В современных условиях развития экономики и обеспечения экономического роста страны необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.
Список литературы:
1. Дубровка А.А. Критерии эффективности инновационной деятельности // Вестник РГТЭУ - 2010 - № 3 (41).
2. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции: стат. бюллетень / Росстат. - М., 2012.
3. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации: стат. бюллетень № 1 / Росстат. - М., 2013.
4. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 786 с.
АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ
В ХМАО-ЮГРЕ
© Медков А.Д.*
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, г. Сургут
В статье представлены методы управления малым и средним предпринимательством (далее - МСП), озвучены задачи государственной политики ХМАО-Югры в области управления МСП, отражены итоги реализации программы по развитию МСП в ХМАО-Югре за 2012 год, представлена система государственного стратегического управления МСП и рассмотрены ее отдельные блоки.
Ключевые слова малое и среднее предпринимательство, система управления малым и средним предпринимательством, поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства.
Система управления малым и средним предпринимательством (далее -МСП) состоит из трех уровней: государственного, регионального и муниципального. При этом очевидно, что региональные и местные власти находятся гораздо ближе к конкретным малым и средним предприятиям, что позво-
* Аспирант кафедры Экономики и управления.
ляет им более гибко учитывать потребности и интересы предпринимателей при формировании и реализации соответствующей социально-экономической политики.
МСП Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дает пока еще незначительный экономический эффект, но при этом все равно способствует уменьшению расходов бюджета на трудоустройство граждан, поддержанию социальной стабильности. В связи с этим развитие механизма его управления, как на уровне округа, так и на уровне муниципального образования, является необходимым и достаточным условием развития данного сегмента экономики.
Система управления МСП включает в себя комплекс мер по осуществлению как прямых (информационная, технологическая, имущественная, кадровая и финансовая поддержка), так и косвенных (инфраструктурное обеспечение, разработка программ развития, решение административных вопросов) рычагов воздействия (рис. 1).
Инфраструктурное обеспечение
Мониторинг за деятельностью
Разработка программ развития
Налоговые преференции
Финансовая поддержка
Имущественная поддержка
Материально-техническая поддержка
Информационная поддержка
Образовательная поддержка
Рис. 1. Классификация методов управления МСП
Таким образом, государственная политика в области управления и развития МСП создает определенные условия формирования и дальнейшего развития механизма его поддержки, который благодаря целенаправленной деятельности местных органов власти получает практическое развитие в конкретных муниципалитетах. Поэтому для объективной оценки эффективности осуществляемой органами местной власти системы управления МСП необходимо проанализировать в комплексе все ее уровни.
Основным инструментом реализации государственной политики в области управления МСП ХМАО-Югры является программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее - Программа), цель которой - повышение роли МСП в экономике ХМАО-Югры [5].
Достижение поставленной цели предполагает формирование и реализацию активной государственной политики направленной на решение следующих задач [3]:
1. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей МСП в ХМАО-Югре.
2. Мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов МСП.
3. Модернизация и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий в МСП.
4. Стимулирование развития молодежного предпринимательства.
5. Стимулирование инновационной активности МСП.
6. Создание условий для развития МСП в сфере экологии и традиционных промыслов.
7. Совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки МСП.
8. Создание условий для продвижения товаров и услуг местных товаропроизводителей.
В целом, 2012 год оказался достаточно успешным для МСП: почти на 2 % увеличилось количество субъектов МСП, на 8,1 % увеличился оборот субъектов МСП, 30 % представителей молодежного сообщества приняли участие в мероприятиях по стимулированию молодежного предпринимательства, организовано участие начинающих молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях [5].
Учитывая современную специфику развития МСП, качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки и стимулирования деятельности предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития данного сегмента. На территории округа в настоящее время действуют такие организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства как Фонд поддержки предпринимательства, Фонд микрофинансирования, Окружной Бизнес-Инкубатор, Фонд содействия раз-
витию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства, Технопарк высоких технологий.
