Научная статья на тему '«Американская мечта» в американской художественной литературе'

«Американская мечта» в американской художественной литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10275
1011
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА / ГЕРОЙ / БОГАТСТВО / ПИСАТЕЛЬ / УСПЕХ / ОБЩЕСТВО / AMERICAN DREAM / HERO / PROFIT / WRITER / SUCCESS / SOCIETY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коршунова Елена Сергеевна

Статья анализирует различные аспекты феномена «американская мечта» в американской художественной литературе с конца XVIII века и до настоящего времени. «Американская мечта», как заключает автор, представлена сначала в художественной литературе Америки как стремление к успеху, впоследствии она перерастает к жажде наживы, стремлению к богатству, что стало характерным для XX века времени разочарования в «американской мечте», упадка всех традиционных духовных идеалов, которые когда-то прописывали в своих работах ее авторы. В статье приводятся примеры жизненного опыта главных героев различных американских писателей и описываются последствия погони за «американской мечтой». Достижение этой мечты связано у героев с утопической верой в счастливое будущее. Несмотря на упорство, практичность в достижении поставленной цели, персонажи в своем стремлении к быстрому обогащению поступают вразрез со своими нравственными принципами или совершают преступление. Это зачастую приводит их к разочарованию в «мечте» или даже смерти. Литература США предлагает также возвращение к первоначальным принципам «американской мечты», доказывающим, что больших успехов можно достичь с помощью упорного труда, не нарушая нравственных устоев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of phenomenon «American dream» in American literature

The article analyses different aspects of the phenomenon «American dream» in American literature from the end of the 18th century to the present day. «American dream», as the author concludes, is represented at first in literature of America as the intention to get success, and later it was transformed to the desire to profit and enrich, what became characteristic for the 20th century the time of disappointment in «American dream», the collapse of all traditional moral ideals, which were one day described by the authors of the dream. The article gives examples of experience of the main heroes of various American writers and consequences are mentioned as the result of achievement of the «American dream». Heroes get this dream, having a utopian hope to the happiness of the future. Despite the tenacity and practicality in achieving the given aim, characters in their desire of fast profit were contrary to their moral principles or commit a crime. It often leads to the disappointment of the «dream» or even death. The American literature also offers the return to the base values of «American dream», which prove that great success can be obtained with the help of hard labour without breaking moral foundations.

Текст научной работы на тему ««Американская мечта» в американской художественной литературе»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 171:82.091

е. с. коршунова

Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

«американская мечта» в американской художественной литературе

Статья анализирует различные аспекты феномена «американская мечта» в американской художественной литературе с конца XVIII века и до настоящего времени. «Американская мечта», как заключает автор, представлена сначала в художественной литературе Америки как стремление к успеху, впоследствии она перерастает к жажде наживы, стремлению к богатству, что стало характерным для XX века — времени разочарования в «американской мечте», упадка всех традиционных духовных идеалов, которые когда-то прописывали в своих работах ее авторы. В статье приводятся примеры жизненного опыта главных героев различных американских писателей и описываются последствия погони за «американской мечтой». Достижение этой мечты связано у героев с утопической верой в счастливое будущее. Несмотря на упорство, практичность в достижении поставленной цели, персонажи в своем стремлении к быстрому обогащению поступают вразрез со своими нравственными принципами или совершают преступление. Это зачастую приводит их к разочарованию в «мечте» или даже смерти. Литература США предлагает также возвращение к первоначальным принципам «американской мечты», доказывающим, что больших успехов можно достичь с помощью упорного труда, не нарушая нравственных устоев.

Ключевые слова: американская мечта, герой, богатство, писатель, успех, общество.

Соединенные Штаты Америки стали одной из ведущих мировых держав, добившись высоких показателей в различных сферах развития. Занимая центральное место на мировой арене, Америка пропагандирует свои ценности, образ жизни и мышления, в результате чего происходит «американизация» по всему миру, то есть перенимание американских ценностей. В центре этих ценностей — идеальная модель человека — то, как он должен жить, чтобы ощущать себя счастливым. Эти ценности, которые можно с уверенностью назвать «американской мечтой», вырабатывались Америкой не сегодня, а в течение всей недолгой истории существования нации.

