АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
УДК 94(38)
АМАЗОНКИ В АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ: ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ, ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТЫ
Белгородский
государственный
университет
А. В. ТЮХТИНА
В работе рассматриваются истоки античного мифологического цикла об амазонках. На основании широкого круга письменных источников автор показывает происхождение мифа в области этимологии, географии, религии. Убедительно показана связь мифа с эпохой «Темных веков» и ранними цивилизациями Эгеиды.
Ключевые слова: амазонки, миф, Греция, история.
Впервые термин «амазонки» встречается в древнегреческом эпосе, который говорит о воинственных женщинах-амазонках, живущих в Скифии, дочерях бога войны — неистового Ареса и его жены, вечно юной и ветреной богини красоты и любви Афродиты1. Эпос называет амазонок ^т1^г1рш, что значит «равные мужам», «противные мужам» или «мужененавистницы» (Нот. II. БсИок 6, 186, 2, 3, 189). Здесь же «амазонка» переводится как лишенная груди с целью стрельбы из лука, «безгрудая» (Нот. II. БсИок 3, 189). В Объяснении к «Илиаде» Гомера — несколько иная трактовка этого термина: «амазонки — значит жавшие в поясах, так как они жали и косили вооруженные, надевая пояса» (Е^арИ. БсИок аЬ II. 3, 189). Античные авторы, упоминая или рассказывая об амазонках, использовали ту или иную трактовку этого термина2.
О значении слова «амазонка» вели споры еще в древности, выводя его из разных греческих слов и словосочетаний3. Античные авторы, упоминая или рассказывая об амазонках, использовали различные трактовки этого термина4. В словаре А.Д. Вейсмана5 можно обнаружить следующие формы и значения:
'Ацайугс. ед. число 'Аца£юу — амазонки, мифический народ, состоявший исключительно из женщин и отличавшийся воинственностью.
1 Blok Josine H. The Early Amazons: Modern and Ancient Perspectives on a Persistent Myth. Oxford, 1995.
2 Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции / / Известия Ростовского обл. музея краеведения. 1988. Вып. 5. С. 29.
3 Петрова Э.Б. Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах. Симферополь, 1994. С. 29.
4 Bergmann F.G. Les Amazones dans I'histoire et dans la fable. Paris, 1853. P. 21.
5 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991.
Другая форма: A^ZoviSec, единственное число: 'A|iaZovic.
Прилагательное: A^ZoviKoc - амазонский;
Дословно «безгрудые» (искаж.): -a - частица, означающая отрицание, «без»; -^атос - грудь.
Другие варианты трактовки:
«Эорпата» — скифский вариант — «мужеубийцы» (Геродот);
«А мазаникы» (Азбуковники — толковые словари, XII-XV вв.) — «омуженные»; «посвящённые в священный женский союз».
«Амазаник» — «лунные женщины», древнеармян. (Р. Грейвз). Смысл, также указывающий на принадлежность к некоему тайному женскому обществу6.
Э.Б. Петрова указывает на еще одну трактовку слова «амазонки». Они назывались так потому, что не употребляли в пищу хлеба, предпочитая черепах, змей, ящериц, скорпионов7.
Т.А. Скрипник предлагает следующее: «Что касается подчеркиваемого Псевдо-Гиппократом, Страбоном, Диодором Сицилийским, Помпеем Трогом обычая лишать девочек-амазонок правой груди и трактовки термина «амазонка» в античной традиции как «безгрудая», то это, видимо, отражение популярного у греков культа одной из древнейших богинь, Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди8. Поэтому сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая своим молоком вскармливала все живое, охраняла мать во время рождения ребенка, делала роды благополучными»9.
Также слово «амазонка» могло означать «живущие вместе, без мужей». Но самой распространенной трактовкой термина в мифологической традиции все же является трактовка «безгрудые». Именно это, то есть отсутствие груди, считалось одной из главных отличительных черт амазонок. Хотя выражение «безгрудые» могло пониматься ими и аллегорически — в том смысле, что амазонки были лишены кормления грудью, а питались коровьим или кобыльим молоком10.
