ОРИГИНАЛЬНАЯ (ДИССЕРТАЦИОННАЯ) СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2023-9-37-45 УДК: 614.2
АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ПОЛИКЛИНИК КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
H.В. Шинкарева 1 : , Р.В. Горенков 2, А.А. Курмангулов 3, О.Ю. Александрова 4, С.А. Орлов 5, С.В. Шинкарев 6
I, 2, 4, 5 «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия;
2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), г. Москва, Россия;
2 6 Красногорская областная больница, г. Красногорск, Россия;
3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Тюмень, Россия;
5 «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России, г. Москва, Россия.
1 https://orcid.org/0000-0002-3648-9181;
2 http://orcid.org/0000-0003-3483-7928;
3 http://orcid.org/0000-0003-0850-3422;
4 https://orcid.org/0000-0002-0761-1838;
5 http://orcid.org/0000-0002-8749-8504;
с
#хс
6
https://orcid.org/0009-0000-1549-2122.
И Автор для корреспонденции: Шинкарева Н.В.
АННОТАЦИЯ
В поликлиниках Московской области в рамках реализации проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медицинскую помощь» отмечается сложность при достижении целевых показателей критериев проекта. Проведен анализ архитектурно-планировочных характеристик поликлиник, влияющих на достижение критериев данного проекта. Цель: анализ и оценка архитектурно-планировочных возможностей поликлиник Московской области для успешного внедрения бережливых технологий производства.
Материалы и методы: в проект включены 224 поликлиники Московской области, оценивались статистические формы отчетности: Анализ данных федерального регистра медицинских организаций, форм федерального статистического наблюдения № 30, № 47. Оценивались показатели: мощность поликлиники, площадь поликлиники в зависимости от прикрепленного населения (для выявления дефицита мощности поликлиники), износ зданий поликлиник. Методы исследования - аналитический, наблюдение, экспертный, математический, статистический.
Результаты. В поликлиниках Московской области отмечается дисбаланс между прикрепленным населением и проектной мощностью поликлиник. Также выявлена выраженная вариабельность площадей поликлиник Московской области, 34% поликлиник имеют дефицит площади. Выраженный износ зданий ведет к ограничению в их эксплуатации.
Выводы. Поликлиники Московской области отличаются вариабельностью по мощности, дефициту или избыточности площади поликлиник, износу здания, архитектурно-планировочным особенностям поликлиник. Данные критерии необходимо учитывать при выборе проектов для максимально эффективного достижения результата.
Ключевые слова: инструменты и методы бережливого производства в здравоохранении, поликлиники, архитектурное планирование.
Для цитирования: Шинкарева Н.В., Горенков Р.В., Курмангулов А.А, Александрова О.Ю., Орлов С.А, Шинкарев С.В. Анализ архитектурно-планировочных решений поликлиник как инструмент управления при внедрении бережливого производства. Менеджер здравоохранения. 2023; 9:37-45. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-9-37-45
© Шинкарева Н.В, Горенков Р.В., Курмангулов A.A., Александрова О.Ю, Орлов С.А., Шинкарев С.В., 2023 г.
№9 Manager
2023 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
Введение
Московской области по данным Всероссийской переписи населения (2021 г.) проживает 8 524 665 человек. Достаточно большие размеры Московской области (протяженность с севера на юг составляет 310 км, с запада на восток - 340 км) при наличии в центре области отдельного административно выделенного субъекта-гиганта сказывается на особенностях организации медицинской помощи населению. Амбулаторно-поликлиническую помощь в Московской области обеспечивают 394 поликлиники (из них 144 детских поликлиники), 247 врачебных амбулаторий и 494 фельдшерско-акушерских пунктов.
В 2022 году в Московской области в проект «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медицинскую помощь» в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» были включены 357 поликлиник, оказывающих медицинскую помощь детскому и взрослому населению Московской области, что составляет 84% от всех поликлинических учреждений Подмосковья.
