первых, оставляет без соответствующего научного обеспечения важную народно-хозяйственную сферу (земельно-имущественные отношения). Во-вторых, не дает перспектив и стимула к дальнейшему развитию студентам, обучающимся по направлению землеустройство и кадастры.
Все это не просто ухудшает землеустроительное обеспечение в АПК, но и, учитывая взаимодополнение и влияние друг на друга соответствующих отрицательных трендов (их системность), прямо негативно влияет на продовольственную безопасность страны.
Выходом из нынешней ситуации должны стать меры правового, экономического и организационного характера. Так, позитивной законопроектной инициативой последнего времени стало предложение включить в состав землеустроительных работ разработку сельскохозяйственных регламентов (как новый вид землеустроительных работ [6]). Улучшение же экономического положения АПК в целом, привлечение в него долгосрочных инвестиций, должны повысить актуальность внутрихозяйственного землеустройства, а также таких землеустроительных мероприятий, как различные инвентаризации (выявление земель, пригодных для расширения аграрного производства), оценка качества земель (для экономического обоснования реализации на них тех или иных сельскохозяйственных проектов).
Что касается образовательных программ и землеустройства как науки, то не следует забывать, что нынешняя реформа науки и высшего образования направлена на более тесную их интеграцию. Соответственно аспирантура по землеустройству должна быть сохранена.
Те, кто предлагает принизить роль землеустройства, вероятно, исходят из того, что «свою задачу по размещению аграрного производства землеустройство уже выполнило», и достаточно лишь сохранять ранее запроектированные и созданные границы полей и рабочих участков, лесополосы, внутрихозяйственные дороги и т.п.; что глобальные вызовы ХХ столетия землеустройство обеспечило (коллек-
тивизация, освоение целины, развитие Нечерноземной зоны) и впредь таких вызовов не будет. Такая позиция ошибочна в силу того, что общественное производство развивается, Россия вступила в ВТО (приняв его правила конкуренции и разного рода ограничения), прогрессируют природно-антропогенные негативные процессы глобального характера (например, опустынивание). Все это качественно новые глобальные вызовы и риски для продовольственной безопасности в сфере землепользования. Решать и устранять их должно осуществляемое на научной основе землеустройство, являющееся системой: 1) разработки правил аграрного землепользования (сельскохозяйственные регламенты), 2) проектных решений (территориальное и внутрихозяйственное землеустройство), 3) обследований земель, 4) механизмом экологизации сельскохозяйственного землепользования. Поэтому развитие землеустройства и землеустроительной науки является необходимым условием превращения земельных ресурсов в фактор роста аграрного производства.
Источники
1. Липски С.А. Рациональное использование сельскохозяйственных угодий как важный фактор обеспечения продовольственной безопасности. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2013. - № 3. - С. 15-20.
2. Вехи российского землеустройства: Время, события, люди / Сост.: С.Н.Волков. - М.: ГУЗ, 2000. -224 с.
3. Лойко П.Ф. Современное многоукладное землепользование (некоторые аспекты теории, мировой и отечественной практики. - М.: Учебно-научный центр «Земля». 2001. - 111 с.
4. Волков С.Н. Экономика землеустройства. - М.: Колос. 1996. - 239 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" // Рос. газ. - 2013. - № 247.
6. Липски С.А. Задачи землеустройства в аграрном секторе на современном этапе. // АПК: экономика, управление, 2013. - № 11. - С. 60-64.
АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Сальников С.Г., к.ф.-м.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
По результатам обследования сайтов высших учебных заведения аграрного профиля (59 сайтов) была собрана информация в соот-
ветствии с анкетой, состав показателей которой приведен ниже (табл. 1).
Система показателей, приведённая выше, была сформирована так, что наличие какого-
либо признака этого показателя на сайте означает приравнивание показателя к единице, а его отсутствие - к нулю. В отдельных случаях собирались количественные оценки, например, о количестве публикации, баз данных, пакетов прикладных программ и т.п.
Под полнотой показателя обследования мы будем понимать частное от деления количества сайтов, для которых данный показатель имеет значение равное 1, к общему количеству обследованных сайтов ИКС, выраженное в процентах.
