Научная статья на тему 'Аналитическое обоснование становления и развития системы управленческого учета на примере отрасли железнодорожного транспорта'

Аналитическое обоснование становления и развития системы управленческого учета на примере отрасли железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СКЛАДСКОЙ УЧЕТ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ЗАТРАТЫ ПРОЕКТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седова Елена Ивановна, Крамаренко Валерия Николаевна

В статье исследованы практические подходы к оптимизации управленческого учета предприятия железнодорожной отрасли путем внедрения автоматизированной системы складского учета. Доказана необходимость оптимизации складского учета, составлена смета затрат на внедрение и рассчитан экономический эффект от совершенствования управленческого учета на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL JUSTIFICATION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT ACCOUNTING ON THE EXAMPLE OF BRANCH OF THE RAILWAY TRANSPORT

The article explores practical approaches to optimize enterprise management accounting railway industry through the introduction of an automated warehouse system calculation. The necessity to optimize inventory control is proved, the cost of implementing is estimated and the economic impact of improving management accounting in the enterprise is calculated.

Текст научной работы на тему «Аналитическое обоснование становления и развития системы управленческого учета на примере отрасли железнодорожного транспорта»

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. В статье исследованы практические подходы к оптимизации управленческого учета предприятия железнодорожной отрасли путем внедрения автоматизированной системы складского учета. Доказана необходимость оптимизации складского учета, составлена смета затрат на внедрение и рассчитан экономический эффект от совершенствования управленческого учета на предприятии.

Ключевые слова: управленческий учет, складской учет, автоматизированная система, затраты проекта, экономические выгоды.

ANALYTICAL JUSTIFICATION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT ACCOUNTING ON THE EXAMPLE OF BRANCH OF THE RAILWAY TRANSPORT

Annotation. The article explores practical approaches to optimize enterprise management accounting railway industry through the introduction of an automated warehouse system calculation. The necessity to optimize inventory control is proved, the cost of implementing is estimated and the economic impact of improving management accounting in the enterprise is calculated. Keywords: management accounting, inventory control, automated system, project costs, economic benefits.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в развитии экономики России на современном этапе. Основная задача железнодорожного транспорта - оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и почты на дальние расстояния эффективно и относительно дешево с обеспечением экономии общественного времени, развития производительных сил, улучшения межрегиональных экономических связей и культурно-бытового обслуживания населения [4].

Современные предприятия, видом экономической деятельности которых являются железнодорожные перевозки, функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Для того чтобы выжить в этой среде, предприятиям ОАО «РЖД» необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться и адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка, формируемым в условиях современной экономики инновационного типа. В условиях рыночной экономики перед предприятиями железнодорожного транспорта встает проблема гибкого и быстрого реагирования на изменчивость рыночной среды. В то же время необходимо осуществлять формирование долговременной конкурентной политики и стратегии развития дочерних зависимых предприятий, филиалов и их структурных подразделений.

Система управленческого учета выступает одним из наиболее действенных способов, призванных повысить эффективность управления затратами ОАО «РЖД». Дальнейшее повышение эффективности использования всех видов экономических ресурсов и развития железнодорожных предприятий неразрывно связано с формированием территориальными филиалами, дочерними предприятиями ОАО «РЖД» системы стратегического управления затратами, которая является рыночным механизмом и расширяет возможности субъектов рынка для выбора более точных и обоснованных решений по всем направлениям управленческой деятельности.

Исследованию проблем становления и развития теории и методологии управленческого учета

УДК 657 Е.И. Седова В.Н. Крамаренко

Elena Sedova Valeriya Kramarenko

© Седова Е.И., Крамаренко В.Н., 2015

в России посвящены научные труды таких ученых-экономистов, как М.А. Вахрушиной [1], В.Э. Ке-римова [2], О.Е. Николаевой [3], Н.К. Рожковой [4] и др. Однако в работах этих авторов не достаточно внимания уделено системе стратегического управления затратами, основанной на совершенствовании информационной и методической базы обеспечения управленческого учета расходов и доходов.

