Б.В. Долгов
АЛЖИР В XXI ВЕКЕ: МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЕЙ И РАДИКАЛЬНЫМ ИСЛАМИЗМОМ
В статье автор анализирует современную экономическую и социально-политическую ситуацию в алжирском обществе. В частности, уделяется особое внимание процессу демократизации, который продолжается в Алжире. Особый акцент делается на рассмотрении наиболее известных исламистских группировок «Каида исламского государства в Магрибе» и «Вооруженные исламские группы», которые активизировали свою деятельность в 2006-2008 гг. Автор делает вывод о том, что алжирские власти сумели в основном подавить радикальный исламизм и продолжить демократизацию в социально-политической области. В то же время глубинные причины распространения радикального исламизма в Алжире коренятся в нерешенности внутренних социально-экономических проблем, а также во внешнеполитических факторах.
Ключевые слова: Алжир, экономическая стратегия, демократизация, радикальный исламизм, оппозиция, терроризм.
Алжирское общество в своем развитии прошло достаточно сложный путь. После отказа в конце 1980-х гг. от «социалистической ориентации» и однопартийной тоталитарной системы в Алжире была проведена широкая демократизация общественно-политической жизни, которой, пожалуй, не знала ни одна страна арабского мира. В то же время на волне демократизации в тот период возникло и получило широкое распространение исламистское движение, по своему размаху также не имевшее аналогов в арабском мире. Так, Исламский фронт спасения (ИФС), наиболее массовая и влиятельная исламистская партия, в начале 90-х гг. насчитывала в своих рядах 3 млн членов (население Алжира в тот период состав-
© Долгов Б.В., 2009
ляло 22 млн чел.). Радикализация исламисткого движения привела к длительному вооруженному противостоянию его экстремистских сил с властями, продолжавшемуся в своей активной форме с 1992 по 1999 г. Данное противостояние поставило Алжир на грань гражданской войны и превратило его в один из очагов радикального исламизма, борьба с которым продолжается до сих пор.
Руководство Алжира во главе с президентом Абдель Азизом Бу-тефликой, избранным в 1999 г. и переизбранным на второй срок в 2004 г., сумело, с одной стороны, в основном подавить радикальный исламизм, а с другой стороны, инициировать процесс восстановления гражданского согласия. Был принят закон об амнистии исламистов, добровольно прекративших вооруженную борьбу. В 2005 г. была одобрена на общенациональном референдуме «Хартия за мир и национальное примирение», имевшая целью дать возможность вернуться к мирной жизни тем, кто был вовлечен в экстремистские группировки. Дальнейшая политика президента Бутефлики, направленная на закрепление демократических преобразований, вывела Алжир из относительной международной изоляции, в которой страна находилась в 1990-е гг. - в период правления ВГС (Высшего государственного совета), возглавляемого военными. В настоящее время Алжир восстановил свою роль субъекта мировой политики. Алжир является непостоянным членом СБ ООН и проводит активную внешнюю политику. Главными ее направлениями являются укрепление связей со странами ЕС, США, а также с Россией. Основой взаимоотношений между РФ и Алжиром является договор о стратегическом партнерстве, заключенный в 2001 г. Большое внимание алжирское руководство уделяет также усилению политического и экономического влияния в Магрибе, на африканском континенте и в арабском мире, что подтвердили визиты президента Алжира Абд Аль-Азиза Бутефлики в марте и в апреле 2008 г. в Египет1 и государства Персидского залива, в ходе которых был подписан ряд соглашений, направленных на укрепление двусторонних экономических и политических отношений.
