Научная статья на тему 'Анализ эффективности применения инструментов разработки перспектив социально-экономического развития малого города'

Анализ эффективности применения инструментов разработки перспектив социально-экономического развития малого города Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
326
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / МАЛЫЙ ГОРОД / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INSTRUMENTS OF MANAGEMENT / TOWN / QUALITY OF LIFE OF POPULATION / CITY DISTRICT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бондарская Татьяна Анатольевна, Бондарская Оксана Викторовна

В статье проведен анализ эффективности использования инструментария управления социально-экономического развития малого города, необходимость его объективного и конструктивного подхода к формированию целей и механизмов государственного регулирования территориального социально-экономического развития страны, основанный на конкретных принципах; выделены недостатки системы управления социально-экономическим развитием малого города в современной России. Авторами проанализирована эффективность деятельности органов управления малым городом. В ходе мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отмечены проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в перечисленных малых городах Тамбовской области. Особого внимания в общих границах анализа эффективности инструментария социально-экономического развития малых городов Тамбовской области заслуживает сфера сельского хозяйства, сохраняющая устойчивость и позитивную динамику до последнего времени, но претерпевшая значительное снижение производства вследствие аномальных погодных условий. Особого внимания обращено на анализ организации муниципального управления. Описано социально-экономическое разнообразие, при этом малые российские города связаны наличием однородных проблем, таких как: ограниченность ресурсов, невыгодные конкурентные позиции в привлечении инвестиций, недостаток квалифицированной рабочей силы и способность города преодолеть все эти проблемы. Авторы, обращаясь к анализу инструментов социально-экономического развития малых городов Тамбовской области, уточняют уровень обеспеченности учреждений культуры в соответствии с социальными нормативами. Прописана проблема стратегического развития, возникшая несколько лет назад, которая представляется исключительно актуальной для малых городов Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бондарская Татьяна Анатольевна, Бондарская Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF APPLICATION OF INSTRUMENTS OF DEVELOPMENT OF PROSPECTS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TOWN

In article authors carried out the analysis of efficiency of use of tools of management of social and economic development of the town, need of its objective and constructive approach to formation of the purposes and mechanisms of state regulation of territorial social and economic development of the country, based on the concrete principles; they allocated shortcomings of a control system with social and economic development of the small city in modern Russia. Authors analyzed efficiency of activity of governing bodies of the town. During monitoring of efficiency of activity of local governments, executive authorities of subjects of the Russian Federation noted the problems constraining development of business in the listed towns of the Tambov region. The sphere of rural economy keeping stability and positive dynamics until recently, but undergone considerable decrease in production owing to abnormal weather conditions deserves the special attention in the general limits of the analysis of efficiency of tools of social and economic development of towns of the Tambov region. Authors paid special attention to the analysis of the organization of municipal management. They described a social and economic variety, thus Russian towns have common problems, such as: limitation of the resources, unprofitable competitive positions in attraction of investments, a lack of the qualified labour and ability of the town to overcome all these problems. Authors specify level of security of cultural institutions according to social standards, addressing to the analysis of instruments of social and economic development of towns of the Tambov region. They registered the problem of the strategic development which has arisen a few years ago and which is exclusively actual for towns of Tambov region.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности применения инструментов разработки перспектив социально-экономического развития малого города»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОРОДА

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА БОНДАРСКАЯ

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: bta_tgtu@mail.ru

ОКСАНА ВИКТОРОВНА БОНДАРСКАЯ

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ovbtgtu@mail.ru

В статье проведен анализ эффективности использования инструментария управления социально-экономического развития малого города, необходимость его объективного и конструктивного подхода к формированию целей и механизмов государственного регулирования территориального социально-экономического развития страны, основанный на конкретных принципах; выделены недостатки системы управления социально-экономическим развитием малого города в современной России. Авторами проанализирована эффективность деятельности органов управления малым городом. В ходе мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отмечены проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в перечисленных малых городах Тамбовской области.

Особого внимания в общих границах анализа эффективности инструментария социально-экономического развития малых городов Тамбовской области заслуживает сфера сельского хозяйства, сохраняющая устойчивость и позитивную динамику до последнего времени, но претерпевшая значительное снижение производства вследствие аномальных погодных условий. Особого внимания обращено на анализ организации муниципального управления.