Американская мечта характеризует Соединенные Штаты в настоящее время как уникальную и исключительную страну с неограниченными возможностями, и именно поэтому другие страны так хотят быть на нее похожими, сделав своих граждан такими же счастливыми. Что же все-таки значит быть счастливым по-американски, достигая «американской мечты»? Ответ на этот вопрос вполне оче-

виден. Вот что думают сами американцы по этому поводу: «Американская мечта — выражение, означающее стремление личности к успеху, материальному благополучию и достижениям другого рода, подразумевающее восхождение от социальных низов, бедности — к признанию, богатству и славе. Также может обозначать стремление к благосостоянию и уверенности в будущем, выражающееся в возможности приобрести собственный дом, получить хорошую работу, занять высокое положение в обществе. кроме того, может выражать возможность стать сказочно богатым» [1, p. 14.].

Из этого определения можно сделать вывод, что для полного счастья американцу нужно иметь достаточное количество материальных благ: большой дом, сад с бассейном, автомобиль, яхту, а также быть амбициозным, целеустремленным, каждый раз ставя перед собой новые задачи. Таким образом, в настоящее время «американская мечта» отражает преобладание материальной стороны жизни над духовной, господство материальных благ. Так ли это было всегда? Посмотрим на историю

развития идеи «американской мечты». К идее «американской мечты» стали обращаться уже на ранних этапах развития США различные политики, писатели и религиозные деятели. Первые положения, которые впоследствии вошли в понятие «американской мечты», были сформулированы в канонических публицистических текстах проповедей, памфлетов и дневников «отцов-основателей» США.

У иммигрантов, прибывавших в Соединенные Штаты, не было общих корней, общей национальной истории. Их связывала общность материальной жизни, но этого было мало. Требовались общие идейные и духовные узы, сплачивающие нацию. Такими узами и стали представления о будущем, то есть вера в «американскую мечту, воспламеняемая тем, что в долгом героическом путешествии Америка вечно должна идти вверх — все выше и выше [2, с. 118]. «Американская мечта» обрела черты общенационального мифа, фиксирующего в рациональных и иррациональных формах социальные архетипы, проросшие сквозь толщу американского национального опыта и порождающие массовые жизненные ожидания, представления и ориентации [3, с. 19].

Основополагающие принципы «американской мечты» были заложены в Декларации Независимости США 1776 года, созданной Томасом Джеффер-соном, который утверждал, что все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью [4, p. 55].

Далее идею «американской мечты» рассматривал виднейший философ, эссеист Р. У. Эмерсон, отразившим ее в своем сборнике «Черты английской жизни» в 1856 году, но сам термин получил права гражданства лишь в 1931 году в книге американского историка Джеймса Т. Адамса «Эпос Америки». Эмерсон выдвинул доктрину «Доверие к себе» («Self-Relience»), в которой писатель связывал достоинство человека с безусловным подчинением голосу совести, который считал голосом Бога в душе человека. Он формулирует принципы духовного индивидуализма как свойства честной и совестливой личности, которая способна отличить добро от зла самостоятельно, не обращаясь к посланиям президента или манифестам политических партий: «Нет ничего более святого, чем чистота души. Следуйте ее повелениям, и вы заслужите одобрение мира... Встречая сопротивление, мы должны вести себя так, словно все вокруг нас эфемерно и несущественно, кроме нас самих». Философ отразил в своем учении черты американского национального характера, присущие «человеку, сделавшему себя». Это предприимчивость, самостоятельность действий, упорство и мужество первопроходца и даже известный авантюризм. Дух этот был свойствен не только пионерам, осваивавшим Дальний Запад, но и американцам, населявшим средние и восточные штаты, людям деловым, энергичным, которые были творцами своей судьбы. «Доверие

к себе» означало для них опору на собственные силы, практическую хватку, твердость духа и выдержку [5].

