Евстафьева Е.М.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
В условиях рыночной экономики обеспечение бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любой коммерческой организации. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он используется, зависит благосостояние собственников коммерческой организации. В связи с чем особую актуаль-
ность приобретает исследование методологии и методики анализа формирования и функционирования собственного капитала коммерческой организации.
Значительный вклад в исследование вопросов анализа собственного капитала внесли такие ученые как: И. А. Бланк, М.И. Баканов, Л.Е. Басовский, Г.П. Герасименко, Л.Т. Гиляровская, М.Е. Грачева, Л.В. Донцова, А.Ф. Ионо-ва, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, М.Н.
Крейнина, А.М. Лунева, Б.И. Майдан-чик, Э.А. Маркарьян, М.В. Мельник, Н.А. Никифорова, Е.В. Негашев, В.Г. Когденко, В.Ф. Протасов, М.А. Ревяки-на, Г.В. Савицкая, Н.Н. Селезнева, Р.С. Сайфулин, С.К. Татур, А.Н. Хорин, А.Д. Шеремет, а также зарубежные авторы: Л.А. Бернстайн, Э. Бриттон, К. Ватер-стон, А. Дамодаран, Ришар Ж., Ш. Пратт, Э. Хелферт.
Профессор Бланк И. А. справедливо отмечает, что анализ капитала представляет собой процесс исследования его состояния и основных результатов его формирования и использования в коммерческой организации с целью выявления резервов повышения ее рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития [1, с.59].
Анализ собственного капитала, являясь важнейшей составной частью учетно-аналитической системы коммерческой организации, представляет собой процесс формирования, расчета системы аналитических показателей и их исследования. Аналитические показатели, входящие в сформированную систему, необходимы для подготовки и принятия эффективных управленческих решений по всем аспектам формирования и использования собственного капитала коммерческой организации.
Анализ собственного капитала позволяет определить:
- степень обеспеченности коммерческой организации собственным капиталом для осуществления непрерывной деятельности;
- привлекательность организации для потенциальных инвесторов;
- эффективность использования собственного капитала;
- обоснование оптимального соотношения собственного и заемного капитала;
- направления движения собственного капитала в процессе хозяйственной деятельности коммерческой организации;
- уровень «защитного буфера» средств кредиторов и покрытия обязательств перед ними.
Вышеприведенный перечень задач свидетельствует о том, анализ собственного капитала является одним из направлений анализа источников формирования капитала в системе комплексного экономического анализа, состав и структура которых оказывают определяющее влияние на финансовую устойчивость и возможность оценки деятельности коммерческой организации в целом.
Капитал организации в зависимости от источника финансирования можно классифицировать по следующим признакам:
1. По титулу собственности формируемого капитала (собственный и заемный).
2. По группам источников привлечения капитала по отношению к коммерческой организации (капитал, привлекаемый из внутренних источников, капитал, привлекаемый из внешних источников).
3. По национальной принадлежности владельцев капитала, предоставляющих его в хозяйственное использование (отечественный капитал, иностранный капитал).
4. По формам собственности капитала, представляемого организации (частный капитал, государственный капитал).
Сравнительный анализ источников финансирования в зависимости от титула собственности представлен в таблице 1 (см. ниже).
Из таблицы 1 видно, что коммерческая организация, использующая только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития. Организация, имеющая заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема
активов) и возможности прироста фи- большей мере генерирует финансовый
нансовой рентабельности, однако, в риск и угрозу банкротства.
Таблица 1.Сравнительный анализ источников финансирования в зависимости от титула собственности
_(составлено автором)_
№ Источник финансирования Преимущества Недостатки
1 2 3 4
1. Собственный капитал 1. Простота привлечения. 1.Ограниченность объема привлечения.
2. Снижение финансового риска. 2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативным заемными источниками формирования капитала.
3.Прибыль в полном объеме может быть направлена на развитие организации.
