НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
R R 5 и А и"н ^¡гпггт^^и
Бейлин М. В. Аналитическая методология в понимании И. В. Гёте // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. -
Т. 3, № 3, 2017. С. 46-49
УДК 165.6;167 Бейлин М. В.
DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-3-46-49
АНАЛИТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ПОНИМАНИИ И. В. ГЁТЕ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия, mysh_07@mail.ru
Аннотация. Целью статьи является обоснование методологического потенциала современного холизма и его развитие под влиянием идей синергетики. Методологически статья выполнена на основе анализа предметного мышления И. В. Гёте. Результатом исследовательской работы является представление предметного мышления как не простого зеркального отражения чувственно воспринимаемой реальности, а феномена, предполагающего, что психическая активность и творческое воображение исключают малозначимое и случайное, обнаруживают скрытое или недостающее и, возможно, открывают новое, ранее неизвестное. Применение результатов исследования при формировании базовой системы философских оснований нанотехнологий способствует их включению в общенаучную картину мира, мировоззрение и человеческую культуру.
Ключевые слова: аналитическая методология; И. Гёте; предметное мышление; идея целостности природы; идеальный образ; творческое воображение.
M. V. Beilin
ANALYTICAL METHODOLOGY IN THE UNDERSTANDING OF J. W. GOETHE
Belgorod National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia, mysh_07@mail.ru
Abstract. The purpose of the article is to substantiate the methodological potential of modern holism and its development under the influence of synergetic ideas. Methodologically, the article is based on the analysis of Goethe's subject thinking. The result of the research work is the representation of objective thinking as not just a simple mirror reflection of the sensually perceived reality, but as a phenomenon that suggests that mental activity and creative imagination exclude the insignificant and accidental, reveal the hidden or the missing and, possibly, open a new, previously unknown ones. Application of research results in the formation of the basic system of the nanotechnology philosophical foundations contributes to their inclusion in the general scientific picture of the world, worldview and human culture.
Keywords: analytical methodology; J. Goethe; objective thinking; idea of the nature integrity; ideal image; creative imagination.
В традиционном естествознании физический процесс рассматривался как нечто объективное, происходящее само по себе, а не как явление, познаваемое посредством тех или иных особенных средств наблюдения или измерения. Предполагалось, что влияние на процесс любых познавательных практических воздействий можно полностью исключить или компенсировать. Такого рода базис-
ная абстракция может быть названа, в духе В. А. Фока, абсолютизацией физического процесса.
Во второй половине XVIII века, когда аналитическая методология заняла в науке непоколебимые, как тогда казалось, позиции, она была подвергнута критике знаменитым Иоганном Вольфгангом Гёте, которому принадлежат не только «Страдания юного Верте-
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Бейлин М. В. Аналитическая методология в понимании И. В. Гёте // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. -
Т. 3, № 3, 2017. С. 46-49
ра» и «Фауст». Им также были выполнены оригинальные, хотя и далеко небесспорные труды в естествознании, в частности, в области учения о цвете (всестороннее и глубокое исследование научных изысканий И. В. Гёте выполнил В. И. Вернадский [см. 2, с. 224265]). «Столетие, исключительно отдающееся анализу и как бы пугающееся синтеза, не стоит на правильном пути; ибо только оба вместе, как вдыхание и выдыхание, составляют жизнь науки», - утверждал Гёте [6, р. 405]. Таким образом, он категорически выступал против абсолютизации анализа - и в теории, и в эксперименте.
Гёте с большим энтузиазмом отнесся к опубликованному в 1822 г. антропологом И. Х. Хайнратом отзыву о его способе мышления, который Хайнрат в книге «Учебник антропологии» назвал предметным. Он выразил согласие с тем, что его «мышление не отделяется от предмета, что элементы предметов, созерцания входят в него и интимнейшим образом проникаются им; что само мое мышление является созерцанием, созерцание -мышлением» [4, с. 263]. Но предметное мышление - отнюдь не простое зеркальное отражение чувственно воспринимаемой реальности. Оно предполагает ряд шагов, когда психическая активность, творческое воображение исключает неважное и случайное, обнаруживает скрытое или недостающее, возможно, открывает новое, ранее неизвестное. В результате этого процесса в сознании формируется «чистый феномен», «прафеномен». Он - уже не просто копия предмета, а его идея, или идеальный образ.
