УДК 629.12.001.2
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Азовцев А.И., д.т.н., профессор, начальник кафедры Теории и устройства судна ФБОУ ВПО «Морской государственный университет
им. адмирала Г. И. Невельского», e-mail: [email protected]
Войлошников М.В., д.т.н., профессор, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского»,
e-mail: [email protected]
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года направлена на реализацию суверенитета и национальных интересов страны на основе решения многоплановых задач государственной политики в Арктике. Концепция транспортного обеспечения Стратегии развития учитывает необходимость осваивать тундру и лесотундру в условиях предельного бездорожья с учетом сверхпогодозависимости авиации в Арктике. Активизация традиционных видов промысла коренного населения обеспечит продуктами оленеводства и рыболовства активно развиваемые территории добычи углеводородов. Предполагается, что вывоз оленины и рыбы обеспечит транспортную доступность для коренного населения. Предлагается широкое применение универсальных мореходных вездеходов на воздухоопорных гусеницах. На основе их преимуществ над всеми известными амфибийными вездеходами перечислены пункты Стратегии, реализация которых будет значительно эффективней при использовании амфибийных мореходных вездеходов.
Ключевые слова: Арктика, Стратегия, амфибийный транспорт, мореходные вездеходы, воздухоопорные гусеницы
AMPHIBIAN TRANSPORT FOR PUTTING INTO PRACTICE THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOR ENSURING SECURITY FOR THE PERIOD UP TO 2020
Azovtsev A., Doctor of Engineering Science, professor, head of the Naval architecture chair, FSEIHPE «Maritime State University named after
admiral G.I.Nevelskoi», e-mail: [email protected], Voyloshnikov M., Doctor of Engineering Science, professor, FSEI HPE «Maritime State University named after admiral G.I.Nevelskoi», e-mail:
The strategy of development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring the national security up to 2020 is directed to realization of the sovereignty and national interests of the country on the basis of solving the Multiplan tasks of the state policy in the Arctics. The concept of transport ensuring of the development strategy takes into consideration the necessity to develop the tundra and the forest-tundra under the conditions of limited lack of roads and extreme aviation dependence on the weather in the Arctics, stirring up the traditional kinds of trade among the indigenous population will supply the actively developing areas of natural resources extraction with the products of reindeer-breeding and fishing. It is suggested that transportation ofvenison and fish will provide transport availability for indigenous population. A wide application of universal seaworthy all-terrain vehicles on air-supported trucks is suggested. The points of strategy are given on the basis of the advantages of those vehicles over all known amphibian vehicles; putting those vehicles into practice will be much more efficient with the use of the amphibian seaworthy all-terrain vehicles.
Keywords: Arctics, strategy, amphibian transport, seaworthy all-terrain vehicles, air-supported trucks.
Во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года №Пр-1969, разработана Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года (далее Стратегия). Стратегия направлена на реализацию суверенитета и национальных интересов страны на основе решения многоплановых задач государственной политики в Арктике, определенных в Основах.
Стратегия определяет развитие ресурсной базы Арктической зоны за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития инфраструктуры транспортной системы, разработки и внедрения современных транспортных средств, адаптированных к использованию в арктических условиях. По предложению Минэкономразвития России в МГУ им. адм. Г.И. Невельского разработана Концепция транспортного обеспечения экономического и социального развития Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы.
Концепция учитывает амбициозные планы Российской Федерации по освоению природных ресурсов на шельфе замерзающих морей и прилегающем побережье определяющие необходимость комплексного освоения шельфа и побережья Арктической зоны страны. Инвестиционная привлекательность многих проектов освоения месторождений углеводородного сырья связана с наличием транспортной инфраструктуры осваиваемой территории и акватории.
В активно осваиваемых районах задействованы все традиционные виды транспорта: трубопроводный, морской, речной, железнодорожный, авиационный, автодорожный и вездеходный. Вахтовый метод работы на промыслах значительно снижает остроту
социальных проблем Севера. Расширение оседлых поселений связано с освоенными морскими и речными портами, аэропортами, железнодорожными и автомобильными магистралями.
Четкая увязка планируемых транспортных потоков с развитием производства не решает задачу обеспечения транспортной доступности регионов, которые пока не включены в планы интенсивного освоения. Социальное развитие коренных народов Севера традиционно затруднено низкой плотностью и бытовыми традициями населения. Считается, что низкий уровень транспортной доступности рассредоточенного по большим территориям население лежит в основе экономической отсталости. В предложенной Концепции принято за основу предположение, что в условиях рынка наоборот именно низкий уровень производства является основой слабого транспортного освоения тундры и лесотундры.
