ANALYSIS OF FEA TURES OF FUNCTIONAL CONDITION OF SKIERS-COMBINA TORS
OF DIFFERENT AGE
V.V. Zebzeev
The article presents experimental material of features of functional condition of skiers-combinators of different age. The obtained results indicate a different frequency of intense growth, deceleration and stabilization of indicators of the adaptation and fitness of the organism to physical stress, noise stability, reaction to moving object, etc.
Key words: functional status, rate of growth, Nordic combined.
Zebzeev Vladimir Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, zebzeev85@mail. ru, Russia, Chaikovsky, Chaikovsky State Physical Education Institute
УДК 796.422.12
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-СПРИНТЕРОВ
Д.Л. Миронов, В.Н. Егоров, Э.М. Попов
Изучена проблема скоростно-силовой подготовки у юных легкоатлетов, специализирующихся в спринтерском беге. Разработана методика силовой и скоростно-силовой подготовки юных спринтеров на основе приоритетного использования средств прыжковой подготовки. Экспериментально доказано, что объемная прыжковая работа на начальном этапе подготовки легкоатлета-спринтера является достаточно эффективным средством повышения его скоростных и скоростно-силовых возможностей.
Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, юные легкоатлеты, начальный этап подготовки спринтера.
Несмотря на то, что средств подготовки спортсменов в видах спорта, имеющих давнюю историю, достаточно много, до сих пор идут активные дискуссии по поводу того, какие из этих средств более эффективны. Не исключением в этом плане является и бег на короткие дистанции [1, 3, 8].
Существует некоторая неопределенность в вопросе выбора средств общей и специальной физической подготовки бегунов-спринтеров. Это отчетливо проявляется во взглядах на процесс силовой и скоростно-силовой подготовки юных бегунов на короткие дистанции. Одни специалисты отдают предпочтение работе со штангой и отягощениями, а также работе на тренажерах [6, 7]. Другие специалисты считают, что силовая и особенно скоростно-силовая подготовка должна представлять собой работу прыжкового характера [2, 3].
Таким образом, налицо противоречие между имеющимся достаточно большим арсеналом средств силовой и скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов-спринтеров и некоторыми затруднениями при выборе наиболее эффективных из этих средств. Именно этим обусловлена
актуальность нашего исследования.
Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении о том, что на этапе начальной подготовки легкоатлета-спринтера нагрузка прыжкового характера является более эффективной в сравнении с силовой и скоростно-силовой подготовительной работой, в основе которой лежат упражнения со штангой и другими отягощениями.
Цель исследования - повысить эффективность скоростно-силовой подготовки спринтеров на начальном этапе тренировочного процесса.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие
задачи:
1. На основе анализа специальной литературы показать, как решается проблема скоростно-силовой подготовки у юных легкоатлетов, специализирующихся в спринтерском беге.
2. Экспериментально проверить, как различные средства и методы силовой и скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов, а также различные варианты организации их силовой и скоростно-силовой работы влияют на основные показатели подготовленности в беге на короткие дистанции.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогические контрольные испытания (тестирование), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
По мере перехода от одного этапа исследования к другому эти методы последовательно применялись:
1. С сентября по ноябрь 2015 г. проводился анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. В декабре 2015 г. проводилось тестирование предполагаемых участников эксперимента, для чего использовались следующие контрольные упражнения: прыжок в длину с места, 30 м с ходу, 30 м со старта, 60 м со старта. По результатам этого тестирования было отобрано 20 участников предстоящего эксперимента.
3. С декабря 2015 г. по май 2016 г. проводился педагогический эксперимент.
4. В мае 2016 г. проводилось заключительное тестирование участников эксперимента, для чего использовались те же контрольные упражнения.
5. В июне-ноябре 2016 г. осуществлялась обработка и анализ результатов исследования.
Анализ литературных источников, посвященный проблеме подготовки легкоатлетов-спринтеров, показал, что скоростно-силовая подготовка наряду со скоростной и технической подготовкой занимает особое место в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции [2-4, 7]. Причем в группах начальной подготовки скоростно-силовая работа даже превалирует над скоростной и технической работой на обще- и специально-подготовительном этапе. В то же время, у специалистов нет
единого мнения по поводу того, какие средства скоростно-силовой подготовки наиболее эффективны и в каком сочетании их лучше всего использовать. Главным образом, речь идет о прыжковых упражнениях и упражнениях взрывного характера со штангой и другими отягощениями. Как показал анализ литературных источников, именно эти два направления в развитии мощностных возможностей легкоатлетов-спринтеров являются основными в процессе их подготовки [5, 6].
