Научная статья на тему 'Анализ деятельности таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией на примере Алтайской таможни'

Анализ деятельности таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией на примере Алтайской таможни Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1992
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / АЛТАЙСКАЯ ТАМОЖНЯ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ДАЛЕЕ КОАП РФ)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов Сергей Александрович

В статье проведен анализ деятельности таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией на примере Алтайской таможни. Отмечено, что, по мнению ряда авторов, под термином «контрафактная продукция» в широком смысле, следует понимать продукцию, произведенную и реализуемую с нарушением действующего законодательства. Разновидностью контрафактной продукции является производство фальсифицированной продукции, подделки под оригинальные товары. Представлена динамика выявленных таможенными органами России контрафактной продукции за 2010-2014 годы и отдельно приведены данные по выявлению таможенными органами единиц контрафактной продукции в 2015 году. Приведены данные по выявлению контрафактной продукции Алтайской таможней в 2012-2015 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией на примере Алтайской таможни»

Анализ деятельности таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией на примере Алтайской таможни

The analysis of activity of customs authorities in the fight against counterfeit products on the example of the Altay customs

Денисов Сергей Александрович

Denisov Sergei Aleksandrovich

к.э.н., профессор / декан факультета экономики, управления и внешнеэкономической деятельности, заведующий кафедрой «Таможенное

дело и ВЭД» Алтайской академии экономики и права

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье проведен анализ деятельности таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией на примере Алтайской таможни.

Отмечено, что, по мнению ряда авторов, под термином «контрафактная продукция» в широком смысле, следует понимать продукцию, произведенную и реализуемую с нарушением действующего законодательства. Разновидностью контрафактной продукции является производство фальсифицированной продукции, подделки под оригинальные товары.

Представлена динамика выявленных таможенными органами России контрафактной продукции за 2010-2014 годы и отдельно приведены данные по выявлению таможенными органами единиц контрафактной продукции в 2015 году.

Приведены данные по выявлению контрафактной продукции Алтайской таможней в 2012-2015 годах.

Abstract

In the article the analysis of activity of customs authorities in the fight against counterfeit products on the example of the Altay customs.

Noted that, according to some authors, the term "counterfeit products" in the broad sense, is meant the products produced and sold in violation of applicable law. A variety of counterfeit production is the production of counterfeit products, counterfeits of original products.

Presented to the speaker identified by the Russian customs authorities of counterfeit products over 2010-2014 and separately the data for identifying the customs authorities of the units of counterfeit products in 2015.

The data on detection of counterfeit products Altai customs office in 20122015.

Ключевые слова: таможенные органы, Алтайская таможня, контрафактная продукция, административные правонарушения, административная ответственность, таможенное декларирование товаров, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Key words: customs authorities, Altai customs, counterfeit goods, administrative offence, administrative responsibility, customs Declaration of goods, the Code of administrative offences (hereinafter - Cao RF).

В научно-популярных изданиях, экономической и юридической литературе, средствах массовой информации, других источниках в отношении поддельных товаров употребляется различная терминология: «пиратская» продукция, фальсифицированные товары, контрафактные продукты, поддельные экземпляры, изделия с нарушением права интеллектуальной собственности, «серый импорт».

В словаре иностранных слов контрафакция (фр. «contrefaction» -подделка и лат. «contra» - против и «facere» - делать) определяется как

литературная подделка; нарушение авторского права путем воспроизведения и распространения чужого произведения.1

В зарубежной западной доктрине различают три различных подхода к контрафакту.

Первый из них согласуется с позицией, согласно которой это явление означает незаконное использование зарегистрированных товарных знаков, осуществляемое преимущественно в коммерческих целях посредством введения публики в заблуждение. Данный подход присущ американскому Закону о контрафактной продукции 1984 года и позиции Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ).

Второй подход включает несколько иное понимание контрафакта, которое берет начало из английского права, применяется также в современном праве Германии и Нидерландов. В соответствии с ним к контрафакту относят преднамеренное воспроизведение внешнего вида продукции, включая товарный знак, с тем, чтобы выставить в обороте копию вместо оригинала.

