Вестник аграрной науки Дона. 2023. Т. 16. № 1 (61). С. 17-28 Don agrarian science bulletin. 2023. 16-1(61): 17-28.
Научная статья УДК 631.372
doi: 10.55618/20756704_2023_16_1 _17-28. EDN: QIZBHT
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ШИН
ДВИЖИТЕЛЕЙ МОБИЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТЯГОВОГО КЛАССА 1,4
Владимир Алексеевич Кравченко1, Людмила Владимировна Кравченко1
1 Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, dnk_rost@donstu.ru
Аннотация. Для любого колёсного мобильного энергетического средства сельскохозяйственного назначения получение требуемых тяговых показателей, плавности его хода, уровня уплотнения почвы и характеристик траекторного движения зависит от свойств оболочки пневматической шины движителей. Обоснование внутренних параметров пневматического движителя невозможно без комплекса теоретических и экспериментальных исследований, опирающихся на математическое моделирование процессов в движителе и последующие натурные испытания. В соответствии с этим целью исследований является обоснование параметров внутреннего строения шин движителей мобильных энергетических средств класса тяги 1,4 методом физического подобия. При обосновании параметров внутреннего строения шин, предназначенных для мобильных энергетических средств класса тяги 1,4, при исследовании был принят теоретико-экспериментальный метод. Определено, что для шин типоразмера 18,4R-38 число слоёв брекера и каркаса должно быть равно четырём и трём соответственно, углы наклона нитей в брекере и каркасе - 70° и 5° соответственно. Доказано, что для достижения максимальных показателей функционирования машинно-тракторного агрегата на базе мобильного энергетического средства класса тяги 1,4 необходимо, чтобы шины движителей имели нормальную жёсткость 278 кН/м, тангенциальную жёсткость - 323 кН-м/рад. Такие упругие свойства имеет экспериментальная шина модели VL-32. При установке на ведущие мосты мобильного энергетического средства класса тяги 1,4 шин модели VL-32 наблюдаются максимальные значения спектральных плотностей крутящего момента на ведущей оси движителя, частоты вращения коленвала двигателя, вертикальных ускорений заднего моста ниже соответственно на 26,9%, 28,0% и 23,8% по сравнению с шиной серийного исполнения модели 206Б. С увеличением жёсткостей исследуемых шин типоразмера 18,4R-38 максимальные значения спектральных плотностей тех же параметров имеют место при более высокой частоте, что препятствует возникновению резонансных частот исследуемых параметров при движении машинно-тракторного агрегата.
Ключевые слова: машинно-тракторный агрегат, мобильное энергетическое средство, ходовая система, движитель, шина, армирование внутреннего строения шин
Для цитирования: Кравченко В.А., Кравченко Л.В. Аналитическое обоснование параметров внутреннего строения шин движителей мобильных энергетических средств тягового класса 1,4 // Вестник аграрной науки Дона. 2023. Т. 16. № 1 (61). С. 17-28.
