Экономический анализ: Economic Analysis:
теория и практика 48 (2015) 13-24 Theory and Practice
ISSN 2311-8725 (Online) Эффективность бизнеса
ISSN 2073-039Х (Print)
АНАЛИЗ АЛГОРИТМОВ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Лариса Евгеньевна МАРШИРОВАВ, Виктор Викторович МАРШИРОВ"
а кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде, Нижний Новгород, Российская Федерация lmarshirova@hse.ru
ь кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры информатики, математики и компьютерных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде, Нижний Новгород, Российская Федерация vmarshirov@hse.ru
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 16.11.2015 Одобрена 25.11.2015
УДК 51-77; 336.225 JEL: O21, H25, H26, G17
Ключевые слова: специальный режим налогообложения, индивидуальный предприниматель, модель, оптимизация
Аннотация
Предмет и тема. Предпринимательство без образования юридического лица получило широкое распространение, так как все больше инициативных людей стремятся организовать собственный бизнес, чтобы обеспечить достойные условия жизни себе и своим близким. Однако часто интересные бизнес-идеи умирают из-за того, что предприниматели плохо ориентируются в законодательном потоке, не могут осуществить грамотное налоговое планирование и в результате несут убытки и разоряются. Поэтому выбор системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей актуален и имеет практическое значение.
Цели. Разработка методики выбора специальных налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей.
Методология. Предлагаемая методика базируется на комплексном анализе патентной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. Основные различия этих налоговых систем положены в основу модели, которая позволяет определить величину налоговой нагрузки индивидуального предпринимателя для этих налоговых режимов. Результаты. Разработана информационная среда, которая выложена в Интернете в открытом доступе и включает модель, позволяющую оптимизировать налоговую нагрузку с учетом многочисленных факторов (вида деятельности, региона, численности наемного персонала, налоговых ставок, льгот), и рекомендации предпринимателям по изменению параметров модели в случае изменения налогового законодательства. Приведен пример использования этой модели для конкретного вида деятельности в Нижнем Новгороде, даны инструкции пользователям для других регионов и других видов деятельности.
Выводы. Статья может быть использована индивидуальными предпринимателями для налогового планирования и сокращения своих затрат на уплату налогов и страховых взносов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Предпринимательство без образования
юридического лица получило широкое распространение, так как все больше инициативных людей стремятся организовать собственный бизнес, чтобы обеспечить достойные условия жизни себе и своим близким. Ежегодно в России регистрируются десятки тысяч индивидуальных предпринимателей. Однако часто интересные бизнес-идеи умирают из-за того, что предприниматели плохо ориентируются в законодательном потоке, не могут осуществить грамотное налоговое планирование и в результате несут убытки и разоряются. Поэтому выбор системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей актуален и имеет практическое значение.
Одно из направлений государственной поддержки малого предпринимательства - введение специальных налоговых режимов, которые можно объединить в две группы. В первую группу входят режимы, при которых величина налогов зависит от фактически полученных доходов и расходов. Вторая группа налоговых режимов предписывает уплату налога в зависимости не от фактического, а от предполагаемого дохода, который определяется в соответствии с региональными нормативными документами до начала налогового периода. К первой группе относятся упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, ко второй группе - единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.
Если индивидуальный предприниматель работает не первый год, знает состояние рынка и перспективы своего бизнеса, имеет статистику своих доходов и расходов, то ему несложно выбрать оптимальный налоговый режим для каждого вида деятельности с учетом региональных особенностей налогообложения. Однако в начале своей деятельности или при расширении бизнеса за счет освоения новых направлений предпринимателю часто сложно спрогнозировать свои доходы и расходы и, соответственно, для него наиболее привлекательными будут режимы второй группы, которые позволяют для каждого вида деятельности рассчитать налоговую нагрузку до начала отчетного периода.
Многочисленные публикации по специальным налоговым режимам [1-10] часто содержат лишь описание этих режимов без сравнительного анализа и конкретных предложений по их выбору. Поэтому проанализируем основные особенности налоговых режимов второй группы и оптимальные алгоритмы их выбора.
Патентная система налогообложения (ПСН) позволяет предпринимателю вместо оплаты налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на имущества оплатить лишь стоимость патента. Годовая стоимость патента рассчитывается по формуле
СП = ПВГД, • СТН,
где СПi - годовая стоимость патента для 7-го вида деятельности;
ПВГДi - потенциально возможный годовой доход для 7 -го вида деятельности;
СТН - ставка налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет ставку налога (в 2013-2015 гг. - 6%), а законы субъектов Федерации должны определить виды предпринимательской деятельности, для которых может применяться патентная система, и значение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода для каждого вида деятельности. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет лишь верхнюю границу значения ПВГДi - не более 1 млн руб. для 2013 г. (первого года применения патентной системы налогообложения). Начиная с 2014 г. он подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, который утверждает Минэкономразвития России, и учитывает
изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем календарном году. В 2014 г. коэффициент-дефлятор для применения ПСН составил 1,067, а в 2015 г. -1,147. То есть при установлении органами власти субъектов Федерации величины потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в 2015 г. его максимальный размер составит 1 147 000 руб.