Рыночным рычагом комплексного социально - экономического подъема коренного населения Крайнего Севера, которому естественно необходима регулярная транспортная доступность [1], является расширение традиционных промыслов: оленеводства и рыболовства для нужд населения, занятого на промышленных объектах Арктической Зоны Российской Федерации.
Предложенная Концепция транспортного обеспечения экономического и социального развития Арктической Зоны Российской Федерации основывается на следующих положениях.
1. Севморпуть был и остается важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера.
2. Интенсивно и планомерно в рациональной комплексности развиваются все виды транспорта Арктической Зоны Российской Федерации применительно к освоению запасов углеводородов. Создается опорная транспортная сеть, с ориентацией на которую возможно развивать инновационные виды транспорта для обеспе-
чения транспортной доступности рассредоточенного коренного населения Крайнего Севера.
3. Регулярная круглогодичная доступность транспортных услуг для коренного населения будет надежно обеспечена при необходимости вывозы продуктов традиционного промысла: оленеводства и рыболовства. Предполагается, что развитие традиционных видов промысла народов Крайнего Севера для нужд населения, занятого на строительстве и обслуживании предприятий по добыче углеводородов и на других объектах оседлого освоения является важнейшей частью программы «Экономического и социального развития Арктической Зоны Российской Федерации на 2011 - 2020 годы».
4. Транспортная доступность бездорожных территорий Крайнего Севера должна основываться на новых видах транспорта. Необходим государственный заказ на создание инновационного транспорта на долгосрочной основе.
5. Арктика - это особая экстремальная зона, поэтому она требует особых экологичных режимов хозяйствования при реализации развития Арктической зоны по крупным инвестиционным проектам освоения углеводородов на побережье и шельфе, создании новых промышленных объектов, транспортных коридоров на основе возрождения Северного морского пути.
6. При освоении Арктики в первую очередь необходимо обеспечить баланс между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды, учитывая потребности коренных народов, рассредоточенных по обширным территориям, проживающих в условиях предельного бездорожья, что обосабливает транспортное обеспечение этой группы населения.
7. Размещение воинских подразделений Министерства обороны и других силовых структур Российской Федерации в Арктической зоне вне регионов интенсивного освоения и для их транспортного обеспечения и надежного функционирования необходимо применение амфибийных транспортных средств.
Регулярное транспортное обслуживание малонаселенных обширных регионов тундры и лесотундры не обеспечено по причине отсутствия надежного экономичного транспортного средства. В постановке задачи учитывается сверхпогодозависимость авиации в этих условиях, что концептуально обосновывает необходимость создания новых видов транспорта. Инициатива Минморфлота СССР по разработке мореходных вездеходов для разгрузки судов на необорудованный берег Арктики и Дальнего Востока в МГУ им. адм. Г.И. Невельского была поддержана многолетними разработками воздухоопорных гусениц и транспортных средств с их применением. На ВДНХ СССР на выставке «Спецтранс-90» наши разработки были отмечены дипломом и медалями за разработку нового принципа движения - на воздухоопорных гусеницах.
Предварительные испытания самоходного макета показали,
что:
- воздухоопорные гусеницы являются плавучим амфибийным вездеходным движителем, плавучесть которого соизмерима с опорной реакцией на грунт;
- обеспечивается мореходность на волнении до 4-х баллов включительно, в том числе и в прибойной полосе;
- надежно работает в битом льду с обеспечением выхода на лед, при ходе одной гусеницей по льду, другой по воде;
- плавно преодолеваются препятствия типа уступов и рвов, выполняется подъем на затяжные уклоны, при наличии бокового уклона;
- высокая плавность хода на наледях, валунах, кочках и мелких торосах позволит развивать скорость 30-40 км/час на таком бездорожье;
- снега и болота любой категории преодолеваются надежно.
Такой транспорт целесообразно использовать для обслуживания
воинских частей, буровых установок и плантаций марикультуры, для комплексной геологоразведки на мелководье шельфа и на побережье, для вывоза леса и минерального сырья, в прибрежном промысле рыбы и морепродуктов, при сборе штормовых выбросов, в спасательных работах, в рамках регулярного транспортного обслуживания коренного населения тундры и лесотундры [2].
