические процессорные устройства (ГПУ) [4] в настоящее время активно используются для решения ресурсоемких задач. Соответствующее направление получило название общих вычислений на ГПУ (ОВГПУ, калька с англ. GPGPU - General Purpose GPU). Основными

a

m

a

3

причинами этого является их высокая производительность [13, 14] и высокая доступность, а также лучшие показатели энергетической эффективности и стоимости по сравнению с традиционными архитектурами.

В настоящее время существуют два основных производителя ГПУ для общих вычислений: компании AMD и №УМіа. ГПУ этих производителей, хотя и отличаются в деталях, и используют различные технологии программирования, имеют сходную архитектуру. Общая схема архитектуры современных ГПУ и их места в видеокарте, плате приведена на рис. 1. Основными вычислительными устройствами ГПУ являются потоковые процессоры (ПП). Их система команд включает арифметические операции с целыми и вещественными числами, а также команды асинхронного доступа к видео-ОЗУ, ОЗУ ГПУ. При вычислениях на ГПУ все ПП исполняют одну и ту же вычислительную программу, называемую шейдером. Программа выполняется для всех узлов некоторой целочисленной решетки, размер которой может намного превосходить число ПП на ГПУ. Один запуск шейдера на такой целочисленной решетке называется проходом. Проход запускается под управлением системы управления ГПУ, которая отвечает за загрузку программы, распределение точек целочисленной решетки между ПП и т.д. На одних ГПУ все ПП имеют один и тот же счетчик команд, на других ГПУ они объединены в группы, имеющие общий счетчик команд. Таким образом, современные ГПУ представляют собой пример архитектуры типа ОКМД с общей памятью.

Проблема дисбаланса производительности процессора и памяти на ГПУ решается при по-

мощи сокрытия задержек с использованием аппаратной многопоточности. Поток ГПУ - это исполнение шейдера для одной точки целочисленной решетки. Если один из потоков забло-кировался на доступ к памяти, система управления передает исполнение на другой поток. Поскольку контекст потока состоит только из регистров, переключение потоков осуществляется быстро.

Различия между архитектурами ГПУ разных производителей можно посмотреть, к примеру, в [15]. Там же приведен обзор средств программирования ГПУ. В качестве средства реализации на ГПУ задачи N тел выбрана система С$ [16]. Она позволяет иметь общую базу кода, для различных ГПУ, кроме того, может автоматически оптимизировать код под конкретный ГПУ. Более того, одной из целей статьи является тестирование компиляторов для различных вычислительных платформ, в том числе и компилятора C$.

2.2. Процессор CELL BE. Процессор CELL BE занимает промежуточное место между традиционными многоядерными процессорами и ГПУ. Общая схема его архитектуры приведена на рис. 2. Сам процессор состоит из набора главных и вспомогательных ядер. Главные ядра в основном выполняют управляющую функцию, хотя могут использоваться и для вычислений. Вспомогательные ядра выполняют только вычисления.

В роли главных ядер выступает PowerPC Processing Element (PPE, ППЭ - калька с английского). В роли вычислительных ядер выступают синергические процессорные элементы (СПЭ, англ. Synergistic Processing Element, SPE).

Потоковые процесоры

□□□□ □□□□ □□□□ □□□□ □□□□ □□□□ □□□□ □ □□□

□□□□ □□□□«I □□□□ □□□□ □□□□ □□□□ □□□□

□ □□□

Система управления

я

О

4j-

-гч

V

>>

го

О

о

»

К монитору

Контроллер

DVI

К ЦПУ и материнской

Интерфейс

PCI-Express

Рис.1. Общая схема современного ГПУ и его места в видеокарте и ПК

Каждый СПЭ состоит из синергического процессорного устройства (СПУ, англ. Synergistic Processing Unit, SPU) и контроллера потока памяти (КПП, англ. Memory Flow Controller, MFC). СПУ представляет собой векторный RISC-процессор, имеющий 128 регистров, каждый из которых имеет размер 128 бит. Каждый СПУ также имеет в своем распоряжении 256 кб явно адресуемой быстрой локальной памяти (ЛП).