В процессе предметного мышления не представляется возможным избежать ни обращения к отдельным экспериментальным данным, ни к абстракции. Однако на пути синтеза идеального образа они играют подчиненную роль и подлежат сознательному контролю разума, принявшего идею целостности природы как свое основоположение [5, с. 372; 381-382].
В таком статусе анализ в его разнообразных формах уже не пугает Гёте. Мы находим у него ряд замечаний о неразрывности анализа и синтеза, родственных по смыслу уже приведенному выше. Более того, мыслитель
указывал, что «тупо разделяющий педантизм и сливающий мистицизм - оба приносят одинаковый вред». Однако негативное отношение к абсолютизации анализа существенно сказалось на отношении Гёте ко всякому его применению и помешало немецкому мыслителю, как со временем заметил В. И. Вернадский, использовать «могучий рычаг количественного, числового знания» [2, с. 261].
Гёте, согласно оценке академика Вернадского, «синтетик, а не аналитик... Очень характерно для Гёте, что его целое не было механически прочным, независимым, как мог бы проявляться современникам мир всемирного тяготения. Это было вечно изменчивое, вечно подвижное, в частностях неустойчивое равновесие, не механизм, а организованность» [2, с. 262]. Поэтому сложилась парадоксальная ситуация: Гёте, выпавший из мейнстрима современного ему естествознания, по своему мировоззрению и методологии оказался близок науке второй половины ХХ - начала XXI вв., уделяющей главное внимание не механизмам, а открытым сложным неравновесным системам, способным к самоорганизации целостностям. Гёте мыслил синтетически. Он считал, что нельзя разделить природные явления на независимые друг от друга части без вреда для получаемого вывода, и был убежден, что природу необходимо воспринимать как целое. «Синтетическое изучение объектов природы - ее естественных тел и ее самой, как "целого" - неизбежно вскрывает черты строения, опускаемые при аналитическом подходе к ним и дает новое. Этот синтетический подход характерен для нашего времени в научных и философских исканиях. Он ярко проявляется в том, что в наше время грани между науками стираются, мы научно работаем по проблемам, не считаясь с научными рамками» [1].
Хотя Г. В. Ф. Гегель по мировоззрению и способу мышления радикально отличался от И. В. Гёте, он высоко оценил философское наследие поэта. Несомненно, писал он, истина может быть познана посредством опыта. В опыте имеет большое значение, какой ум приступает к изучению действительности. Гёте, всматриваясь в природу или историю,
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Бейлин М. В. Аналитическая методология в понимании И. В. Гёте // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. -
Т. 3, № 3, 2017. С. 46-49
делает великие наблюдения, усматривает разумное и дает ему выражение [см.: 3, с. 127]. Правда, сразу же Гегель добавляет, что наиболее совершенным способом познания является познание в форме чистого мышления. По нашему мнению, в постижении целостности мира или конкретных реалий предметное мышление оказывается существенным дополнением понятийного. Благодаря своей синтетичности и образности оно может быть полезным не только в познавательной, но и в технологической активности, в процессе разработки и созидания задуманных продуктов. «Чистый феномен», или идеальный образ продукта, как и способ его получения, вполне может использоваться в дизайнерской активности в рамках соответствующей проектно-конструкторской работы, хотя, конечно, и не исчерпывая ее.
