Section 6. Medical science
Section 6. Medical science Секция 6. Медицина
Mamedova Guzalya Bakirovna, Assistant of the Department “Public health organizations and health management» TashPMI E-mail: [email protected] Galyautdinova Ilzara Railevna, Master of Sciences “Public health organizations and health management» TashPMI Mirdadaeva Dilfuza Davlatovna, Assistant of the Department “Public health organizations and health management» TashPMI Kurbanova Mubarekhon Boburovna, 1st year student of medical faculty TashPMI Nazarova Nigora Bahodirovna, Assistant of the Department “Public health organizations and health management» TashPMI Mahkamov Farrukh Rustamovich, Master of Sciences “Public health organizations and health management» TashPMI
EFFECTIVENESS ANALYSIS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING NURSES IN PRIMARY HEALTH CARE
Abstract: The article describes the basic definitions of continuing professional education (CPE) nurses. Features of the development, it is the educational system of nurses in foreign countries. As well as the results of research revealing major problems NGOs have nurses working in primary care. Based on the data presented practical recommendations for improving (CPE) nurses.
Keywords: continuing professional education, nurses, primary health care.
50
Секция 6. Медицина
Мамедова Гузаля Бакировна, Ассистент кафедры «Общественное здоровье, организации и управления здравоохранением» ТашПМИ
E-mail: [email protected] Галяутдинова Ильзара Раильевна, Магистр кафедры ««Общественное здоровье, организации и управления здравоохранением» ТашПМИ Мирдадаева Дильфуза Давлатовна, Ассистент кафедры ««Общественное здоровье, организации и управления здравоохранением» ТашПМИ Курбанова Мубарекхон Бобуровна, Студентка 1 курса лечебного факультета ТашПМИ Назарова Нигора Баходировна, Ассистент кафедры «Общественное здоровье, организации и управления здравоохранением» ТашПМИ Махкамов Фаррух Рустамович, Магистр кафедры ««Общественное здоровье, организации и управления здравоохранением» ТашПМИ
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР В ПЕРВИЧНОМ МЕДИЦИНСКОМ ЗВЕНЕ
Аннотация: В статье рассмотрены основные определения непрерывного профессионального образования (НПО) медицинских сестёр. Особенности развития образовательной системы медицинских сестер в зарубежных странах. А также представлены результаты исследования, раскрывающие основные проблемы НПО у медсестер, работающих в первичном звене здравоохранения. На основе полученных данных представлены практические рекомендации по улучшению НПО у медсестер.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, медицинские сестра, первичная медико-санитарная помощь.
Актуальность. Непрерывное профессиональное образование (НПО) медицинских работников вообще и сестринского персонала, в частности, — требование времени, зависящее от изменений таких внешних и внутренних условий их деятельности, как рост объёма медицинской информации и скорости её обновления, появление множества высокоактивных лекарственных средств и высокотехнологичных методов диагностики, лечения, ухода, повышения информированности и запросов самих пациентов и др. [6].
51
Section 6. Medical science
Американские специалисты считают, что развитие непрерывного профессионального образования (НПО) среди сестринского персонала в США призваны способствовать укреплению научной базы сестринской практики, в связи, с чем число проводимых медсестрами научных исследований, ориентированных на сестринскую практику, должно быть увеличено [4].
В Европе сестринские исследования развивались в течение последних 30-40 лет. И если в Дании, Финляндии и Великобритании их история насчитывает более 3 десятилетий, то в Эстонии, Литве, Словении и некоторых других странах — менее 10 лет. В большинстве же европейских стран, особенно в Восточной Европе, сестринские исследования находятся на самом начальном этапе развития. Кроме того, уровень развития сестринских исследований в разных странах Европы значительно различается вследствие разного уровня развития самих стран и различий в положении сестринского дела в системе здравоохранения и в обществе [2].
В Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии отмечаются тенденции к признанию сестринского дела самостоятельной профессией, имеющей развитую теоретическую базу. В то время как ранние сестринские исследования в США мало отражались на практической деятельности медсестер, в европейских странах они больше ориентированы на практику [1]. Большая работа была проведена и проводится в настоящее время в Европе с целью дальнейшего развития сестринских исследований, создания теоретической базы профессии и повышения качества НПО медсестер. На это нацелены усилия Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ (World Health Organization), Международного совета медицинских сестер (International Council of Nurses) и Рабочей группы европейских медицинских сестер-исследователей (Workgroup of European Nurse Researchers). В рамках научных исследований в области сестринского дела, по оценке экспертов ВОЗ, в центре внимания находится в непрерывном приобретение знаний об организации ухода, как за здоровыми, так и за больными слоем населения [4].