3.Обеспечение финансовой устойчивости. 3.Не используется возможность увеличения рентабельности собственного капитала.
4. Снижение риска банкротства.
2. Заемный капитал 1. Снижение налоговой нагрузки. 1.Возрастание финансовых рисков;
2. Организация может активно осуществлять инвестиционную политику; 2.Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую норму прибыли.
3. Эффект финансового рычага, так как. процент по кредитам и займам ниже рентабельности активов. 3.Высокая зависимость стоимости заемного капитала от конъюнктуры финансового рынка.
4.Достаточно широкие возможности привлечения.
4. Снижение кредитоспособности организации.
Как отмечает профессор Мельник М. В., состав и структура источников финансирования организации влияют на следующие характеристики ее деятельности:
1) уровень финансового риска, который определяется соотношением собственных и заемных источников финансирования и зависит от структуры пассива баланса;
2) структуру контроля, которая будет изменяться при привлечении в качестве источников финансирования средств участников, в результате чего меняются доли в уставном капитале и соответственно структура контроля;
3) уровень рентабельности собственного капитала, зависящий от эффекта финансового рычага;
4) свободу принятия решений, которая может быть ограничена дополнительными обременяющими организацию условиями привлечения капитала, такими как: необходимость обеспечения (залог, гарантия, поручительство), ограничения на деятельность организации, предусматриваемые обычно в кредитных и лизинговых договорах, необходимость страхования имущества. [3, с.199]
При этом необходимо учитывать, что оптимальная структура источников финансирования зависит от следующих факторов:
- стадии жизненного цикла организации;
- отраслевых особенностей организации;
- конъюнктуры товарного рынка;
- конъюнктуры финансового
рынка;
- «кредитной истории» организации;
- уровня налогообложения прибыли;
- уровня рентабельности основной деятельности.
Оценивать изменения, произошедшие в структуре капитала необходимо и с позиции инвесторов, и с позиции организации. Для кредитных учреждений и прочих инвесторов ситуация является более надежной, если доля собственного капитала у клиента больше 50% - это уменьшает финансовый риск. Получив заемные средства под меньший процент, чем рентабельность организации, можно расширить производство, повысить доходность собственного капитала.
Другими словами, грамотный выбор источников финансирования позволяет сформировать такую схему движения денежных средств, которая будет способствовать росту экономической стоимости акционерного капитала. При этом следует согласиться с Хел-фертом Э., который считает, что на рост акционерного капитала влияют три взаимосвязанных направления принятия решений:
- выбор и осуществление оптимального способа использования ресурсов;
- разумный выбор источника и своевременность финансирования;
- задействование всех ресурсов эффективным способом с точки зрения соотношения затраты-прибыль с учетом конкуренции инвестиционных альтернатив [4, с.62].
Были использованы фундаментальные научные разработки и методики комплексного экономического анализа ведущих ученых в этой области, разработаны методологические подходы к анализу собственного капитала коммерческой организации. Методологические подходы, представленные на рисунке 1, предусматривают выполнение совокупности процедур, обеспечивающих получение аналитической информации о формировании и использовании собственного капитала.
Первая процедура предполагает определение целей, задач и принципов анализа собственного капитала. Основной целью анализа собственного капитала коммерческой организации является системное исследование процесса формирования и использования собственного капитала для принятия эффективных управленческих решений.
Следует отметить, что в зависимости от поставленных целей, в процессе анализа собственного капитала целесообразно формировать систему аналитических показателей, включающую в себя:
- показатели, характеризующие процесс формирования и использования собственного капитала коммерческой организации с точки зрения соответствия их тактическим целям;
- показатели, характеризующие процесс формирования и использования собственного капитала коммерческой организации с точки зрения достижения стратегических целей.
В данной статье будет рассмотрена только первая группа показателей.