СПУ не может напрямую обращаться к ОЗУ, это выполняется при помощи КПП. КПП является вспомогательным процессором и может

выполнять асинхронную передачу данных из ОЗУ объемами до 1б кб. Все элементы процессора CELL соединены внутренней шиной соединения элементов (англ. Element Interconnection Bus, EIB).

Для программирования CELL используется язык C/C++ с расширениями и библиотекой программирования, входящими в IBM CELL SDK [3]. В настоящее время необходимые расширения поддерживаются компиляторами gcc и IBM XLC/C++. Запуск программ на CПЭ осуществляется при помощи создания контекста CПЭ с загруженной в него программой, созда-

Рис. 1. Общая архитектура процессора CELL BE

Таблица 1

Сравнение характеристик тестовых систем

Архитектура ГПУ AMD HD 4850 ГПУ NVidia 8800GT CELL BE Intel Xeon E5472

Пиковая производительность, ГФлопс (одинарная/двойная точность) 800 / 160 340 / -- 204 / 102 96 / 48

Количество ядер 160 (ПП) 128 (ПП) 8 (СПЭ) 4(х86)

Регистров (на ядро) до 128 х float4 до б4 х float 128 x float4 16 х float4 + обычные

Система команд ядра VLIW/векторные трехадресные RISC скалярные трехадресные RISC векторные трехадресные RISC векторные + скалярные двухадресные СКС

Память на чипе L1: ~ 16 кбайт 1б кбайт явно адресуемой памяти на блок потоков 256 кбайт явно адресуемой памяти на СПУ L1: 64 кбайт данные + 64 кбайт кода L2: 12 Мбайт

Пропускная способность канала процессор - ОЗУ 108 Гбайт/с 70 Гбайт/с 25 Гбайт/с 10 Гбайт/с

Доступ к ОЗУ кэшируемый асинхронный некэшируемый асинхронный некэшируемый асинхронный кэшируемый синхронный

Место в вычислительной системе подчиненный (через PCI-E) подчиненный (через PCI-E) главный или подчиненный главный

Мощность процессора/системы, Вт 160 / 500 145 / 400 - / 217 80 / 4161

Энергетическая эффективность процессора/ системы, МФлопс/Вт 5000 / 1600 2340 / 850 - / 18402 600 / 230

*В качестве системы рассматривается кластер «СКИФ-Чебышев», в дальнейшем используемый в вычислительных экспериментах.

2В качестве системы рассматривается IBM QS22 Blade Server.

// computes pairwise acceleration

public float3 accel (float mj, float3 ri, float3 rji) { float3 dr = r j - ri; float len2 = dr.len2;

float3 a = / (len2 * sqrt (len2) + eps2) * dr;

return a;

} // end of accel()

// computes acceleration for all particles public void float3[] accelGpu() {

a = let(i) G * + accel(ms[j], fr[i], fr[j]);

} // end of accelGpu ()_______________________________________

Рис. 3. Фрагмент реализации задачи N тел на языке C$

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния отдельного POSIX-потока и последующим исполнением в нем контекста СПЭ.

2.3. Обычные центральные процессоры и кластерные системы. В качестве «обычных» процессоров выступили четырехъядерные процессоры Intel Xeon E5472 (Harpertown) [17]. Из архитектурных особенностей следует отметить многоядерность, поддержку команд Streaming SIMD Extension (SSE) [18], а также кэш-память 1-го и 2-го уровней.

Для программирования использовался язык C++ и компилятор Intel C++. Многоядерность процессора задействовалась при помощи использования технологий OpenMP при работе на одном узле и MPI при работе на кластере. Для достижения максимальной производительности технология SSE задействовалась при помощи использования встроенных функций (англ. in-trinsics) и специальных типов данных.

