Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МОРСКИХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА МИРОВОМ РЫНКЕ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МОРСКИХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА МИРОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

2158
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА И ТРАНСПОРТ / LOGISTICS / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / MARITIME TRANSPORT / МИРОВОЙ ГРУЗООБОРОТ / МИРОВЫЕ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ОПЕРАТОРЫ / GLOBAL CARGO TURNOVER / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / CONTAINER SHIPPING / INTERNATIONAL CONTAINER OPERATORS / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленков Илья Дмитриевич, Цвир Дарья Павловна

Рост объемов международной торговли обусловлен в том числе и техническим прогрессом на транспорте. Все большее количество стран используют во внешней торговле морской транспорт, основу которого оставляют специализированные балкеры, танкеры, контейнеровозы. С их помощью становится возможным быстрый рост и совершенствование организации перевозок, а также снижение их себестоимости. В этом плане состояние мировой экономики, вектор её развития играют ключевую роль в развитии рынка морских перевозок. Значительный рост тоннажа, внедрение новых технологий морских перевозок, специализация (особенно контейнеризация) международных перевозок грузов всегда оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на расширение международного обмена. Вследствие модернизации транспортных средств перевозки на дальние расстояния становятся более экономичными. В мировой торговый оборот привлекаются новые рынки, разделенные огромными водными пространствами, увеличивается номенклатура перевозимых грузов. В статье проводится анализ объема мировых грузоперевозок за 2000-2013 гг., динамики мировых контейнерных перевозок за 2000-2014 гг., а также приведены крупнейшие операторы мирового контейнерного флота по состоянию на начало 2015 г. Можно выделить основные тенденции, которые характеризуют развитие морских грузоперевозок в мире с 2000 г. по 2014 г., это - неуклонное увеличение объема мировых морских грузоперевозок и развитие контейнерных перевозок. Проанализировав динамику морских грузоперевозок на мировом рынке, можно предположить, что закономерность развития мировой торговли влияет на темпы инновационного развития портов и флота, основанных в первую очередь на повышении доли контейнеровозов, оптимизации средней грузоподъемности основных типов судов, комплексности формирования капитальных активов судоходных компаний и портов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DYNAMICS OF MARINE CARGO WORLD MARKET

The accelerated development of international trade is a result of technical progress in transport. A large number of the developed countries use sea transport for foreign trade.The fleet includes specialized bulk carriers, tankers, container ships, which provide for the rapid growth and improved organization of transport, and reduce their cost. The state of global economy plays a key role in the development of the shipping market. Significant growth of tonnage, introduction of new technologies of shipping, specialization (especially containerisation) of international transport of goods have always had and continue to have the same significant impact on the expansion of international exchange.As a result of the modernization of transport vehicles, long-distance transportation are more economical.The world trade volume involved in new markets, separated by huge expanses of water, increases the nomenclature of transported cargoes. The article analyzes the global cargo transportations volume for 2000-2013 years, the dynamics of world container traffic for the years 2000-2014, and provides the largest operators of the global container fleet at the beginning of 2015. It is possible to identify the main trends that characterize development of shipping in the world in 2000-2014 - a steady increase in global sea freight and the development of container transport. After analyzing the dynamics of shipping in the global market, it can be assumed that the pattern of world trade affects the pace of innovation development of ports and fleet based primarily on increasing of the proportion of container carriers, medium-lift capacity of the main types of vessels, the complexity of forming capital assets of shipping companies and ports.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МОРСКИХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА МИРОВОМ РЫНКЕ»

УДК 656.614.3:339.13(100) И.Д. Зеленков1

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток E-mail: zel enkov.id@ students .dvfu.ru

Д.П. Цвир2

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МОРСКИХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Аннотация. Рост объемов международной торговли обусловлен в том числе и техническим прогрессом на транспорте. Все большее количество стран используют во внешней торговле морской транспорт, основу которого оставляют специализированные балкеры, танкеры, контейнеровозы. С их помощью становится возможным быстрый рост и совершенствование организации перевозок, а также снижение их себестоимости. В этом плане состояние мировой экономики, вектор её развития играют ключевую роль в развитии рынка морских перевозок. Значительный рост тоннажа, внедрение новых технологий морских перевозок, специализация (особенно контейнеризация) международных перевозок грузов всегда оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на расширение международного обмена. Вследствие модернизации транспортных средств перевозки на дальние расстояния становятся более экономичными. В мировой торговый оборот привлекаются новые рынки, разделенные огромными водными пространствами, увеличивается номенклатура перевозимых грузов. В статье проводится