Нам же указанная трактовка слова представляется вполне вероятной. Вообще, грудь — это сугубо женская часть тела, которая указывает на принадлежность к этому полу. Акцент на такую принадлежность делается благодаря термину «амазонка», посредством отрицательного префикса. Амазонки не имеют одной груди, их основное занятие — война. Эти основные черты призваны указывать на резкое отличие жен-щин-воительниц от всего множества представительниц данного пола11. Но здесь можно столкнуться с противоречием. На памятниках античного искусства эти девы-воины изображены в виде прекрасных женщин с развитой мускулатурой, без следов увечья12. Лишь некоторые статуи демонстрируют амазонок с вырезанной грудью13. Но и в этих шедеврах нет извращения женской сути14, несмотря на несоответствие традиционному женскому образу.
Остановимся несколько подробнее на характеристике быта амазонок, особенностях их образа жизни. Античные авторы, начиная с Геродота, отмечают как главнейшую черту их образа жизни участие в военных действиях (Herod. Hist. 4, 110-116; Hypp. Dе aer. 24; Aephor. SchoI. ad ApoI. Rhod., fr. 103; PaIephat. De myr., XXXIII; Strabo, XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24, XII, 6-8; Diod. Syc. II. 44-46, III, 52-55, XVII, 77; PIut. Pomp. XXXV; Ps.-CaIIisth. III, 25-28 и др.). Так, амазонки, жившие на реке Термодонт,
6 Грейвз Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 270.
7 Петрова Э.Б. Указ. соч. С. 30.
8 Nick G. Die Artemis von Ephesos: Neues zu einem antiken «Busenwunder» // Macellum. Culinaria Archaeologica / www.archaeologie-sachbuch.de/Fleischer/index1.htm.
9 Скрипник Т.А. Указ. соч. С. 32.
10 Богаченко Т.В. Амазонки — женщины-воительницы / / Донская археология. 1998. № 1. С. 13.
11 Hardwick L. Ancient Amazons: heroes, outsiders, or women? // Greece & Rome. London, 1990.
12 Bothmer, Dietrich von. Amazons in Greek Art. Oxford, 1957.
13 Sturgeon M.C. The Corinth Amazon: Formation of a Roman Classical Sculpture // American Journal of Archaeology. 99.3. 1995.
14 Вардиман Е.Е. Женщина в Древнем мире. М., 1990. С. 34.
были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие и первые стали ездить верхом. Благодаря своим лошадям они догоняли бегущих врагов неожиданно для последних, сами же оставляли своих преследователей далеко позади, как рассказывал Лисий. Амазонки были вооружены луком, топором и копьем (Strabo XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24), имели щиты и котурны (Plut. Pomp., XXXV). Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса (Strabo XI, 5, 1-4, 3, 21-24). Именно такими их знает античная традиция, донесшая до нас имена дев-воительниц, прекрасных цариц Ипполиты, Антионы, Фалестры, Пенфесилии, под предводительством которых амазонки совершали далекие военные походы, властвовали над многими народами, поработили своих соседей (Diod. Sic. 11, 44-46, XVI I, 77; Strabo XII, 8, 6).
Все античные авторы, упоминавшие или писавшие об амазонках, подчеркивают их свободное, независимое поведение, высокомерное отношение к мужчинам15. По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью деторождения и продолжения славного рода амазонок (Strabo IV, 4, 6, 3, 2124; Just. II, 1; Plut. Pomp. XXXV). По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали блистательные походы, мужчины находились в подчиненном положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей (Diod. Sic. 11, 44-46, III, 52-55). Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам (Strabo XII, 3, 21-24, XII, 6, 8). Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола (Hypp. De aer. 24; Steph. Byz. Ethnicon, s.v. Amazon.; Diod. Sic. II, 44-46) или убивали их тотчас по рождении (Just. II, 1), чтобы воспрепятствовать их восстанию против женской власти16. Родившимся девочкам выжигали правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку девушки-амазонки сильной, способной наносить сокрушительные удары по своим врагам (Hypp. De aer., 24; Diod. Sic. 11, 44-46, III, 52-55; Strabo XI, 5, 1-4, Just. II, 1).