К основным задачам анализа собственного капитала можно отнести:
- изучение динамики состава и структуры собственного капитала коммерческой организации;
- выявление внешних и внутренних факторов, влияющих на их величины;
Рис. 1. Методологические подходы к анализу собственного капитала коммерческой
организации.
- оценку уровня финансового риска (соотношения собственного и заемного капитала);
- обоснование оптимального варианта распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.
К основным принципам анализа собственного капитала относятся: принцип научности, принцип системности, принцип объективности, принцип комплексности, принцип оперативности, принцип эффективности.
Вторая процедура заключается в выборе объекта анализа собственного капитала и формировании системы аналитических показателей. Объектом анализа может выступать как весь собственный капитал, так и его отдельные составляющие (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал и
нераспределенная прибыль). Следует обратить внимание, что формирование системы показателей определено целями и задачами собственного капитала. В каждой конкретной ситуации система аналитических показателей может быть индивидуальной.
Следующая процедура предусматривает определение методов, вида и методик анализа собственного капитала.
Анализ собственного капитала базируется на использовании различных методов экономического анализа. Среди общей системы методов применительно к собственному капиталу целесообразно выделять:
1. Общенаучные методы.
2. Элементарные методы микроэкономического анализа.
3. Традиционные методы экономической статистики.
4. Математико-статистические методы изучения связей.
5. Методы теории принятия решений.
6. Методы финансовых вычислений.
Система методов, используемых при анализе собственного капитала, представлена в таблице 2.
Для решения конкретных задач менеджмент организации может использовать различные виды анализа собственного капитала, представленные в таблице 3.
Таблица Ъ.Система методов, используемых при анализе собственного капитала
№ Методы Составляющие метода
1 2 3
1. Общенаучные методы Индукция, дедукция, синтез, аналогия, детализация, конкретизация, систематизация
2. Элементарные методы микроэкономического анализа Балансовый метод; метод цепных подстановок и арифметических разниц; метод выявления изолированного влияния факторов; дифференциальный метод; интегральный метод; логарифмический метод; метод процентных чисел, метод коэффициентов.
3. Традиционные методы экономической статистики Метод средних величин; метод группировки; элементарные методы обработки рядов динамики; индексный метод, метод абсолютных и относительных величин.
4. Математико-статистические методы изучения связей (стохастическое моделирование); Корреляционный анализ; регрессионный анализ; дисперсионный анализ; кластерный анализ; методы современного факторного анализа; методы обработки пространственно-временных совокупностей, компонентный анализ.
5. Методы теории принятия решений Методы ситуационного анализа и прогнозирования; имитационное моделирование; метод построения дерева решений; линейное программирование; анализ чувствительности.
6. Методы финансовых вычислений Дисконтирование, наращение
Таблица ЗВиды анализа собственного капитала
№ п/п Признак Форма анализа
1 2 3
1. Организация проведения анализа - внутренний, внешний.
2. В зависимости от объема аналитического исследования - полный анализ, тематический анализ;
3. В зависимости от глубины аналитического исследования - экспресс - анализ, фундаментальный анализ.
4. В зависимости от объекта анализа капитала - анализ капитала в целом по организации; - анализ капитала в разрезе составляющих;
5. В зависимости от периода проведения финансового анализа - предварительный анализ; - текущий (оперативный) анализ; - последующий (ретроспективный)
Продолжение таблицы 3
6. В зависимости от поставленных целей - горизонтальный (временной) анализ; - вертикальный (структурный) анализ; - трендовый анализ; - сравнительный анализ; - анализ относительных показателей; - факторный анализ.
7. В зависимости от стадии жизненного цикла организации - анализ источников формирования капитала; - анализ функционирующего капитала; - анализ и оценка эффективности функционирующего капитала. (Составлено на основе [2], п..6 и п.7- дополнены автором)
Рассмотренные виды анализа позволяют исследовать процесс формирования и использования собственного капитала коммерческой организации. Любой из перечисленных видов анализа предполагает отбор и подготовку к аналитическому исследованию различных видов как внешней, так и внутренней информации о собственном капитале.
