УДК 75.03
АНАЛИЗ БЫТА И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ЖИВОПИСЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
М. В. Стафиевская, Е. А. Минина
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
ANALYSIS OF LIFE STYLE OF PEOPLE THROUGH PAINTING: HISTORICAL ASPECT
M. V. Stafievskaya, E. A. Minina
Mari State University, Yoshkar-Ola
Искусство, выступая как отраженность движения человеческой культуры, существует автономно и сравнимо с неким живым организмом, вариацией вечного, пока существует этот мир. Живопись является древним искусством, которое прошло на протяжении многих веков определенный долгий путь, включая изначально наскальные росписи Палеолита до сегодняшнего дня. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе развития живописи. В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Бытовой жанр - один из самых древних жанров изобразительного искусства, который возник еще в эпоху европейской античности. Искусство жанровой живописи всегда привлекало художников своим жизнеподобием. Преходящая ценность произведений бытового жанра заключается не только в их художественно-выразительных, но и в общечеловеческих ценностях. К этому жанру относим бытовую живопись, графику и скульптуру. Цель статьи - представить результаты эмпирического социально-психологического исследования живописных произведений художников различных эпох на основе формальных и содержательных показателей. В статье раскрывается, как быт оказывает влияние на формирование личности. Быт представляет собой повседневную жизнь человека, в ходе которой удовлетворяются его потребности в пище, одежде, общении, осваиваются духовные блага. Кроме этого, понятие включает отдых и развлечения. Показывается реальное действие методологического комплекса исследовательских принципов общего, индивидуального, целого и частного, обращение к методам социальной психологии, психологии восприятия, анализа языка пространственных искусств.
Ключевые слова: исторический жанр живописи, отбор картин, история, культура, историзмы.
Art, acting as a reflection of the movement of human culture, exists autonomously and is comparable to a certain living organism, a variation of the eternal, as long as this world exists. Painting is an ancient art that has been going through many centuries a certain long way, including the original rock paintings of the Paleolithic to this day. Huge spiritual treasures are accumulated during the development of painting. In the ancient era, there was a desire to reproduce the real world in such a way that a person sees it. Painting has a wide range of possibilities for the embodiment of the plan from realism to abstractionism. The life genre is one of the oldest genres of fine art, which originated in the era of European antiquity. The art of genre painting has always attracted artists with its life-likeness. The transient value of works of domestic genre is not only in their artistic expressive, but also in universal values. To this genre we include everyday painting, graphics and sculpture. The purpose of the article is to present the results of an empirical socio-psychological study of paintings by artists of different eras on the basis of formal and content indicators. The article reveals how life affects the formation of a person. Life is the daily life of a person, during which his needs for food, clothing, communication are met, and spiritual wealth is assimilated. In addition, the concept includes rest and entertainment. The real action of the methodological complex of research principles of the general, individual, whole and particular, showing the methods of social psychology, the psychology of perception, and the analysis of the language of spatial arts is shown.
Keywords: historical genre of painting, selection of paintings, history, culture, historicisms.
© Стафиевская М. В., Минина Е. А., 2017
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. № 2 (10)
Наглядное представление жизни людей дают картины бытового жанра. Первое упоминание о них относится еще к Древнему миру, прежде всего к Африке, Древнему Египту. На стенописях в гробницах фараонов, на обломках керамических сосудов можно разобрать детали повседневной жизни египтян. Основным занятием, благодаря плодородию почвы, было земледелие. Поэтому довольно часто на древних изображениях можно встретить сцены сбора урожая, орошение полей. Помимо этого египтяне изображали животных и птиц, которые также помогали им в хозяйстве. Кроме работы они любили развлекаться, играть на разнообразных струнных и духовых инструментах, которые отчасти похожи на современные. Однако те времена были довольно непредсказуемы, в любой момент мог напасть враг, поэтому в изображениях египтян и других соседних народов (Шумер, Ассирия и др.) можно увидеть бои: противоборство колесниц, вооруженных стрелами и луками войнов [2].
Что касается Древней Греции, бытовые сцены можно встретить на распространенных в то время керамических вазах, на которых было принято ставить подпись изготовителя или вазописца. Именно поэтому память о них жива и поныне (мастера Ефроний, Эксекий, Евфимид и др.). На вазах изображали войнов, а также различного рода спортивные соревнования, что говорит о стремлении греков вести здоровый образ жизни. Также они любили закаляться, часто ходили в бани, где проводили свой досуг, общались друг с другом. Как и другие цивилизации того времени, греки разводили скот, вели работы в море, владели рабами.