Одной из самых запутанных и противоречивых составляющих «амазонского вопроса» является проблема территориальной локализации амазонок. Греческие и римские авторы обнаруживали женщин-воительниц и в Африке, и в Малой Азии, и во Фракии, и в Скифии, и на Кавказе. И даже в рамках одного географического региона назывались разные места пребывания амазонок.
Большинство античных источников помещает амазонок на северо-востоке Малой Азии, между Синопой и Трапезундом, в Каппадокии, где протекала Амазонская река — Термодонт (современная Терме-Чай), стекающая с амазонских гор (современный хребет Париадр), и расположена Фемискира — одноименная равнина и город амазонок (Apoll. Rhod. Arg. II, 970; Strabo II, V, 24; Diod. Sic. II, 45-46). Размещение здесь амазонок объясняется, по мнению некоторых исследователей17, тем, что у местных народов - карийцев, мидийцев, лидийцев и фракийцев - существовали в социальном строе многочисленные матриархальные черты18, и широким распространением на данной территории культа Великой Матери - женского божества плодородия (подробнее о божествах амазонок ниже).
Вторым по частоте упоминания античными источниками географическим регионом обитания амазонок является Кавказ. К тому же, некоторые более поздние авторы, упоминая по-прежнему малоазийские географические названия, могли, по мнению А.Н. Чернышева, и не иметь в виду Малую Азию. Как известно, грекам было свойственно переносить известные географические названия на неизвестные местности. Показательным в этом плане является пассаж Клитарха, приводимый Страбо-
15 Dowden Ken. The Amazons: Development and Functions. Rheinisches Museum fur Philologie. 1997. Р. 97-128.
16 Скрипник Т.А. Указ. соч. С. 35-36.
17 Чернышев А.Н. К вопросу о формировании античного цикла легенд об амазонках // Боспор-ский феномен. Ч. 2. СПб., 2007. С. 215.
18 Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе / / ВДИ. 1947. № 2. С. 279.
ном, о том, что Фалестрия (царица амазонок) прибыла к Александру от Каспийских ворот и Фермодонта (Термодонта). Страбон не поверил ему, так как расстояние между этими двумя регионами 6000 стадий (Strabo XI, V, 4). Но, если предположить, что название «Фермодонт» перенесено на одну из кавказских рек, например, Терек, то все становится на свои места19.
На Кавказе можно выделить два основных района обитания амазонок. Первым являлся восточный берег Меотиды (Азовского моря) (Herod. IV, 110; Nic. Damas. III, 47; Eurip. Hercul. 408-410) от Кубани, которая некоторыми исследователями отождествляется с Термодонтом, до Танаиса (Дона). Это была территория расселения савроматов20, особенности быта которых могли оказаться одним из источников развития амазонской легенды.
О втором районе обитания амазонок на Кавказе рассказывает Страбон, помещая их в горах над Албанией, в северных предгорьях тех частей кавказских гор, которые называют Керавнийскими, по берегам реки Мермадалида, в соседстве с гарга-рейцами (Strabo XI, V, 1). В последних некоторые исследователи видят древневайнах-ские племена, а реку Мермадалида, по берегам которой жили эти амазонки, следует, по их мнению, считать Тереком21.
У греков существовала версия о пребывании амазонок и в Северной Африке. «Эти амазонки самые древние, однако, исчезнувшие за много лет до Троянской войны, причем совершенно исчезла и память о них», сообщает Дионисий Скитобрахион (сер. II в. до н.э.), рассказ которого дошел до нас в передаче Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) (Diod. Sic. III, 52-55).
Плутарх, передавая афинский цикл мифов о Тезее, сообщает о нашествии амазонок во главе с Ипполитой на Афины. В аттической литературе и искусстве амазонки нашли достаточно яркое отражение22.
В остальных географических регионах упоминания об амазонках сравнительно редки.
Всякий античный миф содержит религиозную основу, в самом широком смысле - это основа картины мира и мышления человека античной эпохи23. Исходя из этого, нами четко просматривается религиозная составляющая как образа амазонки в частности, так и данного мифа в целом.