По некоторым видам предпринимательской деятельности Налоговый кодекс Российской Федерации разрешает регионам увеличивать максимальный размер потенциального дохода:
• не более чем в три раза - по пяти видам деятельности: техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом; занятие медицинской или фармацевтической деятельностью; обрядовые услуги; ритуальные услуги;
• не более чем в пять раз - по всем видам патентной деятельности, которая ведется на территории города с численностью населения более 1 млн чел.;
• не более чем в десять раз - по трем видам деятельности: сдача в аренду или наем жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих предпринимателю на праве собственности; розничная торговля; услуги общепита.
Субъекты Российской Федерации вправе дифференцировать сумму потенциального дохода в зависимости от средней численности наемных работников; количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве; территории действия патентов; количества обособленных объектов (штук) или площадей (м2). Поэтому максимально возможная стоимость патента по одному виду предпринимательской деятельности в 2015 г. составляет за год 1 147 000 ■ 10 ■ 6% = 688 200 руб., за месяц - 57 350 руб.
Существуют ограничения на применение патентной системы налогообложения.
Во-первых, применять этот режим можно лишь на территории тех субъектов Российской Федерации, в которых приняты соответствующие законы.
Во-вторых, на эту систему налогообложения индивидуальные предприниматели могут переходить, если они занимаются видами деятельности, которые перечислены в гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации. В 2015 г. таких видов предпринимательской деятельности насчитывалось 47. Однако субъекты Федерации имеют право вводить патентную систему в отношении иных бытовых услуг, указанных в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), но не упомянутых в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В-третьих, есть ограничения по численности наемного персонала: индивидуальный
предприниматель может привлекать до 15 чел. наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера).
В-четвертых, есть ограничения по объему полученного дохода.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), как и ПСН, заменяет налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и налог на имущество уплатой единого налога. Формула расчета налоговой базы для единого налога следующая:
Щ = БД, (ФПи + ФПЪ + ФП37) КК,
где НБi - налоговая база для расчета единого налога по 7-му виду деятельности за квартал;
ФПи, ФП2„ ФПзг - значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала по i -му виду деятельности;
К - коэффициент-дефлятор;
К27 - корректирующий коэффициент базовой доходности по i -му виду деятельности.
Дадим краткую характеристику перечисленным показателям. Базовая доходность за месяц зафиксирована в Налоговом кодексе Российской Федерации и соответствует единице физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности. Единицей физического показателя могут быть работник (в том числе индивидуальный предприниматель), торговое место, посадочное место, транспортное средство и т.д. Считается, что этот показатель линейно влияет на величину потенциального (вмененного) дохода для данного вида деятельности; ФПц, ФП, ФП^ позволяют учесть изменение фактического
значения физического показателя в течение квартала.
Коэффициент-дефлятор для ЕНВД ежегодно устанавливается Минэкономразвития России на следующий календарный год. Например, в 2015 г. К1 = 1,798, в 2014 г. - 1, 672.
Корректирующий коэффициент базовой доходности утверждается субъектами Федерации и учитывает особенности ведения каждого вида предпринимательской деятельности в регионе (ассортимент товаров, работ или услуг, сезонность, режим работы, особенности места ведения предпринимательской деятельности и многое другое). При этом перечень таких особенностей Налоговым кодексом Российской Федерации не ограничен. Главное, чтобы величина этого коэффициента была установлена не менее чем на календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Сумму ЕНВД необходимо рассчитывать по итогам каждого квартала по формуле
ЕНВД = X НЕ1\
где п - количество видов деятельности, которые переведены на ЕНВД и которыми занимается предприниматель;
С - ставка налога (в 2015 г. - 15% в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).
Существуют ограничения на применение единого налога на вмененный доход.
Во-первых, этот режим должен быть введен на территории муниципального образования, где предприниматель осуществляет свою
деятельность, региональным нормативным актом.
Во-вторых, в этом правовом акте в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых ЕНВД, должен быть упомянут и вид деятельности, который осуществляет или планирует осуществлять предприниматель.
В-третьих, на уплату ЕНВД не переводятся индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых за предшествующий календарный год превышает 100 чел.
В-четвертых, система ЕНВД будет применяться до 01.01.2018.
