Трудовое право; право социального обеспечения
УДК 349.2 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10267
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Проблемы, практика
Азияна Сарыг-ооловна МОНГУШ, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Тувинского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Право на труд — одно из конституционных экономических прав человека в ряде стран. В Российской Федерации основным принципом в правовом регулировании труда является государственное обеспечение защиты трудовых прав и свобод гражданина Российской Федерации. Данный принцип законодательно закреплен в статьях 37 и 45 Конституции РФ, в ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) и детализирован в главе 57 раздела XIII ТК РФ, посвященного защите трудовых прав работников.
Согласно ст. 352 ТК РФ одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный надзор и контроль за со-
Эдуард Васильевич ДОРЖУ, руководитель Государственной инспекции труда — Главный государственный инспектор труда в Республике Тыва E-mail: dhuurak@ mail.ru
— трудовое право;
блюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Гарантами реализации субъектов трудового права на здоровые и безопасные условия труда, на соблюдение их трудовых прав и законных интересов являются специально уполномоченные контрольно-надзорные органы.
Ведущее место среди контрольно-надзорных органов в сфере защиты трудовых прав и свобод занимает Федеральная инспекция труда (ч. 1 ст. 353 ТК РФ). Она представляет собой единую централизованную систему. По состоянию на 1 января 2017 г. в ведении Федеральной службы
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.05
право социального обеспечения
Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности Государственной инспекции труда в Республике Тыва, проблеме правового статуса инспекции труда. Исследуются присущие данному органу контрольно-надзорные, правозащитные и юрисдикционные полномочия.
Ключевые слова: государственная инспекция труда, анализ, контроль, надзор, трудовое законодательство, административная ответственность, Республика Тыва, оплата труда.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the activities of the State labor inspectorate in the Republic of Tyva, the problem of the legal status of labor inspection. Control oversight, human rights and jurisdictional powers are examined.
Keywords: state labor inspectorate, analysis, control, supervision, labor law, administrative responsibility, Tuva, remuneration.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
по труду и занятости находилось 82 государственные инспекции труда, включая Государственную инспекцию труда в Республике Тыва1.
Нормативной основой деятельности Государственной инспекции труда в Республике Тыва является приказ Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 31 марта 2017 г. № 219 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости — Государственной инспекции труда в Республике Тыва», основной задачей которой является расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве, анализ их причины и разработка предложений по предупреждению таких случаев.
Инспекция также рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях, информирует соответствующие органы государственной власти и ораны местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации, участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства и обобщает опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.
Инспекция ведет прием граждан, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, активно взаимодействует с другими специальными федеральными надзорными службами. Для более эффективной деятельности по контролю и надзору трудовых прав граждан Инспекция взаимодействует с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
На сегодня Государственная инспекция труда в Республике Тыва осуществляет государственный надзор над 10,9 тыс. единиц зарегистрированных хозяйствующих субъектов в регионе. Распространенным методом надзора и контроля органами исполнительной власти является форма проведения проверок.
Проверка — наиболее важный способ выявления нарушений в сфере трудовых отношений. В ходе плановых проверок выявляется достаточно большое количество правонарушений, посягательство в которых еще не окончено и права работников нуждаются в защите. Показательной в этом плане является статистика на примере Государственной инспекции труда в Республике Тыва2.
За 2017 г. государственными инспекторами труда было проверено 689 хозяйствующих субъектов, что составило 6,3% от общего числа
зарегистрированных в установленном порядке в Республике Тыва хозяйствующих субъектов. В 2016 г. — 652, прирост числа проверок составил 1,1%.
Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке проведено 43 проверки, или 6,2%, тогда как остальные проверки (93,8%) проводились во внеплановом порядке и были обусловлены необходимостью рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений граждан, проверок исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок. Основная доля внеплановых проверок связана с выплатой заработной платы работникам в установленные сроки.
Внеплановые проверки, как правило, проводятся на определенную тематику, поэтому работодатели не предоставляют государственному инспектору объем необходимых документов, а инспекция труда подчас выполняет функции органа по разрешению трудовых разногласий, а не по надзору и контролю за соблюдением законодательства.
