УДК 338.984
doi:10.52210/2224669X_2023_4_247
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РОССИИ
А.Г. Скворцова
Аннотация. Потребление товаров и услуг является основополагающим фактором, от которого зависит благосостояние людей. Это крупнейший компонент совокупного спроса (в развитых странах его доля составляет около 70 %), и его изменение оказывает существенное влияние на национальный выпуск и занятость. Поскольку часть дохода, которая не потребляется, сберегается людьми, постольку потребление определяет величину сбережений и, соответственно, инвестиций и таким образом также воздействует на макроэкономические параметры. Все вышесказанное объясняет необходимость составления прогнозов, которые бы удовлетворяли всем методологическим требованиям и давали надежное представление о будущих состояниях потребительского спроса. Прогнозы потребительского спроса позволяют наметить решение таких социально-экономических проблем, как наиболее рациональная структура потребления по основным группам населения. В статье рассмотрено формирование системы показателей анализа и прогнозирования потребительского спроса, проведен анализ общих тенденций в изменении потребительского спроса в России и описаны факторы, влияющие на изменение потребительского спроса.
Ключевые слова: потребительский спрос, динамика, анализ, прогнозирование, стратегическое планирование.
ANALYSIS OF CONSUMER DEMAND DYNAMICS IN RUSSIA A.G. Skvortsova
Abstract. Consumption of goods and services is a fundamental factor on which the well-being of people depends. This is the largest component of aggregate demand (in developed countries its share is about 70 %), and its change has a significant impact on national output and employment. Since the part of income that is not consumed is saved by people, consumption determines the amount of savings and, accordingly, investments, and thus also affects macroeconomic parameters. All of the above explains the need to make forecasts that would satisfy all methodological requirements and give a reliable idea of the future state of consumer demand. Forecasts of consumer demand allow us to outline the solution of such socio-economic problems as the most rational structure of consumption by the main groups of the population. The article considers the formation of a system of indicators for the analysis and forecasting of consumer demand, analyzes general trends in changes in consumer demand in Russia and describes the factors influencing changes in consumer demand.
Keywords: consumer demand, dynamics, analysis, forecasting, strategic planning.
Обоснование системы показателей анализа и прогнозирования потребительского спроса следует разделить на две части: в первой будут приведены основные статистические показатели, используемые в научных трудах и статьях исследователей для характеристики потребительского спроса, а во второй - выбор из их числа наиболее подходящих для целей прогнозирования.
В долгосрочном периоде на потребление оказывает прямое влияние совокупное богатство индивида, в то время как в краткосрочном - текущий доход. Чем ниже уровень дохода, тем большая доля потребления идет на продовольственную группу товаров, тогда как на непродовольственные товары и услуги тратится меньше. И наоборот, чем выше уровень дохода, тем меньшая доля идет на потребление продуктов питания, и тем больше средств на услуги и товары непродовольственного характера [3].
Если обратиться к изучению основных теорий, описывающих феномен «потребительский спрос», то одной из первых моделей потребительского спроса являлась теория абсолютного дохода, предложенная Дж. М. Кейнсом. Проанализировав множество факторов, он пришел к выводу, что на непродолжительных промежутках времени для описания потребительского поведения ключевым фактором является совокупный доход домохозяйств, а всеми остальными переменными, такими как процентная ставка, величина капитала и так далее, можно пренебречь, поскольку они постоянны. Таким образом, в качестве основы для анализа потребительского спроса выступает функциональная зависимость между объемом потребления и уровнем дохода домохозяйства. Следующие исследования (Flavin (1981), Cambell and Mankiw (1987) и другие) фокусировались на доходах потребителей, рассматривая их динамику в качестве ключевого фактора, влияющего на потребительский спрос. Japelli, Pistaferri (2010) осуществили систематизацию исследований по оценке влияния доходов на потребительский спрос. В соответствии с концепцией перманентного дохода современные исследования рассматривают в качестве отдельных факторов ожидаемые и неожидаемые изменения доходов потребителей (Bunn, Le Roux et al., 2017). Для этого, наряду с макроэкономическими показателями, в качестве источников
информации используются систематические опросы потребителей, позволяющие выявить их ожидания, - происходит рассмотрение потребительского спроса с микроэкономической точки зрения [10].
