Научная статья на тему 'Анализ адаптации в систему нормативно-правового регултрования аудиторской деятельности Российской федерации международных стандартов аудита'

Анализ адаптации в систему нормативно-правового регултрования аудиторской деятельности Российской федерации международных стандартов аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТУ / АДАПТАЦИЯ / МЕСТО IAASB В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А. Е., Пименов Д. М.

Существование МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, нет государственного требования соблюдать положения МСА, с другой стороны, объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качества и содержания работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг. В настоящей работе рассматриваются место МСА в системе нормативного регулирования Российской Федерации на сегодняшний день, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ адаптации в систему нормативно-правового регултрования аудиторской деятельности Российской федерации международных стандартов аудита»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657(075.8)

АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА

А. Е. СУГЛОБОВ,

заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономического анализа, финансов и статистики E-mail: a_suglobov@mail. ru Д. М. ПИМЕНОВ, соискатель кафедры экономического анализа, финансов и статистики E-mail: dan_pm@mail. ru Московский университет МВД России

Существование МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, нет государственного требования соблюдать положения МСА, с другой стороны, объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качества и содержания работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг. В настоящей работе рассматриваются место МСА в системе нормативного регулирования Российской Федерации на сегодняшний день, а также перспективы сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов.

Ключевые слова:аудиторские стандарты, интеграция, требования к аудиту, адаптация, место IAASB в Российской Федерации.

В последнее время все больший интерес для России, стремящейся к эффективной интеграции в мировую экономику, представляют международные стандарты аудита (МСА). Актуальность сопоставления российских и международных стандартов обусловлена в первую очередь внешними факторами, к которым можно отнести усиление общемировых интеграционных

процессов, сопровождающееся, с одной стороны, конвергенцией стандартов аудиторской деятельности, с другой стороны, — стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке.

Применение обсужденных и утвержденных на международном уровне стандартов аудиторской деятельности способствует усилению финансовой «прозрачности» российских компаний и привлечению иностранных инвесторов. Кроме того, ориентация на МСА усиливает позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене, открывая им путь к международному аудиту.

Отдельно стоит обозначить понятие «стандарты аудита» — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления профессиональной аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается

Международная федерация бухгалтеров (ШАС), созданная в 1977 г., которая объединяет национальные и региональные профессиональные бухгалтерские организации, представляющие бухгалтеров, занятых публичной практикой в промышленности и торговле, в общественном секторе, образовании. В настоящее время Международная федерация бухгалтеров объединяет 159 членов из 124 стран, представляющих более 2,5 млн бухгалтеров.

Международная федерация бухгалтеров стремится к развитию профессии и гармонизации ее стандартов по всему миру, с тем чтобы помочь бухгалтерам оказывать профессиональные услуги на высоком уровне в интересах всего общества. Федерация тесно взаимодействует с Советом по МСФО (^С).

Действуя через свои советы, комитеты и рабочие группы, Международная федерация бухгалтеров:

— разрабатывает высококачественные профессиональные стандарты и руководства для использования бухгалтерами в каждом секторе;

— выступает в качестве лидера на важнейших направлениях в целях обеспечения либерализации бухгалтерских услуг, а также объединения мнения бухгалтеров по всему миру по вопросам, касающимся профессии, в интересах всего общества;

— способствует развитию и гармонизации бухгалтерской профессии через укрепление и поддержку национальных и региональных профессиональных организаций.