Предприниматели, использующие патентную систему и ЕНВД, могут не вести бухгалтерский учет и кассовые операции, а также не применять контрольно-кассовые аппараты, что, безусловно, упрощает их деятельность. Однако эти предприниматели не освобождаются от уплаты государственной пошлины, транспортного и земельного налогов, страховых взносов, а также они должны исполнять обязанности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц.
Основные различия патентной системы налогообложения и ЕНВД представлены в табл. 1.
У ЕНВД на 11 преимуществ больше, чем у патентной системы. Но большинство этих сравнений основаны на организационных моментах, которые важны, но не являются определяющими. Главное различие этих налоговых систем - в ограничениях по численности персонала и размеру годового дохода. Если предприниматель предполагает привлечь более 15 чел. наемного персонала или его плановый доход превысит 60 млн руб., то применять ПСН нецелесообразно, так как после превышения этих показателей предприниматель потеряет право использовать этот налоговый режим.
Во многих методиках выбора оптимальной системы налогообложения авторы предлагают сравнивать только стоимость патента и вмененного налога, выбирая наименьшую величину [11-20]. Однако этого недостаточно, так как значительные суммы платежей индивидуальных
предпринимателей приходятся также на страховые взносы, которые могут существенно различаться при этих налоговых режимах. Поэтому проанализируем алгоритмы расчета страховых взносов.
Двойственность индивидуального
предпринимателя заключается в том, что он одновременно может выступать в двух ролях -самостоятельного работника и работодателя. В первом случае он уплачивает страховые взносы лишь за себя, во втором случае - за себя и за наемных работников. Страховые взносы перечисляются в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Взносы индивидуального предпринимателя в Пенсионный фонд Российской Федерации зависят от его годового дохода. Если доход
предпринимателя в 2015 г. не превысит 300 000 руб., то размер взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, рассчитывается по следующей формуле:
СПФ = МРОТ • ТПФ • 12, (1)
где СПФ - сумма страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
МРОТ - минимальный размер оплаты труда на 1 января отчетного года;
ТПФ - тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В 2015 г. СПФ = 5965 • 26% • 12 = 18 610,8.
Если доход индивидуального предпринимателя за год превысит 300 000 руб., то дополнительно с суммы превышения в Пенсионный фонд Российской Федерации необходимо заплатить один процент, но не более 148 886,4 руб.
Страховой взнос, подлежащий уплате предпринимателем за себя в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), не зависит от его фактического дохода и рассчитывается по следующей формуле:
СФМС = МРОТ • ТФМС • 12, (2)
где СФМС - сумма страховых взносов в бюджет ФФОМС;
МРОТ - минимальный размер оплаты труда на 1 января отчетного года;
ТФМС - тариф страховых взносов в ФФОМС.
В 2015 г. СФМС = 5 965 • 5,1% • 12 = 3 650,58 руб.
Платежи индивидуального предпринимателя за себя в Фонд социального страхования Российской Федерации производятся в случае добровольного участия предпринимателя в этой программе, поэтому не будут далее рассматриваться для оптимизации налоговых платежей.
Если индивидуальный предприниматель начинает осуществлять предпринимательскую деятельность не с начала года, то размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется с учетом количества календарных месяцев ведения деятельности и количества календарных дней ведения деятельности при неполном месяце.
Сумма страховых взносов предпринимателя за наемных работников рассчитывается по формуле
СВ = 2, БСВ, Т ,,
где СВ - сумма страховых взносов по всем фондам за отчетный период;
БСВ, - база страховых взносов по ,-му фонду;
Т - тариф страховых взносов по ,-му фонду.
Базой для начисления страховых взносов являются суммы выплат наемным работникам, которые облагаются страховыми взносами. Причем страховыми взносами облагаются как денежные выплаты, так и неденежные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Начиная с 2012 г. применяются общие тарифы страховых взносов, совокупная величина которых составляет 30%: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22%, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.
Однако предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (за исключением розничной торговли, общественного питания и сдачи имущества в аренду), могут применять пониженный в полтора раза общий тариф - 20% и только в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Есть льгота и для предпринимателей, применяющих ЕНВД. Они могут уменьшить сумму вмененного налога на уплаченные страховые взносы.
Рассмотрим основные алгоритмы выбора оптимальной системы налогообложения в случае, если предприниматель выбрал вид деятельности, которым он хотел заниматься, но ему сложно спрогнозировать свои будущие доходы и расходы. В этом случае предприниматель может выбрать из двух налоговых систем, которые позволяют рассчитать суммы налогов и страховых взносов до начала деятельности, - патентной системы налогообложения и ЕНВД.
Прежде всего предприниматель должен убедиться, что на территории, где он планирует вести свой бизнес, приняты местные налоги о введении этих режимов, причем планируемый вид деятельности содержится в этих нормативных актах. На возможность выбора системы налогообложения влияет количество наемных работников, которые будут привлекаться предпринимателем. Если
среднее количество работников больше 15 чел., то можно использовать только ЕНВД. В противном случае - обе налоговые системы.
