Научная статья на тему 'Американский квилт: патриотизм и политика'

Американский квилт: патриотизм и политика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВИЛТ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / ТРАДИЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМВОЛ / ПАТРИОТИЗМ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / QUILT / THE UNITED STATES OF AMERICA / TRADITION / SYMBOL OF STATE / PATRIOTISM / SOCIAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насонова Ирина Юрьевна

Квилт, как вид декоративно-прикладного искусства, изначально предназначавшийся для создания предметов домашнего обихода, был известен задолго до появления на территории Соединенных Штатов Америки. Но только здесь он получил такое развитие, что стал важной составляющей истории Америки, символом страны, послужил поводом для создания различных общественных организаций. Как демократическое искусство, доступное кажд ому, имеющему минимальные швейные навыки, квилт стал для американских женщин главной и порой еди нственной возможностью общения и самовыражения с начала XVIII века. Рассмотрены многочисленные композиционные и стилистические решения мастеров квилта, характерные для различных периодов истории США, отражающие патриотические настроения и выражающие гражданскую позицию мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN QUILT: PATRIOTISM AND POLITICS

As a type of decorative and applied arts initially meant for making household articles, quilt was known long before it appeared on the US territory. But only here it became an important part of American history, the symbol of the country and caused the formation of different public organizations. As a democratic art available for everyone with minimal sewing skills, quilt became the major and the only possibility for communication and self-expression of American women from the early 18th century. The paper considers numerous compositional and stylistic solutions of quilt masters characteristic of various periods of the US history, which reflect patriotic moods and the civic stand of a master.

Текст научной работы на тему «Американский квилт: патриотизм и политика»

1. Жинкин С.А. Психологические проблемы эффективности права. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. 373 с.

2. Эффективность правовых норм / Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. М.: Юрид. литра., 1980. 280 с.

3. Керимов Д.А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. М., 1960.

4. Эффективность действия правовых норм / А.С. Пашков, Л.С. Явич., Э.А. Фомин, Л.И. Спиридонов [и др.]. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

5. Мушинский М.А. Эффективность правотворческой деятельности и эффективность законодательства: соотношение и критерии // Юридическая техника. 2012. № 6.

6. Мушинский М.А. Проблемы диагностики правотворческих дефектов: науч.-практ. пособие. Иркутск: Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского; фонд «Право и демократия». Иркутск, 2009.

ский список

7. Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977.

8. Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы / под ред. В.М. Баранова, П.С. Пацурки-евского, Г.О. Матюшкина. Н. Новгород: Юридическая техника, 2007.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // Российская газета. 2003. № 202.

10. Бабун Р. Проблемы определения предметов ведения и полномочий местного самоуправления // Муниципальное право. 2009. № 2.

11. Бабаев В.К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

12. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. М.: Финансовый контроль, 2004.

13. Костров В. Н. История теории и практики построения и упорядочения русской технической терминологии. М., 1956.

УДК 745(73)

АМЕРИКАНСКИЙ КВИЛТ: ПАТРИОТИЗМ И ПОЛИТИКА

© И.Ю.Насонова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова,83.

Квилт, как вид декоративно-прикладного искусства, изначально предназначавшийся для создания предметов домашнего обихода, был известен задолго до появления на территории Соединенных Штатов Америки. Но только здесь он получил такое развитие, что стал важной составляющей истории Америки, символом страны, послужил поводом для создания различных общественных организаций. Как демократическое искусство, доступное каждому, имеющему минимальные швейные навыки, квилт стал для американских женщин главной и порой единственной возможностью общения и самовыражения с начала XVIII века. Рассмотрены многочисленные композиционные и стилистические решения мастеров квилта, характерные для различных периодов истории США, отражающие патриотические настроения и выражающие гражданскую позицию мастера. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: квилт; Соединенные Штаты Америки; традиция; государственный символ; патриотизм; общественное движение.

AMERICAN QUILT: PATRIOTISM AND POLITICS I.Yu. Nasonova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

As a type of decorative and applied arts initially meant for making household articles, quilt was known long before it appeared on the US territory. But only here it became an important part of American history, the symbol of the country and caused the formation of different public organizations. As a democratic art available for everyone with minimal sewing skills, quilt became the major and the only possibility for communication and self-expression of American women from the early 18th century. The paper considers numerous compositional and stylistic solutions of quilt masters characteristic of various periods of the US history, which reflect patriotic moods and the civic stand of a master. 5 sources.

