УДК 338.2
АНАЛИТИЧЕСКИЕ БЛОКИ В СХЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ КЛАСТЕРАМИ: ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ
Н.Б. Пашина, А.А. Портнов
Практика применения кластерного подхода в современной экономике РФ свидетельствует об его эффективности и дальнейшем развитии. При этом под промышленными кластерами стали понимать организационные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов не временного характера. Следовательно, и принципы управления такими «сложными» организациями должны быть изменены на долгосрочные и стратегические. В этой связи предложена обобщенная схема проведения стратегического анализа как базы для принятия всех уровней решений в управлении промышленным кластером.
Ключевые слова: стратегическое управление, промышленный кластер, анализ внешней среды, анализ внутренней среды, принципы анализа.
Мировая практика свидетельствует о том, что в настоящее время промышленный прогресс обеспечивают не разрозненные предприятия, а их объединения, группы, кластеры и сети. Бурное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации, движение финансовых потоков стали практически мгновенным, а транспортировка грузов - дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конкурентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров.
Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью объединения предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества. Кластерный подход, являясь относительно новой технологией повышения конкурентоспособности, преследует ряд целей: повышение жизненного уровня населения, усиление конкурентоспособности бизнеса, находящегося на территории региона, поддержание эффективного бизнес-климата, который увеличивает конкурентные преимущества бизнеса и переход к комплексному использованию потенциала развития территории государства.
В российской практике сложилось, что промышленные кластеры являются временными организационными образованиями. Однако усиливающиеся тенденции глобализации бизнеса и необходимость модернизации экономики в РФ заставляют рассматривать промышленный кластер
как организацию более высокого уровня, т.е. со сложными вертикальными и горизонтальными связями.
По своей экономической сущности кластеры занимают промежуточное место между автономными организациями, региональными промышленными комплексами и отраслевыми альянсами, сочетая в себе черты всех указанных видов экономических систем. Кроме того, кластер несет на себе и отпечаток проектных систем, поскольку часто является плодом сознательных организационных усилий лиц, рассматривающих формирование кластера как управленческий проект. Наконец, в определенном смысле кластер можно рассматривать как процесс, поскольку его состав не является постоянным и может измениться в любой момент производственной деятельности. Эти интегрированные свойства кластеров позволяют в принципе применять к ним как методы классического управления экономическими объектами, так и методы управления проектами.
Кластеризация российской экономики не является абсолютно новым механизмом регионального развития, а является прообразом созданных в условиях административно-командной экономики территориально-производственных комплексов (ТПК). Формирование кластеров в национальной экономике, по сути, является «клоном» территориально -производственного подхода к размещению производительных сил в регионе. Таким образом, в российской экономике накоплен определенный опыт формирования подобных структур [2].
Механизм формирования кластеров осуществляется на основе соединения усилий и компетенций различных участников, к которым относятся промышленные предприятия по производству и переработке сырья, коммерческие организации по сбыту и реализации продукции, сервисные компании в сфере логистики и другие. Разрозненные действия всех участников кластера консолидируются в одном направлении для получения максимального результата, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности региональной экономики. В современной экономике России существует острый дефицит стратегического подхода на всех уровнях управления. Между тем именно стратегическое планирование могло бы сыграть роль консолидирующего, координирующего и стабилизирующего фактора, средства организации и поддержки инновационного экономического роста [3].