Анализ литературы, посвященной внедрению бережливого производства, а также практика реализации проекта «Новая модель медицинской организации» в поликлиниках Московской области показывает, что на уровне организации не всегда возможно успешное внедрение отдельных инструментов и методов бережливого производства [1, 2, 3, 4]. В ходе реализации проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медицинскую помощь» было выявлено недостижение целевых показателей в отдельных медицинских организациях. Например, достижение критериев, направленных на разделение потоков пациентов, успешно реализовано только в 29% (103/357) поликлиник. Недостижение целевых показателей проекта требует всестороннего анализа причин сложившейся ситуации. Среди потенциально возможных факторов, влияющих на целевые показатели, можно выделить ресурсную материальную базу, в том числе реализованные в здании архитектурно-планировочные решения. Под последними понимают комплексные решения функциональных, конструктивных и эстетических требований к зданию, а также социальных, экономических, санитарно-гигиенических, экологических и инженерно-технических аспектов [5].
Цель настоящего исследования заключалась в проведении анализа и оценке архитектурно-планировочных возможностей поликлиник
Московской области для успешного внедрения бережливых технологий производства.
Материалы и методы
В исследование вошло 224 поликлиники, из них 91 поликлиника смешанного приема (детское и взрослое население) и 133 поликлиники для взрослого населения. Полученная совокупность оказалась выборочной, репрезентативной по отношению к генеральной совокупности, метод рандомизации не применялся.
Статистические формы отчетности: Анализ данных федерального регистра медицинских организаций, форм федерального статистического наблюдения № 30, № 47. Проводился анализ соответствия имеющихся поликлиник по следующим показателям: мощность поликлиники, площадь поликлиники в зависимости от прикрепленного населения (для выявления дефицита мощности поликлиники), износ зданий поликлиник.
Методы исследования - аналитический, наблюдение, экспертный, математический, статистический.
Определение критериев достижения целевых показателей проводилось по данным самооценки поликлиник и поликлинических отделений других типов медицинских организаций Московской области (далее - поликлиник) и на основании выездных аудитов сотрудников регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи Министерства здравоохранения Московской области.
Оценка зданий на степень физического износа производилась по методике определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 № 404. Оценка функциональной мощности проводилась согласно нормативам градостроительного проектирования Московской области: рекомендуемая обеспеченность на 1000 человек расчетного населения (в пределах минимума): 17,75 посещений в смену.
Статистический анализ проводился с использованием программы EXCEL 13, Statistica 12.0 (StatSoft). Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, а также оценки эксцесса и ошибки эксцесса. Количественные показатели описывались в зависимости от задач с помощью медианы (Me), нижнего и верхнего квартилей (Q1 - Q3), моды (Mo), а также минимального (min) и максимального (max) значений. Направление и теснота корреляционной связи между
Manager №3
ZdrevoochreneniB 2023
двумя количественными показателями оценивались с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. При его положительных значениях делался вывод о наличии между двумя переменными прямой, а при отрицательных - об обратной связи. Сила корреляций оценивалась в соответствии со шкалой Чеддока. Статистическая значимость (р) установлена на уровне вероятности ошибки 0,05.
Результаты исследования
Как показала проведенная оценка архитектурно-планировочных решений зданий поликлиник (таблица 1), в настоящее время наблюдается территориальный дисбаланс в управлении имеющимися материальными ресурсами медицинских организаций. Так, по большинству описательных параметров вариационных рядов изучаемых показателей расчетные нормативы требуемых ресурсов по количеству прикрепленного населения превышают проектную мощность зданий. Лишь в 4 (2%) поликлиниках проектная и расчетная мощности полностью совпадают, 130 (58%) поликлиник имеют разной степени выраженности дефицит кабинетов врачебного приема. Наиболее значимая диспропорция установлена во взрослой поликлинике № 2 г. Балашиха (расчетная мощность - 1200 посещений в смену; проектная мощность - 325 посещений в смену). При этом обращает внимание тот факт, что в 90 (40%) поликлиниках наблюдается, наоборот, избыток мощностей. Показательным в этом отношении выглядит пример поликлиники № 3 г. Сергиева Посада: при проектной мощности в 669 посещений в смену к данному учреждению прикреплено 11 581 человек, что соответствует лишь 206 посещениям в смену.