Изучение расходов на конечное потребление также играет немаловажную роль для анализа структуры потребительского спроса. Так, прогноз Минэкономразвития предполагает, что основным драйвером экономического роста (в том числе рост ВВП) в ближайшие годы станет потребительский спрос, а именно - стимулирование роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств [11]. Взаимосвязь между потребительскими расходами и ВВП заключается в том, что потребительские расходы являются важным компонентом измерения ВВП, в связи с чем данный показатель также должен рассматриваться при изучении структуры потребления. Когда потребительские расходы высоки, общий ВВП отражает эту потребительскую уверенность посредством более высоких показателей. Потребительские расходы рассчитываются путем подсчета того, сколько отдельные домохозяйства тратят в рассматриваемом периоде. К таким расходным материалам относятся такие вещи, как товары длительного и недлительного пользования [2].
Ставка рефинансирования также характеризует формирование потребительского спроса, ведь денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, включая платежи за товары (работы, услуги) с использованием банковских карт за рубежом и проценты за кредиты. Изменение ставок рефинансирования прямо влияет на спрос на потребительские кредиты (например, за счет снижения процентных ставок, которые зависят от ставок рефинансирования, люди могут позволить себе брать большие суммы при той же величине ежемесячного платежа, что и оказывает влияние на увеличение среднего чека и потребительского спроса) [12].
Еще одним показателем, используемым для анализа потребительского спроса, является Индекс потребительских цен (ИПЦ), который отражает изменение стоимости некоего набора товаров и услуг, называемого «потребительской корзиной», потребляемого среднестатистическим домохозяйством страны [5]. Это изменение влияет на уровень благосостояния населения и реальную покупательную способность потребителей [9].
Из данного широкого спектра в качестве показателей структуры потребления для целей прогнозирования были выбраны следу-
ющие: расходы на конечное потребление; располагаемые ресурсы; денежный доход; ставка рефинансирования; ИПЦ на товары и услуги; ИПЦ на продовольственные товары; ВВП и численность населения. Данные показатели, как было уже упомянуто выше, ежегодно рассчитываются Федеральной службой государственной статистики, поэтому были взяты из официальной статистики.
В целях разработки прогноза потребительского спроса в России необходимо провести анализ современного состояния данной категории, проследив изменение основных показателей во времени.
В 2022 г. расходы на конечное потребление составили 23 998,5 руб./на члена домохозяйства, что на 13,4 % больше по сравнению с 2021 г. или на 2 844,24 руб. в абсолютном выражении (таблица 1).
Таблица 1
Динамика расходов на конечное потребление - всего (2012-2022 гг.) в руб.
Период 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Расходы к» конечно? потребление -всего, в руб. 130«, 3 14153,8 15094,3 15970,35 16632,5 17319,9 18040,6 19749,42 19180,79 21154,26 23998,5
Теш рост«. % 111,5% 108,3% 106,«% 105,8% 104,1% 104,1% 104,2% 109,5% 97,1% 110,3% 113,4%
Теш: приросте, % 11,54 8,3% 6,6% 5.8% 4,1% 4,1% 4.2% 9.5% -2,9% 10,3% 13.4%
Источник: составлено автором по данным http://www.gks.ru/
Увеличение произошло в номинальном выражении, тогда как в реальном был отмечен спад по причине высокого уровня инфляции (более 8 % в годовом выражении) [15]. Самый высокий уровень инфляции был отмечен в продовольственной группе товаров (10,62 %), тогда как рост цен в сфере услуг был меньше всего (4,98 %). В структуре ВВП доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств доминирует, составляя 49,7 % в 2022 г. [13]. С начала 2013 г. доля данной величины в ВВП выросла почти на 19 %, что говорит о ее возрастающей роли в развитии экономики страны. Несмотря на то, что ВВП и расходы на конечное потребление домашних хозяйств отличаются сходной динамикой (во времена экономического подъема оба показателя растут, в кризис падают или замедляют свой рост), все же из графика видно, что второй показатель характеризуется меньшими флуктуациями (рисунок 1).
