2. Volkov M. G. PravoslavnayaTserkov v Koree [Orthodox Churches in Korea]. Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], 2009, no. 4, pp. 66-70.
3. Innokentiy, ierom., Prozorova G. V. Rasskaz o pervom vikarii Vladivostoksko-Kamchatskoy eparkhi i episcope Pavle (Ivavovskom) [The story of the first Vicar of the Vladivostok-Kamchatka Diocese and Bishop Pavle (ivavovskim)]. Available at: http://orthodox.fegi/prav3.htm.
4. Mazurika Yu. Uchrezhdenie Koreyskoy dukhovnoy missii kak popytka osushchestvleniya rossiyskogo "kulturnogo vliyaniya" v Koree [Establishment of the Korean Spiritual Mission as an attempt to implement Russian "cultural influence" in Korea]. AmyanbHi проблеми в'тчизняно! та всесвтньоi icmopii [Actual problems of national and world history]. Kharkov, 2011, issue 14, pp. 173-181.
5. Mazurika Yu. V. Vostochno-aziatskie mysli Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: teoreticheskiy aspekt [East-Azov mysli Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: theoreticheskiy aspect]. Gumanitarni studii' [Humanities Studies], 2008, no. 4, pp. 272-275.
6. Malyavin V. Kitayskaya tsivilizatsiya [Chinese civilization]. Moscow, 2000.
7. Respublika Koreya. Paris, Luxembourg, Moscow, 2000.
8. Khodr G. Prizyv dukha [Summon Spirit]. Kiev, 2006.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЕТЕЙ НА КОНСЬЮМЕРИЗАЦИЮ ИСЛАМА1
Топчиев Михаил Сергеевич, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, г. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Дрягалов Вячеслав Сергеевич, ассистент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Холова Любовь Александровна, аспирант Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: afalina-morskaya@yandex. ru
Проанализировано влияние интернет-сетей на религиозную культуру современного ислама. В условиях современного мира интернет следует рассматривать как средство выражения религиозности, позволяющее создавать собственное информационное и коммуникационное пространство. Социальные сети становятся не только площадкой для проведения диалога между участниками коммуникаций, но и полем для миссионерской, образовательной и коммерческой деятельности. Деятельность религиозных институтов в социальных масс-медиа формирует религиозное сознание у аудитории интернет-сообществ, ставит перед собой цель поддержание религиозной целостности аудитории. Существующий религиоведческий интернет-контент постоянно расширяет свой тематический рубрикатор и представлен в сети в фото, видео и текстовом материалах. Рассмотрение консьюмеризации ислама позволяет выявить амбивалентность влияния интернет-сетей в том числе и на религиозное восприятие приверженцев ислама и случайных пользователей.
Ключевые слова: религиозные сети, интернет, ислам, информационная безопасность, консьюме-ризация, мусульманская культура, социальные сети, амбивалентность
AMBIVALENCE OF THE INFLUENCE OF INTERNET NETWORKS ON THE CONSYMERIZATION OF ISLAM
TopchievMikhail S., Ph.D. (Policy), Senior Researcher Astrakhan State University
20a Tatishcheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: [email protected]
1Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 17-33-01095"а2" Транснациональные религиозные сети и конфессиональная безопасность. (This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 17-33-01095 "a2" Transnational religious networks and confessional security.)
Dryagalov Vyacheslav S., Assistant
Astrakhan State University
20a Tatisheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Kholova Lyubov A., postgraduate student
Astrakhan State University
20a Tatishcheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: afalina-morskaya@yandex. ru
The article analyzes the influence of Internet networks on the religious culture of modern Islam. In the modern world, the Internet should be considered as a means of expressing religiosity, allowing you to create your own information and communication space. Social networks are becoming not only a platform for dialogue between participants of communications, but also a field for missionary, educational and commercial activities. The activity of religious institutions in social media forms a religious consciousness among the audience of online communities, and aims to maintain the religious integrity of the audience. Existing religious Internet content is constantly expanding its thematic rubricator and is presented online in photos, videos and text materials. Consideration of the Islamization of Islam makes it possible to reveal the ambivalence of the influence of Internet networks, including on the religious perception of Islam and casual users.