2.4. Сравнение различных архитектур. Сравнение характеристик различных архитектур приведено в табл. 1. ГПУ лидируют по показателям абсолютной производительности и энергетической эффективности процессора. Однако они отстают от процессора CELL по показателю энергетической эффективности системы в целом.

Также можно заметить сходство различных вычислительных архитектур. Все архитектуры, за исключением ГПУ NVidia, поддерживают векторные команды. В более новых процессорах используются трехадресные команды, в более старых - двухадресные. Для работы с векторными операндами используются регистры, содержащие четверки вещественных чисел. Заметим, что максимальная производительность на этих архитектурах может быть достигнута только за счет использования векторных команд.

Следует обратить внимание на иерархию памяти каждой из архитектур. ГПУ AMD и x64 используют кэш-память, в то время как в случае ГПУ NVidia и процессора CELL память на чипе является явно адресуемой. В процессоре CELL использование памяти на чипе обязательно, поскольку процессор не может получать доступ к данным ОЗУ напрямую. На ГПУ NVidia это необязательно, при этом программа, не использующая явно адресуемую память на чипе, будет работать медленно.

Все рассматриваемые архитектуры предоставляют возможность асинхронного доступа к ОЗУ. В случае ГПУ команды доступа к памяти являются асинхронными. В случае процессора CELL асинхронный доступ к ОЗУ осуществляется при помощи КПП, а в случае процессора x64 - при помощи команд предвыборки данных в кэш. Учет характера иерархии памяти в программе и грамотное использование асинхронного доступа позволяет повысить эффективность программы.

3. Особенности реализации алгоритма N тел для различных вычислительных архитектур

В данном разделе рассказывается об особенностях реализации алгоритма расчета ускорения по формуле (2). При этом расчет ускорения ведется в одинарной точности, поскольку расчеты с двойной точностью реализованы эффективно не на всех архитектурах.

3.1. Реализация для графических процессоров. Реализация для ГПУ выполнена с использованием языка C$. С одной стороны, он позволяет создавать высокоуровневые программы, которые будут эффективно исполняться на ГПУ различных производителей [16]. С другой стороны, язык требует записи программы в высокоуровневых терминах, так что программист лишен возможности выполнять низкоуровневые

оптимизации, которые ему доступны, к примеру, в системе CUDA [19].

Фрагмент реализации задачи N тел на ГПУ на языке C$ приведен на рис. 3. Поскольку программист в системе C$ не имеет прямого контроля над низкоуровневыми оптимизациями, программа в системе запускалась один раз с включенными и один раз с выключенными оптимизациями. При включенных оптимизациях используется развертка редукций и векторизация. Для различных ГПУ задействовалась их иерархия памяти: для ГПУ AMD использовался большой регистровый файл, для ГПУ NVidia -статическая разделяемая память.

3.2. Реализация для ЦПУ, кластерных систем и CELL. Для обычных процессоров система создано приложение командной строки, реализующее расчеты по задаче N тел с использованием схемы Эйлера для интегрирования. Тип используемых оптимизаций, количество частиц и прочие настройки передаются как параметры командной строки.

Рассматриваются следующие оптимизации:

• Использование технологии SSE;

• Использование нескольких ядер при помощи технологии OpenMP;

• Использование нескольких узлов кластера при помощи технологии MPI.

Во избежание дублирования кода обычные и SSE-версии задачи N тел для обычных процессоров реализованы при помощи общего шаблона на C++.

Основным объектом программы является решатель (Solver) задачи N тел. Он выполняет загрузку и выгрузку данных из рабочего набора, а также последовательный вызов различных шагов процедуры решения.

За представление данных во время выполнения расчета отвечает класс рабочего набора. Он определяет используемые для представления данных типы и размещение данных в оперативной памяти. За обработку данных отвечают классы-интеракторы, задачей которых является обеспечение расчета взаимодействия /-частиц с у-частицами. Каждый интерактор может работать только с одним типом рабочего набора. C другой стороны, с каждым рабочим набором может быть связано несколько типов интеракторов. Например, с обычным локальным рабочим набором может быть связан как одноядерный интерактор, так и многоядерный интерактор, использующий технологию OpenMP. Рабочие наборы и интеракторы могут быль локальными и распределенными. Первые отвечают за вычисления на одном узле, вторые - за объеди-

нение узлов в кластер и взаимодействие между узлами.

