ДЕМОГРАФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. СТАТИСТИКА
08.00.05 УДК 316
АНАЛИЗ ДОСУГОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ
КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА
© 2016
Аверкин Михаил Геннадьевич, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой профсоюзного движения и общеобразовательных дисциплин, директор Нижегородского филиала АТиСО
Нижегородский филиал Академии труда и социальных отношений, Нижний Новгород, (Россия)
Аннотация. Данная статья посвящена анализу досуговых предпочтений современного человека. Выделены основные аспекты взаимосвязи досуговых предпочтений. Проанализированы наиболее типичные формы отдыха для современного общества. Показана взаимосвязь времяпрепровождения досуга на развитие и положение в обществе. Рассматривается взаимосвязь категорий досуговых предпочтений. Данная связь анализируется как с точки зрения влияния досуга на дифференциацию человека в обществе, так и влияния социального неравенства на выбор досуга, на досуговые предпочтения. В статье в качестве объекта исследования - социальная деятельность человека. Социокультурная ситуация в российском обществе характеризуется изменением содержания и форм организации досугового времяпрепровождения современного человека. Особый интерес в этом контексте вызывает анализ городского пространства как условия успешного, содержательного, активного времяпрепровождения человека, направленного на реализацию его творческого потенциала в интересной досуговой деятельности. Выделяются также проблемы, препятствующие успешному становлению досуговой активности горожан в современном мегаполисе, которые обусловлены процессами развития и трансформации как городского пространства, так и изменением самой досуговой деятельности, ее ценностных основ, форм реализации.
Досуг современного человека традиционно рассматривается как особый, уникальный вид деятельности, занимающий определенную часть жизни человека, развивающийся по своим законам, имеющий свои механизмы развития. Содержание данного понятия в зарубежной и отечественной литературе имеет свои традиции.
Выделяются факторы становления содержательной досуговой деятельности горожан в социокультурном пространстве современного города, которая позволяет определить перспективы развития досуговых пространств районов города. Данные факторы свидетельствуют о необходимости дальнейшего эмпирического анализа особенностей организации досуговой деятельности горожан, последующей разработки плана развития социокультурного пространства с учетом потребностей горожан.
Ключевые слова: анализ, городская культура, досуг, коммуникация, массы, общество, развлечения, средства массовой информации, структура общества, социология, человек, урбанизация, электронная культура.
ANALYSIS RECREATIONAL FORMS OF SOCIAL HUMAN ACTIVITY IN THE COMMUNICATIVE SPACE OF THE CITY
© 2016
Averkin Michael Gennadevich, candidate of Sociology, Associate Professor, Head of the trade union movement and
general studies, director of the Nizhny Novgorod branch of ATIS.
Nizhny Novgorod branch of the Academy of Labor and Social Relations, Nizhny Novgorod (Russia)
Abstract. This article analyzes the recreational preferences of modern man. The basic aspects of the relationship leisure preferences. We analyzed the most common forms of recreation for a modern society. The relationship of leisure pastime for the development and status in society. The relation of categories of leisure preferences. This relationship is analyzed both in terms of the effect of leisure activities on human differentiation in society, and the impact of social inequality on a range of leisure activities on leisure preferences. The article as an object of study of human social activity. The socio-cultural situation in Russian society is characterized by a change in the content and forms of organization of leisure pastime of modern man. Of particular interest in this context is the analysis of urban space as a condition for a successful, meaningful, active human pastime, aimed at the realization of his creativity in an exciting leisure activities. It stands out as challenges to the successful establishment of leisure-time activities of citizens in the modern metropolis, which are caused by the processes of development and transformation as an urban space, and change most leisure activities, its value bases, forms of realization.
Hobby modern man has traditionally been viewed as a special, unique type of activity, which occupies a certain portion of a person's life, developing according to its laws, having its mechanisms of development. The content of this notion in the foreign and domestic literature has its own traditions.
Factors of formation of meaningful leisure activities of citizens in the social and cultural space of the modern city, which allows you to determine the prospects for the development of recreational spaces of the city. These factors indicate the need for further empirical analysis of the characteristics of the organization of leisure activities of citizens, followed by the development of social and cultural space development plan, taking into account the needs of the citizens.
