Научная статья на тему 'Анализ динамики формирования профессиональных представлений на этапе профессионального обучения'

Анализ динамики формирования профессиональных представлений на этапе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Панкратова Ирина Анатольевна, Скубина Татьяна Сергеевна

В статье раскрывается понятие профессиональных представлений, освещаются проблемы формирования профессиональных представлений в период обучения в профессиональном учебном заведении. Раскрывается динамика трансформации представлений под воздействием содержания обучения. Формулируется вывод о значимости адекватных профессиональных представлений в последующем профессиональном становлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики формирования профессиональных представлений на этапе профессионального обучения»

Социально-психологический и психолого-девиантологический анализ агонистического поведения в подростково-молодежных субкультурах и, в целом, - обществе, имеет большое практическое значение в плане профилактики, превенции и регулировании этнических, межконфессиональных, межпоколенных, межгосударственных, межличностных и других форм конфликтов. Разработка социально-психологических технологий на основе этого анализа, может быть направлена на минимизацию или преодоление деструкций в сознании и поведении современной молодежи, неопределенности самоидентичности, а также на разработку вектора конструктивного разрешения аверсивного (враждебного) взаимодействия, культивирование толерантных форм жизнедеятельности людей, лояльное поведение в социуме [2; 7].

В заключении отмечу, что пока государству и обществу нечего противопоставить неорганизованным процессам социализации и повлиять на развитие событий в сфере молодежных движений, предложить такую альтернативу в масштабе государства, благодаря которой субкультуры будут завоевывать души подростков. Поэтому наиболее действенным представляется подход, анализирующий конструктивный потенциал подростково-молодежных субкультур, рассматривающий их как источник новых идей и ценностей, от понимания как интерпретации к пониманию как коммуникации. Список использованной литературы:

1. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1996. 246 с.

2. Клейберг Ю.А. Неопределенность самоидентичности: девиантологический конструкт // Пензенский психологический вестник. 2015. № 1(4). doi 10.17689^у-2015.1.11. С.166-180.

3. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения. Монография. СПб: ИД «Алеф-Пресс», 2014. 233 с.

4. Клейберг Ю.А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии. Учебное пособие. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. 152 с.

5. Клейберг Ю.А. Девиантология: Словарь. Учебное пособие. М.: ООО «Тверской печатник», 2014. 86 с.

6. Клейберг Ю.А. Пространство досуга как фактор формирования и развития нормативного и девиантного поведения детей и молодежи // Дети и общество: социальная реальность и новации / Всерос. науч. -практ.конф. с междунар.участием 23-24 октября 2014. SD. М.: Российское социологическое общество, 2014. С. 1305-1313.

7. Клейберг Ю.А. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур // Общество и право. 2013. № 3 (45). С.281-287.

© Ю.А.Клейберг , 2015

УДК 159.99

Науменко Марина Владимировна

канд. соц. наук, доцент ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ Е-mail: marina-naumenko@list.ru Панкратова Ирина Анатольевна канд. псих. наук, доцент ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ Скубина Татьяна Сергеевна студент 4 курса АПП ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА

ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Аннотация

В статье раскрывается понятие профессиональных представлений, освещаются проблемы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

формирования профессиональных представлений в период обучения в профессиональном учебном заведении. Раскрывается динамика трансформации представлений под воздействием содержания обучения. Формулируется вывод о значимости адекватных профессиональных представлений в последующем профессиональном становлении.

Ключевые слова

Адаптация, объект деятельности, оптация, профессиональные представления, профессиональная

подготовка, профессиограмма.

Основу выбора направления или специальности обучения на стадии оптации как правило составляют представления абитуриентов о профессии. Если подобные представления полны, адекватны и непротиворечивы, то велика вероятность того, что реальная профессиональная жизнь совпадаёт с ожиданиями. Наличие неадекватных представлений о профессии затрудняет процесс ее освоения, способствует снижению интереса к выбранной профессиональной сфере. В связи с этим становится актуальной задача формирования и уточнения профессиональных представлений на этапе профессиональной подготовки.