В Средневековой Европе в искусстве так же, как и в других областях, царит религия: строится множество готических соборов во Франции, Германии, Англии, создаются фрески с изображением святых и сцен из Нового завета [3]. Но бытовой жанр по-прежнему продолжает развиваться. Его можно наблюдать на рельефах, витражах и в книжных миниатюрах. Одни из самых известных - миниатюры братьев Поля, Жана и Эрмана Лимбургов. Они создали шедевр «Роскошный часослов герцога Беррийского». В разделе «Месяцы» приводятся в пример занятия людей того времени в течение года: рубка дров, пахота, сев, обработка виноградника, свадьба, сенокос, жатва и стрижка овец, соколиная охота, сбор винограда, посев озимых и др. Род деятельности похож на занятия жителей древних государств, меняется только способ и инструменты в сельском хозяйстве. Все больше развиваются города, но в отличие от античных центров они были не такими просторными, в них
царила грязь и духота. Рабский труд постепенно теряет свое экономическое значение [1], появляются цеха, или ремесленные объединения.
Восточная азиатская (индийская, персидская) средневековая миниатюра также представлена бытовыми сценами, хотя и не в таком большом количестве из-за тирании властей. Таковы миниатюры «Искандер и китайский император», «Сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена».
Следующая после периода Средневековья эпоха Возрождения изменила взгляды человека на окружающий мир, а европейское искусство частично освободилось от оков церкви. Несмотря на то, что центральной темой все равно оставалась религия, изменилась манера написания картин, в них ярче стали проявляться бытовые черты. Раннее Возрождение представлено итальянским мастером Джотто (ключевая фигура Проторенессанса), нидерландцем Яном ван Эйком, венецианцем Джорджоне. Именно на основе творчества этих людей человечество получило титанов Возрождения: Леонарда да Винчи, Рафаэля, Микеланд-жело, Тициана [4].
В работах нидерландского художника Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», «Жатва», «Сенокос», «Возвращение стада», «Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» проявились основные черты эпохи, показаны занятия простых людей.
В Нидерландах XVII века получило развитие такое ответвление христианства, как протестантизм. Соответственно, это позволило художникам данной страны свободно изображать повседневную жизнь граждан. Так, недаром нидерландца Яна Вермеера Дельфтского называют величайшим мастером бытовой живописи. В его картинах, так же как и в творениях его современников, прослеживается следующая отличительная черта: композиции представлены в тщательно прописанном интерьере в здании. Это можно объяснить изменением взглядов людей на жилище. Дом отныне представляется не просто местом для сна и защиты от врагов. Его стараются украсить, создать уют. Все больше уделяется внимание к интерьеру. Пол покрывают каменными, керамическими плитами, досками, в дальнейшем получают распространение ковры. В эпоху Возрождения нередко случалось, когда пол нижнего этажа посыпали травами, считалось, что это положительно сказывается на состоянии здоровья жителей. Стены оформляли, расписывали, подражая античности. Появившиеся обойные ткани изготавливали из бархата, атласа, парчи, шелка, тисненой ткани. Распространилась мода на гобелены. Основными сюжетами для них
служили сцены из античной и библейской мифологии или другие исторические события.
Красивые гобелены, интересный, тщательно прописанный интерьер - все это наблюдается в работах Вермеера «Спящая девушка», «Молочница», «Офицер и смеющаяся девушка», «Бокал вина», «Кружевница», «Любовное письмо» и др. Колорит различных картин художника имеет схожий серо-голубоватый оттенок. Связано это непосредственно с климатическими условиями в Нидерландах и с недостаточностью освещения. Так, вечерами и ночами практически единственным источником света по-прежнему оставалась луна [5].
В Европе, в частности в Англии, в середине ХУШ столетия происходит промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному. Это изменение, несомненно, облегчило положение рабочих [6].
В XVIII веке меняется роль женщин, в эпоху Просвещения они получают надежду на независимость и интеграцию в общество [7]. Мода также становится более женственной, даже среди мужчин было принято носить украшения (серьги и кружева) [8].