Явное использование расширения SSE реализовано при помощи встроенных функций и типов (intrinsic). Чтобы ограничить зависимость кода от низкоуровневых особенностей архитектуры, работа с четверками вещественных чисел инкапсулирована в классе qfloat. Для него реализован набор стандартных арифметических операций и элементарных функций. Используемая в архитектуре схема рабочих наборов и интеракторов позволяет иметь один и тот же код для работы как с векторными командами, так и с обычными. Более того, такая схема позволяет легко инкапсулировать и использовать новые особенности архитектуры, например 8-или 16-элементные векторные операции, которые используются в процессорах Intel Nehalem и Intel Larrabee, соответственно.

При описанном выше подходе большая часть кода, специфичная для процессора CELL, уже присутствовала в готовом виде после выполнения реализации для процессоров x64.

Для СПУ потребовалось реализовать только отдельный интерактор и код, работающий на СПУ. Специальный код для CELL потребовался ввиду особенностей работы с памятью CELL. Помимо этого, один из внутренних циклов потребовалось развернуть вручную.

4. Результаты вычислительных экспериментов

4.1. Параметры эксперимента и тестовые системы. Основной задачей вычислительных экспериментов являлось определение эффективности реализации задачи N тел на различных вычислительных архитектурах, а также факторов, влияющих на эффективность. Для каждого значения архитектуры рассматриваются разные количества взаимодействующих частиц.

В литературе по задаче N тел принято считать, что количество вещественных операций при вычислении одного взаимодействия составляет 38, при этом дается ссылка на статью [20], где впервые появляется эта цифра. В самой статье указывается, что 38 - это число, которое получается при использовании конкретной схемы аппроксимации величины обратного квадратного корня на данной архитектуре; для других архитектур цифра может быть другой. На графических процессорах, к примеру, больше подойдет цифра 24, поскольку вычисление квадратного корня или обратной величины там имеет стоимость, равную стоимости 4 обычных операций. Для нашей текущей реализации на

CELL подходящая цифра была бы 32. В данной работе для оценки производительности считается, что вычисление одного взаимодействия занимает 24 операции, вне зависимости от используемой архитектуры.

В качестве тестовых ГПУ использовались AMD HD Radeon 4850 с пиковой производительностью 800 ГФлопс и NVidia GeForce BB00GTX с пиковой производительностью 340 ГФлопс. В качестве системы на базе процессора CELL BE выступал IBM QS22 Blade Server, содержащий 2 процессора CELL в качестве основных, всего 1б CПУ. Код для процессоров x64 тестировался на кластере <^КИФ-Чебышев», узлы которого содержат по 2 4-ядерных процессора Intel Xeon E5472 с пиковой производительностью 9б ГФлопс (с одинарной точностью). В зависимости от параметров программа запускалась на отдельном ядре, узле или множестве узлов.

4.2. Вычислительные эксперименты на ГПУ.

Результаты тестов на ГПУ даны в табл. 2.

Эффективность, достигаемая на ГПУ AMD и NVidia при решении задачи N тел, позволяет говорить об эффективности используемых оптимизаций. Для ГПУ NVidia производительность C$-программы близка к производительности программы, полученной в результате ручной оптимизации, которая составляет от 200-240 ГФлопс.

В качестве оптимизаций для ГПУ AMD система выполняет векторизацию цикла по г-частицам и развертку цикла суммирования взаимодействий по j-частицам. Глубина развертки внутреннего цикла составляет 1б. Команды обращения в видеоОЗУ при этом переносятся в самое начало цикла. Для ГПУ NVidia система выполняет развертку цикла по j-частицам, а также задействует явно адресуемую память на чипе.

