А.А. Гридчин
АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛь функциональной ГОТОВНОСТИ ПЕРСОНАЛА международных полицейских СИЛ ООН
ГРИДЧИН Александр Анатольевич - кандидат социологических наук, заместитель директора Генерального секретариата Международной организации уголовной полиции ИНТЕРПОЛ (e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрыто содержание понятия «функциональная готовность», рассмотрены критерии функциональной готовности персонала международных полицейских сил ООН: профессиональный, психофизиологический, коммуникативный, социально-психологический, информационный, перцептивно-когнитивный, ценностно-ориентационный, мотивационный, административный.
Выявляется реальное состояние функциональной готовности миротворческого персонала, определяются пути ее повышения.
Ключевые слова: международные полицейские силы, миротворческая миссия ООН, миротворческий персонал, функциональная готовность, критерии функциональной готовности, профессиональная подготовка, психологическая адаптация.
С момента своего создания Организация Объединенных Наций активно участвовала в поддержании мира и обеспечении миротворческой безопасности. Эта активность, только в большем масштабе, сохраняется и по настоящее время. Так, в 2006 г. в 18 миротворческих операциях, осуществляемых ООН в мире, принимали участие 72 тыс. «голубых касок» и 15 тыс. гражданских сотрудников. При проведении этих операций становится все более очевидным, что их успех во многом зависит от состояния функциональной готовности миротворческого персонала. В него входят три основных контингента: военный, гражданский и полицейский. Мы сосредоточим внимание на последнем, что связано с некоторыми обстоятельствами.
Решение задач, поставленных перед международными полицейскими силами ООН, предъявляет особые требования к уровню подготовки кадров гражданской полиции (ГП). В ходе отбора, подготовки и регламентации ее деятельности главным основанием при принятии решений выступает функциональная готовность. Проведенный нами структурный анализ функциональной готовности позволил определить ее критерии, которые следует учитывать при отборе сотрудников ГП.
Профессиональные требования. В документах международных полицейских сил (МПС) отмечается, что полицейский наблюдатель ООН (ПН) должен пройти тщательный отбор, чтобы гарантировать способность к выполнению возложенных на него заданий и готовность достойно представлять ООН и свою страну. Полицейский должен быть физически и психологически здоров, достойно выглядеть, адекватно относиться к происходящему, обладать необходимой квалификацией.
В ходе проведенного нами социологического исследования выяснилось, что среди контингента МПС 25,6% опрошенных окончили полицейскую школу, 50,8% - полицейскую академию, 48,0% - университет или колледж. В целом данное распределение отражает общую картину образовательного ценза гражданских полицейских и свидетельствует о его высоком уровне, потенциально позволяющем решать стоящие перед МПС задачи.
Профессиограмма полицейского наблюдателя ООН, по мнению украинских исследователей, должна включать в себя шесть видов деятельности (социальную, реконструктивную, организационную, удостоверительную, коммуникативную и поисковую) и соответствующие им качества1. Проведенный нами анализ позволяет дополнить и уточнить предложенную про-фессиограмму. Полицейский, отобранный на роль наблюдателя, должен отвечать следующим критериям:
- быть достойным представителем своей страны и владеть соответствующими знаниями;
- быть компетентным в области владения официальным языком миссии (обычно это английский, но также используются французский и испанские языки);
- взаимодействуя с полицейскими других стран и участниками конфликта, чувствовать себя комфортно;
- обладать профессиональными навыками и умениями, необходимыми для выполнения своих функциональных обязанностей на конкретной должности;
- иметь достаточно интеллекта для понимания содержания конфликта, интересов и мотивов поведения вовлеченных в него сторон;
- быть способным к проведению аналитического расследования происшествий и подготовке фактически обоснованных, нейтральных рекомендаций.