Структура располагаемых ресурсов за последние девять лет не претерпела существенных изменений (рисунок 2). В 2015 г. де-
Рисунок 1. Темпы прироста ВВП и расходов на конечное потребление домашних хозяйств 2015-2022 в РФ, %
Источник: составлено автором по данным http://www.gks.ru/
нежные доходы (в основном поступления оплаты труда) составляли около 85 %, затем в 2017-2018 гг. повысились до 90 % и в кризисные 2019-2021 гг. снизились до 88 %. Это связано с тем, что населению приходилось тратить свои накопления или брать в долг.
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
■ Сумма привлеченных средств п израсходованных сбережений
■ Стоимость натуральных поступлений ■ Денежный доход, в руо.
Рисунок 2. Структура располагаемых ресурсов, в руб.
Источник: составлено автором по данным http://www.gks.ru/
35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рисунок 3. Денежные доходы на члена домашнего хозяйства,
в руб.
Источник: составлено автором по данным http://www.gks.ru/
Однако в целом наблюдается рост денежных доходов населения: начиная с 2013 г. данный показатель вырос на 54 % к 2021 г. (рисунок 3). Одной из причин положительной динамики данного показателя к 2021 г. считается осуществление в 2020-2021 гг. масштабных единовременных социальных выплат семьям с детьми и пенсионерам [4].
Рост реальных доходов также происходил на фоне ускорившейся инфляции: индекс потребительских цен (ИПЦ) превысил 8 % в годовом выражении за 2021 г. - максимум за последние пять лет. При этом лидером роста цен стала группа продовольственных товаров - ИПЦ составил 110,62 %. На этом фоне инфляционные ожидания населения опять ускорились, что, как сообщает Банк России, стало одним из факторов ужесточения кредитно-денежной политики и существенного повышения ключевой ставки [8].
В общем и целом, структура потребительского спроса меняется. По словам начальника отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» ВШЭ Владимира Бессонова, «даже постепенное восстановление объемов потребительского спроса будет означать другой уровень благосостояния» [14]. К наиболее долгосрочным трендам восстановления относится сектор непродовольственных товаров, который будет значительно снижать оборот розничной торговли в ближайшие годы.
В целях проведения факторного анализа, который позволяет рассмотреть прогнозируемый объект не изолированно, а в системе взаимосвязанных показателей, были исследованы показатели анализа и прогнозирования потребительского спроса. Проведя корреляционный анализ были последовательно исключены наименее значимые факторы и выявлены те, чья динамика оказывает наибольшее влияние на изменение структуры потребительского спроса в России: расходы на конечное потребление; денежный доход; ставка рефинансирования и ИПЦ на товары и услуги.
При изучении потребительского спроса первостепенное значение приобретает анализ расходов населения, т.к. расходы служат не просто характеристикой спроса: они отражают степень использования доходов. Структура потребительских расходов в детальной разбивке является одной из важнейших характеристик потребительского поведения домашних хозяйств. В виду того, что потребности населения в течение ограниченного промежутка времени остаются практически неизменными, происходящие сдвиги в структуре потребительских расходов отражают динамику уровня жизни населения. Именно поэтому объектом прогнозирования в данной работе выступили расходы на конечное потребление, а остальные факторы выступили зависимыми переменными и имели наиболее тесную корреляцию с данным показателем (таблица 2).
Таблица 2
Корреляционная матрица для расходов на конечное потребление
Ркхояы К1 конечное потребление -всего, в о\б. Ркпол1г»е»ше ресурсы - всего, в руб. Спвп Численность ккеления. юш чел
Ркходы К1 конечное потребление -всего, в руб. 1
Ркпол1Г»гиые ресурсы -всего, в руб. 0,995679052 1
Спвы рефиникироввсия. % -0,523899232 -0,570097453 1
Численность населения, млн чел 0,726046577 0,739524658 -0,383262605 1
Источник: составлено автором с использованием пакета анализа данных в Excel
Коэффициенты корреляции между объясняемой переменной (расходы на конечное потребление) и объясняющими переменными (распологаемые ресурсы; ставка рефинансирования и ИПЦ на товары и услуги) достаточно большие, что говорит о высокой линейной зависимости. В тоже время мультиколлинеарность отсутствует, значение не превышает 0,85, что является показателем почти полной независимости факторов, а значит, их можно включить в модель.