В России и Узбекистане, сестринские исследования имеют сравнительно небольшую историю. Это во многом обусловлено исторически сложившейся моделью, рассматривающей медсестру только как помощника врача. Исследования, проводившиеся в области сестринского дела практически до конца XX столетия, были посвящены вопросам подготовки медсестер в средних специальных учебных заведениях и выполнялись в основном врачами, осуществлявшими эту подготовку.
В соответствии с Государственной программой реформирования системы здравоохранения полностью пересмотрена программа обучения в медицинских ВУЗах. Принципиально новым является организация отделений по подготовке медицинских сестер высшей квалификации — бакалавров сестринского дела. В 2006 году осуществлён первый выпуск 32 магистров сестринского дела [3].
52
Секция 6. Медицина
Впервые систему НПО в Узбекистане внедрили в процессе реализации проекта «Здоровье-2» и «Укрепление здоровья женщин и детей» в 2007 году. Были составлены специальные программы, которые включали в себя следующие разделы:
• Межличностное отношение и методы обучения взрослой аудитории.
• Основные навыки патронажных медсестер.
• Уход за здоровым, больным ребенком и консультирование матерей.
• Грудное вскармливание
• Репродуктивное здоровье и безопасное материнство.
Целью НПО медсестер, является: укрепление качества последипломного образования медсестер и акушерок с целью проведения в соответствии с международными стандартами. Для реализации этой системы по Республике были подготовлены более 475 местных тренеров, которые, свою очередь проводили НПО медсестер, каскадным методом. Также, для эффективности НПО медсестер, были подготовлены специалисты по мониторингу и оценки НПО медсестер по всей республике [5].
Материалы и методы исследования. В процессе исследования использовались статистические, математические и аналитические методы исследования. Материалами и методами исследования при проведении аналитического обзора литературы послужили публикации в журналах «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Главная сестра», «Хамшира» и др., нормативные документы, а также информация, размещенная на официальных сайтах учреждений здравоохранения, образования и других Интернет-ресурсов. Основным методом исследования явился метод анкетирования, среди патронажных медицинских сестер, а так же главных и старших медицинских сестер для которых было составлено и проведено анкетирование, состоящее из семнадцати вопросов для патронажных медсестер и двадцати вопросов для главных и старших медсестер. Анкетирование проводилось на базе четырех учреждений первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) города Ташкента.
Объектом исследования являются непрерывная профессиональная подготовка среднего медицинского персонала семейных поликлиник и первичной медико-санитарной помощи. Мнение руководителей сестринским процессом в учреждениях первичной медико-санитарной помощи в области повышения квалификации и непрерывного профессионального образования медсестер. Предмет исследования — организационно-методические основы внедрения непрерывного профессионального образования.
Результаты исследования. Результаты анкетирования проведенного среди среднего медицинского персонала и руководителей сестринским делом показали, что индивидуальная нагрузка медсестер в среднем составляет до 11 пациентов в день. Основными трудностями, с которыми приходилось сталкиваться
53
Section 6. Medical science
среднему медперсоналу при поступлении на работу, оказались недостаточный уровень практических навыков (70 %), недостаточный объем теоретических знаний (63 %) и 37 % отметили, что трудности были в общении с коллегами. Способствовало профессиональному росту медсестер, помощь более опытных коллег (72,3 %), прохождение курсов по повышению квалификации в специально отведенных для этого учреждениях (36,8 %), участие в медицинских конференциях (19,2 %) и самообразование (15,7 %). Из общего количества опрошенных медицинских сестер 38,5 % отметили, что работа по повышению профессионального мастерства в учреждениях плановая, систематичная, но недостаточно методически обеспеченная. Повышением квалификации медицинских сестер в учреждении в основном занимаются главная (35 %) и старшая (61 %) медсестры. Часто встречающейся трудностью в процессе обучения медсестер оказалась недостаточная обеспеченность специальной методической литературой (54 %), дефицит времени у медицинских сестер (51 %) и организаторов процесса обучения (39 %). Также отмечалось и нежелание самого медперсонала обучаться и повышать свой профессиональный уровень и недостаточная методическая подготовка старших и главных