Таблица 1
Реализация Программы ХМАО-Югры за 2012 год [5]
план, тыс. руб. факт, тыс. руб. %
Всего по Программе 1 578 742,6 2 304 542,7 146,0
в том числе
федеральный бюджет 200 000,00 193 545,2 96,8
бюджет автономного округа 402 412,6 399 558,5 99,3
бюджеты муниципалитетов 43 330,0 45 042,7 104,0
привлеченные средства 933 000,0 1 666 396,3 178,6
В 2008 году на базе Фонда поддержки предпринимательства Югры создан гарантийный фонд. За отчетный период январь-декабрь 2012 года капитализация гарантийного фонда составила 200,00 млн. рублей, в результате чего объем гарантийного фонда составил 1 008,6 млн. рублей.
В 2008 году создан Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства, целью деятельности которого является финансирование проектов субъектов МСП через участие Фонда в уставном капитале созданных для реализации проектов компаний. Капитал Фонда состоит из средств бюджета автономного округа и федеральной субсидии.
В 2010 году создан Фонд микрофинансирования, основным направлением деятельности которого является участие в финансировании субъектов МСП посредством предоставления микрозаймов.
Для поддержки инновационного предпринимательства в автономном округе действует Технопарк высоких технологий общей площадью 18 000 кв. м. По состоянию на 1 октября 2012 года в Технопарке зарегистрировано 79 малых инновационных компаний - резидентов Технопарка. На 31 декабря 2012 года сеть организаций инфраструктуры охватывает все муниципальные образования автономного округа.
Для координации действий всех органов власти, прозрачности, целесообразности и эффективности принимаемых управленческих решений функционирует Совет по развитию МСП при Губернаторе автономного округа, члены которого участвуют в экспертизе нормативных правовых актов, способствующих созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства [6].
Финансовая поддержка
По итогам реализации мероприятий Программы за 2012 год количество получателей поддержки составило 27 870, что составляет 32,3 % от числа действующих в автономном округе субъектов МСП: в области обучения -4 626 человек (в 2011 году - 3 873); имущественную поддержку - 248 субъ-
ектов (в 2011 году - 217); информационно-консультационную поддержку -10 987 человека (в 2011 году - 8 520) [5].
За 2012 год по итогам реализации мероприятий Программы профинансировано 1 770 бизнес-проектов субъектов МСП, что обеспечило создание 3 499 рабочих мест. Сумма финансирования составила 1 591,1 млн. рублей, что позволило дополнительно привлечь кредитных ресурсов для реализации проектов в объеме 3 495,96 млн. рублей [5].
В том числе по направлениям [5]:
- предоставлено 632 микрозайма в сумме 365,6 млн. рублей (в 2011 году 640 в сумме 310,6 млн. рублей;
- предоставлена компенсация затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентов по банковским кредитам и лизинговым платежам по 568 проектам в сумме 90,3 млн. рублей (в 2011 году 496 в сумме 59,2 млн. рублей);
- обеспечение исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства (деятельность гарантийного фонда) перед кредитными учреждениями по 316 предпринимательским проектам, сумма предоставленных обязательств по которым составляет 1 057,9 млн. рублей (в 2011 году 369 в сумме 1 012,3 млн. рублей).
- предоставлено 254 гранта начинающим предпринимателям на создание собственного дела на общую сумму 77,3 млн. рублей (в 2011 году 162 в сумме 49,8 млн. рублей).
Имущественная поддержка
Имущественная поддержка на территории автономного округа оказывается Окружным Бизнес-Инкубатором, в управлении которого находится 7 127,51 кв. м. общей площади нежилых помещений для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях. За 2012 год имущественной поддержкой воспользовались 248 субъектов МСП [6].
Информационно-консультационная поддержка
В течение всего 2012 года специалистами Фонда поддержки предпринимательства Югры проводилась постоянная работа с предпринимателями автономного округа. По итогу года информационно-консультационную поддержку получили 10 373 начинающих и действующих предпринимателей, что на 91 % выше показателя 2011 года (5 432), в том числе реализованы мероприятия [5]:
- при совместном участии организаций инфраструктуры, Администраций муниципальных образования и территориальных Центров занятости проведены выездные консультации в 110 труднодоступных поселения автономного округа, где получили консультации по организации и ведению бизнеса 1 621 человек;
- специалисты организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства в автономном округе осуществляли консультирование предпринимателей по вопросам деятельности Фонда и программам поддержки МСП. За год было проведено 8 283 очных и телефонных консультаций. На сайте Фонда www.sb-ugra.ru предоставляется услуга онлайн-консультирования;
- при участии представителей Фонда на территории округа проведено 23 круглых стола по направлениям поддержки предпринимательства в автономном округе, в которых приняли участие 467 представителей предпринимательского сообщества.
