Научная статья на тему 'Аналитический учет товаров как составляющая управленческого учета в торговых организациях'

Аналитический учет товаров как составляющая управленческого учета в торговых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЁТ / ANALYTICAL ACCOUNT / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TRADE ORGANIZATION / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFICIENCY OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тямусев Дмитрий Ильич

Для целей управления товарными запасами, контроля за их сохранностью и т.п. обобщенной информации о товарах недостаточно, необходимо знать величину остатков, поступления и выбытия по каждому наименованию товаров, по каждому материально ответственному лицу (каждой бригаде материально ответственных лиц). Для получения более детальной информации о наличии и движении товаров необходим их аналитический учет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYTICAL ACCOUNTING OF GOODS AS THE COMPONENT OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN TRADE ORGANIZATIONS

For management of commodity stocks, control of their safety, etc. summarized information on goods insufficiently, it is necessary to know the size of the remains, receipts and leavings according to each name of goods, on each responsible person (each crew of responsible persons). Their analytical account is necessary for obtaining more detailed information on existence and movement of goods

Текст научной работы на тему «Аналитический учет товаров как составляющая управленческого учета в торговых организациях»

УДК 658.012.1

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ТОВАРОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© 2014

Д.И. Тямусев, аспирант

Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)

Аннотация: Для целей управления товарными запасами, контроля за их сохранностью и т.п. обобщенной информации о товарах недостаточно, необходимо знать величину остатков, поступления и выбытия по каждому наименованию товаров, по каждому материально ответственному лицу (каждой бригаде материально ответственных лиц). Для получения более детальной информации о наличии и движении товаров необходим их аналитический учет.

Ключевые слова: аналитический учёт, торговая организация, управленческий учёт, прибыль, эффективность деятельности.

Предприятия в сложных условиях российского налогового климата могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динамики прибыли, приумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, повышения стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты деятельности предприятия поддаются управлению с помощью унифицированных методов, наработанных рыночной цивилизацией.

Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов.

Результативность функционирования большинства организаций чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности. Любой хозяйствующий субъект обладает определенными возможностями для достижения целей, ради которых он был создан. В нашей стране основными оценочными показателями традиционно считаются объем реализации и прибыль.

По оценкам специалистов, увеличение на 5% числа лояльных к различным торговым сетям клиентов способно повысить объемы продажи товаров на 100%. Лояльный клиент приносит в 11 раз большую прибыль [3].

Важнейшим способом снижения текущих финансовых потребностей является ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Когда меняется структура спроса, в том числе и территориальная, следует, видимо, менять и структуру сети. Если в малых отдаленных населенных пунктах проживает все меньше покупателей, надо постепенно заменять стационарную торговлю высокоэффективным разъездным обслуживанием, а капиталовложения концентрировать на тех направлениях, где есть серьезные покупательские потоки.

Надо следовать за структурой спроса и в другом смысле. Доходы людей будут постепенно возрастать. А чем выше доходы людей, тем меньшую часть они тратят на приобретение дешевых продуктов питания, зато больше - на услуги, на покупку автомобилей, мебели, на строительство, обустройство дома, мобильную связь, компьютеры, хорошую бытовую технику и т.д. А раз меняется структура спроса, надо менять и структуру предложения, причем немного опережая изменения, оценивая потребительские ожидания и предпочтения на небольшую перспективу.

Выгода развития крупной торговой сети внутри потребительской кооперации состоит еще и в том, что этот процесс затрагивает не только торговлю. Под достаточно мощные торговые сети можно развивать серьезное кооперативное производство, причем специализированное, когда каждый на паритетной основе выпускает объемы, рассчитанные на несколько территорий.

Это, в свою очередь, позволяет по-другому строить

и закупочную деятельность, сказывается на развитии оптовой торговли, собственного транспорта. То есть можно получить эффект не в одной отрасли, а в целом ряде взаимосвязанных отраслей. Это очень важно в условиях, когда конкуренция объективно будет нарастать.

