ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
13
УДК 338.242
Е.А. Коротаева, И.Е. Клабукова
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
В статье подробно рассмотрены вопросы правового регулирования регистрацией прав на недвижимое имущество. Авторами справедливо отмечается, что процесс регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним весьма бюрократичный и сложный, акцентируется внимание на необходимости разработки мер по усовершенствованию системы управления регистрацией прав. Проведен тщательный анализ деятельности Отдела регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, приведены данные, сформулированы выводы и выявлены причины снижения количества поступивших заявлений на государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью по УР. На основе анализа получен результат о резком увеличении количества зарегистрированных прав и сделок с недвижимостью. В статье обобщены основные показатели деятельности объекта исследования, выявлены наиболее актуальные проблемы. На основе проведенного анализа авторами сформулированы и обоснованы рекомендации по повышению эффективности управления Отделом регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.
Ключевые слова: недвижимость, государственная регистрация, кадастр, управление, имущественные права, государственная услуга, правовая экспертиза, документы.
Современное российское законодательство, регулирующее отношения, возникающие в сфере оборота недвижимого имущества, характеризуется сложностью и многоаспектностью указанных отношений, в связи с чем возрастает значимость проведения последовательного, системного и комплексного исследования теоретических и практических проблем деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Одной из экономических основ жизнедеятельности человека является недвижимое имущество. Правовым режимом недвижимого имущества является государственная регистрация прав. Оптимальное и рациональное управление регистрацией прав на недвижимое имущество, а также защита этих прав является одной из главных задач политики государства в сфере недвижимого имущества. Так как процесс регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним весьма бюрократичный и сложный, меры по усовершенствованию системы управления регистрацией прав помогут значительно упростить этот процесс.
Определению государственной регистрации прав на недвижимость посвящена ст. 2 Закона о регистрации. Она определяет государственную регистрацию как «юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации».
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации. Основные функции:
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Оказание государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости.
3. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества, кадастровая деятельность.
4. Государственная кадастровая оценка земель, землеустройства.
5. Государственный мониторинг земель.
6. Геодезия и картография и т.д.
Отдел регистрации прав Управления является его структурным подразделением.
Основными задачами отдела являются:
1. Исполнение государственной функции по приему документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдаче документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, в том числе в дополнительных пунктах приема документов, а также приема документов на государственную регистрацию прав на иные объекты недвижимости, расположенные в пределах регистрационного округа.
2. Проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, расположенные в пределах Удмуртской Республики.
Отдел регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике имеет следующую организацию работы: прием документов (прием, коррекция пакетов), распределение пакета документов между регистраторами, правовая экспертиза документов (экспертиза, внесение записей), выдача документов.
Проведем анализ основных показателей деятельности Отдела регистрации прав.
Количество поданных заявлений на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Удмуртской Республике имеет тенденцию к снижению. Данные показатели отражены в рис. 1.
Рис. 1. Количество поступивших заявлений на государственную регистрацию прав и сделок
с недвижимостью по УР
Данное снижение обусловлено тем, что основная масса населения реализовала свои права в регистрации в упрощенном порядке, то есть «дачной амнистии», приватизации. Также это обусловлено повышением ставки по кредиту для физических лиц, что уменьшило количество зарегистрированных прав с ипотекой.
На рис. 2 показаны данные о количестве зарегистрированных прав и сделок с недвижимостью. По рисунку видно, что сначала тенденция шла к увеличению количества зарегистрированных прав и сделок, а в 2013 г. произошел резкий спад. Затем тенденция снова пошла вверх. Это обусловлено тем, что при совершении сделки с недвижимым имуществом до 01 марта 2013 г. действовала норма закона об обязательной регистрации договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, аренды более чем на 1 год и регистрации права собственности на него. Договор купли-продажи жилого имущества, дарения, мены подлежал государственной регистрации и вступал в силу с момента такой регистрации. С 1 марта 2013г. данное требование отменено, то есть начиная со 2 марта 2013 г. договоры, связанные с отчуждением, не нужно регистрировать в органах Росреестра. Необходимо регистрировать лишь возникающее право.