Денежные доходы домохозяйств и изменение цен на товары и услуги также относятся к экономическим факторам, влияющим на изменение потребительского спроса. Причем, чем ниже уровень дохода, тем большая доля потребления идет на продовольственную группу товаров, тогда как на непродовольственные товары и услуги тратится меньше. И наоборот, чем выше уровень дохода, тем меньшая доля идет на потребление продуктов питания, и тем больше средств на услуги и товары непродовольственного характера.
На временные предпочтения, другими словами, на выбор между текущим и будущим потреблением, определяющее влияние оказывает ставка процента, причем ее изменение имеет разное действие на потребителей-дебиторов и потребителей-заемщиков. Влияние ставки процента складывается из эффекта замещения, эффекта дохода и эффекта богатства [1]. Эффект замещения имеет отрицательное значение с точки зрения текущего потребления, так как увеличение ставки процента снижает относительную цену товаров, потребляемых в будущем, что смещает потребление из настоящего периода в будущий. В данном эффекте потребители делают выбор между текущим и будущим потреблением независимо от того, являются ли они дебиторами или заемщиками. Важно отметить, что он во многом определяется эластичностью от ставки процента, что необходимо иметь в виду при проведении фискальной политики.
Эффект дохода, напротив, имеет разное действие на дебитора и заемщика. Он положителен, если индивид скорее сберегает, чем занимает; повышение ставки процента позволит увеличить уровень потребления. И эффект дохода имеет отрицательную направленность, если потребитель является заемщиком, так как величина обязательств растет, уровень потребления снижается. Однако в целом в экономике преобладают дебиторы, поскольку совокупное богатство домашних хозяйств имеет положительную величину, увеличение ставки про-
цента ведет к положительному эффекту дохода, как на текущий, так и на будущий уровень потребления.
Эффект богатства проявляет себя в том, что увеличение ставки процента приводит к снижению текущей приведенной стоимости будущих потоков дохода. Так как эффекты замещения и дохода противоположны, они перекрывают влияние друг друга. а в целом влияние ставки процента на совокупное потребление обратно, так как вызывает снижение богатства потребителя посредством более высокого дисконтирования будущего дохода.
Библиографический список
1. Берендеева Е.В. Трансформация российского продовольственного рынка: эффекты дохода и замещения // Экономический журнал ВШЭ. 2019. № 4 (51).
2. ЛеонидоваЕ.Г., Румянцев Н.М. К вопросу об активизации потребительского и инвестиционного внутреннего спроса // Проблемы развития территории. 2020. № 1 (105).
3. НиворожкинаЛ.И., Торопова Т.В. Сколько сберегают российские домохозяйства: статистическое тестирование гипотезы абсолютного дохода Дж.Кейнса // Финансовые исследования. 2019. № 2 (47).
4. ОвчароваЛ.Н. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения: три квартала 2021 года. М., 2021.
5. Рейхрехт Н.В. Влияние инфляционных процессов на потребительский спрос населения // Экономический журнал. 2018. № 3 (51).
6. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat. gov.ru/ (дата обращения: 10.07.2023).
7. Центральный банк РФ. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 10.07.2023).
8. Заявление Председателя Банка России по итогам заседания Совета директоров Банка России 22 октября 2021 года. URL: http://cbr.ru/press/ event/?id=12361 (дата обращения: 10.07.2023).
9. URL: https://krasstat.gks.ru/storage/mediabank/RzkIFGgq/cpi_ru_374084. pdf (дата обращения: 10.07.2023).
10. URL: https://cbr.ru/ec_research/ser/wp210708// (дата обращения: 10.07.2023).
11. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/10/18/634cfb079a79479f94b 4a742 (дата обращения: 10.07.2023).
12. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2021/03/02/859932-rossiyane-nachali (дата обращения: 10.07.2023).
13. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/24_18-02-2022.htm/ (дата обращения: 10.07.2023).
14. URL: https://www.forbes.ru/finansy/477065-polozitel-noj-dinamiki-zdat-ne-stoit-pocemu-rossiane-stali-men-se-tratit-сайт (дата обращения: 10.07.2023).
15. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 10.07.2023).
А.Г. Скворцова
аспирант
Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: [email protected]