медицинских сестер по организации процесса обучения в лечебно профилактических учреждениях. Факторами препятствующими реализации обучающей функции медсестер были: дефицит рабочего времени (61,4 %); недостаточная профессиональная подготовка (43,8 %); нежелание медицинских сестер обучаться (12,2 %); традиционно технический уровень использования медицинских сестер в лечебно-профилактических учреждениях (7 %). Благоприятными факторами были названы: наличие более высокого уровня квалификации медсестер (49 %); более высокий уровень укомплектованности ПМСП младшим и средним медперсоналом (29 %); специальная педагогическая подготовка медсестер (22 %). Главные и старшие медсестра также отмечали, что удовлетворены подготовкой медицинских сестер частично (64 %). Часто используемая форма повышения профессионального мастерства среднего медперсонала это наставничество (64 %), обучение на рабочем месте (29 %), проведение медсестринских конференций, семинаров, практических занятий (21 %) и самостоятельная учеба по индивидуальному плану (14 %). Однако наиболее эффективной руководители сестринского процесса считают обучение на рабочем месте (52 %), проведение медсестринских конференций, семинаров (22 %), наставничество (14 %) и периодическое обучение на базе усовершенствования средних медицинских кадров (12 %). Контроль обученности медицинских сестер осуществляется в основном сдачей зачета по пройденной теме (64 %), написанием реферата по пройденной теме (24 %) и индивидуальным контролем, наблюдением (12 %). Основными трудностями в процессе обучения руководители отмечали: недостаточную обеспеченность специальной методической литературой (50 %); дефицит времени
54
Секция 6. Медицина
у организаторов процесса обучения (22 %); недостаточная методическая подготовка старших и главных медицинских сестер по организации процесса обучения в лечебно профилактических учреждениях и нежелание обучаться и повышать свой профессиональный уровень среднего медперсонала (28 %).
Выводы и практические рекомендации. Результаты анкетирования проведенного среди среднего медицинского персонала и руководителей сестринским делом показали, что практическая значимость повышения эффективности процесса НПО очень высокая, но требует систематического подхода. С учетом выявленных проблем была разработана усовершенствованная программа для тренеров по профессиональному образованию медсестер в ПМСП, которая подразумевает систематическое проведение тестирования среднего медперсонала на предмет практических и теоретических знаний с целью дальнейшего определения плана проводимых занятий. План по проведению повышения уровня знаний среди медицинских сестер должен быть систематическим. Процесс обучения медицинских сестер должен быть методически обеспеченным. К процессу обучения медицинских сестер необходимо привлекать медицинских сестер с высшим образованием (бакалавров, магистров). Для повышения уровня практических навыков прикреплять молодых специалистов к более опытным коллегам с большим стажем работы (поощрять наставничество). Использовать в учреждениях систему дистанционного обучения (стимулировать самообразование). Пересмотреть рабочий график медицинских сестер с целью выделения в рабочем графике времени на обучение. В целях совершенствования процесса повышения квалификации сестринского персонала в ПМСП и обучения пациентов рекомендуется шире привлекать к этому виду деятельности специалистов с высшим сестринским образованием, владеющих научными основами организации процесса обучения и управления сестринской деятельностью.
Список литературы:
1. Исмаилова Б. Х. Состояние сестринского дела в странах Центральной Азии//Педиатрия. T., 2003. - № 1. - с. 7-10.
2. Лидеры сестринского дела в действии. Второе совещание главных сотрудничающих центров по сестринскому образованию стран Европы/ЕРБ ВОЗ. Копенгаген.: 1991. 25 с.
3. Маликов Ю. Р., Юлдашев Дж. Я., Шукуров Б. И., Говорухина И. Ю., Внедрение сестринского процесса в Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи.//Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. - Т., 2005. - № 4. - с. 104-106.
4. Реформа здравоохранения в США и перемены в сестринском деле (На основе материалов ЛБМ)//Сестр. дело. 1997. - № 5. - с. 26-28.
55
Section 6. Medical science
5. Умарова Т. Ю., Асадов Д. А., Перемены в развитии сестринского дела в Узбе-кистане//Педиатрия (узб.).Т., 2012. - № 3-4. - с. 101-104.
6. Якимова Н. В. Организация системы непрерывного повышения квалификации сестринского персонала (опыт Республиканской детской клинической больницы Минздрава Республики У,муртия)/Н. В. Якимова, Л. Ф. Молчано-ва//Главная медицинская сестра. - 2008. - № 12 - с. 21-30.
56