Следующий критерий - размер получаемого дохода. Если предприниматель уверен, что его доход от нового вида деятельности за плановый год может превысить 60 млн руб., то использовать патентную систему рискованно, так как налоговые органы в этом случае переведут предпринимателя на общую систему налогообложения, и основные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на доходы с физических лиц) будут пересчитаны не с даты этого перевода, а с даты начала действия патента.
Но чаще всего все перечисленные критерии сравнения ЕНВД и патентной системы налогообложения не позволяют определить лучшую систему, так как по многим видам деятельности в большинстве регионах Российской Федерации можно применять обе системы, а численность наемного персонала и плановый доход не превышают соответственно 15 чел. и 60 млн руб.
Поэтому для дальнейшего сравнения этих налоговых режимов была разработана информационная среда*, которая позволяет, используя представленные ранее формулы, определить лучший режим с точки зрения минимизации платежей в бюджет и страховые фонды в зависимости от численности персонала, вида деятельности и региона.
Для всех видов деятельности и для обеих систем налогообложения используются постоянные величины для 2015 г., которые представлены в табл. 2. Поскольку численность наемного персонала для патентной системы ограничена 15 чел., то для каждой системы налогообложения предпринимателю предоставляется возможность рассчитать суммы ежемесячных налогов для шестнадцати вариантов: первый вариант предполагает, что предприниматель работает без наемных работников, второй вариант - один наемный работник и так далее до шестнадцатого варианта, при котором используется труд пятнадцати работников.
Пусть заработная плата одного работника в месяц составляет 10 000 руб. Эта сумма условная, и ее можно менять в зависимости от конкретной ситуации. Минимальный размер оплаты труда и ставки страховых взносов в табл. 2 даны для
* Index of/algorithms. URL: http://nn2000.info/algorithms.
nal/analiz/ 17
2015 г., но эти величины можно скорректировать в зависимости от изменений в нормативных документах федерального уровня. Используя формулы (1) и (2), рассчитаем суммы страховых взносов индивидуального предпринимателя за себя за год и за месяц с разбивкой по фондам.
Постоянные показатели для каждой анализируемой системы налогообложения представлены в табл. 3 и 4. Все эти показатели можно корректировать, если после 2015 г. будут внесены изменения в соответствующие нормативные акты.
Поскольку страховые взносы не зависят от региона, то в табл. 5 приведен расчет сумм этих взносов для обеих систем налогообложения и для шестнадцати вариантов расчета, причем для патентной системы использовалась ставка 20%. Как видно, при отсутствии наемных работников (вариант 1) страховые взносы одинаковы, а в других вариантах с увеличением численности персонала растет разница в суммах ежемесячных страховых взносов, которая достигает 15 000 руб. в последнем варианте, то есть 10% от фонда оплаты труда. Поэтому при увеличении заработной платы наемному персоналу эта разница будет возрастать.
Рассмотрим порядок расчета ЕНВД и стоимости патента на примере парикмахерских услуг для Нижнего Новгорода. Показатели из Налогового кодекса Российской Федерации (базовая доходность и физический показатель) и местных нормативных актов для этого вида деятельности представлены в табл. 6. В зависимости от места расположения парикмахерской коэффициент К2 имеет 13 значений. Чем лучше территориально расположен объект оказания услуг, тем выше коэффициент, причем значение К2 для парикмахерских, расположенных в центре города, почти в пять раз больше, чем для расположенных на окраине города.
Расчет налоговой нагрузки для обеих налоговых систем представлен в табл. 7, он позволяет выбрать оптимальный вариант. В соответствии с формулой (2) рассчитываются суммы ЕНВД за
месяц для объектов, имеющих минимальное и максимальное значения коэффициента К2. Если у предпринимателя есть наемные работники, то эту сумму можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов за этих работников, но не более чем на 50%. Если предприниматель работает без наемного персонала, то можно уменьшать сумму ЕНВД на всю сумму уплаченных страховых взносов за себя. Поэтому в табл. 7 представлен расчет ЕНВД к уплате в бюджет с учетом описанного алгоритма. Расчеты для патентной системы налогообложения проще, так как стоимость патента в соответствии с формулой (1) не зависит от численности персонала. Чтобы определить суммарную налоговую нагрузку на предпринимателя, необходимо к ЕНВД и стоимости патента прибавить суммы страховых взносов, которые представлены в табл. 5.