Третий, разработанный Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), означает придание термину «контрафакт» родового понятия, охватывающего все возможные виды незаконных действий по использованию результатов интеллектуальной деятельности и проявляющегося в актах недобросовестной конкуренции2.

Понятие контрафактной продукции в России впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 (документ утратил силу) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

1 Словарь иностранных слов. 10-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983.

2 Лиджанова, А.Э., г. Москва, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1(документ утратил силу) «Об авторском праве и смежных правах» к категории контрафактных были отнесены также экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с законом об авторском праве произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

На сегодняшний день понятие контрафактной продукции заложено в

Л

ст. 1515 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) .

Как следует из правил ст. 1515 ГК РФ, понятие контрафакции определено по признаку незаконного размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковке товаров, при этом нормы о гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарного знака распространяются как на оборот контрафактных товаров, этикеток, упаковки товаров, так и на иные формы незаконного использования товарного знака, в том числе и в отношении предметов, не являющихся контрафактными.

Наиболее распространено определение контрафактной деятельности как «изготовление продукта (изделия), который настолько близко имитирует продукт другой компании, что он кажется продуктом именно этой фирмы»4.

По мнению ряда авторов, под термином «контрафактная продукция» в широком смысле, следует понимать продукцию, произведенную и реализуемую с нарушением действующего законодательства. Разновидностью контрафактной продукции является производство фальсифицированной продукции, подделки под оригинальные товары5.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496

4 Погосян, Т.Ю. Контрафактная продукция - как ее понимать?// Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Матер. 4-й Междунар. науч. практ. конф. 25 - 26 янв. 2007 г. М., 2007. С. 357 - 359.

5 Толкачев, В.В. Контрафактная и немаркированная продукция, товары: деяние и возмездие. // Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). 2005. № 11.

Есть еще определение контрафакта - сбыт продукции, которая была произведена без разрешения держателя прав на эту продукцию. Обычно эти определения подразумевают копирование торговой марки, а также упаковку, наклейку или любые другие отличительные черты какой-либо продукции.

По мнению П.Г. Вельш контрафактная продукция - это продукция (товары, этикетки, упаковки товаров), не имеющая сертификатов соответствия требованиям, предъявляемым к данного вида товарам, на которой незаконно нанесен и используется зарегистрированный товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение6.

На основании анализа различных точек зрения ученых относительно термина «контрафакт», Вельш П.Г. выделяет основные признаки, присущие контрафактной продукции: 1) это некачественная продукция, не имеющая сертификатов соответствия требованиям, предъявляемым к данного вида товарам; 2) любая продукция, на которой незаконно нанесен и используется зарегистрированный товарный знак или сходное с ним до степени смешения

п

обозначение .

Чижиков Р.Н. под контрафакцией понимает изготовление, продажа или способствование незаконному использованию товаров с нарушением интеллектуальных прав третьих лиц. Под контрафактными товарами следует понимать товары, изготовленные или введенные в гражданский оборот таким способом».

При этом к контрафактным товарам относятся товары, произведенные без нарушения интеллектуальных прав, но ввезенные на таможенную

о

территорию не уполномоченными на то правообладателем лицами .

В связи со сказанным необходимо отметить, что разработка единого нормативно-правового акта, указывающего признаки контрафактной продукции, является объективной необходимостью. И пусть объем данного

6 Вельш, П. Г. Проблема разграничения терминов «контрафактная продукция» и «альтернативные производители» при раскрытии и расследовании преступлений // Вестн. Владим. юрид. ин-та. 2011. № 3(20)

7 Там же.

8 Чижиков, Р.Н., Т.И. Яковлева, Т.И., Иванайский, О.Р. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник - М.: ЮНИТИ, 2005. С. 180

документа будет большим, зато его принятие поможет практическим органам в борьбе с распространением поддельного товара, а, следовательно, позволит оградить потребителей от некачественного продукта и поднимет престиж России на международном уровне.

В Российской Федерации определяющая роль в борьбе с контрафактной продукцией, перемещаемой через границу, отведена таможенным органам.