© Кравченко В.А., Кравченко Л.В., 2023
Original article
ANALYTICAL JUSTIFICATION OF THE PARAMETERS OF THE INTERNAL STRUCTURE OF TIRES OF A PROPULSION UNIT FOR MOBILE POWER VEHICLES OF TRACTION CLASS 1,4
Vladimir Alekseevich Kravchenko1, Lyudmila Vladimirovna Kravchenko1
1Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia, dnk_rost@donstu.ru
Abstract. Any wheeled mobile power vehicle for agricultural purposes takes into account the required traction performance, its smoothness, the level of soil compaction and the characteristics of the trajectory, which depend on the properties of the shell of the pneumatic tires of the propulsion units. The justification of the internal parameters of a pneumatic propulsion unit is obviously impossible without a set of theoretical and experimental studies based on mathematical modeling of the processes in the propulsion unit and subsequent full-scale tests. Accordingly, the purpose of the research is to substantiate the parameters of the internal structure of tires of propulsion units for mobile power vehicles of Traction Class 1,4 using the method of physical similarity. When substantiating the parameters of the internal structure of tires for mobile power vehicles of Traction Class 1,4, there has been applied a theoretical and experimental method in the study. It was determined that tires of size 18,4R-38 require the number of breaker and carcass layers should be four and three, respectively, the angles of inclination of the cord threads in the breaker and carcass should be 700 and 50, respectively. It has been proved that in order to achieve the maximum performance of a machine-tractor unit based on a mobile power vehicle of Traction Class 1,4, one should provide tires of a propulsion unit with a normal stiffness of 278 kN/m, a tangential stiffness of 323 kN-m/rad. The experimental tire of Model VL-32 has such elastic properties. The tires of Model VL-32 that are installed on the driving axles of a mobile power vehicle of Traction Class 1,4 revealed the maximum values of the spectral densities of the torque on the driving axle of the propulsion unit, crankshaft rotational speed of the engine, and the vertical accelerations of the rear axle are lower, respectively, by 26,9%, 28,0% and 23,8% compared to tire of the serial model 206B. With an increase in the stiffness of the studied tires of size 18,4R-38, the maximum values of the spectral densities of the same parameters occur at a higher frequency, which prevents the occurrence of resonant frequencies of the studied parameters during the trajectory of the machine-tractor unit.
Keywords: machine-tractor unit, mobile power vehicle, undercarriage system, propulsion unit, tire, reinforcement of the internal structure of tires
For citation: Kravchenko V.A., Kravchenko L.V. Analytical justification of the parameters of the internal structure of tires of a propulsion unit for mobile power vehicles of Traction Class 1,4 // Vestnik agrar-noy nauki Dona = Don agrarian science bulletin. 2023; 16-1(61): 17-28. (In Russ.)
Введение. Анализ технической оснащённости агропромышленного комплекса показывает, что при выращивании растениеводческой продукции применялись и будут применяться в ближайшем обозримом будущем мобильные энергетические средства (МЭС) [1, 2, 3].
В данный момент времени при возделывании сельскохозяйственных культур около 85% всех МЭС используются энергосредства, имеющие колёсные ходовые системы, что объясняется их универсальностью, низкими производственными и эксплуатационными затратами, а также достаточно высокими тягово-сцепными показателями. Но мобильные энергетические средства
на колёсном ходу имеют некоторые эксплуатационные показатели ниже гусеничных тракторов [4, 5, 6, 7, 8]:
- на их передвижение и буксование по всем типам агрофонов необходимо затрачивать больше энергии;
- повышенное негативное воздействие на почву, вплоть до её разрушения, не отвечающее требованиям соответствующих стандартов.
Отсюда возникающий научный интерес к проблеме повышения тягово-сцепных свойств пневматических движителей МЭС при одновременном выполнении допустимого стандартами их воздействия на почву.
Для любого колёсного МЭС достижение высоких тяговых показателей, плавности хода, уровня уплотняющего воздействия на опорное основание, а также характеристик движения по заданной траектории определяющими будут являться зависящие от конструктивных параметров эластичные свойства оболочки шины [9, 10].
Обоснование конструктивных внутренних параметров шины, очевидно, невозможно без проведения комплекса исследований, основой которых являются математическое описание процессов, проходящих в ней при качении ведущего колеса, и последующие затем натурные испытания. Известны исследования [11], в которых предлагается метод оптимизации параметров внутреннего строения шин МЭС тягового класса 5. Однако такой метод требует изготовления 16 штук шин с различным внутренним армированием, а также проведения экспериментальных работ на уникальном специальном оборудовании.
Целью настоящих исследований является обоснование параметров армирования шин ведущих колёс МЭС тягового класса 1,4 с использованием постулатов физического подобия тел.
Материалы и методы исследования. Для обоснования параметров внутреннего строения шин, предназначенных для установки на ведущие мосты МЭС класса тяги 1,4, был применён теоретико-экспериментальный метод.
Результаты исследований и их обсуждение. Пневматические шины большинства типоразмеров, которые устанавливаются на ведущие мосты МЭС, можно признать подобными телами в физическом смысле.