В 1931 году в своей книге «Эпос Америки» Джеймс Траслоу Адамс продолжит трактовать идею «Американской мечты». Главное отличие «мечты» того времени заключалось в том, что она была гораздо шире нынешней. Дж. Адамс заключал в нее идею об обществе, «где у каждого будет возможность достичь наивысшего успеха и признания благодаря своим природным способностям». Он считал, что в таком обществе все должно было способствовать саморазвитию людей. Идея о материальном благополучии и не лежала в основе «Американской мечты». Более того, Дж. Адамс добавлял, что собственно «бизнес, прибыль и материальный комфорт не должны являться самоцелью». Он упоминал в своем «Эпосе», что за счет высокого уровня жизни должна быть достигнута вершина «Американской мечты» — это «высокий уровень бытия человека», то есть развитие ума, души каждого человека. В этой «мечте» автор отдавал предпочтение развитию человеческого интеллекта, сохранению духовной культуры и ценностей, моральных и нравственных принципов, а также бороться за свободу человеческой мысли. Адамс полагал, что государство не в состоянии привести общество к всеобщему благоденствию и счастью, так как амбициозные и жадные до власти и денег люди не станут хорошими лидерами для остальной части общества. Для этого лучше подошли бы отдельные личности, которые своим желанием и целеустремленностью воспитали в себе высокий духовный и интеллектуальный уровень жизни, которые хотели бы повести за собой других [6].

С развитием художественной литературы «Американская мечта» стала находить свое отражение и в художественном сознании американской нации. Поскольку художественная литература более ярко и реалистично отображает окружающую действительность по сравнению с другими продуктами культуры, посмотрим, в чем же конкретно заключается суть «американской мечты» в русле художественной литературы различных исторических периодов существования нации, какие ее основные черты и особенности трансформации, отразились ли в ней положения великих мыслителей — авторов «мечты».

На всем протяжении истории американской литературы возникают произведения, непосредственно связанные с темой «Американской мечты». Среди них — «Американский претендент» М. Твена, «Сын Америки» Р. Райта, «Американская трагедия» Т. Драйзера, «Великий Гэтсби» Ф. Фицджераль-да, «Американская земля» Э. Колдуэлла, «Американская мечта» Э. Олби, «Американская мечта» Н. Мейлера, «Реквием по мечте» X. Сэлби и некоторые другие.

Первоначально носитель «американской мечты» был естественным, невинным человеком, только начинающим свой путь в жизни, не имеющим ни прошлого, ни будущего. Подобного героя, в роли которого выступают индейцы — местные жители континента, можно встретить в произведениях Фе-нимора Купера. В своих произведениях писатель отобразил, какую разрушающую силу имеет цивилизация на неискушенного человека.

С середины XIX века в поле художественного осмысления попала тема погони человека за успехом, что представляло собой новые грани «амери-

канской мечты». В то время еще сохранял иллюзию миф об обществе «равных возможностей». Очевидно, причиной огромного стремления к успеху являлись изменения, происходящие в Америке со второй половины XIX века, когда США стали самой крупной промышленной державой в мире и производили треть мирового объема продукции обрабатывающей промышленности (несмотря на это, 40 % населения по-прежнему трудились на фермах).

Философия успеха и прагматизма опирается на традиции, которые возникли еще со времен первых переселенцев и до сих пор сохранились в Америке. Носители мечты, будучи людьми практического и прагматического склада, смотрели на нее преимущественно как на план практических действий и искали счастье прежде всего для себя. А для остальных — лишь в той степени, в какой это могло быть предпосылкой и условием их собственного счастья [7, с. 60]. «Американская мечта» ассоциировалась с понятиями «возможность» и «человек, сделавший себя сам» (a self-made man), который из скромных и неблагоприятных начинаний мог достичь удачи благодаря упорному труду и самодисциплине [8, p. 110]. Конденсацией идеи успеха стали преуспевающие герои Горацио Алдже-ра, которые должны были покорить воображение американцев. Его герои жили в аграрных районах страны, затем уезжали в большие города и побеждали. В этом заключалось величие простых людей и вера в их подвиг, в результате которого достигалось уважение в обществе при помощи денег, которые являлись и критерием успеха, и системой отсчета, и мерой продвижения человека по социальной лестнице.

Автор рассказывал читателям, сколько его герой получал на первой работе, сколько на последующих, сколько он платил за квартиру, за еду и сколько отложил и накопил. Алджеру удалось уравнять стремление к счастью со стремлением к успеху, а стремление к успеху низвести до погони за деньгами. Так между понятием счастья и деньгами был поставлен знак равенства. В ценности Алджера также входили такие качества как послушание, почитание денег и благодарность хозяину. Например, верой и правдой своему хозяину служил оборвыш Дик («Оборвыш Дик, или Уличная жизнь в Нью-Йорке»).