Алжир является ассоциированным членом ЕС и с 2012 г. войдет в «зону свободного обмена» с ЕС, что предполагает отмену таможенных и других ограничений между Алжиром и ЕС. Среди ведущих стран ЕС у Алжира традиционно приоритетные отношения существуют с Францией, в которой проживает многочисленная алжирская диаспора (более 1 млн чел.). Алжир является членом Международной организации франкофонской зоны, а также представляет собой важного для Франции партнера по реализации инициируемых президентом Саркози планов создания «Средиземноморского союза». Во время своего официального визита в Алжир
в декабре 2007 г. президент Франции, в частности, заявил о том, что «одной из основ Средиземноморского союза может стать франко-алжирская дружба»2. В то же время Алжир активно развивает отношения с другими странами ЕС, прежде всего с Испанией, Италией и Германией, в том числе на двусторонней основе. Алжирское руководство стремится к расширению и улучшению отношений с США. В свою очередь США рассматривают укрепление отношеий с Алжиром в качестве важного элемента продвижения своих интересов в Северной Африке и Средиземноморском бассейне. В частности, Дэвид Вэлч, заместитель Государственного секретаря США, заявил на пресс-конференции, проводившейся во время его визита в Алжир в марте 2008 г., что «США готовы оказать свое содействие в вопросе вступления Алжира в ВТО, поддержать Алжир в его борьбе с исламистским терроризмом, в том числе изучить просьбу Алжира о закупке американских вооружений. США также не имеют возражений в отношении развития алжирской ядерной программы в мирных целях»3. США стабильно продвигаются на алжирский рынок, прежде всего в нефтегазовом секторе. Численность американских специалистов, работающих на алжирских нефтегазовых промыслах, составляет примерно 3 тыс. человек, причем 95% американского импорта из Алжира приходится на энергоносители, преимущественно на природный газ. Всего в Алжире в 2008 г. работало 50 американских компаний. Объем торгового оборота между Алжиром и США увеличился за период с 1999 по 2007 г. соответственно с 2,5 до 19 млрд долл. Американские инвестиции (не считая нефтегазового сектора) за период с 2002 по 2007 г. составили 1,8 млрд долл.4 По торговому обороту США стали главным партнером Алжира, потеснив Францию, которая тем не менее остается основным экспортером для Алжира. Алжир также пользуется системой таможенных преимуществ (^Р), которую США предоставляют дружественным странам при поставке товаров на американский рынок. Алжир, как известно, является крупнейшим экспортером углеводородного сырья на мировые рынки. Разведанные запасы нефти в Алжире составляют свыше 1,5 млрд т, а природного газа 4,58 трлн куб. м. Добыча природного газа на 2005 г. составила 87,8 млрд куб. м. Наиболее крупным месторождением газа в Алжире является Хасси-Рмель, нефти - Хасси-Мессауд (в центральной части Алжира, у «ворот» Сахары). Четыре комплекса по сжижению природного газа в Арзеве и Скикде (порты на побережье Средиземного моря) позволяют перерабатывать около 27 млрд куб. м. природного газа. Нефть перерабатывается на шести заводах, которые производят около 20 млн т бензина в год, а также дизельное топливо, керосин и мазут. Согласно Конституции Алжи-
ра все недра страны принадлежат алжирскому народу. В практическом плане правительство распоряжается ими посредством компании «Сонатрак», имеющей монопольное право на разведку, добычу, транспортировку, переработку и экспорт нефти, газа и продуктов их переработки. «Сонатрак» инвестировал в период до 2003 г. на условиях партнерства в эксплуатацию действующих месторождений, а также на разработку и освоение новых 19 млрд долл. Намечается строительство новых газопроводов и сооружение мощной компрессорной станции для увеличения пропускной способности газопровода Магриб - Европа через Марокко в Испанию с 8 до 20 млн куб. м. В алжирском экспорте углеводородного сырья в Европу в последние годы все большее место занимают поставки природного газа и сжиженного природного газа (СПГ). По двум газопроводам - «Трансмед» и «Алжир-Марокко-Испания» - осуществляются поставки в европейские регионы соответственно 24,5 и 9,5 млрд куб. м газа в год. Поставки СПГ идут также во Францию (10,2 млрд куб. м в год), Бельгию (4,5), Испанию (3,8), Италию (1,8). В Алжире работают 18 крупных западных компаний. Европейские интересы представляют такие известные гиганты, как «Газ де Франс», «Этель», «Аджип», «Репсол», «Тоталь», «БХП Хамиль-тон». В перспективе Алжир намерен увеличить добычу углеводородных энергоносителей на 50%. В этой связи алжирское руководство намерено инвестировать в соответствующие проекты с 2007 по 2009 г. примерно 100 млрд долл. В первую очередь речь идет об увеличении добычи и экспорта природного газа в страны ЕС с 62 млрд куб. м до 85 млрд куб. м в год к 2010 г. Для этого планируется ввод в строй в 2009 г. нового газопровода (Medgaz) с пропускной способностью 8 млрд куб. м в год, который свяжет алжирский порт Бени Саф (недалеко от г. Оран) с испанским портом Альмериа. Другой газопровод ^аЫ) пройдет из Алжира через Сардинию в Италию. Наиболее грандиозным проектом является прокладка транссахарского газопровода протяженностью около 4300 км, который соединит крупные газовые месторождения в дельте р. Нигер, пройдет через территорию Нигерии и Алжира и далее двумя ветками через Тунис на Мальту, в Италию и Швейцарию и параллельно через Марокко в Испанию, Францию и Германию. Завершение проекта планируется к 2015 г. К этому же сроку должна быть закончена прокладка транссахарской автомагистрали Лагос-Алжир и проложена оптико-волоконная телефонная связь между Алжиром и Европой. Стоимость данного проекта оценивается примерно в 10 млрд долл. По завершении этих планов, как заявил министр энергетики Алжира Шакиб Халиль, Алжир намеревается к 2015 г. покрывать до 40% потребностей стран ЕС в
природном газе. Наряду с этим в конце июля 2007 г. Алжир и ЕС заключили договор, предоставляющий право членам ЕС, импортирующим алжирский газ, реэкспортировать его на едином европейском энергетическом рынке. Таким образом, возможно, алжирский газ будет конкурировать с российским в странах Восточной Европы и даже СНГ. Наряду с нефтегазовой отраслью в Алжире достаточно успешно развиваются сектора экономики, связанные с хайтэ-ком (High technology), такими как информационные технологии, ядерная энергетика. В Алжире ведутся исследовательские работы на ядерном реакторе мощностью 15 МВт, построенном в 1993 г. В 2002 г. с помощью российской ракеты-носителя «Космос-3» на орбиту был выведен алжирский исскуственный спутник связи «Альсат-1». Алжирская экономика показывает достаточно стабильный рост ВВП в пределах 4-6% в год.