В составе Международной федерации бухгалтеров работают следующие советы и комитеты:

• консультативный совет по согласованиям (CAP) — совет наблюдает и контролирует действие и применение членами Международной федерации бухгалтеров программы по согласованиям, а также дает рекомендации правлению федерации относительно процесса приема новых членов, включая рекомендации новым членам для вступления;

• комитет по развивающимся нациям — поддерживает развитие профессии во всех регионах мира путем представления интересов и обращения к интересам развивающихся наций. Работа комитета включает поиск ресурсов и предоставление помощи со стороны профессиональных организаций — членов

Международной федерации бухгалтеров и других организаций от их имени;

• совет по международным стандартам аудита и гарантии достоверности (IAASB) — цель работы совета — усилить единообразие аудиторской практики и сопутствующих услуг по всему миру путем разработки положений по разным вопросам аудита и гарантии достоверности, а также содействия их признанию во всем мире;

• совет по международным стандартам образования — разрабатывает правила, проводит исследования, содействует обмену информацией, для того чтобы профессиональные бухгалтеры имели адекватную подготовку, чтобы соответствовать требованиям общества и работодателей и вносить достойный вклад в гармонизацию профессии по всему миру. Особое место в деятельности совета занимает содействие развивающимся странам в области бухгалтерского образования;

• совет по международным стандартам этики — разрабатывает правила профессиональной этики и содействует их пониманию и признанию членами Международной федерации бухгалтеров. Совет на постоянной основе проводит мониторинг и содействует дискуссиям по целому ряду вопросов этики, с тем чтобы правила отвечали ожиданиям бухгалтеров, бизнеса, финансовых институтов и всех, кто связан с бухгалтерской профессией;

• комитет профессиональных бухгалтеров в бизнесе (PAIB) — разрабатывает правила, спонсирует исследовательские программы, содействует обмену информацией на международном уровне для развития и поддержки профессионалов в финансовом и управленческом учете. Комитет работает над тем, чтобы их услуги были востребованы, чтобы о них знали и адекватно воспринимали во всем мире;

• совет по международным стандартам финан -совой отчетности общественного сектора — делает акцент на бухгалтерском учете, аудите, финансовой отчетности для национальных, региональных и местных правительств, соответствующих правительственных органов, а, следовательно, для избирателей, для которых они работают. Совет разрабатывает

правила, поддерживает образовательные и исследовательские программы, содействует обмену информацией между бухгалтерами, которые работают в общественном секторе или связаны с ним;

• комитет по номинации — дает рекомендации относительно состава советов, комитетов, рабочих групп Международной федерации бухгалтеров. Главный принцип при выборе кандидатов — профессиональная квалификация;

• комитет по малым и средним предприятиям — представляет интересы бухгалтеров, работающих в малых и средних предприятиях, и других бухгалтеров, которые предоставляют услуги малым и средним предприятиям;

• межнациональный комитет аудиторов (ТАС) — это исполнительный комитет форума компаний. Членство в форуме открыто для всех компаний, которые занимаются или хотят заниматься международным аудитом. Оно предполагает помимо всего прочего соблюдение стандартов качества форума компаний. Система МСА в настоящий момент включает

следующие акты:

— международные стандарты учета;

— международные нормативы аудита и сопутствующих работ (разрабатываются международным комитетом по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров);

— международные положения аудита;

— международные нормативы бухгалтерского образования и этики (разрабатываются комитетом по образованию Международной федерации бухгалтеров);

— общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности CAAS (разрабатываются Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров).

Все названные акты являются своеобразными сводами правил, разработанных профессиональными объединениями в целях унификации основных критериев оценки работы в области аудита и обеспечения высокого уровня качества оказываемых аудиторами услуг.

Создание комитетом по международным стандартам аудита стандартов и положений, а также подтверждение достоверности информации включает ряд этапов и занимает период до трех лет (рис. 1).

ЭТАПЫ

Первый этап

Совет отбирает определенные темы для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели

Второй этап

Совет делегирует подкомитетам обязательства по предварительной подготовке проектов стандартов и положений аудита

Третий этап

Подкомитет изучает предварительный информационные потоки, состоящие из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами МФБ, а также региональными и иными профессиональными организациями

Четвертый этап

Подкомитет готовит проект стандарта или положения и передает его на рассмотрение совета

Пятый этап

После утверждения советом проект передается на рассмотрение всех членов МФБ, а также международных организаций, не являющихся членами МФБ, но заинтересованных в принятии стандартов

Шестой этап

Полученные комментарии и предложения рассматриваются в совете, который вносит в проект необходимые коррективы и изменения

