5. Институциональные преобразования и демография организаций в Иркутской области: стат. бюл. / Иркутскстат. - Иркутск, 2010. - 64 с.
6. Потребление основных продуктов питания населением Иркутской области: стат. бюл. / Иркутскстат. - Иркутск, 2010. - 32 с.
7. Реализация продукции сельхозпроизводителями Иркутской области: стат. бюл. / Иркутскстат. -Иркутск, 2009. - 160 с.
8. Уровень жизни населения Иркутской области: экон.-стат. сб. / Иркутскстат. - Иркутск, 2009. -
128с.
9. Основные итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года по Иркутской области: стат. бюл. Ч. 2 / Иркутскстат. - Иркутск. 2008. - 48 с.
УДК 332.146:330.322(571.51) Л.В. Калягина
АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
В статье выявляются тенденции в государственных инвестициях, сформированные под влиянием мирового кризиса, анализируется методика управления как расходной, так и доходной частью бюджета Красноярского края, затрагиваются проблемы региональной инвестиционной политики в условиях финансово-экономической нестабильности.
Ключевые слова: кризис, государство, краевой бюджет, расходы, доходы, оптимизация, инвестиционные программы, межбюджетные трансферты.
L.V. Kalyagina
ANALYSIS OF THE BUDGETARY INVESTMENTS IN KRASNOYARSK REGION IN CONDITIONS OF CRISIS
The tendencies in the government investments formed under the effect of the world crisis are revealed, the procedure of control of both budget revenue and spending in Krasnoyarsk region is analyzed and the issues of regional investment policy in conditions of financial and economic instability are mentioned in the article.
Key words: crisis, state, regional budget, expenditures, incomes, optimization, investment programs, interbudget transfers.
В самом общем смысле можно определить «государственные инвестиции» (иногда их также называют «бюджетными инвестициями») как финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства, развитие человеческих ресурсов, возобновление природных ресурсов с целью получения различных экономических выгод или достижения определенного социально-экономического эффекта. Государственные инвестиции представляют собой вложения, осуществляемые местными и центральными органами власти за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а также государственными предприятиями - за счет собственных и заемных средств.
Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной деятельностью может выступать в форме:
- государственных инвестиционных программ;
- прямого управления государственными инвестициями;
- налоговой политики;
- предоставления финансовой помощи на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
- финансовой, кредитной, ценообразовательной и амортизационной политики;
- антимонопольной политики;
- приватизации объектов государственной собственности;
- контроля за соблюдением норм и стандартов.
В соответствии со статьей 12 Закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и техникоэкономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.
Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.
Предварительный объем государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они на основании предварительных объемов разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчетами. Утвержденный перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.
К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.
Важную роль в процессе функционирования такой расходной части бюджета как инвестиции в России играет методика управления как расходной, так и доходной частью бюджета. В условиях финансовоэкономической нестабильности повышаются риски, вызванные усилением динамичности экономической ситуации и увеличением бюджетных ограничений, возникают проблемы в разработке стратегий и механизмов реализации бюджетной политики. Цель данного исследования - выявить тенденции в государственных инвестициях, сформированные под влиянием мирового кризиса на примере Красноярского края, и описать изменения механизмов деятельности его участников.
В рамках исследования рассмотрим базовые принципы государственных инвестиций федерального уровня. Инвестиционная политика любого федеративного государства базируется на взаимодействии федерации и ее субъектов, их равной имущественной и финансовой ответственности за принимаемые решения и обязательства, способствует на основе стабильных, предсказуемых, но достаточно гибких законодательных норм формированию благоприятных условий, обуславливающих у производителей устойчивую потребность в инвестициях. Эти общие принципы не всегда хорошо реализуются в Российской Федерации.
Неопределенность в отношениях органов власти РФ и ее субъектов по предметам инвестиционной политики является одним из важных факторов, препятствующих преодолению инвестиционного спада. Как результат, главным инструментом государственного воздействия на региональное развитие в рассматриваемой области являются не законодательные акты, а указы и постановления по отдельным регионам и субъектам Федерации, не содержащие точных экономических критериев.