Key words: quilt; the United States of America; tradition; symbol of state; patriotism; social movement.

Традиции квилта (от англ.quilting - изготовление стёганых изделий) были привезены в Америку первыми переселенцами из Европы. Именно американские мастера развили эту технику до сегодняшних высот. Патриотизм, свойственный всем гражданам Соединенных Штатов, нашел свое отражение в квилте, технике, которую американцы считают своим националь-

ным достоянием. Патриотический квилт - явление уникальное и характерное только для Америки - заслуживает более пристального внимания.

С начала XIX века американские женщины регулярно обращались к искусству квилт, чтобы изложить свои политические и патриотические взгляды. Символы национальной гордости стали наиболее популяр-

1Насонова Ирина Юрьевна, аспирант, тел.: 89086697204, e-mail: [email protected] Nasonova Irina, Postgraduate, tel. 89086697204, e-mail: [email protected]

ными и часто используемыми мотивами.

Занимаясь квилтом и продавая работы, женщины делали свою жизнь гораздо ярче и насыщеннее. Становилось возможным общение с людьми, не входящими в круг близких родственников, на различных общественных мероприятиях, связанных с занятиями квилтом. Свою осведомленность в вопросах общественной жизни и отношение к происходящему в стране можно было выразить, давая новым рисункам квилта соответствующие названия, несмотря на отсутствие у женщин гражданских прав.

Работы начала XIX века отличались особой декоративностью и создавались, как правило, по традиционной для того периода схеме: флористический рисунок, красные и зеленые цвета, белый фон. Такие работы с успехом демонстрировались на ярмарках, получали громкие имена («Поражение Вигов», «Роза Мексики», «Роза Харрисона» в честь Вильяма Генри Харрисона, первого губернатора Индианы и Президента США в 1841 году; «Роза демократов», «Гордость Айовы»). Их отличали, кроме яркой цветовой схемы и белого фона, неприемлемого для использования в быту, большая выразительность рисунка, минимальная утепляющая прослойка, очень богатая стежка (гораздо более плотная, чем это требуется для того, чтобы просто скрепить слои изделия), наличие памятных дат и исторических названий.

Гражданская война 1861-1865 годов была самой кровопролитной в истории Америки, что не могло не найти отражения в творчестве народных мастеров. Изображение американского орла было наиболее популярным патриотическим мотивом. Оригинальные проекты с его использованием встречались повсеместно. Кроме того, до Гражданской войны не было принято вывешивать государственный флаг у частных домов. Это было привилегией государственных учреждений и военных ведомств. С началом же войны флаг стал чрезвычайно популярен как на Севере, так и на Юге, и его изображение было самым частотным мотивом в искусстве.

Встречаются серии работ вполне традиционного вида, характерного для начала XIX века, но имеющие названия, связанные с теми или иными событиями войны. Наиболее известная среди них - квилты «Канонерские лодки Алабамы». Эти работы были сделаны для продажи с целью сбора средств для покупки канонерских лодок, которые защитили бы прибрежные города Алабамы. Некоторые из них представляют собой традиционный квилт Викторианской эпохи, сложный медальон в центре, фон украшен цветочными фрагментами, вырезанными из набивной ткани. Такие квилты являлись образцом великолепной тонкой ручной работы, денежный вклад от их продажи был довольно существенным. С помощью ярмарок продаж, лотерей и пожертвований было собрано достаточно денег, чтобы оплатить постройку нескольких канонерских лодок.

Патриотический квилт и его различные вариации, появившиеся в последний год войны, демонстрируют переходный период в народном текстильном искусстве. В них задействован традиционный мотив: изоб-

ражение орла с центральным медальоном в новом качестве, на фоне государственного флага. Квилты, представляющие звезды и поперечные полосы, имитирующие флаг, сохранили свою популярность до наших дней.

Восстановление страны после опустошительной войны потребовало значительных усилий и длительного времени. Период преобразований на юге имел неоднозначные результаты. Экономика пребывала в состоянии спада, многие семьи и общины нуждались в средствах на восстановление. Люди различных наций старались изо всех сил, чтобы адаптироваться в новой социальной структуре, возникшей с уничтожением рабства. В результате родилась новая серия работ, объединенных названием «Квилт примирения». Такие работы, как правило, были выполнены в традиционном стиле «альбомный квилт» и представляли собой полотно, собранное из нескольких десятков живописных аппликационных блоков. Каждый блок содержал изображение сцен из бытовой жизни или событий, происходящих в обществе, до и после Гражданской войны. Политическую нагрузку несут блоки, изображающие Президента Конфедерации Дэвиса Джеф-ферсона и свободного афроамериканца. Так квилте-ры хотели зафиксировать этот период установления мира и согласия между Севером и Югом, последовавшим после Гражданской войны.