Седьмой этап

Новая редакция утверждается в виде международного стандарта аудита либо положения о международной аудиторской практике, которые вступают в силу с указанной в них даты

Рис. 1. Этапы создания стандартов и положений

Работа над системой общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. и создавалась как национальный аналог системы международных аудиторских стандартов, разрабатываемых Международной федерации бухгалтеров, которые и были взяты за основу. Целью реализации подобного подхода являлось создание эффективно функционирующей системы стандартов, которая бы соответствовала требованиям к организации аудита в большинстве развитых стран и учитывала особенности национальной российской экономики. Подобный подход был осуществлен в Австралии, Бразилии, Голландии, Индии и других странах.

Первым из российских организаций действительным членом Международной федерации бухгалтеров в 2001 г. стал Институт профессиональных бухгалтеров России, затем в 2008 г. — Российская коллегия аудиторов. Вступление в Международную федерацию бухгалтеров играло большую роль, так как только члены федерации могут использовать МСА.

В жизни российских аудиторов 26.10.2000 произошло знаменательное событие: вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык. Издание было подготовлено при участии международного центра реформ системы бухгалтерского учета в соответствии с официальным разрешением Международной федерации бухгалтеров и при активном участии ведущих российских специалистов в области аудита и бухгалтерского учета.

Весной 2002 г. в рамках проекта Тасис «Реформа российского аудита» вышло второе официальное издание с переводом МСА на русский язык, подготовленное на основе издания стандартов 2001 г.

В настоящее время действуют следующие международные стандарты аудита и положения по международной аудиторской практике (ПМАП) в разрезе применяемых в России стандартов (табл. 1).

Сравнение международных и российских стандартов аудита необходимо для понимания существенных аспектов порядка его проведения и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности, а также для формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.

Проводя сравнение международных стандартов аудита и разработанных отечественных стандартов, можно выделить несколько групп:

— российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита;

— российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита;

— российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита;

— международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

m

X

ti

<

X

>

■О

О ti X er

СП <

X

ь

H

m -а

О 7\

< -С

m

Таблица 1

Кодификация международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике и их адаптация к стандартам Российской Федерации

Номер MCA Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная «с...» или «после...» Номер стандарта Нормативный документ, регулирующий введение стандарта

Glossary of Terms Глоссарий Февраль 2009 г. ПСАД

Международные станда у ты по контролю качества (International Standards on Quality Control, ISQCs)

Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Historical Financial Information, and Other Assurance and Related Services Engagements Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам 15.12.2009

Международные стандарта аудита (International Standards on Auditing, ISAs)

Основные принципы и обязанности (200—299 General principles and Responsibilities)

200 Overall Objective of the Independent Auditor and the Conduct of an Audit in Accordance with International Standards on Auditing Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита 15.12.2009 1 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

210 Agreeing the Terms of Audit Engagements Согласование условий проведения аудита 15.12.2009 12 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

220 Quality Control for an Audit of Financial Statements Контроль за качеством работы при аудите финансовых отчетов 15.06.2005 7, 34 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863

230 Audit Documentation Аудиторская документация 15.12. 2009 2 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

240 The Auditor's Responsibilities Relating to Fraud in an Audit of Financial Statements Обязанности аудитора при рассмотрении фактов возможного мошенничества в финансовых отчетах 15.12. 2009 13 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

250 Consideration of Laws and Regulations in an Audit of Financial Statements Применение законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности 15.12. 2009 14 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

260 Communications with Those Charged With Governance Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника 15.12. 2009 22 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863

265 Communicating Deficiencies in Internal Control to Those Charged With Governance and Management Сообщение недостатков внутреннего контроля лицам, наделенным руководящими полномочиями и руководству 15.12. 2009

I

S H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ■о

о *

0)

Б

Ф

H Ф Ь 0" X

о

о

H 0"

Ol Ol

О)