В интерпретации «американской мечты» Эдгара Алана По заложена трагедия конфликта творца с буржуазным обществом. Его герой жесток и циничен, он стремится к наживе вопреки всем законам нравственности, обрекая слабого на гибель. Например, американский бизнесмен («Деловой человек») ненавидит одаренных людей, потому что их действия и помыслы непонятны для его узкого мышления. В своих конторских книгах он ведет счета на тех, кого он шантажирует и обманывает. Ощущались разногласия между тем, что обещала «американская мечта» и реальностью, которая окружала писателя. Потеряны надежда и спасение в светлое будущее.

Несовершенство мира и человека продолжает описываться в произведениях Натаниеля Готорна, который с недоверием относился к «американской мечте». Жажда наживы, нравственное разложение, несоблюдение законов бытия («Мой родственник, майор Молино», «Дом о семи фронтонах» и т.д.) ведут к разрушению семьи, над которой тяготеет проклятье. Натаниэль Готорн считал, что Эмерсон нарисовал слишком оптимистическую картину раз-

вития общества. Мир и человек в этом мире несовершенны и с существующими трудностями необходимо бороться [9].

«Американская мечта» как воплощение зла буржуазного общества представлено также Германом Мелвиллом в произведении «Моби Дик». Огромный белый кит Моби Дик олицетворяет собой общественные пороки в схватке с которым главный герой Ахава, образ которого носит национальный характер, не может добиться своей цели и терпит поражение, жертвуя всей командой судна. Носитель «американской мечты» — гордый индивидуалист оказывается не способным достигнуть своей мечты, которая изначально является утопией. Как мы видим, идея «американской мечты» у Мелвилла не несет в себе такие же черты оптимистичности, какие были у Эмерсона.

Крах «американской мечты» прослеживается в творчестве таких известных американских писателей XX столетия, как Джек Лондон, Теодор Драйзер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Успех по-американски не сделал счастливым и свободным героя Джека Лондона — Мартина Идена. Поклонение культу богатства привело к трагической гибели драйзеровских героев — и Клайда Гриффитса, и Фрэнка Каупервуда. Причины их преступлений коренятся в самой американской действительности, которая не соответствует сформировавшимся идеалам и иллюзиям о неограниченных возможностях, которые предоставляет Америка своим гражданам. Унылое и мрачное повседневное нищенское существование семьи Гриффитсов, занимающихся миссионерской деятельностью, вызывает у Клайда явное отторжение и недоверие к ценностям, которые исповедуют его родители — любовь к ближнему, строгость и умеренность, презрение к мимолетным удовольствиям, отвращение к пороку. Окружающая действительность доказывает обратное: благочестие и добродетель не приносят желаемого материального благополучия [10].

Фрэнк Каупервуд был пропитан бесконечным, всепоглощающим желанием разбогатеть и стать влиятельным, что разрушило его как в моральном, так и в физическом смысле. В течение всей жизни в погоне за мечтой, Каупервуд оставлял руины там, где пребывал. Из мелкого биржевого спекулянта он становится могущественным финансовым магнатом, принося несчастье близким людям.

Джей Гэтсби тоже стремился к воплощению «американской мечты», веря, что каждый способен стать богатым, а следствие этого — возможность покупать счастье при помощи достатка и влияния. Его «американская мечта» не является сугубо материальной. Для него богатство служит инструментом для достижения настоящей «американской мечты» — любви Дейзи. Эта любовь придает Гэтсби ту чистоту и первозданность, которые позволяют ему существовать поверх общепринятых норм: «сад и аллея кишмя кишели тогда людьми, не знавшими, какой бы ему приписать порок, — а он махал им рукой с этих самых ступеней, скрывая от всех свою непорочную мечту» [11, с. 146].

Образ Гэтсби весьма далек, например, от авантюрного Монте-Кристо Дюма. Отличие этих двух героев при наличии атмосферы таинственности, расточительности, детективной интриги состоит в том, что великая мечта графа сбывается и праздник длится вечно, а Гэтсби ждет поражение. Кроме того, граф, в отличие от Гэтсби, не идеалист, а точный прагматик.