Включение оптимизаций C$ на обоих типах ГПУ дает повышение производительности в 510 раз по сравнению с неоптимизированным вариантом. Объясняется это тем, что C$ - достаточно высокоуровневый язык, который не дает пользователю доступа к низкоуровневым особенностям ГПУ. Поэтому их должна использовать система. Высокая достигаемая производительность свидетельствует, с другой стороны, об эффективности используемых оптимизаций для различных архитектур.

4.3. Вычислительные эксперименты на процессорах CELL. Результаты вычислительных экспериментов на процессоре CELL приведены

в таблице 3. Для каждого значения числа частиц указана производительность кода с векторизацией и без нее, на двух процессорах CELL (1б ОТЭ). Векторизация дает значительный прирост производительности по сравнению с использованием обычного кода. Для большого числа частиц может достигаться более чем 20-кратное ускорение. Такое большое значение ускорения объясняется тем, что система команд CПЭ поддерживает только векторные операции. Таким образом, использование скалярных операций влечет за собой высокие накладные расходы, которые не возникают в коде, который использует векторизацию.

В случае использования векторизации задача является ограниченной производительностью АЛУ СТЭ, а не обменом данными с памятью. Использование двойной буферизации и другие оптимизации работы с памятью, обычно рекомендуемые для процессора CELL [3], не дают значительного роста производительности.

Данная задача практически идеально масштабируется по числу CПЭ. Этот результат вполне ожидаемый, поскольку на каждой итерации элементы целевого массива данных обрабатываются независимо.

4.4. Вычислительные эксперименты на обычных ЦПУ. На обычных ЦПУ отдельно проводились эксперименты на одном узле и на кластере. Результаты экспериментов на одном узле на одном ядре процессора приведены в табл. 4, на всем узле с использованием OpenMP - в табл. 5. В табл. 4 эффективность дается в расчете на одно ядро, в табл. 5 - на весь узел. Векторизация проводилась вручную, с использованием встроенных функций SSE. Использование векторизации дает ускорение в 3.б раза, что близко к ожидаемому значению. Использование векторизации позволяет добиться примерно 50% эффективности решения задачи на ЦПУ.

Компилятор не сумел выполнить автоматическую векторизацию цикла, хотя внешний цикл не содержал зависимости по данным. Cra-рее всего, это объясняется сложностью используемого цикла: для достижения максимальной эффективности требуется выполнить векторизацию не только внутреннего цикла по j-частицам, но и внешнего.

Масштабируемость задачи на несколько ядер с использованием технологии OpenMP практически линейная, аналогично масштабируемости на большое число ядер в CELL.

На рис. 4 приведена зависимость ускорения выполнения задачи на кластере от числа используемых ядер. За основу берется произво-

Таблица 5

Результаты вычислительных экспериментов на ГПУ

ГПУ Число частиц Оптимизации Производительность, ГФлопс Эффективность, %

NVidia GeForce 88GGGTX 4G96 Нет 9.17 2.7G

NVidia GeForce 88GGGTX 32768 Нет 1G.58 3.11

NVidia GeForce 88GGGTX 32768 Да 2G9.93 61.74

NVidia GeForce 88GGGTX 11G592 Да 211.6G 62.24

AMD Radeon HD485G 4G96 Нет 113.24 14.15

AMD Radeon HD485G 32768 Нет 127.71 15.96

AMD Radeon HD485G 32768 Да 678.19 84.77

AMD Radeon HD485G 11G592 Да 716.53 89.56

Таблица 5

Производительность решения задачи N тел на процессоре CELL

Число частиц Векторизация Производительность, ГФлопс Эффективность, %

13824 Да 3.86 G.95

13824 Нет 75.38 18.48

32768 Да 3.9G G.96

32768 Нет 1G2.64 25.16

11G592 Да 3.91 G.96

11G592 Нет 1G9.13 26.75

Таблица 5

Результаты вычислительных экспериментов на x64 на одном ядре

Число частиц Векторизация Производительность Эффективность, %

27GGG Нет 3.25 13.56

27GGG Да 11.75 48.97

64GGG Нет 3.25 13.56

64GGG Да 11.75 49.GG

Таблица 5

Результаты вычислительных экспериментов на одном узле (8 ядер)