В пределах своей компетенции таможенные органы Российской Федерации осуществляют контроль соблюдения прав на интеллектуальную собственность и оказывают противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, включённых и не включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

На рис. 1 представлена динамика выявленных таможенными органами России контрафактной продукции за 2010-2014 годы

Динамика выявления таможенными органами контрафактной продукции, млн. ЕКП

Рис. 1 Динамика выявлений таможенными органами России контрафактной продукции за 2010-2014 годы, млн. ед.

Согласно представленной динамике наибольшее количество выявленных таможенными органами единиц контрафактной продукции (далее - ЕКП) пришлось на 2012 год, когда было выявлено 19,1 млн. единиц контрафактной продукции, наименьшее на 2011 год - 9,3 млн. единиц.

Именно в 2012 году начата работа по формированию единых стандартов правоприменительной практики таможенных органов в сфере обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на всей территории Таможенного союза.

В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности таможенными органами в 2014 году предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 2,4 млрд. рублей (в 2013 году - около 5 млрд. рублей) (см. рис. 2).

Предотвращен ущерб правообладателям, млрд. руб.

Рис. 2. Динамика предотвращений ущерба таможенными органами России правообладателям за 2010-2014 годы, млрд. руб.

В 2015 году таможенными органами выявлено более 18,1 млн. единиц контрафактной продукции (в 2014 году - более 9,5 млн. единиц контрафактной продукции).

В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности таможенными органами в 2015 году предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 3,9 млрд. рублей (в 2014 году - более 2,4 млрд. рублей).

Выявление таможенными органами контрафактных товаров приводит к возбуждению дел об административных правонарушениях.

Таможенными органами в 2015 году было возбуждено 1 040 дел об административных правонарушениях (далее - АП) (в 2014 году - 1 270 дел об АП) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

Из них 1 011 дел об АП (в 2014 году - 1 234 дела об АП) - по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (незаконное использование товарного знака) и 29 дел об АП (в 2014 году - 36 дел об АП) по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).

Алтайскими таможенниками проводится большая работа по выявлению фактов реализации в Алтайском крае продукции с признаками контрафактности: осуществляются оперативный мониторинг деклараций на товары, таможенные ревизии, правообладателям известных компаний направляются запросы о законности использования товарных знаков на товарах, реализуемых в торговых точках города Барнаула, других городах и районах края.

На рисунке 3 представлены данные по выявлению контрафактной продукции Алтайской таможней в 2012-2015 годах.

Рис. 3. Выявлено единиц контрафактной продукции Алтайской таможней в 2012-2015 гг.

Например, в 2014 году по направлению защиты прав интеллектуальной собственности Алтайской таможней выявлено 29179 единиц контрафактной продукции (далее - ЕКП) (2010 г. - 167106 ЕКП).

Из общего числа выявленных единиц контрафактной продукции в 2014 году:

- 25645 ЕКП - признаны контрафактными в соответствии с решениями судов по ст. 14.10 КоАП РФ;

- 2696 ЕКП - были уничтожены как контрафактные товары по судебным решениям о признании имущества бесхозяйным;

- 106 ЕКП - контрафактные товары, выпущенные на основании мотивированного письменного обращения правообладателя, в котором он признал данные товары контрафактными, при этом не возражал против их выпуска в гражданский оборот в связи с незначительностью количества;

- 63 ЕКП были зачтены в результате совместных с сотрудниками МВД мероприятий по выявлению контрафактных товаров;

- 669 ЕКП - бесхозяйные товары, признанные судом как контрафактные и подлежащие уничтожению.

Таким образом, сумма предотвращенного ущерба, потенциально нанесенного правообладателям, составила в 2014 году 5497,853 тыс. руб.

Также, по результатам оперативного мониторинга деклараций на товары (далее - ДТ) в 2014 году было применено 12 приостановлений выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.

В 2014 году подразделениями таможни было возбуждено 59 дел об АП по статье 14.10 КоАП РФ (2013 г. - 106 дел об АП).

Кроме того, по 58 делам, возбужденным в 2013 году, результаты были получены в 2014 году. Все решения, вынесенные судебными органами Алтайского края по делам, связанным с незаконным использованием товарных знаков, приняты в пользу таможни.