Факторами достижения конкурентоспособных показателей являются:

- объединение закупок;

- единый бренд (единое лицо) у кооперативных магазинов;

- логистика и использование систем автоматизации;

- ассортимент товаров.

Значимым является ценообразование. Цены привлекают множество покупателей, покупатели обеспечивают большие объемы и высокую скорость товарооборота. Объемы и скорость товарооборота позволяют делать массовые закупки с соответствующими скидками и уменьшают накладные расходы - цены снижаются. Кроме того, скорость оборота позволяет и при низких наценках получать достаточные для накопления и окупаемости вложений объемы прибыли.

В розничном торговом предприятии может быть принята классическая система ценообразования, при которой на избранные социально значимые товары, а также товары-индикаторы устанавливаются исключительно привлекательные цены. На остальную часть товаров наценки формируются в «рваном» режиме. Методами материального стимулирования ориентируют персонал на продвижение дорогого товара, увеличивая, таким образом, прибыль.

Любое изменение выручки от реализации всегда вызывает более сильное изменение прибыли.

Для оценки эффективности текущих продаж и планирования, дальнейших руководителю потребительского общества необходимо знать в любое время, сколько имеется товара, сельскохозяйственных продуктов и сырья [4-6]. Следует постоянно анализировать причины увеличения либо снижения товарных остатков. Их увеличение может свидетельствовать о начавшемся «кризисе перепроизводства». А снижение запасов может быть следствием либо увеличения объема продаж, либо уменьшения объема закупок. И то и другое требует особого внимания со стороны руководителя для принятия им необходимых управленческих решений во избежание негативных последствий [2].

Решение данной проблемы лежит в плоскости совершенствования управленческого учета товарных запасов.

Синтетический учет товаров ведется на счете 41 «Товары», который характеризует остатки, приход и расход в целом по всем товарам, находящимся в собственности организации. Однако для целей управления товарными запасами, контроля за их сохранностью и т.п. обобщенной информации о товарах недостаточно, необходимо знать величину остатков, поступления и выбытия по каждому наименованию товаров, по каждому материально ответственному лицу

(каждой бригаде материально ответственных лиц). Для получения более детальной информации о наличии и движении товаров необходим их аналитический учет.

Основными разрезами аналитического учета являются:

а) по структурным подразделениям;

б) по материально ответственным лицам;

в) по наименованиям товаров (в комиссионной торговле учет ведется по каждой единице товаров).

Аналитический учет товаров по структурным подразделениям организации и по наименованиям товаров необходим для управления товарными запасами [7-17].

Например, сравнение учетных остатков товаров (Оу) с нормативами товарных запасов (Он ) позволяет выявить наличие сверхнормативных остатков (если Оу > О н). При значительных отклонениях учетных остатков от нормативов следует принять соответствующие управленческие решения (прекращение закупки и ускорение продажи излишних товаров и т.п.). Особенно эффективным является сравнение учетных и нормативных остатков по каждому наименованию товаров [1].

Анализ состава товарных запасов позволяет выявить неходовые, залежалые и ненужные товары. Выполняя эту целевую функцию, учет способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности, созданию оптимальных товарных запасов, улучшению системы управления ими.

Аналитический учет по материально ответственным лицам (бригадам материально ответственных лиц) и по наименованиям товаров позволяет контролировать сохранность ценностей. Этот контроль осуществляется сопоставлением учетных остатков товаров с фактическими (О ф), выявленными при инвентаризации. Инвентаризации проводятся как по распоряжению администрации организации, так и самими материально ответственными лицами.

В последнем случае инвентаризации называют самопроверками.

В результате инвентаризации возможны три исхода.

1. Если:

Оф = Оу, (1)

то сохранность ценностей обеспечена, нет ни недостач, ни излишков товаров.

2. Если:

Оф < Оу, то Оу - Оф, (2)

то есть недостача товаров.

Для товаров, по которым в процессе хранения могут быть нормируемые товарные потери, в бухгалтерии составляют расчет таких потерь (П).