1 Илья Дмитриевич Зеленков, магистрант 2-го года обучения, направление подготовки «Экономика», профиль «Логистика и управление транспортными перевозками на рынках АТР», кафедра мировой экономики, Школа экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, Владивосток.

2 Дарья Павловна Цвир, магистрант 2-го года обучения, направление подготовки «Экономика», профиль «Логистика и управление транспортными перевозками на рынках АТР», кафедра мировой экономики, Школа экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, Владивосток.

Для цитирования: Зеленков, И.Д., Цвир, Д.П. Анализ динамики морских грузоперевозок на мировом рынке // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 4. С. 68-79.

© Зеленков И.Д., Цвир Д.П., 2015

анализ объема мировых грузоперевозок за 2000-2013 гг., динамики мировых контейнерных перевозок за 2000-2014 гг., а также приведены крупнейшие операторы мирового контейнерного флота по состоянию на начало 2015 г. Можно выделить основные тенденции, которые характеризуют развитие морских грузоперевозок в мире с 2000 г. по 2014 г., это - неуклонное увеличение объема мировых морских грузоперевозок и развитие контейнерных перевозок. Проанализировав динамику морских грузоперевозок на мировом рынке, можно предположить, что закономерность развития мировой торговли влияет на темпы инновационного развития портов и флота, основанных в первую очередь на повышении доли контейнеровозов, оптимизации средней грузоподъемности основных типов судов, комплексности формирования капитальных активов судоходных компаний и портов.

Ключевые слова: логистика и транспорт, международная торговля, морской транспорт, мировой грузооборот, контейнерные перевозки, мировые контейнерные операторы.

Ilya D. Zelenkov1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: zel [email protected]

Darya P. Tcvir2

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF DYNAMICS OF MARINE CARGO WORLD MARKET

Abstract. The accelerated development of international trade is a result of technical progress in transport. A large number of the developed countries use sea transport for foreign trade.The fleet includes specialized bulk carriers, tankers, container ships, which provide for the rapid growth and improved organization of transport, and reduce their cost. The state of global economy

1 Ilya D. Zelenkov, Master student second year, training direction "Economics", profile "Logistics and traffic on Asia-Pacific markets", Department of World Economics, School of Economics and Management Far Eastern Federal University, Vladivostok.

2 Darya P. Tcvir, Master student second year, training direction "Economics", profile "Logistics and traffic on Asia-Pacific markets", Department of World Economics, School of Economics and Management Far Eastern Federal University, Vladivostok.

For citation: Zelenkov, I. D., Tcvir, D. P. Analysis of dynamics of marine cargo world market // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2015. № 4. P. 68-79.

plays a key role in the development of the shipping market. Significant growth of tonnage, introduction of new technologies of shipping, specialization (especially containerisation) of international transport of goods have always had and continue to have the same significant impact on the expansion of international exchange.As a result of the modernization of transport vehicles, long-distance transportation are more economical. The world trade volume involved in new markets, separated by huge expanses of water, increases the nomenclature of transported cargoes. The article analyzes the global cargo transportations volume for 2000-2013 years, the dynamics of world container traffic for the years 20002014, and provides the largest operators of the global container fleet at the beginning of 2015. It is possible to identify the main trends that characterize development of shipping in the world in 2000-2014 - a steady increase in global sea freight and the development of container transport. After analyzing the dynamics of shipping in the global market, it can be assumed that the pattern of world trade affects the pace of innovation development of ports and fleet based primarily on increasing of the proportion of container carriers, medium-lift capacity of the main types of vessels, the complexity of forming capital assets of shipping companies and ports.

Keywords: logistics, transport, international trade, maritime transport, global cargo turnover, container shipping, international container operators.