Таблица 1 - Показатели анкеты для сбора сведений об аграрных _научно-образовательных ресурсах_
Группы показателей Наименование показателей
. О вузе 1. Руководство
2. История
3. Уставные документы
4. Структура вуза
5. Вуз сегодня
6. Контактная информация
2. Обучение 1. Специальности
2. Формы обучения
3. Виды обучения
4. Консультации
5. Дистанционное обучение
3. Подготовка научных кадров Магистратура
Аспирантура
Докторантура
Диссертационные советы
4. Наука 1. Приоритетные направления исследований
Разработки
3. Пакеты прикладных программ
Базы данных
5. Конференции, семинары, чтения, форумы
5. Публикации Издательства
Библиотеки
Публикации
6. Нормативно-правовая информация Виды НПИ
7. Абитуриентам 1. Приемная комиссия
2. Правила и условие приема, программы
Подготовительные курсы
8. Студентам и выпускникам 1. Трудоустройство
2. Клубы, встречи
9. Сотрудничество 1. Международное
2. Партнеры
10. Вузовская жизнь 1. Студенческие и общественные организации
2. Воспитательная работа
3. Культурная работа
4. Спортивная работа
11. Информационные ресурсы 1. Информационно-аналитические материалы
2. Библиотечные ресурсы
3. Госструктуры
4. НИУ сельского хозяйства
5. Вузы аграрного профиля
6. Полезные ссылки
12. Новости вуза Новости, объявления
13. Форум Форум
14. Карта сайта Карта сайта учреждения
15. Факультеты 1. Руководство
2. История
3. Факультет сегодня
4. Обучение
5. Наука: тематика научных исследований
Группы показателей Наименование показателей
6. Наука: разработки
7. Наука: пакеты прикладных программ
8. Наука: базы данных
9. Публикации
10. Нормативно-правовая информация
11. Новости факультета
1. Руководство;
2. Историческая справка
3. Кафедра сегодня
4 Сотрудники кафедры
5. Учебная деятельность
6. Учебно-методическое обеспечение
7. Техническое обеспечение учебного процесса
16. Кафедры 8. Компьютеризация учебного процесса
9. Наука: направления исследований
10. Наука: разработки
11. Наука: пакеты прикладных программ
12. Наука: базы данных.
13. Публикации
14. НИРС
15. Нормативно-правовая информация
16. Новости кафедры
1. Структура сайта и меню
2. Иерархичность систем меню
3. Навигация по сайту
17. Общая оценка сайта 4. Поиск по материалам сайта
5. Обратная связь с пользователем, коммента-
рии
6. Лента новостей
Сводные данные по федеральным округам (ФО) России, участвующим в исследовании, приведены ниже (табл. 2).
Таблица 2 - Общая информация по сайтам сельскохозяйственных ВУЗов
Распределение сельскохозяйственных ВУЗов по ФО России
В % от Сред-
общего няя
Количест- количест- полнота
Наименование во ВУЗов в ва сайтов
ФО округе (в %)
Дальневосточный 3 5,1 48,1
Приволжский 13 22,0 54,2
Северо -Западный 4 6,8 48,9
Северо- 54,3
Кавказский 4 6,8
Сибирский 7 11,9 53,5
Уральский 5 8,5 50,3
Центральный 18 30,5 55,2
Южный 5 8,5 54,0
Общий итог 59 100.0 53,4
Таким образом, средняя полнота сайтов по всем показателям достаточно низкая - 53,4%. Однако, варьируемость этого показателя по федеральным округам также низкая - от 48,1% в
Дальневосточном, до 55,2% - в Центральном (в целом по ВУЗам этот показатель варьируется в пределах от 32,9% до 71,4%). Все ФО, таким образом, можно разбить на две группы: группу ФО, где средняя полнота по ФО ниже средней по всем ВУЗам (Дальневосточный, СевероЗападный и Уральский ФО) и группу, где этот показатель близок к среднему по ВУЗам (остальные ФО из полного списка ФО).
Полнотой сайта сельскохозяйственного ВУЗа назовём частное от деления общего количества заполненных позиций в анкете по сайту (70 позиций) на общее количество позиций в анкете (70 позиций), выраженное в процентах. Ниже представлена группировка всех 59 обследованных сайтов сельскохозяйственных ВУЗов по показателю полноты (табл. 3).