Число частиц Векторизация Производительность Эффективность, %

64GGG Нет 26.16386 13.63

64GGG Да 94.77419 49.36

125GGG Нет 26.15G14 13.62

125GGG Да 94.79G59 49.37

216GGG Нет 26.15442 13.62

216GGG Да 94.83355 49.39

дительность задачи на одном узле, т.е. на 8 ядрах. Масштабируемость снова линейная, скорость выполнения ограничена производительностью ЦПУ, а не коммуникационной среды. Эффективность решения задачи на кластере примерно такая же, как и на одном узле, и составляет 50%.

Между отдельными запусками задачи, однако, может наблюдаться разброс по времени. Связано это с используемой схемой реализации, которая чувствительна к однородности скорости работы процессоров. То есть если в системе по каким-то причинам один из процессоров оказывается «медленным», то время решения задачи становится таким же, как если бы ее решал кластер, состоящий только из таких «медленных» процессоров. Причинами замедления

могут быть неравномерность тактовой частоты, системный шум, другие задачи, работающие на том же процессоре, и т.д. При этом по мере увеличения числа используемых узлов вероятность попадания на «медленный» процессор возрастает.

4.5. Сравнение эффективности реализаций. В табл. 6 сравнивается эффективность работы задачи N тел на различных архитектурах. Можно видеть, что задача N тел с одинарной точностью наиболее эффективно решается с использованием графических процессоров. На данной задаче достигается от 60 до 90% пиковой производительности ГПУ, а реально достигаемая энергетическая эффективность достигает 1.4 ГФлопс/Вт. При этом энергетическая эф-

Рис. 4. Масштабируемость задачи N тел на кластере

Таблица 6

Эффективность решения задачи N тел на различных архитектурах

Архитектура Достигнутая производительность, ГФлопс Пиковая производительность, ГФлопс Ох п § Энергетическая эффективность, МФлопс/Вт

AMD HD4850 716.53 800 89.56 1433

NVidia 8800GTX 211.60 340 62.24 529

QS22 Blade Server 109.13 408 26.75 503

«СКИФ-Чебышев», 1 узел 94.83 192 49.39 114

«СКИФ-Чебышев», 16 узлов 1410.97 3072 45.93 106

фективность рассчитывается для всей системы, в которой большая часть энергии потребляется не ГПУ, а вспомогательным оборудованием -ЦПУ, материнской платой и т.д. По нашим оценкам, установка нескольких графических карт в одну машину позволит повысить энергетическую эффективность примерно в 2.5 раза.

Наиболее низкая загруженность достигается на процессоре CELL. Скорее всего, это связано с неэффективной работой компилятора spu-g++ даже при самых сильных настройках оптимизации. Достигаемая при этом производительность лишь ненамного превосходит ту, что достигается на «обычном» х64-процессоре. По нашим оценкам, однако, имеется возможность повысить эффективность примерно в 1.5 раза и достигнуть загруженности в 40%. По показателям энергетической эффективности CELL находится между ГПУ и обычными процессорами. При этом возможности сокращения потребления для CELL по сравнению с рассматриваемыми системами на основе ГПУ ограничены, поскольку QS22 Blade Server изначально создавался с целью минимизации энергопотребления, а поэтому большая часть возможностей уже использована.

Обычные процессоры, хотя и демонстрируют эффективность около 50%, сильно проигрывают нетрадиционным архитектурам по энергетической эффективности. По этому показателю они примерно в 4.5 раза хуже CELL и более чем на порядок уступают графическим процессорам.