Хотелось бы более подробно остановиться на наиболее важном этапе нашего исследования - педагогическом эксперименте. В нем принимали участие мальчики 13-14 лет, занимающихся легкой атлетикой в специализированной детско-юношеской спортивной школе. Все участники эксперимента были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Состав каждой группы - 10 чел.
Тренировочные занятия силовой и скоростно-силовой направленности в обеих группах проводились два раза в неделю (общее количество тренировочных занятий на данном этапе подготовки составляло 4-5 раз в неделю). Длительность каждого занятия составляла 2-2,5 часа. Общая продолжительность эксперимента составляла 4 месяца.
Все юноши, участвующие в эксперименте, имели предварительный опыт занятий легкой атлетикой (спринтерским бегом 1-1,5 лет).
Методика подготовки контрольной группы предусматривала относительно сбалансированное использование средств силовой и скоростно-силовой подготовки (т. е. объем прыжковой подготовки к объему силовой работы со штангой, на тренажерах и другими отягощениями составлял примерно 50/50 %). Эта методика нами условно была названа классической. В экспериментальной группе методика силовой и скоростно-силовой подготовки отличалась тем, что здесь был отдан приоритет средствам прыжковой подготовки и, соответственно, уменьшен объем упражнений со штангой, на тренажерах и другими отягощениями. Соотношение этих средств в данной группе составляло, примерно 75/25 %.
Что же касается программы беговой (прежде всего скоростной) и технической подготовки, то она в обеих группах ничем не отличалась.
По своему содержанию прыжковая подготовка в контрольной группе мало чем отличалась от прыжковой подготовки в экспериментальной группе. Главным отличием здесь был объем таких упражнений. Это:
• прыжки с ноги на ногу с акцентом на быстрое отталкивание;
• прыжки на упругой стопе на одной и на двух ногах через скакалку;
• подскоки на одной с подниманием согнутой в колене ноги к груди;
• прыжки на двух ногах вверх с подтягиванием коленей к груди;
• прыжки вверх с разведением прямых ног в стороны, доставая пальцами рук носки ног;
• прыжки вверх с попеременным разведением прямых ног в шпагат;
• прыжки вверх на возвышение (ступеньку, тумбу и т. д.);
• прыжки в глубину с тумбы высотой 40-60 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх и запрыгиванием на тумбу примерно той же высоты расположенной на расстоянии 1,5-2 м, от тумбы с которой осуществлялось спрыгивание;
• многократные прыжки через легкоатлетические барьеры;
• прыжки через гимнастическую скамейку боком, вперед-назад, с поворотами на 90 и 180 градусов;
• прыжок в длину с места (с установкой на максимальный результат);
• тройной прыжок с места (с установкой на максимальный результат);
• напрыгивание на возвышенность с отталкиванием двумя и одной
ногой;
• спрыгивание с возвышения на одну ногу с последующим прыжком в длину и приземлением на две ноги;
• спрыгивание с возвышения на одну ногу с последующим прыжком через препятствие;
• спрыгивание с возвышения на две ноги с последующим прыжком через препятствие;
• тройной прыжок с места с возвышения.
Итоги эксперимента отражены в табл. 1 и 2, а также на рисунке.
Таблица 1
Показатели специальной физической подготовленности в экспериментальной группе
Контрольные До После t Р Прирост
упражнения эксперимента эксперимента показателя,
М1± 01 М2± 02 %
Прыжок в длину с/м, м 2,584± 0,113 2,698 ±0,107 2,31 <0,05 +4,2
Бег 30 м с ходу, с 3,48±0,162 3,3 ±0,129 2,74 <0,05 +5,2
Бег 30 м с места, с 4,23 ±0,162 3,98 ±0,129 3,81 <0,05 +5,9
Бег 60 м с места, с 7,56 ±0,129 7,33± 0,041 4,48 <0,05 +4,0
Таблица 2
Показатели специальной физической подготовленности
в контрольной группе
Контрольные До После t Р Прирост
упражнения эксперимента эксперимента показателя,
М1± 01 М2± 02 %
Прыжок в длину с/м, м 2,539± 0,097 2,643 ±0,087 2,51 <0,05 +4,0
Бег 30 м с ходу, с 3,61±0,129 3,5 ±0,129 1,89 >0,05 +3,0
Бег 30 м с места, с 4,29 ±0,129 4,17 ±0,974 2,34 <0,05 +2,8
Бег 60 м с места, с 7,7 ±0,162 7,54± 0,129 2,43 <0,05 +2,0
Динамика исследуемых показателей за время эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Как мы видим, достаточно выраженная динамика всех обследуемых показателей наблюдалась в обеих группах, хотя достоверного прироста показателя в беге на 30 м с ходу в контрольной группе не произошло. В то же время в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной, был отмечен более высокий прирост результатов во всех контрольных упражнениях. Хотелось бы обратить внимание на то, что прыжковая подготовленность в обеих группах за время эксперимента улучшилась примерно одинаково. Об этом говорит практически одинаковая динамика результатов в таком контрольном упражнении как прыжок в длину с места. О беговой же подготовленности такого сказать нельзя. По всем трем показателям, отражающим уровень беговой подготовленности испытуемых (обратите внимание на диаграмму), в экспериментальной группе был достигнут более высокий прирост результатов. Отдельно следует отметить более высокий и достоверный прирост показателя, который отражает скоростные возможности юных спринтеров (тест - бег 30 м с ходу). Именно скоростная подготовленность, как отмечают специалисты, является основой достижения высоких результатов в беге на короткие дистанции. Причем, улучшение именно этого показателя (скоростная подготовленность спринтеров) в ходе тренировочного процесса связано с наибольшими трудностями и проблемами.