Keywords: religious networks, Internet, Islam, information security, consumerization, Muslim culture, social networks, ambivalence
Интернет, являясь площадкой, оказывающей влияние на массовое сознание людей, вызывает особый интерес среди религиозных организаций. Облегченное предоставление информации, доступность и мобильность ее получения способствуют формированию информационного поля необходимого для работы с представителями той или иной религии. Новые возможности, сформированные благодаря работе в интернет-сетях, способствуют возрастанию интереса к религиозной теме. Глобализация и компьютеризация интегрировались в ежедневную жизнь религиозных организаций. Каждый интернет-пользователь, знающий Коран, может объявить себя учителем, создавая фетвы - религиозные послания, что, в определенных случаях, может компроментировать традиционные смысли ислама.
Консьюмеризация и миссионерство. В настоящее время ислам в мировом пространстве предстает как миссионерская религия. Религиозные организации используют различные каналы массовой коммуникации с миссионерскими целями, а также для поддержания целостности религиозной общины и ее развития, обеспечения необходимой в современных условиях интенсивности информационного обмена. Проблематика русскоязычного исламского интернет-пространства и деятельности религиозных исламских течений в сети мало изучена в российской гуманитарной науке, однако, к примеру, А. Игнатенко, анализируя деятельность исламских движений и группировок, в условиях информационного глобализма отметил, что именно сайты исламских радикалов имеют несколько адресов и содержат информацию на многих языках мира. Дальше, анализируя интернет-сайты радикальных исламских движений и группировок, А. Игнатенко сообщает, что, даже у такого движения как «Талибан», которое отвергает современные технологии, как, например, уже ставшие традиционными телевидение и радио, имеется свой собственный сайт. Как утверждает ученый, авторы этого сайта не игнорируют своё особое место в агитационной и пропагандистской работе в сети Интернет [1, с. 24].
Под консьюмеризацией в глобальном контексте принято понимать постепенный переход специализированных технологий в руки массового пользователя [15]. Консьюмеризация, внедрение последних новинок информационных технологий, в деятельность религиозных организаций выполняется с целью повышения эффективности воздействия на целевую аудиторию, которая в массе своей является активными пользователями и членами общества потребления. Информация и быстрота ее передачи до адресата становится ключевым товаром. Ислам, как самая молодая мировая религия, показывает пример оптимального соотношения традиций и новаций в развитии религиозной культуры. Мусульманское сообщество особенно бережно и достаточно активно синтезирует ключевые моменты современного образа жизни и самобытность духовного мира, присущее исламской традиционной культуре. Главные положения вероучения определяются пятью основными постулатами, они имеют огромное значение для ислама. Это так называемые пять столпов ислама: Шахада - подтверждение того, что нет Господа, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и посланник; Салят - обряд совершения пятикратной ежедневной молитвы; Закят - выплата пожертвований; Сыям - соблюдение
тридцатидневного поста в течение священного месяца Рамадан; Хадж - паломничество в город Мекку, если на это человек способен. Все действия мусульман в социальных сетях должны быть подчинены соблюдению пяти столпов ислама.
Традиционный ислам использует цифровые интернет-технологии во имя благих целей. Например, совет муфтиев России одобряет использование социальных сетей для развития диалога между этническими и религиозными общинами, борьбы с предрассудками по отношению к исламу. Духовные лидеры руководствуются важным в исламе правилом, основанным на хадисе пророка Мухаммеда: «О действии судят по намерению». При хорошем намерении уместны любые современные технологии [5].