Тем не менее следует отметить, что внеплановые проверки эффективны, поскольку связаны с повышением активности граждан в защите своих трудовых прав. Анализ показал рост активности граждан в этом отношении; свою роль играет и качественное изменение уровня информационной открытости деятельности инспекции труда в Республике Тыва, которой способствует появление и развитие электронных сервисов, введение новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений.
Всего внеплановых проверок было осуществлено 645, в том числе по обращениям граждан проведено 586 проверок, на основании приказов Роструда, изданных в соответствии с поручениями Правительства РФ, — 41 проверка, на основании требований прокуроров — 6 проверок.
В целях обеспечения контроля за безусловным исполнением выданных предписаний в течение года государственными инспекторами труда было организовано и проведено 13 внеплановых проверок, что составляет 2% от общего числа проведенных внеплановых проверок.
Наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходится на организации: образования — 19,3%, здравоохранения — 13,3%, предоставляющие коммунальные и социальные услуги —10%, оптовой и розничной торговли — 3,6%, осуществляющие добычу полезных ископаемых — 2,5%, строительства — 0,8%.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
Анализ проведенных проверок показал, что значительная часть нарушений связана с несоблюдением требований трудового законодательства в области:
■ материальной ответственности сторон трудового договора — 264;
■ оплаты и нормирования труда — 204;
■ вопросов реализации трудовых договоров — 78;
■ обучения и инструктирования работников по охране труда — 27;
■ порядка проведения специальной оценки условий труда — 23;
■ обеспечения работников средствами индивидуальной защиты — 20;
■ рабочего времени и времени отдыха — 14.
В целях устранения выявленных в ходе надзорной деятельности нарушений трудового законодательства за 2017 г. государственными инспекторами труда было выдано работодателям 527 обязательных для исполнения предписаний (за 2016 г. — 519), что является на 1,5% больше чем за аналогичный период прошлого года (далее — АППГ).
Выдача обязательных для исполнения предписаний является мерой принуждения и направлена, прежде всего, на замещение воли работодателя указанием государственного органа, а фактически моделью отношений, установленной законодательно.
Останавливаясь на характеристике надзорной деятельности государственных инспекций труда как способа защиты трудовых прав работников, следует заметить, что содержанием защиты являются действия субъектов, наделенных правом осуществлять такую защиту посредством применения мер принуждения, направленные на пресечение посягательств или устранение их последствий. Это важно, поскольку надзор за соблюдением трудового законодательства может осуществляться и без этого, в частности, превентивный надзор, носящий предупредительный характер.
Меры, принимаемые органами надзора и контроля после снятия посягательства, уже не входят в предмет защиты, так как не носят субъективного характера, не являются ответом на посягательство, но составляют часть политики по обеспечению законности в трудовых отношениях, охране прав3.
Важно заметить, что должностными лицами Государственной инспекции труда в Республике Тыва, в целях реализации полномочий по привлечению к ответственности лиц, виновных в
допущении нарушений трудового законодательства, за 2017 г. было принято решение о наложении административных наказаний на 563 виновных лиц (за 2016 г. — 586).
К административной ответственности в виде штрафа привлечено 409 лиц, в том числе 230 должностных лиц, 22 индивидуальных предпринимателя и 157 юридических лиц.
Из 563 лиц привлечены к наказанию в виде предупреждения 154 лица.
Общая сумма наложенных денежных штрафов, вступивших в законную силу, составила 8838,04 тыс. руб. (в 2016 г. — 8060.08 тыс. рублей). При этом общая сумма взысканных штрафов в 2017 г. составила 6168.26 тыс. руб. (69,78%), тогда как за АППГ 2016 г. взыскано штрафов на сумму 6725.88 тыс. руб. (83,4%)4.
Проводя анализ административной практики, можно сделать вывод об увеличении количества оставленных актов инспекторского реагирования без изменений.