Если рассмотреть соотношение зарегистрированных прав и сделок к поступившим заявлениям на регистрацию прав (табл. 1), то тенденция идет к повышению этого показателя, хотя в 2012 г. наблюдался резкий спад по сравнению с 2011г.
На рис. 2 в процентном соотношении показана доля зарегистрированных прав и сделок с недвижимостью отделом регистрации прав центрального аппарата и территориальных отделов. Рассмотрев показатели, можно сделать вывод, что этот показатель достаточно стабилен и варьируется в пределах 34-36 %. Это говорит о том, что основной поток действий по регистрации прав и сделок на недвижимое имущество осуществляет центральный аппарат.
Анализ деятельности отдела регистрации прав управления... 15
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2016. Т. 26, вып. 3
Таблица 1
Соотношение зарегистрированных прав и сделок к поданным заявлениям
Период Всего подано заявлений Зарегистрировано Соотношение, %
2010 324298 322730 99,5
2011 354108 328871 92,9
2012 404306 338158 83,6
2013 377329 318603 84,4
2014 364046 319067 87,6
2014 2013 2012 2011 2010 Я Г.Ижевск,% ■ Территориальные отделы,% 0
36 64
36 64
35 65
34 66
34 66
С 2 0 4 0 6 0 8 0 1С ю и
Рис. 2. Доля зарегистрированных прав и сделок с недвижимостью отделом регистрации прав Центрального аппарата (г. Ижевск) и территориальных отделов
В табл. 2 показаны количественные показатели поступивших и зарегистрированных прав по городу Ижевску, где видно, что идет тенденция к уменьшению числа зарегистрированных прав к поступившим заявлениям на регистрацию прав и сделок с недвижимостью. Возможно, это зависит от качества принятия документов на регистрацию, так как основной проблемой, возникающей при государственной регистрации, является принятие неполного пакета документов, также при подготовке пакета документов допускают технические ошибки в договорах, актах и иных документах-основаниях.
Таблица 2
Соотношение зарегистрированных прав и поступивших заявлений на государственную регистрацию по г. Ижевску
Период Всего подано заявлений Зарегистрировано Соотношение, %
2010 119057 111154 93,4
2011 128970 115150 89,9
2012 154693 145059 93,8
2013 136255 112903 83
2014 142611 110265 77,3
Как показано на рис. 3, количество поданных заявлений об исправлении технической ошибки увеличивалось до 2013 г., а потом пошло на спад.
Рис. 3. Количество заявлений, поданных на исправление технической ошибки
На рис. 4 видно, что количество дел, рассматриваемых судом с участием Управления, идет на спад, но, к сожалению, количество проигранных дел увеличивается.
Рис. 4. Сведения об обжаловании в судебном порядке действий по государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним
В ходе анализа деятельности Отдела регистрации прав центрального аппарата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике были раскрыты все основные показатели.
Для полного анализа и эффективности деятельности отдела необходимо рассмотреть результаты деятельности, саму деятельность в критериях оценки результатов управления, которые смогут показать действительную картину ситуации в отделе.
Анализ деятельности отдела регистрации прав управления... 17
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2016. Т. 26, вып. 3
Для этого целесообразно расчитать несколько показателей, по которым можно оценить результативность функционирования Отдела регистрации прав (табл. 3) [6].
Таблица 3
Показатели для расчета результатов функционирования Отдела регистрации прав
Наименование показателя Обозначение Формула
Коэффициент территориальной концентрации Ктк Ктк = Ппр ф/П
Уровень централизации деятельности Кц Кц=ВПц/ВПобщ
Коэффициент рациональности структуры Крс Крс=1-(Чф/Чн)
Занятость персонала в аппарате управления Кз Кз=АУП:ППП
Степень формализации труда Кф Кф=АУПн:АУП
1. Коэффициент территориальной концентрации (Ктк)
Ктк = ППР Ф/П
где ППР ф - количество организаций данного типа в регионе, П - площадь региона.
Ктк = 11/42061 = 2,6 ед/км2, что говорит о низкой концентрации данного типа организации в регионе.
2. Уровень централизации деятельности (Кц): Кц = ВПц/ВПобщ ,
где ВПц, ВПобщ - количество принятых заявлений в ЦА и Управлении по УР.