Празднование столетия образования нации 1876 года стало знаменательным событием для всей страны и частью процесса ее оздоровления, так как нация только оправилась после потрясений Гражданской войны. Процесс индустриализации страны набирал обороты, продолжалось расширение границ государства. Все эти позитивные изменения призвана была продемонстрировать Международная выставка в Филадельфии 1876 года, где был организован павильон, рассказывающий о различных видах декоративно-прикладного искусства, в том числе и квилтинга. По всей стране мастера создавали работы, посвященные празднованию столетнего юбилея, украшенные изображениями орла, флага и другими патриотическими символами. Цвета национального флага, используемые повсеместно в таких работах, тоже несут определенную смысловую нагрузку, символизируя выносливость, честность, настойчивость, доблесть и справедливость.

Общим патриотическим мотивом в работах, выполненных в период до 1876 года и сразу после него, является изображение четырех орлов - по углам вокруг центрального медальона. Это выражение ностальгии квилтеров конца XIX века по ранним годам Республики. Возвращающие назад к концу XVIII -началу XIX веков Америки с ее федеральным орлом и большой государственной печатью, квилты наглядно демонстрируют ностальгический патриотизм периода образования США. Данные работы очень схожи по дизайну, это свидетельствует о том, что выполнялись они скорее всего по единому образцу, опубликованному в печати, хотя первоисточник и не удалось найти. Например, «Четыре орла» на желто-оранжевом фоне - типичное решение, особенно это касается

композиций, решенных в ярких тонах. На этих изображениях орел, как правило, держит в клюве ветку с ягодами, а не жезл или оливковую ветвь, как принято на официальных изображениях, что является новаторством квилтеров. Желто-оранжевый, так называемый цвет «чеддер», очень популярен среди работ XIX века.

Примечательно появление именно в данный период готовых платков с изображением символов американского патриотизма. Эти платки позже использовались как готовые мотивы квилтов, помещались обычно в центре работы и придавали им особую привлекательность.

Популярность квилтов с изображением государственного флага, начавшаяся в период Гражданской войны, возрождалась неоднократно в периоды американских национальных празднований, войн, национальных трагедий. Со временем менялись стили работ и изображения флага. Даже на работах, выполненных в технике «сумасшедший квилт», предполагающей совершенно хаотичное, беспорядочное расположение фрагментов, отмечались его изображения. Можно увидеть очень интересные квилты в технике «табачная сигара», которая на первый взгляд тоже мало подходит для воссоздания флага. Такие работы выполнены из ровных полос фланелевой ткани, используемых в качестве маркетинговых уловок в упаковках сигарет в конце XVIII - начале XIX веков.

К началу XX века популярность квилта резко упала. Это произошло по ряду объективных причин: увеличение выпуска текстиля в стране привело к тому, что все меньше женщин хотели заниматься домашним рукоделием, квилт ассоциировался со старыми работами старшего поколения, которые не соответствовали современным эстетическим вкусам. Но с ростом патриотических настроений, связанных с вступлением США в Первую мировую войну в 1917 году, женщины вернулись к прежним занятиям квилтом. Это позволяло сохранить больше средств на военные нужды и дать выход социальной активности. Правительство США призывало своих граждан к изготовлению квилтов для домашнего использования с тем, чтобы одеяла фабричного изготовления можно было послать на фронт. В 1918 году газеты и журналы выходили с заголовками «Сделай квилт - сохрани одеяло для солдат на фронте». Много практичных и полезных квилтов было сделано под этим девизом. Опубликованные в этот период рисунки были достаточно просты, с тем чтобы их можно было сделать как можно быстрее с помощью швейной машины. Такие квилты, невзирая на фактический рисунок, стали называться «Квилт Свободы». Часть их использовалась в домашних условиях, большая же часть - для сбора средств в пользу организации «Красный крест». Практика изготовления квилтов, дающих возможность собирать подписи за небольшую плату, была известна еще в XIX веке и в этот момент оказалась весьма кстати. Появился совершенно уникальный рисунок «Красный крест с подписями», изображение красного креста на белом фоне, на котором и ставились многочисленные подписи. За возможность поставить свою подпись на

такой памятной работе люди платили 10-25 центов. Были сделаны сотни подобных работ, многие из них сохранились до наших дней. В фондах организации «Красный Крест» хранятся некоторые такие квилты, в частности квилт «Подписи 1918 года». На нем 900 подписей, в том числе подписи Т. Рузвельта, X. Келлер, В. Вилсона.