Если недостача товаров, выявленная при инвентаризации:

(Оу - Оф) < П, (3)

то недостача оказывается в пределах норм, сохранность товаров обеспечена. Если:

(Оу - Оф) > П, (4)

то недостача товаров сверх норм подлежит взысканию с материально ответственных лиц.

3. Если:

Оф > Оу, (5)

то «Оф - Оу» есть излишек товаров. Его наличие свидетельствует, как правило, о злоупотреблениях материально ответственных лиц (продажа товаров по завышенным ценам, обсчет покупателей, поступление товаров без документов и т.п.).

Иногда недостачи или излишки товаров могут образоваться вследствие ошибок в учете. Поэтому для правильного выявления результатов инвентаризации нужна проверка достоверности учетного остатка ценностей.

Учет по всем вышеперечисленным разрезам не всегда возможен. Так, для усиления контроля за сохранностью ценностей, улучшения управления товар-

ными запасами исключительно важное значение имеет организация аналитического учета товаров по их наименованиям. Однако это возможно только при условии использования натурально-стоимостной схемы учета. Стоимостная схема учета, применяемая в ряде предприятий розничной торговли, не позволяет получать оперативную информацию о продаже товаров по каждому наименованию.

Аналитический учет товаров ведут как работники бухгалтерии, так и менеджеры, в том числе материально ответственные лица. Для бухгалтерии важна организация аналитического учета товаров по всем вышеуказанным разрезам. Материально ответственным лицам нужна информация о наличии и движении товаров, находящихся у них под отчетом, главным образом, в натуральных показателях.

Организация аналитического учета товаров зависит от способа обработки учетной информации (ручная или машинная) и от применяемой схемы учета (натурально-стоимостная или стоимостная). В дальнейшем можно говорить о методике аналитического учета товаров при использовании натурально-стоимостной схемы.

В небольших торговых организациях, количество которых значительно превышает число крупных торговых компаний, вести бухгалтерский и управленческий учет товарных запасов можно одновременно. Такая организация учетных процессов позволяет экономить на трудозатратах, оперативно получать необходимую информацию, не собирая ее по разным отделам и без дополнительных расходов на обработку сведений.

Методика периодической диагностики факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на изменение финансовых результатов торговой организации, и система оперативных показателей, подлежащих отслеживанию и балльной оценке в динамике по краткосрочным периодам, при надлежащей организации аналитического учета в рамках комплексной автоматизации учетных процессов позволят формировать рациональную учетно-аналитическую базу принятия эффективных управленческих решений в организациях розничной торговли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Патров В.В. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009; М.: БИНФА, 2009. 224 с.

2. Писаренко А. Бухгалтерский учет предпринимательской деятельности // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2007. - № 30.

3. Родичева В.П. Увеличение оборота розничной торговли как фактор улучшения результатов деятельности организаций // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 17.

4. Шнайдер В.В. Управленческий учёт: проблемы и решения налоговых расчётов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 104-106.

5. Боровицкая М.В., Косарева К.В. Особенности организации внутреннего контроля задолженности в торговой организации // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 383-384.

6. Никифорова Е.В. Публичная бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций: учебное пособие. Самара, 2003.

7. Голощапова Л.В. Учет экономического потенциала в системе стратегического управления промышленным предприятием // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 32-34.

8. Кузнецова Н.Л., Волкова А.А. Бухгалтерский учет у субъектов малого предпринимательства: современное состояние, проблемы и основные направления развития // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 18. С. 132-143.

9. Крамин Т.В., Крамин М.В., Петрова Е.А. Выявление и учет особенностей и современных тенденций развития корпоративного управления в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 107-111.

10. Дубиновский М.З. Инновационные подходы в организации и развитии товарного производства // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 3 (4). С. 178-191.

11. Ярыгина Н.А. Аналитический подход к составлению финансовой отчетности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 69-72.

12. Астраханцева Е.А. Особенности учетно-аналитического обеспечения основных средств в процедуре финансового оздоровления // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 144-148.

13. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор

науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013.№ 2 (13). С. 48-50.

14. Бабанов Н.Ю., Батова Н.С. Противники и сторонники отмены обязательной сертификации на некоторые товарные группы // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 2. № 1 (2). С. 5-13.

15. Матвеева Т.Ю. Методы оценки эффективности управления материальными запасами // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 114-118.

16. Никифорова Е.В., Калиновский С.А. Управление материальными запасами в условиях многономенлатурного производства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 211-216.

17. Шнайдер О.В., Усачев С.А. К вопросу анализа и оценки финансового состояния в условиях рыночной экономики // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 50-52.

THE ANALYTICAL ACCOUNTING OF GOODS AS THE COMPONENT OF MANAGEMENT

ACCOUNTING IN TRADE ORGANIZATIONS

© 2014

D. I. Tyamusev, graduate student

Samara State University of Means of Communication, Samara (Russia)

Annotation: For management of commodity stocks, control of their safety, etc. summarized information on goods insufficiently, it is necessary to know the size of the remains, receipts and leavings according to each name of goods, on each responsible person (each crew of responsible persons). Their analytical account is necessary for obtaining more detailed information on existence and movement of goods.

Keywords: analytical account, trade organization, management accounting, profit, efficiency of activity.

УДК 658.012.1

СФЕРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

СФЕРЫ УСЛУГ

© 2014

С.А. Усачёв, аспирант

Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)

Аннотация: Управленческий учет и контроль отвечают потребностям руководства организации для планирования анализа текущей деятельности и принятия как оперативных, так и стратегических решений. Управленческий учет и контроль не являются обязательными для ведения в организации, однако все большее количество организаций сферы услуг разрабатывает специфические (индивидуальные) системы управленческого учета и контроля применительно к своей организации. Основной целью этих разработок является минимизация затрат и, как следствие, увеличение прибыли.

Ключевые слова: управленческий учёт, контроль, затраты, минимизация, прибыльность, эффективность деятельности.

На современном этапе развития экономики у организаций и предприятий сферы услуг имеется настоятельная потребность в эффективном управлении собственной экономической структурой. Это зависит от многих факторов: чем крупнее организация (предприятие), тем выше потребность совершенствования системы управления и контроля.

Управленческий учет и контроль отвечают потребностям руководства организации для планирования анализа текущей деятельности и принятия как оперативных, так и стратегических решений. Управленческий учет и контроль не являются обязательными для ведения в организации, однако все большее количество организаций сферы услуг разрабатывает специфические (индивидуальные) системы управленческого учета и контроля применительно к своей организации. Основной целью этих разработок является минимизация затрат и, как следствие, увеличение прибыли.

Управленческий учет затрат - это система отражения хозяйственных процессов и результатов производственной деятельности предприятия сферы услуг для принятия управленческих решений по текущему регулированию формирования величины затрат и уровня себестоимости оказываемых услуг, направленных на достижение производственно-финансовых целей.

Таким образом, управленческий учет затрат, с одной стороны, функционально связан с другими подсистемами управления предприятием и относится к управленческому учету, с другой стороны, он методологически неразрывно связан с бухгалтерским учетом и функционирует в рамках учетной информации, поэтому его еще называют бухгалтерским управленческим учетом.

Управленческий учет затрат как элемент бухгалтерского учета отражает формирование затрат, обеспечивает калькулирование себестоимости услуг и выявление производственно-финансового результата хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг и его структурных подразделений. Следовательно, в системе управленческого учета формируется прежде всего информация о затратах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует заметить, что в условиях рыночной экономики управленческий учет затрат предприятия сферы услуг должен отвечать современным требованиям аналитической детализации и обобщения затрат для получения необходимой и достоверной учетно-отчетной информации собственниками и руководителями предприятий в целях оперативного управления производством, себестоимостью услуг и ценами. Управленческий учет затрат состоит из двух разделов - собственно затрат и калькуляционного учета себестоимости услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.