ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-0454-2020-10264 © А.В. Тумаков, Н.А. Петраков, 2020
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
АНАЛИЗ АКТОВ ВТОРИЧНОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА КРИПТОВАЛЮТ
Альберт Владиславович Тумаков, начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: albert-turn [email protected]
Никита Андреевич Петраков, командир отделения 561 учебного взвода международно-правового факультета Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются акты вторичного права Европейского Союза, которые регулируют оборот криптовалют. Рассматриваются характерные признаки электронных денег и криптовалюты. Определяются возможные правовые риски, которые могут возникать при использовании криптовалюты.
Ключевые слова: криптовалюта, электронные деньги, биткоин, цифровое право.
ANALYSIS OF ACTS OF SECONDARY LAW OF THE EUROPEAN UNION IN THE FIELD OF CRYPTOCURRENCY TURNOVER REGULATION
Albert V. Tumakov, Head of the Department of the Civil and Labor Law, Civil Process, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: albert-tum [email protected]
Nikita A. Petrakov, Commander of Office of the 561th Educational Platoon of International Legal Faculty Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. The article provides a legal analysis of the acts of secondary law of the European Union regulating the circulation of cryptocurrencies. The characteristic features of electronics money and cryptocurrencies are considered. Possible legal risks that may arise when using cryptocurrency in circulation are determined.
Keywords: cryptocurrency, electronics money, bitcoin, digital law.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Тумаков А.В., Петраков Н.А. Анализ актов вторичного права Европейского Союза в сфере регулирования оборота криптовалют. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):64-67.
Европейский Парламент признал риски криптовалют и предположил, что устранение этих рисков потребует расширения регулирующего потенциала, включая техническую экспертизу, и надежную правовую базу. Европейский Парламент отметил необходимость выработки правового регулирования на уровне Европейского Союза таким образом, чтобы не «задушить» инновации.
Европейский Центральный Банк отмечает, что основной причиной нестабильности криптовалют является отсутствие надлежащей правовой базы, регулирующей ее оборот. Для создания необходимых норм права требуется четкое понимание того, как криптовалюта влияет на реальную экономику. Таким образом, законотворческие органы должны решить ряд
вопросов (например, в качестве чего рассматривать криптовалюту при оценке ВВП на душу населения). Кроме того, необходимо решить, должны ли облагаться налогом на прибыль доходы, полученные в криптовалюте? Не менее важным является вопрос защиты криптовалюты как виртуальной собственности.
Некоторые эксперты полагают, что криптова-люты могут подпадать под действие Директивы 2009/110/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 16 сентября 2009 г.1 (далее — Директива 2009/110/-
1 Директива 2009/110/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 16 сентября 2009 г. об организации, деятельности и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег, вносящая изменения в Директивы 2005/60/ЕС и 2006/48/ЕС и отменяющая Директиву 2000/46/ЕС // URL://-http://base.garant.ru/71312234/
ЕС) и считаться электронными деньгами. В пп. 2 ст. 2 Директивы 2009/110/ЕС дано определение понятию «электронные деньги». Выделим главные характеристики электронных денег, сформулированные законодателем:
1) хранятся в цифровой форме;
2) подлежат обмену на фиатные деньги;
3) подлежат принятию лицами, отличными от эмитента
Итак, является ли биткойн организацией, эмитирующей электронные деньги, по смыслу Директивы 2009/110/ЕС?
Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать, соответствует ли криптовалюта биткойн вышеперечисленным критериям. Первый критерий выполняется, поскольку хранение и эмиссия крипто-валюты происходит в децентрализованной компьютерной сети. Также выполняется третий критерий, так как существует ряд организаций, принимающих в качестве оплаты криптовалюту биткойн. Например, в Европе крупные интернет-магазины принимают его как способ оплаты, в Швейцарии [бит-койном] можно оплатить обучение в некоторых университетах, в США можно купить автомобиль (Тесла), во Франции Правительство недавно признало биткойн как альтернативный способ оплаты банкам2. Однако, второй критерий криптовалютой не выполняется. Дело в том, что криптовалюта по своей природе виртуальна, и изначально ее номинал не обеспечивается фидуциарными деньгами. Способ выпуска новых единиц криптовалюты — майнинг — предполагает получение новых, не обеспеченных чем-либо биткойнов. Ценность монеты устанавливается самими пользователями по правилам рынка.