Что касается внутренней ситуации в Алжире, то она значительно стабилизировалась по сравнению с серединой 1990-х гг., когда страна переживала системный кризис и целые области Алжира были охвачены исламистским террором. В настоящее время со значительной долей уверенности можно констатировать, что большинство алжирцев и алжирского политического истеблишмента поддерживает политический курс президента Бутефлики, направленный на улучшение социально-экономичекой ситуации в стране и дальнейшее развитие демократических процессов. Отражением этого курса стала президентская программа экономического, социального и политического развития Алжира на период с 2005 по 2009 г., одобренная в мае 2004 г. подавляющим большинством алжирского парламента. Принятие программы представляет собой важный шаг в дальнейшем развитии алжирского общества. Необходимо отметить, что Конституция Алжира, принятая в 1989 г., провозглашавшая отказ от всевластия одной правящей партии и вводившая многопартийность, положила начало этапу перехода алжирского общества от «социалистической ориентации» к построению демократической государственно-политической системы. Однако многие законодательные акты, регламентировавшие важные области жизнедеятельности государства, оставались прежними, принятыми еще в 70-е гг. Такая ситуация затрудняла переход алжирской экономики к рыночной модели и снижала ее эффективность. Нынешняя президентская программа, и в частности масштабное реформирование законодательной базы, затрагивающее все аспекты жизни общества, как бы подводит итог прошлому «социалистическому» периоду и закрепляет переход Алжира на новый этап демократического развития.
Программа предусматривает также завершение новой редакции гражданского, уголовного и семейного кодексов. Наряду с
этим планируется существенным образом повысить роль местных органов власти и совершенствовать процесс демократизации общественно-политической жизни, в связи с чем вносятся изменения и дополнения в законы о местном самоуправлении, политических партиях и СМИ. Так, например, в целях инициирования развития местного самоуправления на основании финансового бюджета на 2008 г. и разрабатываемых министерством внутренних дел поправок к статусу балядий и вилай (районных и областных органов власти) их бюджет увеличивается почти в десять раз5. При разработке программы был учтен недавний исторический опыт «черного десятилетия» (так в Алжире называют период вооруженного противостояния с властями радикальной исламистской оппозиции в 1992-1999 гг.) и было уделено большое внимание как социальным вопросам, так и политике по отношению к той части населения, которая считает необходимым сохранение мусульманских исторических традиций и «исламских ценностей» в качестве непременного условия дальнейшего развития алжирского общества. В программе, в частности, провозглашалось, что «алжирский народ, внесший огромный вклад в развитие и распространение ислама, и впредь будет прилагать все усилия для сохранения и дальнейшего процветания великой арабо-мусульманской цивили-зации»6. Наряду с этим планировалось дальнейшее развитие системы мусульманского образования. С этой целью, а также для повышения роли мечетей в достижении гражданского согласия было намечено реформировать и усовершенствовать подготовку имамов, с тем чтобы не допустить превращения мечетей в инструмент пропаганды радикального фундаментализма (как это произошло в конце 1980-х гг.) и продолжить интеграцию исламистского движения в рамки действующей политической системы.