Дальнейшее повышение эффективности использования всех видов экономических ресурсов и развития железнодорожных предприятий неразрывно связано с формированием системы стратегического управления затратами, которая является рыночным механизмом и расширяет возможности субъектов рынка для выбора более точных и обоснованных решений по всем направлениям управленческой деятельности. Для решения поставленной проблемы целесообразно рекомендовать для внедрения систему оптимизации бизнес-процессов AS К на примере предприятий железнодорожного транспорта.

Оптимизация бизнес-процесса предполагает эффективное и оптимальное сочетание его элементов для достижения результата (выхода процесса) с наименьшими затратами.

Бизнес-процесс AS К (как есть) - «Заказ товара». Заведующий секцией информирует товароведа о товаре, который пользуется спросом, но которого нет в наличии и товаровед самостоятельно связывается с поставщиком. Причем связь товароведа с поставщиком не носит унифицированного характера. Заказ товара (связь товароведа с поставщиком) осуществляется как при помощи телефонной, так и факсимильной связи.

Необходимо осуществить функционально-стоимостной анализ бизнес-процесса AS К «Заказ товара». Используемые при выполнении бизнес-процесса ресурсы делятся на временные и материальные. Бизнес-процесс выполняется в пределах восьми рабочих часов в рамках одного дня и повторяется ежедневно, кроме субботы и воскресения, которые являются выходными. Таким образом, составляется итоговая стоимость временных и материальных ресурсов за один рабочий день.

Для сравнения стоимости выполнения бизнес-процесса «Заказ товара» AS К и бизнес процесса «Заказ товара» ТО ВЕ построим таблицу 1.

Таблица 1

Сравнение стоимости выполнения бизнес-процесса (AS К и TO BE)

Бизнес-процесс Стоимость (за 1 день) выполнения процесса, руб. Стоимость (за 1 месяц) выполнения процесса, руб. Стоимость (за 1 год) выполнения процесса, руб.

«Заказ товара» AS Ш 1780,6 39 173 395 293

«Заказ товара ТО ВЕ 1312,6 28 877 291 397

Экономическая выгода за счет оптимизации: 468,0 10 295 103 896

Вывод: годовой экономический эффект после оптимизации бизнес-процесса за счет внедрения системы СЯМ-класса составляет 103 896 руб.

Чтобы избежать сложностей, связанных с самостоятельной разработкой программного приложения, необходимо выбрать коробочное решение для построения информационной системы организации. Представлено сравнение двух СЯМ-систем Efsol и Класс365 по 11 критериям. Каждому критерию соответствует порядковый номер. По каждому критерию системам присвоены баллы. Критерии оценены по пятибалльной шкале.

Критерии сравнения и выбора информационных систем: 1. Функциональная полнота. Степень важности примем равной 0,13.

2. Масштаб предприятия; степень важности - 0,13.

3. Возможность комплексных решений; степень важности - 0,11.

4. Опыт внедрения; степень важности - 0,08.

5. Гибкость конфигурации; степень важности - 0,08.

6. Целевая определенность; степень важности - 0,13.

7. Простота использования; степень важности - 0,05.

8. Степень готовности к эксплуатации; степень важности - 0,05.

9. Возможность интеграции с другими приложениями; степень важности - 0,05.

10. Сервисное обслуживание и сопровождение; степень важности - 0,12.

11. Цена; степень важности - 0,07.

Интегральная оценка качества программных продуктов:

1) Efsol:

4-0,13+5-0,13+4-0,11+3-0,08+3-0,08+4-0,13+2-0,05+2-0,05+2-0,05+4-0,12+2-0,07=3,53

2) Класс365:

5-0,13+5-0,13+4-0,11+3-0,08+3-0,08+5-0,13+2-0,05+2-0,05+2-0,05+5-0,12+4-0,07=4,05

Вывод: сравнительный анализ данных систем показал преимущество. Таким образом, в качестве ключевой информационной системы для внедрения в филиале ОАО РЖД» выбрана Класс365.