Разработка концептуальных проектов плавсредств - мореходных вездеходов на воздухоопорных гусеницах выполнена по Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы. Разработка типоразмерного ряда основана на двукратном снижении грузоподъемности. При грузоподъемности базового образца типоразмерного ряда 40(60) тонн в ряд включены грузоподъемности 20 тонн, 10 тонн и 5 тонн.
Образец ТСВГ-40 способен выполнять весь спектр транспортных и транспортно-технологических работ от разгрузки судов и обслуживания добычных комплексов на берегу, на воде, под водой и подо льдом до пассажирских перевозок и спасательных работ. На преимущественно водных трассах и на замерзшем грунте тундры зимой обеспечивается грузоподъёмностью до 60 тонн с размещением трёх двадцатифутовых контейнеров. При скорости хода 30-40 км/ч и преодолении уклона до 200 прогнозируемая мощность 1200-1600 кВт, что в 2-3 раза меньше, чем для судов на воздушной подушке сходного водоизмещения и скорости хода.
Проекты на 20, 10 и 5 тонн разрабатывались преимущественно для нужд прибрежного промысла на необорудованном побережье Японского и Охотского морей. Грузопассажирские перевозки круглогодично, в том числе и по пересечённой местности и спасательные работы входят в перечень основных назначений [3].
На основе экспериментально подтвержденных преимуществ мореходных вездеходов на воздухоопорных гусеницах в условиях Арктики и замерзающего шельфа определена перспективность их применения для решения следующих задач инновационного развития сферы транспортных услуг, сформулированных в «Стратегии».
- Укрепление ведущих позиций России в освоении наукоемкого инновационного принципа движения - на воздухоопорных гусеницах. (Стратегия пп 5в, 7б, 12 р; 14 в; 36б).
- Обеспечение лидирующих позиций России в предоставлении транспортных услуг через необорудованный берег с завозом вглубь побережья, в том числе и по пересеченной местности круглогодично в широком диапазоне неблагоприятной погоды (Стратегия п. 12 и).
- Транспортное и транспортно-технологическое обслуживание платформ и комплексов разведки и добычи углеводородов и других полезных ископаемых в тундре и на шельфе, в том числе и при подледном базировании платформ. (Стратегия п.5в, 4 п, п. 8; п. 9а; п. 11 д).
- Транспортное обеспечение реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий (Стратегия п. 7а; п. 8; п. 8а; п. 8б).
- Транспортное обеспечение как активизация поддержки со стороны государства занятости и самозанятости коренных малочисленных народов в рыболовстве и оленеводстве и обеспечение отраслевых нормативов транспортной доступности для коренного населения (Стратегия п. 10п; п. 13а; п. 13б; п. 29л).
- Транспортное обеспечение создания и функционирования береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне (Стратегия п.29д).
- Транспортное обеспечение военных подразделений арктического базирования с применением мореходных вездеходов, в том числе для несения вооружения (транспорт двойного назначения) и для надежного функционирования систем жизнеобеспечения войск. (Стратегия п.18д; п.34 п; п. 7е).
- Включение универсальных мореходных вездеходов в техническое переоснащение органов Федеральной службы безопасности Арктической зоны Российской Федерации (Стратегия п. 31б).
- Транспортное обеспечение универсальными мореходными вездеходами на воздухоопорных гусеницах системы аварийно-спасательной готовности (Стратегия п. 29ж; п. 12в).
Для реализации разработки мореходных вездеходов наш университет организовал активную рекламную работу и патентование. Это способствовало включению разработки концептуальных проектов типоразмерного ряда вездеходов в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы. На всемирной выставке «ЭКСП0-2012» в Республике Корея и на 5 - й Международной выставке «Transport & Logistic China» в КНР наши разработки вызвали интерес.
Литература:
1. Гук С.В. Доступность транспорта как составляющая экономической безопасности личности // Транспортное дело России. Спецвыпуск №7. 2006 С.162
2. Азовцев А.И., Огай С.А., Москаленко О.В. Прорыв в области внедорожного амфибийного транспорта // Наука и транспорт. Морской и речной транспорт. Транспорт Российской Федерации. 2011. С. 48-50.
3. Азовцев А.И., Огай С.А., Москаленко О.В. Разработка типоразмерного ряда мореходных вездеходов на воздухоопорных гусеницах для комплексного освоения побережья и замерзающего
шельфа// «Морские интеллектуальные технологии». Спецвыпуск №1. 2013 С. 34-37.