Психофизиологический критерий (способности к работе в экстремальных ситуациях). Сотрудникам гражданской полиции приходится постоянно работать в условиях экстремальных (стрессовых) ситуаций. Многообразие стрессогенных факторов обусловливает повышенные требования
1 См.: Ануфриев, Н.И., Шестопалова, Л.Ф., Свислоцкий, Г.А., Теличкин, А.А. Деятельность гражданской полиции ООН на территории бывшей Югославии (организационно-управленческие и социально-психологические аспекты). - Киев, 1999. - С. 150.
к психологическому состоянию служащих МПС. Полицейский, отобранный для участия в миротворческой миссии, должен обладать спокойным характером, быть хорошо сбалансированной личностью и психически здоровым. У него не должно быть каких-либо невротических или психических расстройств и он обязан быть способен к действиям в условиях чрезвычайного стресса и психологической опасности. Во многих случаях его слова и действия будут решающими для достижения целей миссии, и поэтому он обязан быть безукоризненно честен, храбр и профессионален.
Коммуникативный критерий. В ходе подготовки к миротворческой операции особое внимание уделяется позитивному восприятию той культурной среды, в которой придется действовать. Офицеры, отобранные на роль полицейских наблюдателей, должны понимать различие между своей национальной культурой и культурой страны миссии.
Будучи «послом доброй воли» ООН, полицейский должен демонстрировать уважительное отношение к своим обязанностям и окружению. Он обязан быть толерантным к базисным ценностям, отдельные из которых могут радикальным образом отличаться от его собственных, и уважительно относиться к местной культуре и обычаям.
При этом полицейские наблюдатели обязаны понимать, что их личные привычки и особенности отношений, нормально воспринимаемые в их стране и обществе, могут быть восприняты как оскорбительные в других. Например, простое поглаживание маленького ребенка по голове воспринимается крайне оскорбительно в странах ислама и буддизма.
Одним из важнейших элементов коммуникативной готовности является владение техникой переговоров. Полицейскому наблюдателю следует уметь вести переговоры с противостоящими сторонами для выполнения своих функций.
Социально-психологический критерий. Данный критерий функциональной готовности относится к взаимоотношениям в составе миссии. Нормативные документы требуют, чтобы в отношениях с коллегами все сотрудники ГП ООН придерживались правил поведения, основанных на профессиональной этике, такте, служебной субординации, обязательных для всех сотрудников миссии.
Учитывая многонациональность полицейского контингента, а также многообразие представляемых ими правовых систем, руководство МПС ООН для более эффективного ознакомления с правовыми аспектами деятельности миссии формирует «Кодекс поведения», который базируется на общепринятых международных стандартах поведения для полицейских и содержит требования к поведению полицейских наблюдателей внутри миссии ООН.
Многие страны также строго следуют правилам, регулирующим взаимоотношения мужчины и женщины, а также отношения к религиозным местам, лидерам и ценностям. Профессиональные полицейские наблюдатели
должны предпринять все возможные усилия для самоподготовки к миссии, используя материалы публичных библиотек и консульств этих стран.
Информационный критерий. Кандидаты в состав гражданской полиции получают информацию о различных аспектах деятельности в составе миссии. При этом особое внимание уделяется разъяснению цели и задач миссии, структуры и функций миротворческих сил. Проведенное нами исследование, в частности, показало, что большая часть опрошенных гражданских полицейских получила необходимую информацию по данным вопросам.
В ходе подготовки кандидата на начальном этапе основное внимание уделяется преимущественно информационной составляющей. При этом акцент делается на ее ценностном и профессиональном компонентах. Однако, как показало исследование, получение необходимой информации большинством участников данного этапа отбора не воспринимается как достаточная гарантия готовности действовать в качестве наблюдателя. Так, 40,3% опрошенных из числа имевших ясное представление о принципах миссии ООН, указали на свою неготовность к работе в качестве наблюдателя по завершению первого этапа обучения и лишь 38,4% заявили о своей готовности.