XVIII век в искусстве представлен такими стилями, как рококо и классицизм [12]. В основе рококо лежат неровные, изогнутые линии, что придает живописным произведениям нарядность, даже некоторую вычурность. Яркими представителями этой эпохи являются французские художники Антуан Ватто и Франсуа Буше. Собственно бытовой жанр Буше изображается наигранно и приукрашено, у Ватто он трактуется несколько фантастически. В Великобритании обыденную жизнь показывает в своих работах Томас Гейнсборо.
Так, в картинах этого периода большое внимание уделяется аристократии, их развлечениям, театру, любви. Таковы картины Ватто «Общество в парке», «Урок любви», «Венецианский праздник».
В противовес рококо постепенно возникли «буржуазный семейный жанр и бытовая сатира». Так, в реалистичных работах английского художника Уильяма Хогарта высмеиваются нравственные пороки высшего класса (например, серия картин «Модный брак»).
В России бытовой жанр получает развитие во второй половине XVIII века. И связано это прежде всего с повышенным интересом к жизни крестьян. Идеализированные сельские сцены показаны в картинах И. М. Танкова, реальность крестьянского быта отражена в работах М. Шибанова, суровая правда жизни крестьян, их бедноты изображена в акварелях И. А. Ерменёва.
В XVI-XVШ веках происходит расцвет бытового жанра в странах Азии. Изящество проявляется в миниатюрах Ирана (Риза-йи-Аббаси) и Индии (Манак, Рамлал), лаконично передают жизнь простых людей работы корейского автора Кима Хон До, очень точно отражают положение различных слоев населения японские живописцы Китагава Утамаро, Судзуки Харунобу, Кацусика Хокусай.
В XIX веке искусство изменило отношение к обездоленным, больным, рабам, военнопленным. Если в эпоху барокко их считали показателями власти, славы и мощи монарха, то теперь их страдания открыты, им сочувствуют, сопереживают, хотят помочь. Так назревают социальные проблемы, которые сопровождаются восстанием, национально-освободительной войной, революцией. В России в 1861 году было отменено крепостное право.
Так, в XIX веке бытовой жанр получает расцвет в разных странах, сцены быта изображаются реалистично, точно, правдиво. Крестьянская жизнь показана в работах Алексея Гавриловича Венецианова. Работы «Жнецы», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Захарка» привлекают искренностью изображения образов крестьян.
В XIX веке военная служба стала наиболее престижной для дворянина. Развлечения были представлены многочисленными балами. Вплоть до второй половины столетия нередки были случаи дуэлей, применявшихся для разрешения разногласий, споров, зачастую касавшихся девушек (Илья Репин «Дуэль).
Жизнь русских людей во второй половине XIX века показали в своих картинах художники-передвижники (Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, И. Репин, В. Перов, И. Крамской, В. Суриков, Н. А. Ярошен-ко). В своих работах они хотели не только передать угнетение простого народа, но и показать его могучий дух, силу, героизм, стойкость. В их картинах отразились противоречия капитализма, проявились тенденции расслоения деревни.
Возникший во Франции в 60-х годах XIX столетия стиль импрессионизма также заставил художников этой эпохи изменить взгляд на жизнь вокруг. Представители этого направления Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар, А. Тулуз-Лотрек выдвинули на первый план преображенную обыденность, отметили выразительность схваченных моментов, настроения людей, взглядов, движений. На картине Клода Моне «Завтрак на траве» изображены молодые люди на фоне природного пейзажа. Художник будто стоит рядом, смотрит на них со стороны, видно, что герои беседуют и совсем не обращают на него внимание.
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. № 2 (10)
В конце XIX века дворянство постепенно начинает терять свою силу и к началу следующего столетия как сословие «затухает».
С начала XX века проявилось обострение различных социальных, политических проблем, повсюду разворачивались войны, революции, быстро разрастались города, развивалась техника, наука. Все это изменило жизнь и быт людей (одним из главных нововведений стало электрическое освещение).
В советском искусстве после революции 1917 года тоже проявились изменения. Основным лозунгом был свободный труд, равенство, оптимизм, вера в счастливое, хорошее будущее. Это проявилось в работах художников Б. Кустодиева, И. Владимирова. Колхозная жизнь показана в картинах С. В. Герасимова, А. А. Пластова. Одежда и мода советских людей стала намного проще, чем в царской России.