4. Азовцев А.И., Клебанов Г.В., Лифар В.И. Разработка технического предложения и формирование облика мореходного транспортного средства на воздухоопорных гусеницах грузоподъёмностью 60 тонн для комплексного освоения побережья и замерзающего
шельфа.// Материалы девятой Международной научно-практической конференции «Проблемы транспорта Дальнего Востока» БЕБЯЛТ-11. Владивосток: 2011. С. 127-129.
5. Азовцев А.И., Огай С.А., Транспортное обеспечение прибрежного промысла мореходными вездеходами. В настоящем выпуске.
УДК 629.5.058.44
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИИ ГИРОАЗИМУТКОМПАСА
Завьялов В.В., д.т.н., профессор, профессор кафедры технических средств судовождения, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского», e-mail: [email protected]
Саранчин А.И., доцент кафедры технических средств судовождения, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им.
адмирала Г. И. Невельского», e-mail: [email protected] Перечёсов В.С., к.т.н., начальник кафедры электрооборудования судов, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им.
адмирала Г. И. Невельского», e-mail: [email protected]
В работе рассматриваются морские навигационные приборы гироазимуткомпасы (ГАК). Данные приборы обладают значительными методическими погрешностями, законы возникновения и изменения которых известны. В работе предлагаются варианты автоматизации ввода информации для корректирующих устройств, что повышает точность работы гироазимуткомпасов, упрощает обслуживание их в море, расширяет широтный диапазон их использования, а также автоматически рассчитывать долготу места судна. Предлагаемые усовершенствования могут использоваться в любых широтах. Кроме того, автоматическая выработка координат добавляет прибору функции автосчислителя, что повышает и надежность счисления.
Ключевые слова: гироскопический чувствительный элемент, скоростная девиация, широтная девиация, момент коррекции, высокие широты, квазигеографическая система координат, вертикальная и горизонтальная составляющие вращения Земли, меридиональная скорость судна, скорость судна по параллели, дрейф гироазимута.
IMPROVING THE EFFICIENCY SYSTEM CORRECTION GYROAZIMUTHCOMPASS
Zavyalov V., doctor of technical Sciences, professor, professor of the Navigation Technological tools chair, FSEI HPE «Maritime State University named after admiral G.I.Nevelskoi», e-mail: [email protected]
Saranchin A., assistant professor of the Navigation Technological tools chair, FSEI HPE «Maritime State University named after admiral
G.I.Nevelskoi», e-mail: [email protected]
Perechyosov V., Ph.D., head of the Ships Electrical Equipment, FSEI HPE «Maritime State University named after admiral G.I.Nevelskoi»
The article describes marine navigation devices gyroazimuthcompass. This devices have greatly methodic errors, the principles of appearance and change are known. In the work, options for the automation of information input for corrective devices, which increases the accuracy of gyroazimuthcompass, for easy maintenance on the high seas, extends the latitudinal range of their use and also to automatically calculate the longitude of the place of the ship. Improving performance can be used for all latitude sailing. To addition device acquires new function to carry out autocalculation.
Keywords: gyroscopic sensitive element, speed deviation, latitude deviation, correcting moment, nearpole latitude, quasygeographic coordinating system, vertical and horizontal angular Earth speed, meridian ships speed, geographic paralleling ships speed, gyroazimuthcompass drift.
Гироскопические курсоуказатели (ГКУ) и гироазимуткомпасы (ГАК) в режиме гирокомпаса (ГК) имеют широтную и скоростную девиацию. Для осуществления скоростной коррекции к гироскопическому чувствительному элементу (ЧЭ) гироазимуткомпаса и гиро-курсоуказателя прикладывается вертикальный корректирующий момент (коррекция по высоте)
L =
kz R0
0 , (1)
Vn
где Jv - меридиональная составляющая скорости судна;
R0
0 - радиус Земли.
VN
Поскольку значение Jv постоянно вырабатывается по данным скорости судна, то приращение широты во время плавания находится простым интегрированием
Ti
Лф = J VNdt
T>
Далее для постоянной коррекции широты достаточно просуммировать полученный результат с ранее введенной широтой
ф Т = ф + Лф
(2)
ф
В модернизированном гироазимуткомпасе «Вега-М» (ГАК «Вега-С» с цифровой системой управления и коррекции) установлен узел автоматической коррекции широты.