ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ_
2017. Вып. 2
УДК 615.1
Анализ ассортимента противовирусных препаратов для лечения респираторных инфекций на фармацевтическом рынке Забайкальского края
© Бардаханова Мария Салдамаевна преподаватель
Бурятский государственный университет Россия, 670002 Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ данных анкетирования работников аптечных организаций и населения города Петровск-Забайкальский Забайкальского края. Проведен анализ структуры ассортимента иммуностимулирующих и противовирусных препаратов, применяемых при лечении острых респираторных вирусных инфекций и гриппа на уровне макро- и микроконтура рынка на основании данных государственного реестра лекарственных средств, а также товарных отчетов аптечных организаций. Составлен оптимальный ассортиментный портфель противовирусных препаратов на основе анкетирования населения, нормативной документации, а также географического расположения и экономического развития исследуемого региона.
Ключевые слова: анкетный опрос; анализ ассортимента; противовирусные лекарственные препараты; грипп; острые респираторные вирусные инфекции.
Ежегодно по всему миру вспыхивают эпидемии гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций. Заболевания этой группы играют ведущую роль в структуре инфекционных заболеваний в мировой практике. Частота и количество случаев по данным ВОЗ составляет 95% всех инфекционных заболеваний, ежегодно летальным исходом, вследствие ОРВИ и гриппа и их осложнений, заканчивается жизнь 250-500 тыс. человек [1].
В России выявляют 27,3-41,2 млн человек, заболевших гриппом и другими ОРВИ, ежегодно. Эпидемии случаются ежегодно, а иногда и два раза в год в конце осени и в начале весны и продолжаются 6-8 недель. Все препараты, применяемые для лечения ОРВИ и гриппа, можно разделить на воздействующие, на повышение специфичного и неспецифичного иммунитета, а также препараты симптоматической терапии. Наиболее эффективным средством борьбы с гриппом является повышение специфического иммунитета или вакцинация [2]. Однако для высокой эффективности результатов она требует широты охвата населения и подбора соответствующей типу вируса вакцины, от других видов респираторных инфекций она не защищает. Также проблемой лечения гриппа является его высокая степень изменчивости и как следствие феноменальный рост резистентности при активном применении препаратов в клинической практике. И еще одной бесспорной проблемой лечения является широкое применение препаратов данной группы в
виде самолечения без консультации с врачом из-за безрецептурного отпуска многих препаратов данной группы [1, 2, 3, 4].
Материалы и методы
Для изучения рынка противовирусных препаратов для лечения ОРВИ в макро- и микроконтуре были проанализированы данные о зарегистрированных препаратах Государственного реестра лекарственных средств, был проведен анализ объемов продаж данных препаратов с помощью товарных отчетов аптек г. Петровск-Забайкальский за период с 1 января 2014 г. по 1 сентября 2017 г. С помощью анкетирования сотрудников аптечных организаций и населения был определен покупательский спрос и предпочтения потребителей. Анкетирование проводилось в период с 1 января 2017 г. по 1 июня 2017 г. Опрос проводился с помощью анкет на бумажных носителях[1,5,6,7].
совмещенный анализ проводился раздельно по годам с дальнейшим совмещением данных [9, 10].
Результаты и обсуждение
Анализ данных взятых из ГРЛС выявил, что в РФ зарегистрировано иммуностимулирующих и противовирусных препаратов, применяемый при лечении ОРВИ и гриппа [8], под международным непатентованным наименованием 31 препарат, под торговым наименованием 326 препаратов 121 производителя. В основном в данном сегменте представлены препараты отечественного производства, а также таких стран, как Словения, Нидерланды, Люксембург, Украина, Германия, Швейцария, Франция, Латвия и Республика Беларусь. Анализ ассортимент по лекарственным формам выявил преобладание твердых лекарственных форм: таблетки, капсулы и жидких лекарственных форм — настойки, и очень незначительно инъекционные препараты, аэрозоли и спреи. Практически все препараты данной группы не относятся к перечню ЖНВЛП и поэтому анализ структуры ассортимента по стоимости в макроконтуре рынка является нерациональным.
При анализе ассортимента в микроконтуре на основании товарных отчетов нами было отобрано 12 наименований относящихся к группе противовирусных препаратов. В результате АВС-анализа выявлено, что спрос на препараты сильно варьировался по годам, но сами препараты остаются стабильно в своих группах. XYZ-анализ препаратов показал, что это препараты сезонного спроса. Наибольший спрос в конце зимы и до середины весны февраль-апрель, а затем осенью октябрь-ноябрь. Зимой спрос ниже, но стабилен. В летние месяцы спрос на эти товары практически отсутствует. Причины скачков спроса по годам связанны с эпидемической ситуацией. Наибольшим спрос был в 2016 г. осенью.