Во время Первой и Второй мировых войн семьи тех, кто был в это время на фронте, вывешивали в своих окнах звездные флаги. Флаги с золотой звездой вывешивали те, у кого родные погибли на фронте. Позже появились работы, объединенные общей темой - квилт «Золотая звезда Матери», на фрагментах которых перечислены имена погибших. Женщинам пришлось заменить на производстве своих родных, ушедших на фронт, времени на занятия квилтом было очень мало. Тем не менее, сохранилось достаточно работ, посвященных победам этого периода. Многие из них выполнены в патриотических цветах: красном, белом и синем, и практически все содержат символ «V» как символ победы. Также встречаются имена военнослужащих, элементы военной символики и другие артефакты того времени.

Последовавшую за Второй мировой войной Корейскую войну зачастую называют «забытой». Немногие американские квилты позиционируются как изображающие войну в Корее по причине малой длительности ее и того, что в 1950-х гг. квилт был непопулярен. Поэтому те немногие квилты этого периода, что сохранились, представляют собой уже известные мемориальные квилты с именами тех, кто участвовал в войне.

В память о пострадавших во время Вьетнамской войны от применения американской армией химических веществ была создана серия работ, посвященных жертвам этой войны и в поддержку их семей. Такие квилты демонстрируются во время встреч ветеранов, в центрах здоровья и других публичных местах.

Начиная со второй половины XX века популярность квилта начала расти. Этому немало способствовало празднование 200-летия образования США в 1976 году. Выставки работ, созданных по этому случаю, были такими же популярными, как парады и торжественные церемонии, проводимые в честь празднования. Фактически повышенный интерес к квилту и другим видам ручного декоративного искусства стал наблюдаться с поздних 1960-х, с провозглашением лозунгов «Назад к природе» и создания различных общественных женских организаций. Празднование же 200-летия открыло возможность для женщин проводить публичные выставки своих работ и, кроме того, вспомнить о старой традиции собираться вместе и создавать коллективные работы по случаю проведения торжеств. Такие работы чаще всего создавались для презентаций и содержали блоки, представляющие те или иные исторические события, памятные символы и т.д. Работы, посвященные празднованию 200-летия Республики, объединили памятные даты 1776 и 1976 годов, изображения флагов, существовавших в разные периоды истории государства, включая первоначальный вариант с тринадцатью звездами и флаг

конфедерации. Появились замечательные квилты гавайских мастеров, на которых изображения природы и монархические мотивы сочетаются с символами американского патриотизма.

Во время войны в Персидском заливе, начавшейся в 1991 году, квилт пережил возрождение, начавшееся в конце 1960-х годов. Мастера использовали свое умение совершенно по-новому, создавая квилты, являющиеся своего рода зрительным документом их жизни и выражением личного мнения по поводу происходящих в мире событий. Много квилтов посвящено теме войны. Семьи ветеранов использовали военную форму и фотографии, чтобы создать памятные квилты. Например, начавшийся во Флориде как домашний проект «Буря в пустыне» перерос со временем в общенациональный. Многие семьи, имеющие родственников на войне, посылали памятные для них вещи во Флориду. 250 таких блоков были соединены в единую работу. Квилт сделан в основном в патриотических цветах: белом, красном и голубом, его блоки содержат имена солдат, фрагменты их формы, медали, воинские нашивки, фотографии, вышивки, ленты и различные рисунки. Интересная работа была создана жен-щиной-квилтером во время ее службы в Ираке и Саудовской Аравии в этот период. Она сделала квилт из материалов, привезенных из дома и оказавшихся под рукой на месте службы. Большая их часть представляет собой армейские головные платки, выдаваемые каждому солдату, шейные платки и различные фрагменты формы. Каждый такой платок был помещен в центре блока, чтобы показать неизменность присутствия войск США. В самом центре квилта помещено изображение американского флага как напоминание о патриотическом долге каждого.