Кроме того, для признания криптовалюты электронной валютой в соответствии с Директивой 2009/110/ЕС, важно рассмотреть возможность конвертации. В п. 2 ст. 11 данного нормативно-правового акта говорится, что государства-члены ЕС должны гарантировать, чтобы по требованию владельца электронных денег эмитенты электронных денег осуществляли выкуп денежной стоимости принадлежащих владельцу электронных денег в любое время, по их номинальной стоимости. Данное условие для криптовалют представляется невыполнимым в виду того, что, во-первых, в блокчейне криптова-люты отсутствует какой-либо уполномоченный орган-эмитент, к которому будут обращаться вла-
дельцы за выкупом номинальной стоимости, во-вторых, у криптовалюты отсутствует номинальная стоимость как таковая, поскольку она не обеспечена «реальными», фидуциарными, деньгами. Противники криптовалюты считают, что она «не имеет реальной ценности использования, в отличие от драгоценных металлов, таких как золото и серебро, и больше похожа на стеклянные бусы»3. Однако, сторонники криптовалют считают, что внутренняя стоимость виртуальной валюты напрямую зависит от стоимости оборудования для майнинга и количества потребляемой этой аппаратурой электроэнергии. Действительно, криптовалюты не подкреплены «твердой» валютой, однако и фидуциарные деньги на данный момент не обеспечены золотом. Также криптовалюты не относятся к более широкому понятию «средства», как определено в п. 25 ст. 4 Директивы ЕС 2015/2366 Европейского парламента и Совета4. Итак, наличие проблемы конвертации виртуальных единиц в «твердую» валюту также затормаживает процесс правового регулирования.
Европейская Комиссия отметила, что практически неограниченный список возможных вариантов использования технологии распределенного регистра (DLT)5 делает ее очень перспективной и сложной, и выразила поддержку блокчейну и DLT6. Однако, многие европейские институты по-прежнему считают, что технология находится на ранней стадии развития и поэтому регулировать ее пока рано. Они справедливо видят риск того, что раннее регулирование может ограничить его дальнейшее развитие и потенциал, а также может не обеспечить надлежащего регулирова-
2 Белых В. С., Егорова М.А. Криптовалюта как средство платежа: новые подходы и правовое регулирование // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 2 (54) // URL://-https://cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-sredstvo-pla-tezha-novye-podhody-i-pravovoe-regulirovanie
3 Национальный банк Дании. Биткойн — не деньги // URL://-http ://www.nationalbanken. dk/da/presse/Do cuments/2014/03/PH _bitcoin.pdf#search=Bitcoin
4 Directive (EU) 2015/2366 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2015 on payment services in the internal market, amending Directives 2002/65/EC, 2009/110/EC and 2013/36/EU and Regulation (EU) No 1093/2010, and repealing Directive 2007/64/EC // URL://https://eur-lex.europa.eu/legalcon-tent/EN/TXT/?uri=uriserv:0J.L_.2015.337.01.0035.01.ENG&toc =0J:L:2015:337:T0C
5 Ответ, данный вице-президентом Европейской Комиссии Андрусом Ансипом от имени Комиссии // URL://http://www.-europarl.europa.eu/sides/getAllAnswers.do?reference=E-2016-009012&language=EN
6 J. Miseviciute. Blockchain and Virtual Currency Regulation in the EU // URL://https://www.globalpolicywatch.com/2018/01/block-chain-and-virtual-currency-regulation-in-the-eu/#_ftn24
ния отношений и не снизит риски, связанные с использованием технологии блокчейн. В докладе Европейского Центрального Банка выделены следующие риски, связанные с оборотом криптовалюты:
1) риски ценовой стабильности;
2) риски финансовой стабильности;
3) риски стабильности платежной системы;
4) риск потери репутации.