Описано социально-экономическое разнообразие, при этом малые российские города связаны наличием однородных проблем, таких как: ограниченность ресурсов, невыгодные конкурентные позиции в привлечении инвестиций, недостаток квалифицированной рабочей силы и способность города преодолеть все эти проблемы.

Авторы, обращаясь к анализу инструментов социально-экономического развития малых городов Тамбовской области, уточняют уровень обеспеченности учреждений культуры в соответствии с социальными нормативами.

Прописана проблема стратегического развития, возникшая несколько лет назад, которая представляется исключительно актуальной для малых городов Тамбовской области.

Ключевые слова: инструменты управления, малый город, качество жизни населения, городской округ, социально-экономическое развитие.

Принципиальный характер определения качества жизни населения обусловлен его ролью в едином хозяйственном комплексе малого города, которые выступают как относительно самостоятельные целостные системы, реализующие, прежде всего, социальную функцию обеспечения условиями жизнедеятельности населения, соответствующими принятым в обществе стандартам.

Регулирование означенных процессов осуществляется на основе положений Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного само-

управления городских округов и муниципальных районов» [1], в рамках которого представляется возможным проведение анализа эффективности деятельности местной власти по основным сферам социально-экономического развития. В дополнение означенной нормы и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313 -р целесообразным представляется проведение комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, позволяющей учесть как результаты значений достигнутого уровня, так и результаты значений ди-

T. A. BONDARSKAYA, O. V. BONDARSKAYA

Т. 9. № б, 2014

намики эффективности по итогам базового и отчетного годов.

В рамках регионального законодательства следует обратить внимание на следующие нормативные правовые акты об организации проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, к которым следует отнести:

- Закон Тамбовской области от 22 декабря 2012 г. № 223-З «Об областном бюджете на 2013

области от 1 апреля 2013 г. № 307 «О создании межведомственной комиссии по подготовке Сводного доклада области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам отчетного года, экспертизе оценки населением деятельности органов местного самоуправления» [3];

- Постановление администрации Тамбовской области от 23 апреля 2013 г. № 408 «Об утверждении форм текстовой части и форм таблиц, необходимых для подготовки ежегодного Сводного доклада области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [4];

- Постановление администрации Тамбовской области от 23 апреля 2013 г. № 410 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [5].

Несмотря на чрезвычайное социально-экономическое разнообразие, малые российские города связаны наличием однородных проблем социально-экономического развития, таких как ограниченность ресурсов, невыгодные конкурентные позиции в привлечении инвестиций, недостаток квалифицированной рабочей силы. Способность города преодолеть все эти проблемы во многом определяется социально-экономической политикой местных властей [6].

Анализ эффективности использования инструментария социально-экономического развития малого города строится на основе того, что необходим объективный и конструктивный подход к формированию целей и механизмов государственного регулирования территориального социально-экономического развития страны, основанный на следующих принципах:

- признание необходимости учета местной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства;

отказ от предоставления регионам индивидуальных льгот и принятие обоснованных мер господдержки различных типов регионов, имеющих общие проблемы и единые (близкие) условия социально-экономического развития, непосредственно влияющие на характер и результаты хозяйственной деятельности;

- формирование в каждом субъекте Федерации охватывающего все стороны экономического и социального развития (комплексного) хозяйственного механизма, построенного на базе общероссийских принципов и законов, но с учетом собственных особенностей и интересов своего населения;

- участие государства в выравнивании межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре и

т. п. системой специальных инструментов;

- предоставление муниципальным органам власти реальных возможностей для обеспечения условий самодостаточности и самофинансирования регионов [7].

Соответственно, в качестве одного из определяющих факторов, характеризующих уровень эффективности, выступают показатели оценки населением деятельности органов местного самоуправления, полученные в ходе проведенных органами исполнительной власти социологических опросов жителей муниципальных образований, которые, в свою очередь, послужили основой для Сводных докладов о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, размещаемых на официальном сайте Администрации Тамбовской области.

В ходе осуществленного анализа был сформулирован рейтинг городских округов Тамбовской области по результатам комплексной оценки в 2012 г., основное содержание которого сведено в таблице 1 .

В рамках означенного анализа представляется необходимым начать с определения особенностей привлечения инвестиций как одного из важнейших рычагов воздействия на социально-экономическое развитие малого города.

Анализируя эффективность деятельности органов управления малым городом, представляется необходимым отметить следующие проблемы:

- отсутствие разработанной документации по планировке территорий;

- недостаток средств у муниципальных образований на проведение работ по формированию соответствующей инфраструктуры;

- сохраняющиеся административные барьеры;

- отсутствие в муниципальных образованиях должного мониторинга и контроля.