Для установления рациональных параметров внутреннего армирования для шины-оригинала типоразмера 18^-38, устанавливаемой на ведущие мосты МЭС класса тяги 1,4, в качестве модели примем шину 30^-32, у которой тягово-сцепные и упруго-демпфирующие свойства известны [11].
Путём проведения испытаний шин-прототипов (серийной 206Б, импортной
TM300S и экспериментальной VL-32) с помощью «шинного тестера» [12, 13] были определены некоторые свойства шины-оригинала.
Жёсткостные свойства шины сг (радиальные), Сд (продольные) и с (тангенциальные), прогиб к шины и среднее давление в контакте шин с опорным основанием ^ определялись на жёстком основании
(бетон) с помощью «шинного тестера», находящегося в статическом положении, при различных нагрузках по стандартным методикам при давлении воздуха в шине =0,11 МПа.
Для установления тягово-сцепных свойств пневматической шины необходимо знать величины тягового КПД щ; крюкового усилия Р^,; ведущего момента МК, подведённого к оси колеса; буксования движителя 8; кинематического радиуса гС при свободном его движении. Среди них количество безразмерных величин равно двум, то есть
и =2.
Принимаем:
М = и = 2; (1)
П = 8; (2)
П2 =щ. (3)
Из теории тракторов и автомобилей известно, что
8' = (< - гк)/ гС,
где г - кинематический радиус ведущего колеса при максимальном значении тягового КПД щ.
Учитывая зависимости (2) и (3), можно
записать:
Гк = < -(1 -8') = г;-(1 -П).
щ =
Рр - гк Мк '
п _К ] [г к ]
2 = [Мк ] Составив масштабные уравнения и установив масштабы сходных переменных, можно получить параметры шины-оригинала:
По = Пм;
Пю = ,; П2о
Пм
— г ко с с— км км
= 1; шг = .
с
г ■ г
г =л°_м = т ■ г с
'ко с тг г км '
П20 = П м;
Р ■ г
кро ко
Р ■г
крм км
М,„.
Р ■ г ■ М
Мкро ко км л 4 о =- = "р ■ "г ■Мк
Р ■ г
кр м км
г
(4)
км
Р,
тр=
р Р„
кро
1то=
крм
Р ■ г
кро ко
М,„
Для установления упругих свойств пневматической шины необходимо знать величины нагрузки О на ось колеса, прогиба Ь шины и радиуса качения колеса гск при свободном режиме его движения (м), а также жёсткостных показателей с, ^, с, размера контактной площадки и среднего давления ^ в пятне контакта с опорным основанием. Количество независимых величин (О, Ь, гС, сЛ, ) среди перечислен-
ных выше равняется пяти (К = 5). В связи с этим число безразмерных комплексов (критериев подобия) равно трём (М = N - ^ 8-5):
С № ]/М; П3 = с / Ск;
Ы=Ы-к ]; п=с / с ■(гкс );
кЫОкИР,]; П5 = дСр ■ икп/Ок.
Тогда можно получить параметры шины-оригинала:
П3о = 1 ■ П4о = 1 ■ П^ = 1 ■
1; тт 1 ; -.-г 1;
П
3 м
П
4 м
П
5 м
"ь =
к к.
О,,
"о =
О,
ТТ _ ТТ ■ сго ' Ьо ' 00км _1 ' „ _ Сгм '"о
= . ; = 1 ; Сго =
3о
3м >
с ■ Ь ■ О
гы ' " т —' V,
ТТ _ ТТ ■ сто ■ сЛм ■ укм
4о = 4м; - —Т~с
с ■с ■[г
им Ло \ ко
гм м ко с
\Гс )2
\км) _ 1 ■
с,
Щ =
сЛм
со = см ■ "л-У"
п ■ р ■ О
ТТ -ТТ ■ ЧсР° кпо км _ 1 ■ т -= П5м ; ^ ^ =1; '"и =
П ■ Р ■ О
^ срм кпм ко
; Псро
■ "л-"
П срм '"'О
(5)
Аналитическими исследованиями математической модели МТА агрегатируемого МЭС класса 1,4 [14] с помощью численного метода Рунге-Кутта, алгоритм которого широко известен, было установлено, что рациональная величина тангенциальной жёсткости с шины лежит в пределах 180...260 кН/м, радиальной с - 360.440 кН/м.