Гипотеза о дисбалансе между ожидаемой потребностью в медицинской помощи и существующими
архитектурно-планировочными решениями зданий поликлиник Московской области подтвердилась в ходе проведения корреляционного анализа, по результатам которого было установлено, что связь между количеством прикрепленного населения и плановой мощностью поликлиник не является функциональной (ге = 0,60; р<0,001). В общей сложности 16 медицинских организаций не соответствуют модели уравнения регрессии, но наибольшее отклонение от построенной математической линейной функции (у=6580,8168+47,5345х) зависимости количества прикрепленного населения от мощности медицинской организации установлено для поликлиники № 1 г. Пушкино. К данной поликлинике прикреплено 84 436 человек, что соответствует расчетному 1 499 посещению в смену, в то время как проектная мощность поликлиники рассчитана на 850 посещений в смену.
В процессе анализа видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения было установлена излишняя ресурсоемкость основных фондов медицинских организаций Московской области. Так, согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» размещение поликлиник на территории субъекта Российской Федерации рекомендовано при численности обслуживаемого населения от 20 тыс., в то время как первичная врачебная медико-санитарная помощь и первичная специализированная медико-санитарная помощь при меньшей численности населения должна обеспечиваться врачебной амбулаторией или центром (отделением) врача
Характеристика площадей поликлиник Московской области в зависимости от проектных и расчетных мощностей
Показатель, единица измерения Ме Мо Q] - Q3 min max
Площадь здания, кв. м 1868 1600 1024-4098 186 14163
Прикрепленное население, чел. 16649 22593 10047-25395 1785 84436
Расчетная мощность по количеству прикрепленного населения, посещений в смену 296 401 178-451 32 1499
Проектная мощность по плану, посещений в смену 242 150 134-375 17 1200
С
#хс
Таблица 1
Me - медиана; Mo - мода; Q1 - Q3 - межквартильный размах; Min - минимальное значение; Max - максимальное значение.
№ 3 Manager
2023 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
общей практики [7]. Проведенное исследование позволило установить, что в настоящее время 56 (25%) поликлиник Московской области имеют прикрепленное население менее 10 тыс. человек, что не соответствует нормам федерального законодательства.
Коэффициент вариации площади поликлиник оказался равным 86,9%, что характеризует вариабельность показателей площадей поликлиник Московской области как предельно выраженную. При этом максимальное значение данного показателя составило 14 163 кв. м (поликлиническое подразделение № 2 Балашихинской областной больницы), минимальное - 186 кв. м (поликлиника № 3 Химкинской областной больницы). Обращает внимание тот факт, что несмотря на наличии статистически значимой прямой корреляционной связи между показателями площади поликлиник Московской области и количеством прикрепленного населения (ге = 0,49; р<0,001), данная связь описывается как средняя по силе. На представленном графике на рис. 1 зависимости показателя площади поликлиник (в кв. м) от количества прикрепленного населения (чел.) видно, что на территории Московской области имеются выбросы площадей как в большую, так и в меньшую сторону относительно численности прикрепленного населения.
Для объективной оценки влияния данной характеристики на эффективность внедрения бережливого
производства имеет значение не столько сама площадь поликлиники, сколько наличие ее дефицита. Поликлиники разбили на группы в зависимости от количества прикрепленного населения - до 10 тыс. прикрепленного населения (п = 56), от 10 до 20 тыс. прикрепленного населения (п = 83), от 20 до 30 тыс. прикрепленного населения (п = 39), от 30 до 50 тыс. прикрепленного населения (п = 34), свыше 50 тыс. прикрепленного населения (п = 12) (таблица 2). Далее для каждой группы поликлиник определили ее минимальную площадь и провели сравнение с имеющейся площадью поликлиник [8, 9].
