М. В. Скржинская
АМАЗОНКИ И АРИМАСПЫ в античной литературе и изображениях на памятниках искусства из Северного Причерноморья
Сочинения древних авторов помогают нам понять смысл многих произведений античного искусства, а последние в свою очередь дают возможность частично воссоздать содержание ряда утраченных фольклорных и литературных произведений. Выразительный пример такого рода представляют сюжеты об амазонках и аримаспах, неднократно вдохновлявшие писателей и художников, начиная с архаического времени.
У греков издавна существовало предание об амазонках, воинственных женщинах, живущих на краю ойкуме-
-
стве лишь в роли рабов, либо вообще обходятся без них, встречаясь изредка с представителями противоположного пола для продолжения своего рода. После рождения детей амазонки оставляют в живых исключительно девочек и воспитывают их по своему подобию1.
Античные авторы неоднократно писали, что в далеком прошлом амазонки нападали на греческие города, с
-
-
вестных эпических поэмах, войско воинственных женщин выступило против эллинов на стороне троянцев.
Древнейшие сведения об одноглазых аримаспах, которые воюют со сказочными грифонами, сторожащими золото, содержались в утраченной поэме Арисгея Проконесского «Аримаспея». Возможно, Арисгей, живший в конце VII-VI вв. до н э., имел в виду какой-то конкретный азиатский народ за V
воспринимались как мифологические (Her. III, 116).
1 Косвен М. О. Амазонки. История легенды II Советская этнография. 1947. №2. С. 33-59.
Предания об амазонках и аримаспах имели одну общую черту, существенную для понимания их роли в сознании греков: они обитали на крайних пределах известного мира, за которым простиралось потустороннее царство. Туда уходили души умерших, а на границе двух миров, казались возможными всякие чудеса, в том числе существование полуфантастических людей и чудовищ (в данном
случае грифонов), не встречающихся в реальной жизни.
-
жья Понта, где в представлении греков обитали амазонки у реки Териодонт, сложился новый миф об их переселении в мало известные степи Северного Причерноморья. Кроме того, эллины увидели там скифских и сарматских всадниц, владевших оружием, что согласовывалось с рассказами об амазонках.
Сейчас лучше всего известно подробно записанное
-
дание о происхождении савроматов от браков скифов с амазонками, занесенными на неуправляемом корабле к берегам Меотийского озера. В V в. до н. э. существовали и другие рассказы об амазонках в Северном Причерноморье. Плутарх (Thes. 26) со ссылкой на Гелланика сообщил, что воинственные женщины отправились в поход на Афины из-за Боспора Киммерийского, а Геракл у Еврипида (Нег. 408-419) добыл «златокованный пояс» царицы амазонок на берегах Меотиды.
Благодаря рисункам на вазах архаического времени с
-
чить, что уже в VI в. до. н. э. существовали литературные
-
верное Причерноморье. Из этих надписей известно более
70 имен амазонок;2 это укрывает та их литературное про-
-
ных на вазах имен греческие, среди них Токсис, Токсофила и другие произведены от слова стрела (тб£а), они указыва-
2 Bothmer D. Amazones in Greek Art. Oxford, 1957. P. 234.
ют на характерное скифское, а не греческое вооружение амазонок, так как эллины использовали лук и стрелы преимущественно на охоте. Некоторые имена заимствованы у
-
вестное по рассказу Геродота (IV, 76) имя скифского царя Скила.
--
стрировавшим эти произведения, приходилось многое
-
-
нились на аттических вазах, во множестве вывозившихся почти во все греческие города.
В Северном Причерноморье древнейший килик с амазономахией обнаружен в Пантикапее, он расписан в
570-560 гг. до н. э.3 Более поздние вазы архаического пери-
резани, Ольвии Пантикапея и Нимфея.4 Сначала вазописцы изображали амазонок в греческой одежде и вооружении. Лишь белая краска на лице и других открытых частях тела указывала, что это женщины, сражающиеся с эллинами в таких же высоких шлемах, коротких хитонах, с копьями и щитами в руках. Такая традиция изображать амазонок в греческом костюме навсегда укрепилась в монументальной скульптуре. Достаточно напомнить римские копии статуй раненых амазонок знаменитых скульпторов Поликлета,
Фидия и Кресилая5 или фрагмент мраморной скульптуры
-
ческого времени.6
3 Сидорова Н. А. Чернофигурная керамика из раскопок Пангикапея.// Сообщения Гос. Музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. Вып. 10. М., 1992. С.218. Рис 10 а.