На основе полученных при установлении параметров внутреннего строения шины типоразмера 30,5Р-32 регрессионных зависимостей [8] с помощью постулатов физического подобия были аналитически определены рациональные жёсткости шины-оригинала и параметры армирования отечественной экспериментальной модели У1_-32, а также шин моделей 206Б и ТМ300Э (таблица 1).
с
с
г
Г
км
с
с
г
г
ко
км
Таблица 1 - Результаты моделирования шин методом физического подобия Table 1 - Results of tire modeling by the method of physical similarity
Показатели Indicators Размерность Size Шина типоразмера 30,5R-32 Tire of size 30,5R-32 Шина-оригинал 18,4R-38 Original tire 18,4R-38 Шины-пр Prototy ототипы 18,4R-38 pe tires 18,4R-38
206Б TM300S VL-32
К м 0,854 0,846 0,848 0,843 0,846
r м 0,803 0,793 0,765 0,794 0,791
S' 0,941 0,939 0,903 0,944 0,936
Н 44000 14400 14400 14400 14400
мк кН-м 13,52 5,84 4,97 5,53 5,84
Ркр Н 13000 5700 5200 5800 5700
1т 0,772 0,774 0,802 0,836 0,842
h м 0,085 0,080 0,082 0,087 0,081
F кп м2 0,466 0,232 0,229 0,254 0,232
Чар кПа 94,5 61,8 62,9 56,7 62,1
Cr кН/м 518 180 289 265 278
СЛ кН/м 643 452 436 408 452
Сг кН-м 469 442 313 289 323
Пб 6 4 5 6 4
Пк 6 3 4 2 3
аб град 65 70 70 70 70
ак град 5 5 5 5 5
Анализ данных таблицы 1 позволяет установить, что значения показателей и свойств шины VL-32 по сравнению с другими вариантами испытываемых шин в большей степени соответствуют свойствам шины-оригинала. При экспериментальных исследованиях на «шинном тестере» данная шина показала наибольшее значение тягового КПД, то есть шина VL-32 имеет параметры внутреннего строения, близкие к оптимальным.
Параметры внешней геометрии также оказывают влияние на тяговые показатели и упругие свойства шин для комплектации ведущих мостов. Величина коэффициента, характеризующего насыщенность рисунка протектора, которая была установлена по фактическим измерениям параметров внешней геометрии испытываемых шин, со-
ставила у серийной шины 206Б - 0,199, у импортной шины ТМ300S - 0,215, у экспериментальной шины VL-32 - 0,255. Следует отметить, что полученное значение среднего давления ^ в площади контакта шины VL-32
с опорным основанием, равное 62,1 кПа, незначительно превышает (менее 0,5%) среднее давление дср (61,8 кПа) шины-оригинала. Это связано с большей радиальной жёсткостью и более низкой величиной грун-тозацепов шины VL-32.
Таким образом, рациональные значения упругих свойств (таблица 2) и внешняя геометрия экспериментальной шины VL-32 обуславливают её более высокие тягово-сцепные свойства по сравнению с другими испытываемыми шинами типоразмера 18,4^38.
Таблица 2 - Упругодемпфирующие свойства испытываемых шин
Table 2 - Elastic damping properties of the tested tires
Показатели Indicators Обозначение Identification Размерность Size Значения для испытываемых шин Values for tested tires
206Б TM300S VL-32
Жёсткость радиальная Radial stiffness Н/м 289000 265000 278000
Жёсткость продольная Longitudinal stiffness сл Н/м 409700 387200 419500
Жёсткость тангенциальная Tangential stiffness Сг Н/рад 313000 289000 323000
Демпфирование радиальное Radial damping aR Н-с/м 1600 1600 1600
Демпфирование продольное Longitudinal damping Н-с/м 3000 3000 3000
Демпфирование тангенциальное Tangential damping аг Н-с/рад 1100 1100 1100
При проведении компьютерного эксперимента по установлению влияния параметров колебаний внешнего сопротивления на показатели функционирования МТА в матмодель, решение которой осуществлялось с помощью метода Рунге-Кутта, подставляли реальные значения крюковой нагрузки при установленной скорости перемещения агрегата.