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» с перечнем обязательных кабинетов в поликлиниках, обслуживающих от 10 до 20 тыс. прикрепленного населения (до 350 посещений в смену) минимальная полезная площадь составляет 726 кв.м. Согласно методике перехода расчетной нормативной площади помещений, определенной Программой на проектирование, к ориентировочной расчетной и общей площади здания общая площадь здания равна N * 2,5, где N - расчетная нормативная площадь - сумма площадей помещений в соответствии с программой на проектирование, для
Scaiterplot of Площадь поликлиники against Прикрепленное население расчетная_таблица_с_баллами_поликлиники (1) 16V224C Площадь поликлиники = 1540,3296+0,ОббГх; 0,95 Conf.Int
Рис.
16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
-2000
-10000 0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000 90000 Прикрепленное население
1. Зависимость показателя площади поликлиник (в кв. м) от количества прикрепленного населения (чел.)
о
о о о о 08 _ . - ''
о о о Оо > о 0 о \ \ 0
о о о °0 0 со о о и 0 о о о
___PS^-ЙГФ-^® $8" о 0 / 0 > о
-"й-лГ* о® о О о о
—1 40
Manager №3
ZdrevoochreneniB 2023
Таблица 2
Характеристика площадей поликлиник Московской области в зависимости от численности прикрепленного населения
Численность прикрепленного населения
Показатель до 10 тыс. чел. 10-20 тыс. чел. 20-30 тыс. чел. 30-50 тыс. чел. более 50 тыс. чел.
Фактическая минимальная площадь, кв. м 231 186 692 1161 1500
Фактическая максимальная площадь, кв. м 10813 9324 12268 9971 14163
Медиана площади, кв. м 953 1658 2211 4134 3848
Минимальная полезная площадь, кв. м - 726 1049 1121 1483
Общая расчетная минимальная площадь, кв. м 900 1815 2623 2803 3707
поликлиники с прикрепленным населением от 10 до 20 тыс. чел. общая расчетная нормативная площадь 1815 кв. м [10]. Площадь 43 поликлиник из 83 (52%), обслуживающих от 10 до 20 тыс. населения, ниже минимальной расчетной площади. В поликлиниках от 20 до 30 тыс. населения вместо кабинета профилактики рекомендуется открывать отделение профилактики. 21 из 39 поликлиник (53,8%) с прикрепленным населением от 20 до 30 тыс. чел. имеют площадь меньше минимальной расчетной. В 21% (7/34) поликлиник с прикрепленным населением от 30 до 50 тыс. чел. площадь меньше минимальной расчетной, с прикрепленным населением от 50 тыс. чел. и выше - 50% (6/12).
Таким образом, из 224 принимающих в исследовании поликлиник 56 поликлиник (25%) имеет прикрепленное население до 10 тыс. человек (по ним не оценивалась минимальная площадь поликлиники), 34% (77/224) поликлиник имеют площадь меньше минимальной расчетной.
Результаты оценки физического износа зданий с общей характеристикой технического состояния представлены в таблице 3. При формальном лидерстве в процентном соотношении при оценивании технического состояния зданий ответа «удовлетворительное», обращает внимание большой процент (32%) зданий в категории «ветхое» или «негодное». Более того, 100% физический износ зданий установлен в 27 (12%) поликлиниках, в то время как идеальное состояние эксплуатационных, механических и других качеств зданий было определено лишь в 3 (1%) организациях. В то же время статистически значимых различий при сравнении степени износа между медицинскими организациями с различной численностью прикрепленного населения не установлено: х2 = 6,123; df = 8; р > 0,05. При этом достаточно интересным представляется результат установления статистически значимой обратной корреляционной связи между степенью износа здания и площадью здания (ге= -0,26; р<0,001). Полученные
Таблица 3
Оценка физического износа зданий поликлиник Московской области
Физический износ Оценка технического состояния Общая характеристика технического состояния Количество зданий, п (%)
0-20 Хорошее Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте, мелкие дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивного элемента. 38 (17%)
21-40 Удовлетворительное Конструктивные элементы в целом угодны для эксплуатации, ^ (26%) но требуют некоторого капитального ремонта.