год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [2]; - Постановление администрации Тамбовской

Иными словами, в вышеозначенных малых городах Тамбовской области не организована целенаправленная работа по продвижению муниципальных инвестиционных проектов и площадок, при этом, заявленные проекты и площадки не получают дальнейшего организационного сопровождения.

В рамках общефедеральной Платформы по обмену инвестиционными и проектными предложениями, Тамбовская область в целом представлена 9 инвестиционными проектами, при этом отсутствует территориальная персонификация означенных проектов.

В ходе мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отмечены следующие проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в вышеуказанных малых городах Тамбовской области:

- отсутствие или недостаточное финансирование программ развития малого или среднего предпринимательства;

- отсутствие или недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (не организована системная работа по оказанию имущественной поддержки);

- недостаток квалифицированных кадров;

- сохраняющиеся административные барьеры в процессе деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- недостаточное информационное освещение в средствах массовой информации вопросов развития проблем предпринимательства.

Со ссылкой на вышеозначенные проблемы следует указать, что в сфере развития малого и среднего предпринимательства имеют место на-

Кроме того, основным препятствием формирования инвестиционной привлекательности является неспособность или нежелание органов местного самоуправления, имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, подготовить и «упаковать» проект или площадку для инвесторов.

рушения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Например, доля общего годового объема заказов, размещенных у субъектов малого предпринимательства, составляет менее 10 %.

Проведенный анализ показал, что темп развития малого предпринимательства не зависит напрямую от объема выделяемых бюджетных средств. В большей степени на развитие предпринимательской активности влияют соответствующие нормативные правовые акты и предпринимаемые органами местного самоуправления усилия по снижению административных барьеров.

В качестве важной стороны поддержки на уровне малого города представляются льготы по аренде имущества [8]. В частности, речь идет о том, что администрации малых городов в целях содействия малым предприятиям предоставляют свыше 80 % муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, во владение или пользование на долгосрочной основе.

Однако следует учесть, что в условиях ограниченности средств местных бюджетов и, как следствие, существующего уровня финансирования дорожного хозяйства, самостоятельно решить обозначенные проблемы органам местного самоуправления малого города затруднительно.

Таким образом, все показатели, характеризующие данную сферу дорожного хозяйства и транспорта, имеют стабильно отрицательную динамику, что свидетельствует о низкой эффектив-

Таблица 1

Рейтинг городских округов по результатам комплексной оценки в 2012 г.

Среднее значение Сводный индекс значения

сводного индекса показателя -

Муниципальное образование значений показателей оценки населением Комплексная оценка

эффективности деятельности деятельности ОМСУ эффективности деятельности ОМСУ

ОМСУ (удельный вес (удельный вес в

в комплексной оценке - 0,8) комплексной оценке - 0,2)

результат место результат место результат место

Кирсанов 0,470 3 0,000 7 0,376 5

Котовск 0,446 5 0,635 2 0,484 3

Мичуринск 0,406 6 0,190 5 0,363 6

Моршанск 0,337 7 0,350 4 0,34 7

Рассказово 0,468 4 1,000 1 0,574 1

Тамбов 0,504 2 0,011 6 0,405 4

Уварово 0,542 1 0,399 3 0,514 2

Т. А. БОША^КАУА, О. V. БОШАЯ8КАУА

Т. 9. № 6, 2014

ности принимаемых местными органами власти мер по решению существующих в сфере проблем.

В общих границах анализа эффективности инструментария социально-экономического развития малых городов Тамбовской области принципиального внимания заслуживает сфера сельского хозяйства.

Сохранявшее устойчивость и позитивную динамику до последнего времени сельское хозяйство претерпело значительное снижение сельскохозяйственного производства вследствие аномальных погодных условий, что отразилось на годовой динамике - в целом за год снижение производства составило 12 % [9].

В ходе мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления органами исполнительной власти Тамбовской области отмечены следующие проблемы в сфере сельского хозяйства:

- неудовлетворительное финансовое состояние сельскохозяйственных организаций (низкая рентабельность сельскохозяйственной продукции, низкая производительность труда, высокие издержки производства);

- дефицит высококвалифицированных кад-

местного самоуправления малого города и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, одним из условий деструктивных процессов в сфере сельского хозяйства представляется несовершенство инструментов социально-экономического развития малых городов Тамбовской области.