Великий Гэтсби был представителем «потерянного поколения», чертами которого были стремление к успеху, бездеятельность, преклонение перед богатыми. Это поколение было характерно для Америки двадцатых годов XX столетия, так называемого «века джаза», который начался вскоре после окончания Первой мировой войны и завершился наступлением Великой депрессии тридцатых годов. Понятие «век джаза» стало символом, характеризующим массовое увлечение карнавальным стилем жизни, которое было следствием борьбы против сковывания личности нормами прагматической морали. Это было временем разочарования в «американской мечте», упадка всех традиционных духовных идеалов. Норман Фёрстер в своей книге «Имидж Америки» пишет: «Американская мечта, которая двигала пионеров на Запад, обернулась американским кошмаром» [12, р. 146]. Вероятно, разочарования в «мечте», по мнению американского социолога Мерилина Фергюсона, были связаны с тем, что произошла эрозия традиционной пуританской веры в упорный труд и бережливость, и американцы стали больше беспокоиться о возможности утраты контроля над политической системой [13, р. 124].

Теме «потерянного поколения» были посвящены произведения Э. Хемингуэя («Прощай, оружие», «Фиеста»), романы Р. Олдингтона. Так, герой всех олдингтоновских книг — это обычно молодой человек, стремящийся найти призвание, на свой страх и риск решающий гражданские и нравственные проблемы времени. Представителями потерянного поколения Олдингдтона являются Энтони Кларен-дон («Все люди — враги») и Джордж Уинтерборн («Смерть героя»).

Тема «потерянного поколения» звучит и в ранних произведениях Хемингуэя. В «Фиесте» отрабатывается тема карнавала и прожигания жизни. Однако, в отличие от героев романов Фицджеральда, герой «Фиесты» лишен идеалов и идиллий и в этом плане более трагичен.

Столкновение «американской мечты» с реальной действительностью ярко описано в пьесе Джорджа О'Нила «Американская мечта» и в романах Нормана Мейлера «Американская мечта» и «Реквием по мечте» Хьюберта Сэлби.

Главный герой О'Нила — Дэниэл Пингри — воплощает идеалы Америки на различных ее этапах. В конце концов он чувствует себя беспомощным в борьбе с крупным бизнесом, который притесняет идеалы американской демократии. Он говорит своему другу коммунисту Шварцу: «Да, этот дом — американский эпос. Да, я — американская история. Я — последний из семьи, которая помогла построить этот проклятый бизнес. Я имею все, чтобы наслаждаться той Утопией, которая создана идеалистами прошлого. Это все, что мы получили. Но я плюю на все ... Вы должны создать новый мир. Поторапливайтесь с вашей революцией ... Взорвите эту рутинную страну, которая больше не принадлежит нам ...» [14, р. 156]. В итоге, ощущая свою опустошенность как личность, Дэниел заканчивает жизнь самоубийством.

Достижение финансового и карьерного успеха не приносит счастья и Стивену Роджерсу — герою романа Нормана Мейлера «Американская мечта». Ощутив себя в плену, он убивает свою жену, на которой женился по расчету, тем самым выпутавшись из сетей женщины-деспота и от того мира, который его окружал. В результате он бежит из Америки

в джунгли Гватемалы и Юкатана, пытаясь найти там истинную Америку. Так иллюзия Америки — «страны свободы и счастья» — превращается в бегство от нее. Если романы Горацио Алджера содержали миф о том, что упорная работа, праведная жизнь и немного удачи — это все, что нужно в стране возможностей, чтобы продвинуться по лестнице успеха к богатству и счастью, то в современной Америке продвижение к богатству и счастью зависит не от личных усилий, а от наследства или удачной женитьбы» [15, р. 73].

Герои романа «Реквием по мечте» — четыре жителя Нью-Йорка — потеряли веру в себя и свои возможности и, устав от реального мира, ищут удовлетворения в мире иллюзий. Одна из героинь, Сара, потеряв мужа, мечтает попасть на телешоу, и, чтобы постройнеть, употребляет сильнодействующие таблетки, меняющие ее рассудок. В результате этого она оказывается в психиатрической клинике. Ее сын Гарри с подругой Марион и их товарищем Тайроном, чтобы стать богатыми, приторговывают наркотиками, одновременно употребляя их, и в конце концов они уходят из реальности в мир сказки, теряя себя настоящих.