Основная часть рассмотренных в 2017 г. должностными лицами Государственной инспекции труда дел об административных правонарушениях была связана с правонарушениями, предусмотренными частями 1—3 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда.), а именно, нарушения трудового законодательства по вопросам оформления трудовых отношений, оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушений в сфере охраны труда.
Вместе с тем это не является положительной тенденцией на пути защиты трудовых прав работников. Нельзя не заметить развивающуюся в последнее время тенденцию судов к расширительному толкованию индивидуального трудового спора.
В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматривает комиссия по трудовым спорам или суд; выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить5.
До сих пор нерешенным остается вопрос о разграничении полномочий инспекции труда как федерального органа исполнительной власти рассматривать и устранять нарушения прав работников и права суда на разрешение трудовых споров между работниками и работодателями.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
В ряде случаев, руководствуясь ст. 391 ТК РФ, суды считают, что споры о восстановлении на работе и осуществлении необходимых выплат подлежат рассмотрению исключительно су-дом6. Вместе с тем практика показывает, что вынесение инспекцией постановлений по таким делам чаще всего отменяется решением суда в порядке индивидуального трудового спора, что существенно, как мы считаем, снижает компетенцию государственных инспекций.
В последние годы Государственная инспекция труда также сталкивается с рядом трудностей в осуществлении надзорной и контрольной деятельности. Например, такими, как появление в Республике Тыва ряда новых форм наемного труда, которые российским законодательством не урегулированы; распространение неофициальных трудовых отношений между работником и работодателем, без заключения трудового договора или контракта.
Следовательно, основной функцией Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов остается проверочная деятельность, направленная на выявление правонарушений в трудовой сфере, когда имеются проблемы в связи с возросшей численностью небольших организаций и неизменным, а порой и недостаточным количеством государственных инспекторов труда. Проделанная работа не достигает необходимых результатов — устранения нарушений, восстановления нарушенных трудовых прав, в результате чего практически 50% предписаний не исполняются7.
Что касается содержательной части трудового законодательства, то для решения вопросов, оказывающих негативное влияние на эффективность правоприменительной деятельности Государственной инспекции труда, на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, необходимо приведение в должную систему трудового законодательства в части, касающейся закона об основах охраны труда в РФ.
В целях дальнейшего совершенствования законодательства в аспекте обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы необходимо разрешить следующие вопросы, касающиеся:
■ установления ответственности собственника организации за возникновение задолженности по заработной плате работникам;
■ придания предписанию государственного инспектора труда об устранении нару-
шений, связанных с оплатой труда работников, статуса исполнительного документа и возможности принудительного списания денежных средств со счетов организации-должника.
1 Доклад об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2017 г. // URL: http://www.trudcontrol.ru/files/editor/files
2 Доклад Государственной инспекции труда в Республике Тыва за 2017 г. // URL: https://git17.rostrud.ru/ informatsiya-o-gosudarstvennoy-inspektsii-truda/ rukovodstvo-1/689159.html
3 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4 Доклад Государственной инспекции труда в Республике Тыва за 2017 г. С. 2...
5 Сапфирова A.A. Федеральная инспекция труда: орган по рассмотрению и разрешению трудовых споров или орган по урегулированию трудовых разногласий? // Трудовое право. 2008. № 2. С. 45—56.
6 Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2006 г. № 11-В06-8 // СПС «Консультант Плюс», 2017
7 Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 218.
Библиографический список
1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
2. Доклад Государственной инспекции труда в Республике Тыва за 2017 г. // URL: https:// git17.rostrud.ru/informatsiya-o-gosudarstvennoy-inspektsii-truda/rukovodstvo-1/689159.html
3. Доклад об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2017 г. // URL: http://www.trudcontrol.ru/files/editor/files
4. Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2006 г. № 11-В06-8 // СПС «Консультант Плюс», 2017
5. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учеб. для вузов. М., 1999.
6. Сапфирова A.A. Федеральная инспекция труда: орган по рассмотрению и разрешению трудовых споров или орган по урегулированию трудовых разногласий? // Трудовое право. 2008. № 2. С. 45—56.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018