Описательные статистические данные (таблица 3), полученные в результате компьютерного эксперимента, показывают следующее:
- при установлении одинакового внут-ришинного давления =0,11 МПа наибольшую частоту вращения коленвала двигателя обеспечивают экспериментальные шины модели VL-32;
- варьирование показателей функционирования МТА на экспериментальных шинах VL-32 характеризуется по сравнению с другими испытываемыми шинами также самой малой дисперсией;
- уменьшение внутришинного давления с 0,11 до 0,08 МПа экспериментальной шины VL-32 способствует снижению дисперсий показателей, характеризующих функционирование МТА.
Для установления поведения матмо-дели МТА, решая её методом Рунге-Кутта, в зависимости от жёсткостей (нормальной сг и тангенциальной с) испытываемых шин при компьютерном эксперименте задавались величинами, составляющими от 50 до 150% от их номинальных значений с определённым интервалом.
Полученные данные компьютерного эксперимента (рисунок 1) свидетельствуют, что при повышении значений нормальной жёсткости шин пики спектральных плотностей исследуемых параметров (ведущего момента на оси движителя, оборотов колен-вала силовой установки, нормальных ускорений корпуса заднего моста МЭС класса тяги 1,4) смещаются в более высокочастотную область с ростом их дисперсий.
Таблица 3 - Описательные статистические данные некоторых показателей движения МТА при проведении математического эксперимента
Table 3 - Descriptive statistics of trajectory indicators of machine-tractor units during
a mathematical experiment
Модель шины Tire model Давление, МПа Pressure, MPa Показатели Indicators Размерность Size Мат. ожидание Mathematical expectation Дисперсия Dispersion
Крутящий момент на оси колеса кН-м 6,251 0,316
206Б 0,11 Torque on the wheel axle
Обороты коленвала силовой мин-1 1990,8 8894
установки Crankshaft speed of power plant
Вертикальные ускорения моста Vertical acceleration of the axle м/с2 0 0,625
Крутящий момент на оси колеса кН-м 6,179 0,120
TM300S 0,11 Torque on the wheel axle
Обороты коленвала силовой мин-1 2035 3675
установки Rpm of the crankshaft of the
power plant
Вертикальные ускорения моста Vertical acceleration of the axle м/с2 0 0,241
Крутящий момент на оси колеса кН-м 6,131 0,939
0,11 Torque on the wheel axle
Обороты коленвала силовой мин-1 2081 1912
VL-32 установки Rpm of the crankshaft of the power plant
Вертикальные ускорения моста Vertical acceleration of the axle м/с2 0 0,118
Крутящий момент на оси колеса кН-м 5,919 0,931
0,08 Torque on the wheel axle
Обороты коленвала силовой мин-1 2190 1038
установки Rpm of the crankshaft of the
power plant
Вертикальные ускорения моста Vertical acceleration of the axle м/с2 0 0,072
SM
50 10 30
20 у?
* 2 ) Ç / ,
№
Л
a a
Ю
20
в c
25 О). Зйд/С
S
1
2
♦
О).
вод/с
а - ведущий момент на оси движителя; б - обороты коленвала силовой установки; в - нормальные ускорения корпуса заднего моста 1 - 50%; 2 - 75%; 3 - 100%; 4 - 125%; 5 - 150% Рисунок 1 - Графическое изображение спектральных плотностей исследуемых параметров шин МЭС класса 1,4 при изменении радиальной сг и тангенциальной жёсткостей ет
a - driving moment on the propulsion axis; b - rpm of the crankshaft of the power plant; c - normal accelerations of the back axle 1 - 50%; 2 - 75%; 3 - 100%; 4 - 125%; 5 - 150% Figure 1 - Graphic image of the spectral densities of the studied parameters for mobile power vehicle tires of Class 1,4 with a change in radial cr and tangential stiffness cT
S А»!