При разработке экономической стратегии программы были использованы некоторые положения теории Джона Кейнса (1883-1946) и неокейнсианцев о том, что для увеличения экономического роста в стране необходимо стимулировать внутренний спрос и занятость населения, в том числе посредством регулирования рыночных механизмов а также привлечения как частных, так и государственных инвестиций. На реализацию принятой программы выделялись значительные финансовые ресурсы - 4 трлн 202 млрд 700 млн алжирских динаров, то есть примерно 55 млрд долл.7 Причем на программу улучшения качества жизни населения выделяется 45,4% этой суммы. Это предполагает, в частности, финансирование строительства 1 млн 10 тыс. жилищ. Необходимо отметить, что к 2008 г. уже построено около 500 тыс. единиц необходимого жилья. Программа включает также такие пункты, как
улучшение снабжения населения природным газом, электроэнергией, питьевой водой, существенное повышение качества здравоохранения, всех уровней образования, профессиональной подготовки и обустройства территорий городов и деревень. На втором месте по объемам финансирования стоит развитие базовой инфраструктуры - 40,5% всех затрат. Данный план предполагает реализацию крупных проектов, которые смогли бы привлечь большое количество рабочей силы, в частности в гражданском строительстве, модернизации всех видов транспортной инфраструктуры, а также в сельском хозяйстве. В рамках решения жилищной проблемы, в частности в районе Митиджа (40 км к западу от столицы), в
2003 г. началось строительство нового города Сиди Абдалла, рассчитанного на 200 тыс. жителей, строительство которого должно быть завершено к 2020 г. В этом же районе будут построены еще три новых города, проекты которых находятся в стадии разработки. Однако необходимо признать, что хотя острота социально-экономических проблем достаточно снизилась в последние годы, тем не менее она продолжает иметь место. Это касается прежде всего безработицы, которая составляет по официальным данным 12% (эта цифра в среднем по Алжиру, но есть регионы, где она выше, как и среди молодых людей до 25 лет, где она достигает 50%). Недостаток жилья остается острой проблемой. Во многих городах жилищно-коммунальное хозяйство находится в кризисном состоянии. Хотя среднегодовой доход алжирцев вырос и составил в
2004 г. 1720 долл., что выше, чем в Египте и Марокко, но ниже, чем в Тунисе, число алжирцев, живущих за чертой бедности (доход менее 2 долл. в день), по официальным (явно заниженным) данным составляет 15%. Это ниже, чем в Египте (43,9%), но выше, чем в Тунисе (4%), и даже чуть выше, чем в Марокко (14,3%). Продолжается рост цен (инфляция по официальным данным составляет 3,5%), за которыми явно не успевает повышение зарплаты, гарантированный минимум которой равен примерно 120 евро в месяц8. За последние годы наблюдается определенный рост преступности, в том числе среди малолетних. Причем в некоторых районах Алжира криминальные банды смыкаются с радикальными исламистскими группировками.
Тем не менее в Алжире, несмотря на трудности и противоречия, идет закрепление демократических преобразований, начало которым положило принятие в конце 1980-х гг. новой конституции и закона, провозглашавшего многопартийность. Одним из подтверждений этого является тот факт, что в результате последних парламентских выборов, состоявшихся 17 мая 2007 г., в Национальную народную ассамблею (нижнюю палату алжирского парламента)
избраны представители 23 партий, представляющие различные направления алжирского политического спектра, от левосоциалис-тического троцкистского до умеренного исламизма. В настоящее время наиболее влиятельными парламентскими фракциями, составляющими основу президентской коалиции, являются представители партий «Фронт национального освобождения» (ФНО), руководимой Абд Аль-Азизом Белькадемом, возглавлявшим до июня 2008 г. алжирское правительство, и «Национально-демократическое объединение» (НДО), во главе которого стоит премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья. ФНО и НДО по результатам парламентских выборов 2007 г. обладают подавляющим большинством депутатских мест - соответственно 136 и 61 из общего числа депутатов 389. Однако необходимо подчеркнуть, что несмотря на то что ФНО и НДО имеют схожие программы и полностью поддерживают президентский политический курс, между ними шла борьба за политическое влияние в обществе. Это соперничество особенно обострилось в ходе предвыборной парламентской кампании, в которой активно участвовали оба партийных лидера. Причем Ахмед Уяхья, полностью поддерживая президентскую программу, тем не менее достаточно остро критиковал действия Абд аль-Азиза Бель-кадема по ее реализации и ставил ему в упрек принятие некоторых «популистских» и неэффективных, с точки зрения Ахмеда Уяхья, законов. В то же время необходимо отметить, что социально-экономические проблемы наряду с продолжающимся расслоением алжирского общества стали причинами демонстраций с требованиями улучшения условий жизни, в которых в основном участвовала молодежь, в наибольшей степени страдающая от кризисных явлений. Манифестации имели место весной и летом 2008 г. в таких крупных городах, как Алжир, Оран, Беджая. Такие достаточно массовые проявления социального протеста сравнивались в некоторых алжирских СМИ с антиправительственными выступлениями молодежи в октябре 1988 г., которые, как известно, стали отправной точкой начавшегося впоследствии системного кризиса в Алжире. Видимо, данные протестные манифестации в определенной мере послужили причиной отставки в июне 2008 г. премьер-министра Абдель Азиза Белькадема и назначении на этот пост Ахмеда Уяхья, который жестко критиковал методы экономической политики своего предшественника. В этой связи уместно отметить, что некоторые представители алжирского истеблишмента и часть старого поколения военных относились к Белькадему с некоторой антипатией. В немалой степени это объясняется тем, что Белькаде-му не могут простить того, что, будучи председателем парламента в начале 90-х гг., он проявлял политические симпатии к Исламскому
фронту спасения (ИФС), что определенным образом способствовало успеху ИФС в парламентской кампании 1991-1992 гг. Белькадем также не поддержал силовое прерывание военными парламентских выборов в 1992 г.