Keywords: analysis, urban culture, leisure, communication, mass, society, entertainment, the media, the structure of society, sociology, people, urbanization, e-culture.
Анализирую понятие «досуг», как его трактует социологический словарь, оно рассматривается как совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.
К. Маркс, писал что «труд, не требующий больших умственных и эмоциональных усилий, предполагающий лишь механическое выполнение определенных операций, формирует потребность в искусстве с ярко выраженной ориентацией исключительно на развлечение». Подобная позиция впервые сформулирована в рамках школы нормативной эстетики 18 века и с разными вариациями повторяется вплоть до Франкфуртской школы [1, с. 569].
Отсюда оправдание допуска развлечения в культуру последних десятилетий - они необходимы для восстановления сил у людей тяжелого физического труда.
П. Тейяр де Шарден отмечал, что «развлечение превращает личность в «раба смутных возбуждений» человеческой массы», а перевод высвобождающейся энергии в развлекательный досуг приводит (может приводить) к трагическим катаклизмам.
Но современное постиндустриальное общество, минимизировав физический труд и подняв средний образовательный уровень населения, напротив, создало более изысканные по своему технологическому уровню развлечения [2, с. 20].
В прежние века доступ к развлечениям (их разнообразие) были связаны с богатством и свободным временем (личность не угнетена рутинным трудом) -именно наиболее образованная и свободная часть общества, не только всегда имела время и средства развлекаться больше других, но и была обязана это делать, определяя возможности, формы и способы развлечения других сословий и социальных групп (а это способствовало кристаллизации развлечения и, вместе с ним, артистической профессии).
Аристотель указывал, что «в развлечениях проводят свой досуг государи»; «ведь это даже нелепо,
чтобы человек всю жизнь работал и терпел беды ради развлечений», тем более что последняя его цель -совершенствование в добропорядочных делах. «.. к такого рода времяпрепровождению прибегает большинство тех, кого почитают счастливыми и высокоостроумными» [3, а 202].
Причем у его учителя Платона термин «развлечение» отсутствует, Платон говорит об удовольствии (иронии, смехе). Но и для Аристотеля термин «развлечение» еще не самостоятелен - в «Никомаховой этике» он у него в ряде других признаков счастья, «...с развлечением тесно соприкасается «приятное», порождаемое повторением и разнообразием», - пишет Аристотель и в «Риторике».
Сепир-Уорф отмечает, что «отсутствие слова в языке отражает отсутствие в опыте народа и соответствующего ему явления», т. е. вербальная реальность до периода Античности не содержала знака этой области человеческой деятельности; следовательно, она не была акцентуирована [4, с. 1062].
Но Аристотель первым уловил связь между развлечением и социальным статусом, таким образом, термин атрибутируется на социологической основе - через феномен страты, для которой наиболее характерно данное явление.
Согласно Аристотелю, развлечения самоценны - они заслуживают быть избранными не ради других благ, а ради них самих; следовательно имеем:
Развлечения Ритуал
в своих зрелых, сущностных формах апеллируют к личностному опыту и предполагают широкую свободу выбора регулирующий культурную деятельность, опирается на мощный фундамент коллективного опыта, который закреплен традициями
В рамках развития городской культуры Античность дает нам в употребление лексему, объединяющую универсальные атрибуты столичного города и развлечения - возникает корень «игЬ» и понятие «игЬап^» [5, с. 8].
Таким образом, «урбанизация» 1) обозначает город как тип поселения - бытовые удобства города,
и 2) описывает определенный набор личностных качеств, которыми должен обладать его житель - т. е. отличительные свойства воспитанного столичного человека (любезность, обходительность, учтивость, способность к взаимопониманию, остроумие и ирония, связанные с навыками общения в игровых ситуациях). Таким образом, семантические поля терминов «урбанизация» и «развлечение» пересекаются.