х Ю4
50
a a
t .2 j
в c
а - ведущий момент на оси движителя; б - обороты коленвала силовой установки; в - нормальные ускорения корпуса заднего моста 1 - 100%; 2 - 125%; 3 - 150% Рисунок 2 - Графическое изображение спектральных плотностей исследуемых параметров шин МЭС класса 1,4 при изменении тангенциальной жёсткости ет
a - driving moment on the propulsion axis; b - rpm of the crankshaft of the power plant; c - normal accelerations of the back axle 1 - 100%; 2 - 125%; 3 - 150% Figure 2 - Graphic image of the spectral densities of the studied parameters for mobile power vehicle tires
of Class 1,4 with a change in tangential stiffness cT
Повышение тангенциальной жёсткости сг (рисунок 2) обуславливает смещение экстремальных значений графиков спек-
тральных плотностей исследуемых параметров в область более высоких значений с увеличением полосы основных частот про-
цессов. Такой факт представляется положительным явлением, так как снижается вероятность возникновения резонансных частот при выполнении технологических операций машинно-тракторным агрегатом за счёт наложения колебаний внешних возмущающих воздействий на МТА.
Выводы:
- одним из главных факторов, существенно влияющих на показатели функционирования МТА на базе колёсных МЭС, являются параметры внутреннего армирования шин;
- используя постулаты физического подобия тел, для шин 18^-38 установлены параметры внутреннего армирования: нормы слойности каркаса и брекера равны трём и четырём соответственно, углы укладки нитей корда каркаса и брекера равны 5° и 70° соответственно;
- анализом описательных статистических данных, полученных в результате компьютерного эксперимента, установлено, что наилучшие эксплуатационные показатели МТА на базе МЭС класса тяги 1,4 показывает на шинах, у которых тангенциальная и нормальная жёсткости имели значения 323 кН-м/рад и 278 кН/м соответственно, присущие экспериментальной шине модели У1_-32;
- максимальные величины спектральных плотностей колебаний ведущего момента, приложенного к оси движителя, оборотов коленвала силовой установки, нормальных ускорений корпуса заднего моста МЭС класса тяги 1,4 с шинами У1_-32 соответственно на 26,9%, 28,0% и 23,8% меньше, чем на шинах модели 206Б;
- при повышении значений нормальной и тангенциальной жёсткостей шин пики спектральных плотностей исследуемых параметров смещаются в более высокочастотную область с увеличением полосы основных частот процессов, что представляется положительным явлением, так как устраняется возможность возникновения резонансных частот при наложении внешних возмущающих воздействий на МТА.
Список источников
1. Фомин А. О состоянии и перспективах машинно-тракторного парка сельхозпредприятий России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 56-60.
EDN: TXLSYJ
2. Остранина Т.К. Требования к машинно-тракторному парку для увеличения прибыли зернового производства // Материалы LV Международной научно-технической конференции «Достижения науки - агропромышленному производству» / Южно-Уральский государственный аграрный университет. Челябинск, 2016. С. 155-160. EDN: WINMYOT
3. Гедроить Г.И., Зезетко Н.И., Медведь А.В. Развитие конструкций ходовых систем тракторов «Беларус» мощностью 300.450 л.с. // Агропанорама. 2017. № 4. С. 5-9.
4. Орда А.И., Шкляревич В.А., Воробей А.С. Результаты экспериментальных исследований по определению нормальных напряжений в почве под колесом методом физического моделирования // Механизация и электрификация сельского хозяйства / Науч.-практ. Центр Нац. акад. наук Беларуси по механизации сел. хоз-ва. Минск, 2013. Вып. 47. Т. 1. С. 29-37. EDN: ZWEKMV
5. Bulinski J., Sergiel L. Effect of wheel passage number and type inflation pressure on soil compaction in the wheel track // Annals of Warsaw Agr. Univ. Agriculture. Warsaw, 2013. № 62. Р. 515.