Интернет открывает пользователю широкий выбор возможностей: форумы по интересам, образовательные марафоны, спецкурсы и чаты значительно облегчают коммуникативные процессы. Для исповедующих ислам в сети имеется множество специализированных порталов. К примеру, в 2009 году специально для мусульман в Интернете появилась поисковая система I'm Halal (http://imhalal.com) Результаты поиска сортируются и представляются исключительно согласно правилам шариата, исламского религиозного права [9]. Портал www.islam.ru - позиционирует себя как сетевое издание, где пользователь может найти полезную для себя информацию в соответствии с указанными на сайте рубриками: «новости», «вероучение», «политика», «экономика и бизнес», «общество», «личности», «история», «наука», «культура». В разделе «о нас» располагается информация, согласно которой создатели позиционируют портал как «российский информационный интернет-портал, посвящённый освещению положений ислама и его общественной, культурной роли. Один из крупнейших исламских сайтов в Рунете» [2]. Новости, размещаемые на портале, освещают миссионерскую деятельность. Также присутствует разделы «Библиотека» и «Линия доверия», отвечающие за информационную и просветительскую деятельность. Информационный портал предполагает размещение рекламных объявлений, однако исходя из анализа страниц, выявлено, что ярких объявлений продукции массового потребления и прочего на сайте не обнаружено [2].
Официальный сайт Совета муфтиев России, www.muslim.ru, также представляет собой информационный портал для представителей ислама, содержащий основную информацию в разделах: «СМР», «новости», «программы», «благотворительность», «ислам и мусульмане», «медиа», «СМИ об исламе», «контакты». Ярко выраженной рекламы не обнаружено, везде прослеживается религиозный контекст [8].
Особый интерес представляют материалы IslamDag.ru - исламского образовательного портала, где располагаются статьи под следующими названиями: «Не продавай свой Рай за лайки и комментарии», «Социальные сети в копилке грехов», «Интернет и сила воли», «Можно ли мусульманке выкладывать свои фотографии в Интернет?». Автором статей представлены краткие размышления на предмет публикаций личного характера представителями ислама. Тексты имеют отсылки к сурам Корана: «И скажи (о, Пророк) верующим (женщинам): пусть они опускают свои взоры [пусть не смотрят на чужих мужчин и на те части тел мужчин и женщин, на которые не разрешено смотреть] и пусть берегут свои органы (от того, что запретил Аллах, и пусть не показывают их другим), и пусть не показывают свою красоту...» (сура Ан-Нур, 31) [3]», тем самым укрепляя проповеднический, агитационный смысл статей. Автор статьи «Социальные сети в копилке грехов» пишет: «Истинный мусульманин должен быть примером для подражания во всех ситуациях и при любых обстоятельствах. А так, как социальные сети стали неотъемлемой частью жизни молодого поколения, то и в них необходимо вести себя так, чтобы в Судный день не было стыдно за случайно брошенные слова, ненужные комментарии, минутные слабости, которые могут стать решающими на весах наших деяний» [4]. «Оцифровывание» исламской культуры, используемые мусульманами новые средства коммуникации, указывают на то, что инновационные технологии обладают высоким потенциалом, как средство для выражения своего религиозного сознания.
Проведя контент-анализ интернет-страничек в популярной социальной сети Instagram, мы выяснили, что предложения популярных интернет-магазинов мусульманской продукции заключаются, прежде всего, в том, что они дают возможность верующим заказать не только предметы повседневного употребления с исламской тематикой, но и приобрести всевозможную религиозную атрибутику в цифровом формате, где главной целью является не обогащение владельцев магазина, а именно миссионерская и просветительская деятельность.
Владелица интернет-магазина @selima.niqab (218 тыс. подписчиков) чередует коммерческий контент с религиозными обращениям к подписчику в примерном соотношении 95 на 5 %, где религиозные темы поднимаются в виде цитирования пророка и обращения к сестрам по вере [13]. Интернет-магазин @islam.magazin.ru (47,4 тыс. подписчиков) помимо представленного фото-ряда реализуемой печатной продукции, в ряде публикаций приводит цитаты Корана просветительского и поучительного характера [10]. Профиль @user.islam публикует выдержки из Корана и других религиозных книг ислама, короткие видеоролики с религиозными притчами поучительного характера. Затрагиваются темы воспитания, семейные взаимоотношения, вопросы морали и устойчивости веры в современном мире [11].