Результаты обобщённого ABC-XYZ анализа показывают, что в группе АХ оказались препараты анаферон детский №20, кагоцел таб. 12 мг №10, в группе BY — имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты капс. 90 мг №7 римантадин таб. 50 мг №20, умифеновир капс. 100 мг №20 все остальные препараты в группе CZ.
Анализ анкет сотрудников аптеки и населения выявил, что наиболее важными критериями выбора препаратов при лечении ОРВИ и гриппа стали: качество, безопасность, страна производитель, рекомендации провизора, а
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ_
2017. Вып. 2
также участие товара в маркетинговых акциях. При этом критерий рекомендации врачей оказался достаточно низким, из чего можно сделать вывод, что население довольно редко посещает врача при неосложненных заболеваниях ОРВИ и гриппом, предпочитая самолечение. При этом на лечение опрошенные не готовы тратить более 500 рублей на курс лечения.
После выявления наиболее популярных ЛП на основании инструкций по применению выявили, что по рецепту врача отпускается умифеновир, цик-лоферон, осельтамивир. В следствии чего спрос на эти препараты менее эластичен и при формировании заказов на данные препараты необходимо работать в тесной связи с врачами и учитывать, что стоимость препаратов уми-феновир, осельтамивир на курс лечения более 1000 р., и эти препараты готовы приобретать не более 10% респондентов.
В наиболее перспективной ценовой нише также находится римантадин, он по-прежнему популярен среди населения, хотя его эффективность в отношении современных штаммов гриппа низкая, так же как и безопасность. Поэтому необходимо проводить работу с населением по отказу от данного препарата в пользу более безопасных и современных. Гомеопатические препараты приобретаются родителями в основном для «лечения» неосложнен-ных ОРВИ [4]. Производство и механизм действия препаратов данной группы не имеет строгого научного подхода и их рекомендация в качестве препаратов выбора не желательна. Наличие препаратов данной группы остается на усмотрение руководства аптечной организации.
Наиболее оптимальным ассортиментом препаратов данной группы, на наш взгляд являются имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты капс. 90 мг №7 кагоцел таб. 12 мг №10, а также настойки эхинацеи, родиолы розовой и женьшеня. Такие препараты, как анаферон детский №20, эргоферон таб. №20, на усмотрение руководства аптечных организаций. При этом из анализа видно, что в данном сегменте рынка имеется место для новых препаратов.
Литература
9. Кинев М. Ю. Анализ ассортимента противовирусных препаратов для профилактики вирусной инфекции на фармацевтическом рынке Свердловской области / М. Ю. Кинев, О. А. Мельникова, А. Ю. Петров // Научные ведомости. Сер. Медицина. Фармация. 2014. №18 (189). Вып. 27. С. 212-221.
10. Соколов Е. И. Клиническая иммунология: руководство для врачей. М.: Медицина, 1998. 45 с.
11. Ярилин А. А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999. 752 с.
12. Селькова Е. П. Современные подходы к профилактике и лечению острых респираторных вирусных инфекций // РМЖ. 2001. Т. 9. № 21. С. 960.
13. Васнецова О. А. Маркетинговые исследования в фармации. М.: Книжный мир, 1999. 334 с.
14. Маркова Т. П. Механизм действия ИРС-19 в группе длительно и часто болеющих детей / Маркова Т. П., Чувиров Д. Г., Гаращенко Т. И. // Иммунология. 2000. №5. С. 56-59.
15. Мнушко З. Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. II. Маркетинг в фармации: учеб. для студентов вузов. 2-е изд. / под ред. З. Н. Мнушко. Харьков: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2008. 536 с.
16. Машковский М. Д. Лекарственные средства. 16-е изд. М.: Новая Волна, 2011. 1216 с.
17. Фишер А. А. Методы выделения групп в АВС-анализе // Логистика и управление. 2008. №1. С. 54-76.
18. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования в аптечных сетях // Ремедиум. 2010. № 3. С 44-48.
Analysis of anti-viral medication for respiratory infections in the pharmaceutical market in Zabaykalsky Krai
Maria S. Bardakhanova Lecturer
Buryat State University
36a, Oktyabrskaya st., Ulan-Ude, 670002, Russia E-mail: [email protected]
The article presents the analysis of the survey conducted with the workers of pharmacy organizations and the population of the city Petrovsk-Zabaikalsky in Zabaykalsky Krai. The analysis of assortment structure of immunostimulating and antiviral medication used to treat acute respiratory viral infections and influenza at the level of macro and micro market contours was carried out on the basis of the state register of medicines, as well as market reports of pharmacy organizations. An optimal assortment portfolio of antiviral medicines was prepared on the basis of population interviews, normative documentation, as well as geographical location and economic development of the region under study.
Keywords: interviews; assortment analysis; antiviral medicines; influenza, acute respiratory viral infections.