Парламентскую оппозицию возглавляет давний и традиционный лидер ее леводемократического крыла Партия трудящихся (ПТ). Генеральным секретарем ПТ является Луиза Ханун9 - видный политический деятель, выступающий с левосоциалистических (троцкистских) позиций. Луиза Ханун участвовала в президентских выборах 2004 г. и заняла пятое место. Несмотря на столь скромный результат, важно отметить, что выдвижение Луизы Ханун кандидатом в президенты явилось, пожалуй, единственным примером в арабском мире. Это также редкий во всем мусульманском мире прецедент, когда женщина претендовала на пост главы государства. Сам факт, что ей удалось пройти все достаточно сложные формальности, чтобы иметь право баллотироваться в президенты, подтверждает развитие демократических тенденций в алжирском обществе. Луиза Ханун достаточно остро критикует правительственный курс, призывая «поставить заслон приватизации и не допустить распродажу государственных предприятий ради наживы алжирских мафиозных структур и международного капитала». По мнению Л. Ханун, «вступление Алжира в ЕС и ВТО приведет к порабощению страны и потере ею экономического суве-ренитета»10. Необходимо признать, что ПТ неуклонно увеличивает свое представительство в алжирском парламенте. Если в 1997 г., когда Л. Ханун была избрана депутатом парламента, ПТ имела всего 4 депутатских места, то в 2002 г. она завоевала 22, а в 2007 г. -26 мест. Второй в рядах парламентской оппозиции по политическому весу является партия «Объединение за культуру и демократию» (ОКД). Ее возглавляет Саид Саади11, известный политический деятель, выступающий за демократическое и светское развитие Алжира и соблюдение прав берберского населения. Саид Саади также участвовал в президентских выборах 2004 г. и занял четвертое место. Необходимо отметить, что ОКД, так же как и «Фронт социалистических сил» (ФСС)12, старейшая алжирская социал-демократическая партия, отражающая также интересы берберов, бойкотировала парламентские выборы 2002 г. в знак протеста против репрессивных мер властей против выступлений части берберского населения Кабилии в 2001 г. Соответственно, ОКД и ФСС не были представлены в алжирском парламенте созыва 2002 г. Однако в последних парламентских выборах 2007 г. ОКД, в отличие от ФСС, приняла участие и завоевала 19 депутатских мест. В этой связи необходимо напомнить, что после избрания Бутефли-
ки президентом Алжира в 1999 г. ОКД и ФСС вошли в президентскую коалицию и поддерживали правительственный курс. Тем не менее после жесткого подавления властями вышупомянутых про-тестных выступлений в Кабилии ОКД и ФСС встали в ряды оппозиции правящему режиму. В то же время необходимо подчеркнуть, что руководство Бутефлики выполнило большую часть требований берберской оппозиции и приняло ряд мер по признанию на законодательном уровне берберской самоидентификации, в том числе признания берберского языка амазиг вторым государственным. Наряду с этим была выработана специальная программа по улучшению социально-экономической обстановки в Кабилии, что во многом способствовало смягчению ситуации. Однако ОКД и ФСС продолжают критиковать правительственный курс, требуя, в частности, большей демократизации общественно-политической жизни. Так, в сентябре 2007 г. руководитель ФСС, известнейший и старейший общественный и политический деятель Алжира, ветеран национально-освободительной войны 1954-1962 гг. Хосин Аит Ахмед с двумя другими видными политическими деятелями оппозиции - Абд Аль-Хамидом Мехри, бывшим генеральным секретарем ФНО, и Мулудом Хамрушем, бывшим премьер-министром (1989-1990 гг.), опубликовали совместную декларацию с требованием «подлинной демократизации власти в Алжире»13. Тем не менее этот политический демарш «старой гвардии» оппозиции не вызвал значительного отклика ни в политических кругах, ни во властной элите, а в некоторых алжирских СМИ инициаторов декларации назвали «Дон Кихотами от демократии». Достаточно крупной и набирающей в последнее время популярность партией, представленной в парламенте, является «Алжирский национальный фронт» (АНФ), который возглавляет Мусса Туати. АНФ, завоевавшая 13 депутатских мест в результате последних парламентских выборов 2007 г., стоит на националистических позициях и выступает за расширение прерогатив, в том числе финансовых, выборных местных органов власти, усиление борьбы с коррупцией, более справедливое перераспределение национальных доходов, прежде всего от экспорта энергоресурсов, гармоничное развитие регионов. В то же время уместно отметить, что практически все политические силы, участвовавшие в последней парламетской кампании, в той или иной степени использовали аналогичные лозунги. Большой интерес и дискуссию в обществе вызвало предложение, поддержанное парламентом, «Национальной организацией муджахидов» (ветеранов национально-освободительной борьбы 1954-1962 гг.) и премьер-министром - о внесении изменений в Конституцию Алжира, предусматривающих, в частности,
