СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
УДК 303.01:338.24.01
О. В. НАРЕЖНЕВА И. В. ПОДЪЯПОЛЬСКАЯ
Омский государственный институт сервиса
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Для получения обоснованных результатов по установлению уровня социальной эффективности управления, обладающих высокой степенью достоверности, в статье сформирована система количественных и качественных показателей применительно как к объекту управления (оценка эффективности управления персоналом компании), так и субъекту управления (оценка эффективности функционирования административноуправленческого персонала).
Ключевые слова: социальная эффективность, управление, персонал, оценка, показатель, критерий.
НИР проведены в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Номер государственного контракта 14.740.11.0561.
Анализ существующих подходов к оценке эффективности управления позволяет сделать вывод
о том, что в российских методиках ключевое значение имеет аспект экономической эффективности, в рамках которого рассматривается целая совокупность показателей и критериев, как обобщающих (результативных и финансовых), так и частных (отражающих эффективность использования имеющихся ресурсов). Показатели и критерии социальной, социально-экономической и социально-психологической эффективности проработаны недостаточно или не выделены для анализа вообще, т. е. занимают второстепенную роль в сложной системе показателей эффективности менеджмента российских компаний. Это нивелирует главную роль человека как потребителя и как производителя всех благ, и возводит в ранг приоритетных критериев доход, прибыль, рентабельность, экономию материальнопроизводственных ресурсов. Таким образом, в российской экономической науке превалирует «технократический» подход к управлению, в рамках которого предприятие рассматривается как система по переработке ресурсов и получению продукции. Все это приводит к тому, что на практике критерии социальной эффективности управления никак не анализируются и не учитываются при оценке эффективности управленческой деятельности. Критерием успешности менеджмента предприятия в этом случае является одобрение вышестоящими органами, задающими плановые показатели по объему прибыли.
В странах развитой рыночной экономики до последней четверти ХХ века в большинстве организаций также практиковался «технократический» подход к управлению. Однако в конце ХХ века приоритеты в менеджменте сместились в сторону «гуманистического» подхода. Он ориентируется на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках управление предприятием все больше нацелено на создание для людей возможности трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, развивать и совершенствовать себя, то есть основ-
ной акцент оценки приходится на социально-психологический аспект управления (стиль и методы руководства, мнение потребителей, моральный климат в коллективе и т.д.).
Для преодоления сложившейся в российской науке тенденции применения «технократических» критериев в управленческой деятельности считаем, что необходимо совершенствовать существующие подходы к оценке эффективности управленческого труда и в методике оценки заложить параметры социальной эффективности, т. е. анализу должны быть подвергнуты существенные факторы социальной эффективности управления, связанные с персоналом. На наш взгляд, данное направление оценки должно быть представлено следующими аналитическими процедурами:
— оценка социальной эффективности объекта управления (персонал организации);
— оценка социальной эффективности субъекта управления организации (управленческий персонал).
Показатели оценки социальной эффективности объекта управления (с позиций персонала компании) могут быть как количественными, так и качественными (неформализованными), затрагивают вопросы мотивации и организации труда, удовлетворённости условиями труда (в том числе психологический комфорт) и социально-бытовыми условиями.
Наиболее традиционные критерии, характеризующие данное направление оценки, — показатели, определяемые степенью удовлетворения личности вознаграждением за проделанную работу со стороны организации, условиями труда и быта. Среди таких показателей могут быть выделены следующие.
Коэффициент текучести кадров:
Чувол
Ктек = —-----,
Ч
где Ктек — коэффициент текучести кадров;
Чувол — число работников, уволенных по неуважительным причинам;
Ч — численность персонала.
При высокой текучести кадров (Ктек>0,1) организация несёт потери, которые складываются из следующих компонентов:
— более низкий уровень производства в период обучения новичков;
— упущенный объем производства во время замены работника;
— оплата сверхурочной работы других работников, вынужденных выполнять работу в период замены работника;
— возможное использование на более простой работе более квалифицированных работников в ожидании замены;
— стоимость брака и отходов в период освоения новичком работы;
— стоимость привлечения, отбора и медицинского освидетельствования;
— затраты на обучение.