Основополагающей составляющей инвестиционного климата страны является регламентированная региональная инвестиционная политика. Центральным аспектом региональной инвестиционной политики федеративного государства является законодательное определение источников финансирования инвестиций на федеральном и региональном уровнях. Одной из основных проблем является то, что в России эти источники на региональном уровне определены нечетко, прежде всего из-за отсутствия стабильной налоговой базы [1].
В рамках исследования целесообразно выделить условия подъема региональной экономики, от которых отталкивалось развитие Красноярского края при выходе из финансово-экономической нестабильности.
Преодоление кризиса потребовало значительных финансовых средств со стороны государства на цели государственного кредитования и инвестирования, а также на стабилизацию курса национальной валюты. Источниками средств явились специально созданный резервный фонд, средства стабилизационного фонда и валютные резервы ЦБ. В апреле 2009 года падение курса рубля по отношению к доллару приостановилось, достигнув 35 руб. за доллар, и затем началось его повышение. В мае-июне 2009 года курс рубля остановился на отметке 31 руб. за доллар, что привело к достижению стабилизации, инфляция получила некоторое торможение. В этот же период возросли на 10-15% мировые цены на нефть, что позволило Правительству РФ сократить образовавшийся бюджетный дефицит, приблизив его к норме - 2-3% от ВВП. Итог -некоторые благоприятные результаты преодоления кризиса [2].
По оценкам аналитиков Красноярского края [3], 2009 год для экономики региона можно назвать одним из самых сложных. Большинство макроэкономических показателей не достигли запланированных значений (табл. 1). Так, индекс промышленного производства прогнозировался на уровне 110,3%, а реально составил 94,5%, по добыче полезных ископаемых предполагался рост более чем в два раза, а реально он остался на уровне 2008 года.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели по Красноярскому краю
Показатель Прогноз Оценка Факт (2009 г.) Отклонения
ВРП, млрд руб. 937,3 774
Инфляция,% 108,4 111,4 110,5 -0,9
Индекс промышленного производства,% 110,3 99,8 94,5 -5,3
В том числе: добыча полезных ископаемых 107,5 170,8 105,4 65,4
обрабатывающие производства 103,1 92,6 92,6 -0,3
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 103,4 98 91,6 -6,4
Средняя ежемесячная начисленная заработная плата, тыс. руб. 23,8 20,5 20,4 -0,1
Фонд заработной платы, млрд руб. 296,7 256,5 253,4 -3,1
Курс доллара, руб. за $ 24,7 32,6 31,7 -0,9
Последствия кризиса не могли не отразиться на финансовом состоянии организаций края. В 2009 году на 2% увеличилось количество предприятий, находящихся на различных стадиях процедур банкротства. Ухудшение финансового состояния многих компаний отразилось и на налоговых поступлениях в бюджет. Их отрицательную динамику в 2009 году определили сразу несколько факторов: падение цен на рынке цветных металлов, снижение потребительского и инвестиционного спроса, ужесточение кредитной политики банков. Эти факторы в первую очередь негативно сказались на предприятиях, занимающихся металлургическим производством, строительством, финансовой деятельностью и транспортом.
Объем поступлений налога на прибыль всех организаций снизился на 56,2%. Интересна отмеченная аналитиками тенденция: снижение налога на прибыль частично произошло из-за увеличения числа учреждений, преобразовавшихся в автономные учреждения: считалось, что эта мера будет способствовать расширению предпринимательской деятельности, однако пока она результатов не дала.
В конце 2009 года наметилась тенденция умеренного роста цен на основные «бюджетообразующие» металлы (рис. 1). Это привело к тому, что исполнение утвержденных бюджетных назначений по налогу на прибыль этих организаций составило 116 %. Перевыполнен прогноз поступлений от крупнейших налогоплательщиков в краевой бюджет. В частности, ОАО «ГМК Норильский никель» в связи с благоприятной конъюнктурой мирового рынка цветных металлов и превышением фактических цен над ожидаемыми, а также положительной переоценкой финансовых вложений, по итогам 9 месяцев получило прибыль.
В целом в 2009 году исполнение доходов в крае было лучше, чем по стране: если доходы консолидированного бюджета упали на 20%, то доходы краевого бюджета даже несколько увеличились (на 1,1%).