предоставление третьего мандата для президента страны14 на президентских выборах в 2009 г. Несмотря на то что Бутефлика далеко не молод (род. в 1936 г.) и не совсем здоров (Бутефлика страдает язвой желудка. В 2005 г. он находился на лечении во Франции, где ему была сделана операция), большинство политических сил поддерживают Бутефлику и его курс и видят в нем харизматического лидера, которому нет равноценной альтернативы на настоящий момент. В то же время Саид Саади, руководитель партии ОКД, заявил, что изменение Конституции возможно только после президентских выборов 2009 г.
Необходимо подчеркнуть, что умеренное крыло алжирского исламистского движения достаточно полно представлено в Национальной народной ассамблее - тремя политическими партиями. Причем они не образуют единого парламентского блока. Две из них - «Движение общества за мир» (ДОМ), руководимая Бугер-рой Солтани15, и «Нахда», во главе которой стоит Ляхбиб Адами16, в настоящее время входят в президентскую коалицию и полностью поддерживают президентский курс. Более того, партия ДОМ, обладающая достаточным политическим весом (на парламентских выборах 2007 г. она получила 52 депутатских места), наряду с партиями НДО и ФНО составляет основу президентской коалиции в ННА. Третья исламистская партия, представленная в ННА, «Движение за национальную реформу» (ДНР), возглавляемая одним из наиболее известных деятелей умеренного исламизма Абдаллой Джабаллой17, состоит в оппозиции официальному курсу, выступает против правительственной программы широкомасштабной приватизации и ратует за «исламскую социальную справедливость». ДНР, считавшаяся наиболее многочисленной и влиятельной умеренной исламистской партией, в последнее время утрачивает доверие у избирателей, получив на парламентских выборах 2007 г. всего три депутатских места.
В Алжире действует также радикальное течение исламизма, которое в настоящее время представлено в основном двумя вооруженными группировками - «Салафитская группа для проповеди и борьбы» (СГПБ) и «Вооруженные исламские группы» (ВИГ), насчитывающие в своих рядах, по разным оценкам, от 650 до 1 тыс. боевиков. Причем ВИГ в начале 2000-х гг. распалась на несколько, зачастую враждующих между собой группировок, а их бывший лидер отказался от вооруженной борьбы. СГПБ была создана в 1998 г. Хасаном Хаттабом, одним из командиров ВИГ, не согласным с такфиристской18 доктриной тогдашнего национального эмира ВИГ Антара Зуабри. Хасан Хаттаб, пользовавшийся поддержкой Бен Ладена и иорданского исламистского идеолога Абу Катады,
издававшего в 90-е гг. в Лондоне исламистский журнал «Аль-Ансар» («Соратники Пророка»), провозгласил возврат к «подлинному салафизму»19, вышел со своими сторонниками из состава ВИГ и создал собственную группировку - СГПБ20. В 2006 г. нынешний «национальный эмир» Абд аль-Ваххаб Друкдель объявил о присоединении СГПБ к Аль-Каиде и изменил ее название на «Аль-Каида исламского государства Магриб» (КИГМ). В настоящее время КИГМ базируется в основном в горном районе Большой Кабилии (300 км к востоку от г. Алжира) и продолжает террористические акции. Наиболее известными из них стали два взрыва в алжирской столице 11 апреля 2007 г., в результате которых погибли около 30 человек и более 200 были ранены, серия террористических актов на востоке страны в сентябре 2007 г. и взрыв в декабре 2007 г. вблизи представительства ООН в г. Алжире, в результате которого погибли 11 сотрудников ООН. Ряд террористических актов, направленных против сотрудников правоохранительных органов, был совершен также в 2008 г. Значительную роль в КИГМ играют «алжирские иракцы», то есть молодые алжирцы (по различным оценкам, несколько сотен), получившие боевой опыт «джихада» в Ираке, где они действовали против оккупационных сил США. По возвращении в Алжир часть из них вступила в ряды КИГМ и применяет здесь свой «иракский опыт». В то же время необходимо подчеркнуть, что алжирские силовые структуры достаточно активно борются против экстремистских группировок. Так, например, в марте-апреле 2007 г. объединенные силы армии, полиции и жандармерии (более 5 тыс. военнослужащих) при поддержке боевых вертолетов провели войсковую операцию, в результате которой был разгромлен крупный отряд КИГМ (около ста боевиков), его опорный пункт, склады с оружием и взрывчаткой21.