сл

О)

m

X

la

<

х

>

О ]а х сг

СП <

X

ь н m ■о

О 7\

< -С

m

Номер Наименование стандарта Наименование стандарта Для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная «с...» или «после...» Номер Нормативный документ,

МСА на английском языке на русском языке стандарта регулирующии введение стандарта

Оценка рисков и связанные с этим действия (300—499 Risk assessment and Response to Assessed Risks)

300 Planning an Audit of Financial Statements Планирование аудита финансовой отчетности 15.12. 2009 3 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

315 Identifying and Assessing the Risks of Material Misstatement through Understanding the Entity and Its Environment Установление и оценка рисков существенных искажений через понимание сферы деятельности субъекта 15.12. 2009 8 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863

320 Materiality in Planning and Performing an Audit Существенность в планировании и осуществлении аудита 15.12. 2009 4 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

330 The Auditor's Responses to Assessed Risks Аудиторские процедуры, обусловленные оценкой рисков 15.12. 2009

402 Audit Considerations Relating to an Entity Using a Service Organizations Аудиторские рассмотрения, связанные с субъектом, использующим обслуживающие организации 15.12. 2009 25 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

450 Evaluation of Misstatements Identified during the Audit Оценка искажений, вывяленных при проведении аудита 15.12. 2009

Аудиторские доказател ьства (500—599 Audit Evidence)

500 Audit Evidence Аудиторские доказательства 15.12. 2009 5 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

501 Audit Evidence — Specific Considerations for Specific Items Аудиторские доказательства — особое рассмотрение специальных статей 15.12. 2009 17 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

505 External Confirmations Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников 15.12. 2009 18 То же

510 Initial Audit Engagements — Opening Balances Первая проверка аудируемого лица — начальное сальдо 15.12. 2009 19 — «—

520 Analytical Procedures Аналитические процедуры 15.12. 2009 20 — «—

530 Audit Sampling Аудиторская выборка 15.12. 2009 16 Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 №532

540 Auditing Accounting Estimates, Including Fair Value Accounting Estimates, and Related Disclosures Аудит оценочных значений, включая измерения и раскрытия справедливой стоимости 15.12. 2009 21 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

I

S ч о ■о

о *

0)

Ь

Ф

Ч Ф Ь 0" X

о о ч 0"

О)

m

X

la

<

x

>

■a О ]a x er

СП <

X

ь

H

m ■a

О 7\

< -С

m

Ol

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная «с...» или «после...» Номер стандарта Нормативный документ, регулирующий введение стандарта

550 Related Parties Связанные стороны (аффилированные лица) 15.12. 2009 9 Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863

560 Subsequent Events События после отчетной даты 15.12. 2009 10 Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 №405

570 Going Concern Непрерывность деятельности 15.12. 2009 И То же

580 Written Representations Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица 15.12. 2009 23 Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

Использование работы третьих лиц (600—699 Using the Work of Others)

600 Special Considerations — Audits of Group Financial Statements (Including the Work of Component Auditors) Аудит финансовой отчетности группы компаний (включая использование результатов работы другого аудитора) 15.12.2009 28 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

610 Using the Work of Internal Auditors Использование внутреннего аудита 15.12.2009 29 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

620 Using the Work of an Expert Использование работы эксперта 15.12.2009 32 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №557

Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) (700— 799Audit Conclusions and Reporting)

700 Forming an Opinion and Reporting on Financial Statements Формирование мнения и заключение по финансовой отчетности 15.12.2009

705 Modifications to the Opinion in the Independent Auditor's Report Модификация мнения в независимом аудиторском заключении 15.12.2009

706 Emphasis of Matter Paragraphs and Other Matter Paragraphs in the Independent Auditor's report Выделение значимых параграфов среди прочих в независимом аудиторском заключении 15.12.2009

710 Comparative Information — Corresponding Figures and Comparative Financial Statements Сопоставимые значения — соответствующие показатели и сравнительные финансовые отчеты 15.12.2009 26 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

720 The Auditor's Responsibility Relating to Other Information in Documents Containing Audited Financial Statements Обязанности аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность 15.12.2009 27 Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 №523