Центральные банки стран-членов Европейского Союза не рассматривают виртуальные валюты в качестве денежного эквивалента и не считают их законным средством платежа. Однако, прямой запрет на использование криптовалюты в государствах-членах Европейского Союза отсутствует. Европейский центральный банк классифицирует криптовалюту как цифровое представление стоимости, не выпущенное центральным банком, кредитной организацией или учреждением электронных денег, которое в некоторых случаях может использоваться в качестве альтернативы деньгам7.
В декабре 2017 г. Совет Европейского Союза подтвердил, что было достигнуто соглашение между Европейским парламентом и Советом ЕС о поправках к 4-й Директиве по борьбе с отмыванием денег (4AMLD). В своем выступлении в январе 2018 г. вице-председатель Европейской Комиссии Валдис Домбровскис отметил, что перед Европейской Комиссией стоит задача: чтобы «Европа использовала возможности блокчейна, технологии, лежащей в основе криптовалюты. Но для этого Европейская Комиссия должна проявлять бдительность и не допускать, чтобы криптовалюты применялись для незаконных целей»8.
Особого внимания заслуживает п. 18 ст. 1 Директивы (ЕС) 2018/8439 (далее — 5AMLD), который дает легальное определение понятия «криптова-люта»: «Криптовалюта — это цифровое представление ценности, которое не выпущено или не гарантировано центральным банком либо государственным органом, не обязательно связано с легально установленной валютой и не имеет правового статуса валюты или денег, но принимается физическими или юридическими лицами как средство обмена и может быть передано, сохранено и продано в электронном виде».
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки криптовалюты.
1. Цифровое представление ценности.
2. Не гарантирована центральным банком или государственным органом.
3. С точки зрения законодательства не является валютой или деньгами, не связана с легально установленной валютой. Данные характеристики были объединены в один пункт, так как отражают взгляды законодательных органов Европейского Союза на правовой статус криптовалюты в настоящий период времени. Однако, если взглянуть на проблему правового регулирования криптовалюты более широко и рассмотреть подход других стран, то можно столкнуться с диаметрально противоположной точкой зрения. Например, в Венесуэле с декабря 2017 г. существует национальная криптовалюта «Рйго», обеспеченная нефтью и минеральными ресурсами страны10. Правовое положение данной валюты требует дополнительных исследований и наблюдений, однако уже сейчас можно предположить, что обеспеченность криптовалюты (по крайней мере, функционирующей на территории одной страны) национальной валютой или ресурсами зависит от политической воли государства.
4. Является средством обмена. Данная характеристика считается основным свойством любых денег. Следовательно, на законодательном уровне в Европейском Союзе установлено, что криптовалюта может быть использована для покупки товаров и услуг.
5. Принимается физическими и юридическими лицами. Как было сказано в предыдущем параграфе, криптовалюта может быть принята в качестве платежа только участниками децентрализованной сети конкретной криптовалюты. На данный момент ни одно государство-член Европейского Союза не запрещает иметь в собственности криптовалюту.
7 European Central Bank. Virtual currency schemes — a further analysishttps // URL://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtual-currencyschemesen.pdf
8 Remarks by Vice-President Dombrovskis at the ECOFIN press conference. 23 January 2018 Brussels // URL://https://ec.euro-pa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_18_398
9 Директива Европейского союза 2018/843 от 30 мая 2018 г., вносящая изменения в Директиву Европейского Союза 2015/849 по предотвращению использования финансовой системы для целей легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и вносящую изменения в Директивы 2009/138/ЕК и 2013/36/ЕС // URL://https://eur-lex.eu-ropa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32018L0843
10 Быстряков А.Я., Неновский Н., Пономаренко Е.В. Денежные инновации и цифровая экономика: реакция государства, общества и университетов // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2018. N° 4 // URL://https://cyberleninka.ru/article/n/denezh-nye-innovatsii-i-tsifrovaya-ekonomika-reaktsiya-gosudarstva-obs chestva-i-universitetov
6. Сохраняется в электронном виде. Данная характеристика означает, что криптовалюта должна храниться в памяти ЭВМ. На практике криптова-люта, а точнее информация о том, кто является ее собственником, хранится в распределенных децентрализованных реестрах (блокчейнах).