Таким образом, можно констатировать, что эскалация террористической активности радикального исламизма в Алжире в 2006-2008 гг. не привела к дестабилизации внутриполитической ситуации в стране. Основные силы экстремистских группировок подавлены, они могут совершать лишь отдельные террористические акты и не представляют (как это было в 90-х гг.) угрозы для существующего режима. Алжирскому руководству удалось вывести страну из состояния системного кризиса, в котором она находилась в середине 1990-х гг. Алжир достаточно уверенно восстанавливает свой статус регионального центра силы. Тем не менее важно отметить, что глубинные причины возникновения и распространения идеологии джихадизма продолжают иметь место. К ним можно отнести два основных фактора: социально-экономический и политический. Первый связан с нерешенностью острых социально-экономических
проблем внутри страны и расслоением общества. Второй фактор обусловлен нерешенностью давних международных конфликтов, прежде всего арабо-израильского и его ключевого аспекта - палестино-израильского. В последние годы к этому добавились военно-политические акции Запада в Афганистане, Ираке, кризис в Ливане, появление в западных СМИ карикатур на Пророка Мухаммеда и т. д., которые воспринимаются частью мусульман как «война против ислама». Тем более что с помощью современных СМИ данные события становятся известны всему арабо-мусульманскому миру, в котором имеется немало политизированных групп населения, особенно в молодежной среде. Радикальные исламисты объявляют «свои правительства», сотрудничающие с Западом, «неверными тиранами» и «ближним врагом», с которым необходимо вести джихад так же, как и с «дальним врагом», то есть с Западом. Данные факторы, наряду с такими как маргинализация части населения и религиозный фанатизм отдельных лиц, продолжают действовать в разной степени как в Алжире, так и в других арабских странах. От того, как будет происходить развитие этих факторов, во многом зависит эволюция социально-политических процессов, а также движений политического ислама в арабских странах, в том числе в Алжире.
Примечания
1 В ходе визита президента Абд аль-Азиза Бутефлики в Египет 4 марта 2008 г. между Египтом и Алжиром было подписано 18 соглашений о взаимном сотрудничестве в таких областях, как информационные технологии, коммуникации и транспорт, высшее образование, строительная индустрия, охрана окружающей среды, см.: Аль-Ахрам. Каир. 4.03.2008 (на араб. яз.).
2 Jeune Afrique. P., 2007. No. 2248. P. 49.
3 El Moudjahid. Alger. 28.03.2008.
4 La Liberte. Alger. 6.04.2008.
5 Jeune Afrique. 2007. No. 2443. P. 30.
6 Le Projet du Programme du gouvernement // El Moudjahid. Alger. 14.05.2004.
7 Ibid.
8 Jeune Afrique. 2007. No. 2446. P. 45.
9 Луиза Ханун родилась в 1954 г. в г. Шефка в Кабилии. В конце 1970-х гг. она становится активисткой движения за предоставление равных прав алжирским женщинам. В 1981 г. Луиза Ханун вступила в нелегальную «Социалистическую организацию трудящихся», проповедовавшую социализм троцкистского направления. За нелегальную политическую деятельность Луиза Ханун была арестована и с 1983 по 1984 г. отбывала тюремное заключение. После освобождения она вновь включилась в политическую борьбу. Благодаря своим органи-
заторским способностям и ораторскому таланту Луиза Ханун вскоре стала лидером «Социалистической организации трудящихся», которая в 1990 г. трансформировалась в политическую партию - «Партию трудящихся». Луиза Ханун выступила против силового прерывания парламентских выборов военными в 1992 г. и ратовала за диалог со всеми политическими силами, включая «Исламский фронт спасения». В 1995 г. она была одним из участников подписания «Римской платформы», предполагавшей политическое решение алжирского кризиса. В 1997 г. Луиза Ханун была избрана депутатом алжирского парламента и выступала с критикой правящего режима с социалистических позиций.