Транспорт является необходимым звеном в производственных процессах, определяющих условия производства и перемещения в пространстве продукции. В международном разделении труда он является необходимым условием его осуществления. С другой стороны, продукция транспорта -транспортные услуги - подвержены воздействию быстро изменяющихся рыночных факторов: колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и других факторов.

В общей классификации транспорта одна из ведущих ролей отводится морскому транспорту, который по сравнению с другими видами имеет более низкую себестоимость перевозок, обеспечивает перевозку больших партий грузов и является практически незаменимым для отдельных стран в силу их географического положения. В настоящее время морским транспортом перевозится большая часть мировых грузов, особенно наливных: сырой нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и продуктов химической промышленности. По морским торговым путям ежегодно перевозят товары стоимостью более 1,5 млрд долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет более 60% [2].

Общемировой объем морских перевозок ежегодно возрастает. Так, в начале 2000 г. объем перевезенного груза морем составлял 5 984 млн т, в 2013 г. этот показатель составил 9 548 млн т, что соответственно показывает увеличение объема грузоперевозок на 59,5% (табл. 1).

Таблица 1

Объем мировых грузоперевозок в 2000-2013 гг. [10]

Год Объем грузов, Изменение Темп прироста,

млн т по сравнению с прошлым годом, млн т %

2000 5984 - -

2001 6020 36 0,6

2002 6127 107 1,8

2003 6480 353 5,8

2004 6758 278 4,3

2005 7109 351 5,2

2006 7700 591 8,3

2007 8034 334 4,3

2008 8229 195 2,4

2009 7858 -371 -4,5

2010 8409 551 7,0

2011 8784 375 4,4

2012 9197 413 4,7

2013 9548 351 3,8

2013 к 2000 59,5

В первой половине первого десятилетия XXI в. рост объемов перевозимых в мире грузов усилился. В 2006 г. темп прироста достиг наивысшего уровня (8,3%) за весь рассматриваемый период. С 2007-2009 гг. наблюдается снижение объемов грузоперевозок, в 2009 г. темп прироста достиг отрицательного значения. Однако уже с 2010 г., после восстановления экономик, виден рост объема грузоперевозок. Объем перевезенных грузов увеличился в 2010 г. на 551 млн т, до 8 409 млн т, а в 2011 г. еще на 4,4% по сравнению с 2010 г. Такое расширение было вызвано быстрым ростом объемов перевозок сухих грузов в результате энергичного увеличения контейнерных перевозок и перевозок основных массовых грузов. Рост объемов грузоперевозок в 2012 г. составил 4,7%, однако в 2013 г. данный показатель понизился до 3,8%, достигнув объема грузоперевозок 9 548 млн т.

В структуре сухих грузов, перевозимых морским транспортом, большая доля приходится на следующие пять массовых видов: уголь, железную руду, зерно, бокситы/глинозем и фосфатную руду (рис. 1). По

сравнению с 2000 г. их грузооборот вырос на 128%, в 2014 г. их доля составила 31% мирового грузооборота (в 2000 г. - 23%).

Второе место занимают сухие грузы, включающие сельскохозяйственные навалочные грузы, удобрения, металлы, минеральное сырье, сталь и лесопродукты. По сравнению с 2000 г. грузооборот сухих грузов вырос на 40%. Однако в структуре общего мирового грузооборота в 2014 г. доля сухих грузов составила 28% (в 2000 г. - 34%).

Рис. 1. Грузооборот по видам грузов в 2000-2014 гг., т - миль [11]

Третье место по грузообороту приходится на грузоперевозки нефти, 23% общемирового грузооборота. Четвертое место занимают контейнерные перевозки, в общемировом грузообороте - более 16%. На протяжении многих десятилетий контейнерные перевозки являются самым быстро растущим сегментом рынка [12]. Последнее место занимают перевозки газа, чуть больше 2,5% от общемирового.

Анализ мирового грузооборота по видам грузов (рис. 2) показывает, что большие изменения происходят в контейнерных грузоперевозках и в перевозках газа. Наибольший темп прироста в контейнерных грузоперевозках был достигнут в 2003 г. и составил 17%, газа в 2010 г. -23%. В 2009 г. по всем грузам наблюдалось снижение грузооборота, в связи с последствиями финансового кризиса 2008 г.