Помимо позитивной динамики цен на «бюджетообразующие» товары, повышение доходов краевого бюджета в определенной степени явилось результатом работы Правительства Красноярского края с налогоплательщиками и Правительством РФ, направленной на сохранение стабильности бюджетной системы края. В частности, до 44,3% увеличилась доля доходов краевого бюджета, формируемая за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета: выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 12,2 млрд руб и средства из Инвестиционного фонда РФ на реализацию проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» (13 967,1 млн руб). В целом сумма безвозмездных поступлений по итогам года составила 55 049,3 млн руб. Управление временно свободными остатками денежных средств позволило получить в краевой бюджет 841 млн руб. Благодаря при-
нятым мерам по регистрации на территории края налогоплательщиков правительству края удалось обеспечить значительный прирост налога на доходы физических лиц (на 34,4%) (табл. 2).
•Поправка, $/тн Медь, $/тн •Первоначально, $/тн
Динамика цен на бюджетообразующие металлы Структура доходов краевого бюджета
Таблица 2
Доход Факт (2008 г.) Учтено в бюджете Уточненный план Факт (2009 г.) Отклонения от уточненного плана Исполнение уточненного плана, %
Доходы, всего 122990 115610 1221 124362 81 100,1
Налоговые 79852 92654 66367 66259 -108 99,8
Неналоговые 2294 1953 2214 2047 -167 92,5
Безвозмездные поступления 39123 19603 51785 55049 301 100,6
Доходы от предпр. деятельности 1721 1400 939 1007 55 105,8
Данные таблицы 2 показывают, что снизились налоговые поступления при увеличении безвозмездных поступлений. Таким образом, изучение формирования доходной части бюджета в условиях кризиса свидетельствует о снижении налоговых поступлений в краевой бюджет и позволяет выявить, что для стабили-
зации положения в регионе были выделены средства федерального бюджета. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2009 году составили 44% всей доходной части бюджета.
В первоначальном варианте краевой бюджет был утвержден в следующих параметрах: доходы -118,0 млрд руб., расходы -135,6 млрд руб., дефицит -17,6 млрд руб. Изучение расходной части бюджета в условиях кризиса начавшегося в 2008 г., показало что в первоначальном варианте краевой бюджет 2009 года был утвержден с дефицитом 17,6 млрд руб. Уже в первом квартале 2009 года в условиях сложившейся экономической ситуации руководством было принято решение о проведении оптимизации расходов бюджета на 24 млрд руб., в связи с ожидаемыми рисками недопоступления доходов в бюджет (табл. 3).
Таблица 3
Исполнение расходов краевого бюджета
Наименование 2008 г. 2009 г.
План Факт % План Факт %
Расходы, всего 139856 117338 83,9 154503 136299 95,8
За счет собственных средств 99154 93709 94,5 104405 99973 88,2
За счет предпринимательской деятельности 2006 1762 87,8 1313 1191 90,7
За счет целевых федеральных средств 38696 21868 56,5 48785 35135 72,0
Оптимизация собственных расходов краевого бюджета была проведена по следующим направлениям: исключен резерв средств на внедрение отраслевых систем оплаты труда; уменьшены расходы на строительство объектов и средства инвестиционного фонда; снижен объем краевых (долгосрочных) программ;
сокращены сметы бюджетных учреждений и органов государственной власти; снижен объем расходов по ряду межбюджетных трансфертов и т.п.
Приведенные данные свидетельствуют, что в условиях кризиса бюджетные средства были перераспределены для усиления поддержки реального сектора за счет некоторого снижения поддержки социальной сферы, правоохранительной деятельности и национальной обороны.
Особое внимание следует обратить на то, что Правительство Красноярского края не сворачивало инвестиционные программы. Данные действия можно охарактеризовать как «смещение приоритетов» - в данном случае всего лишь произошло частичное сокращение программ, но при этом не останавливалось инвестирование основных направлений развития Красноярского края. Таким образом, можно сказать, что в первую очередь снижены расходы на долгосрочные инвестиционные программы и расходы, связанные с увеличением заработной платы. В итоге, несмотря на то, что в уточненном плане дефицит бюджета составлял более 30 млрд руб., фактически он составил около 12 млрд. руб. Необходимо отметить, что несмотря на снижение общего объема средств, предусмотренных в 2009 году на реализацию мероприятий краевых целевых программ (КЦП), относительно 2008 года на 3 247,0 млн руб., уровень исполнения плановых назначений увеличился до 97% от плана на год (в 2008 г. - 91,3 %).