Кц2010 = 119057/324298 = 0,37 Кц2011 = 128970/354108 = 0,36 Кц2012 = 154693/404306 = 0,38 Кц2013 = 136255/377329 = 0,36 Кц2014 = 142611/364046 = 0,39
Данный критерий показывает, что уровень централизации деятельности за рассматриваемый период практически не меняется, что говорит об умеренной концентрации и умеренной нагрузке поступивших заявлений по территориальным отделам.
3. Коэффициент рациональности структуры (Крс): Крс = 1-(Чф/Чн),
где Чф/Чн - численность работников системы управления фактически и по типовой структуре. Чем ближе коэффициент к 1, тем рациональнее структура.
Крс = 1-(4/5) = 0,2 - в данном случае структура нерациональна.
Это говорит о необходимости реорганизации структуры отдела регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Занятость персонала в аппарате управления (Кз): Кз = АУП : ППП,
где АУП - численность аппарата управления, ППП - численность промышленно-производственного персонала (в нашем случае численность персонала, за исключением аппарата управления).
Кз=4/72=0,06, данный коэффициент показывает низкую занятость персонала в аппарате управления.
5. Степень формализации труда Кф: Кф = АУПн : АУП,
где АУПн - численность работников, труд которых организован на основе нормативной документации, АУП - общее число работников в организационной структуре управления.
Данный коэффициент будет равняться 1, так как труд работников отдела основан на нормативной документации.
В ходе анализа деятельности Отдела регистрации прав были выявлены определенные проблемы. Рассмотрим первую из них - иррациональное распределение функциональных обязанностей го-
сударственного регистратора. Для решения этой проблемы рекомендуется оптимизировать функциональные обязанности. В данном случае будут рассматриваться обязанности регистратора в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (правовая экспертиза).
Если рассмотреть функциональные обязанности государственного регистратора с точки зрения стадий государственной регистрации, то эти обязанности будут входить в одну из четырех стадий государственной регистрации. Функциональные обязанности государственного регистратора в разрезе со стадиями государственной регистрации на практике выглядят следующим образом:
I стадия: Прием документов. Выполняется подразделением Отдела регистрации прав, специалистом приема. Выполняемая функция: прием документов.
II стадия: Правовая экспертиза. Осуществляет подразделение Отдела регистрации прав, государственный регистратор. Выполняемые функции: проверка наличия в ЕГРП записей об объекте недвижимости; проверка юридической силы правоустанавливающих документов; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации прав; внесение записей в ЕГРП, проверка правильности выполненных записей и заверение записи в штампе регистрационной надписи своей подписью с указанием фамилии и инициалов, подписание заполненного свидетельства на лицевой стороне и заверение подписью сведения об участниках общей долевой собственности, приведенные на оборотной стороне свидетельства, подписание листов ЕГРП ЭЦП; удостоверение проведенной государственной регистрации прав, в том числе посредством совершения регистрационных надписей на правоустанавливающих документах, оформление свидетельства о государственной регистрации прав, подтверждающих проведенную регистрацию прав; формирование правоустанавливающих документов; предоставление консультаций по следующим вопросам: перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, размер государственной пошлины, источник получения документов, необходимых для государственной регистрации прав.
III стадия: Совершение надписей на правоустанавливающих документах. Выполняет Отдел ведения ЕГРП, верификации, гармонизации данных ЕГРП и ГКН, предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, переплетчик. Выполняемые функции: проставление печатей на свидетельствах, надписей на правоустанавливающих документах.
ГУстадия: Выдача документов. Осуществляется подразделением Отдела регистрации прав, специалистом выдачи. Выполняемая функция: выдача документов.
Как видно, наиболее трудоемкую стадию регистрации выполняют регистраторы.