При этом следует заметить, что традиционные компиляторы не могут эффективно транслировать гнездо из 2 циклов, которое используется в задаче N тел, несмотря на отсутствие в нем зависимостей. Система С$ более эффективно справляется с этим гнездом циклов. Достигается это за счет использования альтернативного подхода: программа рассматривается не как цикл, а как набор операций с массивами и функциями, при этом осуществляется поиск наиболее эффективного способа его отображения на целевую архитектуру. Массивы при этом доступны только на чтение или однократную запись. Кроме того, массивы рассматриваются как абстрактные типы данных, для которых способ представления на конкретной архитектуре может выбираться в зависимости от особенностей решаемой задачи. На других архитектурах более эффективные способы представления и отображения реализуются вручную.

Графические процессоры наиболее эффективны для решения задачи N тел только при использовании одинарной точности. Если для расчетов взаимодействия потребуется использовать двойную точность, показатели их энергетической эффективности снизятся примерно в 5 раз. В этом случае наиболее эффективной архитектурой для данной задачи будет процессор CELL; однако ГПУ все равно будут более эффективными, чем обычные процессоры.

На всех архитектурах производительность оптимизированной и неоптимизированной версий отличается не менее чем в несколько раз, а иногда и на порядки. При этом везде используются одинаковый набор оптимизаций:

• Векторизация (если есть векторные команды);

• Развертка цикла;

• Использование иерархии памяти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваемые в данной статье подходы к

решению задачи N тел позволяют отметить ряд способов повышения эффективности программирования вычислительно емких задач.

• Использование более сложных оптимизаций в компиляторе. Используемые в C$ оптимизации могут быть перенесены и на другие вычислительные архитектуры. Их использование может существенно увеличить время компиляции; эффективным решением может быть использование директив компилятора, которые включали бы такую оптимизацию только для определенных участка кода.

• Использование метапрограммирования в сочетании со специальными типами для работы с векторными типами и размещением данных в ОЗУ. Данный подход требует больших усилий со стороны программиста. С другой стороны, он дает ему большие возможности оптимизации для конкретной архитектуры. Активное использование шаблонов и ООП позволит избежать дублирования кода и появления большого количества кода, работающего только на одной архитектуре. Однако сам код при этом становится менее читаемым.

• Использование систем автоматической генерации и преобразования исходных кодов программ.

Заключение

Б статье рассмотрены реализации вычислительного ядра задачи N тел на ряде современных вычислительных архитектур: процессоров x64, кластеров на основе процессоров x64, процессоров CELL, графических процессоров. Для каждой из архитектур рассматривается несколько возможных реализаций, начиная с простых и неэффективных и заканчивая реализациями с высокой эффективностью. Для архитектур исследовано влияние различных оптимизаций на эффективность выполнения. При этом показано, что исследуемые архитектуры обладают множеством сходных признаков, и как следствие, для повышения эффективности программ на них используются сходные оптимиза-

ции. Также показано, что разница в производительности простых и оптимизированных программ может быть в несколько раз, а на некоторых архитектурах - на порядок. При этом оптимизацию часто требуется выполнять вручную, автоматическая векторизация или развертка циклов у современных компиляторов работает только в самых простых случаях.

На примере задачи N тел проведено сравнение различных архитектур. Показано, что для данной задачи, как и для большинства вычислительно емких задач, нетрадиционные архитектуры превосходят обычные процессоры по таким характеристикам, как производительность и энергетическая эффективность. При этом сложность достижения высокой производительности как на тех, так и на других может требовать длительной ручной оптимизации. В этих условиях наличие общего языка программирования позволяет иметь единый код для нескольких архитектур, сокращая расходы на адаптацию и оптимизацию.

Список литературы

1. Elsen E. et al. N-Body Simulations on GPUs // Proceedings of ACM/IEEE inference on Supercomputing, 2006.

2. N-body simulations // Scholarpedia. URL: http://www.scholarpedia.org/article/N-body_simulations

3. IBM Cell Broadband Engine Resource Center. URL: http://www.ibm.com/developerworks/power/cell/

4. GPGPU.org. URL: http://www.gpgpu.org.

5. Makino J., Kokubo E., Fukushige T. Performance evaluation and tuning of GRAPE-6 - towards 40 «real» Tflops // Proceedings of ACM/IEEE conference on Supercomputing-2003.