Производство готовой продукции вызвало необходимость у азиатских стран развивать контейнерные перевозки, и на сегодняшний день они являются лидерами в этой области, включая производство самих контейнеров [9]. Контейнеризация, как главное технологическое достижение, кардинально изменила характер морских перевозок. Прежде всего, массовое внедрение контейнеров привело к увеличению размеров судов и использованию крупных контейнеровозов преимущественно на главных

направлениях перевозок между Западом и Востоком. Важным фактором, оказавшим большое влияние на развитие контейнерных и смешанных перевозок, явилось внедрение информационных систем, спутниковой связи, автоматизации судовых средств [5].

Рис. 2. Темпы прироста мирового грузооборота по видам грузов в 2000-2014 гг., % [11]

Универсальность и экономичность перевозок грузов в контейнерах являются одной из причин роста популярности данного способа доставки. Линейный сервис по доставке контейнеров удобен как для судовладельцев, так и для грузоотправителей, так как позволяет загружать суда в обоих направлениях и избегать «пустых рейсов», что в свою очередь сказывается на общей стоимости фрахта. Кроме этого, номенклатура грузов, которые можно перевозить в контейнерах, очень обширна, что в результате делает «универсальные контейнеры» очень привлекательным способом транспортировки даже для тех грузовладельцев, которые ранее пользовались другим видом транспорта [4].

Однако роль контейнеровозов, по сравнению с судами для генеральных грузов, увеличивается постепенно. На контейнерные перевозки приходится более 16% мирового объема морских перевозок. Кроме продукции обрабатывающей промышленности, на сегодняшний день в стандартных морских контейнерах перевозится все больше сырьевых товаров (таких, как кофе, сельскохозяйственное сырье), а также рефрижераторных грузов (мясо, фрукты, рыба) [11].

До мирового финансового кризиса и последовавшей за ним рецессией мировой рынок контейнерных перевозок характеризовался устойчивым ростом, который возобновился после кризиса (рис. 3).

По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объем морских контейнерных перевозок в мировой торговле увеличился с

2000-2008 гг. более чем в 2 раза. На контейнеры приходится около 60% в стоимостном выражении и 25% в весовом измерении сухих грузов, перевозимых морем [8].

ISO 160 140 120

loo —■—

200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014

Рис. 3. Динамика контейнерных перевозок в 2000-2014 гг., млн ТЕи[11]

В 2008 г. объем морских контейнерных перевозок достиг 137 млн TEU. Прогнозировался их дальнейший рост на уровне 9-10% в год, однако снижение деловой активности из-за наступившего мирового финансового кризиса привело к значительному снижению их перевозок до 124 млн TEU [8]. В связи с резким падением глобального спроса на контейнерные грузоперевозки в начале 2009 г. произошло снижение ставок морского фрахта до 50%, что соответствовало отраслевому уровню нулевой рентабельности морских перевозчиков [6].

Несмотря на замедление темпов роста из-за снижения объемов перевозок на магистральных маршрутах Восток - Запад, в частности на направлении Азия - Европа [12], объемы контейнерных перевозок в 2012 г. расширялись и составили 155 млн ТБИ. С 2013-2014 гг. рынок контейнерных перевозок продолжает стабильно расти. В 2013 г. объем перевозок составил 160 млн ТБИ, а в 2014 г. превысил данный показатель.

Крупнейшим игроком на рынке морских контейнерных перевозок является Китай, на который приходится наибольшее количество экспортированных и импортированных груженых контейнеров. В 2010 г. экспорт Китая составил 31,3 млн TEU, а импорт - 12,0 млн TEU. Если рассматривать Большой Китай (КНР, Тайвань, Гонконг), то экспорт из Китая увеличивается до 36 млн TEU, импорт до 17 млн TEU (31,5% и 17% всего экспорта и импорта соответственно).

Из наметившихся тенденций следует отметить устойчивую динамику роста контейнерного экспорта, показываемую рядом развивающихся стран, таких как Бразилия, Индонезия, Малайзия, Таиланд, которые усиленно наращивают объемы контейнерного экспорта и по этому показателю превосходят многие развитые страны, включая Германию, Францию и Италию [8].