Из эпической поэмы «Аргонавтика» известно, что амазонки считаются дочерьми бога войны Ареса и наяды Гармонии (Apol. Rhod. 11, 990), которая родила их в долинах фригийской Акмонии - поэтому они одновременно и красивые, и воинст-вующие24. Поклонялись они вышеупомянутому Аресу и Артемиде — богине охоты (Diod. Sic. 11, 46). За счет добычи от своих походов царицы амазонок воздвигали храмы этим богам. Они же основали святилище Артемиды Эфесской, на месте которого затем возник знаменитый храм. Кроме того, по другим сведениям они поклонялись Зевсу, Посейдону и Гефесту25.
На территории, приписываемой амазонкам, существовало широкое распространение культа Великой Матери - женского божества плодородия. В одном из новейших исследований убедительно доказывается, что «многие детали указывают на несомненную причастность» амазонского мифа «культу некоего божества плодородия»26. При отправлении подобных культов существенную роль могли играть жен-
19 Чернышев А.Н. Указ. соч. С. 2l7.
20 Мирошина Т.В. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 5.
21 Чернышев А.Н. Указ. соч. С. 218-219.
22 KIugmann А. Die Amazonen in der attischen Literatur und Kunst. Stuttgart, 1875.
23 Gera D. J. Warrior Women: the Anonymous T ractatus de MuIieribus. Leiden, 1996.
24 Фиалко Е.Е. Амазонки — степные воительницы / / Древний Мир. 2002. № 2. С. l5.
25 Она же: Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам // Боспорский феиомеи. СПб., 2005. С. 242-247.
26 Богачеико Т.В. Амазонки — женщины-воительницы / / Донская археология. l998. № l. С. 16.
щины27. В этой связи здесь следует упомянуть одну из ипостасей Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди. Поэтому иногда сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая своим молоком вскармливала все живое, охраняла мать во время рождения ребенка, делала роды благополучными28. По версии одной из исследовательниц, данное предание отражает суть самого термина «амазонка» («безгрудая»)29.
Аполлоний Родосский описывает, в частности, выполняемый амазонками обряд поклонения Великой Матери в форме Черного Камня, а Диодор упоминает, что амазонки оказали особую честь Матери богов, посвятив ей остров Самофракия, установив там ее алтари и вознеся великолепные жертвоприношения30. О связи амазонок с Великой Матерью свидетельствует и характерное для них оружие - лабрис (двойная секира), которая в эгейскую эпоху была одним из символов культа Великой богини31.
Античная традиция часто приравнивала малоазийскую Великую Мать к Артемиде, которая считалась богиней природы, в виде воительницы - защитницей госу-дарства32. В этом плане она была женской ипостасью Ареса. Перемещаясь в Северное Причерноморье - регион, в котором по ряду причин наблюдалась наиболее активная рекультивация мифа об амазонках, мы находим ряд как уточняющих, так и новых подробностей женского амазонского культа. Здесь весьма существенное влияние на миф об амазонках в целом, и на культ их верховной богини в частности, оказывает местное население, а именно кочевые племена, с которыми греки столкнулись - тавры, сарматы, скифы.
У тавров был широко распространен культ так называемой богини Девы (поскольку таврское название этой богини неизвестно - нам приходится пользоваться греческим именем - Дева). По функциям и содержанию ее культ весьма напоминает греческую Артемиду, кроме того, в Греции был известен собственный культ Девы. Таким образом, эллины соединили некое таврское божество, ранее известную греческую Деву и Артемиду.33 Данный синкретический культ нашел особое почитание у жителей Херсонеса, которые считали ее покровительницей города. В культе Девы переплелись нити двух культур - греческой и варварской34.
По преданию, амазонская царица Лисиппа установила кровожадный культ Артемиды Таврополы. Это одна из ипостасей Артемиды-Девы. В мифологической традиции данный культ характеризуется следующими эпитетами: Артемида Таврическая, Артемида Тавропола, Артемида Диктинна, Артемида Ортия, Фоантея, Геката и др. (Diod. Sic. IV, 44, 7).35 Созвучие прозвища Тавропола, связанного, по-видимому, с тем, что Артемида была владычицей зверей (таврос - бык) с древним названием Крыма (Таврида) и породило легенду о том, что культ Артемиды был перенесен в Грецию из Крыма36.