Следовательно, для промышленных кластеров необходим к использованию стратегические принципы управления как в части общего управления, так и при реализации аналитических процедур, что позволит в дальнейшем правильно и своевременно разрабатываться управленческие решения применительно для всех его составляющих. Поэтому актуальными становятся вопросы построения системы стратегического анализа для таких «своеобразных» по экономическому, организационному и управленческому содержанию систем как промышленный кластер. Таким образом,
место и роль стратегического анализа в системе управления определяется его преимуществами, которые дают возможность: создать информационную базу для принятия стратегических решений на основе оценивания внутренней и внешней среды; уменьшить негативное влияние изменений внешней и внутренней среды на результаты деятельности как всего промышленного кластера, так и отдельных субъектов, входящих в его состав; быстро реагировать на смену и вносить соответствующую коррективу в стратегию, которая реализуется на данном этапе развития промышленного кластера и / или реализации проекта, лежащего в основе промышленного кластера и / или переходе на новую стадию функционирования промышленного кластера; определить необходимый уровень потенциала субъектов, входящих в промышленный кластер и действующих факторов внешней среды, которые в сочетании дают возможность достичь стратегической цели. Все перечисленные позиции дают возможность субъектам, входящим в состав промышленного кластера в условиях рыночной экономики и нестабильной внешней среды повысить свои преимущества и возможности, а также усилить конкурентные позиции на рынке [4].
Следовательно, исходя из вышеперечисленных принципов построения стратегического анализа в системе управления промышленным кластером, можно говорить о ряде основных отличий от «традиционного» стратегического анализа промышленным предприятием (табл. 1).
Таблица 1
Отличия стратегического анализа предприятия, входящего в кластерную структуру, от традиционных подходов
Признак классификации Традиционные подходы Отличия
По общей характеристике Традиционная модель: анализ внешней среды, непосредственного окружения, внутренней среды Двухконтурная модель: анализ тех же составляющих, но применительно к внутрикластерным и внекластерным взаимодействиям.
По исследованию экономической компоненты Традиционные экономические показатели Исследование двух видов цен, соответствующих двухконтурной модели анализа: внешних внекластерных и внутри-кластерных цен.
По особенностям анализа непосредственного окружения Изучаются поставщики, конкуренты, покупатели, рынок рабочей силы, контактные аудитории Появляется новая, дополнительная составляющая - предприятие - лидер кластера, отношение с которой требуют особого исследования
По особенностям исследования конкурентов Выявление сильных и слабых сторон конкурентов Необходимость выделения в рамках двухконтурной модели внекластерных и внутрикластерных конкурентов
По отношению к покупателям Исследование профиля и торговой силы покупателей на рынке Исследование внекластерный и внутрикластерных покупателей
По особенностям исследования поставщиков Исследования рыночных поставщиков ресурсов Исследование рыночных внекластерных и внутрикластерных поставщиков ресурсов
Для стратегического анализа в системе управления промышленным кластером важно определить тот методический аппарат, который позволит получить «наилучший» объем информации для принятия стратегических решений для уполномоченных лиц. Поэтому важно оценить, такие показатели (а в будущем и критерии для разработки) как перечень методов, используемых при проведении стратегического анализа применительно к промышленному кластеру; их количество, а также перечень наиболее информативных показателей.
В отношении перечня и количества методов можно утверждать, что их содержание зависит от особенностей функционирования промышленного кластера [5]. Условно можно рассматривать промышленный кластер как как сложная (корпоративная) организационная форма, как региональная форма сотрудничества или как территориально-производственный комплекс (ТПК). В зависимости от интерпретации и организационного содержания деятельности промышленного кластера будет меняться и перечень методов (а, следовательно, и их количество) (табл. 2).
Таблица 2
Перечень методов анализа для деятельности промышленного
кластера
Формы взаимодействия внутри кластера Содержание внешнего анализа Содержание внутреннего анализа
Корпоративная организационная форма 1. Анализ финансовоэкономической системы. 2. Анализ социальной сферы. 3. Анализ региональной инфраструктуры. 1. Анализ научнотехнического потенциала. 2. Анализ производственного потенциала межотраслевой кооперации и специализации.
Региональная форма сотрудничества 1. Анализ финансовоэкономической системы. 2. Анализ ресурсов, необходимых для поддержания внутреннего потенциала. 1. Анализ оптимального использования внутренних ресурсов, имеющихся в организации.
