СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
школе VIII вида. / М.Н. Перова, В.В. Эк. М.: Классик Стиль, 2005. 144 с.
5. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. И.М. Бгажноковой. М. Просвящение.2013. 290 с.
6. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 224 с.
© Гусева И.Н., Жарких С.А., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Звонкова Арина Викторовна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
АМОРФНЫЙ И КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ БОР В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
Аннотация
Представлены на основе принципов историчности, научности и политехничности обучения элементы изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы физических и химических свойств бора.
Ключевые слова
Химический элемент бор, физические и химические свойства бора.
Педагогический опыт показывает, что иногда у старшеклассников средних общеобразовательных школ возникают такие познавательные вопросы, как «Что такое боросиликатное стекло?», «Почему рабочий инструмент зубного врача называется бормашиной?» и «Откуда бурый цвет у электродов для сварки?».
Выделенные выше ученические вопросы ориентируют учителей химии и физики средних общеобразовательных школ на углубленное изучение учащимися физических и химических свойств бора в соответствии с требованиями дидактических принципов историчности [1], научности [2] и политехничности [3] обучения подрастающего поколения.
Исторический фрагмент учебного материала по химическому элементу бор включает в себя нижеследующие факты.
В средневековье торговцами из Тибета в Европу ввозилось природное соединение бора - нечистая бура для пайки золотых и серебряных изделий.
В 1808 году французские химики и физики ЖозефЛуи Гей-Люссак (1778, Сен-Леонар-де-Нобла -1850, Париж) и Луи Жак Тенар (1777, Ла-Лутьер-Тенар - 1857, Париж) нагрев борный ангидрид с металлическим калием в медной трубке выделили свободный бор и назвали новый химический элемент борой (Bora) или бором (Bore).
В 1858 году французский физикохимик Анри Сент-Клер Девиль (1818, Сент-Томас - 1881, Булонь-Бийанкур) и немецкий химик Фридрих Вёлер (1800, Эшерсхейм - 1882, Геттинген) после приготовления чистых препаратов бора установили, что бор может существовать в двух модификациях: в кристаллической алмазоподобной форме и аморфной форме, больше всего похожей на графит.
При выделении перед учащимися физических свойств бора на обязательных и факультативных занятиях по физике учитель излагает старшеклассникам нижеследующие научные сведения о боре.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
1. Атом бора имеет положительно заряженное ядро (+5), в котором имеется 5 протонов и 5 нейтронов и по орбитам вокруг ядра движутся 5 электронов, поэтому электронное строение атома бора представляет последовательность ^ ^ 22р: .
2. В кристаллических структурах, образующих трехмерный каркас, со структурной единицей в виде икосаэдра, в вершинах которого находятся двенадцать атомов, что обеспечивает высокую твердость бора.
3. Три электрона в конфигурации 2s22p1 на внешней оболочке атома кристаллического бора могут обеспечивать ковалентную связь между атомами электронами в количестве существенно меньше двух, приводя к образованию многоцентровой химической связи атомов с дефицитом электронов.
4. Аморфный бор, применяемый в производстве электродов для сварки металлов, используемый для изготовления регулирующих стержней ядерных реакторов и в производстве постоянных магнитов представляет собой порошок бурого цвета без запаха и вкуса.
5. Кристаллический бор в обычных условиях является полупроводником с электронной проводимостью при низких температурах и дырочной проводимостью при высоких температурах, причем при нагревании до 800°С электрическая проводимость его увеличивается на несколько порядков.
Учитель химии на занятиях со старшеклассниками выделяет нижеследующие химические свойства
бора.
1. В обычных температурных и барометрических условиях кристаллический бор химически инертен, кроме взаимодействия с фтором, имеющего место даже при комнатной температуре.
2. При высоких температурах бор реагирует с кислородом, хлором, азотом и с устойчивыми оксидами.
3. Кристаллический бор не реагирует даже с кипящими концентрированными растворами всех кислот
4. Аморфный бор взаимодействует с горячими концентрированными растворами азотной, серной кислот и царской водкой.
5. Чистый бор получают при восстановлении летучих соединений бора водородом при температуре выше тысячи градусов по Цельсию и при электролизе расплавленных фтороборатов.
Вывод из изложенного выше состоит в том, что обязательное и факультативное изучение старшеклассниками физических и химических свойств бора способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала субъектов учебной деятельности. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.
2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© М.Ф.Каримов, А.В.Звонкова, 2018
УДК 372.851
М.О. Максименко
Магистр 2 курса направления «Математика» Кемеровский государственный университет
г. Кемерово, РФ E-mail: maks.maksimenko22@mail.ru
РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация
Подготовка учащихся средних школ к профессиональной деятельности в отраслях связанных с