Ведущая роль Китая в контейнерных перевозках обеспечивается развитой портовой инфраструктурой. В списке первых одиннадцати крупнейших контейнерных портов мира (рис. 4) десять относятся к азиатскому континенту.

50

30

20

10

0

■10

-20

-30.

Шанхай Сингапур Шень-чжень Гонконг Пусан Нинбо Циндао Гуанчжоу Дубай Тянь-щинь Роттердам

Темп прироста ¡2013,% 12,57 3,00 1.и: -3,31 3,75 10,73 ; '7,01 3,83 2.80 5,69 -2,06

щ Темп прироста 5 2012, % 2,62 5,72 1,64 -5,20 532 6,70 11,39 2,39 2.08 6,96 -0,09

щ Темп прироста 5 2011, % 9,05 5,30 027 2,89 14,02 11,73 839 14,74 12,07 14,09 6,56

Темп прироста 5 2010,% 16,27 9,92 гз,з4 12,64 18,73 25,15 17,08 12,15 428 15,86 14,39

щ Темп прироста 2009,% -11 -14 -15 -14 -11 -6 -1 2 ■6 ,2 -10

Рис. 4. Темпы прироста контейнерооборота в 2009-2013 гг., % [11]

По итогам 2014 г. первое место в мире по контейнерообороту занял порт Шанхай (35,2 млн ТЕЦ), второе - Сингапур (33,7), третье - Пусан (23,4), четвертое - Шэньчжэнь (23,2), пятое - Гонконг (2,3 млн ТЕЦ). В целом на долю Азии приходится около 60 % контейнерного грузопотока, проходящего через порты мира [8].

Результаты анализа показывают, что хотя страны Азии по-прежнему играют ведущую роль в динамике глобального спроса на услуги контейнерных портов, происходит замедление темпа прироста. Вместе с тем, в сравнении с сектором морских перевозок с его проблемами избыточного предложения судов и снижения фрахтовых ставок, масштабы деятельности контейнерных портов расширяются.

Мировой рынок морских контейнерных перевозок поделен между крупными судоходными компаниями. Тройку лидеров возглавляют компании, которые имеют штаб-квартиры в Дании, Швейцарии и Франции.

На рис. 5 отражены крупнейшие операторы мирового контейнерного флота по состоянию на март 2015 г. Наиболее крупным оператором судов являлась датская компания Maersk-Line, на втором месте швейцарская компания MSC, на третьем французская компания CMA CGM S.A. Далее, на четвертом месте, находится компания Hapag-Lloyd, замыкает пятерку тайваньская компания Evergreen Line. Китайская компания Cosco является мировым лидером в секторе навалочных грузов, а также занимает шестое место в числе десяти крупнейших мировых контейнерных операторов.

Рис. 5. Крупнейшие операторы мирового контейнерного флота

в 2015 г., % [10]

Среди океанических бассейнов на первом месте по объему морских грузоперевозок находится Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по его побережью расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (более 65 %). В Атлантическом океане сложилось несколько направлений морского судоходства:

- Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой;

- Южноатлантическое, связывающее Европу с Южной Америкой;

- Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой [1].

Второе место по объему морских перевозок принадлежит Тихому

океану. К берегам Тихого океана выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и новые индустриальные страны (НИС)) имеют высокие темпы экономического развития. На его берегах расположено много крупных портов Японии, Китая, Австралии, США, Канады, а также портов стран Юго-Восточной Азии. Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией [1].

Третье место по объему морских перевозок приходится на Индийский океан, к его берегам выходит 30 государств с населением 1 млрд человек

[1]. Наиболее мощные грузопотоки приходятся на район Персидского залива.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы и судоходные каналы: Ла-Манш, через него проходит больше всего судов - 800 в сутки; Гибралтарский - 200; Ормузский - 100; Босфор -40 судов в сутки и т.д. [1].