Для парикмахерских услуг ЕНВД, безусловно, предпочтительнее патента только в случае отсутствия у предпринимателя наемного персонала. Если количество наемных работников больше двух, то бремя налоговой нагрузки меньше у патентной системы, причем для последнего варианта расчета почти в два раза. При численности наемного персонала 1-2 чел. нет однозначного ответа, так как сумма налогов при патенте лежит в диапазоне минимального и максимального значений ЕНВД. Поэтому необходимо сделать дополнительные расчеты ЕНВД для тех коэффициентов К2, которые может использовать предприниматель в зависимости от места расположения своего объекта бытовых услуг.
Аналогичным образом, используя разработанную информационную среду, можно рассчитать налоговую нагрузку для любого индивидуального предпринимателя с учетом видов деятельности, которыми он занимается, и региона, в котором он ведет бизнес.
Используя предложенный инструмент,
предприниматель может осуществлять налоговое планирование и выбирать для себя оптимальные варианты налоговой нагрузки.
Таблица 1
Различия патентной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход
Параметр сравнения ПСН ЕНВД Преимущество
ПСН ЕНВД
Кто может применять Только индивидуальные предприниматели Юридические лица и предприниматели +
Порядок перехода на Заявление для получения Заявление для уведомления +
специальный налоговый режим разрешения работать по ПСН о переходе на ЕНВД
Сроки подача заявления в За 10 дней до начала действия В течение пяти дней после +
налоговые органы о применении патента начала применения ЕНВД
налогового режима
Отказ в применении Несоблюдение условий Не предусмотрен +
специального режима применения патента (вид деятельности, срок патента, отсутствие реквизитов и др.)
Ограничение срока действия От одного месяца до года Не предусмотрено +
налогового режима
Оплата налога В зависимости от срока патента, но до окончания его действия После окончания налогового периода +
Количество наемных работников До 15 чел. До 100 чел. +
Учет доходов Необходимо вести книгу доходов Учет доходов вести не надо +
Потеря права на применение Если совокупный доход превысил Если средняя численность +
налогового режима 60 млн руб., или средняя численность работников превысила 15 чел., или пропущен срок оплаты патента работников превысила 100 чел.
Возобновление деятельности Только с начала следующего С любого момента после +
после утраты права или календарного года устранения причины
прекращения деятельности утраты права
Налоговая декларация Не предусмотрена Ежеквартально +
Документооборот с налоговыми Подача заявления о приобретении Заявление о начале +
органами патента на каждый новый срок деятельности по системе ЕНВД подается один раз на весь период деятельности
Ограничение по размеру годового Не более 60 млн руб. Не предусмотрено +
дохода
Таблица 2
Постоянные показатели для ЕНВД и патентной системы налогообложения
Показатель Значение
Минимальное количество наемных работников, чел. 0
Максимальное количество наемных работников, чел. 15
Заработная плата одного работника в месяц, руб. 10 000
Минимальный размер оплаты труда, руб. 5 965
Ставка страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, % 26
Сумма страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, руб. 18 611
Ставка страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, % 5,1
Сумма страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, руб. 3 651
Сумма страховых взносов индивидуального предпринимателя за себя за год, руб. 22 261
Сумма страховых взносов индивидуального предпринимателя за себя за месяц, руб. 1 855
Таблица 3
Постоянные показатели для ЕНВД
Показатель Значение
Коэффициент К1 на 2015 г. 1,798
Ставка ЕНВД, % 15
Ставка страховых взносов для наемных работников, % 30
Экономический анализ: теория и практика 48 (2015) 13-24 Economic Analysis: Theory and Practice
Таблица 4 Постоянные показатели для патентной системы налогообложения, %
Показатель Значение
Ставка для патентной системы налогообложения, % 6
Ставка страховых взносов для наемных работников в сферах торговли, общественного питания и сдачи имущества в аренду 30
Ставка страховых взносов для наемных работников в прочих видах деятельности 20
Таблица 5
Страховые взносы за месяц при ЕНВД и патентной системе налогообложения
Страховые взносы Количество Фонд оплаты Страховые взносы за работников, руб. Всего страховых взносов за месяц, руб.