Консьюмеризация, коммерциализация и этика. Целевой аудиторией подобных интернет-сообществ внутри социальных сетей и интернет-порталов является мусульманский социум, большие или малые группы верующих, проблемы их самоорганизации, группового самосознания, защиты их интересов и идентичности в условиях немусульманского окружения. Вышеупомянутая проблема, связанная с возможностью влияния личности и ее субъективного взгляда на традиционные «столпы ислама» остро встает именно при анализе интернет-страниц, посвященных вероучительным роликам и проповедям.
Профиль @islam.russia (117 тыс. подписчиков) выкладывает ролики с кратким интервью священнослужителей на одну из актуальных для подписчиков тем. К примеру, 5 октября 2018 г. было опубликовано видео-рассуждение о спортивных ставках. Согласно священнослужителю «спортивные ставки являются харамом, и мусульманину не дозволяются деньги, заработанные таким образом». В связи с тем, что данный видео ролик был создан под воздействием глобального информационного повода, боя Х. Нурмагомедова и К. Макгрерога, подобная информация входит в резонанс с общим подъемом общественного самосознания среди мусульманского населения [12].
С точки зрения традиционной вестиментарной исламской культуры проповедник выглядит канонично, в своей речи ссылается на суры и хадисы Корана. Возможность трактовки религиозных текстов с учетом личного опыта и коммерческих целей добавляет двоякости положению ислама в глазах рядовых пользователей интернета. В условиях доступности материалов знакомство с традициями и постулатами исламской культуры выходит за пределы, установленные массовой культурой, и может нести четко окрашенную религиозную пропагандистскую тематику.
Профиль (428 тыс. подписчиков), ориентирован на женскую аудиторию и
рассматривает вопросы бракосочетания, супружеского права, любви и тему секса в исламе. Информация, публикуемая в профиле, общедоступна и также содержит поучительные религиозные материалы, ссылаясь на столпы ислама. К примеру, опубликованная запись от 10 октября 2018 года содержит информацию под общей темой «Джихад на пути к хиджабу». В посте поднимается вопрос необходимости покрытия головы платком, хиджабом. Модель обращения к подписчикам выбрана с позицией «ты», присутствуют сленговые, разговорные выражения, инициируется и ведется активный диалог с подписчиками, приглашаются сторонние читатели. Большое количество материалов посвящено правильной идентификации и позиционированию роли женщины в правильной исламской семье [14].
Анализ интернет-страниц, посвященных исламу, свидетельствует о становлении полиэтнической исламской интернет-субкультуры, закрытого интернет-сообщества, при всей, казалось бы, доступности информации. Информация, преподносимая данными страницами, охватывает разнообразные области жизни - от религиозной до бытовой.
Человек, будучи читателем подобных порталов, активно вовлекается в обсуждение и погружение мусульманской культуры с возможным изменением параметров идентификации и мироощущения. В психологии идентификация человека - это реакция его психики на действительность, при которой происходит процесс ассоциации себя с определенной группой лиц или другим индивидом [6]. Ориентироваться на стабильные параметры, это значит идентифицировать себя с другими и в зависимости от этого, «настраивать» свою личность. Психологами термин «идентификация» применяется также и в том случае, если у индивида возникают мысленные перевоплощения и эмпатические переживания после того, как он «вживается» в образ кинематографического персонажа или литературного героя, приписывая себе те же качества, которым обладает выбранный образец или эталон [7].
