Светлана ГОРЕЛОВА, RMBC
Анализ аптечных продаж
АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ
По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией RMBC, объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 45 млн. долл. в оптовых ценах1. По сравнению с 2002 г., продажи данной группы увеличились на 18%, что соответствует темпам роста аптечного рынка в целом.
Объем госпитального сектора («Госпитальный аудит», RMBC) антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 7,5 млн. долл. в закупочных ценах, или всего 14,2% от общего рынка антигистаминных препаратов. Далее более подробно будут рассмотрены только аптечные продажи группы. Средняя розничная наценка на антигис-таминные препараты в 2003 г. составила 28,3%, что на 1,2 п.п. выше, чем за соот-
1 Здесь и далее в расчетах использовались оп-
товые цены в долл. США с учетом НДС.
2 Без учета производителей, лекарственной формы и формы выпуска. С учетом различных производителей зарегистрировано 196 торговых наименований.
ветствующий период 2002 г., и на 1,1 п.п. выше средней наценки по всему аптечному рынку в 2003 г. Доля антигиста-минных препаратов от общего объема аптечных продаж ЛС, по сравнению с 2002 г., не изменилась — и составила 1,7%. В натуральном выражении объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 53 млн. упаковок.
РЕГИСТРАЦИЯ
Согласно «Государственному реестру ЛС» на территории РФ действует реги-
страция 852 торговых наименований антигистаминных препаратов, производителей из 26 стран. Наибольшее количество препаратов зарегистрировано российскими фирмами — 38 торговых марок (4 из них производятся также и за рубежом). В 2003 г. в аптечных продажах присутствовал 61 препарат.
В течение года было произведено 7 ре-гистраций новых торговых наименований антигистаминных препаратов (табл. 1). Регистрационную активность в сегменте проявляют, в основном, отечественные производители. Стоит отметить, что в 2001 и 2002 гг. производители отдавали предпочтения сегменту ло-ратадина, тогда как в 2003 г. было зарегистрировано всего 2 торговых наименования этого МНН.
42 АНАЛИЗ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ АНТИГИСТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ
2004 апрель ршшиим
таблица 2
Десять ведущих торговых наименований антигистаминных препаратов в 2003 г.
Место
2003 г. 2002 г
Торговое наименование
2003 г. 2002 г.
1 1 Супрастин 2б,8 27,8
2 2 Кларитин 13,7 14,3
3 3 Тавегил 9,б 11,7
4 4 Диазолин 9,0 10,2
S S Телфаст S,S S,4
б 9 Пипольфен 4,2 3,2
7 7 Фенкарол 3,7 3,7
8 10 Зиртек 3,3 2,9
9 11 Кларотадин 3,1 2,8
10 13 Эриус 2,8 1,4
Доля в общем объеме аптечных продаж антигистаминных препаратов, %
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
таблица 3| Десять ведущих производителей
антигистаминных препаратов в 2003 г.
Место Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж антигистаминных препаратов, %
2003 г. 2002 г.
2003 г. 2002 г.
1 1 Egis Pharmaceuticals Ltd. 31,б 31,7
2 2 Schering-Plough 1б,5 1S,7
3 3 Novartis 10,9 10,4
4 4 Aventis S,S S,4
S S Акрихин 3,8 3,3
б б Олайнфарм Олайнский ХФЗ 3,S 3,2
7 7 Pliva 3,3 2,9
8 8 Фармак 2,б 2,7
9 9 Nycomed 2,2 2,1
10 21 Lek d.d. 2,1 0,3
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
таблица 1| Регистрация новых торговых наименований антигистаминных
препаратов в 2003 г. (исключая перерегистрации)
Торговое наименование МНН Производитель Страна
Димедрол-Рос Дифенгидрамин Росмедпрепараты Россия
Димедрол-УВИ Дифенгидрамин УфаВита Россия
Клаллергин Лоратадин Оболенское — фармацевтическое предприятие Россия
Кларфаст Лоратадин Cadila Индия
Пипользин Прометазин Брынцалов-А Россия
Субрестин Хлоропирамин Брынцалов-А Россия
Супрамин Хлоропирамин Щелковский витаминный завод Россия
Источник: «Клифар — Госреестр»
ТОРГОВЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ
Лидером по объемам аптечных продаж уже несколько лет подряд остается Су-прастин (табл. 2). Объем аптечных продаж Супрастина увеличился на 14%, а доля в сегменте упала на 1 п.п. Также сократились доли в сегменте у Кларити-на, Тавегила и Диазолина (на 4%, 18% и 11% соответственно). Два антигиста-минных препарата первого поколения — Димедрол и Кетотифен, занимавшие в 2002 г. 6-е и 8-е места, снизили объемы аптечных продаж и в 2003 г. выбыли из «десятки». Остальные препараты-лидеры, по сравнению с 2002 г., напротив, увеличили объемы своих аптечных продаж и доли в сегменте. Наибольший рост продаж в «десятке» отмечен у препарата последнего поколения
Эриус (Schering-Plough). Его аптечные продажи за анализируемый период увеличились в 2,4 раза, а доля в группе — в 2 раза. Также выросли продажи Пиполь-фена (на 57%). Стоит отметить, что кумулятивная доля «десятки» снизилась на 5 п.п. за год и в 2003 г. составила 81,7%.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Структура «десятки» лидеров производителей антигистаминных препаратов в 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, не изменилась, за исключением 10 места (табл. 3)- Компания Lek d.d., представляющая на Российском рынке один антигистаминный препарат Ло-милан, в 2002 г. занимала 21 позицию по объемам аптечных продаж в группе. Год спустя продажи Ломилана возросли
более чем в 9 раз, и это позволило компании Lek d.d. занять 10 место в группе. В отличие от торговых наименований, суммарная доля «десятки» производителей увеличилась за рассматриваемый период на 2,4 п.п. и в 2003 г. составила 82% от общего объема аптечных продаж антигистаминных препаратов. За 2003 г. в сегменте антигистаминных препаратов появился один новый производитель — «Скопинский фармацевтический завод».
[ВЫВОДЫ
Аптечные продажи антигистаминных препаратов в 2003 г. составили 45 млн. долл. в оптовых ценах. Сегмент достаточно стабилен. В нем по-прежнему лидирует препарат первого поколения — Супрастин. Растут продажи Пипольфе-на и Фенкарола, также являющихся препаратами первого поколения. Однако аптечные продажи препаратов последних поколений растут более быстрыми темпами. Наибольшего увеличения объемов аптечных продаж в «десятке» в 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, достиг новый препарат Эриус. Концентрация в сегменте по торговым наименованиям в последние годы имеет тенденцию к снижению. А среди производителей, наоборот: на «тройку» лидеров приходится почти 60% сегмента в денежном выражении.