Три стадии из четырех рассмотренных выполняются Отделом регистрации прав. В настоящее время одну из стадий регистрации, а именно совершение надписей на правоустанавливающих документах и проставление печатей на свидетельствах о государственной регистрации прав, исполняет отдел ведения ЕГРП, верификации, гармонизации данных ЕГРП и ГКН, предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости. Для оптимизации процесса государственной регистрации, в том числе для оптимизации функциональных обязанностей регистратора, рекомендуется передать эти обязанности Отделу регистрации прав. Это позволит значительно упростить и ускорить государственную регистрацию, так как исполнение всех стадий регистрации одним отделом будет проще координировать, контролировать, отслеживать, регулировать. Графически это будет выглядеть так (рис. 5):
В настоящее время:
Рис. 5. Текущий и предлагаемый алгоритм предоставления государственной услуги
В современных условиях недвижимость (квартиры, дома, земельные участки и др.) является основным, а в ряде случаев практически единственным существенным достоянием подавляющего большинства граждан. Для многих граждан недвижимость выступает и единственным источником дохода, она может быть предметом аренды, объектом залога при получении кредита и т. д. В условиях, когда доходы значительной части населения ниже официально установленного прожиточного минимума, государство обязано принимать все необходимые меры к защите того, что является единственным.
В настоящее время в законодательство в сфере государственной регистрации ежегодно вносятся изменения. Уследить за всеми изменениями в законодательстве в сфере государственной регистрации регистратору невозможно.
В связи с этим рекомендуется специализировать государственных регистраторов путем разделения их на сектора:
1. Сектор долевого строительства.
2. Сектор по земельным участкам.
3. Сектор по делам объектов жилого назначения.
4. Сектор по делам объектов нежилого назначения.
Это позволит должностному лицу глубже вникать в законодательство своей категории, так как в каждой категории есть много нюансов, касающихся государственной регистрации. Это уменьшит число заявлений, жалоб на действия по государственной регистрации прав, которые рассматриваются в судебном порядке.
В ходе анализа деятельности Отдела регистрации прав было выявлено, что распределение пакетов документов в отделе ведется вручную. Для решения этой проблемы рекомендуется автоматизировать процесс распределения дел путем внедрения автоматизированной системы «Помощник государственного регистратора».
Автоматизированная информационная система «Помощник государственного регистратора» будет интегрироваться с ПК ИС ЕГРП и АИС ГКН и служить как вспомогательный интерфейс.
В табл. 4 подробно показано, из чего будет состоять система, а также основные требования к ней.
Таблица 4
Паспорт АИС «Помощник государственного регистратора»
Наименование системы «Помощник государственного регистратора»:
Цель системы Оптимизация организации работы государственного регистратора
Задачи системы Автоматическое распределение дел Автоматизирование системы отчетности Мониторинг в режиме реального времени Возможность контроля процедуры прохождения государственной пошлины
Состав системы «Распределение пакета документов» «Анализ и контроль рассмотрения дел» «Документы строгой отчетности» «Государственная пошлина» «Администратор» «Шаблоны документов»
Системные требования операционная система: Windows 2007-2010, WindowsXP, Vista процессор: Pentium 800 МГц; оперативная память: не менее 512 Мб; свободное место на жёстком диске: не менее 200 Мб; CD (DVD) - привод.
Полный перечень затрат на внедрение информационной системы по статьям затрат будет определяться следующим образом:
К = Кпр + Киб + Куч + Кнеуч .
Итого получаем основных затрат:
К = 83 850 + 20 962,5 + 8 385= 7 923,8= 121 121,3 руб.
Для того, чтобы рассчитать ожидаемую результативность предложенного мероприятия, необходимо рассмотреть, насколько уменьшится количество времени, затрачиваемое на один пакет документов в существующей организации работы отдела и после внедрения автоматизированной системы.
В табл. 5 приведены средние временные затраты на предоставление государственной услуги на каждой стадии.
Таблица 5
Перечень временных затрат
Статья временных затрат Среднее время в текущей модели, мин. Среднее время в новой модели
- от специалиста-распределителя до регистратора 120 Нет
Регистратор: закрепление пакета документов; проверка наличия записей в ЕГРП; проверка законности сделки; внесение записей в ЕГРП; составление и печать описи документов; распечатка штампов 4 7 17 14 3 Итого: 45 45
Специалист технической обработки (сшивание, передача дел в отдел приема-выдачи)* 8 8
*Примечание: результаты хронометража отдела регистрации прав за 2015 г.
Среднее время нахождения пакета документов у специалиста-распределителя составляет 120 мин, на правовую экспертизу уходит примерно 45 мин и техническую обработку 8 мин.