Обращаясь к анализу инструментов социально-экономического развития малых городов Тамбовской области, следует уточнить, что уровень обеспеченности учреждениями культуры по отношению к социальным нормативам и нормам составляет: по культурно-досуговым учреждениям -55 %, по библиотекам - 63 %.

Кроме того, в отрасли отмечается низкий уровень оплаты труда и, как следствие, снижение престижа профессии, отток специалистов, прежде всего, молодежи.

В сфере жилищного строительства сохранились позитивные тенденции. Несмотря на сниже-

ние строительной активности, ввод жилья остался на уровне близком к 2011 г. Несмотря на то, что повышение доступности жилья для населения является одной из приоритетных задач экономического развития, сохраняется ряд проблем, которые препятствуют росту обеспеченности населения жильем и развитию рынка жилищного строительства:

- многочисленность и длительность административных согласований при получении разрешения на жилищное строительство, отсутствие необходимой градостроительной документации, а также квалифицированных специалистов в области градостроительной деятельности;

- проблемы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой при отсутствии механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию соответствующих объектов;

- сложность вовлечения в хозяйственный оборот потенциально привлекательных для жилищного строительства земель, находящихся в федеральной собственности;

- отсутствие необходимых средств в бюджетах муниципальных образований на расселение аварийного жилищного фонда;

- ресурсные ограничения строительного комплекса: изношенность производственных мощностей, низкая конкурентоспособность ряда отечественных строительных материалов, недостаточный уровень внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов.

Особого внимания заслуживает анализ организации муниципального управления. В рамках дальнейшего совершенствования качества муниципального управления важным шагом стала оптимизация расходов в этой сфере. Однако ее объем явно недостаточен. Темпы сокращения численности муниципальных служащих (на 1,4 %) стабильны, однако не приносят видимых результатов. В итоге объем неэффективных расходов в сфере муниципального управления практически не изменился.

Степень внедрения автономных учреждений, предоставляющих социальные услуги, остается также низкой.

Современная социально-экономическая действительность позволяет констатировать наличие означенных программ стратегического развития у всех малых городов Тамбовщины.

Обратившись к опыту малых городов (г. Кирсанов, г. Котовск, г. Моршанск, г. Рассказово, г. Уварово), приступивших к реализации страте-

ров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

- высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;

- несовершенство законодательства в сфере земельных отношений;

- низкая инвестиционная привлекательность отрасли;

- низкий уровень взаимодействия органов

гии, следует констатировать, что их усилия в этом направлении чаще всего не дают желаемого успеха, что обусловлено, прежде всего, тем, что администрации муниципальных образований, выступая в качестве лидеров стратегических разработок, пытаются организовать реализацию стратегий развития на основе существующих административных методов. При этом нередко реализация стратегических разработок сводится к набору мероприятий, осуществляемых администрацией, а план реализации оказывается в лучшем случае планом действий исполнительной власти муниципальных образований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, как правило, на местах не хватает квалифицированных специалистов-управленцев. В частности, у сотрудников администраций отсутствуют должные навыки муниципального управления в стратегической ориентации. Не хватает необходимых методических основ для поддержки соответствующей деятельности администраций муниципальных образований. При этом непрерывно возникают те или другие изменения во внешней среде или внутри муниципальных образований (законодательного характера, общественно-политического и пр.), что еще более усугубляет трудности реализации стратегий развития.

Соответственно значимым фактором, обусловливающим возникновение целого ряда проблем в системе управления развитием малого города, является отсутствие эффективных институтов развития и соответствующей среды в самих субъектах муниципального развития. Иными словами, речь идет о низком качестве стратегического планирования социально-экономического развития малого города, отсутствии структур, реализующих целенаправленную политику обеспечения стратегического развития, а также о недостаточных усилиях муниципального сообщества по наращиванию и рациональному использованию ресурсов и потенциала территории.

Литература

1. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: закон Тамбовской области от 22 декабря 2012 г. № 223-3 // Доступ из справ.-правовой системы «Консультантплюс».