В 2015 году по направлению защиты прав интеллектуальной собственности Алтайской таможней выявлено 147326 ЕКП (2014 г. - 29179 ЕКП). По отношению к 2014 году количество выявленной контрафактной продукции возросло более чем в 5 раз.

Сумма предотвращенного ущерба, потенциально нанесенного правообладателям, составила 1428,6 тыс. руб. (2014 г. - 5497,853 тыс. руб.).

В течение 2015 года велось производство по 14 делам об административных правонарушениях (далее - АП), возбужденным по статье 14.10 КоАП РФ (2014 г. - 59 дел об АП). Одно дело было возбуждено органами внутренних дел по материалам таможни.

По 11 делам судебные решения вынесены в пользу таможни, в результате чего товар в количестве 10081 ЕКП признан контрафактным.

2 дела об АП находятся на стадии административного расследования, 1 дело направлено в Арбитражный суд Алтайского края.

На рис. 4 представлены данные по возбуждённым делам об АП по ст. 14.10 КоАП РФ Алтайской таможней в 2012-2015 гг.

Рис. 4. Возбуждено дел об АП по ст. 14.10 КоАП РФ Алтайской таможней в 2012-2015 гг.

Необходимо отметить, что количество возбужденных дел об АП по ст. 14.10 КоАП РФ не зависит от количества выявленных ЕКП.

Это убедительно доказывают данные, представленные на рисунках 3 и 4.

Работа Алтайской таможни в этом направлении отмечена многими правообладателями, в частности, ООО «САКС» вручило Алтайской таможне благодарность за неизменные усилия и высокие результаты в деле защиты рынка детских игрушек от подделок и опасной для здоровья детей продукции. Также, на всероссийском семинаре Федеральной таможенной службы по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, проходившем в сентябре 2011 года в Карелии, представитель ООО «Власта Консалтинг», занимающегося обеспечением безопасности бизнеса, отметил успешную работу Алтайской таможни по борьбе с контрафактом, и выразил свою благодарность.

По данным Алтайской таможни более полторы тысячи юридических и физических лиц Алтайского края и Республики Алтай являются правообладателями товарных знаков, зарегистрированных на территории России в отношении различных товаров и услуг.

Среди них - крупные производственные и перерабатывающие компании, осуществляющие экспортные поставки и являющиеся стратегически важными для экономики Алтайского края. Такие, как: Барнаульский шинный завод, Барнаултрансмаш, Эвалар, Алтайвитамины, Мария-Ра, Алейскзернопродукт и многие другие.

При этом в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности нет ни одного объекта, принадлежащего алтайским предприятиям.

Поэтому Алтайская таможня призывает правообладателей товарных знаков Алтайского края и Республики Алтай изучить возможность активной защиты своих товаров посредством включения в ТРОИС. В этом случае каждый таможенный пост и таможня России на этапе таможенного декларирования должны контролировать правомерность его использования.

Включение товарных знаков в ТРОИС поможет предотвратить ввоз поддельных товаров, создающих недобросовестную конкуренцию на внутреннем рынке отечественным товаропроизводителям.

Алтайская таможня проводит значительный объем работ в соответствии с предоставленными полномочиями в направлении пресечения ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации.

В настоящее время существуют трудности, связанные с возбуждением дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ на стадии «посттаможенного» контроля, т.е. после выпуска, когда товар уже находится в гражданском обороте, в большинстве случаев затрудняется выявление местонахождения предмета административного правонарушения, проведения его экспертизы на «контрафактность». В конечном итоге становится невозможным его изъятие из оборота на внутреннем рынке.

Вменение лицу совершение административного правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, основанное на сведениях, указанных в таможенных документах, без проведения экспертиз, как правило, является основанием для отказа в удовлетворении заявления таможенных органов о

привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подтверждением вышеуказанного является решение Арбитражного суда Забайкальского края по делу № А78-5544/2011 в отношении ООО «В» по ст. 14.10. КоАП России по факту незаконного использования товарных знаков «Басоёаг», «Ailaifa» и «Бе11ау1в1а»9.

Согласно мнению суда для установления несоответствия, ввезенного обществом товара оригинальной продукции необходимо исследование его образцов.