Высокое исполнение (с 95 до 100%) сложилось по 20 программам (из них 13 КЦП исполнены на 99-100%).
При этом целый ряд программ (11 КЦП) в 2009 году сохранили лидирующую позицию по уровню исполнения ассигнований (ДЦП «Дороги Красноярья», КЦП «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации», ДЦП «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края», КЦП «Физическая культура и спорт в Красноярском крае в 2008-2010 годах» и др.), а по таким программам, как КЦП «Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае» (в 2008 г. - 79,3% от плана, в 2009 г. - 100%), КЦП «Дети» (в 2008 - 89,5% от плана, в 2009 г. - 98,2%), КцП «Улучшение условий проживания граждан в учреждениях социального обслуживания» (в 2008 г. - 83,2% от плана, в 2009 - 96,2%) и др. этот показатель значительно улучшился.
В диапазоне от 85 до 95% исполнено 11 программ. Из них 4 программы освоены на более низком уровне по сравнению с 2008 годом, это:
• КЦП «Культура Красноярья» - министерство культуры на 2007-2009 годы (в 2008 г. - 99,5% от плана, в 2009 г. - 94%).
• ДЦП «Развитие и использование минерально-сырьевой базы в Красноярском крае» - министерство природных ресурсов (в 2008 г. - 97,3% от плана, в 2009 г. - 92,5%).
• ДЦП «Укрепление материально-технической базы краевых государственных, муниципальных учреждений здравоохранения и краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Красноярского края» - Минздрав (в 2008 г. -95,8% от плана, в 2009 г. - 89,4%).
• ДЦП «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» - министерство сельского хозяйства (в 2008 г. - 98,3% от плана, в 2009 г. - 88,3%).
В диапазоне от 50 до 75 % - две программы (КЦП «Безопасный город» - министерство строительства, министерство ЖКХ и агентство ГО и ЧС на 2008-2010 годы (55,1% от плана на год) и ДЦП «Содействие развитию гражданского общества в Красноярском крае» - агентство печати на 2009-2011 годы (54,1% от плана на год)).
Причины низкого уровня исполнения последних следующие:
изменение плана мероприятий целевых программ в части уточнения графиков проведения мероприятий (перенесены на 2010 г);
экономия по итогам проведения конкурсных процедур (сэкономлено 10,0 млн руб., или 16,8% от ассигнований, предусмотренных на реализацию этих программ).
Как и в прошлые годы, наибольший удельный вес в структуре расходов краевого бюджета в 2009 году занимали межбюджетные трансферты, которые составили 49,2 % от общего объема расходов. Остальные расходы краевого бюджета по функциональному разрезу распределились следующим образом:
отрасли экономики (сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, водные ресурсы, лесное хозяйство) - 25,2 % (в 2008 г. - 21,6%);
отрасли социальной сферы (здравоохранение и спорт, образование, культура и кинематография, социальная политика) - 19,3 % (в 2008 г. - 19,8%).
прочие отрасли (правоохранительная деятельность, национальная оборона, общегосударственные вопросы) - 6,3 % (в 2008 г. - 8,8 %).
Приведенные данные свидетельствуют, что в условиях кризиса бюджетные средства были перераспределены для усиления поддержки реального сектора за счет некоторого снижения поддержки социальной сферы, правоохранительной деятельности и национальной обороны.
Важную роль для повышения финансово-экономической устойчивости у ряда компаний края играют бюджетные инвестиции в уставный капитал в целях:
реализации инвестиционных проектов и (или) на строительства объектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития края;
увеличения уставного фонда краевых государственных унитарных предприятий.