6. Godwin R., Misiewicz P., White D. and others. Results from Recent Traffic Systems Research and the Implications for Future Work // Acta technol. agr. 2015. Vol. 18. № 3. Р. 57-63.
7. Chervet A., Sturny W.G., Gut S. et autres. Charge maximale admissibie a la roue - une variable carachteristique utile pour la pratique // Recherche Agronomique Suisse. 2016. № 7-8. P. 330337.
8. Galambosova J., Macak M., Rataj V. and others. Field evaluation of controlled traffic in Central Europe using commercially available machinery // Amer. Soc. of agriculture and boil engineering. St. Joseph (Mich.), 2017. Vol. 60. № 3. P. 657669.
9. Melikov I., Khasanova E., Kravchenko V., Kravchenko L., Senkevich S. Traction and energy efficiency tests of oligomeric tires for category 3 tractors // IOP Conference Series: Earth and Envi-
ronmental Science. 12th International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry, Interagromash-2019, Rostov-on-Don, 2019. Р. 012126.
10. Кравченко В.А., Яровой В.Г., Мели-ков И.М. Характер деформирования крупногабаритных шин низкого давления движителей тракторов класса 5 // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ. 2017. № 132(08). С. 1230-1241.
11. Кравченко В.А., Оберемок В.А., Ме-ликов И.М. Оптимизация параметров армирования шин движителей колёсных тракторов // Проблемы развития АПК региона. 2017. № 4 (32). Т. 4. С. 126-132.
12. Сергеев Н.В. Мобильная установка «шинный тестер» для проведения экспериментальных исследований пневматических шин // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 1. № 2 (24). С. 33-37.
13. Пархоменко С.Г., Пархоменко Г.Г. Экспериментальное исследование характеристик тракторных пневматических шин // Тракторы и сельхозмашины. 2017. № 11. С. 40-48.
14. Кравченко В.А., Кравченко Л.В., Серёгина В.В. Математическая модель машинно-тракторного агрегата с УДМ в трансмиссии трактора // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ. 2014. № 103. С. 251-261.
References
1. Fomin A. O sostoyanii i perspektivakh mashinno-traktornogo parka sel'khozpredpriyatiy Rossii (On the state and prospects of the machine and tractor fleet of agricultural enterprises in Russia). Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal. 2015; 3: 56-60. EDN: TXLSYJ (In Russ.)
2. Ostranina T.K. Trebovaniya k mashinno-traktornomu parku dlya uvelicheniya pribyli zerno-vogo proizvodstva (Requirements for the machine and tractor fleet to increase the profit of grain production). Materialy LV Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «Dostizheniya nauki -agropromyshlennomu proizvodstvu». Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet.
Chelyabinsk, 2016, pp. 155-160. EDN: WINMYOT (In Russ.)
3. Gedroit' G.I., Zezetko N.I., Medved' A.V. Razvitie konstruktsiy khodovykh sistem traktorov «Belarus» moschnost'yu 300...450 l.s. (Development of designs for undercarriages of tractors "Belarus" with a capacity of 300 ... 450 hp.). Agropanorama. 2017; 4. 5-9. (In Russ.)
4. Orda A.I., Shklyarevich V.A., Vorobey A.S. Rezul'taty eksperimental'nykh issledovaniy po opredeleniyu normal'nykh napryazheniy v pochve pod kolesom metodom fizicheskogo modelirova-niya (Results of pilot studies on determination of normal tension in the soil under a wheel using a method of physical modeling). Mekhanizatsiya i elektrifikatsiya sel'skogo khozyaystva / Nauch.-prakt. Tsentr Nats. akad. nauk Belarusi po mekha-nizatsii sel. khoz-va. Minsk, 2013; 47-1: 29-37. EDN: ZWEKMV
5. Bulinski J., Sergiel L. Effect of wheel passage number and type inflation pressure on soil compaction in the wheel track. Annals of Warsaw Agr. Univ. Agriculture. Warsaw, 2013; 62: 5-15.