Однако экспертиза по вопросам наличия признаков контрафактности (оригинальности) исследуемой продукции в рамках камеральной проверки и административного производства не проводилась. Образцы товаров, маркированных товарными знаками «Sacodar», «Ailaifa» и «Bellavista», не изымались, досмотр товаров не производился. Товар был выпущен в свободное обращение.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, таможенным органом не доказана.

Аналогичные решения были вынесены, к примеру, Арбитражным судом Тульской области по делу № А68-4328/1110, а также Арбитражным судом Приморского края по делу № А51-6461/201111.

Таким образом, приведённые примеры иллюстрируют, что на данный момент, на этапе «посттаможенного» контроля возбуждение дел об административном правонарушении является неэффективной мерой в сфере

9 Официальный сайт Арбитражного суда Забайкальского края URL: http://www.ras.arbitr.ru/ (Дата обращения:10.10.2016).

10 Постановление двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2011 года по делу № А68-4328/2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www. arbitration.consultant.ru (Дата обращения: 10.10.2016).

11 Решение арбитражного суда Приморского края от 28 июня 2011 года по делу № А51 -6461/2011.[Электронный ресурс]. URL: http://www.arbitration.consultant.ru (Дата обращения: 10.10.2016).

защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Это связано с позицией судебных органов, указывающих на необходимость обязательного исследования образцов контрафактных товаров, что в большинстве случаев невозможно. Это означает, что, несмотря на позитивные тенденции за прошедшие годы в правоприменительной практике таможенных органов в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в настоящем остаются вопросы, требующие качественного улучшения в правоприменении.

Поэтому в рамках камеральных таможенных проверок необходимо исследовать обстоятельства ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Важно отметить, что наиболее серьезные проблемы в обеспечении защиты:

- перемещение через таможенную границу контрафактной продукции физическими лицами. Крупные партии поддельных товаров дробятся за рубежом, перевозятся на российскую территорию, где аккумулируются на складах, формируются в товарные партии, которые реализуются в другие регионы страны;

- нежелание правообладателей сотрудничать с таможенной службой, осуществляющей в пределах своей компетенции защиту прав на интеллектуальную собственность и отказ от применения к нарушителям мер административного воздействия;

- отсутствие перечня экспертных организаций, уполномоченных на проведение исследований и выдачу заключений на предмет наличия или отсутствия сходства до степени смешения.

Это обусловлено, тем, что фирмы-правообладатели недостаточно информируют рядовых потребителей о своих правах на данный товарный знак и о последствиях за незаконное использование торговой марки (гражданская, административная и уголовная ответственность).

В современных условиях таможенные органы должны играть одну из ключевых ролей в сфере защиты интеллектуальной собственности, поскольку интернационализация хозяйственных связей и совершенствование методов тиражирования в последние годы привели к значительному увеличению объемов международной торговли контрафактной (поддельной) продукцией.

Как свидетельствует мировая практика, совершенно очевидно, что нарушения прав интеллектуальной собственности можно фиксировать с момента ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Кроме того, нарушения прав владельцев товарных знаков, а также нарушения авторских или смежных прав целесообразно фиксировать при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, практически при всех заявляемых таможенных процедурах.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс таможенного союза // Собрание законодательства РФ. -13.12.2010. -№ 50. - Ст. 6615.

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 11.07.2011) // Российская газета. -2010. - № 269. - 29 ноября.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2016)// Российская газета.-2001.-№ 256.

4. Официальный сайт Алтайской таможни [Электронный ресурс] /Барнаул, 2014. - URL: http: // www.altairegion22.ru. /, (дата обращения 1.10.2016)

5. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] /- Москва, 2015. - URL: http: // www.customs.ru/

6. Официальный сайт Арбитражного суда Забайкальского края URL: http://www.ras.arbitr.ru/ (Дата обращения: 10.10.2016).

7. Решение арбитражного суда Приморского края от 28 июня 2011 года по

делу № А51-6461/2011.[Электронный ресурс]. URL: http://www.arbitration.consultant.ru (Дата обращения: 10.10.2016).

8. Вельш, П. Г. Проблема разграничения терминов «контрафактная продукция» и «альтернативные производители» при раскрытии и расследовании преступлений // Вестн. Владим. юрид. ин-та. 2011. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.