Выяснилась острая нехватка информационной составляющей для обеспечения состояния готовности к работе в экстремальных условиях. Только небольшая часть наблюдателей из числа информированных о принципах, структуре и функциях миссии ООН подтвердила свою готовность к разрешению экстремальных ситуаций. В том числе 37,6% тех, кто был хорошо информирован о принципах деятельности миссии; 23,1% - среди обладающих знаниями о ее структуре; 21,2% - из числа знакомых с функциями МПС.
Перцептивно-когнитивный критерий. Как показывает практика, от качества служебной информации в значительной степени зависит успех миротворческой миссии. Сотрудники ГП ООН гарантируют, что любые предоставляемые ими отчеты или заявления являются точными и исчерпывающими, без попыток исказить информацию преднамеренно или по небрежности. Они также не уничтожают и не вносят изменения в служебные документы без соответствующего распоряжения руководства. Именно поэтому документы МПС уделяют особое внимание соблюдению правил поведения в рамках информационного пространства миротворческой операции.
Ценностно-ориентационный критерий. В его основе лежит идея защиты прав человека как важнейшей функции Организации Объединенных Наций.
Гражданским полицейским ООН постоянно напоминают, что одной из принципиальных задач организации является следование фундаментальным принципам защиты прав человека, достоинства личности, равноправия
мужчины и женщины и больших и малых наций1. Параграф 3 ст. 1 Устава ООН, характеризуя принцип международного сотрудничества в этой области, гласит, что исключительно важны защита и соблюдение прав человека и фундаментальных свобод, независимо от половой, расовой, языковой или религиозной принадлежностей.
Миссии гражданской полиции основываются на идее, согласно которой права человека не являются предметом юрисдикции государства или его институтов. Скорее, это правовое поле регулируется международным сообществом, которое в течение полувека устанавливало стандарты, определяло механизмы реализации и мониторинг соответствия этим стандартам. Сотрудники правоохранительных органов и институтов, выполняющие свои служебные обязанности в соответствии с принципами защиты прав человека, делают честь не только себе, но и государству, на которое они работают, и нации, которой служат. Те же, кто нарушает эти принципы, вызывают лишь осуждение международного сообщества.
Мотивационный критерий. Принципы организации миротворческих сил, как уже отмечалось, придают особое значение идеалам миротворчества как мотивам деятельности гражданских полицейских. В то же время, по свидетельству исследователей, в реальной жизни полицейские мониторы в значительно большей степени ориентируются на мотивы материального благополучия и в несколько меньшей - на мотивы карьеры.
Исследователи отмечают, что мотивация полицейских наблюдателей, ориентированных на реализацию гуманистических идеалов («идеалистов»), характеризуется крайней неустойчивостью. Если среди лиц, выезжающих в первую командировку по линии ГП ООН, их доля составляет около 25%, то среди лиц, направляющихся в миссию во второй раз, она равна практически нулю2.
Проведенный анализ дает основание утверждать, что управление мотивациями кандидатов в состав МПС может строиться на использовании технологий социальной регуляции, в первую очередь, конвенциональной, селективной и психотерапевтической3. В основе первой лежит идея принятия и выполнения взаимных обязательств руководителями миссии МПС ООН и сотрудниками гражданской полиции. Вторая предполагает совершенствование отбора в состав гражданской полиции с учетом соответствия личностных качеств кандидатов, предъявляемым к полицейским мониторам требованиям. Третья требует использования современных
1 См.: Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. - М., 1989.
2 См.: Ануфриев, Н.И., Шестопалова, Л.Ф., Свислоцкий, Г.А., Теличкин, А.А. Деятельность гражданской полиции ООН на территории бывшей Югославии (организационно-управленческие и социально-психологические аспекты). - С. 140-141.
3 См.: Данакин, Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. - Белгород, 1996. - С. 202-207.
методов профилактики и устранения вредных эмоциональных состояний, снятие напряженности и невротических симптомов. Последняя технология особенно важна в силу негативного воздействия на служащих ГП ООН широкого спектра стрессогенных факторов.