Территориальнопроизводственный комплекс (ТПК) 1. Анализ финансовоэкономической системы. 2. Анализ производственного и ресурсно-сырьевого развития промышленного ТПК. 3. Анализ финансовой, рыночной, кадровой и технологической устойчивости предприятий, входящих в ТПК. 1. Анализ регионального взаимодействия внутри кластера между субъектами хозяйствования 2. Определение достаточности / дефицита ресурсов для реализации предполагаемых программ
Перечень показателей для проведения аналитических процедур бу-
дет варьироваться в зависимости:
1. От целей и задач, по причине которой был создан и работает промышленный кластер (начиная от региональных и социально значимых задач до исключительно коммерческих).
2. От особенностей финансирования проектов в рамках промышленного кластера (участие в финансировании различных субъектов хозяй-стсования и форм управления финансирования).
3. От типа отрасли (отраслевой принадлежности) и характеристик ее развития.
Указанные выше ограничения и рекомендации позволят создать достаточную и гибкую информационную основу для рыночного управления сложной по экономическому и техническому содержанию организационной формой взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов власти, населения и иных заинтересованных лиц - промышленным кластером.
Список литературы
1. Некрасов Н.Н. Проблемы региональной экономики / Н.Н. Некрасов. М.: Мысль, 1974. 68 с.
2. Эрнст С.А. Формирование агропромышленного кластера как основы интеграции производственных предприятий:/ дис. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук/ С.А. Эрнст. М.: МАЭП, 2008. 182с.
3. Столярова Е.В. Вертикальная интеграция компании и теоретические подходы к ее объяснению / Е. В. Столярова // Журнал международного права и международных отношений. 2007. № 1. С. 93-99.
4. Трофимова О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике / О.М. Трофимова // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2010. № 2 (11).
С. 61-67.
5. Портер М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. М.: Изд. дом «Вильямс», 2006. 315 с.
Пашина Наталья Борисовна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,
Портнов Александр Александровичч, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева
ANALYTICAL BLOCKS IN THE SCHEME OF STRATEGIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL CLUSTERS: PRINTSI-PY AND CONTENTS
N. B. Pashina, A.A. Portnov
Practice of application of cluster approach in modern economy of the Russian Federation testifies to its efficiency and further development. Thus as industrial clusters began to understand organizational forms of interaction of managing subjects not a temporality.
Therefore, and the principles of management have to be changed by such "difficult" organizations on long-term and strategic. In this regard the generalized scheme of carrying out the strategic analysis as bases for acceptance of all levels of decisions in management of an industrial cluster is offered.
Key words: strategic management, industrial cluster, environment analysis, analysis of the internal environment, principles of the analysis.
Pashina Natalya Borisovna, candidate of economy sciences, assistant professor, [email protected], Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,
Portnov Aleksander Alekcandrovitch, candidate of economy sciences, assistant professor, [email protected], Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University
УДК 338.212
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЗАЕМНОГО ТРУДА
Н.А. Макрушин, Д.В. Власов, Н.Б. Пашина
Представлены основы исследования в области современных форм трудовых взаимоотношений между работодателей и работником - технологии заменого труда. Определены преимущества, ограничения при реализации, также особенности построения всех форм технологии заменого труда. Авторами работы доказана целесообразность дальнейшего использования всех форм технологии заемного труда в различных сферах экономики России. При этом отмечается необходимость активного регулирования этих форм взаимоотношений со стороны государства.
Ключевые слова: конкурентоспособность бизнеса, заемный труд, частные агентства занятости, аутсорсинг, аутстаффинг.
На протяжении последних десяти-пятнадцати лет в РФ отмечается рост применения различных форм технологии заёмного труда различными субъектами бизнеса. Повышенный интерес со стороны компаний к данной технологии может быть объяснен глобализацией экономики страны, необходимостью в свободном перемещении капиталов в регионы, благоприятствующие бизнесу, ужесточению конкуренции на различных сегментах рынка.
Как известно, наиболее успешными, а, следовательно, и конкурентоспособными компаниями становятся такие, которые могут быстро реагировать на все рыночные изменения и подстраивать все свои внутренние