Но также есть и положительные стороны «Американской мечты», которые можно найти в книгах американских писателей второй половины XX века. Например, всем известна история Фор-реста Гампа (Уинстон Грум), мальчика, который не искал славы и известности, а стал обладателем приличного состояния. Показав свои таланты в спорте, он проявил храбрость и показал свое доброе сердце на войне. Именно сердце человека, а также его внутренний стержень может помочь ему в достижении его мечты, при этом сохранив его человеческий облик. Не желал попасть в пропасть безнравственности и герой романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» — Холден Кол-филд, который осмелился обвинить современную ему Америку в самодовольстве, лицемерии, душевной черствости. Молодое поколение США находится на краю обрыва, с одной стороны которого находится жизнь по законам добра и справедливости, а с другой — пропасть лицемерия и зла. Холден — один из тех немногих людей, которые не дают целому поколению американцев упасть в пропасть безнравственности [16].

«Американской мечте» был предан Джон Стейн-бек, который преклонялся перед американским образом жизни. Писатель совершал путешествия по различным американским городам, встречаясь по дороге с разными людьми, проверял, живы ли те идеи и идеалы, которые питали когда-то веру пионеров, заселявших необжитые земли. Замечая многие изменения, Стейнбек приходит к выводу, что Америка не изменила своим традициям и идеалам. Он весьма оптимистично приравнивает понятие «американская мечта» и «американский образ жизни», утверждая, что этот образ жизни очень реален [17].

Стремление достичь «американской мечты» продолжает волновать героев американской литературы и в XXI веке. В современном мире ее достижение как это было раньше связано с рядом особенностей как в положительном, так и отрицательном аспектах. Попробуем разобраться. С одной стороны, в положительном аспекте герои пытаются достичь счастья по-американски, то есть построить карьеру, обзавестись семьей, построить дом — словом, обеспечить себе и своим детям безбедное существование. Например, главная героиня романа

«Девушка в переводе» Ким современной американской писательницы Джин Квок, будучи эмигранткой из Гонконга, смогла подняться по карьерной лестнице. Она обзавелась семьей и добилась всех поставленных в детстве целей, обеспечив себе и своей матери счастливое стабильное будущее в другой стране. Трудолюбие, целеустремленность, упорство, решительность сделали из нее успешного детского кардиохирурга, бывшую выпускницу Йельского университета.

Успеха в жизни достигают главные герои романа Дж. Франзена «Свобода» — Патти (Патриция) и Уолтер Берглунды. Они — образованные люди, почитающие американские ценности и ведущие правильный по-американски образ жизни. Это глубоко мыслящие люди, стремящиеся к личностному росту и успеху. Смыслом жизни для Патти после побед в спорте становится семья: «Я хочу жить в красивом старом доме и воспитывать двоих детей. Я хочу быть лучшей матерью в мире. Моей карьерой будут дети» [18, с. 122]. В романе неотъемлемой составляющей к успеху по-американски присутствует мотив соревнования. Так, Патти соревновалась со своей матерью и сестрами, спортивными соперниками, а Уолтер всю жизнь соревновался со своим другом — Ричардом: в студенческие годы победителем был Ричард, а во взрослой жизни преуспеть больше удалось Уолтеру, ведь у него появились жена, дети, красивый старинный дом, достаток, удавшаяся карьера юриста.

В отличие от героев Франзена, которые жили в соответствии со своими убеждениями, герои Филипа Рота достигали своей «мечты» обманным путем, действуя вразрез со своими моральными устоями. Путь к успеху здесь приобретает явно негативный оттенок, так как достигнутое благосостояние ложно и ведет героев к «американской трагедии». Главные герои Рота — Сеймур Лейвоу («Американская пастораль»), Айра Рингольд («Мой муж — коммунист») и Коулмен Силк («Людское клеймо») преуспевают в жизни, достигнув своих целей, дорожат своей репутацией, с одной стороны. С другой стороны, за этим видимым благополучием стоит ложь, желание казаться не тем, кто они есть на самом деле, что в конечном счете приводит их к трагедии. Лейвоу стремится отойти от своих еврейских корней, стать «настоящим американцем». Он и его жена — ирландка по происхождению — строят свою «американскую пастораль».

Айра Рингольд осуществляет «американскую мечту» о славе и «красивой» жизни, оказываясь звездой американского радио под псевдонимом Железный Рин и мужем голливудской дивы. Он становится кумиром американского капиталистического общества, несмотря на свои коммунистические взгляды, а также примером воплощенной мечты в таком виде, в котором представляли ее простые американцы. Его жена — тоже воплощение мечты. Она достигла всего, скрывая свое еврейское происхождение и родителей, что являлось неуместным для американской звезды.