Вариант за индивидуального предпринимателя, руб- работников, чел. труда за месяц, руб. ЕНВД ПСН ЕНВД ПСН
1-й 1 855 0 0 0 0 1 855 1 855
2-й 1 855 1 10 000 3 000 2 000 4 855 3 855
3-й 1 855 2 20 000 6 000 4 000 7 855 5 855
4-й 1 855 3 30 000 9 000 6 000 10 855 7 855
5-й 1 855 4 40 000 12 000 8 000 13 855 9 855
6-й 1 855 5 50 000 15 000 10 000 16 855 11 855
7-й 1 855 6 60 000 18 000 12 000 19 855 13 855
8-й 1 855 7 70 000 21 000 14 000 22 855 15 855
9-й 1 855 8 80 000 24 000 16 000 25 855 17 855
10-й 1 855 9 90 000 27 000 18 000 28 855 19 855
11-й 1 855 10 100 000 30 000 20 000 31 855 21 855
12-й 1 855 11 110 000 33 000 22 000 34 855 23 855
13-й 1 855 12 120 000 36 000 24 000 37 855 25 855
14-й 1 855 13 130 000 39 000 26 000 40 855 27 855
15-й 1 855 14 140 000 42 000 28 000 43 855 29 855
16-й 1 855 15 150 000 45 000 30 000 46 855 31 855
Таблица 6
Исходные данные для сравнения ЕНВД и патентной системы для вида деятельности «парикмахерские услуги» в Нижнем Новгороде
Показатель Значение
ЕНВД
Базовая доходность в месяц, руб. 7 500
Физический показатель, который влияет на налоговую базу Количество работников, включая предпринимателя
Зависимость К2 в Нижнем Новгороде Зависит от места расположения парикмахерской (всего 13 значений)
Минимальное значение К2 0,18
Максимальное значение К2 0,88
Патентная система налогообложения
Потенциально возможный годовой доход, руб._550 000
Таблица 7
Выбор оптимального налогового режима для парикмахерских услуг в Нижнем Новгороде
ЕНВД ПСН Преимущество
Вариант Налог 50% налога Сумма вычета Налог Общая сумма Стоимость Общая
за месяц за месяц из налога к уплате налогов патента сумма ЕНВД ПСН
min max min max min max min max min max за месяц налогов
1-й 364 1 780 0 0 364 1 780 0 0 1 855 1 855 2 750 4 605 +
2-й 728 3 560 364 1 780 364 1 780 364 1 780 5 219 6 635 2 750 6 605 + +
3-й 1 092 5 340 546 2 670 546 2 670 546 2 670 8 401 10 525 2 750 8 605 + +
4-й 1 456 7 120 728 3 560 728 3 560 728 3 560 11 583 14 415 2 750 10 605 +
5-й 1 820 8 900 910 4 450 910 4 450 910 4 450 14 765 18 305 2 750 12 605 +
6-й 2 185 10 680 1 092 5 340 1 092 5 340 1 092 5 340 17 947 22 195 2 750 14 605 +
7-й 2 549 12 460 1 274 6 230 1 274 6 230 1 274 6 230 21 129 26 085 2 750 16 605 +
8-й 2 913 14 240 1 456 7 120 1 456 7 120 1 456 7 120 24 311 29 975 2 750 18 605 +
9-й 3 277 16 020 1 638 8 010 1 638 8 010 1 638 8 010 27 494 33 865 2 750 20 605 +
10-й 3 641 17 800 1 820 8 900 1 820 8 900 1 820 8 900 30 676 37 755 2 750 22 605 +
11-й 4 005 19 580 2 003 9 790 2 003 9 790 2 003 9 790 33 858 41 645 2 750 24 605 +
12-й 4 369 21 360 2 185 10 680 2 185 10 680 2 185 10 680 37 040 45 535 2 750 26 605 +
13-й 4 733 23 140 2 367 11 570 2 367 11 570 2 367 11 570 40 222 49 425 2 750 28 605 +
14-й 5 097 24 920 2 549 12 460 2 549 12 460 2 549 12 460 43 404 53 315 2 750 30 605 +
15-й 5 461 26 700 2 731 13 350 2 731 13 350 2 731 13 350 46 586 57 205 2 750 32 605 +
16-й 5 826 28 480 2 913 14 240 2 913 14 240 2 913 14 240 49 768 61 095 2 750 34 605 +
Список литературы
1. Карпенко С.В., Силина Т.А., Ордынская М.Е. Новые возможности налоговой оптимизации для малого бизнеса на основе сравнительного анализа специальных систем налогообложения: системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентной системы налогообложения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. 2013. № 1. С. 209-222.
2. Голикова О.В., Голиков О.И. Региональные аспекты исчисления и взимания единого налога на вменённый доход // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 21. С. 39-41.
3. Ильченко В.В., Соболева О.А. Развитие налогообложения субъектов малого бизнеса в рамках специальных налоговых режимов // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 1. С. 98-104.
4. Канина Т.И. Целесообразность применения специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 4. URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number23/contents.
5. Стороненко М.Г. Актуализация единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях развития муниципальной территории // Вестник Чувашского университета.
2013. № 1. С. 317-322.
6. Просвирина И.И., Султанов Ф.В. Поддержка малого бизнеса в России (на примере налогообложения услуг розничной торговли) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 96-99.
7. Гудкова О.В. Преимущества и недостатки патентной системы налогообложения // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 112-114.
8. Горовцова М.А. О патентной системе налогообложения: дискуссионные вопросы и возможные пути их разрешения // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363. С. 127-130.