Как было отмечено ранее, наибольший удельный вес в расходах краевого бюджета традиционно занимают межбюджетные трансферты другим бюджетам. Так, в течение 2009 года из краевого бюджета местным бюджетам и ФОМС перечислено 50 354 млн руб. Структура перечисленных межбюджетных трансфертов имеет вид:
21% - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и поддержку сбалансированности местных бюджетов;
18% - предоставление субсидий на софинансирование полномочий муниципалитетов;
40% - предоставление субвенции за счет средств федерального бюджета и краевого бюджета;
11% - предоставление трансфертов ФОМС;
10% - иные межбюджетные трансферты.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем остатков целевых средств на счетах местных бюджетов снизился в 2,4 раза, что говорит о лучшем использовании средств в условиях кризиса.
В структуре перечисленных межбюджетных трансфертов 21% (13924 млн руб.) приходится на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и поддержку сбалансированности местных бюджетов; 18 % (11962 млн руб.) - на предоставление субсидий на софинансирование полномочий муниципалитетов; 40% (26857 млн руб.) - на предоставление субвенции за счет средств федерального бюджета и краевого бюджета; 11% (7527,5 млн руб.) - на предоставление трансфертов ФОМС; 10% (6762,3 млн руб.) - иные межбюджетные трансферты (из которых 5796 млн руб. - трансферты федеральному бюджету).
Расходы краевого бюджета в разрезе источников финансирования исполнены следующим образом: за счет целевых средств федерального бюджета израсходовано 35 135 млн руб. (за 2008 г. -21 868 млн. руб.); за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности -1 191 млн. руб. (в 2008 г. - 1 762 млн руб.); за счет собственных средств краевого бюджета -99 973 млн. руб. (в 2008 г. - 93 709 млн руб.).
Доля расходов за счет собственных средств краевого бюджета сократилась на 6 пунктов и составила 73 % от общего объема фактических затрат. Следует отметить, что неосвоение собственных средств краевого бюджета составляет лишь 4%. Удельный вес расходов за счет федеральных средств, увеличился на 7 %. В абсолютном выражении рост указанных расходов составил 13,3 млрд руб. по сравнению с уровнем исполнения 2008 году. Это свидетельствует о преобладании «перераспределительной» концепции в межбюджетных отношениях: здесь она проявляется на региональном уровне.
В 2009 году Правительство края добилось значительного увеличения ассигнований, однако они освоены приблизительно на 75%. Подавляющая часть неосвоенных средств приходится на инвестиционные программ. Общими причинами неполного освоения федеральных средств в течение текущего года в общей сумме 560,7 млн руб. явились такие факторы, как позднее заключение контрактов на выполнение работ (оказание услуг), несоблюдение поставщиками сроков поставки оборудования и материалов, позднее представление подрядчиками документов на оплату работ, применение регрессивной ставки налогообложения.
Остаток целевых федеральных средств на счете краевого бюджета по состоянию на 01.01.2010 г. составил 13 599,0 млн руб., из них 1 170 млн руб. перечислены в январе 2010 года в федеральный бюджет.
В соответствии с требованиями приказа Минфина РФ№51н главными распорядителями средств краевого бюджета проводилась работа с администраторами доходов федерального бюджета по подтверждению потребности в неиспользованных остатках целевых средств (возвращенных в ФБ). По состоянию на 05.04.10 г. из федерального бюджета было уже возвращено на счет краевого бюджета 299,5 млн руб. (238,6 млн руб. - субвенции на реализацию полномочий в области лесных отношений; 1,2 млн. руб. - субвенции на реализацию полномочий ЗАГС; 0,7 млн руб. - субвенции на реализацию полномочий в области охраны здоровья граждан; 59 млн руб. - субсидии на поддержку малого предпринимательства).
При разработке бюджета на 2010 год Правительство Красноярского края исходило из принципа его реалистичности. Параметры бюджета 2010 года учитывали, что целевые бюджетные средства в прежнем объеме могут быть не получены: если в 2009 году они составляли 30% доходной части, то в первом квартале следующего года они были запланированы лишь на уровне 12%. С одной стороны, это отражает позитивную тенденцию ориентации на собственные доходы, с другой стороны, практика показывает, что основные бюджетные поступления приходят позже - во второй половине года.