41-60 Неудовлетворительное Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. 55 (25%)
Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих -61-80 Ветаое весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными 34 (15%) элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных 1 ' мероприятий или полной смены конструктивного элемента
81-100 Негодное Конструктивные элементы находятся в разрушенном состоянии, не подлежат ремонту 39 (17%)
№ 3 Мападег
2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
данные свидетельствуют о том, что в небольших по площади медицинских организациях техническое состояние помещений оценивается экспертами хуже, чем в крупных учреждениях Московской области.
Обсуждение
Анализ 224 поликлиник Московской области показал, что на изучаемой территории имеется существенная вариабельность по мощности, архитектурно-планировочным особенностям, состоянию зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Это ограничивает возможности тиражирования лучших практик реализации проектов с использованием инструментов и методов бережливого производства. Так, модель диспансеризации взрослого населения включает в себя логистику размещения кабинетов в отделении профилактики, наличие отдельного кабинета забора крови, смотрового кабинета, что невозможно организовать в ряде поликлиник в связи с дефицитом площади, а также в поликлиниках, обслуживающих до 20 тысяч населения (не организовано отделение профилактики). Часть поликлиник размещаются на первых этажах жилых домов, что ограничивает возможности по организации рентген-кабинета или дополнительного входа для разделения потоков пациентов. Организация зоны комфортного ожидания вызывает сложность в поликлиниках с узкими прямыми коридорами. Не всегда представляется возможным разместить необходимые элементы системы информирования и навигации в просторных холлах в зоне регистратуры.
Можно предположить, что несоответствие проектной мощности поликлиники прикрепленному населению связано с ростом численности населения Московской области. Отмечается рост численности населения за последние 20 лет, начиная с 2002 г. с 6 609 152 человек до 8 524 665 человек в 2021 г. (на 29%) [11]. Однако, подробный анализ показывает, что нет стойкого отставания мощности поликлиник с ростом количества прикрепленного населения.
При оценке здания поликлиники важно оценивать не только площадь поликлиники, но и учитывать степень физического износа здания. Физический износ зданий - величина, которая характеризует выраженность ухудшения технических и эксплуатационных характеристик объекта (тепло- и звукоизоляционные свойства, водо- и воздухонепроницаемость, несущую способность зданий). Нарушение
теплоизоляционных свойств приводит к ограничению эксплуатации помещений в поликлинике в холодное время года, дискомфорту для сотрудников поликлиники и пациентов во время приема, связанному с низкой комнатной температурой. Также качество оказания медицинской помощи страдает при нарушении водо- и воздухопроницаемости, приводящим к протеканию потолка, прорыву труб, сквознякам.
В результате проведенной работы коллективом авторов были установлены факторы, влияющие на эффективность внедрения инструментов и методов бережливого производства в поликлиниках Московской области.
К данным факторам, в первую очередь, следует отнести обеспеченность амбулаторно-поликлини-ческой помощью, которая определяется наличием доступных медицинских организаций первичного звена здравоохранения, соответствующей мощности (в зависимости от численности прикрепленного населения).
Данные результаты должны учитываться органами исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья при тиражировании лучших практик и определения тем и целевых показателей проектов отдельных медицинских организаций. С целью оптимизации проектной деятельности региональному центру организации первичной медико-санитарной помощи рекомендуется формирование базы данных медицинских организаций с возможностью ранжирования медицинских организаций по данным показателям. Это логично находит отражение и в управленческой концепции бережливого производства в рамках формирования информационных центров для оперативного, прозрачного и эффективного управления деятельностью по реализации проектов и тиражирования лучших практик.
Среди ограничений проведенного исследования можно отметить выборочную совокупность при отсутствии рандомизации выборки, а также узкий профиль проанализированных параметров архитектурно-планировочных решений. В этой связи перспективным направлением дальнейших исследований можно считать анализ действующих планировок внутренних пространств, организации логистики потоков людей. Рациональные, соответствующие основным принципам и ценностям концепции бережливого производства архитектурно-организационные решения зданий поликлиник могут значительно повысить эффективность навигации и маршрутизации посетителей, прежде всего
Мападег №9
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023
пациентов и их законных представителей. Другим ограничением проведенного исследования можно назвать отсутствие проведения корреляционного анализа между уровнем архитектурно-планировочных решений и степенью достижения критериев новой модели. Для данного анализа потребуется создание квалиметрической оценки архитектурно-планировочных решений зданий и более релевантная, достоверная и актуальная информация по показателям достижения критериев новой модели отдельно взятых медицинских организаций.