Исследована взаимосвязь видов анализа и основных направлений анализа собственного капитала коммерческой организации (приложение 1).
Одним из приоритетных видов анализа является факторный анализ. Он позволяет определить, какое влияние на изучаемый показатель (в данном случае собственный капитал) оказало изменение того или иного фактора.
В любой коммерческой организации все показатели неразрывно связаны между собой (не будет продаж - не будет прибыли), также они в свою очередь зависят от различных внешних условий (курсы валют, объемы продаж у конкурентов, условия поставщиков). Кроме того все аналитические показатели коммерческой организации и показатели внешних условий являются факторами как по отношению к какому-то расчетному показателю (рентабельность продаж, срок товарного кредита, оборачиваемость товаров), так и по отношению друг к другу.
При моделировании функциональных факторных моделей необходимо соблюдать ряд требований:
1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.
2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.
3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.
Обзор методик факторного анализа показателей собственного капитала коммерческой организации представлен в приложении 2.
Следует отметить, что определение метода и методики анализа собственного капитала осуществляется исходя из степени доступности информации, необходимой для анализа.
Четвертая процедура предусматривает определение информационной базы для анализа собственного капитала коммерческой организации в тесной увязке с избранными методами, видами анализа. Информационная база для анализа собственного капитала коммерческой организации представлена в таблице 4 (см. ниже).
Из таблицы 4 (см. ниже) видно, что основными источниками информации для анализа собственного капитала служит нормативная, бухгалтерская (учетная) и неучетная информация. Однако наибольший интерес для анализа
собственного капитала коммерческой организации представляет «Отчет об изменениях капитала». Анализ каждой составляющей собственного капитала организации, проводимый на основе этой формы, позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности коммерческой организации по управлению собственным капиталом.
Косвенную информацию, необходимую для комплексного анализа собственного капитала, можно получить из Главной книги (сальдо по счетам 82, 83, 84, 80 и др), «Бухгалтерского баланса», «Отчета о прибылях и убытках», «Отчета о движении денежных средств», «Отчета о целевом использовании полученных средств», включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Последняя процедура - расчет аналитических показателей и принятие управленческих решений.
Таким образом, проведенное исследование позволило сформировать методологические подходы к анализу
собственного капитала коммерческих организаций, включающие в себя пять процедур: определение целей, задач и принципов анализа собственного капитала, выбор объектов анализа собственного капитала и формирование системы аналитических показателей, определение методов, вида и методики анализа собственного капитала, формирование информационной базы для анализа, расчет аналитических показателей и принятие управленческого решения.
Исследование современной методологии анализа собственного капитала позволило сделать вывод, что она ориентирована на показатели, характеризующие процесс формирования и использования собственного капитала коммерческой организации с точки зрения соответствия их тактическим целям, в то время как в условиях динамичной внешней среды важное значение приобретают показатели, характеризующие процесс формирования и использования собственного капитала коммерческой организации с точки зрения достижения стратегических целей. В связи с чем требуется исследование и разработка методики оценки и анализа показателей стоимости собственного капитала.
Таблица 4.Информационная база для анализа собственного капитала __коммерческой организации_
Вид информации Источники информации
Внутренние источники Внешние источники
1 2 3 3
Нормативная информация Документы, регулирующие хозяйственную деятельность организации: учредительные документы, хозяйственные договоры и соглашения, приказы и распоряжения руководителей организации. Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: федеральные и региональные законы, Указы Президента, постановления Правительства, Приказы Минфина и местных органов власти.
Бухгалтерская (учетная) информация Данные аналитического и синтетического учета: Главная книга сальдо по счетам 82, 83, 84, 80 Различные виды отчетности: - бухгалтерская финансовая отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала), -управленческая отчетность, - прогнозная отчетность. Отчетность контрагентов, Отчетность организаций - эталонов (при условии использования в организации бенчмаркинга).