I

S H

о ■о

о *

0)

Б

Ф

H Ф Ь 0" X

о

о

H 0"

О)

Ol 00

Номер МСА Наименование стандарта на английском языке Наименование стандарта на русском языке Для ревизий финансовых отчетов в течение периодов, начиная «с...» или «после...» Номер стандарта Нормативный документ, регулирующий введение стандарта

Специализированные области (800—899 Specialized Areas)

800 Special Considerations — Audits of Financial Statements Prepared in Accordance with Special Purpose Frameworks Специальные рассмотрения — аудит финансовых отчетов, подготовленных в соответствии со специальными целями проверки 15.12.2009 РСА Одобрено протоколом Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 20.10.1999 №6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

805 Special Considerations — Audits of Single Financial Statements and Specific Elements, Accounts or Items of a Financial Statements Специальные рассмотрения — аудит частных финансовых отчетов и особых элементов, счетов или статей в финансовой отчетности 15.12.2009

810 Engagements to Report on Summary Financial Statements Обязательства, которые необходимо указать относительно итоговых финансовых отчетов 15.12.2009

Аудит и обзор исторической финансовой информации (Audits and Reviews of Historical Financial Information)

Положения no международной аудиторской практике (1000—1100 InternationalAuditting Practice Statements)

1000 Inter-Bank Confirmation Procedures Процедуры межбанковского подтверждения

1004 The Relationship Between Bank Supervisors and Banks' External Auditors Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами

1006 Audits of the Financial Statements of Banks Аудит финансовых отчетов банков

1010 The Consideration of Environmental Matters in the Audit of Financial Statements Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности

1012 Auditing Derivative Financial Instruments Аудит производных финансовых инструментов

1013 Electronic Commerce — Effect on the Audit of Financial Statements Электронная коммерция — влияние на аудит финансовой отчетности

Международные стандарты обзорных проверок (2000—2699 International Standarts on Review Engagements)

2400 Engagements to Review Financial Statements (Previously ISA 910) Обязательства по обзорным проверкам финансовой отчетности (бывший МСА 910) 15.12. 2009 33 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №557

2410 Review oflnterim Financial Information Performed by the Independent Auditor of the Entity Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, проводимая независимым аудитором организации 15.12.2006

Гарантийные обязательства кроме аудита или обзоров исторической финансовой информации ^^Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial^nformation^_

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (3000— 3699 International Standards on Assurance Engagements)

3000 Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial Information Задания, обеспечивающие уверенность (за исключением аудита и обзорных проверок исторической финансовой информации) 01.01.2005

I

S H

О

■о

о *

0)

Б

Ф

H Ф Ь 0" X

о

о

H 0"

m

X

la

<

х

>

■О

О ]a x

CT

СП <

X

ь

H

m ■а

О 7\

< -С

m

О)