Заключение
Поликлиники Московской области отличаются большой вариабельностью по проектной мощности, площадям, состоянию износа зданий, архитектурно-планировочным особенностям. Установленные закономерности могут быть использованы региональными органами исполнительной власти
в сфере охраны здоровья для управления ресурсной базой по оказанию доступной медицинской помощи населению. Для успешной реализации проекта «Новая модель медицинской организации» необходимо проводить анализ ресурсных возможностей поликлиник, а именно архитектурно-планировочных решений. Более качественное планирование реализации будущих проектов, в том числе выявление и оценка потенциальных рисков недостижения планируемых результатов из-за особенностей архитектурно-планировочных решений зданий поликлиник в ходе реализации проектов позволит правильно выбрать стратегию по устранению или минимизации данных рисков. Деление поликлиник на категории по их ресурсным возможностям позволяет прогнозировать эффективность внедрения философии, инструментов и методов бережливого производства, а также успешность тиражирования лучших практик Московской области.
1. Сочкова Л.В., Быкова Л.М., Ким А.В., Носырева А.М. Опыт реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника» в поликлинике крупного города//Медицина и организация здравоохранения. - 2018. - Том 3. - № 2 [Интернет]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ opyt-realizatsii-pilotnogo-proekta-berezhlivaya-poliklinika-v-poliklinike-krupnogo-goroda/viewer (Дата обращения: 11.05.2023).
2. Даниленко М.И. Внедрение бережливых технологий в управление организацией // Journal of Economy and Business, Vol. 7(65), 2020: 68-73.
3. Метельская А.В. Проблемы внедрения концепции «Бережливая поликлиника» в практику функционирования отечественных поликлинических учреждений // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28 (спецвыпуск):1222-1226. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1222-1226
4. Четверикова Н.А. Сопротивление персонала изменениям как реакция на состояние риска и неопределенности // Вестник университета. 2018;(9):159-163. DOI: 10.26425/ 1816-4277-2018-9-159-163.
5. Курмангулов А.А. Основные правила пространственного размещения навигации в медицинской организации, оказывающей помощь при стоматологических заболеваниях / А.А. Курмангулов, Д.В. Крошка, Е.А. Булычева // Институт стоматологии. - 2021. -№ 3(92). - С. 66-68.
6. Постановление Правительства МО от 17.08.2015 № 713/30 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области», https://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=M0B&n=216249#ejG00lTmW4Isb3up (Дата обращения: 16.05.2023).
7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 февраля 2016 г. № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». Настоящий приказ вступает в силу с 15 апреля 2016 г. //Текст приказа опубликован на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 25 марта 2016 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2 мая 2016 г. № 18.
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (ред. от 03.12.2019) «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 № 24726).
9. Методические рекомендации для руководителей медицинских организаций первичного звена здравоохранения. Методические рекомендации / О.М. Драпкина, А.В. Концевая, Е.С. Иванова, Р.Н. Шепель, Л.Ю. Дроздова, М.А. Калашникова, Д.О. Орлов, Т.Н. Шаврова,
•КС
№9 Manager
2023 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
змо зЯо
f
о
Ю.С. Раковская, Е.Ю. Огнева, И.М. Сон, А.П. Фисенко, А.Г. Тимофеева, С.Р. Конова, С.И. Апросимова, М.И. Ивардава, Т.В. Широкова, Р.И. Абайханов - М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, 2021. -130 с. ISBN 978-5-6046966-0-6
10. СП 158.13330.2014. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (утв. Приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 58/пр).
11. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=STR&n=18027#tGUN0lTODNSFiHjW (Дата обращения: 11.05.2023).
12. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). (Дата обращения: 01.09.2022). Архивировано 1 сентября 2022 года
ORIGINAL (DISSERTATION) ARTICLE
ANALYSIS OF ARCHITECTURAL AND PLANNING SOLUTIONS OF POLYCLINICS AS A MANAGEMENT TOOL IN THE IMPLEMENTATION OF LEAN PRODUCTION
N.V. Shinkareva 1 ■ , R.V. Gorenkov 2, A.A. Kurmangulov3, O.Yu. Aleksandrova 4, S.A. Orlov 5, S.V. Shinkarev 6
2 4 5 National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko, Moscow, Russia; 2 First Moscow State Medical University named after I.I. THEM. Sechenov (Sechenov University), Moscow, Russia;
2 6 Krasnogorsk Regional Hospital, Krasnogorsk, Russia;
3 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tyumen State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Tyumen, Russia; 5 National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine, Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia. ' https://orcid.org/0000-0002-3648-9181;
2 http://orcid.org/0000-0003-3483-7928;
3 http://orcid.org/0000-0003-0850-3422;
4 https://orcid.org/0000-0002-0761-1838;
5 http://orcid.org/0000-0002-8749-8504;
6 https://orcid.org/0009-0000-1549-2122.
H Corresponding author: Shinkareva N. V.
ABSTRACT
In the clinics of the Moscow region, within the framework of the project «A new model of a medical organization providing primary medical care», there is difficulty in achieving the target indicators of the project criteria. The analysis of the architectural and planning characteristics of polyclinics that affect the achievement of the criteria of this project was carried out.
Purpose: analysis and evaluation of the architectural and planning capabilities of polyclinics in the Moscow region for the successful implementation of lean production technologies.
Materials and methods: 224 polyclinics of the Moscow region were included in the project, statistical reporting forms were evaluated: Analysis of data from the federal register of medical organizations, forms of federal statistical observation No. 30, No. 47. shortage of polyclinic capacity), depreciation of polyclinic buildings. Research methods - analytical, observation, expert, mathematical, statistical. Results. In the clinics of the Moscow region, there is an imbalance between the attached population and the design capacity of the clinics. Also, a pronounced variability in the area of polyclinics in the Moscow region was revealed, 34% of polyclinics have a shortage of space. The physical deterioration of buildings leads to a limitation in their operation.
Conclusions. Polyclinics of the Moscow region differ in variability in terms of capacity, shortage or redundancy of the area of polyclinics, wear and tear of the building, architectural and planning features of polyclinics. These criteria must be taken into account when choosing projects for the most effective achievement of results.
Keywords: tools and methods of lean manufacturing in healthcare, polyclinics, architectural planning.
For citation: Shinkareva N. V., Gorenkov R. V, Kurmangulov A.A, Aleksandrova O.Yu., Orlov S.A., Shinkarev S. V. Analysis of architectural and planning solutions of polyclinics as a management tool in the implementation of lean manufacturing. Manager Zdravoohranenia.
2023; 9:37-45. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-9-37-45
REFERENCES
1. Sochkova L.V., Bykova L.M, Kim A.V, Nosyreva A.M. Experience in the implementation of the pilot project «Lean clinic» in the clinic of a large city//Medicine and healthcare organization. 2018. - Vol. 3. - No. 2 [Internet], URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/opyt-realizatsii-pilotnogo-proekta-berezhlivaya-poliklinika-v-poliklinike-krupnogo-goroda/viewer (Accessed: 11.05 .2023).
2. Danilenko M.I. Implementation of lean technologies in organization management//Journal of Economy and Business, Vol. 7(65), 2020: 68-73.
Maneger № 3
ZdrevoochrBnenÍB 2023
3. Metelskaya A.V. Problems of implementing the concept of «Lean clinic» in the practice of functioning of domestic polyclinic institutions // Problems of social hygiene, public health and the history of medicine. 2020; 28 (special issue):1222-1226. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1222-1226
4. Chetverikova N.A. Personnel resistance to change as a reaction to the state of risk and uncertainty // Bulletin of the University. 2018;(9):159-163. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-9-159-163.