4 Там. же. С.209. Рис 42; С. 220. Рис. 15 а; Леви Е.И. Материалы Олъ-
вийского теменоса // Олъвия. Теменос и агора. М.; Л., 1964. С. 159. Рис.
-
ний город Нимфей. Каталог выставки. СПб., 1999. № 42.
5 Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М., 1972. Рис.199, 210, 211.
6 Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Л. 1973. № 84.
Аттические вазописцы живо откликнулись на новые рассказы об амазонках в Северном Причерноморье, начав рисовать их в скифских костюмах. Моделями для художников служили появившиеся в Афинах скифские лучники, которых афиняне между 530 и 490 гг. до н. э. нанимали во вспомогательное войско.7 Их костюм состоял из рубашки и шаровар; рубашка запахивалась крест накрест, образуя у шеи острый вырез, ее либо заправляли в шаровары, либо носили навыпуск, но всегда опоясывали поясом. Богатую одежду украшали всевозможными орнаментами.
--
ского музея.8 Псиакс, один из лучших вазописцев конца VI в. до н. э. изобразил подготовку к единоборству грека и амазонки. Обнаженный юноша имеет шлем, щит, поножи, то есть все атрибуты воина. Шлем находится в поднятом, а не в боевом положении; жест правой руки указывает на тренировку в движении при бросании копья. Амазонка
проверяет прямизну стрелы, от чего зависит точность ее
-
зонки, а через плечо на перевязи прикреплен горит, футляр
-
-
рами, и шапка, украшенная цветком, указывают, что перед
-
нике надо видеть Ахилла или Тесея (но не Геракла, всегда
-
-
ноборство с царицами амазонок.
В VI-V вв. до н. э. сцены с амазонками по большей части украшали сосуды для вина (килики, скифосы, ойно-хои, амфоры), иногда алабастры для душистых масел.
Форма сосудов и обстоятельства их находок в городских
-
лий в домах греков, поселившихся в Северном Причер-
7 Vos M. F. Scythian Archers in Archaic Vase-Painting. Groningen, 1963. P. 80-81.
8 Соколов Г. И. Указ соч. № 5.
номорье. В изображениях битв и поединков с амазонками эллины видели иллюстрации к своей древней истории; недаром, ораторы называли поражение амазонок в Аттике в числе реальных исторических побед афинян (Isocr. IV, 42; VII, 75, XII; 193; Dem. XI, 8), а составители «Паросской хроники» включили нападение амазонок на Афины в ряд достоверных исторических фактов.
V-го Причерноморья исчезает интерес к вазам с амазон-омахией, хотя афинские художники не отказываются от этого сюжета; однако теперь у них нет перед глазами живых моделей в виде скифов, и костюм амазонок становится
IV
-
гда же появляются и изображения аримаспов. Аристей, а
вслед за ним Геродот (IV, 13) считали их нескифским пле-
-
зывали аримаспов самым отдаленным народом, о котором имелись какие-то достоверные сведения. Для большинства
эллинов такими северными народами, живущими на грани
-
ты, поэтому аримаспов причислили к скифским племенам (Diod. Sic. II, 43, 5). Этим объясняется, почему вазописцы рисовали аримаспов в скифском костюме.
-
значительном числе найдены и в других городах Северного Причерноморья, а также Эллады, Малой Азии и Южной Италии. Статистика находок дает основание сделать вывод, что такие вазы расписывались в аттических мастерских в основном для вывоза в Боспорское царство с учетом вкусов местного населения.9 IV
сями становятся совершенно другими, так как они встречаются почти исключительно в некрополях. Амазонки и
9 Schefold K. Untersuchungen zu den Kertschen Vasen // Archäologische Mitteilungen aus russischen Sammlungen. Berlin- Leipzig. 1934. Bd.4.S.1; Кобылина M.M. Поздние боспорские пелики // Материалы и исследования по археологии СССР. № 19. 1951. С. 169.
аримаспы уже не просто враги, а представители грозного потустороннего мира. Вероятно, борьба с ними воспринималась не как противостояние сильному противнику, а как сражение с существами, несущими смерть.10 Наряду с традиционными сражениями амазонок с греками художники вводят новый сюжет, не известный сейчас в сохранившихся произведениях античных авторов: амазонки, подобно аримаспам, вступают в бой с грифонами. Их рисуют
крылатыми существами с телом льва и орлиной головой на
-
-
поминают предание о том, что они сторожили золото (Her. IV, 13); таков, напр., рисунок на лекифе из Пантикапея.