Греческое происхождение культа подтверждается тем, что имя Артемиды засвидетельствовано в надписях микенского времени - эпохи, когда у греков связей с
27 Deacy S. Athena and the Amazons: mortal and immortal feminity in Greek myth, in What is a god ? Studies in the nature of Greek divinity edited by Alan B. Lloyd. London, 1997. Р. 153-168.
28 Kirk I. Images of Amazons: marriage and matriarchy. Images of Women in Peace and War / Ed. by S. Macdonald, P. Holden and S. Ardener. London, 1987.
29 Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. 1988. Вып. 5. С. 29-39.
30 Беннет Ф.М. Религиозные культы, связанные с амазонками / / Ротери Г.К., Беннет Ф.М. Золотой век амазонок. М., 2004. С. 228.
31 Чернышев А.Н. Указ. соч. С. 215-216.
32 Tyrrell W.B. Amazons: a study in Athenian mythmaking. Baltimore and London, 1984.
33 Петрова Э.Б. Указ. соч. С. 44-45.
34 Романчук А.И. Были и легенды Херсонеса. Симферополь, 1995. С. 21.
35 Грейвз Р. Указ. соч. С. 328.
36 О «Владыке зверей» в мужской ипостаси у местного населения см.: Шауб И.Ю. Образ «Владыки зверей» на Боспоре и в Скифии // Боспорский феномен. Сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч. I. СПб., 2007. С. 27-29.
Крымом не было. Сложившаяся позже в результате синтеза греческого и местных культов, именно Артемида Таврическая в своей жестокой ипостаси и является верховной богиней амазонок.
Для более детальной характеристики амазонской богини рассмотрим основные ее составляющие — Деву и Артемиду.
Дева изображалась со своими постоянными атрибутами — колчаном, луком, оленем. Иногда ее изображали в башенном венце. В других случаях Дева представлена во весь рост — то убивающая оленя, то величественно сидящая на богато украшенном троне, то коленопреклоненная с луком и стрелой. В облике Девы подчеркивалась воинственность и сила. Этой воинственностью и даже агрессивностью она напоминает амазонку и очень схожа с Артемидой. Таврская Дева характеризуется крайне жестоко античными авторами. Любой потерпевший кораблекрушение или укрывшийся в бурю у таврских берегов моряк приносился в жертву Деве.37 «Если же в руки тавров попадал пленник, принадлежавший к царскому роду, то его убивала мечом девственница — жрица богини, и швыряла труп в священный огонь, пробивавшийся наверх из Аида на принадлежавшем храму участке. В храм вели сорок ступеней, а на беломраморном алтаре никогда не высыхала кровь» (Herod. IV, 103; ApoIIod. IV, 26; Eurip. Ifig. Taur. 40, 88).
Артемида Таврическая в мифологической традиции наиболее полно отражала суть верховной богини варварского племени амазонок. Варварско-греческий синтез, воплощенный в рассмотренном культе, в достаточной мере отражал нрав и обычаи воинственных дев, чей варварско-греческий характер, несомненно, прослеживается в античной амазонской традиции.
Цикл мифов об амазонках занимал особое место в культуре и творчестве античного общества38. Он был весьма популярен и актуален на протяжении всего периода существования античной цивилизации.
AMAZONS IN ANCIENT TRADITION: ETIMOLOGICAL, GEOGRAPHICAL, RELIGIOUS ASPECTS
A. V. T'UKHTINA
Belgorod State University
This article is devoted to research genesis of classical myth about the Amazons. On the basic of a big number of texts the author demonstrated the foundation of this myth in part of etimology, geography, religion, and showed a relation of myth with epoch of the Dark Ages and Early Civilizations of Egean Sea as well.
Key words: Amazons, myth, Greece, history.
37 О «Владыке зверей» в мужской ипостаси у местного населения см.: Шауб И.Ю. Образ «Владыки зверей» на Боспоре и в Скифии // Боспорский феномен. Сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч. I. СПб., 2007. С. 27-29.
38 Mordtmann, Andreas David. Die Amazonen. Hannover, 1862; Stricker W. Die Amazonen in Sage und Geschichte. B., 1868; Krause H.L. Die Amazonensage. Berlin, 1893; Lacour P. Les Amazones. Paris, 1901; Solmonson, Jessica Amanda. The Encyclopedia of Amazons. New York, 1991.