Таким образом, аналитическая методология классической науки базируется на редук-тивном анализе и антиэмерджентном синтезе. Базовым алгоритмом познавательной активности может здесь быть как гипотетико-дедуктивный метод, нашедший завершение и блестящее применение в трудах Ньютона, так и аксиоматико-дедуктивный метод Декарта. Они различаются не в отношении понимания значимости аналитического характера исследования, а в конкретных способах осуществления анализа и синтеза. Нормами классической методологии выступают полное и точное описание объекта, которое имплицирует лапласовский детерминизм, а также объективизм, или абсолютизация физического процесса. Но уже в пору наивысших достижений аналитической методологии он был подвергнут критике со стороны Гёте. В попытках понять Вселенную не как механизм, а как живое целое, этот поэт-мыслитель развил оригинальное - не понятийное, а предметное, не аналитическое, а синтетическое мышление. Он отстал от естествознания и его аналитической методологии, однако по духу оказался близким науке второй половины ХХ - начала XXI века, направленной на познание открытых сложных нестабильных систем, способных к самоорганизации, то есть целостно-стей. Подобный опыт предметного мышления выглядит перспективным в смысле использо-
вания в дизайнерской активности в рамках проводимой проектно-конструкторской деятельности.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflict of Interests: author has no conflict of interests to declare.
Литература
1. Вернадский, В. И. Мысли и замечания о Гёте как о натуралисте. [Электронный ресурс] URL: vernadsky.name/my-sli-i-zamechaniya-o-gyote-kak-o-naturaliste/ (дата обращения: 24.03.2016).
2. Вернадский, В. И. Труды по всеобщей истории науки / АН СССР, Комис. по разраб. науч. наследия В. И. Вернадского [и др.]; общ. ред., вступ. ст. С. Р. Микулинского; сост. М. С. Бастракова [и др.]. 2-е изд. М.: Наука, 1988. 334 c.
3. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. С. 53-424.
4. Гёте, И. В. Избранные сочинения по естествознанию / пер. с нем., авт. примеч. И. И. Канаев, ред. Е. Н. Павловский. М.: АН СССР, 1957. 553 с.
5. Гёте, И. В. Общие вопросы естествознания // Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.: АН СССР, 1957. 556 с.
6. Mahdjoubi, D. Epistemology of Design // Proceedings of the Seventh World Conference on Integrated Design and Process Technology, IDPT-2003. - Austin, Texas: Society for Design and Process Science, 2003. [Online] URL: https://www.ischool.utexas.edu/~darius/Epistemolog y%20of%20Design-5 -IDPT.pdf (date of access 22.03.2016).
References
1. Vernadskiy, V. I. Thoughts and Remarks about Goethe as a Naturalist. [Online] URL: vernad-sky.name/my-sli-i-zamechaniya-o-gyote-kak-o-naturaliste/ (date of access: March 24, 2016) (in Russ.)
2. Vernadskiy, V. I. Works on the General History of Science. Moscow: Nauka, 1988. 334 p. (in Russ.)
3. Hegel, G. V. F. Encyclopedia of Philosophical Sciences. Vol. I. The Science of Logic. Moscow: Mysl', 1974. Pp. 53-424. (in Russ.)
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
R R 5 и А и"н ^¡гпггт^^и
4. Goethe, I. V. Selected Works on Natural History. Moscow: The Academy of Sciences of the USSR, 1957. 553 p. (in Russ.)
5. Goethe, I. V. General Questions of Natural Science. Selected Works on Natural Sciences. Moscow: The Academy of Sciences of the USSR, 1957. 556 p. (in Russ.)
6. Mahdjoubi, D. Epistemology of Design. Proceedings of the Seventh World Conference on Integrated Design and Process Technology, IDPT-2003. Austin, Texas: Society for Design and Process Science, 2003. [Online] URL: https://www.ischool.utexas.edu/~darius/Epistemolog y%20of%20Design-5-IDPT.pdf (date of access 22.03.2016).
Бейлин М. В. Аналитическая методология в понимании И. В. Гёте // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. -
Т. 3, № 3, 2017. С. 46-49
ОБ АВТОРЕ:
Бейлин Михаил Валерьевич, доктор философских наук, профессор, кафедра философии и теологии, социально-теологический факультет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия, mysh_07@mail.ru
ABOUT THE AUTHOR:
Mikhail V. Beilin, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy and Theology, Faculty of Theology and Social Sciences, Belgorod National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia, mysh_07@mail.ru