М. Вебер (в экономическом ракурсе), указывает, что «город - рыночное поселение», с такой точки зрения и городскую культуру можно определить как культуру, основанную на рыночных отношениях, т. о.:
Рынок Город
1 2
прежде всего, это возможность выбора: самого продукта, одного из нескольких однотипных продуктов, выбора продавца, способа расчета и т. п. пространство, в котором большинство населения не просто имеет возможность, но и принуждено постоянно принимать личные решения, связанные с рыночным обменом
4
следовательно, модифицируются (естественно и закономерно) традиционные модели поведения:
1) выбор на рынке не предопределен;
2) не совершается под воздействием сакрального начала;
3) не надличностен, а в большей или меньшей степени является;
4) одним из способов самореализации горожан; следовательно:
1 2
рынок предполагает наличие не только товара, но и технологий его предъявления и освоения, т. е. он сам является формой существования продукта. город выделяет и обособли-вает потребительскую деятельность и формирует класс потребительских ценностей, полностью либо в значительной части лишенных сакральных смыслов
Здесь мы видим одно из фундаментальных различий между нововременной городской культурой и архаичной сельской культурой - это специфика деятельности [6, с. 96].
«Городской человек» вследствие специфики жизни членит свое время как бы на две достаточно автономные области:
- рабочее время (а следовательно, место работы);
- внерабочее время (а, следовательно, место отдыха).
М. Вебер впервые заговорил об этом в начале XX века, утверждая, что «подобное пространственное разграничение привело к постепенному замыканию в особом, выведенном за пределы публичного, про-
странстве всех тех отношении, которые конституируют индивидуальность человека, включая его телесные отношения» [7, с. 87].
Появление и формирование личного времени (досуга, «интимного пространства»), свободных от общественного контроля и необходимости отдавать всего себя работе, оказались достоянием городской культуры, став пространством свободы самореализации человека. При этом оказались разведенными самих:
1) производственная деятельность;
2) сами виды досуговой деятельности;
3) их различная пространственная локализация.
ХУШ-ХГХ век ХХ-ХХ1 век
«воксалы» - увеселительные сады (конец XVIII века) - статистически большие, особенно по сравнению со средневековыми городами места уединения человека, задыхающегося от тесноты города современные стадионные концерты, шоу с многотысячными толпами зрителей (напоминает огромную сплоченную толпу людей, в большей или меньшей степени захваченную разворачивающимся зрелищем-шоу)
Но, если рассматривать интимность чисто статистически - как размер территории или количество людей, находящихся по соседству в массе незнакомых друг другу людей чувство «публичного одиночества» переживается острее - характерный для стадиона тип коммуникации автоматически способствует обособлению человека - на стадионе, театре, дискотеке и т. д. собираются люди, вооруженные биноклями (которые как бы отсекают их от окружающих), либо самозабвенно танцующие (на дискотеке своей пластикой, движениями маркирующие собственный сектор в общем пространстве).
Анализ понятия «дискотека». Раньше - открытая танцплощадка, освещенное пространство, окруженное зрителями, с точно определенным источником звука и плавно танцующими парами. Теперь -черная тьма, прорезаемая резкими вспышками света, до предела насыщенная ревом динамиков, в которой
1) теряется привычная трехмерность пространства,
2) оказывается крайне затруднительным всякий контакт людей друг с другом. Дискотечные танцы - танцы в одиночку, без правил, как сработает индивидуальная психофизика (т. е. как тело «поведет») - это общение по типу «Я-Я», в котором господствует автокоммуникация [8, с. 21].
В современной культуре автокоммуникация не имеет четкой пространственной локализации. Максимальна она в жилище, минимальна - в пространстве публичных церемоний.
Город - пространство публичных церемоний Жилище - пространство личных церемоний
1 2
старый доурбанистиче-ский город (периода буржуазных революций) может быть уподоблен большому дому, центр которого был средоточием общественной жизни эпицентр жизни в новом городе все больше смещается в индивидуальное жилище
В структуре современного города жилище - это повседневность, тесно связанная с обыденным сознанием (один из самых консервативных элементов человеческой культуры). Для большинства людей это пространство рутинной бытовой деятельности, порождающей целый комплекс обиходных автоматизмов [9, с. 37].
Развлечения (развлекательная культура), вторгаясь в пространство быта, разрывают монотонию обыденного и создают для человека, новую реальность (пусть и временно). Развлечение:
1) дистанцирует человека от его бытовой реальности;
2) позволяет ее преодолевать (но в символической форме).