Кроме текучести кадров, показателем, отражающим неудовлетворённость работой, может быть абсентеизм. Это утверждение основано на результатах большого количества исследований, в которых была обнаружена умеренная отрицательная зависимость между удовлетворенностью работой и показателями абсентеизма (чем ниже удовлетворенность, тем выше абсентеизм). Индекс (коэффициент) абсентеизма определяется как отношение потерянных рабочих человеко-часов к общей величине максимально возможного фонда рабочего времени:
Кабс Невыходы, простои, чел / час
Фонд _ раб _ врем _ макс, чел / час
Трудовой абсентеизм отражает относительную частоту случаев отсутствия сотрудника на работе или неприступления к работе. При этом человек может отсутствовать на рабочем месте, как по уважительной (болезнь, учебные отпуска), так и по неуважительной причине (прогулы, неявки с разрешения администрации), или может присутствовать на рабочем месте, но не приступать к выполнению обязанностей. Абсентеизм, наряду с текучестью кадров, рассматривается как реакция сотрудников на работу и используется в качестве показателя успешности работы с персоналом: набора, отсеивания, отбора, обучения и других мероприятий, направленных на повышение уровня соответствия между людьми, работой и организацией. Обычно компании несут большие финансовые потери из-за абсентеизма, кроме того, он также является одной из самых распространенных причин увольнения сотрудников.
К показателям, количественно характеризующим условия труда, можно отнести коэффициент общего травматизма (Кобщ.т):
Кобщт = Кчт х Ктт,
где Кч.т — коэффициент частоты травматизма, Чт
Кч.т =-----х 1000 ;
Ч
Кт.т — коэффициент тяжести травматизма,
Кт.т = Д;
Т '
Чт — общее число пострадавших за определенный период времени независимо от того, закончилась ли временная нетрудоспособность в этом периоде;
Ч — среднесписочная численность работников за этот период времени;
Д — число дней временной нетрудоспособности, вызванной несчастными случаями на производстве (закрыты листы нетрудоспособности);
Т — количество несчастных случаев (травм).
Удовлетворение сотрудников социально-бытовыми условиями частично может быть охарактеризовано индексом (коэффициентом) социальной ответственности компании и индексом социального развития компании:
Ссоц.пак.
Ксоц .отв. =---2-----,
Зпл
где Ксоц.отв. — индекс социальной ответственности компании;
Ссоц.пак — средняя за период стоимость соцпакета (размер социальных выплат), приходящаяся на одного работника;
Зпл — средняя за период заработная плата одного работника.
Зсоц ,
Ксоц.разв. = ——2 .
где Ксоц.разв. — индекс социального развития компании;
Зсоц — затраты на содержание объектов социальнокультурного досуга и жилищно-бытового назначения;
Ч — численность персонала.
Необходимо отметить, что при оценке уровня социальной эффективности управления, с точки зрения рядовых сотрудников, количественные критерии социальной эффективности носят вспомогательный характер, а основная роль должна отводиться субъективным суждениям.
Для оценки целесообразно проведение опроса персонала по ключевым факторам комфорта, к которым могут быть отнесены: степень удовлетворенности работой; степень удовлетворенности вознаграждением за труд; степень личной безопасности, уверенности в будущем; степень действенности системы мотивации и стимулирования персонала; степень вовлечения сотрудников в процесс управления; уровень конфликтности в коллективе; уровень доброжелательности, взаимовыручки в коллективе; наличие корпоративной этики, культуры, морали; наличие системы социальных льгот и выплат (оплата больничных листов, санаторно-курортного лечения, компенсация горячего питания, выдача специального питания при вредных и особо вредных условиях труда, предоставление беспроцентных кредитов на приобретение жилья, оплата обучения работникам, выплата стипендий обучающимся, материальная помощь и т.д.); освещенность рабочих мест; наличие столовой; возможность получения оперативной квалифицированной медицинской помощи на рабочем месте; наличие санитарно-гигиенических зон на производственных площадях и др.
По каждому из этих аспектов может быть проведено отдельное анкетирование, однако, учитывая трудоёмкость этого процесса в крупных экономических субъектах, на наш взгляд, целесообразно объединить их в одном опросном листе. Примерный перечень требований для оценки социальной удовлетворённости сотрудников приведён в табл. 1.