Неучетная информация Информация, формируемая внутри организации в системах финансовой, инвестиционной, операционной, бухгалтерской службах организации: - материалы отчетов финансовых служб и финансовые прогнозы, - материалы разработанных и/или внедренных бизнес-планов. Информация, формируемая за пределами организации: - финансово-экономическая информация о внутренней и внешней экономической политике государства, курсах иностранных валют, размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, инвестиционном климате; - оценки экспертов.
Приложение 1
Исследование взаимосвязи видов и направлений анализа собственного капитала
№ Вид анализа Цель анализа Направления анализа собственного капитала
1. Горизонтальный (временной) анализ Сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. 1. Анализ показателей собственного капитала отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода.
2. Анализ показателей собственного капитала за ряд предшествующих периодов.
2. Вертикальный (структурный) анализ Определение структуры финансовых показателей (удельные значения каждого показателя в их сумме). 1. Структурный анализ всего капитала по титулу собственности.
2. Структурный анализ собственного капитала
3. Трендовый анализ Сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики и изменения показателя. 1. Определение показателей динамики собственного капитала с рядом предшествующих периодов.
2. Определение показателей всего капитала с рядом предшествующих периодов.
4. Анализ относительных показателей Расчет отношений различных абсолютных показателей финансовой деятельности организации. 1. Анализ рентабельности капитала.
2. Анализ финансовой устойчивости.
3. Оценка рыночной активности.
4. Анализ эффективности использования капитала.
5. Анализ деловой активности
5. Факторный анализ Анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный 1. Факторный анализ изменения стоимости чистых активов.
показатель. 2. Система интегрального анализа по модели «Дюпон».
3. Система SWOT - анализа финансовой деятельности.
4. Объектно-ориентированная система интегрального финансового анализа.
5. Факторная модель ценности акций для оао
6. Портфельный анализ.
Приложение 2
Обзор методик факторного анализа показателей собственного капитала __коммерческой организации_
№ Методики факторного анализа Сущность методики Порядок расчета
1. Факторный анализ изменения стоимости чистых активов В процессе анализа СЧА необходимо выявить и оценить факторы, влияющие на ее величину. Все факторы можно разделить на три группы: - все изменения в активах и обязательствах, которые не ведут к изменению СЧА; - все изменения в активах и обязательствах, которые ведут к изменению СЧА; - изменения составляющих собственного капитала, которые не затрагивают активы, обязательства и СЧА. Факторный анализ изменения стоимости чистых актив с точки зрения пассивных статей баланса производится с использованием формулы: СЧА=Ку - Ав+Кд+ Кр+ Пн- Ун - Зув + ДБП, где К—уставный капитал; Ав - собственные акции, выкупленные у акционеров; Кд -добавочный капитал; Кр - резервный капитал; П - нераспределенная прибыль; Ун - непокрытый убыток; Зув - задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал; ДБП - доходы будущих периодов.