Трагедия 11 сентября 2001 года никого не оставила равнодушным. В течение нескольких месяцев сплотились сотни квилтеров по всей стране. Как только распространился призыв, помощь пришла отовсюду, люди жертвовали ткани и готовые работы. Тысячи работ, объединенных общим названием «Квилт свободы», были собраны и подарены нуждающимся, родственникам, близким и дальним, даже если это делалось в память одного погибшего. Такие квилты по традиции содержали изображения с национальным флагом и орлом, символизирующие переживания нации по поводу происшедшего, и пожарных, передающие надежду многих семей. Появились новые символы: эмблема штата Нью-Йорк, панорама башен-близнецов и т.д.

История Соединенных Штатов содержит много фактов выражения социальной активности. В такие моменты творческая активность резко возрастала, и квилтеры принимали живейшее участие во всех событиях. Сохранившиеся работы свидетельствуют об их увлечениях, опасениях, надеждах и стойкости духа. Квилт, который первоначально предназначался для создания домашнего тепла и уюта, стал поводом для появления различных женских благотворительных организаций, кружков и миссионерских обществ. Все эти общественные движения живо реагировали на события, происходящие в стране. Политические дискуссии,

обычно возникавшие по вопросам участия страны в различных военных конфликтах, прав человека и его здоровья, как в зеркале отражались в работах квилтеров.

Борьба против рабства началась задолго до начала Гражданской войны. И женщины приняли в ней активное участие, обеспечивая возможность юридической защиты и сбора средств, распространяя листовки с петициями против рабства, обучая в школах для сбежавших рабов. Многие женщины использовали свои навыки рукоделия, чтобы выразить негодование по поводу рабства. Поставляя квилты и другие рукотворные вещи для продажи на выставках, проводимых под лозунгом уничтожения рабства и работорговли, мастера обращали внимание на проблемы общества. Многие из тех работ содержали готовые печатные мотивы, которые можно было встретить на различных предметах домашнего обихода, на них изображался коленопреклоненный африканец, закованный в цепи, с подписью внизу: «Освободите меня от угнетения». Другая группа - традиционные альбомные квилты, выполненные с использованием красных и зеленых цветов, с именами членов региональных обществ, выступающих за отмену рабства, содержащие различные заявления против угнетения людей. Большая же часть работ выполнялась для утилитарных целей, в помощь сбежавшим невольникам.

После окончания Гражданской войны появилось множество проблем, на которые женщины обратили внимание, в частности проблема алкоголизма. Был официально образован Женский христианский союз трезвости, ставший очень популярным во всей стране буквально в течение года. Первоначально Союз занимался исключительно вопросами борьбы с алкоголизмом, позже основной целью этого движения стала борьба за гражданские женские права. Цвета организации - белый и голубой как символы чистоты и безупречности. С Союзом ассоциировалось два рисунка: «Путь пьяницы» и «Двойная Т», которые использовались для создания квилтов в самых различных целях: от простых, с подписями для сбора средств, до мемориальных, с именами членов региональных групп.

С принятия в 1870 году Пятнадцатой поправки к законопроекту до издания Акта избирательного права в 1965 году афроамериканцы сталкивались с сопротивлением каждый раз, когда собирались пройти регистрацию перед голосованием. Незаконные тесты проверки грамотности, непомерные сборы на регистрацию в списке избирателей, принуждение и запугивание делали голосование для афроамериканцев невозможным. В некоторых южных штатах за решение голосовать людей увольняли с работы. Многим семьям пришлось покинуть насиженные места из-за угроз расправы. I

Это было особенно большой проблемой для округа Уилкокс, штат Алабама. Чтобы помочь таким людям, в 1966 году здесь была создана организация «Свободные труженики квилта». Целью этой организации было обеспечить полезной для общества работой женщин, дающей возможность заработать тем, кто потерял работу в попытке пройти процедуру регистра-

ции перед голосованием. Женщины получали возможность спокойно работать в коллективе и, применяя свои навыки шитья, создавать квилты для продажи за пределами округа. Со временем организация выкупила земли, построила дома, расширила производство, обеспечила социальное обслуживание и медицинскую помощь для своих членов. «Труженики квилта» оставались самой большой организацией, предоставляющей работу, в округе Уилкокс вплоть до конца 1990-х.

Квилтеры использовали свое умение для того, чтобы обратить внимание общественности на особо важные события, происходящие в мире. В конце XX -начале XXI веков самым важным стало сохранение мира и спокойной жизни граждан. Начиная с 1960-х, США пережили три локальных войны, борьбу за гражданские права, бедность, атаки террористов на общественные здания, природные катаклизмы. Поэтому создатели квилта ставили своей целью достигнуть взаимопонимания между представителями разных культур и устранить последствия войны.