Внедрение информационной системы на предприятии - процесс длительный и трудоёмкий. Для управления проектом внедрения рекомендуется использовать современные программные продукты, такие как Microsoft Project и Project Expert.

Календарный план проекта содержит работы (этапы), длительность работы и их очередность (последовательность). Закончить работы по внедрению информационных систем в складской учет планируется закончить к декабрю 2015 г.

Оценка экономической эффективности основана на сопоставлении затрат и результатов. В таблице 2 представлена затратная составляющая проекта.

Таблица 2

Затраты проекта

Показатели Значение

Первоначальные инвестиции

Трудоемкость работ по внедрению системы 30 чел./дней

Заработная плата менеджера проекта 20 000 руб.

Заработная плата менеджера по информационным систем 15 000 руб.

Затраты на приобретение программного обеспечения (CRM-системы) 110 000 руб.

Создание справочников базы данных 7 чел./дней

Заработная плата ИТ-специалиста 12 000 руб.

Отчисления в госфонды и налоги на фонд заработной платы - 30 % 19 435 руб.

Итого единовременных затрат: 204 100 руб.

Операционные затраты:

Затраты на сопровождение и поддержку 30 000 руб./год

Итого операционных затрат: 30 000 руб./год

В таблице 2 представлены выгоды проекта за вычетом операционных затрат. Индекс доходности:

Ю=218 400/204 100=1,07 Что показывает не очень высокую эффективность проекта, - на каждый вложенный в проект рубль получаем 7 коп. дохода. Рентабельность проекта:

Rnp.=(1,07-1) •100=7 % (1)

Срок окупаемости (Payback Period):

Ток.=3+28 100/115 900=3,24 года. (2)

Показатели эффективности внедрения Класс365 представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели эффективности внедрения Класс365

Показатель Обозначение Расчетное значение

Чистая текущая стоимость, руб. ЧТС 115 900

Индекс доходности, руб./руб. ID 1,07

Рентабельность проекта, % Rnp 7 %

Срок окупаемости, лет Ток. 3,24

Риски проекта невелики и могут быть нивелированы за счет мероприятий по минимизации рисков. Проект окупится за три года, рентабельность проекта 7 %, чистая текущая стоимость -115 900 руб. Проект внедрения информационной системы для оптимизации складского учета филиала «РЖД» экономически обоснован и целесообразен.

Следует отметить, что роль системы стратегического управления затратами не ограничивается функциями традиционного управленческого учета, задачей которого является обеспечение руководства железнодорожного предприятия внутренней информацией с целью обоснования управленческих решений. Управление затратами представляет собой комплексную организационно-экономическую систему мер, направленных на эффективное использование всех видов потенциалов, включая ресурсный и производственный, а также оптимизацию элементов структуры затрат в целях максимизации экономического эффекта от перевозочного процесса. Современная система управления затратами должна быть построена на принципах управленческого учета и развития информационных систем.

Библиографический список

1. Бахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет : учебник / М. А. Бахрушина. - М. : Национальное образование, 2013. - 672 с. - ISBN 978-5-4459-0314-2.

2. Керимов, В. Э. Бухгалтерский управленческий учет : учебник / В. Э. Керимов. М. : Дашков и К, 2014. -482 с. - ISBN 978-5-394-02320-0.

3. Николаева, О. Е. Классический управленческий учет : учебник / О. Е. Николаева, Т. Е. Шишкова. -М. : КРАСАНД, 2014. - 397 с.

4. Рожкова, Н. К. Управленческий учет как экономическая категория / Н. К. Рожкова, У. Ю. Блинова, О. В. Чупеева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 11. -С. 108-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.