Исполнительность и дисциплинированность (административный критерий). В документах гражданской полиции особое внимание уделяется проблемам дисциплины и ответственности служащих, подчеркивается их особая ответственность как представителей ООН и своей страны. Требования дисциплины простираются на все сферы поведения и взаимоотношений.
В частности, отмечается, что полицейские наблюдатели обязаны воздерживаться от поведения, которое могло бы поставить под сомнение их беспристрастность, профессионализм или каким-либо другим образом негативно повлиять на отношение населения к миссии ООН. Наблюдатели должны контролировать свое поведение даже тогда, когда не находятся на службе. Персоналу ГП ООН запрещено заниматься политической деятельностью в период пребывания в миссии, выражать публично свое мнение по вопросам политической и экономической ситуации в стране пребывания.
Одним из главных требований к поведению наблюдателей является выполнение всех приказов, получаемых от руководства. При этом любая попытка невыполнения приказа без существенных на то оснований рассматривается как грубое нарушение и основание для наложения дисциплинарного взыскания.
В случае совершения правонарушения сотрудник полицейской миссии ООН автоматически становится объектом служебного расследования и подпадает под применение мер дисциплинарного воздействия. Если будет доказано, что кто-либо из персонала ГП ООН является участником уголовно наказуемых действий, то по распоряжению Генерального Секретаря с такого сотрудника может быть снят международный иммунитет.
Таким образом, для определения состояния функциональной готовности персонала международных полицейских сил предложена аналитическая модель, включающая девять критериев:
1) профессиональный (профессиональные качества, которые складываются из профессиональных знаний, умений и навыков деятельности);
2) психофизиологический (способность к работе в условиях экстремальных ситуаций);
3) коммуникативный (наличие определенных коммуникативных качеств, позволяющих успешно строить и поддерживать общение с коллегами, начальниками и подчиненными и, в особенности, с местным населением; умение позитивно воспринимать и понимать иные системы ценностей, вести диалог с их представителями);
4) социально-психологический (способность к сотрудничеству, работе в команде, взаимной поддержке и взаимодействию);
5) информационный (наличие информации, необходимой и достаточной для своевременного и качественного выполнения работы);
6) перцептивно-когнитивный (способность адекватно воспринимать и понимать информацию и не искажать ее при передаче);
7) ценностно-ориентационый (наличие системы ценностей, которые позволяют интериоризировать цели миротворческой миссии и превратить их в мотивы собственной деятельности);
8) мотивационный (наличие реальных побуждений (мотивов) к своевременному и качественному выполнению работы);
9) административный (исполнительность и дисциплинированность).
Список литературы
Ануфриев, Н.И., Шестопалова, Л.Ф., Свислоцкий, Г.А., Теличкин, А.А. Деятельность гражданской полиции ООН на территории бывшей Югославии (организационно-управленческие и социально-психологические аспекты). - Киев, 1999.
Данакин, Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. - Белгород, 1996.
Международное гуманитарное право в документах. - М., 1996.
Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. - М., 1989.
Contributors to United Nations Peacekeeping Opérations. Monthly Summary of Contributions // Military Observers, Police and Troops. - 2006. - April.
© Гридчин А.А., 2009
И.В. Чеботарёв
жилищные проблемы экстремального РЕГИОНА В ЗЕРКАЛЕ СОцИОЛОГИИ
ЧЕБОТАРЁВ Игорь Владимирович - соискатель кафедры управления Института истории социологии и управления Сахалинского государственного университета (e-mail: [email protected])
Аннотация. На основе проведенного автором социологического исследования анализируется жилищная проблема и поиски путей ее решения в экстремальном регионе на примере острова Сахалин. Особое внимание уделяется молодым семьям.
Ключевые слова: жилищная проблема, жилищная программа, экстремальный регион, молодая семья.