Отказался от своей расы и Коулмен Силк. Он стал ученым и преподавателем, а также деканом, возродившим колледж. Являясь профессионалом и хорошим семьянином, Коулмен всю жизнь вынужден носить маску, боясь, что кто-нибудь узнает, кто он на самом деле. Боится разоблачения и герой романа «Белый шум» Дона Делилло — Джек Глэд-ни, достигнув всех прелестей в жизни — семьи, работы, дома, машины. Основав кафедру гитлероведе-

ния в университете, он так и не выучил немецкии язык, и его охватывает паника перед предстоящей конференцией гитлероведов.

Анализ художественной литературы Америки, начиная с конца XVIII века вплоть до современной прозы, позволил сделать следующие выводы. «Американская мечта» в литературе представляет собой сложный феномен, который обладал в большей степени отрицательными, чем положительными характеристиками. Те изначально положительные черты, заложенные в понятие «американская мечта» в трудах Эмерсона и Адамса, не совсем были присущи героям произведений американских писателей. Вначале зарождения нации «американская мечта» в литературе связана с верой в успех и свои возможности, так как срабатывал стереотип, что Америка — это страна больших возможностей, и каждый человек может реализовать себя и достичь больших результатов в жизни. Пропагандировались равные права для всех граждан Америки.

С течением времени содержание «американской мечты» расширяется, включая жажду наживы, бесконечное желание разбогатеть, потому что это приветствовалось набирающим силу пустым американским буржуазным обществом, и зачастую герой был способным сделать что-то вопреки своим принципам (жениться по расчету) или пойти на преступление для достижения своих алчных целей. За свою неправильно прожитую жизнь, стремление к богатству его ожидало возмездие, даже смерть. Да и сам герой после достижения своих корыстных целей испытывал разочарование, но было поздно что-либо менять, так как он уже находился на грани нравственного разложения личности, так и не достигнув «высокого уровня бытия».

Со второй половины XX века наметилась положительная динамика «американской мечты». Например, имея желание разбогатеть, герои американской художественной литературы достигали своей мечты с помощью таких важных качеств, как храбрость, целеустремленность, наличие практической хватки. Положительный аспект мечты связан еще с тем, что для того, чтобы достичь благополучия, не обязательно нарушать принципы нравственности или идти на преступление — достаточно упорно трудиться, иметь благородные стремления, терпение, и за эти старания всегда придет вознаграждение. Именно в этом и должен заключаться истинный смысл «американской мечты».

В современном обществе герои американской литературы стремятся не только к материальным благам, но и желают стать частью интеллигенции, попасть в круг интеллектуалов, стать знаменитыми. Таким образом, составляющая «американской мечты» расширяется. Хотя для достижения этих целей они порой подавляют в себе личность, отказываясь от своего происхождения, терзаемые внутренними противоречиями, ради осуществления «американской мечты» в том варианте, в котором они ее представляют себе, что может в итоге привести их к гибели. Герои становятся заложниками «американской мечты» как национального мифа, который зачастую является движущей силой в их стремлении к успеху и личному счастью.

Библиографический список

1. Merriam-Webster's Dictionary of Allusions / CTeator E. Webber, ranti-touter M. Feinsilber. Springfield, Mass.: Merriam-Webster, 1999. 592 p. ISBN 9780877796282.

2. Согрин В. В. Русская идея и американская мечта (размышления над сравнительно-цивилизационным исследованием Э. Я. Баталова) // Общественные науки и современность. 2010. № 6. С. 115-123.

3. Баталов Э. Я. Американская мечта и русская идея. М.: Искран, 2001. 69 с.

4. Jillson Call. The American Dream: In History, Politics, and Fiction. University Press of Kansas. 2016. 350 p.

5. Ральф Уолдо Эмерсон. URL: http://american-lit.niv.ru/ american-lit/istoriya-literatury-ssha-2/osipova-uoldo-emerson.htm (дата обращения: 29.06.2017).

6. Стафиевская М. С. Манипулятивное воздействие американской литературы и кино (на примере понятия «American Dream»). URL: http://e-koncept.ru/2016/86759.htm (дата обращения: 25.06.2017).