Софинасирование муниципальных программ управления МСП
Основным звеном в модели государственного управления субъектами МСП должен стать муниципальный уровень.
В действующей Программе значительно расширен перечень мероприятий по развитию субъектов МСП в муниципальных образованиях (с 16 до 19), определены отраслевые приоритеты финансовой поддержки малых и средних предприятий.
Исполнение по состоянию на 31.12.2012 софинансируемых мероприятий муниципальных программ развития предпринимательства в соответствии с Программой составило 144 446,3 тыс. рублей, или 89,5 % к плану на 2012 год, из них [6]:
- средства бюджета автономного округа - 99 403,7 тыс. рублей, или 85,4 % к плану на 2012 год;
- средства бюджета муниципальных образований - 45 042,6 тыс. рублей, или 104,0 % к плану на 2012 год.
Управление субъектами МСП осуществляется в рамках реализации муниципальных целевых программ по развитию МСП, которые, как и региональные программы, включают мероприятия по финансовой, информационной, кадровой поддержке, а также по формированию и развитию инфраструктуры развития МСП.
В период с 2009 по 2012 год для реализации программ из средств муниципального образования город Сургут на указанные цели было направлено 43 976 тысяч рублей. При этом исполнение муниципальной программы в 2012 году составило 88,1 %, в т.ч. по местному бюджету - 99,99 %, по окружному бюджету - 82,22 % [1].
Муниципальные программы по развитию МСП разработаны на среднесрочную перспективу, однако недостаток и неравномерность поступления финансовых средств в бюджеты муниципальных образований не позволяет разработать четкую стратегию управления МСП и эффективный механизм ее реализации.
Общим недостатком разработанных муниципальных программ можно считать то, что они, как правило, в значительной степени ориентированы на
региональную программу, копируя текст программы и основные заявленные мероприятия без учета особенностей развития МСП на местах. Администрацией города Сургута поставлена задача роста количества субъектов МСП, увеличения оборота субъектов МСП, роста налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов МСП.
За период с 2009 по 2012 год количество субъектов МСП по городу Сургуту выросло с 4 361 до 9 102 (рост - 108,7 %), оборот субъектов МСП увеличился с 48 180 тысяч рублей до 58 621 тысячи рублей (22 %). Налоговые поступления от деятельности субъектов МСП за этот же период выросли с 640 миллионов рублей до 1 160 миллионов рублей (81 %) [1].
При этом стоит отметить тот факт, что местные власти далеко не всегда обладают достоверной информацией об уровне развития этого сектора экономики и не сильно заинтересованы в стимулировании его развития, особенно в таком промышленном городе как Сургут. Это связано в большей степени с отсутствием у муниципалитетов полномочий по регулированию бюджетов с целью обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами для поддержки субъектов МСП.
Сложившаяся в последние годы ситуация в МСП требует значительной активизации муниципальной политики развития предпринимательства. Однако решение задач дальнейшего эффективного управления МСП предполагает объединение усилий и согласованность действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по их развитию.
Система государственного управления МСП должна включать как меры прямой поддержки, направленные на развитие приоритетных для муниципальных образований сфер деятельности, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием инноваций, высоких технологий, так и косвенной -направленной на общее улучшение делового и инвестиционного климата МСП округа. С этой целью необходима разработка стратегии управления МСП на уровне муниципального образования, а также развитие механизма реализации данной стратегии.
Для развития механизма стратегического управления субъектами МСП в регионе необходимо оценивать соответствие системы развития предпринимательства с точки зрения ее комплексности, достаточности, соответствия решаемых системой задач стратегическим и тактическим целям социально-экономического развития региона. Стержнем стратегического управления МСП является система стратегий, которая структурно включает три блока: концептуально-программный, организационно-ресурсный, функциональный (рис. 2).