Обследование проводится выборочно, с последующей экстраполяцией результатов на весь персонал. Соответствие каждому требованию оценивается сотрудниками в долях от единицы. Далее формиру-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
Анкета оценки социальной удовлетворённости сотрудников
Критерии социальной удовлетворённости сотрудников Оценка
Политика менеджмента в отношении персонала фирмы
Заработная плата
Уверенность в будущем, гарантия занятости, стабильность
Дополнительные льготы, социальная политика
Условия работы
Отношения с начальством, стиль руководства
Отношения с сотрудниками
Возможность достижения успеха на работе, признание и одобрение результатов работы
Возможность творческого и личного роста, продвижения по службе
Возможность быть информированным о делах компании, участвовать в принятии решений
Итоговая оценка социальной удовлетворённости персонала Тудовл
ется общая оценка путём суммирования полученных коэффициентов (Уудовл). Введём оценочную шкалу для дифференциации сотрудников по степени удовлетворённости условиями работы на предприятии:
0<Еудовл<6 — в большей мере не удовлетворены условиями предприятия (Чсг);
6<Еудовл<9 — удовлетворены не всеми условиями, не в полной мере (Чс2);
9<£удовл< 10 — в большей мере удовлетворены условиями предприятия (Чс3).
Показатель оценки уровня социальной удовлетворённости персонала опирается на число сотрудников по группам удовлетворённости:
Чс + Чс
Кудовл _ персонала =------2----2---
Чс1 + Чс2 + Чс3
Данный показатель, выраженный в долях от единицы, характеризует уровень удовлетворённости персонала условиями предприятия.
При анализе социальных факторов эффективности управления с позиций субъекта управления целесообразно, в первую очередь, оценить вклад менеджеров в достижение эффективности деятельности компании через показатели, характеризующие обоснованность выплат вознаграждений руководителям. Для этих целей, на наш взгляд, рациональнее всего воспользоваться подходом, предложенным Д. А. Ендовицким [1], при котором рассчитывается коэффициент эффективности топ-менеджмента:
гг 1 1 ЕРЪ Х 1ЧА Х 1(ъ
Кэф.топ мен = —^-------—----—,
IV
где 1ЕРЗ — темп роста показателя «прибыль на акцию»; 1ЧА — темп роста чистых активов;
13 — темп роста рыночной стоимости акций;
IV — темп роста вознаграждений, выплачиваемых топ-менеджменту.
Числитель дроби отражает эффект, который получает собственник в результате действий, осуществляемых топ-менеджментом компании, знаменатель представляет собой величину вознаграждений, получаемых за труд управленческим персоналом. Таким образом, коэффициент отражает обоснованность выплат вознаграждений.
Важным моментом в повышении эффективности управленческой деятельности является совершенствование структуры заработной платы менедж-
мента. Действенность системы стимулирования труда менеджеров характеризуется коэффициентом действенности системы мотивации менеджмента, который определяют путем соотношения величины бонусных выплат, премий, стимулирующих надбавок к общей величине средств на оплату труда управленцев (СОТупр):
Стимул.выпл, премии, бонусы
Кмотив =-----------------;------------
СОТупр
В некоторых успешных компаниях выполнение плана по объему продаж определяет 50 % бонуса менеджерам бизнес-единицы, EBITDA — 30 %, выполнение операционного плана — 10 %. Если значительная часть заработной платы управленческого персонала (оптимальным считается около 50 %) приходится на различные премии, то это обеспечивает заинтересованность каждого сотрудника в конечном результате деятельности компании, в снижение текучести кадров в управлении и повышении эффективности всей системы управления [2, с. 135].
Достижение эффективности управления, проявляющееся в повышении эффективности деятельности организации в целом, во многом зависит от квалификационного уровня менеджмента, а также от психоэмоциональных особенностей поведения конкретных руководителей.