3. О создании межведомственной комиссии по подготовке Сводного доклада области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам отчетного года, экспертизе оценки населением деятельности органов местного са-

моуправления: постановление Администрации Тамбовской области от 1 апреля 2013 г. № 307 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении форм текстовой части и форм таблиц, необходимых для подготовки ежегодного Сводного доклада области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: постановление администрации Тамбовской области от 23 апреля 2013 г. № 408 // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: постановление администрации Тамбовской области от 23 апреля 2013 г. № 410 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Андриянов С. В. Малые города: особенности организации системы стратегического управления // Вестник Брянского государственного технического университета. Брянск, 2006. № 4(12).

7. Минакир П. Трансформация региональной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2.

8. Смагин И. И. Вызовы глобализации и коррек-ционные императивы показателей благосостояния // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 24-29.

9. Черкашнев Р. Ю. Ключевые направления модернизации социально-экономической политики развития регионов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 4. С. 235-240.

References

1. Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskykh okrugov i munitsipal'nykh rayonov: ukaz Presidenta RF ot 28 aprelya 2008 g. № 607 // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus»

2. Ob oblastnom byudzhete na 2013 god i na planoviy period 2014 i 2015 godov: zakon Tambovskoy oblasti ot 22 dekabrya 202 g. № 223-Z // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. O sozdanii mezhvedomstvennoy komissii po podgotovke Svodnogo doklada oblasti o rezul'tatakh monitoringa effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh rayonov po itogam otchyotnogo goda, ekspertize otsenki naseleniyem deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya: postanovleniye Administra-tsii Tambovskoy oblasti ot 1 aprelya 2013 g. № 307 // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Ob utverzhdenii form tekstovoy chaste i form tablits, neobkhodimykh dlya podgotovki ezhegodnogo Svodnogo doklada oblasti o rezul'tatakh monitoringa effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh rayonov: postanovleniye Administratsii Tambovskoy oblasti ot 23 aprelya 2013 g. № 408 // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskykh okrugov i munitsipal'nykh rayonov: postanovleniye Administratsii Tambovskoy oblasti ot 23 aprelya 2013 g. № 410 // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

T. A. BONDARSKAYA, O. V. BONDARSKAYA

Т. 9. № 6, 2014

6. Andriyanov S. V. Maliye goroda: osobennosti organizatsii sistemy strategicheskogo upravleniya // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Bryansk, 2006. № 4(12).

7. Minakir P. Transformatsiya regional'noy ekonomicheskoy politiki // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2001. № 2.

S. Smagin I. I. Vyzovy globalizatsii i korrektsionniye imperativy pokazateley blagososoyaniya // Vestnik Tambovskogo-universiteta. Seriya: Gumanitarniya nauki. 2013. № l (123). S. 24-29.

9. Cherkashnev R. Yu. Klyucheviye napravleniya modernizatsii sotsial'no-ekonomicheskoy politiki razvitiya regionov // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsesy. 2013. № 4. S. 235-240.

* * *

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF APPLICATION OF INSTRUMENTS OF DEVELOPMENT OF PROSPECTS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

OF THE TOWN

TATYANA ANATOLYEVNA BONDARSKAYA Tambov state technical university, Tambov, the Russian Federation, e-mail: bta_tgtu@mail.ru

OKSANA VIKTOROVNA BONDARSKAYA Tambov state technical university, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ovbtgtu@mail.ru

In article authors carried out the analysis of efficiency of use of tools of management of social and economic development of the town, need of its objective and constructive approach to formation of the purposes and mechanisms of state regulation of territorial social and economic development of the country, based on the concrete principles; they allocated shortcomings of a control system with social and economic development of the small city in modern Russia. Authors analyzed efficiency of activity of governing bodies of the town. During monitoring of efficiency of activity of local governments, executive authorities of subjects of the Russian Federation noted the problems constraining development of business in the listed towns of the Tambov region. The sphere of rural economy keeping stability and positive dynamics until recently, but undergone considerable decrease in production owing to abnormal weather conditions deserves the special attention in the general limits of the analysis of efficiency of tools of social and economic development of towns of the Tambov region. Authors paid special attention to the analysis of the organization of municipal management. They described a social and economic variety, thus Russian towns have common problems, such as: limitation of the resources, unprofitable competitive positions in attraction of investments, a lack of the qualified labour and ability of the town to overcome all these problems. Authors specify level of security of cultural institutions according to social standards, addressing to the analysis of instruments of social and economic development of towns of the Tambov region. They registered the problem of the strategic development which has arisen a few years ago and which is exclusively actual for towns of Tambov region.

Key words: instruments of management, town, quality of life of population, city district, social and economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.