В 2010 году были пересмотрены подходы к планированию бюджета, что привело к отказу от прямой индексации всех расходов, как это было раньше. По оценке аналитиков края, только проиндексировав все на уровень инфляции, возможно получить непокрытый дефицит в размере более 15 млрд руб. Текущая экономическая ситуация не давала таких возможностей. Правительство края не могло взять на себя бюджетные обязательства, которые край заведомо выполнить не смогла бы.
Поэтому в бюджете на 2010 год не предусмотрено повышение заработной платы бюджетникам, индексация размеров социальных пособий, инфляционное увеличение смет бюджетных учреждений и органов власти. При этом помощь муниципалитетам сохранена на уровне 2009 года, что будет требовать принятия аналогичных мер на муниципальном уровне.
Опыт 2009 года доказал, что благодаря именно реалистичному и жесткому бюджетному планированию возможно сохранить стабильную ситуацию в экономике и социальной сфере.
В заключение можно отметить, условия финансово-экономической нестабильности позволяют выделить ряд отрицательных и положительных свойств осуществления государственных инвестиций. Отрицательной особенностью является тот факт, что инвестиционная деятельность становится особенно рисковой в связи с невозможностью точно определить развитие экономики в период финансово-экономической нестабильности и сложностью спрогнозировать последствия. Положительными особенностями является модернизация ресурсов и реформирование существующей структуры государственного управления, выявление ошибок бюджетного регулирование и факторов возникновения кризиса.
В соответствии с данными, приведенными в статье, можно сделать заключение, что правительство Красноярского края еще в докризисный период являлось «регионом-донором», с сильной экономической базой, высокими темпами роста, большими запасами ресурсов и эффективной системой распределения
государственных средств, что помогло более успешно преодолеть резкий спад экономики и финансовоэкономическую нестабильность.
Литература
1. Санин В.Ф. Мировой финансово-промышленный кризис 2008г. // Изв. КГТУ. - 2009. - №16. - С. 137-144.
2. Сапегина О.П. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики // Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе: сб. науч. тр. - Иркутск, 2005.
3. Отчетность Министерства финансов Красноярского края.
---------♦-----------
УДК 338.43 Н.И. Пыжикова, Л.В. Калягина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
В статье проводится анализ государственной поддержки сельского хозяйства по отраслям животноводства и растениеводства. Обосновывается необходимость государственной поддержки сельского хозяйства. Рассматривается региональный аспект бюджетной политики в отрасли.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, субсидии, диспаритет цен, бюджетная политика, ресурсосберегающая техника.
N.I. Pyzhikova, L.V. Kalyagina STATE INVESTMENT ACTIVITY IN AGRICULTURAL PRODUCTION
The analysis of state support of agriculture according to the branches of cattle breeding and plant growing is conducted in the article. The need for state support of agriculture is substantiated. The regional aspect of budgetary policy in the branch is considered.
Key words: agriculture, state support, subsidies, price disparity, budgetary policy, resource-saving technology.
Государство как фактор стабилизации и дестабилизации экономики наиболее ярко проявляет себя по отношению к сельскому хозяйству. Государственное регулирование агропромышленного производства -экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение. Среди методов прямого воздействия государства выделяется бюджетная поддержка через систему дотаций и компенсаций, субсидирование процентных кредитных ставок, финансирование целевых программ подготовки и переподготовки кадров, бюджетные ссуды, финансирование НИОКР, а косвенного - льготные налогообложение и кредитование, сельскохозяйственное страхование, агролизинг, государственные гарантии при получении кредитов и др.
Необходимость экономически обоснованного регулирования АПК вызвана влиянием ряда факторов, среди которых наибольшее значение имеют: природно-экономическое воздействие; низкая степень монополизации сельских товаропроизводителей по сравнению с другими отраслями экономики; высокий уровень капиталоемкости сельского хозяйства и низкая его рентабельность; обострившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также услуги.
Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности в АПК, помимо обозначенных выше оснований, раскрывающих целесообразность государственного воздействия на экономику в целом, обусловлена как минимум двумя факторами: 1) спецификой сельскохозяйственного производства; 2) необходимостью обеспечения продовольственной безопасности государства.
Государственная поддержка АПК - это и защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем используемая не только как тактический прием, но и как стратегический ресурс, позволяющий решать приоритетные, перспективные задачи развития отрасли сельского хозяйства, включая устранение