Наиболее часто упоминается в этой связи «Бойсе квилт проект», общественная организация штата Айдахо, учредившая награду за работы, призывающие к установлению мира на планете. «Бойсе Квилт Проект» отметил свой первый квилт мира в 1982 году. Сделан он был мастерами из Латвии, в тот момент еще входившей в состав СССР, и отражал потребность людей в дружбе и взаимопонимании, связь семьи, природы и сообщества. Будучи уверенными в том, что квилт -убедительная форма искусства, обладающая способностью к воссоединению, невзирая на национальные границы, члены «Бойсе Квилт Проект» продолжают относиться к квилтам как к политическому заявлению, поддерживающему мир, пропагандируя дружбу между людьми на всей планете. Получателями премии «Проекта» в разное время были жители Хиросимы, лагерь мира общины Гринэм в Англии и женщины Никарагуа. В 1984 году при содействии «Проекта» был создан весьма примечательный квилт, составленный из блоков с разных штатов, представляющих детское видение мира. Работа была адресована 100 сенаторам, призывающая к нахождению новых методов борьбы за мир и путей сотрудничества.

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса связи женского феминистического движения в стране и квилтинга. Связь эта по сути существовала с момента зарождения самого движения. Квилт называли «наилучшей зрительной метафорой для жизни женщин и женской культуры». Его рассматривали как подтверждение рутинности женской жизни и незаметности домашнего труда. Фрагментарная поверхность квилта ассоциировалась с женскими буднями, состоящими из множества мелких дел. Структура квилта,

состоящая из повторяющихся блоков, будучи нелинейной и неиерархической, как нельзя лучше иллюстрирует идеи феминизма о равенстве. Традиции совместной работы над квилтами прославляют идеи взаимного сотрудничества среди женщин. Более того, квилт как предмет утилитарный или подарок к памятной дате свидетельствовал об этике воспитания и заботы - ценных женских качествах, которые с 1970 года вновь стали рассматриваться как важнейшие. Сам процесс создания квилта - соединение отдельных лоскутов ткани в нечто целое и гармоничное - успешно служит символом для нового единства и союза, индивидуальности и коллективизма, новой политической солидарности, культивируемой феминизмом.Создавая квилты, мастера призывали к объединению, нахождению общих интересов, показывали, что и мирным путем можно выразить свою точку зрения на политику, проводимую правительством в отношении других стран.

Примечателен тот факт, что в работах мастеров квилта неприятие некоторых действий правительства нисколько не влияет на чувство гордости за свою страну, уверенность в собственной исключительности рядовых граждан Америки. Заслуги военных, ведущих боевые действия за пределами Соединенных Штатов, не умаляются, наоборот, выражается полная уверенность в том, что военные выполняют миротворческую миссию и выполняют ее достойно. Заметно, что простые жители Америки гордятся тем, что живут в такой стране, позволяющей им, людям, далеким от политики, выражать свое мнение и быть услышанными. Правильность действий, проводимых американским правительством, во многих случаях вызывает сомнение, но нужно отдать должное американцам - это никак не влияет на их безграничную любовь к своей стране. Больших патриотов своей страны, чем американцы, найти трудно. Чувства их искренни, патриотические мотивы и символы государственности на самом деле дороги каждому американцу. Отсюда их стремление как можно чаще их использовать, в том числе и в работах квилт. Символы, встречающиеся на квил-тах, естественно, меняются со временем. Традиционные символы все чаще можно встретить в другом окружении, в сочетании с различными сентиментальными мотивами, что делает эти изображения более душевными и близкими. Появляются новые символы, отражающие события последнего времени. Тем не менее, основные из них (белоголовый орел, колокол Свободы, Статуя Свободы, лица президентов, «V» как знак победы, флаги, щиты; слова «союз», «конфедерация», «свобода»; большое количество звезд; красные, белые, голубые цвета) остаются по-прежнему самыми популярными.

Библиографический список

1. Gwinner S. The history of the patchwork quilt. Atglen: 1750-1950. NY: Clarkson Potter, 1993. 290 p.

A Schiffer Book for Collectors, 2009. 160 p. 4. Reich S. Quilting news of yesterday. Atglen: A Schiffer Book

2. Herr P. Quilting traditions. Atglen: A Schiffer Book for Collec- for Collectors, 2009. 160 p.

tors, 2008. 196 p. 5. Roberts E. A history and celebration of an American art form.

3. Kiracofe R. The American Quilt: a history of cloth and comfort Minneapolis: Voyageur Press, 2007. 348 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.