Попадая в поле развлечения, обыденные вещи перестают быть самими собой - они становятся игровыми метафорами, а наличие домашней техники, тиражирующей искусство (и относящейся к разряду масс-коммуникативных средств), начинает работать на индивидуализацию, обостряя у человека ощущение хозяина, владельца коммуникационного потока, превращающего замкнутую бытовую жизнь, отгороженную от жизни общественной, в элемент социальной реальности или квазиреальности.
Э. Фромм, считает, что «телевидение делает меня в какой-то мере Богом; я отключаю окружающую меня реальность и одним нажатием кнопки создаю другую реальность; я выступаю в роли творца, почти что Бога. Это мой мир» [10, с. 34].
И здесь развлечение выступает как средство, подрывающее, «раскачивающее» консерватизм повседневности - в домовом пространстве начинает не только меняться мебель, антураж, характер обихода, но и формируется тенденция максимально заместить реальную картинку искусственной аудиовизуальной.
Историческая оппозиция сакрального и светского (именно оппозиции, а не две различные по своей семантике области культуры) дает нам то, что развлечение и сакральные действия находятся в отношениях взаимозаменяемости [11, с. 13].
Личностный мир постоянно изменчив, а потому и развлечение по определению не может быть старым. Таким образом, 1) стереотипность для развлекательной культуры - необходимое свойство; 2) сам факт клишированности развлекательной продукции для ее потребителей практически никакой роли не играет (он как бы не замечается). И в одном и в другом случае человек как бы странным образом не замечает, что имеет дело с воспроизводящимся уже в сотый раз сюжетом (образом, интонацией).
На самом деле современные СМИ день за днем производят то, что мы видим каждый день: т. е. то, что мы знаем о мире, мы получаем через СМИ (и немного через межличностное общение) [12, с. 163].
МАСС-МЕДИА
\
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
1. Что сплачивает общество?
2. Почему оно не распадается на кусочки?
Социология средств массовой информации (СМИ) - это социология печати, радио, ТВ и других электронных средств массовой информации. Изменения происходили с момента рождения книгопечатания и печатных СМИ:
изменения
I. Письменная культура
II. Книгопечатная культура
III. Электронная культура
XVIII век. Бюргеры идентифицировали себя через романы, т. е. использовали для своей самоидентификации. Образы самоидентификации, которые были в романах, позже заменены образами через телевидение (к примеру, как одеваться и т. д.) [13, с. 63].
Классическая социология Современная социология
рассматривает то, что держит общество вместе (к примеру, нормы, ценности) к примеру, теория Парсонса здесь речь идет уже не о нормах и ценностях, которые скрепляют общество, а о том, что люди имеют общие представления о социальности и действительности, а не о том, как они ее оценивают
Но теперь, во времена СМИ, политика сама определяет себя через СМИ - по высказываниям многих политиков мы можем определить, высказано ли оно ими:
1) на публику;
2) для СМИ;
3) они действительно так думают.
Сегодня вопросы средств массовой информации в общем уровне общественной (социальной) теории очень малы (редки); т. е., к примеру, Западная Европа, Америка не затрагивают проблематику СМИ в рамках общественной проблематики (за исключением Николаса Лумана, Томпсона); т. о. вопросы медиа на уровне общей общественной теории не прорабатываются.
Какие же структурные изменения произошли с появлением и работой СМИ (современных СМИ)?
Определение СМИ. СМИ - это .
I. МАССЫ - это ... II. МЕДИА (
или СРЕДСТВА) - это .
Но здесь проблема с термином «массы». Массы - это не собрание людей, как говорили о массах ранние социологи. В рамках социологии СМИ мы рассматриваем 1) «массы телевидения», и это вовсе не 2) «массы» которые собираются, к примеру, на стадионах.
В рамках огромного скопления людей появляется что-то объединяющее, и эта масса может определять себя как «масса», т. е. это ими ощущается, во-первых, физически и, во-вторых, ощущается ими самими, т.е. у них есть некое «сознание», т. е. у них появляются общие (явные и/или неявные) интересы [14, С. 29].
Термин «сознание толпы»; и здесь: 1) индивид может потерять себя в толпе; 2) толпа приобретает собственную динамику.
Зачем их разделять, масса зрителей рассматривается здесь по-другому;
ранние социологи рассматривали массы как что-то плохое, т. к. теряется индивид;
ТВ - это машинка по манипуляции массы людей; но возможно это и неверно, и если от этого отказаться, то можно проследить коммуникативную динамику (механику) [15.С.87].
Это форма коммуникации, в рамках которой публичные высказывания происходят через технические средства распространения односторонне и на разнородную публику:
1) воспринимающая сторона - публика неограничен на (т. е. не имеет границ);
2) высказывания адресуются не напрямую;
3) все, и адресат, и получатель информации находятся в разных местах (и во времени, и в пространстве);
4) роли получателя и адресата не соединяются.
«А» - получатель информации; отправитель информации - «В». Это особая форма коммуникаций в рамках социологии: односторонняя ^ СМИ;
5) получатель и отправитель информации никогда не меняются местами,
попытка установить двусторонний контакт в рамках, к примеру, телевидения - это: во-первых, рейтинг;
во-вторых, интерактивное ТВ (как формат двустороннего вещания), но это новый формат вещания, прежние (старые) формы коммуникаций придерживаются все же одностороннего вещания [16, с. 28].
Проблема Решают- Коммуни- Человеческий
взаимо- ся через кативные язык, к примеру
действия комму- проблемы - - это элементар-
между никации это понятие ное средство
людьми «средства» общения. И
в понятии здесь средства
«СМИ» коммуникаций
(т. е. понимания)
имеют много
общего.
3 проблемы коммуникации.
1 . Проблема понимания: Эго понимает ли то, о чем говорит Альтер Эго. К примеру, язык - это то средство, которое может помочь решить эту проблему (но не на 100 %, но минимизирует) [17, с. 61]. Средство языка, как средство решения проблемы, действует только, когда Эго и Альтер Эго двусторон-не воспринимают друг друга.
2. Проблема достижения удаленного адресата: ее решает другое средство - средство распространения, которое помогает нам совершать коммуникацию через удаленность (во-первых, пространственную, во-вторых, временную) [18, с. 14]. Таким образом, мы имеем достаточно большую группу средств распространения:
Классическая социология Современная социология
у ранних (классических) социологов есть понятие «феномен толпы», в соответствии с которым человек должен присутствовать в толпе этот феномен исчезает, когда мы рассматриваем масс-медиа, т. е. публика масс-медиа (к примеру, зрители ТВ) физически себя не воспринимают и, соответственно, эта масса таким образом состоит из индивидов
1-я волна средств распространения - костер индейцев (для других индейцев); - письмо; - книжное письмо - книгопечатание; - почта
2-я волна средств распространения - телеграф, телефон (XIX век); - радио, телевидение; - цифровые средства коммуникаций
Классическая социология Современная социология
- люди находятся в одно время в одном и том же месте и пространстве - нет пространственной компоненты, только временная
- новая информация распространялась физически (к примеру, газеты и книги перевозились и т. д.) - сейчас ситуация изменилась -новость в короткое время распространяется очень быстро, т. е. информация состаривается очень быстро
Каков критерий, с помощью которого можно выделить радио и телевидение?
Это будет критерий времени:
- книга, письмо переступают временные границы (книги XIX, XVII веков); таким образом, в процессе коммуникации читатель читает в разрезе времени;
- телевидение, коммуникация происходит в режиме настоящего времени; и к примеру, временная разница Россия - Германия в 2 часа появилась в рамках коммуникаций и возникла с появлением радио и т. д.
И это в первую очередь выделяет вторую волну распространения от первой,
во вторую очередь это - соприсутствие (возможно третья проблема):
Этот диагноз (определение) делает нас более чувствительными к временной логике пространства, к примеру, временной логике пространства телевидения. Это подталкивает нас понять ситуацию, в которой находятся СМИ, поставляющие нам новую информацию. ^ таким образом мы получаем новую «временную ритмику» [19, с. 57].
Временная ритмика СМИ отличается от других (к примеру, временной ритмики права - например суд), т. е. право само себя корригирует в рамках собственно установленного времени. Но СМИ своей ритмикой могут давить на ритмику, к примеру права, тем самым изменяя временную действительность.
СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: везде, во всех процессах, существует своя собственная ритмика. И в рамках исторического процесса эта временная рит-
мика (права, политики и т. д.) друг друга ориентируют, друг к другу приравниваются и ПРИХОДЯТ СМИ со своим внутренним (особым) ритмом ^ в результате чего мы имеем, в обществе СТРУКТУРНЫЙ ПЕРЕЛОМ; и под структурным переломом мы понимаем то, что СМИ убыстряют временную ритмику, в той или иной области (по своему разумению и необходимости и своему собственному чувству целесообразности), в итоге эта другая область подстраивается под ритмику СМИ (к примеру политические партии и т. д.) [20. с. 56].
И теперь понятие «СМИ» мы можем подразделить на два направления:
1. понятие «средства достижения»;
2. понятие «масса», под которой мы уже не можем понимать толпу (как в классической социологии), глупую толпу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверкин М. Г. Социальные системы современной организации в условиях динамичности процессов управления / Журнал ВАК «Экономика и предпринимательство» № 5. ч. 2. 2014. 980 с.
2. Аверкин М. Г. Значение информационно-коммуникативных технологий при построении социального пространства в современных экономических условиях // Международный межвузовский рецензируемый научный журнал «Прикладные экономические исследования» № 2 (2). Издательство «Научный консультант», Москва, 2014. 56 с.
3. Симонец Н. Л., Сазанкин И. А., Аверкин М. Г. Повышение эффективности функционирования предприятия на современном этапе развития // Система социально-экономических и трудовых отношений: история и современность : Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 110-летия профсоюзного движения в России и 25-летию образования ФНПР (5 февраля 2015 года). М. : ИИЦ «АТиСО», 2016. 206 с.
4. Аверкин М. Г., Крюкова Т. М. Увеличение конкурентоспособности российских предприятий путем принятия эффективных антикризисных решений в современных условиях хозяйствования и управления, посредством использования опыта импортоза-мещения // Рецензируемый международный научный журнал «Экономика и предпринимательство» № 5 (ч. 2). Издательство «Редакция журнала Экономика и предпринимательство», Москва, 2015. 1180 с.
5. Ромашова И. Б., Аверкин М. Г. Стратегический анализ как основа разработки стратегического развития предприятия // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационное развитие АПК: Механизмы и приоритеты» М. : «Научный консультант», 2015. 516 с.
6. Патрунин А., Медин Г. Аверкин М. Г. Проблемы современного образования // Сборник материалов I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и образования в России», посвященной 95-летию основания ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» / Нижегородский филиал ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»; под редакцией М. Г. Аверки-на. Н. Новгород, 2014. 58 с.
7. Аверкин М. Г. Регулирование социально-экономических и трудовых отношений: история и современность // Сборник материалов V ежегодной международной заочной научно-практической конференции, посвященной 110-летию профсоюзного движения в России и 25-летия образования ФНПР (5 февраля 2015 года). М. : ОУП ВО «АТиСО», Нижегородский филиал, 2016. 223 с.
8. Аверкин М. Г. Коммуникации в системе социального управления (социо-экономический аспект) // Коммуникации в системе социального управления (социо-экономический аспект). Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2013. 350 с.
9. Аверкин М. Г., Анисимова А. С. Профессиональное самоопределение как основа самоуважения человека в общества // Система социально-экономических и трудовых отношений : история и современность : Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 110-летия профсоюзного движения в России и 25-летию образования ФНПР (5 февраля 2015 года). М. : ИИЦ «АТиСО», 2016. 206 с.
10. Батракова А. И., Аверкин М. Г. Анализ социальных сетей как информационно-коммуникативного ресурса способствующего трудоустройству молодежи // Сборник материалов I Международной заочной студенческой научно -практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и образования в России», посвященной 95-летию основания ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» Нижегородский филиал ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»; под редакцией М. Г. Аверкина. Н. Новгород, 2014. 58 с.
11. Сорокина Н. В., Аверкин М. Г., Михайлов М. С. Организационные и педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса // Организационные и педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса. М. : ИД «АТи-СО», 2015. 254 с.
12.Аверкин М. Г. Этические проблемы public relations в современном экономическом обществе // Сборник тезисов докладов по материалам научно-
практической конференции «Личность в российской ретро- и перспективе». // НГТУ. Н. Новгород, 2002.
13.Березина О. В., Аверкин М. Г. Основные проблемы системы управления человеческим капиталом // Система социально-экономических и трудовых отношений: история и современность : Сборник материалов II Международной заочной научно -практической конференции, посвященной 110-летия профсоюзного движения в России и 25-летию образования ФНПР (5 февраля 2015 года). М. : ИИЦ «АТиСО», 2016. 206 с.
14.Андронов А. В., Аверкин М. Г. Определение типового портрета целевой группы на основе составления социального портрета потребителя по результатам анкетирования // Международная научно-практическая конференция «Перспективные направления научных исследований». Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса, Издательство «Научный консультант», Москва, 2014. 112 с.
15. Костин Р. В., Аверкин М. Г. Основные методы оценки человеческого капитала в стоимости бизнеса // Сборник материалов I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и образования в России», посвященной 95-летию основания ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» // Нижегородский филиал ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»; под редакцией М.Г. Аверкина. Н. Новгород, 2014. 58 с.
16.Аверкин М. Г. Анализ практики развития корпоративных информационных систем (региональный опыт) // Материалы второй электронной международной научно-практической конференции «Проблемы инновационного развития сельских территорий» Выпуск 2., Москва, 2014. 298 с.
17.Давыдов С. В., Аверкин М. Г. Вопросы подготовки и экономической адаптации персонала для малых предприятий // Международная научно-практическая конференция «Перспективные направления научных исследований». Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса, Издательство «Научный консультант», Москва, 2014. 112 с.
18. Аверкин М. Г. Взаимодействие культур в процессе глобализации и индивидуализации современного общества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2011. № 4 (1). 384 с.
19. Гольцева О. В., Аверкин М. Г. Вопросы изучения языка в контексте учебно-профессиональных задач современных коммуникаций // Регулирование социально-экономических и трудовых отношений: история и современность: сборник материалов V ежегодной международной
заочной научно-практической конференции, посвященной 110-летию профсоюзного движения в России и 25-летия образования ФНПР (5 февраля 2015 года) / под ред. М. Г. Аверкин. М. : ОУП ВО «АТиСО», Нижегородский филиал, 2016. 22З с.
20.Аверкин М. Г. Значение информационно-коммуникативных технологий при построении социального пространства в современных экономических условиях // Международный межвузовский рецензируемый научный журнал «Прикладные экономические исследования» № 2 (2). Издательство «Научный консультант», Москва, 20i4. 56 с.
REFERENCES
1. Averkin M. G. Social systems of modern organizations in the conditions of dynamic management processes // HAC Magazine «Economics and Entrepre-neurship» № 5, Part 2, 2014, 9S0 with.
2. Averkin M. G. The value of information and communication technologies in the construction of social space in the current economic conditions / International Interuniversity peer-reviewed scientific journal «Applied Economic Research» № 2 (2), Publisher "scientific consultant", Moscow, 2014, 56 р.
3. Simonets N. L., Sazankin I. A., Averkin M. G. Improving the efficiency of functioning of the enterprise at the present stage of development // The system of socio-economic and labor relations: History and Modernity: The collection of materials of the II International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (February 5, 2015 of the year). M. : IPC «ATIS», 2016. 206 p.
4. Averkin M. G., Kryukova T. M. Increasing the competitiveness of Russian enterprises through the adoption of effective anti-crisis solutions in the current economic conditions and management experience by using import substitution // reviewed international scientific journal «Economics and Entrepreneurship» № 5 (Part 2) Publisher «Editorial Board Economics and Business», Moscow, 2015, 11S0 s.
5. Romashova I. B. Averkin M. G. Strategic analysis as a basis for development of the strategic development of the enterprise // Proceedings of the international scientific-practical conference «Innovative development of agribusiness: Mechanisms and Priorities» TH. : «Scientific adviser» 2015, 516 s.
6. Patrunin A. Medina G. Averkin M. G. Problems of modern education // Collection of materials of the I International extramural student scientific and practical conference «Modern Problems of Economics, Management and Education in Russia», dedicated to the 95th anniversary of the PMO VPO «Academy of Labor and Social Relations» // Nizhny Novgorod branch of the PMO
VPO «Academy of Labour and social relations»; edited by MG Averkina. Nizhni Novgorod, 2014, 58 p.
7. Averkin M. G. Regulation of socio-economic and labor relations: Past and Present // Proceedings of the V Annual International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (5 February 2015). M. : PMO IN «ATIS», Nizhny Novgorod branch, 2016, 223 s.
8. Averkin M.G. Communication in the social management system (socio-economic aspect) // Communications in social management system (socio-economic aspect). Nizhni Novgorod : NRU RANHiGS, 2013, 350 p.
9. Averkin M. G., Anisimov A. S. Professional self-determination as the basis of human self-esteem in the society // The system of socio-economic and labor relations: History and Modernity: The collection of materials of the II International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (February 5, 2015 of the year). M. : IPC «ATIS», 2016, 206 p.
10. Batrakova A. I. Averkin M. G. Analysis of social networks as an information-communicative resource promoting youth employment // Collection of materials of the I International extramural student scientific and practical conference «Modern Problems of Economics, Management and Education in Russia», dedicated to the 95th anniversary of the founding PMO VPO «Academy of Labour and Social Relations» // Nizhny Novgorod branch of the PMO VPO «Academy of labor and social relations»; edited by MG Averkina. Nizhni Novgorod, 2014.58 p.
11. Sorokina N. V., Averkin M. G., Mikhailov M. S. Organizational and pedagogical conditions of maintenance of quality of educational process // Organizational and pedagogical conditions of maintenance of quality of the educational process // M. : Publishing House «ATIS», 2015, 254 s.
12. Averkin M. G. Ethical issues public relations in modern economic society // Abstracts of reports based on scientific and practical conference «Personality in Russian retro and run» // The NSTU. Nizhni Novgorod, 2002.
13. Berezina O. V. Averkin M. G. The main problems of human capital management system // The system of socio-economic and labor relations: History and Modernity: The collection of materials of the II International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (5 February 2015). M. : IPC «ATIS», 2016, 206 p.
14. Andronov A. V. Averkin M. G. Defining a model portrait of the target group on the basis of drawing
up a social portrait of the consumer as a result of the survey // International scientific-practical conference "Perspective directions of research» Laboratory of Applied Economic Studies of Keynes, «scientific adviser» Publishing House, Moscow, 2014, 112 c.
15. Kostin R. V. Averkin M. G. Basic methods for assessing human capital in the value of the business // Collection of materials of the I International extramural student scientific and practical conference «Modern Problems of Economics, Management and Education in Russia», dedicated to the 95th anniversary of the founding PMO VPO «Academy of Labour and Social Relations" / Nizhny Novgorod branch of the PMO VPO «Academy of labor and social relations»; edited by MG Averkina. Nizhni Novgorod, 2014, 58 p.
16. Averkin M. G. Analysis of the practice of corporate information systems (regional experience) // Proceedings of the Second International electronic scientific conference «Problems of innovative development of rural areas» Issue 2, Moscow, 2014, 298 p.
17. Davydov S. V. Averkin M. G. Questions of training and economic adjustment assistance for small businesses // International scientific-practical conference "Perspective directions of research." Laboratory of Applied Economic Studies of Keynes, "scientific adviser" Publishing House, Moscow, 2014, 112c.
18. Averkin M. G. Interaction of cultures in globalization and individualisation of modern society // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Loba-chevsky, 2011, № 4 (1), 384 with.
19. Goltseva O. V., Averkin M. G. Questions of language learning in the context of educational and professional problems of modern communications // Regulation of the socio-economic and labor relations: history and modernity: a collection of the V Annual International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (February 5, 2015) / Ed. MG Averkin. M. : PMO IN "ATIS", Nizhny Novgorod branch, 2016, 223 s.
20. Averkin M. G. The value of information and communication technologies in the construction of social space in the current economic environment // International Interuniversity peer-reviewed scientific journal «Applied Economic Research» № 2 (2), Publisher «scientific consultant», Moscow, 2014, 56 рр.
Дата поступления статьи в редакцию 20.03.2016.