Под профессиональными представлениями понимаются сложные динамичные психологические образования. Чаще всего представления рассматриваются как некоторые совокупности образов, которые приобретаются в результате анализа имеющегося опыта на базе припоминания или же продуктивного воображения. Профессиональные представления являются частью ориентационно-когнитивного компонента готовности к профессиональной деятельности и имеют свою структуру: представления о профессии и личности профессионала; представления о возможном профессиональном будущем; представления о себе как будущем профессионале [2]. В отечественной психологической профессиональные представления рассматривают как индивидуально-своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией. В.Н. Обносов предложил следующее определение данного понятия: «Профессиональное представление - это совокупность имеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию» [1].

Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его профессиональной самореализации. Стихийное развитие профессиональных представлений, приводит к формированию узких, ограниченных моделей будущей профессии, что препятствует дальнейшему профессиональному росту. Специфика формирования профессиональных представлений определяется рядом исследованных личностных характеристик, детерминирующих представления о свойствах и качествах объекта профессиональной деятельности, отношение к труду в целом, к реализации профессиональных функций, к процессу обучения. Формирование адекватного представления о личности профессионала способствует осознанию своего места в ней с учетом своих достоинств и недостатков, что в конечном итоге ведет к успешному овладению профессией. Решающую роль в формировании адекватного отношения к профессии играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью.

Формирование и развитие профессиональных представлений у учащихся учреждений профессионального образования происходит поэтапно, в соответствии с тапами профессиональной подготовки: этап первичной адаптации, этап погружения и этап готовности к самостоятельной деятельности [2], соответственно этот процесс должен рассматриваться в динамике. В основе анализа представлений о профессии и личности профессионала лежит уровневый подход, предполагающий оценку представлений о средствах труда, целях труда, предметной области, о специалисте как субъекте профессиональной деятельности по критериям полноты и точности, выделенным на основе анализа содержания профессиограмм по специальностям и направлениям подготовки. Представления о профессии

и индивидуальности профессионала у первокурсников значительно отличаются фрагментарностью и неточностью, но уже к четвёртому-пятому курсу, чаще всего, студенты могут достаточно в полной мере и в соответствии с действующими профессиограммами обозначить предметную область, основные задачи выбранной профессии, средства труда, а также требования, предъявляемые к специалисту. В целом на протяжении всего обучения у студентов, от курса к курсу, увеличивается объем знаний о предмете труда, целях организации трудовой деятельности, знания детализируются, приходит понимание, что объектом профессионального труда является индивид. Что соответствует профессиограмме выбранного для исследования направления подготовки. Возможно, это связано с тем, что на первых курсах в большем объеме изучаются предметы гуманитарно-социального и экономического цикла, а общие профессиональные и предметные дисциплины подготовки преподаются позднее. При этом именно в их содержании акцент делается на объект профессионального труда. Также по мере перехода от первого к четвёртому - пятому курсу у студентов увеличивается объем знаний о задачах профессиональной деятельности, при этом увеличение знаний о средствах труда не очень выразительна и в основном на любом этапе обучения преобладает средний уровень. Возможно, это связано с тем, что содержание дисциплин в большей степени составляют приемы решения конкретных профессиональных задач, в то время как сами по себе приемы и средства без целевых ориентаций деятельности, содержания и стратегий ее осуществления, неэффективны.

Итак, формирующаяся в процессе обучения и образования система профессиональных представлений является необходимой предпосылкой успешного профессионального становления индивида, творческого и качественного выполнения своей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Науменко М. В., Рогова Е. Е. Личностные факторы, определяющие профессиональные представления будущих учителей [Электронный ресурс] Науковедение. - Москва, 2014.-№5.

2. Рогов Е.И. Профессиональные представления: сборник научных трудов/ Под редакцией Е.И. Рогова. -Ростов - на - Дону: Изд-во Фонд науки и образования, 2015.

© М. В. Науменко, И. А. Панкратова, Т. С. Скубина, 2015

УДК 159.9

Уста-Азизова Дилноза Ахраровна

канд. педаг. наук, доцент ТашПМИ, Ибрагимова Хадича Обитджон кизи

студентка ТашПМИ, г.Ташкент, РУз E-mail: xxxdilnoza@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация

Данная статья посвящается проблемам модернизационного процесса в условиях глобализации. Глобализация как процесс всемирной, экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации, должна восприниматься и рассматриваться как процесс, направленный на расширение возможностей самореализации человека. Сегодня, особое внимание уделяется воспитанию и просвещению молодёжи страны. Именно новое понимание человеком своего места в глобализационном процессе, ответственность выбора и принятия решений, самоактуализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.