5. Kurmangulov A.A., Kroshka D.V., Bulycheva E.A. Basic Rules for the Spatial Placement of Navigation in a Medical Organization Providing Care for Dental Diseases // Institute of Dentistry. - 2021. - No. 3 (92). - P. 66-68.
6. Decree of the Government of the Moscow Region of August 17, 2015 № 713/30 «On approval of urban planning standards for the Moscow Region», https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=M0B&n=216249#ejG00lT-mW4Isb3up (Accessed: 16.05.2023).
7. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 27, 2016 № 132n «On the Requirements for the Placement of Medical Organizations of the State Health System and the Municipal Health System Based on the Needs of the Population». This order comes into force on April 15, 2016. //The text of the order was published on the «Official Internet Portal of Legal Information» (www.pravo.gov.ru) on March 25, 2016, in the Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Authorities dated 2 May 2016 № 18.
8. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated May 15, 2012 № 543n (as amended on December 3, 2019) «On approval of the Regulations on the organization of the provision of primary health care to the adult population» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on June 27, 2012 № 24726).
9. Methodological recommendations for heads of medical organizations in primary health care. / O.M. Drapkina, A.V. End, E.S. Ivanova, R.N. Shepel, L. Yu. Drozdova, M.A. Kalashnikova, D.O. Orlov, T.N. Shavrova, Yu.S. Rakovskaya, E.Yu. Ogneva, I.M. Son, A.P. Fisenko, A.G. Timofeeva, S.R. Konova, S. I . Aprosimova, M. I . Ivardava, T.V. Shirokova, R. I . Abaykhanov - M.: FGBU «NMITs TPM» of the Ministry of Health of Russia, 2021. - 130 p. ISBN 978-5-6046966-0-6.
10. SP 158.13330.2014. Set of rules. Buildings and premises of medical organizations. Design rules (approved by Order of the Ministry of Construction of Russia dated February 18, 2014 № 58 / pr).
11. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=STR&n=18027#tGUN0lTODNSFiHjW (Accessed: 11.05.2023).
12. Results of the 2020 All-Russian Population Census. As of October 1, 2021. Volume 1. Population size and distribution (XLSX). (Accessed: 01.09.2022). Archived from the original on 1 September 2022.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Шинкарева Наталья Владимировна - младший научный сотрудник, «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия; заведующая организационно-методическим отделом, врач-методист ГБУЗ МО «Красногорская городская больница», г. Красногорск, Россия.
Natalia V. Shinkareva - junior researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia; head of the organizational and methodological department, physician- methodologist of the Krasnogorsk City Hospital, Krasnogorsk, Russia. E-mail: [email protected]
Горенков Роман Викторович - д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник, «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия; профессор, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет!, г. Москва, Россия.
Roman V. Gorenkov - Leading Researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Doctor habil. in Medicine, Moscow, Russia; Professor of I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Курмангулов Альберт Ахметович - канд. мед. наук, Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Тюмень, Россия; доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, руководитель учебного центра бережливых технологий в здравоохранении.
Albert A. Kurmangulov - candidate of medical sciences, Tyumen State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Tyumen, Russia; Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare, Head of the Lean Technologies in Healthcare Training Center. E-mail: [email protected]
Александрова Оксана Юрьевна - д-р мед. наук, «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия; профессор, заместитель директора по научной работе и образованию, г. Москва, Россия. Oxana Yu. Aleksandrova - N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Doctor habil. in Medicine, Professor, Deputy Director for Research and Education, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Орлов Сергей Александрович - канд. мед. наук, «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия; старший научный сотрудник, Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России, г. Москва, Россия.
Sergey A. Orlov - candidate of medical sciences, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia; Senior Researcher, National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine of the Russian Ministry of Health, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Шинкарев Сергей Владимирович - аналитик регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи ГБУЗ МО «Красногорская городская больница», г. Красногорск, Россия.
Sergey Shinkarev - analyst of the regional center of the organization of primary health care of Krasnogorsk city hospital, Krasnogorsk, Russia. E-mail: [email protected]
№ 3 Manager
2023 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения