УДК 629.113.004 Фетисов А.Ю., ЛитунЯ.В., Гасилова О.С.
Фетисов А.Ю.
Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург, Россия)
Литун Я.В.
Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург, Россия)
Гасилова О.С.
Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург, Россия)
АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ЧЕТЫРЕХСТОРОННИХ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ
Аннотация: в статье приведен анализ ДТП на четырёхсторонних регулируемых перекрестка. В результате проведенных исследований были выявлены основные нарушения Правил дорожного движения. Для того чтобы снизить вероятность возникновения ДТП на регулируемых четырехсторонних перекрестках необходимо внести изменения в работу светофорного регулирования на перекрестках, организовать пешеходные переходы или сделать выделенную пешеходную фазу в режиме светофорного регулирования.
Ключевые слова: ББД, четырехсторонний перекресток, транспортные средства,
ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие - это происшествие, при котором в результате движения по дороге или съезда с нее по крайней мере одного транспортного средства травмируется или погибает человек или наносится имущественный ущерб. [1].
Подавляющее большинство из всех ДТП за 2023 год произошло на перекрестках расположенных в населенных пунктах (88,3%, или 34769), на них же приходится и наибольшее число погибших.
На перекрестках вне населенных пунктов зарегистрирована 11,7%, или 4607 происшествий, при этом доля погибших 35,1%, или 776.
На регулируемые перекрестки приходится 35,8% происшествий и 21,2% погибших:
- 63,2% ДТП на регулируемых перекрестках составляют столкновения
ТС,
- 22,1% ДТП на регулируемых перекрестках с наездом на пешеходов,
- 4,6% ДТП на регулируемых перекрестках с наездом на велосипедистов,
- 3,1% ДТП на регулируемых перекрестках со съездом с дороги,
- 1,1% ДТП на регулируемых перекрестках с наездом на стоящие ТС,
- 1,1% опрокидывание ТС в следствии ДТП на регулируемых перекрестках.
Из всех столкновений на регулируемых перекрестках 12,3% (доля погибших 12,4%) совершены при движении обоих ТС в попутном направлении, при повороте одного ТС и следовании в прямом направлении другого.
При движении ТС на регулируемых перекрестках во встречном направлении при повороте одного или обоих ТС совершена 24,4% столкновений, доля числа погибших - 18,8%.
При движении ТС на регулируемых перекрёстках в пересекающихся направлениях (как прямо в перпендикулярных направлениях, так и при повороте одного или обоих ТС) совершено 36,4% столкновений, на которые приходится 28% смертельных случаев.
Объектом исследования стал регулируемый перекресток на пересечении проспекта Вагоностроителей и улицы Чайковского города Нижнего Тагила (рис. 1).
Рис. 1. Регулируемый перекресток на пересечении проспекта Вагоностроителей и улицы
Чайковского города Нижнего Тагила
При проведении натурных обследований были получены данные об интенсивности движения транспортных средств по всем направлениям. Полученные значения представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Интенсивность транспортных потоков.
Интенсивность транспортных потоков, авт./ч
N1 N2 N3 N4 N5 N6 N7 N8
352 152 158 420 102 212 208 105
График включения сигналов светофоров на пересечении проспекта Вагоностроителей и улицы Чайковского города Нижнего Тагила представлен на рис. 2.
Рис 2. Существующий график включения сигналов светофоров на пересечении проспекта Вагоностроителей и улицы Чайковского города Нижнего Тагила.
На данном перекрестке осуществляется движение транспортных и пешеходных потоков. При повороте транспортных средств с проспекта
Вагоностроителей на улицу Чайковского наблюдается образование конфликтных точек, что может привезти к ДТП.
Основные принципы пофазного разъезда сводятся к следующему:
1. Стремиться к минимальному числу фаз в цикле регулирования.
2. Учитывать, что допускается совмещать в одной фазе:
2.1 левоповоротный поток, конфликтующий с определяющим длительность фазы встречным потоком прямого направления, если левоповоротный поток не превышает 120 авт./ч,
2.2 пешеходный и конфликтующие с ним поворотные транспортные потоки, если пешеходный поток не превышает 900 чел./ч, а поворотные транспортные потоки не превышают 120 авт./ч.
3. Не выпускать из одной и той же полосы транспортные средства, движение которых предусмотрено в разных фазах, т.е. полосы движения закрепляют за определенными фазами.
4. Стремиться к равномерной загрузке полос. Интенсивность движения, в среднем приходящаяся на одну полосу, не должна превышать диапазон 600700 ед./ч.
5. При широкой проезжей части (3 полосы движения и более в одном направлении) следует рассматривать возможность поэтапного перехода пешеходами улицы в течение двух следующих друг за другом фаз регулирования.
Согласно пункта 2.1 целесообразно введение дополнительного светофорного регулирования для левоповоротного потока осуществляющего движение по проспекту Вагоностроителей, что приведет к снижению аварийности на данном участке дороги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гасилова О.С. Организация дорожного движения: учебно-методическое пособие к выполнению курсового проекта обучающихся всех форм обучения по направлению подготовки ... - Екатеринбург: [УГЛТУ], 2020. - 17 с.;
2. Блинкин, М.Я Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: ИД ВШЭ, 2018. — 240 е.;
3. ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний. - М.: Стандартинформ, 2004. - 16
с.;
4. ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. - М.: Стандартинформ, 2020. - 134 с
Fetisov A.Yu., Litun Ya.V., Gasilova O.S.
Fetisov A.Yu.
Ural State Forestry Engineering University (Yekaterinburg, Russia)
Litun Ya.V.
Ural State Forestry Engineering University (Yekaterinburg, Russia)
Gasilova O.S.
Ural State Forestry Engineering University (Yekaterinburg, Russia)
ANALYSIS OF ROAD TRANSPORT INCIDENTS ON THE QUADRILATERAL REGULATED INTERSECTIONS
Abstract: the article provides an analysis of accidents at four-way regulated intersections. As a result of the conducted research, the main violations of traffic Rules were revealed. In order to reduce the likelihood of accidents at regulated four-way intersections, it is necessary to make changes to the operation of traffic light regulation at intersections, organize pedestrian crossings or make a dedicated pedestrian phase in traffic light regulation mode.
Keywords: road rules, quadrilateral intersection, vehicles, road accidents.