9. Сидорова Н.П., Сорокина С.П. Специальные налоговые режимы в 2014 году // Вестник НГИЭИ.
2014. № 7. С. 219-227.
10. Канина Т.И. Применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД предприятиями гостиничного бизнеса // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 8. URL : http://old. rguts. ru/electronicj ournal/number35/contents.
11. Долгих И.Н. Патентная система как метод налогового регулирования малого бизнеса // Вестник науки Сибири. 2013. № 1. С. 230-235.
12. Гайдукова О.Л. Анализ применения и реформирования вмененного налогообложения в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 29. С. 34-46.
13. Гринкевич А.М. «Новая» патентная система налогообложения: причины и последствия введения // Вестник Томского государственного университета. Экономика.2013. № 1. С. 89-95.
14. Кущ Е.Н., Кобылатова М.Ф. Патентная система налогообложения: достоинства, недостатки и пути их решения // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6. С. 29-31.
15. Кулькова Н.С. Патентная система налогообложения - специальный налоговый режим // Вестник НГИЭИ. 2013. № 5. С. 26-37.
16. Верещагин Г.И. Как бизнесмену выбрать удобную систему налогообложения // Бухгалтерия ИП. 2015. № 7. С. 21-26. URL: http://e.indpred.ru/article.aspx?aid=397638.
17. Денисова М.О. Кафе в рамках ИП: выбираем систему налогообложения // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 4. С. 32-36.
18. Нуримухаметов Р.М., Моисеева Ю.Н. Налоговое стимулирование как фактор развития предпринимательства // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 1. С 38-45.
19. Метелев С.Е., Купбаева Г.С. Новая патентная система - выбор за предпринимателем // Налоги и финансовое право. 2013. № 3. С. 175-185.
20. Малис Н.И. Налоговый потенциал специальных налоговых режимов // Финансовый журнал. 2013.
№ 1. С. 73-80.
ISSN 2311-8725 (Online) Business Performance
ISSN 2073-039Х (Print)
ANALYSIS OF ALGORITHMS TO SELECT SPECIAL TAX REGIMES FOR INDIVIDUAL ENTREPRENEURS Larisa E. MARSHIROVAa% Viktor V. MARSHIROVb
a National Research University Higher School of Economics - Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation lmarshirova@hse.ru
b National Research University Higher School of Economics - Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation vmarshirov@hse.ru
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 16 November 2015 Importance Unincorporated entrepreneurship is rather widespread, however, interesting business Accepted 25 November 2015 ideas often die because entrepreneurs have poor knowledge of legislation, are not competent in tax
planning and, as a consequence, suffer losses and go bankrupt. Therefore, choosing a taxation JEL classification: O21, H25, system is of great significance and practical use for individual entrepreneurs.
H26, G17 Objectives The study aims to develop a technique to choose special tax regimes for individual
entrepreneurs.
Methods The proposed method rests on a comprehensive analysis of the patent system of taxation and a single tax on imputed income. Major differences of tax systems form a basis for the model enabling to determine the tax burden of the individual entrepreneur for these tax regimes. Results We developed the information environment that is posted on the Internet and publicly available. It includes a model to optimize the tax burden subject to many factors, (type of activity, region, headcount, tax rates, tax reliefs), and a guidance for entrepreneurs on changing the model parameters should any amendments to the tax legislation occur. We show how to use the model on Keywords: special taxation the case study for a specific type of activity in Nizhny Novgorod, and provide user instruction for
treatment, sole proprietor, other regions and types of activities.
individual entrepreneur, model, Conclusions and Relevance The article may be useful for individual entrepreneurs to plan taxes optimization and reduce tax and insurance premium expenses.
References
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
1. Karpenko S.V., Silina T.A., Ordynskaya M.E. Novye vozmozhnosti nalogovoi optimizatsii dlya malogo biznesa na osnove sravnitel'nogo analiza spetsial'nykh sistem nalogooblozheniya: sistemy nalogooblozheniya v vide edinogo naloga na vmenennyi dokhod dlya otdel'nykh vidov deyatel'nosti i patentnoi sistemy nalogooblozheniya [New opportunities of tax optimization for small businesses on the basis of a comparative analysis of specific systems of taxation: the taxation system in the form of a single tax on imputed income for certain types of activities and the patent system of taxation]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Adygeya State University. Series 5: Economics, 2013, no. 1, pp. 209-222.
2. Golikova O.V., Golikov O.I. Regional'nye aspekty ischisleniya i vzimaniya edinogo naloga na vmenennyi dokhod [Regional aspects of assessment and collection of the single tax on imputed income]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University n. a. V.N. Tatischev, 2010, no. 21, pp. 39-41.