7. Емельянов С. А. Феноменология русской идеи и американской мечты // Общество. Среда. Развитие. 2009. №3 (12). С. 57-63.

8. Buell Lawrence. The Dream of the Great American Novel. The Belknap Press of Harvard University Press. 2014. 567 p.

9. Что стало с «американской мечтой»? Литературный путь «американской мечты» от По до Уитмена. URL: http:// studbooks.net/2080384/literatura/chto_stalo_s_amerikanskoy_ mechtoy_literaturnyy_put_amerikanskoy_mechty_ot_po_do_ uitmena (дата обращения: 30.06.2017).

10. Осмысление «американской мечты» в романе Драйзера «Американская трагедия». URL: http://studopedia. ru/11_3927_osmislenie-amerikanskoy-mechti-v-romane-drayzera-amerikanskaya-tragediya.html (дата обращения: 28.06.2017).

11. Фицджеральд Ф. С. Последний магнат: романы. М., 2009. 608 с. ISBN: 9785699349746.

12. Foerster N. Image of America: Our literature from puritanism to the space age. Notre Dame; London: Univ. of Notre Dame press, 1970. 152 p.

13. Ferguson M. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980's. Los Angeles: Tarcher, Cop., 1980. 448 p. ISBN 0-87477-116-1.

14. О'№П G. American Dream. N. Y. - Los Angeles, 1933. P. 156-157.

15. Adams L. Existential Battles. The Growth of Norman Mailer. Ohio Univ. Press, 1976. 192 p.

16. Нравственно-этическая проблематика романа Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи». URL: http:// revolution.allbest.ru/literature/00344151_0.html (дата обращения: 23.06.2017).

17. «Американская мечта» в литературе США. URL: http:// american-lit.niv.ru/american-lit/golenpolskij-amerikanskaya-mechta/amerikanskaya-mechta-v-literature.htm (дата обращения: 27.06.2017).

18. Франзен Дж. Свобода / пер.: Д. Горянин, В. С. М.: Астрель: CORPUS, 2012. 672 с. ISBN 978-5-17-101648-7.

КОРШУНОВА Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русский и иностранные языки».

Адрес: omichka-1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2017 г. © Е. С. Коршунова

Книжная полка

Руденко, А. М. Философия в схемах и таблицах : учеб. пособие / А. М. Руденко. - 2-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2017. - 384 с. - ISBN 978-5-222-28966-2.

В учебном пособии систематизированы знания в области философии, начиная от историко-философского цикла и заканчивая современными проблемами философии. Весь материал представлен в виде удобно читаемых схем и таблиц, сопровождающихся комментариями. Поэтому он легко усваивается и быстро запоминается, что позволяет экономить время и в предельно быстрый срок подготовиться к семинарским и практическим занятиям по философии, а также к зачету или экзамену. Содержание пособия соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Философия». Каждая глава заканчивается тестами для самоконтроля. В конце книги приводятся ключи к тестам, глоссарий и рекомендуемая литература. Для бакалавров и магистрантов, студентов и аспирантов, преподавателей философских дисциплин и всех интересующихся вечными и современными проблемами философии.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел ; пер. В. В. Целищев. - М. : АСТ, 2017. - 1024 с. -ISBN 978-5-17-098388-9.

Бертран Рассел — лауреат Нобелевской премии по литературе, математик, общественный деятель и один из величайших философов ХХ века, автор знаменитых работ «Проблемы философии», «Человеческое познание: его сфера и границы», «Азбука относительности», «Брак и мораль» и «История западной философии». «История западной философии» — самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела. В нем он прослеживает развитие философских взглядов от возникновения греческой цивилизации и до 20-х годов двадцатого столетия.

Алексеев, П. В. Философия : учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2017. - 592 с. - ISBN 978-5-392-23898-9.

В данном учебнике представлены основные понятия и принципы философии. Материал изложен по главным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу. Книга доработана исходя из опыта использования предыдущих изданий в учебном процессе: обновлено содержание ряда глав, дополнительно включены темы «Понимание», «Вера», «Рациональность и иррациональное», «Метод моделирования», «Натуралистское (сциентистское) мировоззрение» и т.д. Рекомендован студентам, аспирантам, всем интересующимся проблемами философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.