Как показал, проведенный нами педагогический эксперимент, в группе начинающих легкоатлетов-спринтеров, где был сделан акцент на прыжковые средства подготовки, в сравнении с группой, где эти средства использовались в меньшем объеме (так как они были заменены упражнениями силового и скоростно-силового характера со штангой и отягощениями), мы имели более высокий прирост результатов во всех
контрольных упражнениях, отражающих уровень беговой (скоростной) подготовленности, которая является основой достижения высоких результатов в беге на короткие дистанции. При этом уровень прыжковой подготовленности в обеих группах за время эксперимента улучшился примерно одинаково. Об этом говорит практически одинаковая динамика результатов в таком контрольном упражнении, как прыжок в длину с места.
По итогам проведенного эксперимента можно констатировать, что более объемная прыжковая работа, в ходе которой реализовывались установки на выполнение быстрого отталкивания в каждом прыжке, скачке и т.д. является на начальном этапе подготовки легкоатлета-спринтера более эффективным средством повышения его скоростных возможностей (в сравнении со скоростно-силовой работой со штангой и отягощениями).
Список литературы
1. Бег на короткие дистанции: пособие / В.В. Мехрикадзе [и др.]. Минск: БГУФК, 2014. 134 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте URL: http://www.iprbookshop.ru/16825 (дата обращения: 01.11.2016.).
3. Легкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культ. / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. М.: Физкультура и спорт, 1989. 671 с.
4. Мехрикадзе В.В. Тренировка юного спринтера. М.: Физкультура и спорт, 1999. 150 с.
5. Миронов Д.Л., Попов Э.М., Цыпленкова Е.С. Критерии визуальной оценки техники бега с максимальной скоростью у спортсменов-легкоатлетов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 71-77.
6. Миронов Д.Л. Начальная подготовка в беге на короткие дистанции с использованием специальных технических устройств: дис. ...канд. пед. наук. М., 2001. 159 с.
7. Никитушкин Н.Г. Основные положения системы подготовки юных спортсменов // Система подготовки спортивного резерва. М.: ВНИИФК, 1994. С. 38-56.
8. Озолин, Э.С. Спринтерский бег. М.: Человек, 2010. 184 с.
Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., dl mironovamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., EgorovWamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Попов Эдуард Михайлович, доц., fvistguamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF DIFFERENT APPROACHES TO SPEED-STRENGTH TRAINING YOUNG ATHLETES-SPRINTERS
D.L. Mironov, V.N. Egorov, E.M. Popov
Studied the problem of speed-strength training of young athletes specializing in sprint running. The methodology developed power and speed-power training of young sprinters on the basis of priority of use of means of hopping training. Experimentally proven, that surround your work at the initial stage of training of the athlete-the Sprinter is a fairly effective means of increasing his speed and speed-power capabilities.
Key words: speed-power training, young athletes, the initial stage of training of
Sprinter.
Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl mironov a mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, Egorov W a mai/. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Popov Eduard Mihaylovich, associate professor, fvistgu@,mail. ru, Russia, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796:378.14
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СПОРТА
В.А. Москвин, К.В. Москвина
Изучены различия в особенностях восприятия времени менеджерами спорта с учетом индивидуальных асимметрий. Исследовано 32 праворуких менеджера в возрасте 25-35 лет, образование высшее (n=30). Проведена диагностика асимметрий с учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук». Изучены особенности психологического времени с помощью методики «Временной семантический дифференциал» Е.И. Головахи и А.А. Кроника. У менеджеров с доминированием левых лобных отделов выявлены индивидуальные особенности психологического времени в виде достоверного повышения показателей по шкале «напряженность».
Ключевые слова: спортивная психология, психологическое время, асимметрия, менеджмент, индивидуальные различия
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-06-50146-а(ф): «Комплексное исследование индивидуальных особенностей регуляторных процессов человека в норме и патологии (онтогенетические и психофизиологические аспекты)»
В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, организацией, несколькими организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на