Сложилась достаточно устойчивая продуктовая направленность основных мировых грузоперевозок:

1) Нефть и нефтепродукты: из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию; из района Карибского моря в США и Западную Европу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Уголь: из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию;

3) Железная руда: из Бразилии в Японию; из Австралии в Западную Европу и Японию;

4) Зерновые культуры: из США, Канады, Австралии и Аргентины в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

В целом, сформировались следующие основные тенденции, характеризующие развитие морских грузоперевозок в мире с 2000 г. по 2014 г.:

1) Неуклонное увеличение объема мировых морских грузоперевозок;

2) Основные грузы морского транспорта: уголь, железная руда, зерно, бокситы/глиноземы и фосфатная руда;

3) Современные тенденции грузоперевозок знаменуются активным развитием и продолжающимся ростом контейнерных перевозок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. География мирового хозяйства. Транспорт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://geographyofrussia.com/morskoj-transport-2/.

2. Куан, М. В. Спасательные суда и вопрос обеспечения безопасности морского транспорта в мире и во Вьетнаме // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. - 2013. -№ 3. - С. 182-188.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.

4. Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru.

5. Торговый флот России в мировом судоходстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morflot.su/archives/articles1842file.pdf.

6. Мацинина, С. Современное состояние рынка контейнерных перевозок и перспективы его развития (основные преимущества и актуальные проблемы) // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. -№ 2. - С. 81-84.

7. Фисенко, А. И. Состояние и задачи развития российского судостроения в условиях изменения структуры мирового рынка предложения тоннажа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13671.

8. Черенков, Н. И. Интермодальные перевозки и мировой контейнерный флот : динамика и структура / Н. И. Черенков, С. А. Русановский // Инфраструктуры отрасли экономики : проблемы и перспективы развития. -2013. - № 3. - С. 106-117.

9. Щербанин, Ю. A. Транспорт и экономический рост : взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. - 2011. - № 3. - C. 65-78.

10. UNCTADSTAT. Maritime Transport [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/EN/.

11. Review of Maritime Transport UNCTAD, 2014 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary /rmt2014_en.pdf.

12. Review of Maritime Transport UNCTAD, 2013 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2013_ru.pdf.

REFERENCES

1. Geography of the World Economy. Transport. Available at: http://geographyofrussia.com/morskoj-transport-2/ (accessed 10 December 2015). (In Russian).

2. Kuan M.V. Rescue ships and the issue of security of maritime transport in the world and in Vietnam. Trudy Nizhegorodskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. R. E. Alekseeva [Works the Nizhny Novgorod State Technical University. R.E. Alekseeva], 2013, vol. 3, pp. 182-188. (In Russian).

3. The official website of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/.(accessed 10 December 2015). (In Russian).

4. The official website of the Ministry of Transport of the Russian Federation. Available at: http://www.mintrans.ru (accessed 10 December 2015). (In Russian).

5. The merchant fleet of Russia in the world shipping. Available at: http://www.morflot.su/archives/articles1842file.pdf (accessed 10 December 2015). (In Russian).

6. Matsinina S. Current status of the container market and prospects of its development (the main advantages and current problems. Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya, 2011, vol. 2, pp. 81-84. (In Russian).

7. Fisenko A.I. Status and tasks of the Russian shipbuilding industry in the changing structure of the world market offers tonnage. Available at: http://www.science-education.ru/117-13671 (accessed 10 December 2015). (In Russian).

8. Cherenkov N.I., Rusanovsky S.A. Intermodal transportation and global container fleet:dynamics and structure. Infrastruktury otrasli ekonomiki: problemy iperspektivy razvitiya, 2013, vol. 3, pp. 106-117.

9. Shcherbanin Yu.A. Transport and economic growth: the relationship and influence. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya, 2011, vol. 3, pp. 65-78. (In Russian).

10. UNCTADSTAT. Maritime Transport. Available at: http://unctadstat.unctad.org/EN/ (accessed 10 December 2015).

11. Review of Maritime Transport UNCTAD, 2014.Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary /rmt2014_en.pdf (accessed 10 December 2015).

12. Review of Maritime Transport UNCTAD, 2013. Available at: http://unctad.org/en/Publications Library/rmt2013 _ru.pdf (accessed 10 December 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.