Положения 5AMLD содержат нормы, регулирующие оборот криптовалют в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Законодатель Европейского Союза пришел к выводу, что провайдеры, осуществляющие операции по обмену крипто-валют на фиатные валюты, а также провайдеры виртуальных кошельков11 не подпадают под правовое регулирование Европейского Союза. Это означает, что они не обязаны выявлять подозрительные операции. Следовательно, террористические группы могут использовать свойства конфиденциальности криптовалют для ее легализации, в том числе на территории Европейского Союза. Следовательно, необходимо внести изменения в Директиву (ЕС) 2015/84912 (4AMLD). Для того, чтобы деанонимиро-вать (номинировать) пользователей криптовалюты достаточно обязать провайдеров, осуществляющих операции по обмену криптовалют на фиатные валюты, а также провайдеров виртуальных кошельков раскрывать данные о пользователях. Законотворческими органами Европейского Союза было решено начать контролировать оборот криптовалют. Положения 5AMLD устанавливают, что в целях противодействия легализации доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма компетентные органы должны иметь возможность контролировать использование виртуальных валют.
По нашему мнению, включение в Директиву в качестве подлежащих регистрации субъектов провайдеров, осуществляющих операции по обмену криптовалют на фиатные валюты, а также провайдеров виртуальных кошельков не полностью решит проблему анонимности в обороте криптовалют. Дело в том, что вовсе не обязательно прибегать к услугам провайдеров для хранения криптовалюты. Закрытый ключ (тот, что дает право распоряжения криптовалютой) можно хранить в различных, в том числе и физической, формах, а обмен криптовалюты на фиатные деньги может быть осуществлен напрямую между по-
купателем и продавцом. 5AMLD обязывает государства-члены создавать подразделения финансовой разведки для получения информации, связывающей публичные адреса в децентрализованных сетях с личностью владельца криптовалюты. Кроме того, владельцам криптовалют должна быть предоставлена возможность добровольно заявить о своих публичных криптовалютных адресах в уполномоченные органы.
Исходя из положений 5AMLD, можно сделать вывод, что Европейский Союз с целью контроля над оборотом криптовалют обязует государства-члены наделять полномочиями специализированные подразделения финансовой разведки, которые будут обязаны выявлять финансовые операции террористических организаций с использованием криптовалют. Финансовая разведка может иметь основополагающее значение в раскрытии информации о содействии террористическим организациям. В п. 16 преамбулы 5AMLD сказано, что государствам-членам следует стремиться обеспечить более эффективный и скоординированный подход к проведению финансовых расследований, связанных с терроризмом и использованием криптовалют. Статья 44 5AMLD содержит норму, в соответствии с которой государства-члены должны обязать провайдеров, осуществляющих операции по обмену криптовалют на фиатные валюты, а также провайдеров виртуальных кошельков зарегистрироваться в установленном порядке.
Контроль над оборотом криптовалют — непростой, но очень важный шаг к поиску баланса между деньгами и платежными инновациями с одной стороны, и защитой прав потребителей, финансовой стабильностью и безопасностью, — с другой. Регистрация этих компаний в качестве финансовых учреждений, по крайней мере, уменьшит стимул для террористов и лиц, отмывающих деньги, использовать криптовалюты в незаконных целях.
11 Организации, предоставляющие услуги для защиты закрытых криптографических ключей от имени своих клиентов для хранения и передачи виртуальной валюты — прим. авт.
12 Директива (ЕС) № 2015/849 Европейского Парламента и Совета ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма, об изменении Регламента (ЕС) 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Директивы 2005/-60/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС И Директивы 2006/70/ЕС Европейской Комиссии // URL://http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do с