Часто трудно решить, изображена ли на вазе битва грифонов с конными и пешими аримаспами или с амазонками, так как мастера краснофигурной вазописи в отличие
от своих предшественников, рисовавших в чернофигурном
-
крытых частей тела женщин, а выпуклость груди у амазонок вазописцы не рисовали. С уверенностью можно определить амазонок, когда они одеты по-гречески в короткие хитоны и
их лица, руки и ноги окрашены белым цветом, например, на
-
---
личали выбивающиеся из-под шапки пряди волос.
Рассказы о сражениях с грифонами пользовались
-
рации заказывали не только вазописцам. Золотой калаф
IV -
шая Близница, украшен подобным сюжетом. На рельефе
10 Schefold K. Op. cit. S. 150, 194. Шталь И.В. Свод мифо-эпичсских сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации
и стран СНГ. (Педики IV в. до н.э. Керченский стиль). М., 2000.
11
12 Кобылина М.М. Указ соч. С. 142; 143. Рис. 4; С. 153. Рис. 10, 4.
13 Уильяме Д., Огден Д. Указ соч. С.268. Рис. 203.
этого головного убора противники грифонов определяются в научной литературе то, как аримаспы, то как амазонки. На мой взгляд, это несомненно амазонки, так как одна фигура изображена в фас и имеет оба глаза, а отличительной
чертой аримаспов было наличие одного глаза. Отсутствие в
-
-
ние на интерпретацию смысла некоторых произведений
-
дос представлена хорошо известная по вазописи группа:
-
наш в описании памятника сказано, что это аримасп, хотя лицо изображено в фас и имеет два глаза.
В мифах об аримаспах говорилось не только об их нападениях на грифонов, но и о том, что чудовище можно приручить, если поймать его детенышем (Ael. De Anim. IV, 27). Вероятно, это предание было знакомо художнику, расписавшему пелику из Пантикапея с изображением аримаспа верхом на грифоне.15
В боспорских погребениях нередко встречаются вазы, украшенные головами коня или грифона рядом с женской головой в греческом чепце, либо в скифской шапке. Скорее всего это амазонки, так как тип изображения голов сходен с рисунками амазонок на других вазах, а кони и грифоны присутствуют в сценах амазономахии.16
Итак, в литературе и искусстве отразились два комплекса мифов об амазонках в Северном Причерноморье. Один из них возник на рубеже VII-VI вв. до н. э. в период освоения греками северных берегов Понта, куда переместилась родина воинственных женщин. Их фантастические образы переплелись с реальными наблюдениями
-
-
14 Ridgway B.S. Hellenistic Sculpture III. The Styles of 100-31 B.C. London, 2002. P. 80. Tabl. 30 a.
15 Отчет Императорской археологической комиссии за 1861 год. СПб, 1862. Табл. 2.
16 Schefold K. Op. cit. S. 147-148.
случайно археологи постоянно находят в скифских погребениях наконечники стрел, а иногда мечи, копья и боевые
пояса.17 Изображения амазонок в скифском костюме на ат-
-
--
венные героини мифов и легенд.
Второй круг мифов имел более позднее происхождение и пользовался особенной популярностью на Боспоре. В IV в. до н. э. художники обратились к изображению ари-маспов, ранее упоминавшихся в немногих литературных
произведениях. Аримаспы и амазонки стали знаменовать
-
ша человека при переходе в загробный мир. Вазы с такими
сюжетами в основном использовались при погребальных
-
стро и довольно обобщенно и небрежно.
Включение амазонок в образы, связанные со смертью, было свойственно эллинам не только в Северном Причерноморье; ср. сцены амазономахии на знаменитом гали-карнасском мавзолее. В середине IV в. до н. э. скульпторы
Скопас, Бриксиад, Леохар и Тимофей изваяли на четырех
-
сола рельефы со сценами битвы эллинов и амазонок;18
женщины одеты в греческие хитоны, и лишь восточные
-
---
поминание о мифе, повествовавшем о сражении амазонок с грифонами на границе с потусторонним миром.
17 Черненко Е.В. Скифские лучники. Киев, 1981. С. 125.
18 Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 244- 245. Рис. 263-266.