3. Il'chenko V.V., Soboleva O.A. Razvitie nalogooblozheniya sub"ektov malogo biznesa v ramkakh spetsial'nykh nalogovykh rezhimov [Developing the taxation of small businesses through special tax regimes]. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service, 2012, no. 1, pp. 98-104.
4. Kanina T.I. [Expediency of application of special regime of taxation in the form of a uniform tax on imputed income for certain types of business]. Servis v Rossii i za Rubezhom, 2011, no. 4. (In Russ.) Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number23/contents.
5. Storonenko M.G. Aktualizatsiya edinogo naloga na vmenennyi dokhod dlya otdel'nykh vidov deyatel'nosti v tselyakh razvitiya munitsipal'noi territorii [Actualization of the single tax on imputed income for certain types of activities to develop the municipal territory]. Vestnik Chuvashskogo Universiteta, 2013, no. 1, pp.317-322.
6. Prosvirina I.I., Sultanov F.V. Podderzhka malogo biznesa v Rossii (na primere nalogooblozheniya uslug roznichnoi torgovli) [Support to small businesses in Russia (the retail service taxation case)]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i menedzhment = Bulletin of South Ural State University. Series: Economics and Management, 2012, no. 30, pp. 96-99.
7. Gudkova O.V. Preimushchestva i nedostatki patentnoi sistemy nalogooblozheniya [Advantages and disadvantages of the patent system of taxation]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bryansk State University Herald, 2012, no. 3, pp. 112-114.
8. Gorovtsova M.A. O patentnoi sisteme nalogooblozheniya: diskussionnye voprosy i vozmozhnye puti ikh razresheniya [On the patent system of taxation: controversial questions and possible solutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2012, no. 363, pp. 127-130.
9. Sidorova N.P., Sorokina S.P. Spetsial'nye nalogovye rezhimy v 2014 godu [Special tax regimes in 2014]. VestnikNGIEI = Bulletin NGII, 2014, no. 7, pp. 219-227.
10. Kanina T.I. [Applying the special tax regime in the form of unified tax on imputed income by the hotel industry]. Servis v Rossii i za Rubezhom, 2012, no. 8. (In Russ.) Available at: http://old.rguts.ru/electronic_j ournal/number35/contents.
11. Dolgikh I.N. Patentnaya sistema kak metod nalogovogo regulirovaniya malogo biznesa [Patent system as a method to regulate small business taxation]. Vestnik nauki Sibiri = Siberian Journal of Science, 2013, no. 1, pp. 230-235.
12. Gaidukova O.L. Analiz primeneniya i reformirovaniya vmenennogo nalogooblozheniya v Rossii [Analysis of applying and reforming the imputed taxation in Russia]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika = Economics and Modern Management: Theory and Practice, 2013, no. 29, pp. 34-46.
13. Grinkevich A.M. "Novaya" patentnaya sistema nalogooblozheniya: prichiny i posledstviya vvedeniya [The 'new' patent system of taxation: causes and consequences of introduction]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Tomsk State University Journal. Series: Economics, 2013, no. 1, pp. 89-95.
14. Kushch E.N., Kobylatova M.F. Patentnaya sistema nalogooblozheniya: dostoinstva, nedostatki i puti ikh resheniya [A patent system of taxation: merits, demerits, possible solutions]. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 2013, no. 6, pp. 29-31.
15. Kul'kova N.S. Patentnaya sistema nalogooblozheniya - spetsial'nyi nalogovyi rezhim [Patent system of taxation as a special tax regime]. Vestnik NGIEI = Bulletin NGII, 2013, no. 5, pp. 26-37.
16. Vereshchagin G.I. [How to choose a convenient system of taxation for a businessman]. Bukhgalteriya IP, 2015, no. 7. (In Russ.) Available at: http://e.indpred.ru/article.aspx?aid=397638.
17. Denisova M.O. Kafe v ramkakh IP: vybiraem sistemu nalogooblozheniya [A cafeteria within the framework of sole proprietorship: choosing a system of taxation]. Turisticheskie i gostinichnye uslugi: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Tourism and Hotel Services: Accounting and Taxation, 2015, no. 4, pp. 32-36.
18. Nurimukhametov R.M., Moiseeva Yu.N. Nalogovoe stimulirovanie kak faktor razvitiya predprinimatel'stva [Tax incentives as a factor in the development of entrepreneurship]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = The Review of Economy, Law and Sociology, 2012, no. 1, pp. 38-45.
19. Metelev S.E., Kupbaeva G.S. Novaya patentnaya sistema - vybor za predprinimatelem [The new patent system: entrepreneurs get to choose]. Nalogi i finansovoe pravo = Tax and Financial Law, 2013, no. 3, pp.175-185.
20. Malis N.I. Nalogovyi potentsial spetsial'nykh nalogovykh rezhimov [Tax potential of special tax regimes].
Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2013, no. 1, pp. 73-80.