6. Godwin R., Misiewicz P., White D. and others. Results from Recent Traffic Systems Research and the Implications for Future Work. Acta technol. agr. 2015; 18-3: 57-63.
7. Chervet A., Sturny W.G., Gut S. et autres Charge maximale admissibie a la roue - une variable carachteristique utile pour la pratique. Recherche Agronomique Suisse. 2016; 7-8: 330-337.
8. Galambosova J., Macak M., Rataj V. and others. Field evaluation of controlled traffic in Central Europe using commercially available machinery. Amer. Soc. of agriculture and boil engineering. St. Joseph (Mich.), 2017; 60-3: 657-669.
9. Melikov I., Khasanova E., Kravchenko V., Kravchenko L., Senkevich S. Traction and energy efficiency tests of oligomeric tires for category 3 tractors. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 12th International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry, Interagromash-2019, Rostov-on-Don, 2019,
pp. 012126.
10. Kravchenko V.A., Yarovoy V.G., Melikov I.M. Kharakter deformirovaniya krupnogabarit-nykh shin nizkogo davleniya dvizhiteley traktorov klassa 5 (The character of deflection of the oversize tires with low pressure in tractor propulsion units of Class 5). Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta, Nauchnyy
zhurnal KubGAU [Elektronnyy resurs]. Krasnodar: KubGAU, 2017; 132(08): 1230-1241.
11. Kravchenko V.A., Oberemok V.A., Me-likov I.M. Optimizatsiya parametrov armirovaniya shin dvizhiteley kolesnykh traktorov (Optimization of tire reinforcement parameters for wheel tractor propulsion units). Problemy razvitiya APK regiona. 2017; 4-4 (32): 126-132. (In Russ.)
12. Sergeev N.V. Mobil'naya ustanovka «shinnyy tester» dlya provedeniya eksperimen-tal'nykh issledovaniy pnevmaticheskikh shin (Mobile machine "tire tester" for experimental research of pneumatic tires). Evraziyskoe Nauchnoe Ob"edinenie. 2015; 1-2 (24): 33-37. (In Russ.)
13. Parkhomenko S.G., Parkhomenko G.G. Eksperimental'noe issledovanie kharakteristik
traktornykh pnevmaticheskikh shin (Experimental study of the characteristics of tractor pneumatic tires). Traktory i sel'khozmashiny. 2017; 11: 40-48. (In Russ.)
14. Kravchenko V.A., Kravchenko L.V., Seregina V.V. Matematicheskaya model' ma-shinno-traktornogo agregata s UDM v transmissii traktora (Mathematical model of a machine and tractor unit with EDM in transmission of a tractor). Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo universi-teta, Nauchnyy zhurnal KubGAU [Elektronnyy resurs]. Krasnodar, KubGAU, 2014; 103: 251-261. (In Russ.)
принята к публикации 30.01.2023.
The article was submitted 26.12.2022; approved after reviewing 27.01 2023; accepted for publication 30.01.2023.
https://elibrary.ru/qizbht
Информация об авторах
В.А. Кравченко - доктор технических наук, профессор, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия. Тел.: +7-928-195-79-47. E-mail: a3v20l7@yandex.ru.
Л.В. Кравченко - доктор технических наук, профессор, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия. Тел.: +7-928-162-88-76. E-mail: Iusya306@yandex.ru.
Г^ Владимир Алексеевич Кравченко, a3v2017@yandex.ru.
Information about the authors
VA Kravchenko - Doctor of Technical Sciences, Professor, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia. Phone: +7-928-195-79-47. E-mail: a3v2017@yandex.ru.
L.V. Kravchenko - Doctor of Technical Sciences, Professor, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia. Phone: +7-928-162-88-76. E-mail: Iusya306@yandex.ru.
Kravchenko Vladimir Alekseevich, a3v2017@yandex.ru.
Вклад авторов. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors. All authors made an equivalent contribution to the preparation of the article.
The authors declare no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 26.12.2022; одобрена после рецензирования 27.01.2023;