Концептуально-программный блок представлен системой общерегиональных и ведомственных документов, определяющих методологию управления развитием МСП и содержащих цели управления, отчеты об их исполнении, организационно-экономические механизмы управления и показатели-индикаторы - числовые выражения целей.
Концептуально-программный блок
Организационно-ресурсный блок
Функциональный блок
Рис. 2. Государственная система управления МСП в ХМАО-Югре
Административными механизмами стратегического управления являются законодательная база федерального и регионального уровней в области развития предпринимательства. Комплексным механизмом является государственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». В настоящее время муниципальные целевые программы принятых во всех муниципалитетах округа [5].
Основными документами в области развития МСП в ХМАО-Югре признается необходимость дальнейшего развития элементов предпринимательской инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях. Основное требование к инфраструктуре - адекватная уровню развития МСП и потребностям предпринимательских структур реакция с учетом их отраслевой и функциональной специализации [1].
Организационно-ресурсный блок системы управления МСП включает совокупность специализированных органов государственного управления, объектов рыночной и производственной инфраструктуры и механизмов их взаимодействия.
Функциональный блок определяет способы воздействия региональной системы управления на субъекты МСП. Местным и региональным властям доступно ограниченное число методов и средств стратегического управления МСП. Например, фискальные регуляторы, признанные в мире как наиболее прогрессивные меры стратегического управления, используются в РФ преимущественно на федеральном уровне, только в последнее время региональные власти начинают применять их в качестве стратегических и антикризисных мер.
Так, с 1 января 2013 года на территории автономного округа была введена патентная система налогообложения в отношении 47 видов предпринимательской деятельности, указанных в главе 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации [5].
Законом ХМАО-Югры определен дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, а также размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем, переводимым на патентную систему налогообложения, годового дохода. При этом размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности будет установлен в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, количества обособленных объектов (площадей).
Также скорректированы порядок, сроки уплаты налогов на основе специальных режимов, а также уточнен порядок представления отчетности. Так, например, применение единого налога на вмененный доход перестанет быть обязательным. Согласно внесенным поправкам налогоплательщик сможет самостоятельно выбирать этот режим налогообложения наравне с другими специальными режимами.
Реализация ответственной налоговой политики автономного округа с учетом проводимой реформы налогообложения МСП позволит увеличить количество устойчивых предприятий, создать новые рабочие места в реальном секторе экономики, повысить конкуренцию, а также качество оказываемых услуг и производимых товаров, вывести МСП на современный цивилизованный уровень.
Наиболее широко на региональном уровне используются разнообразные методы прямого управления, включающие различные виды финансирования в виде прямых выплат и займов из различных целевых фондов, займов с государственными гарантиями, субсидий, обеспечения кредитных гарантий.
Таким образом, в округе создана и действует двухуровневая система управления МСП, на базе которой необходимо искать и развивать новые направления развития механизма стратегического управления МСП.
Список литературы:
1. Отчет Департамента по экономической политике Администрации города Сургута о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.admsurgut.ru/state.php?ttop=120063&top=2263 87.
2. Постановление Администрации города Сургута от 22.09.2009 № 3673 об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургута на 2010-2012 годы и на период до 2015 года».
3. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2010 № 241-п «О целевой программе ХМАО-Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»».
4. Пояснительная записка Департамента по экономической политике Администрации города Сургута «Об итогах социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут за 2012 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admsurgut.ru/state. php?ttop=120063&top=210002.
5. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2013 г. № 174-рп об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
6. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года № 225-рп об итогах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
© Ткачев С.В.*
Казанский национальный исследовательский технологический университет,
г. Казань
Автор с критической позиции анализирует зарубежный опыт управления услугами социальной инфраструктуры, классифицирует их, выявляет положительные стороны, которые могут быть использованы в отечественном опыте управления этой сферой.
Ключевые слова социальная инфраструктура, принципы социальной политики, инструменты управления, теория человеческого капитала, государственно-частное партнерство.
* Аспирант кафедры Экономики и управления на предприятии пищевой промышленности.