Формируются течения, где модно быть верующим, согласно всем канонам Корана. К примеру, на протяжении последних лет модные блогеры в хиджабах используют просторы
^адгат (одна из самых популярных социальных сетей) для представления своей уникальности, стиля и видения хиджаба в современном мире. Посредством своих блогов девушки ломают стереотипы западного мира об образе современной мусульманки. Девушки делятся не только советами по стилю, но и общаются с подписчиками на темы повседневного образа жизни, еды, семьи, любви и религии. Блог в «^адгат» на сегодняшний день стал для многих мусульманок средством выражения своего отношения к действительности, инструментом для творчества.
Глобализация в религиозной сфере привела к тому, что верующие требуют пересмотра традиционных устоев и базовых принципов ислама. Исламские ценности вступают в противодействие с нормами либерального современного мира. Образ и ценности ислама, транслируемые в интернет-пространстве, могут привести к созданию компромиссного варианта религии, где исламские каноны и либеральные ценности существуют в едином ключе.
В интернет-сообществах исламской тематики наблюдается активное и целенаправленное использование информационных технологий как ортодоксальными, так и радикальными группировками, течениями, которые не имели возможность вести свою деятельности на столь широкую аудиторию. Так как мониторинг и блокировка страниц занимает длительное время, процесс разобщения и пагубного влияния запрещенного интернет-контента растет.
Следует отметить, что в результате развития информационных технологий и интернет-сетей категория «территория» в религиозном информационном контексте стирается и заменяется категорий «пространство». Пренебрегая положениями информационной и культурной безопасности, радикальные группы и течения могут использовать интернет-каналы для трансляции своей информации и пропаганды запрещенной деятельности.
В связи с этим следует уделить особое внимание вопросу формирования информационной этики и культуры распознавания и осознанного анализа, синтеза и рефлексии получаемой информации. Пользователи интернет-сетей, воспринимая колоссальные объемы информации, достаточно поверхностно владеют особенностями общечеловеческих духовных ценностей, что затрудняет адекватное и объективное восприятие деятельности религиозных организаций. Кон-сьюмеризация ислама, как и других мировых религий, в условиях современного мира имеет несомненно свои плюсы и минусы, которые требуют внимательного рассмотрения и изучения с целью поддержания культурной и информационной безопасности в массовой культуре.
Интернет и социальные сети позволяют идеологически воздействовать на мусульманскую культуру. Будучи свободной площадкой для самовыражения, интернет дает людям свободу для новых открытий и выражения своих мыслей. Мусульмане становятся все более информированными о своих традициях, грамотно и четко формулируют собственное мнение, отстаивают его. Однако следует отметить и фрагментарность демократизации исламской мысли в социальных медиа. Плюрализм суждений не имеет общего идейного стержня, в силу того, что неопытный пользователь не сможет отличить традиционный ислам от завуалированного смыслами радикального ислама. Социальные сети предлагают возможность обмениваться позициями с разными людьми, противостоять исламофобии и пропагандировать смиренное следование правилам ислама (сура 3 «Аль-Имран», аят 104: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими»). Использование возможностей интернета для добрых, благих целей, как то: просвещения, творчества, благотворительности, то это, разумеется, можно только приветствовать и поощрять, т.к. подобное не противоречит нормам ислама. Современные средства массовой информации и социальные сети формируют новую динамику отношений в мусульманской общине и ее восприятие миром извне.
Список литературы
1. Игнатенко, А. Б. Особенности религиозного фундаментализма / А. Б. Игнатенко // Национальная безопасность. - 2011. - № 5.
2. Исламский информационный портал. - Режим доступа: http://www.islam.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
3. Не продавай свой Рай за лайки и комплименты. - Режим доступа: http://islamdag.ru/musulmanka /44462, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
4. Социальные сети в копилке грехов. - Режим доступа: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/26246, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
5. Ковлягина, Т. Интернет, прости господи. Мировые религии в онлайне и соцсетях / Т. Ковляги-на. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2015/08/26/gosinet, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
6. Лескова, И. В. Социальная идентичность в условиях трансформации российского общества / И. В. Лескова. - Москва, 2009. - 373 с.
7. Лескова, И. В. Проблема культурной идентичности в ситуации кризиса ценностей / И. В. Лескова // Вестник РГГУ. Сер. Социология. - 2009. - № 2/09. - С. 175-182.
8. Официальный сайт Совета муфтиев России. - Режим доступа: https://muslim.ru, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.
9. I'm halal. - Режим доступа: http://imhalal.com, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
10. Instagram. HIKMA ISLAMIC SHOP. - Режим доступа: https://www.instagram.com/ islam.magazin.ruPutm_source=ig_profile_share&igshid=19trhy79bfvft, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.
11. Instagram. Ислам - Islam. - Режим доступа: https://www.instagram.com/user.islam/? utm_source=ig_profile_share&igshid=cppa8696t5o, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
12. Instagram. Ислам. Россия. - Режим доступа: https://www.instagram.com/islam.russia/? utm_source=ig_profile_share&igshid=vftuakci9o8z, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
13. Instagram. Исламская одежда. - Режим доступа: https://www.instagram.com/selima.niqab/? utm_source=ig_profile_share&igshid=1q5l18x77u5ht, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
14. Instagram. Школа семейной жизни. - Режим доступа: https://www.instagram.com/user.islam/? utm_source=ig_profile_share&igshid=cppa8696t5o, свободный. - Заглавие с экрана. Яз. рус.
15. SearchMobileComputing. - Режим доступа: https://searchmobilecomputing.techtarget.com, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
References
1. Ignatenko A. B. Osobennosti religioznogo fundamentalizma [Features of religious fundamentalism]. Nacional'naya bezopasnost' [National security], 2011, no. 5.
2. Islamskij informacionnyjportal [Islamic information portal]. Available at: http://www.islam.ru/.
3. Ne prodavaj svoj Raj za lajki i komplimenty [Do not sell your Paradise for the plot and compliment]. Available at: http://islamdag.ru/musulmanka/44462.
4. Social'nye seti v kopilke grekhov [Social networks in the piggy bank of sins]. Available at: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/26246.
5. Kovlyagina T. Internet, prosti gospodi. Mirovye religii v onlajne i socsetyah [Internet, God forgive me. World religions online and social networks]. Available at: https://lenta.ru/articles/2015/08/26/gosinet/.
6. Leskova I. V. Socialnaya identichnost v usloviyah transformaciirossijskogo obshchestva [Social identity in the conditions of transformation of the Russian society]. Moscow, 2009, 373 p.
7. Leskova I. V. Problema kul'turnoj identichnosti v situacii krizisa cennostej / I.V. Leskova // Vestnik RGGU. Ser.: Sociologiya. - 2009. - №2/09. - s. 175-182.
8. Oficial'nyj sajt Soveta muftiev Rossii - Rezhim dostupa: https://muslim.ru/, svobodnyj. - Zaglavie s ehkrana. YAz. rus.
9. I'm halal - Rezhim dostupa: http://imhalal.com/, svobodnyj - Zaglavie s ehkrana. - YAz. angl.
10. Instagram. HIKMA ISLAMIC SHOP. Available at: https://www.instagram.com/islam.magazin.ruPutiTL source=ig_profile_share&igshid=19trhy79bfvft.
11. Instagram. Islam - Islam. Available at: https://www.instagram.com/user.islamPutm_source =ig_profile_share&igshid=cppa8696t5o.
12. Instagram. Islam. Rossiya. Available at: https://www.instagram.com/islam.russiaPutm_ source=ig_profile_share&igshid=vftuakci9o8z.
13. Instagram. Islamskaya odezhda. Available at: https://www.instagram.com/selima.niqabPutm_ source=ig_profile_share&igshid=1q5l18x77u5ht.
14. Instagram. Shkola semejnoj zhizni. Available at: https://www.instagram.com/user.islamPutm_ source=ig_profile_share&igshid=cppa8696t5o.
15. SearchMobileComputing. Available at: https://searchmobilecomputing.techtarget. com/.