cu а s

а у

$

1 IS t & §

as

а м

J Э

Я л ^ н

и

=

И § s g

S

я IT

в я

0 5 «I на

я *

& *

ё *

= 3

1 I

¡г ¡3

н я

в Л

я -£

о

3 Й

а з

н а

о «

a s

Я о

И *

л и

9 У

0 ¡^ № а

! £

1

Л

н

& о

Л *

i *

S 2

о S

Я *

В и

Й =В

0 §

S 1

1 £

s и 53 ^

& g £

О о

5 а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 а

ю g

§ «

J? О

О м

Я Й

» S

И ©

В " -о о Я х

Р

К

S

(С Ж

О СЛ

н сл Я СЛ о -н

3 °0

m Я о о

ft ГЦ

4G

ft

0

•е

1

S

«

о

И

о

0

я

я

1 S

О ОО

S 3 ££ R « я g

crt 1—1

Э а

ft Л

о ю

И w

О И

(Л " р ty

а-

Й

^ I

W ¡3 5 Й

й о О й

о

■е

о ft

£ g О +3

о СЗ

© m

гч

я^

Ч^чо о й о

^So

Ж ffl

G ^ н

с g

1 Я

0 я

ft Я

и а

X

2

1 I

я £

о о я 3

ft

0

•е

1

S

«

о и о

0

1 я I S

•е

S S I

о

в

0

1 -о и

I

§ «

S о

сп я

13 с

о ,о о

й

A

И b

й

& ^

S3 ft fc

2 !i

а ад и ч

о 05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ft

й -3

W тз

©rn гч

яя -3s о Я о Е^Яо

Ж CQ

С g

ft

0

•е

1

S

«

о и о

0

я

я

1 S

•е

S Я

Я =

2 о М

о =

я я со S

й

о #

ад й

W

о ю

о £

О

©

Имеющиеся расхождения международных стандартов аудита и российских обусловлены следующими аспектами:

— различиями в подходах к аудиту. В отличие от российских правил (стандартов) аудита в МСА более четко закреплены цели аудита, а не его задачи и содержание. Следует отметить, что цели сформулированы с учетом целей международных стандартов бухгалтерского учета, т. е. повышения прозрачности финансовой отчетности под страхом потери деловой репутации;

— формальными различиями (стиль и оформление документов);

— подробностями изложения;

— практическими примерами и т. п.

Шестнадцать документов из числа

международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов (МСА 220 R, МСА 315, МСА 330, МСА 545, МСА 701, МСА 1000, МСА 1004, МСА 1006, МСА 1010, МСА 1012, МСА 1013, МСА 1014, МСА 2410, МСА 3000 A, МСА 3402, МСА 4400, МСА 4410). Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена, причем период разработки и утверждения в России занимает от пяти до восьми лет.

На сегодняшний день в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство РФ. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России. Их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

В перспективе планируется внесение изменений более чем в 20 уже имеющихся правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также создание новых (табл. 2).

В российской аудиторской практике различают четыре группы стандартов:

— международные аудиторские стандарты, разработанные советом по международным стан-

Таблица 2

Проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, их кодификация и соответствие международным стандартам аудита и положениям по международной аудиторской практике

Номера ФПСАД Наименование стандарта на русском языке Соответствие МСА Наименование стандарта на английском языке

1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (новая редакция) 200 Overall Objective of the Independent Auditor and the Conduct of an Audit in Accordance with International Standards on Auditing

2 Документирование аудита (новая редакция) 230 Audit Documentation

3 Планирование аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (новая редакция) 300 Planning an Audit of Financial Statements

4 Существенность в аудите (новая редакция) 320 Materiality in Planning and Performing an Audit

5 Аудиторские доказательства (новая редакция) 500 Audit Evidence

7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту (новая редакция) 220 Quality Control for an Audit of Financial Statements

9 Аффилированные лица (новая редакция) 550 Related Parties

10 События после отчетной даты (новая редакция) 560 Subsequent Events

11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (новая редакция) 570 Going Concern

12 Согласование условий проведения аудита (новая редакция) 210 Agreeing the Terms of Audit Engagements

13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита (новая редакция) 240 The Auditor's Responsibilities Relating to Fraud in an Audit of Financial Statements

14 Учет требований нормативных правовых актов российской федерации в ходе аудита (новая редакция) 250 Consideration of Laws and Regulations in an Audit of Financial Statements

Нет Понимание деятельности аудируемого лица (новая редакция)

16 Аудиторская выборка (новая редакция) 530 Audit Sampling

17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях (новая редакция) 501 Audit Evidence — Specific Considerations for Specific Items

18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников (новая редакция) 505 External Confirmations

19 Особенности первой проверки аудируемого лица (новая редакция) 510 Initial Audit Engagements — Opening Balances

20 Аналитические процедуры (новая редакция) 520 Analytical Procedures

21 Особенности аудита оценочных значений (новая редакция) 540 Auditing Accounting Estimates, Including Fair Value Accounting Estimates, and Related Disclosures

22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника (новая редакция) 260 Communications with Those Charged With Governance

23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица (новая редакция) 580 Written Representations