Для оценки сложившегося уровня квалификации менеджмента может быть использован коэффициент квалификации управленческого персонала:
Кквал = 0,4Дупр(обр) +0,3Дупр(стаж) +
+ 0,2Дупр(квал) + 0,1Дупр(совм),
где Кквал — коэффициент уровня квалификации управленческого персонала;
Дупр(обр) — доля сотрудников управления, имеющих высшее и среднее образование, в общей численности;
Дупр(стаж) — доля сотрудников управления, имеющих стаж работы в компании свыше пяти лет, в общей численности;
Дупр(квал) — доля сотрудников управления, повысивших квалификацию в отчетном периоде;
Дупр (совм) — доля сотрудников управления, совмещающих профессии.
При углублении анализа возможно экспертное определение эффективности руководства конкретными менеджерами на основе оценки обладания ими необходимыми компетенциями (психофизические, дело-
Анкета оценки эффективности менеджера
Требования (компетенции) Оценка
Ориентация в проблемах производства и управления, умение решать их
Целенаправленность на ожидаемые результаты, а не на повседневную деятельность
Управление процессом изменений в ходе производства
Видение глобальных проблем фирмы и управления производством
Способность к коммуникации
Деятельность, основанная на доверии к людям, проявление гибкости в руководстве людьми и способность идти на риск
Совершенствование формы и методов своей работы, выявление и устранение недостатков в управлении производством
Стремление к активной деятельности
Проявление в работе рациональности и здравого смысла
Участие при решении проблем, возникающих в ходе управления производством, нахождение путей их решения
Уверенность в себе, активное участие в дискуссиях по вопросам организации и управления производством
Умение обеспечить взаимную поддержку усилий специалистов в сфере производства и управления
Способность реагировать, подходить к проблеме с разных сторон и подчинять себе ситуацию
Способность выдвигать новые идеи и обосновывать их
Гибкость и умение приспосабливаться, изменяться, когда обстановка неожиданно меняется
Суммарное значение степени владения компетенциями Е.комп
вые, профессионально-организаторские способности менеджера, его организационная культура). Примерный перечень требований представлен в табл. 2.
Оценка компетентности менеджеров может проводится как выборочно, так и сплошным методом. Соответствие каждому требованию оценивается экспертно в долях от единицы. Далее формируется общая оценка путём суммирования полученных коэффициентов (Укомп). Введём оценочную шкалу для дифференциации руководителей по уровню компетентности:
0<Екомп<9 — неудовлетворительный уровень компетентности;
9<%комп< 11,25 — удовлетворительный уровень компетентности;
11,25ЕУкомп<13,5 — хороший уровень компетентности;
13,5<Екомп<15 — высокий уровень компетентности.
Показатель оценки уровня компетентности менеджеров опирается на число менеджеров по группам компетентности и рассчитывается по формуле:
Чм4 + Чм5
Ккомпет _ упр =----4----5 ,
Чм
где Ккомпет_упр — коэффициент компетентности менеджеров;
Чм4 — количество менеджеров, обладающих хорошим уровнем компетентности;
Чм5 — количество менеджеров, обладающих высоким уровнем компетентности;
Чм — общее количество менеджеров, квалификация которых оценивалась.
Данный показатель, выраженный в долях от единицы, характеризует уровень компетентности управленческого персонала.
Использование предложенной системы показателей дает возможность учесть социально-психологический аспект управленческой деятельности, который присущ как объекту управления (проявляется в эффективности управления персоналом компании), так и субъекту управления (проявляется в эффективности функционирования административноуправленческого персонала). Комплексность проводимых аналитических процедур поддерживается системой взаимосвязанных формализованных и неформализованных критериев, позволяющих оценить уровень социальной эффективности менеджмента, выявить свойства, особенности и возможности персонала организации, обнаружить скрытые резервы роста эффективности использования трудового потенциала, эффективности управления и эффективности деятельности компании.
Библиографический список
1. Ендовицкий, Д. А. Комплексный экономический анализ деятельности управленческого персонала : науч. изд. / Д. А. Ендовицкий, Н. Н. Беленова. — М. : КНОРУС, 2011. — 192 с.
2. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. для вузов / Д. В. Лысенко. — М. : ИНФРА-М, 2008. - 320 с.
НАРЕЖНЕВА Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». ПОДЪЯПОЛЬСКАЯ Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».
Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13.
Статья поступила в редакцию 21.09.2012 г.
© О. В. Нарежнева, И. В. Подъяпольская
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