Годы Великой Отечественной войны показаны художниками Ю. М. Непринцевым, Б. М. Немен-ским, А. И. Лактионовой, В. Н. Костецким [10]. Повседневная жизнь в послевоенные годы, энтузиазм наблюдается в работах Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова.
Основная масса советского населения трудится на заводах, фабриках, проживают в квартирах, распределенных государством. Получило распространение фотографирование, стал развиваться кинематограф. Просмотр фильмов стал одним из видов современного досуга людей. Стала расширяться
сфера услуг. А с развитием компьютерных технологии и Интернета множество видов человеческой деятельности стало возможным делать быстрее. Так, находясь дома, люди могут виртуально посещать магазины, совершать покупки, зарабатывать деньги, общаться с друзьями, читать книги, смотреть фильмы, играть, изучать языки, бронировать билеты на самолет, в театры и др.
Таким образом, с момента возникновения жизни на Земле, у человека стал формироваться быт. На протяжении тысяч лет он претерпевал изменения, менялась деятельность, возникали новые профессии, появлялись новые способы и инструменты достижения цели [11]. Становился иным образ жизни, претерпевали изменения манеры, менялась одежда и др. По-прежнему человек обрабатывает землю, разводит скот, нуждается в доме, в общении, защите. Все это удовлетворение первичных потребностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Можно предположить, что в будущем производство первичных благ полностью падет на роботов. Люди будут больше уделять внимание друг другу, духовно развиваться. Все это позволит обживать новые территории Галактики, формировать там свой быт.
В завершение анализ быта и жизни людей разных эпох был проведен на основе живописи, потому что именно картины дают настоящее представление обо всем вокруг [9]. По мнению немецкого поэта И. Гете: «Живопись - самое доступное и удобное из искусств».
Литература
1. Бакуменко Л. П., Сарычева Т. В. Методические подходы к оценке уровня жизни населения мезосистемы // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. № 12 (62). С. 10-16. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id= 13078428
2. Белоус А. И. Трансформация коммуникативной функции живописи в контексте истории искусства Томска // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 99-103. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25786885_ 95828988.pdf
3. Кабанова Л. И. Тема «быта и бытия» в творчестве будетлян // Вопросы культурологии. 2010. № 5. С. 78-81. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15237883_57801186.pdf
4. Красильникова М. Ю. Феномен Леонардо Да Винчи в контексте кризисологии серебряного века // В мире научных открытий. 2011. № 11. 5. С. 1483-1492. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17345593 '
5. Медушевский В. В. История и теория искусства: музыка, живопись, литература, театр, дизайн, архитектура // Художественное образование и наука. 2014. № 1. С. 49-53. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22706689_43139932.htm
6. Мутья Н. Н. История русской церкви в отечественной живописи второй половины XIX века // Научные труды. 2012. № 20. С. 34-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17667682
7. Сиков Р. А., Стафиевская М. В. Древняя бухгалтерия // Решение. 2015. Т. 2. С. 253-254 URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25003748
8. Сонина И. М. Специфика и эволюция бытового жанра в испанской живописи XVII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2013. № 3. С. 426-431. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21875293_44215218. pdf
9. Стафиевская М. В., Сосков В. О. Роль средств массовой информации в формировании морально-нравственных ценностей молодежи // Решение. 2016. Т. 1. С. 258 - 259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27179830
10. Стафиевская М. В., Жуков Д. А. Работа библиотек в годы Великой Отечественной войны // Решение. 2016. Т. 1. С. 254-256. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27179828
11. Швецов М. Н. Категория качество образования как объект управления, ее институциональные аспекты и факторы, влияющие на развитие // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 35. С. 262-268. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=22408375
12. Ян ЧУНЬЛЭЙ Историческая живопись - потенциальный источник знакомства китайских студентов с русской культурой и историей // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 1. С. 134-142. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23160448_81798074.pdf
References