Просчитаем, сколько пакетов документов может в среднем проверить государственный регистратор за 1 день.
8-часовой рабочий день составляет 480 мин, (480-120) / 45 = 8 дел, при том, что дела будут находиться у специалиста-распределителя в среднем 120 мин.
Теперь рассмотрим временные затраты и количество проверенных дел о новой модели, то есть после внедрения информационной системы.
В новой модели будет использовано все рабочее время, то есть 480 минут, рассчитаем количество рассмотренных дел:
480/45=10 дел регистратор сможет рассмотреть после внедрения информационной системы. То есть в процентном соотношении количество рассмотренных дел в отделе увеличится на 20 %.
Основными направлениями, по которым потенциально следует ожидать результаты от внедрения предложенных мероприятий, являются:
- на уровне высшего руководства: достоверная информация о текущем состоянии дел; прозрачность предоставления государственной услуги; улучшение организационной эффективности; полный контроль сверху донизу за работой отдела с выявлением лица, допустившего ошибку; координация работ и ресурсов;
- на уровне Финансового департамента: реализация необходимой учетной политики; оперативное получение набора финансовой отчетности (сумма государственных пошлин за определенный период);
- на уровне руководства отдела: контроль за предоставлением государственной услуги; увеличение количества рассмотренных дел на 20 %; исключение человеческого фактора (субъективность); повышение производительности работы государственного служащего; контроль за технологической дисциплиной; информационная поддержка стратегических решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Рос. газ, 1997.
2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015)// Рос. газ, 2010.
3. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»):постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 29.12.2015)// Собр.закон.РФ. 2009.
4. Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме: приказ Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 (ред. от 26.03.2015) // Бюл. норм. акт. фед. орг. исп. власти. 2014.
5. О порядках представления заявления о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, представления заявления об исправлении технической ошибки в записях единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представления заявления о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, заявления о погашении записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя), заявления об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, а также электронных образцов документов: приказ Минэкономразвития России от 29 ноября 2013 г. № 723 (ред.от 16.06.2015) // Рос. газ, 2014.
6. Критерии эффективности управления: метод. указания / под ред. А.К. Осипова. Ижевск: «Jus est», 2010. 74 с.
Поступила в редакцию 18.03.16
E.A. Korotaeva, I.E. Klabukova
THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF DEPARTMENT OF REAL ESTATE RIGHTS REGISTRATION OF THE FEDERAL SERVICE FOR STATE REGISTRATION, CADASTRE AND CARTOGRAPHY IN THE REPUBLIC OF UDMURTIA
The article discusses in detail the issues of legal regulation of registration of rights to immovable property. The authors point out that the process of registration of rights to immovable property and transactions with it is very bureaucratic and complex; they focus on the need to develop measures of improving the management system of registration process. Thorough analysis of activity of the Department of registration of rights of the Federal service for state registration, cadastre and cartography in the Republic of Udmurtia has been carried out; data is presented, conclusions are formulated and reasons are revealed for the decrease in the number of applications received for state registration of rights and transactions with real estate. Based on the analysis, the results concerning the sharp increase in the number of registered rights and transactions with real estate have been received. This article summarizes the key indicators of performance of the object under consideration and identifies the most pressing problems. On the basis of the conducted analysis the authors formulated and justified recommendations for improving the management effectiveness of the Department of registration of rights of the Federal service for state registration, cadastre and cartography in the Republic of Udmurtia.
Keywords: real estate, state registration, cadastre, management, property rights, state service, legal expertise, documents.
Коротаева Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]
Клабукова Ирина Евгеньевна,
специалист 1 разряда отдела ведения ЕГРП, верификации, гармонизации данных ЕГРП и ГКН, предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости
Управление Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии
по Удмуртской Республике
426051, Россия, г. Ижевск, ул. М. Горького, 56
E-mail: [email protected]
Korotaeva E.A.,
Candidate of Economics, Associate Professor Udmurt State University
Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]
Klabukova I.E., 1st category specialist
Department of Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography in Udmurt Republic
M. Gorkogo st., 56, Izhevsk, Russia, 426051 E-mail: [email protected]