6. Makino J, Aarseth S. J. On a Hermite integrator with Ahmad-Cohen scheme for gravitational many-body problems // PASJ: Publications of the Astronomical Society of Japan. 1992. V. 44. Р. 141-151.

7. Barnes J., Hut P. A hierarchical O(N log N) force-calculation algorithm // Nature. 1986. V. 324. P. 446-449.

8. Nitadori K., Makino J., Hut P. Performance

Tuning of N-Body Codes on Modern Microprocessors: I. Direct Integration with a Hermite Scheme on x86_64 Architecture. URL: http://arxiv.org/abs/astro-ph/

0511062.

9. Gualandris A., Zwart S. P., Tirado-Ramos A. Performance analysis of direct N-body algorithms for astrophysical simulations on distributed systems. URL: http://arxiv.org/abs/astro-ph/0412206.

10. Belleman R., Bedorf J., Zwart S. High performance direct gravitational N-body simulations on graphics processing units II: An implementation in CUDA. URL: http://arxiv.org/abs/0707.0438v2.

11. Hamada T., Iitaka T. The Chamomile Scheme: an optimized algorithm for N-body simulations on

programmable graphics processing units. URL: http://arxiv.org/abs/astro-ph/0703100.

12. Swaminarayan S. et al. 369 Tflop/s molecular dynamics simulations on the Roadrunner general-purpose heterogeneous supercomputer // Proceedings of ACM/IEEE Conference on Supercomputing-2008.

13. AMD FireStream 9270 // AMD ATI site. URL: http://ati.amd.com/technology/streamcomputing/product _firestream_9270.html.

14. NVidia Tesla C1060. URL: http://www.nvidia. com/object/product_tesla_c1060_us.html.

15. Адинец А., Воеводин Бл.Б. Графический вызов суперкомпьютерам // Открытые системы. 2008. № 4. С. 35-41.

16. Адинец А.Б., Кривов М.А. Методы оптимизации программ для современных графических

процессоров // Труды Бсероссийской научной конференции «Научный сервис в сети Интернет-2008: решение больших задач». C. 345-353.

17. Процессоры Intel Xeon серий 5xxx // Информационно-аналитический центр parallel.ru. URL: http://parallel.ru/russia/MSU-Intel/xeons.html.

18. Intel Corp. Intel SSE4 Programming Reference. URL: http://softwarecommunity.intel.com/isn/Downloads/ Intel%20SSE4%20Programming%20Reference.pdf

19. NVidia CUDA Programming Guide v1.1. URL: http://developer.download.nvidia.com/compute/cuda/1_1 /NVIDIA_CUDA_Programming_Guide_1. 1 .pdf

20. Warren M. et al. Pentium Pro Inside: I. A Treecode at 430 Gigaflops on ASCI Red, II. Price/Performance of $50/Mflop on Loki and Hyglac // Proceedings of SuperComputing 1997.

ANALYZING THE EFFICIENCY OF N-BODY SIMULATIONS ON DIFFERENT COMPUTATIONAL ARCHITECTURES

A. V. Adinetz

N-body simulation is the process of modeling the behavior of a system of particles with long-distance interactions between them. Different variants of such simulation are used in astronomy and molecular dynamics, where particles interact by means of gravitational and molecular forces, respectively. N-body simulation has a very large computational complexity, because O(N2) interactions needs to be computed for a system of N particles at each simulation step. Parallel computations and supercomputers are therefore required for such simulation. In this paper, a variety of architectures are used for N-body simulations: AMD and NVidia graphics processors, CELL and multicore processors, computer clusters. Programming tools used are C$, C++, SPU-C++, SSE, OpenMP, MPI and their combinations. For all architectures, the difference of 5-10 times between a trivial and an optimized version is observed. It is also demonstrated that similar optimizations can be used on different architectures in order to increase performance.

Keywords: N-body simulation, graphics processors, GPU, parallel programming, computational architectures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.