Социально-психологический и психолого-девиантологический анализ агонистического поведения в подростково-молодежных субкультурах и, в целом, - обществе, имеет большое практическое значение в плане профилактики, превенции и регулировании этнических, межконфессиональных, межпоколенных, межгосударственных, межличностных и других форм конфликтов. Разработка социально-психологических технологий на основе этого анализа, может быть направлена на минимизацию или преодоление деструкций в сознании и поведении современной молодежи, неопределенности самоидентичности, а также на разработку вектора конструктивного разрешения аверсивного (враждебного) взаимодействия, культивирование толерантных форм жизнедеятельности людей, лояльное поведение в социуме [2; 7].
В заключении отмечу, что пока государству и обществу нечего противопоставить неорганизованным процессам социализации и повлиять на развитие событий в сфере молодежных движений, предложить такую альтернативу в масштабе государства, благодаря которой субкультуры будут завоевывать души подростков. Поэтому наиболее действенным представляется подход, анализирующий конструктивный потенциал подростково-молодежных субкультур, рассматривающий их как источник новых идей и ценностей, от понимания как интерпретации к пониманию как коммуникации. Список использованной литературы:
1. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1996. 246 с.
2. Клейберг Ю.А. Неопределенность самоидентичности: девиантологический конструкт // Пензенский психологический вестник. 2015. № 1(4). doi 10.17689^у-2015.1.11. С.166-180.
3. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения. Монография. СПб: ИД «Алеф-Пресс», 2014. 233 с.
4. Клейберг Ю.А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии. Учебное пособие. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. 152 с.
5. Клейберг Ю.А. Девиантология: Словарь. Учебное пособие. М.: ООО «Тверской печатник», 2014. 86 с.
6. Клейберг Ю.А. Пространство досуга как фактор формирования и развития нормативного и девиантного поведения детей и молодежи // Дети и общество: социальная реальность и новации / Всерос. науч. -практ.конф. с междунар.участием 23-24 октября 2014. SD. М.: Российское социологическое общество, 2014. С. 1305-1313.
7. Клейберг Ю.А. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур // Общество и право. 2013. № 3 (45). С.281-287.
© Ю.А.Клейберг , 2015
УДК 159.99
Науменко Марина Владимировна
канд. соц. наук, доцент ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ Е-mail: marina-naumenko@list.ru Панкратова Ирина Анатольевна канд. псих. наук, доцент ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ Скубина Татьяна Сергеевна студент 4 курса АПП ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА
ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Аннотация
В статье раскрывается понятие профессиональных представлений, освещаются проблемы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
формирования профессиональных представлений в период обучения в профессиональном учебном заведении. Раскрывается динамика трансформации представлений под воздействием содержания обучения. Формулируется вывод о значимости адекватных профессиональных представлений в последующем профессиональном становлении.
Ключевые слова
Адаптация, объект деятельности, оптация, профессиональные представления, профессиональная
подготовка, профессиограмма.
Основу выбора направления или специальности обучения на стадии оптации как правило составляют представления абитуриентов о профессии. Если подобные представления полны, адекватны и непротиворечивы, то велика вероятность того, что реальная профессиональная жизнь совпадаёт с ожиданиями. Наличие неадекватных представлений о профессии затрудняет процесс ее освоения, способствует снижению интереса к выбранной профессиональной сфере. В связи с этим становится актуальной задача формирования и уточнения профессиональных представлений на этапе профессиональной подготовки.
Под профессиональными представлениями понимаются сложные динамичные психологические образования. Чаще всего представления рассматриваются как некоторые совокупности образов, которые приобретаются в результате анализа имеющегося опыта на базе припоминания или же продуктивного воображения. Профессиональные представления являются частью ориентационно-когнитивного компонента готовности к профессиональной деятельности и имеют свою структуру: представления о профессии и личности профессионала; представления о возможном профессиональном будущем; представления о себе как будущем профессионале [2]. В отечественной психологической профессиональные представления рассматривают как индивидуально-своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией. В.Н. Обносов предложил следующее определение данного понятия: «Профессиональное представление - это совокупность имеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию» [1].
Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его профессиональной самореализации. Стихийное развитие профессиональных представлений, приводит к формированию узких, ограниченных моделей будущей профессии, что препятствует дальнейшему профессиональному росту. Специфика формирования профессиональных представлений определяется рядом исследованных личностных характеристик, детерминирующих представления о свойствах и качествах объекта профессиональной деятельности, отношение к труду в целом, к реализации профессиональных функций, к процессу обучения. Формирование адекватного представления о личности профессионала способствует осознанию своего места в ней с учетом своих достоинств и недостатков, что в конечном итоге ведет к успешному овладению профессией. Решающую роль в формировании адекватного отношения к профессии играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью.
Формирование и развитие профессиональных представлений у учащихся учреждений профессионального образования происходит поэтапно, в соответствии с тапами профессиональной подготовки: этап первичной адаптации, этап погружения и этап готовности к самостоятельной деятельности [2], соответственно этот процесс должен рассматриваться в динамике. В основе анализа представлений о профессии и личности профессионала лежит уровневый подход, предполагающий оценку представлений о средствах труда, целях труда, предметной области, о специалисте как субъекте профессиональной деятельности по критериям полноты и точности, выделенным на основе анализа содержания профессиограмм по специальностям и направлениям подготовки. Представления о профессии
и индивидуальности профессионала у первокурсников значительно отличаются фрагментарностью и неточностью, но уже к четвёртому-пятому курсу, чаще всего, студенты могут достаточно в полной мере и в соответствии с действующими профессиограммами обозначить предметную область, основные задачи выбранной профессии, средства труда, а также требования, предъявляемые к специалисту. В целом на протяжении всего обучения у студентов, от курса к курсу, увеличивается объем знаний о предмете труда, целях организации трудовой деятельности, знания детализируются, приходит понимание, что объектом профессионального труда является индивид. Что соответствует профессиограмме выбранного для исследования направления подготовки. Возможно, это связано с тем, что на первых курсах в большем объеме изучаются предметы гуманитарно-социального и экономического цикла, а общие профессиональные и предметные дисциплины подготовки преподаются позднее. При этом именно в их содержании акцент делается на объект профессионального труда. Также по мере перехода от первого к четвёртому - пятому курсу у студентов увеличивается объем знаний о задачах профессиональной деятельности, при этом увеличение знаний о средствах труда не очень выразительна и в основном на любом этапе обучения преобладает средний уровень. Возможно, это связано с тем, что содержание дисциплин в большей степени составляют приемы решения конкретных профессиональных задач, в то время как сами по себе приемы и средства без целевых ориентаций деятельности, содержания и стратегий ее осуществления, неэффективны.
Итак, формирующаяся в процессе обучения и образования система профессиональных представлений является необходимой предпосылкой успешного профессионального становления индивида, творческого и качественного выполнения своей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Науменко М. В., Рогова Е. Е. Личностные факторы, определяющие профессиональные представления будущих учителей [Электронный ресурс] Науковедение. - Москва, 2014.-№5.
2. Рогов Е.И. Профессиональные представления: сборник научных трудов/ Под редакцией Е.И. Рогова. -Ростов - на - Дону: Изд-во Фонд науки и образования, 2015.
© М. В. Науменко, И. А. Панкратова, Т. С. Скубина, 2015
УДК 159.9
Уста-Азизова Дилноза Ахраровна
канд. педаг. наук, доцент ТашПМИ, Ибрагимова Хадича Обитджон кизи
студентка ТашПМИ, г.Ташкент, РУз E-mail: xxxdilnoza@mail.ru
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО
ПРОЦЕССА
Аннотация
Данная статья посвящается проблемам модернизационного процесса в условиях глобализации. Глобализация как процесс всемирной, экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации, должна восприниматься и рассматриваться как процесс, направленный на расширение возможностей самореализации человека. Сегодня, особое внимание уделяется воспитанию и просвещению молодёжи страны. Именно новое понимание человеком своего места в глобализационном процессе, ответственность выбора и принятия решений, самоактуализация