Окончание табл. 2

Номера ФПСАД Наименование стандарта на русском языке Соответствие МСА Наименование стандарта на английском языке

24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами (новая редакция)

Нет Аудиторские процедуры, выполняемые на основе оценки рисков 330 The Auditor's Responses to Assessed Risks

Нет Задания по обзорной проверке финансовой информации

Нет Контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Historical Financial Information, and Other Assurance and Related Services Engagements

Нет Концептуальные принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность

Нет Задания, обеспечивающие уверенность, отличающиеся от заданий по аудиту или обзорной проверке финансовой информации 3000 Assurance Engagements Other Than Audits or Reviews of Historical Financial Information

© Пименов Д. М.

дартам аудита и гарантии достоверности, фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;

— национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 32 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности, которые являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;

— внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов). При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных

правил (стандартов). Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать данные требования;

— внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Однако в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования. Сама система представляет собой построение нескольких уровней регулирования, характеризуемых определенными нормативными актами и законами.

• первый уровень подразумевает государственное регулирование аудиторской деятельности и включает:

— Конституцию РФ;

— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;

— Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»;

— иные федеральные законы;

• второй уровень — регулирование аудиторской деятельности через федеральные стандарты аудита, иные нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— законы субъектов РФ;

— нормативные акты министерств, ведомств;

• третий уровень характеризуется общественным регулированием аудиторской деятельности, через Кодекс профессиональной этики аудиторов одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России;

• четвертый уровень — внутрифирменное регулирование аудиторской деятельности на основе правил и стандартов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Существование МСА создает в Российской

Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, государство прямо не требует, чтобы соблюдались положения МСА, выдвигая при этом требования в виде национальных стандартов, с другой стороны, объективно

Международные стандарты аудита

Национальные законодательные и иные акты

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Профессиональное регулирование аудиторской деятельности

Общественное регулирование аудиторской деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутрифирменное регулирование аудиторской деятельности

Рис. 2. Система правового регулирования аудита

складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качества и содержания работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг.

С принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» был сделан первый шаг на пути определения роли МСА в Российской Федерации. В подп. 2, п. 1 ст. 7 данного закона указывается, что федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита. Это дает основание рассматривать их в разрезе с остальными уровнями регулирования (рис. 2).

При этом по-прежнему отсутствуют какие-либо нормы, содержащие информацию о месте МСА в системе правового регулирования аудиторской деятельности, что свидетельствует о пробеле в российском законодательстве, не отражающем объективных потребностей развития рынка, который необходимо ликвидировать.

Кроме того, перед аудиторским сообществом в Российской Федерации (как и перед остальными странами) остро стоит ряд проблем адаптации МСА, определенных в ходе исследований Питера Вонга:

— разработанные стандарты нелегко переводить на другие языки. Необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей;

— сложность и структура стандартов;

— частота, объем и сложность изменений, вносимых в стандарты;

— трудность использования малыми и средними предприятиями, а также бухгалтерскими фирмами;

— потенциальная нехватка знаний у тех, кто должен применять стандарты;

— недостаточное понимание значения термина «международная конвергенция» К

Усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающееся конвергенцией

!* Конвергенция (от лат. convergens — сходящийся) — сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития.

стандартов аудиторской деятельности и стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке, заставляет российские аудиторские фирмы осознавать для себя роль и значение международных стандартов аудита в адекватной, эффективной и экономически обоснованной системе обеспечения качества аудита.

Список литературы 1. Городилов М. А. Развитие системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: Финансы и кредит, 2009. 480 с.

2. Имамеева Р. А. Международные стандарты аудита и их адаптация в российских условиях: Дис. на... канд. экон. наук. Москва, 2008.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Суглобов А. Е. Стандартизация аудиторской деятельности в России // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 3 (87).

5. Суглобов А. Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М.: Экономист, 2007. 256 с.

6. Суглобов А. Е., Жарылгасова Б. Т. Международные стандарты аудиторской деятельности: учебник. М.: Экономист, 2008. 394 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.