Таким образом, все сайты разбиваются на 4 группы:
• с полнотой много ниже средней - 5 сайтов;
• с полнотой ниже средней - 15 сайтов;
• с полнотой выше средней - 22 сайта;
• с полнотой много выше средней - 17 сайтов.
Последняя группа сайтов, очевидно, со- своим ФО.
ставляет группу лидеров, как в целом, так и по
Таблица 3 - Свод полноты сайтов по всем позициям и всем ВУЗам
Полнота позиций в % Итого
от 0 до 40% от 40% до 50% от 50% до 60% свыше 60% сайтов
Количество сайтов
в данной группе 5 15 22 17 59
В % от общего количества 8,4 25,4 37,3 28,8 100,0
Среди этих сайтов некоторые ФО представлены только 1 раз. Так для Дальневосточного ФО в списке присутствует только 1 сайт -сайт Дальневосточного государственного университета, для Северо-Западного ФО - сайт Вологодской государственной молочнохозяй-ственной академии имени Н.В.Верещагина, для Северокавказского ФО - сайт Дагестанского государственного аграрного университета имени М.М. Джамбулатова, для Сибирского ФО - сайт Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова, для Уральского ФО - сайт Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева, для Южного ФО - сайт Волгоградского государственного аграрного университета. Для двух округов -Центрального и Приволжского - представленность в данном списке высока - 5 сайтов для Приволжского ФО (38% от общего числа сайтов округа) и 6 сайтов для Центрального ФО (33% от общего числа сайтов округа). На общем высоком уровне этих сайтов всё же выделяются Брянская ГСХА и МСХА им. К.Д. Тимирязева (для Центрального ФО) и Оренбургский государственный аграрный университет (для Приволжского ФО). Перечисленные выше 6 сайтов-лидеров могут по праву считаться региональными и российскими лидерами среди сайтов сельскохозяйственных ВУЗов. Хотя следует заметить, что в общем списке лидирующих 17 сайтов-лидеров отдельных ФО, кроме Центрального и Приволжского, зани-
мают в целом достаточно скромные места во втором десятке сайтов сельскохозяйственных ВУЗов этого списка.
По результатам проведённого выше анализа можно сделать следующие выводы:
- в целом полнота сайтов (табл. 2) ещё очень далека от оптимальной, в среднем на сайтах присутствует чуть более половины (53,4%) всей необходимой информации. Отсутствуют сайты с полнотой от 72% и выше и, соответственно, по факту отсутствуют сайты, которые могли бы быть ориентиром и образцом для остальных сайтов сельскохозяйственных ВУЗов по всему комплексу показателей;
- для ряда регионов можно однозначно выделить сайты-лидеры по данному региону (см. выше). Лидер в целом по всем сайтам сельхозВУЗов отсутствует;
- ряд групп показателей представлен (табл. 3) на сайтах ВУЗов очень хорошо: на всех сайтах имеется раздел 12 - «Новости ВУЗа», значительно выше средней показатели полноты групп показателей 3 - «Подготовка научных кадров», 7 - «Абитуриентам», 10 -«ВУЗовская жизнь»;
- дифференциация полноты по Федеральным округам (табл. 2) очень низкая. Лидерство сайтов Центрального ФО достаточно условно, как и отставание сайтов Дальневосточного и Северо-Западного ФО: разница между показателями полноты для всех ФО лежит в пределах 10%.
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Никифорова Е.О., к.э.н., ведущий науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства
Российская аграрная наука играет важную роль в решении основных задач обеспечения продовольственной безопасности. При этом центр тяжести в ее достижении ложится на сельскохозяйственные организации [1], хотя не следует недооценивать и роль крестьянских (фермерских) хозяйств.
Попытаемся оценить, каков научный потенциал регионов РФ для разработки про-
грамм инновационного развития сельского хозяйства. Для приблизительной оценки, которая, тем не менее, позволит сделать определенные выводы о сравнительном потенциале различных регионов, можно воспользоваться данными о научных и научно-производственных учреждениях РАСХН, находящихся в каждом регионе. Мы взяли за основу данные справочника РАСХН и для суммарной оценки