10 Jeune Afrique. P., 2007. No. 2445. P. 34.
11 Саид Саади родился в 1947 г. в г. Агрибс в Кабилии (на востоке Алжира) в бедной крестьянской семье. Получил медицинское образование (психиатр). С 70-х гг. активно участвовал в антиправительственном берберском движении, был членом запрещенной властями партии «Фронт социалистических сил». В 1989 г. Саид Саади стал инициатором создания политической партии «Объединение за культуру и демократию» (ОКД), руководителем которой он является до настоящего времени. ОКД выступает за светские демократические преобразования и предоставление больших прав берберам.
12 Фронт социалистических сил (ФСС) - одна из старейших политических партий Алжира, создана в 1963 г. в Кабилии, на территории компактного проживания кабилов, наиболее многочисленной народности алжирских берберов. ФСС выступала за соблюдение национальных прав и самоидентификацию берберов в рамках алжирского государства. ФСС исповедует социал-демократические принципы, признан во многих странах Европы, является членом международного Социалистического интернационала. ФСС выступает за отделение религии от государства, создание светского гражданского общества и своей конечной целью провозглашает построение «демократического социализма» в Алжире.
13 Jeune Afrique. P., 2007. No. 2437. P. 58.
14 La Liberte. Alger. 29.01.2008.
15 Бугерра Солтани заменил на посту руководителя «Движения общества за мир» (ДОМ) скончавшегося 19 июня 2003 г. шейха Махфуза Нахнаха, основателя партии ДОМ и видного исламистского деятеля Алжира.
16 Ляхбиб Адами стал руководителем партии «Нахда» после раскола в ее рядах, произошедшего в 1998 г. На съезде партии Ляхбиб Адами и поддержавшие его члены парламентской фракции «Нахды» выступили против тогдашнего лидера «Нахды» Абдаллы Джабаллы (некоторые обозреватели считали, что действия Ляхбиба Адами, брата министра юстиции, были инспирированы властями с целью отстранения от руководства «Нахды» Абдаллы Джабаллы, известного и влиятельного исламистского деятеля, который собирался выставить свою кандидатуру на президентских выборах 1999 г.). В результате разногласий в руководстве «Нахды» Абдалла Джабалла вынужден был уйти с поста предсе-
дателя «Нахды». Ляхбиб Адами остался руководителем парламентской фракции и в то же время стал главой партии «Нахда», которая в настоящее время является малочисленной и не играет заметной роли в политической жизни Алжира.
17 Абдалла Джабалла родился в 1956 г. в бедной семье в небольшом городке Буштата в провинции Скикда на востоке Алжира недалеко от г. Константина. Он вынужден был прервать свою учебу в институте, чтобы зарабатывать на жизнь. Тем не менее Абдалла Джабалла экстерном сдал экзамены и в 1978 г. получил диплом юриста. С 1974 г. он вступает в оппозиционное правящему режиму исламистское движение. За антиправительственные выпады в своих выступлениях Абдалла Джабалла дважды был арестован и отбывал тюремное заключение с 1982 по 1984 г. и с 1985 по 1986 г. В 1988 г. он создал ассоциацию «Нахда» («Возрождение»), которая в 1989 г. получила статус политической партии. Абдалла Джабалла исповедовал умеренный исламизм и не пошел на союз с более радикальным «Исламским фронтом спасения» (ИФС). В то же время Абдалла Джабалла выступал против запрета ИФС и прерывания армией демократических выборов в 1992 г. Он также возглавил «Комитет в защиту выбора народа» в 1992 г., требовавший отмены запрета ИФС. В 1998 г. в результате внутренней борьбы в руководстве «Нахды» Абдалла Джабалла вынужден был уйти с поста ее председателя. Тем не менее Абдалла Джабалла сумел создать новую партию «Движение за национальную реформу» (ДНР), куда перешла большая часть первичных организаций «Нахды».
18 Такфир (араб.) - обвинение в неверии. На основе доктрины такфиризма, исповедовавшейся лидерами ВИГ, в неверии обвинялись все, в том числе мусульмане, не разделявшие концепции ВИГ.
19 Салаф (араб.) - праведный предок. Салафизм - доктрина, проповедующая как идеал общественного устройства мусульманскую общину эпохи Пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али.
20 См.: Долгов Б.В. Исламистский вызов и алжирское общество. М., 2004. С. 139.
21 Jeune Afrique. P., 2007. No. 2421. P. 39.