2. Система интегрального анализа по методике «Дюпон» При анализе по методике "Дюпон" исходят из предположения о том, что успешное развитие коммерческой организации возможно лишь при условии постоянного роста прибыльности акционерного капитала. Методика включает три разновидности факторной модели «Рентабельность собственного капитала»: • ДЕухфакторная модель - предлагает в качестве влияющих факторов на итоговое значение критерия использовать рентабельность активов и финансовый рычаг. • Трехфакторная модель - к финансовому рычагу добавляет рентабельность продаж и оборачиваемость активов. • Пятифакторная модель - помимо влияния финансового рычага и оборачиваемости активов берется в расчет операционную прибыль и учитывает процентное и налоговое бремя. Доходность собственного капитала в различных моделях: 1. ROE=Доходность активов x Финансовый рычаг 2. ROE=Рентабельность продаж x Оборачиваемость активов x Финансовый рычаг 3. ROE=Операционная рентабельность x Бремя процентов x Налоговое бремя x Оборачиваемость активов x Финансовый рычаг
3. Система SWOT -анализа финансовой деятельности. SWOT-анализ - это анализ бизнеса в контексте рыночного окружения. SWOT-анализ заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса и определении возможностей успешного функ- Результаты SWOT-анализа представляются графически по комплексному исследованию влияния основных факторов на потенциал использования капитала организации
цитирования коммерческой организации в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка
4. Обектно-ориентированная система интегрального финансового анализа Концепция интегрированного объектно-ориентированного анализа, разработанная фирмой «Мо-дернсофт» (США), базируется на использовании компьютерной технологии и специального пакета прикладных программ. Основой этой концепции является представление модели формирования чистой прибыли (или другого результативного показателя финансовой деятельности) предприятия в виде совокупности взаимодействующих первичных финансовых блоков, моделирующих «классы» элементов, непосредственно формирующих сумму чистой прибыли. Пользователь сам определяет систему таких блоков и классов исходя из специфики финансовой деятельности предприятия, чтобы в соответствии с желаемой степенью детализации представить в модели все ключевые элементы формирования прибыли. После построения модели пользователь наполняет все блоки количественными характеристиками в соответствии с отчетной информацией по предприятию. Систему блоков и классов можно расширить и углубить по мере изменения направлений деятельности предприятия и появления более подробной информации о процессе формирования прибыли.
5. Факторная модель ценности акций Данная модель служит своего рода индикатором спроса на обыкновенные акции и характеризует соответственно их инвестиционную привлекательность, которую к тому же в отличие от прибыли на акцию можно достаточно эффективно использовать в межхозяйственных сравнениях. Известно, что увеличение прибыли на акцию, как правило, приводит к росту рыночной цены акции. При этом наиболее оптимальна ситуация, когда увеличение рыночной цены акции опережает увеличение прибыли на акцию, т.е. ценность акции возрастает. Факторная модель ценности акции строится следующим образом: ЦА=РЦА /ПНА=(РЦА/ДА) х (ДА/ПНА) = КДВ /РА=(ДОА/(ЧП-ДПА))/РА= (( ДОА/ДПА) / ((ЧП/ДПА)-1))/РА=КСД/((КПД-1)хРА), где ЦА - ценность акции; РЦА - рыночная цена обыкновенной акции; ПНА - прибыль на акцию; ДА - дивиденды по обыкновенной акции; КДВ - коэффициент дивидендного дохода; РА - рентабельность акции; ДОА - общая сумма дивидендов по обыкновенным акциям; ДПА - общая сумма дивидендов по привилегированным акциям; ЧП - чистая прибыль; КСД - коэффициент соотношения дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям; КПД - коэффициент покрытия дивидендов.
6 Портфельный анализ Этот анализ основан на использовании «портфельной теории», в соответствии с которой уровень прибыльности портфеля фондовых инструментов рассматривается в одной связке с уровнем риска портфеля (система «прибыль—риск»). В соответствии с этой теорией можно за счет формирования «эффективного портфеля» (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) снизить уровень портфельного риска и соответственно повысить отношение уровня прибыльности к риску. Процесс анализа и подбора в портфель таких ценных бумаг и составляет основу использования этой системной теории.
Библиографический список
1.Бланк И.А. Управление капиталом: Учебный курс.- К.: Эльга, Ника- Центр, 2004.-с. 59.
2.Илышева Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации/ Н.Н. Илышева, С.И. Крылов.- М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2008
3.Мельник М.В. Экономический анализ в аудите: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Финансы и кредит, «Налоги и налогообложение» / М.В. Мельник, В.Г. Ко-гденко - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007.-с. 199
4.Хелферт Э. Техника финансового анализа. 10-е изд. / Э. Хелферт.- Спб.: Питер , 2003.-с.62