1. Bakumenko L. Р., Sarycheva T. V. Metodicheskie podkhody k ocenke urovnya zhizni naseleniya mezosistemy [Methodological approaches to assessing the standard of living of the mesosystem population]. Vestnik samarskogo gosudarstvennogo ekonomich-eskogo universiteta = Bulletin of Samara State Economic University, 2009, no. 12 (62), рр. 10-16, URL: https:// elibrary.ru/item,asp?id= 13078428
2. Belous A. I. Transformaciya kommunikativnoj funkcii zhivopisi v kontekste istorii iskusstva tomska [Transformation of communicative function of painting in the context of art history of Tomsk]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University, 2015, no. 393, рр. 99-103, URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25786885_95828988.pdf
3. Kabanova L. I. Tema «byta i bytiya» v tvorchestve budetlyan [Theme of «life and being» in the works of the later day]. Voprosy kulturologii = Questions of culturology, 2010, no. 5, рр. 78-81, URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_15237883_57801186.pdf
4. Krasilnikova M. Yu. Fenomen Leonardo Da Vinchi v kontekste krizisologii serebryanogo veka [Leonardo Da Vinci phenomenon in the context of the crisis of the Silver age]. Vmire nauchnykh otkrytij = In the world of scientific discoveries, 2011, no. 11, рр. 1483-1492, URL: https://elibrary.ru/item,asp?id=17345593
5. Medushevskij V. V. Istoriya i teoriya iskusstva: muzyka, zhivopis, literatura, teatr, dizajn, arkhitektura [History and theory of art: music, painting, literature, theater, design, architecture]. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka = Art education and science, 2014, no. 1, рр. 49-53, URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22706689_43139932.htm
6. Mutya N. N. Istoriya russkoj cerkvi v otechestvennoj zhivopisi vtoroj poloviny XIX veka [History of the Russian church in the national painting of the second half of the XIXth century]. Nauchnye Trudy = Scientific works, 2012, no. 20, рр. 34-45, URL: https://elibrary.ru/item,asp?id=17667682
7. Sikov R. A. Stafievskaya M. V. Drevnyaya bukhgalteriya [Ancient Accounting]. Reshenie = Solution, 2015, Т, 2, рр. 253-254, URL: https://elibrary.ru/item,asp?id=25003748
8. Sonina I. M. Specifika i evolyuciya bytovogo zhanra v ispanskoj zhivopisi XVII veka [Specificity and evolution of the domestic genre in the Spanish painting of the XVIIth century]. Aktualnyeproblemy teorii i istorii iskusstva = Actual problems of theory and history of art, 2013, no. 3, рр. 426-431, URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21875293_44215218.pdf
9. Stafievskaya M. V. Soskov V. O. Rol sredstv massovoj informacii v formirovanii moralno-nravstvennykh cennostej molodezhi [Role of mass media in the formation of moral and moral values of young people]. Reshenie = Resolution, 2016, t. 1, рр. 258-259, URL: https://elibrary.ru/item,asp?id=27179830
10. Stafievskaya M. V., Zhukov D. A. Rabota bibliotek v gody velikoj otechestvennoj vojny [Work of libraries during the Great Patriotic War]. Reshenie = Resolution, 2016, Т. 1, рр. 254-256, URL: https://elibrary.ru/item,asp?id=27179828
11. Shvecov M. N. Kategoriya kachestvo obrazovaniya kak obekt upravleniya, ee institucionalnye aspekty i faktory vliyayushhie na razvitie [Category of quality of education as an object of management, its institutional aspects and factors influencing development]. Vestnik universiteta (gosudarstvennyj universitet upravleniya) = Bulletin of State University of Management, 2009, no. 35, рр. 262-268, URL: https://elibrary,ru/item,asp?id=22408375
12. Yan Chunlej. Istoricheskaya zhivopis - potencialnyj istochnik znakomstva kitajskikh studentov s russkoj kulturoj i istoriej [Historical painting is a potential source of acquaintance of Chinese students with Russian culture and history]. Prepodavatel XXI vek = Teacher of the XXIst century, 2015, Т. 1, no. 1, рр. 134-142, URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23160448_81798074.pdf
Статья поступила в редакцию 14.04.2017 г.
Submitted 14.04.2017.
Для цитирования: Стафиевская М. В., Минина Е. А. Анализ быта и образа жизни людей через живопись: исторический аспект // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 2 (10). С. 39-43.
Citation for an article: Stafievskaja M. V., Minina E. A. Analysis of life style of people through painting: historical aspect. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2017, no. 2 (10), pp. 39-43.
Стафиевская Мария Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, stafievskaya16@mail.ru
Минина Елизавета Александровна,
студентка, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
stafievskaya16@mail ги
Stafievskaya Marija V., Ph. D. (Economics), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, stafievskaya16@mail. ru
Minina Elizaveta A., student, Mari State University, Yoshkar-Ola, stafievskaya16@mail.ru